Учебно-методическое пособие для студентов гуманитарных вузов



бет1/2
Дата14.06.2016
өлшемі243 Kb.
#135026
түріУчебно-методическое пособие
  1   2

О.А. Симонова

История социологии XX века: избранные темы
Учебно-методическое пособие для студентов гуманитарных вузов

Предисловие


Основой для настоящего учебно-методического пособия послужил курс по истории социологии «Классики теоретической социологии XX века», который читается на факультете социологии Государственного университета – Высшей школы экономики (ГУ – ВШЭ). В учебник вошли несколько избранных тем, дополняющих этот курс, – это позволит студентам составить более целостное представление о социологии XX века.

Данный учебник призван помочь студентам лучше подготовиться к семинарским занятиям, повторить пройденный материал перед экзаменом. Авторы не ставили целью всестороннее рассмотрение творчества того или иного социолога. Они стремились обозначить принципы изучения материала, дать ответы на отдельные вопросы, сформировать темы, проблемы и направления исследований, характерные для того или иного ученого, раскрыть основные термины, введенные в научный оборот. Каждый раздел книги строится по следующему плану:

1. Краткая характеристика направления социологической мысли, в рамках которого работал тот или иной ученый-социолог.

2. Ключевые слова и термины.

3. Краткие биографические данные: кто есть кто, основные работы и последователи.

4. Основные темы, положения и вопросы для изучения той или иной социологической концепции:

   √ что есть социальная реальность с точки зрения того или иного социолога, процессы и явления, входящие в круг его исследования;

   √ что такое социология, кто такой социолог (по мнению изучаемых авторов), метод и методики исследований;

   √ что есть человек в изучаемой концепции.

5. Библиография, в методических целях разделенная на первоисточники, критическую и дополнительную литературу.

6. Вопросы для самопроверки.

7. Записная книжка по истории социологии: выдержки из работ классиков.

Автор надеется, что такое изложение материала позволит студенту не потеряться в бескрайнем море литературы по истории социологии. Формирование менталитета социолога, важного для понимания современного общества, – одна из основных целей социологического образования. Данное пособие поможет студентам овладеть огромным багажом социологических знаний. По замыслу оно должно стать «развивающимся учебником»: учащиеся смогут сами дорабатывать каждую тему, пополнять список цитат и терминов. Издание оснащено словарем терминов и выражений, часто встречающихся в трудах классиков социологии. Это облегчит работу с первоисточниками, изучение которых остается приоритетным. Никакое методическое пособие не может заменить знакомства с оригинальными работами классиков.

Книга содержит также приложение с рекомендациями по написанию письменных работ, в частности эссе и рефератов по курсу истории социологии. Даны рекомендации по оформлению письменных работ: студент узнает, как составить список литературы, использовать литературу, сделать ссылки, написать план, грамотно воспользоваться материалами из Интернета и т.д. Он получит и содержательные рекомендации по написанию работы.

Однако знание правил не означает бездумное их применение. Для получения хороших результатов необходимы творческие усилия, интерес к предмету, прилежание.

1. Неомарксизм Франкфуртской школы. М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе


Франкфуртская школа занимает в истории социологической мысли видное место. Нередко концепции представителей Франкфуртской школы причисляют к социальной философии. Такой подход выходит за рамки социологии: представители этого направления тяготеют скорее к междисциплинарным исследованиям. Тем не менее трудно представить себе историю социологии без работ классиков Франкфуртской школы. Они внесли огромный вклад в развитие этой науки, подвергнув глубокой критике традиционную социологическую теорию. Специфичен язык, которым написаны работы франкфуртцев. Продолжая традиции К. Маркса, они используют яркие выражения, не характерные для академических работ. Франкфуртская школа всегда оставалась независимой от каких бы то ни было политических партий. Организация, которая ассоциируется с критической теорией Франкфуртской школы, – Институт социальных исследований (Institut für Sozialforschung) – основана во Франкфурте (Германия) 23 февраля 1923 года. К Франкфуртской школе в разное время примыкали М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе, Э. Фромм, В. Беньямин, Л. Левенталь, Ф. Вайль, К.А. Виттфогель, Ф. Поллок, К. Корш, Х. Арендт. Последователями франкфуртцев можно считать Ч.Р. Миллса в американской социологии и Ю. Хабермаса в немецкой. В данном курсе изучаются воззрения самых ярких представителей школы: М. Хоркхаймера, Т. Адорно, Г. Маркузе, а также Э. Фромма.

Ключевые слова и термины: неомарксизм, просвещение[1]1
  В первоисточнике «Диалектика просвещения» М. Хоркхаймер и Т. Адорно пишут слово «просвещение» с заглавной буквы. Чтобы не путать это особое понятие франкфуртцев с эпохой Просвещения, мы будем писать его со строчной буквы (см.: Хоркхаймер Т., Адорно Т. Диалектика просвещения. Философские фрагменты. – М.; СПб.: Медиум, Ювента. 1997. С. 8–10).

отчуждение, овеществление, формальная рационализация, фашизация, «одномерный человек», критическая теория, традиционная теория, «имманентная критика», негативная диалектика, диахронический и синхронический методы изучения социальной реальности, «критически мыслящая интеллигенция», социальный характер, авторитарная личность, фашистский индивид, антисемитизм, F-шкала.


Основные представители


Хоркхаймер Макс (Horkheimer) (1895–1973) – один из лидеров Франкфуртской школы, соавтор «Диалектики просвещения» (1947). В 1930 году он становится директором Института социальных исследований при Франкфуртском университете, а также издателем «Журнала социальных исследований» (1931–1941). В годы директорства Хоркхаймера вышла коллективная работа Института социальных исследований «Исследования об авторитете и семье» (1936). Затем Институт стал жертвой нацистского режима. В эмиграции М. Хоркхаймер разработал принципы критической теории. Вместе с Ф. Поллоком и Т. Адорно в 1950 году они восстановили Институт социальных исследований во Франкфурте. С 1951 по 1953 годы Хоркхаймер был ректором Франкфуртского университета, затем – приглашенным профессором Чикагского университета. В 1966 году переехал в Швейцарию. В последнее десятилетие своей жизни Хоркхаймер писал менее радикальные работы, проявлял интерес к религии. Влияние его идей особенно ощутимо в работах Ю. Хабермаса.
Основные работы

(1937): «Традиционная и критическая теория»;

(1947): «Помрачение разума»;

(1947): «Диалектика просвещения» (в соавторстве с Т. Адорно);

(1978): «Заря и упадок» (сборник афоризмов).


Адорно Теодор Визенгрунд (Аdorno) (1903–1969) – немецкий социолог и социальный философ, один из ведущих представителей Франкфуртской школы, сотрудник и впоследствии руководитель Франкфуртского института социальных исследований. Официально стал членом Института в 1938 году. В 1947 году выходит знаменитая «Диалектика просвещения», его первая большая работа, написанная совместно с М. Хоркхаймером. Продолжая тему «Диалектики просвещения», Адорно публикует работу «Философия новой музыки» (1949), представляющую собой критический социально-философский анализ современных ему западных музыкальных направлений. По его мнению, эта сфера также демонстрирует отчуждение человека в капиталистическом обществе. После окончания Второй мировой войны Адорно становится руководителем проекта «Авторитарная личность». Проект посвящен изучению источников авторитаризма и антисемитизма, осуществляемого в Западной Германии и США (1950), базой его являются крупные эмпирические исследования. Эти исследования имели необычайно широкий резонанс и в политических кругах, и в широком общественном мнении, а выпущенная на их основе коллективная монография переведена почти на все европейские языки.

Т. Адорно – главный теоретик франкфуртцев в области культуры, особенно музыкальной, а также эстетики. Его анализ музыки вышел далеко за рамки критики ее идеологического содержания. С 1959 года Адорно становится содиректором Института социальных исследований во Франкфурте, в 1964 году избирается председателем Германского социологического общества. В этот период вышла широко известная работа «Негативная диалектика» (1966), где Адорно критически пересматривает традиционные понятия и категории диалектики, которые, по его мнению, являются выражением отчуждения теоретического сознания в условиях эксплуататорских обществ. До конца жизни философ активно участвовал в интеллектуальной жизни Германии, занимался теорией искусства. Заметным событием в духовной жизни Западной Европы стал «Позитивистский диспут», в котором приняли участие Теодор Адорно и Карл Поппер, Юрген Хабермас и Карл Альберт.


Основные работы

(1949): «Философия новой музыки»;

(1952): «О современном состоянии эмпирического социального исследования»;

(1956): «Штудии о Гуссерле и феноменологических антиномиях»;

(1957): «Социология и эмпирическое исследование»;

(1962): «Введение в музыковедение»;

(1966): «Негативная диалектика»;

(1969): «Позитивистское течение в немецкой социологии».
Маркузе Герберт (Marcuse) (1898–1979) – социолог и философ, интеллектуальный лидер «новых левых» в США и большей части Европы. Учился во Фрайбурге под руководством М. Хайдеггера. В 1933 году присоединился к Институту социальных исследований во Франкфурте, затем эмигрировал в США и с 1934 года жил в Нью-Йорке. Г. Маркузе внес ощутимый вклад в развитие критической теории. Долгие годы он преподавал в американских университетах, оказал значительное интеллектуальное влияние на политическую жизнь в США. Как и другие представители Франкфуртской школы, Маркузе занимался развитием идей психоанализа, обогащая его политико-экономическим содержанием, развивал тезис о том, что социальная структура отражена в структурах человеческого характера. Маркузе считал, что освобождение человека и общества возможно через свободный эротизм и развитие принципов свободной игры (инстинкта игры). Книга «Эрос и цивилизация» принесла философу славу радикального фрейдиста. В работе «Одномерный человек» развивались основные положения «Диалектики просвещения». Здесь Маркузе проанализировал понятие «ложного сознания» в массовом обществе. В целом можно сказать, что Маркузе развил марксистскую теорию общества, разработав культурные и эстетические темы.

Основные работы

(1928): «К феноменологии исторического материализма»;

(1929): «О конкретной философии»;

(1932): «Новые источники к обоснованию исторического материализма. Интерпретация впервые опубликованных рукописей К. Маркса»;

(1932): «Гегелевская онтология и обоснование теории историчности»;

(1939): «Трансцендентальный марксизм»;

(1941): «Разум и революция. Гегель и подъем социальной теории»;

(1955): «Эрос и цивилизация»;

(1958): «Советский марксизм»;

(1968): «Одномерный человек: исследования идеологии развитого индустриального общества»;

(1970): «Эссе об освобождении: психоанализ, политика и утопия»;

(1972): «Контрреволюция и восстание».
Эрих Фромм (Fromm) (1900–1980) большинством специалистов отнесен к Франкфуртской школе, что является вполне правомерным. Правда, Э. Фромм занимал особое положение во Франкфуртской школе, поскольку не считал себя связанным ее «институциональными» рамками. Это становилось все более очевидным в ходе его идейной эволюции. Э. Фромм оказывается вполне самостоятельным мыслителем, развивая в основном идеи З. Фрейда. Это дает нам основание рассматривать его как представителя неофрейдизма и отнести к теме «Психоаналитическая ориентация в социологии». Тем не менее проект Франкфуртской школы «Авторитарная личность» был основан на концепции «авторитарного характера», разработанной именно Фроммом. В работах Фромма последовательно воплощен подход к описанию общества, выдвинутый франкфуртцами: критика капиталистического общества, исследование и разоблачение фашизма и др. Э. Фромм был увлечен идеями К. Маркса, занимался разработкой позитивной программы преобразования буржуазного общества, исследованием социального характера, индивидуальной и социальной психотерапией. В своих исканиях он приблизился к основным положениям экзистенциальной философии.
К последователям франкфуртцев можно отнести Ю. Хабермаса.
Хабермас Юрген (Habermas) (род. 1929) – немецкий социальный философ и социолог, идеолог «новых левых». Испытал огромное влияние идей Т. Адорно и М. Хоркхаймера. С 1956 по 1959 год работал ассистентом у Теодора Адорно в Институте социальных исследований во Франкфурте. С 1964 года является профессором университета во Франкфурте-на-Майне, руководителем кафедры философии и социологии, с 1970 года – содиректором Института по исследованию условий жизни научно-технического мира в Штарнберге. Ведущая тема социальной философии Хабермаса – проблема активной, «политически функционирующей» общественности, обострившаяся на Западе в середине XX века в связи с новым этапом развития капиталистического общества. Он также интересовался проблемой межчеловеческого взаимодействия, в особенности вопросами об отличии «истинной» коммуникации от «ложной», предлагая собственную интерпретацию социальной коммуникации – теорию коммуникативного действия.

Основные работы

(1962): «Структура общественного мнения» (диссертация);

(1968): «Знание и человеческие интересы»;

(1969): «Движение протеста и реформа высшей школы»;

(1970): «К рациональному обществу»;

(1973): «Кризис легитимности»;

(1974): «Теория и практика»;

(1979): «Коммуникация и эволюция общества»;

(1984, 1988): «Теория коммуникативного действия» (в 2-х томах);

(1989): «Структурное преобразование публичной сферы»;

(1990): «О логике социального обеспечения».


Основные темы, положения и вопросы для изучения концепций франкфуртской школы


Теории представителей Франкфуртской школы часто называют «неомарксизмом». Что такое неомарксизм? Можно сказать, что ученые, создавшие Институт социальных исследований во Франкфурте, предложили гуманистическую и открытую версию марксизма, неомарксистскую теорию истории и социологии. Основные источники их творчества: философия и политэкономия К. Маркса, психоанализ З. Фрейда, идеи К. Мангейма, социологические идеи М. Вебера и др. Франкфуртцы обогатили собственно философские и психологические понятия политэкономическим и общесоциологическим содержанием. Важным вкладом Франкфуртской школы в теоретическую социологию является критика марксистской теории, попытка обогатить ее психологическим содержанием, представлениями о личности современного человека.

Источники творчества представителей франкфуртской школы


У К. Маркса франкфуртцы взяли основное методологическое «оружие» – критику современного общества, идеологий, оправдывающих власть и господство. Понятие «ложного сознания» как результата определенных общественных отношений и диалектика, которую К. Маркс наполнил общесоциологическим и историко-политическим содержанием, берутся на вооружение всеми теоретиками Франкфуртской школы. Понятие отчуждения К. Маркса было адаптировано ими к критике современного общества.

Отчуждение – одна из важных методологических категорий К. Маркса:

   √ отчуждение создается в процессе принудительного труда;

   √ отчуждается родовая сущность человека, превращаясь в чуждую ему сущность; человек отчуждается от других людей и от самого себя;

   √ преодоление отчуждения возможно только через освобождение труда.

Теоретиками Франкфуртской школы использовались следующие идеи З. Фрейда:

   √ представление о структуре человеческой психики;

   √ некоторые положения психопатологии, позволяющие обрисовать негативное влияние современного общества на человека и трудности на пути развития революционного сознания;

   √ представление о возможностях психического освобождения.

Теорию формальной рациональности М. Вебера также можно считать одним из интеллектуальных источников работ Франкфуртской школы. Теория включает следующие положения:

   √ одним из основных процессов современного общества является процесс рационализации социального действия — вытеснения ценностно-рационального, традиционного и аффективного действия;

   √ рациональность выступает как самоцель – это судьба западной цивилизации и путь всемирно-исторического процесса;

   √ развитие науки представляет собой чистое воплощение принципа рациональности;

   √ основными механизмами процесса рационализации являются формализация и калькулируемость;

   √ способы ведения хозяйства, управление во всех сферах социальной жизни, образ мышления людей рационализируются;

   √ роль религии и церкви в жизни общества уменьшается («расколдование мира»).

Основные идеи теоретиков франкфуртской школы


Теория «порочной цивилизации». В «Диалектике просвещения» история предстает как процесс нарастающего отчуждения, достигающего своего максимума в эпоху «позднего капитализма».

Центр внимания теоретиков Франкфуртской школы – современное им капиталистическое общество. Система господства, созданная в таком обществе, признается глубоко порочной и губительной для человеческой личности. Господство социальных и культурных структур над людьми является, с точки зрения авторов, результатом особого пути исторического развития, не характерного для всего человечества. Самое печальное, по мнению франкфуртцев, – то, что люди в большинстве своем не понимают и не чувствуют болезней современного общества, в котором живут.

Понятия рациональной тотальности и рационализации как основы «просвещения». Просвещение как рациональное овладение природой включает:

   √ расщепление изначальной целостности природы на субъект и объект;

   √ разделение социальных отношений на отношения господства и подчинения;

   √ саморасщепление индивида: подавление чувственных переживаний абстрактными представлениями о себе.



В результате этих процессов происходит полное отчуждение человека от природы, общества, других людей и самого себя.

Рациональность и разум в концепциях теоретиков франкфуртской школы


Под рациональностью здесь имеется в виду процесс рационализации и формализации, характерный для западной цивилизации и понятый в веберовском духе. Под разумом – позитивная рациональность, гуманистическая разумность, изначально присущая человеческой цивилизации, принципами которой надо руководствоваться, чтобы противостоять негативным тенденциям технократической капиталистической культуры. Формальная рациональность выступает как апогей развития технократического мышления.

Представления об «иррациональности» рационального мира. Существующий мир иррационален, поскольку чужд реальным потребностям людей (например, потребности в самореализации), их способностям. Парадоксальным образом рационализация оборачивается «неразумностью», иррациональным и пассивным признанием существующего порядка вещей. Нацизм является примером торжества формальной рациональности в современном мире.

Категории «овеществление» и «фетишизация». Отчуждение и овеществление как основные черты и механизмы западной цивилизации. Роковая антиномия современного человека: обретение власти над самим собой, своими взаимоотношениями и окружающим миром с необходимостью оплачивается прогрессирующим отчуждением от всего того, над чем и над кем обретается власть. За господство приходится платить не просто отчуждением человека от порабощенных им объектов: с овеществлением духа «заколдованными» становятся отношения самих людей и даже отношение к себе. Мир расщепляется, мир противостоит человеку, и «расколотый» человек становится врагом самому себе. Люди безвольно признают существующую систему господства, поскольку она глубоко укоренена в истории западной цивилизации, а также потому, что система господства захватывает все сферы жизнедеятельности человека: она налицо не только в сфере экономики, но и в сфере культуры, она овладевает сознанием человека, полностью подчиняет его себе и подавляет его личность.

Почему работа М. Хоркхаймера и Т. Адорно называется «Диалектика просвещения»? Просвещение тоталитарно, это формальная рациональность, основной его инструмент – абстракция, абстрактное мышление. Капитализм обречен, развитие западноевропейской цивилизации рассматривается как рост социального безумия, утрата свободы, фашизация общества. «Поздний капитализм» рождает новые формы отчуждения. Технология подавляет индивидуальность, внутреннюю свободу личности, она используется в целях поддержания и развития отношений господства. Отсюда, современное общество — это «организованное общество», где процветает господство человека над человеком, отчуждение человека от человека. Такое общество – утилитарно, формально рационально и атомизировано, а также идеологизировано, что практически исключает возможность революционного протеста. Просвещение, бывшее результатом лучших человеческих побуждений, оборачивается «тотальным врагом» для современного человека. Неся рационализацию всех сфер человеческой жизнедеятельности, просвещение оборачивается системой господства, поддерживаемой большинством людей совершенно иррационально.

Г. Маркузе писал о том, что современные технологии превращают сегодняшнее общество в тоталитарное, поскольку используются для изобретения и внедрения более эффективных, обманчиво «приятных» методов социального контроля над индивидами (примером может служить телевидение). Таким образом, технологии стоят на службе у системы господства, «отупляют» людей, подавляют их индивидуальность и критическое мышление, их внутреннюю свободу. Поэтому Маркузе называет современное общество «одномерным».



Главный тезис критической теории Франкфуртской школы: существует подлинная человеческая природа, загнанная просвещением в бессознательное. Человек в просвещенном мире – это псевдоиндивидуальность, случайный носитель всеобщих требований социума, отождествляющий себя со стереотипами шкалы ценностей, социальными нормами. Человек – «анонимный функционер», узел конвенциональных реакций и объективно ожидаемых способов функционирования. Человек в таком обществе – вещь, статистический элемент, оцениваемый в категориях «успеха» или «неудачи». Такие люди образуют псевдоколлективы, конгломераты псевдоиндивидуальностей и анонимов; сила коллектива становится инстанцией насилия. Кроме того, современная идеология, порождаемая социальной элитой, представляет собой систему идей, которая сбивает с толку людей, возвеличивает существующий социальный порядок.

Основные идеи «критической теории общества». Противопоставление «критической» и «традиционной» теорий общества. Критика традиционной социальной теории. Противопоставление субъекта и объекта – основной порок и основная черта традиционной теории. Поэтому необходимо преодолеть этот разрыв с помощью построения критической теории общества.

Критика позитивизма. Франкфуртцы не принимали позитивизм главным образом потому, что считали невозможным вынести человеческие ценности за рамки научного исследования. А также потому, что позитивизм претендует на бытие единственным эталоном достоверности и точности для всех научных дисциплин. По мнению мыслителей Франкфуртской школы, необходимо сфокусировать свое внимание, прежде всего на человеческой деятельности, ее воздействии на социальные структуры. Позитивизм способствует:

   • невниманию к роли действующих субъектов;

   • овеществлению социального мира (абсолютизации фактов);

   • математизации мышления;

   • идеологическому консерватизму (он не в состоянии бросить вызов существующей системе, а зачастую и поддерживает существующий социальный порядок);

   • пассивности индивида и социального ученого.



Главный метод критической теории и науки – «имманентная критика», негативизм, берущие свое начало в философии Гегеля и молодого Маркса.

Задачи критической теории:

   √ раскрытие природы общества;

   √ преодоление разрыва субъекта и объекта;

   √ фокусирование внимания на человеческой деятельности;

   √ разоблачение традиционного социального познания для того, чтобы вернуться к истинной природе человека;

   √ критическое отношение к миру данного, наличного, что позволит релятивизировать фактичность социального мира. Нужно не улучшать существующее, а критиковать его в целом: подвергать критической рефлексии категории «лучшего», «полезного», «целесообразного» как идеологически обусловленные.



Негативная диалектика Т. Адорно — особая установка исследователя на критическое осмысление диалектики: категории гегелевской диалектики переосмысляются с позиций общественно-экономической деятельности, приобретают политэкономическое и социологическое содержание.

Социология и социолог в мире «проклятого» буржуазного общества


Критика социологического разума. Главный пункт критики франкфуртцев – разобщение теории и практики в современной социологии. Сциентизм рассматривается как один из пороков социологии, поскольку превращает научный метод в самоцель. Сциетизм далек от критики современного общества, не помогает «угнетенным» людям, игнорирует личность как ценность. Социологи сконцентрированы на обществе в целом, а не на конкретных личностях. Поэтому социология, возникшая в буржуазном обществе, не способна выйти за пределы современного социального порядка, не может найти способов, которые привели бы людей к справедливому и гуманному обществу.

Адорно критиковал социологический позитивизм и категорически отвергал разделение индивида и общества, характерное для позитивистской социологии. Отдельный социальный феномен невозможно понять вне целого (истории и общества). Поэтому Т. Адорно предлагал использовать диахронический и синхронический методы рассмотрения и изучения социальной реальности: т.е. взгляд на общество как на взаимодействие составляющих его частей – и рассмотрение его же с точки зрения генезиса и прогноза на будущее.



Критика современного эмпирического социального исследования с позиций Франкфуртской школы. В современных им социологических исследованиях:

   √ происходит «удвоение фактичности»;

   √ господствует идеология буржуазного общества (научная генерализация расценивается ими как апологетика капитализма);

   √ осуществляется манипуляция людьми;

   √ осуществляется функция поддержания существующего социального порядка;

   √ абсолютизируются результаты количественного анализа.

Франкфуртцы не выступали против эмпирического социального исследования как такового. Социология, по мнению теоретиков Франкфуртской школы, в корне отличается от естественных наук, так как исключает конструирование объективных закономерностей. Социолог должен погружаться в общество, субъект-объектную реальность или «тотальность», а не дистанцироваться от нее. Методы исследования должны проверяться не методологическим идеалом, а «самой сутью дела». Социолог не должен отрекаться от собственной субъективности, он неизбежно «партиен». Познание общества – это одновременно орудие его изменения. Главная цель социологии, таким образом, – объединить теорию и практику, восстановить отношения между ними для их взаимного обогащения.

Эстетическая альтернатива отчуждению и рациональности


Элитарные формы культуры. Роль социологии искусства и культуры в трактовке социальных процессов в целом. Апология авангарда в искусстве. Франкфуртцы (особенно Т. Адорно и Г. Маркузе) считали, что именно через искусство возможно частичное освобождение от буржуазного общества. Однако и в эту область вторгается рационализация, и здесь устанавливается система господства, характерная для западной цивилизации. Т. Адорно писал о музыке как о голосе человеческой личности, раздавленной капиталистическим отчуждением. Искусство авангарда, особенно авангардная музыка, по мнению Т. Адорно, помогает выразить протест против современного общества: организованное отсутствие смысла в музыке опровергает смысл организованного общества. Искусство авангарда помогает разоблачить современное общество, разрушить устоявшиеся типы мышления, освободить человека.

Где истина?


Истинный путь познания – преодоление фактов во имя Иного. Идеал – полное человеческое существование в единстве с природой, свободное развертывание телесно-природной и духовной сущности человека. Здесь обнаруживается сходство с идеалами К. Маркса о духовном и телесном самосовершенствовании человека, о построении нового общества, в котором люди будут находиться в гармонии с самими собой и друг с другом. Подлинное искусство выражает истину человеческого существования в гармоничном единстве человека с природой.

Франкфуртцы говорили о протесте против современного общества во имя появления «радикально иного», отменяющего предыдущее развитие человечества. Истинная природа буржуазного общества открывается группам интеллектуалов, безжалостно подавляемым авторитарными режимами, а также маргинальным группам. Эта категория людей, выбрасываемых за борт западной цивилизацией, является основным человеческим ресурсом радикальных перемен; это жители «третьего мира», не вовлеченные в процесс модернизации и Просвещения: радикально настроенные интеллектуалы, наркоманы, представители сексуальных меньшинств, инфантильная и нетрудоспособная молодежь, безработные и преступники. М. Хоркхаймер возлагал все надежды на «критически мыслящую интеллигенцию», которая одновременно социально обусловлена и свободна от этой обусловленности в силу своей способности к критической рефлексии.


Авторитарная личность. Основные характеристики исследования


Т. Адорно был руководителем исследовательского коллектива, ответственным редактором коллективной монографии, в которой зафиксированы результаты проекта. Коллектив составили социальные психологи: Р. Невитт Сэнфорд, Дэниэл Дж. Левинсон, Эльза Френкель-Брюнсвик. Теоретическую основу проекта разрабатывал Т. Адорно, опираясь на идеи «Диалектики просвещения», а также понятие «авторитарного характера», разработанное Э. Фроммом. Проект кроме того невозможно понять, не зная основ психоанализа З. Фрейда (таких понятий, как «бессознательное», «амбивалентность психики», «навязчивые состояния», «проекция», «вытеснение», «рационализация», «агрессия»). Авторитарная личность– основа всех тоталитарных режимов. Это тип социального характера, основная черта которого – самоидентификация с авторитетом и утверждение через эту идентификацию своей силы и привилегированности. Это человек, который, по словам Э. Фромма, «бежит от свободы», отказывается от своей независимости, стремится слить свое Я с кем-нибудь или с чем-нибудь внешним, чтобы таким образом обрести силу, недостающую ему самому.

В целом данный проект был попыткой осуществить одну из основных целей «критической теории общества». А именно: сосредоточиться на самом человеке, его мыслях, деятельности, понять, как социальное бытие человека воздействует на политический порядок, на успех или неуспех определенных идеологий; попытаться найти хотя бы некоторые способы освобождения человека от всего того, что навязывается ему существующей системой господства.



Основная цель проекта: описание «нового антропологического типа» – авторитарного характера.

Прагматический смысл: наука должна стать орудием борьбы против потенциальной угрозы фашистского мышления.

Задача исследования: установление соответствия между глубинной психологической динамикой личности и ее «поверхностными чертами» (например, предрассудками).

Основная идея: уловить связь между социальной средой и идеологическими чертами человека.

Основная гипотеза: убеждения индивида отражают определенный образ мышления, который является выражением скрытых черт индивидуальной структуры характера.

Личность понималась здесь скорее как диспозиция, потенциальная готовность к действию, нежели как актуальное поведение, а социальный характер рассматривался как особая устойчивая организация потребностей в конкретном культурном климате и как детерминанта идеологических предпочтений.

Потенциально фашистский индивид — основной предмет данного исследования. Это индивид, чья структура делает его особо восприимчивым к антидемократической пропаганде.

Антисемитизм как одна из основных черт авторитарной личности в большей степени базируется на субъективных факторах и социальной ситуации, в которой находится антисемит, чем на подлинных свойствах евреев, и детерминацию антисемитской установки следует искать прежде всего в личности носителя. Гипотезы в связи с этим: антисемитизм – не изолированное явление, а часть идеологической системы; восприимчивость индивидов к таким идеологиям зависит в первую очередь от их психологических потребностей.

Основные вопросы, поставленные исследователями в рамках проекта «Авторитарная личность»:

   √ как возникает антидемократический способ мышления?

   √ какие личностные факторы структурируют такое мышление?

   √ насколько широко авторитарные индивиды («фашизоидные» личности) распространены в исследуемом обществе?

   √ как получается, что одни воспринимают фашистские идеи, а другие – нет?



Методика исследования — измерение определенного множества мыслительных содержаний в группах испытуемых (интервьюируемых), а затем определение с помощью стандартизированных статистических методов того, как эти мыслительные содержания соотносятся друг с другом. Использованные шкалы качественно оценивают черты авторитаризма: антисемитизм, этноцентризм, политико-экономический консерватизм. На основе этих шкал построена шкала фашизма – F-шкала как непосредственно замеряющая «фашизоидность» (склонность к фашизму) в личности. Вопросники, использованные в этом исследовании, по мнению ученых, – не просто инструмент для сбора данных, а «клапаны» для «выхода наружу» глубоко лежащих личностных установок, спонтанно выражающих фашистские идеи или испытывающих их влияние.

F-шкала включает девять базовых личностных переменных:

   √ традиционность (сильная привязанность к ценностям своего сословия или класса);

   √ авторитаризм (некритическое подчинение авторитетам собственной группы);

   √ авторитарная агрессия (стремление выискивать людей, не уважающих ценности и традиции для того, чтобы осудить и наказать их);

   √ анти-интрацепция (неприятие фантазии и эмоциональной чувствительности);

   √ суеверность и стереотипность мышления (склонность к мышлению в жестких категориях и мистическая вера в судьбу);

   √ силовое мышление и культ силы (мышление в категориях господство – подчинение, сильный – слабый, вождь – последователи, идентификация с образами, воплощающими силу, демонстрация силы);

   √ деструктивность и цинизм (общая враждебность);

   √ проективность (предрасположенность к вере в мрачные и опасные события, проекция собственных неосознанных импульсов на внешний мир);

   √ сексуальная озабоченность (чрезмерный интерес к сексуальным вопросам («происшествиям»))[2]2
  См. об этом подробнее: Адорно Т., Невитт Сэнфорд Р., Френкель-Брюнсвик Э., Левинсон Д.Дж. Исследование авторитарной личности / Под ред. В.П. Култыгина. – М.: Серебряные нити, Академия исследования культуры, 2001. С. 52–67.


Синдромы личностей с предрассудками (потенциально фашистских индивидов): общее – стереотипность мышления, антисемитизм и расизм:

   √ синдром поверхностной зависти (основная черта — страх перед социальной конкуренцией, основная группа или категория — мелкие торговцы, чернокожие);

   √ конвенциональный или конформистский синдром (основная черта — мышление в категориях «своих» и «чужих»; основная группа — высшие и средние слои общества);

   √ авторитарный синдром (основная черта — слепая вера в авторитет, агрессия по отношению к слабым; основная группа — низший средний класс);

   √ бунтовщик и психопат (основная черта — слепая ненависть к авторитету и бессознательное восхищение им; основная группа — безработные, люди опасных профессий);

   √ фантазер или чудак (основная черта — создают псевдореальность с помощью коллектива; основная группа — старики и пенсионеры);

   √ манипулятивный синдром, или «функционер» (отсутствие эмоциональных связей, сверхреализм; основная группа — инженеры, менеджеры, бизнесмены).

Надо добавить, что исследователей интересовали и личности, свободные от предрассудков. В своей работе они представили также примерную типологию индивидов без предрассудков, которые, по мысли ученых, не склонны к фашизму[3]3

  Там же. С. 295–311.

Один из основных выводов исследования: лица, наиболее восприимчивые к фашистской пропаганде, имеют общие характерные особенности, складывающиеся в единый синдром. Лица, отвергающие фашизм, в большей мере отличаются друг от друга.



Синдромы личностей, свободных от предрассудков (такие синдромы являются менее «типизированными» и схематичными, однако в основном это личности, которые, несмотря на отсутствие предрассудков, не могут все же активно выступить против существующей системы господства, являются политически пассивными):

   • «закостенелый»: отсутствие предрассудков здесь является случайным, не базируется на определенном опыте, не вписано в структуру характера, а выводится из внешних идеологических форм (чаще всего – борьба за права меньшинств); социальная категория — молодые «прогрессивные» люди, особенно студенты;

   • «протестующий»: такой человек целиком руководствуется своей совестью, независимой от внешних законов, по чисто моральным причинам протестует против социального гнета или экстремальных предрассудков, таких как расовые; социальная категория – выходцы из среднего сословия, пережившие тяжелые семейные конфликты;

   • «импульсивный»: личность, относительно свободная от деструктивных импульсов, склонная симпатизировать всем, кого считает угнетенными; социальная категория – лица с «асоциальными» характерами (такие как воры, проститутки, некоторые психопаты, а также актеры);

   • «непринужденный»: характеризуется крайним нежеланием принимать какие-либо решения, пацифистской установкой в жизни, неагрессивностью, такие люди хорошо относятся к женщинам и признают их власть; социальная категория – выходцы из нижнего уровня среднего сословия;

   • «врожденный либерал»: характеризуется открытостью, особенно ценит автономию и независимость личности, эмоциональность («гражданский кураж» – острая реакция на несправедливость), эстетические интересы; неэгоистичен, социальную категорию здесь выявить чрезвычайно трудно.


Библиография

Первоисточники


Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика просвещения / Пер. М. Кузнецова). – М.; СПб.: Медиум, Ювента, 1997.

Адорно Т., Невитт Сэнфорд Р., Френкель-Брюнсвик Э., Левинсон Д.Дж. Исследование авторитарной личности / Под ред. В.П. Култыгина. – М.: Серебряные нити, Академия исследования культуры, 2001.

Адорно Т. Типы и синдромы. Методологический подход (фрагменты из «Авторитарной личности») // Социологические исследования. 1993. № 3. С. 75–85.

Адорно Т. Избранное: Социология музыки. – М.; СПб., 1998.

Маркузе Г. Одномерный человек. – М., 1994.

Маркузе Г. Эрос и цивилизация. – К., 1995.

Критическая литература и учебники


Современная западная социология. Словарь. – М.: Политиздат, 1990.

Баталов Э.Я. Философия бунта. – М., 1979.

Давыдов Ю.Н. Критика социально-философских воззрений Франкфуртской школы. – М., 1977.

Давыдов Ю.Н. Социальная философия Франкфуртской школы. – М. 1978.

Дмитриев А.Н. «Число зверя»: к происхождению социологического проекта «Авторитарная личность» // Социологические исследования. 1993. № 3.

Ритцер Дж. Современные социологические теории. 5-е изд. – М.; СПб.; Н. Новгород и др., 2002. С. 82–83, 161–214.

Юдин А.А. Парадоксы Великого Отказа // Маркузе Г. Эрос и цивилизация. – К., 1995.

История теоретической социологии. Т. 2 / Под ред. В.Н. Фомина. – М., 1998. С. 512–542.

История теоретической социологии. Т. 3 / Под ред. И.Ф. Девятко. С. 407–424.

История социологии в Западной Европе и США / Отв. ред. Г.В. Осипов. – М., 1993. С. 310–329.


Дополнительная литература


Дмитриев А.Н. Опыт сотрудничества П. Лазарсфельда и Т. Адорно в исследовании массовой коммуникации // Социологический журнал. 1997. № 3.

Миллс Ч.Р. Властвующая элита. – М., 1959.

Монсон П. Юрген Хабермас и современность // Монсон П. Современная западная социология: теории, традиции, перспективы. – СПб., 1992. С. 307–345.

Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. – М., 1995.

Хабермас Ю. Модерное сознание времени и его потребность в самоудостоверении // Философские науки. 1997. № 2, 3, 4.

Хабермас Ю. Формальная и эмпирическая прагматика // Современная зарубежная социология (70–80-е гг.). – М., 1993.

Хабермас Ю. Вовлечение другого. – М., 2001.

Хабермас Ю. Теория коммуникативного действия (фрагменты) // Личность. Культура. Общество. – М., 2003. – Т. 5. № 1/2. С. 254–263.

Вопросы и задания для самопроверки


1. Каковы «пороки» традиционной социальной теории и, в частности, социологии с позиции М. Хоркхаймера и Т. Адорно?

2. Каковы задачи критической социальной теории?

3. Что такое «просвещение» в понимании представителей Франкфуртской школы?

4. Назовите основной методологический принцип построения теории общества, предлагаемый учеными Франкфуртской школы.

5. Каким становится человек в результате распространения просвещения?

6. Какие понятия заимствовали франкфуртцы у К. Маркса? У М. Вебера? У З. Фрейда?

7. Раскройте понятие отчуждения в свете идей Франкфуртской школы. Что нового внесли франкфуртцы в это понятие?

8. Какие люди не подверглись отчуждению и могут противостоять негативным процессам просвещения?

9. Есть ли у М. Хоркхаймера и Т. Адорно позитивная программа преобразования «больного общества»?

10. Если Т. Адорно и М. Хоркхаймер критиковали позитивистскую социологию и эмпирические исследования, проводимые позитивистами, то как стал возможен проект «Авторитарная личность»? Опишите основную методику исследования, примененную в этом проекте.

11. Оцените значение концепции «авторитарного характера» Э. Фромма для эмпирических исследований, проведенных под руководством Т. Адорно. Как изменилось это понятие внутри самого исследования? Перечислите основные черты авторитарной личности.

12. Какие идеи психоанализа были использованы при построении теоретического фундамента исследовательского проекта «Авторитарная личность»?

13. Как участники проекта понимали антисемитизм?

14. Как была построена F-шкала?

15. Каковы результаты исследований американского общества в рамках проекта «Авторитарная личность»?

Записная книжка по истории социологии: выдержки из работ классиков социологии


«Путь человека к науке Нового времени пролегает через отречение от смысла» (Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика просвещения. – М., 1997. С. 18).

«Миф превращается в просвещение, а природа – всего лишь в объективность. Усиление своей власти люди оплачивают ценой отчуждения от всего того, на что их власть распространяется» (Там же. С. 22).

«Дистанцированность субъекта от объекта, предпосылка абстракции, имеет своим основанием ту дистанцию к вещи, которая приобретается господином посредством подданного» (Там же. С. 27).

«Всеобщность мысли, как ее развивает дискурсивная логика, господство в сфере понятия выстраиваются на фундаменте господства в действительности» (Там же. С. 28).

«Дедуктивной формой науки… отображаются иерархия и принуждение. Подобно тому, как первыми категориями репрезентировался организованный род и его власть над его членами, логический порядок в целом, правила взаимозависимости, объем и смычка понятий основываются на соответствующих отношениях социальной действительности, на разделении труда» (Там же. С. 36).

«Мир как гигантское аналитическое суждение, единственное, что еще остается от всех грез науки, есть явление, сходное с космическим мифом, связывающим смену весны и осени с похищением Персефоны» (Там же. С. 43).

«Господство оплачивается не просто отчуждением человека от порабощаемых им объектов: с овеществлением духа заколдованными становятся отношения самих людей, и даже отношение единичного к себе самому. Последний сморщивается до размеров узлового пункта конвенциональных реакций и способов функционирования, объективно от него ожидаемых. Анимизм одушевил вещь, индустриализм овеществляет души» (Там же. С. 44).

«Технический процесс, в который опредмечивает себя субъект после искоренения себя из сознания, свободен от многозначности мифологического мышления, равно как и ото всякого смысла вообще, ибо разум сам становится тут всего только подсобным средством всеобъемлющего экономического аппарата» (Там же. С. 46).

«С развитием городского товарного хозяйства сумрачный горизонт мифа озаряется солнцем калькулирующего разума, под чьими леденящими лучами вызревают всходы нового варварства. Под давлением господства человеческий труд с незапамятных времен уводил прочь от мифа, в зоне влияния которого он неизменно вновь и вновь оказывается в условиях господства» (Там же. С. 49).

«Проклятием безудержного прогресса является безудержная регрессия» (Там же. С. 53).

«На пути от мифологии к логистике[4]4
  Здесь имеется в виду математическая логика.

мышлением был утрачен элемент рефлексии над самим собой, и сегодня машинерия изувечивает людей, даже когда вскармливает их. Но в облике машины отчужденное рацио движется к такому обществу, которое способно примирить мышление в его окостенелой форме в качестве равным образом как материальной, так и интеллектуальной аппаратуры с освобожденной живой мыслью и соотнести его с самим обществом как с его реальным субъектом» (Там же. С. 54–55).

«Просвещенное человечество не в состоянии выбраться из ловушки: не в состоянии ликвидировать мышление, являющееся органом господства… Просвещение разоблачает самого себя» (Там же. С. 56–57).

«В самом начале исследования относительно потенциального фашистского индивида исходным пунктом наших размышлений был антисемитизм. Солидаризируясь с большинством обществоведов, авторы разделяют точку зрения, согласно которой антисемитизм в значительно большей степени базируется на субъективных факторах и общей ситуации, в которой находится антисемит, чем на подлинных свойствах евреев. Детерминацию антисемитской установки следует искать прежде всего в личности ее носителя. Поскольку этот акцент на структуру характера с необходимостью выдвигает на первый план не исторические или социологические, а психологические подходы (хотя в конечном счете все эти три аспекта можно отграничить друг от друга только условно), мы стремились объяснить существование антисемитских представлений причинами общественного характера. Более того, вопрос ставился следующим образом: “Каким образом получается так, что определенные люди принимают такого рода идеи, в то время как другие – нет?” И поскольку исследование с самого начала ориентировано на вышеупомянутую гипотезу, мы исходили из предположений, (1) что антисемитизм не есть особое изолированное явление, а часть объемной системы, и (2) что восприимчивость индивида к такого рода идеологиям в первую очередь зависит от психологических потребностей» (Адорно Т., Невитт Сэнфорд Р., Френкель-Брюнсвик Э., Левинсон Д.Дж. Исследование авторитарной личности. – М.: Серебряные нити, Академия исследования культуры, 2001. С. 16–17).

«Что касается предварительных выводов и гипотез относительно антидемократических индивидов, то прежде чем их можно будет признать окончательными, они должны быть подвергнуты многочисленным тщательным наблюдениям – во многих случаях с помощью количественного анализа. Чтобы с уверенностью можно было сказать, что множество мнений, линий поведения и представлений о ценностях, демонстрируемых тем или иным индивидом, действительно представляют собой консистентную структуру или организованное целое, необходимо самым интенсивным образом исследовать этого индивида. Известна лишь одна методика, позволяющая установить, образуют ли групповые мнения, типы поведения и представления о ценностях определенные образы мышления, из которых одни более распространены, чем другие. Она заключается в том, чтобы измерить определенное множество мыслительных содержаний в заранее определенных группах испытуемых, а затем с помощью стандартизированных статистических методов определить, какие из них соотносятся друг с другом…» (Там же. С. 17).

«Между тем у индивида могут быть и “тайные” мысли, которые он, если это возможно, ни при каких обстоятельствах не выдаст. Это могут быть мысли, в которых он не желает признаться самому себе. Это могут быть мысли, о которых он не говорит вслух, поскольку они настолько смутные и неупорядоченные, что он не способен выразить их в словах. Найти доступ к этим скрытым тенденциям особенно важно, потому что, по-видимому, именно здесь находится потенциал для демократических или антидемократических идей и действий в решающих ситуациях.

То, что люди говорят, и в известной степени даже то, что они думают на самом деле, не в последнюю очередь зависит от духовного климата, в котором они живут. Если этот климат меняется, то один приспосабливается к нему быстрее, чем другой. Если заметно усилится антидемократическая пропаганда, то некоторые люди быстро воспримут ее и тут же передадут дальше, другие же – только если им покажется, что “этому верят все”, третьи же не поддадутся и в этих условиях. Иными словами, индивиды очень различны в своей предрасположенности к антидемократической пропаганде, в своей готовности проявить антидемократические тенденции. Для того чтобы измерить фашистский потенциал в этой стране (США. – Прим. ред.), представляется необходимым исследовать идеологию на этой “ступени готовности”… Точно так же, как и открытое вербальное высказывание, откровенное действие в большой мере зависит от социально-экономической ситуации, однако различные индивиды сильно отличаются друг от друга своей готовностью к тому, чтобы дать втянуть себя в активные действия. Исследование этого потенциала является частью исследования общей идеологии индивида. Выводы относительно того, какие и какой интенсивности мнения, типы поведения и представления о ценностях могут подвигнуть индивида на действия, и какие личностные факторы способны удержать его от них, имеют большое практическое значение» (Там же. С. 18–19).

«Теоретически объективность и рациональность идеологии определяют прежде всего те переменные характера, которые составляют часть Я, ту часть структуры характера, которая оценивает реальность, интегрирует другие его части и наиболее сознательно реагирует.

Именно Я опознает нерациональные силы в характере и берет на себя ответственность за них. На этом базируется наше убеждение, что в основе поисков психологических детерминант идеологии лежит надежда на то, что люди могут стать разумнее» (Там же. С. 26).

«Остается открытым вопрос, до какой степени и может ли вообще фашистской угрозе противостоять психологическое оружие. Психологическое “лечение” предубежденных личностей проблематично как из-за большого их количества, так и потому, что они, конечно, не больны в обычном смысле слова и, как мы видим, по крайней мере на поверхностном уровне часто лучше “приспособлены”, чем личности без предрассудков» (Там же. С. 269).




Достарыңызбен бөлісу:
  1   2




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет