Урок №26 История древнего мира Китайский мудрец Конфуций



Дата02.07.2016
өлшемі61 Kb.
#172863
түріУрок
5 класс Урок № 26 История древнего мира

Китайский мудрец Конфуций.

Цель урока: 1. Познакомить учащихся со взглядами китайского мудреца Конфуция.

2. Продолжить формирование умений правильно по­казывать на карте исторические объекты, формулиро­вать несложные выводы, работать с текстом учебника, выделять главное.



Оборудование: современная политическая карта мира, карта «Древний Восток. Индия и Китай 3 тыс. до н.э. — III в. н.э.»

Ход урока I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Индийские касты».

1. Подготовка устного ответа по карточке № 22.



КАРТОЧКА №22

Подготовь развернутый ответ на вопрос

«На какие группы людей де­лилось древнеиндийское общество?».

Для этого вспомни:



  • Чем занимались жрецы, знатные воины, земледельцы, слуги,
    которых по легенде Брахма создал из частей своего тела?

  • Как эти группы людей отличались внешне друг от друга?

* Какие права имела каждая из этих групп?
Сделай вывод.

Примерный ответ учащегося:

В Древней Индии существовала легенда о том, что бог Брахма из частей своего тела создал четыре касты. Касты - группы людей, у которых были стро­го определенные права и обязанности. Самыми почтенными в Индии счита­лись брахманы — жрецы. Они носили одежду из белых тканей и служили богам. Для того, чтобы стать настоящим брахманом, нужно было долго и ос­новательно учиться. Воины участвовали в военных битвах, защищали царей, носили одежду из красной ткани. Земледельцы должны были работать на зем­ле, заниматься хозяйством. Они носили одежду из желтой ткани. Слуги делали разную работу, обслуживали своих хозяев, подчинялись представителям вы­шеуказанных каст, их цвет одежды - черный. Но тяжелее всех было «неприка­саемым». Эти люди делали самую грязную работу и были изгоями в обществе. Таким образом, неравенство между этими группами казалось индийцам ес­тественным и вечным. Его закрепляла религия.

2. Работа с классом :

1. Беседа по прочитанной легенде о Будде.

Вопросы.


  • Когда произошло объединение Индии? Покажите по карте границы объединённой Индии. IIIв. до н. э.)

  • Какой царь объединил Индию? (Царь Ашока.)

  • Как вы думаете, почему Ашока стал исповедовать буддизм и призывать к этому жителей своего государства? (Когда существует единая
    вера, легче объединить народ, легче им управлять.)

  • У какого народа Древнего мира подобные заповеди мы уже встреча­
    ли? (У евреев, которые похожие заповеди поместили в Библию.)

2. ТЕСТ .

1. Где находится Индия?

а) на западе Азии

б) на юге Азии

в) на востоке Азии



2. В какой стране стали впервые производить сахар?

а) в Китае

б) в Индии

в) в Ассирии



3. Кто из царей Индии первым отдал предпочтение буддизму?

а) Конфуций

б) Ашока

в) Гаутама

4. Кто учил в Древней Индии, что главнее — личное достоинство человека, а
не его происхождение?

а) Брахма

б) Будда

в) Рама


5. Какая каста, по верованиям древних индийцев, появилась из ступней ног
Брахмы?

а) воины


б) слуги

в) жрецы


6. Что изобрели в Древней Индии?

а) шахматы

б) бумагу

в) прозрачное стекло

7.Индийский царь, объединивший все индийские царства в III в. до н. э.?

а) Ашока


б)Гаутама

в)Крез


8. На чем писали в Древней Индии?

а) на бумаге

б)на пальмовых листьях

в) на дощечках из глины



9. Какая каста по верованиям древних индийцев появилась изо рта бога Брахмы?

а) жрецы


б) воины

в) земледельцы



10. К какой касте принадлежали цари в Древней Индии?

а) воинов

б) жрецов

в) неприкасаемых



Ключи к тесту: 1 —б, 2 — 6,3 — 6,4 — б, 5 — б, 6 — а, 7 — а, 8 — а, 9 — а, 10 — а.

(использовать взаимопроверку тестов и выставить лучшие оценки в журнал, учащимся, не набравшим 10 баллов предложить ещё раз обратиться к данной теме)

3. Устный ответ ученика по карточке № 22 и отзыв на него одноклас­сников.

III. Переход к изучению новой темы.

Мы познакомились с религиозными верованиями древних индийцев. Выяснили, что Будда, основатель буддизма, учил отдавать предпочтение личным достоинствам человека, а не его происхождению. А вот чему учил китайский мудрец Конфуций, мы выясним сегодня на уроке.



Задача для учащихся: Познакомиться с учениями китайского мудреца Конфуция.

IV. Изучение новой темы.

План

  1. Географическое положение и природные условия Китая.

  2. Конфуций — древнекитайский философ.

  3. Учение Конфуция.

На доске тема урока, новые слова: Хуанхэ, Янцзы, Конфуций, бамбук

1. Работа по карте, с. 101



  • Где находится Китай? (В Восточной Азии.)

  • Какие крупные реки протекают по территории Китая? (На севере —
    Желтая река (Хуанхэ), на юге — Голубая река (Янцзы).)

  • Какой рельеф в этом государстве? (На западе лежат горы и пустыни
    Центральной Азии, на северо-западе — степи, а на юге — горы Южной
    Азии, покрытые тропическими лесами.)

  • Какой город сегодня является столицей Китая? (Пекин.)

2. Рассказ учителя.

Великие реки Китая похожи на реки Тигр и Евфрат. Они очень бурные, несут много ила и песка, часто внезапно разливаются, разрушая дамбы и смывая почву с полей. Освоение долин этих рек началось около 2000 г. до н. э. в среднем течении Хуанхэ. Позднее, около 1700 г. до н. э., здесь воз­никли первые государства, правители которых часто враждовали между собой. Об обычаях древних китайцев рассказывал мудрец Конфуций, ко­торого очень почитали китайцы.



  1. Работа с историческим документом, с. 103.

  2. Беседа по прочитанному.

  • Всякого ли образованного человека Конфуций считал настоящим
    ученым? (Нет, только того, кто жил честным трудом, не стремился
    к приобретению богатства, посвящал себя науке.)

  • Согласны ли вы с наставлениями Конфуция? Если да, то с какими?
    Если нет, то с какими? (ответы детей)

5. Рассказ учителя о письменности и книгах древних китайцев и о том, как должны вести себя учтивые китайцы: Как и другие народы, верили они в сверхъес­тественные существа: в богов, духов, чудовищ, крылатых змеев — драконов. Но самым высшим существом для них было Небо. Они считали Небо предком правителя, поэтому царя в Китае называли «Сын Неба», а подчиненную ему стра­ну «Поднебесной».

Сво­им ученикам Конфуций излагал содержание старинных книг, чтобы они приобщились к муд­рости древних. Среди этих книг были предания, изречения, песни.

А сами книги выглядели совсем не так, как наши. Во времена Конфуция писали на узень­ких дощечках из расщепленного бамбука. Тон­кую кисточку или палочку обмакивали в чер­ную тушь и наносили иероглифы сверху вниз. Если делали ошибку, то соскабливали написан­ное ножом. Потом в дощечках делали отверстия и продевали бечевку. Связка бамбука и была древнекитайской книгой.

Ученый китаец должен был запомнить тыся­чи иероглифов, обозначавших отдельные слова. Так же как в египетской письменности, в Китае иероглифы произошли из рисунков, и иногда в их форме еще можно угадать первоначальное изображение.



Конфуций считал, что воспитанного человека легко узнать по его поведению. Учтивый кита­ец перед входом в дом снимал туфли и шел бо­сиком. Идти в туфлях по циновкам, расстелен­ным на полу, считалось просто неприличным.
Сидели китайцы либо на той же циновке, либо на низком сидении, но непременно подогнув под себя пятки. Сидеть свесив ноги, а тем более вы­тянув их вперед могли только совершенно не­ воспитанные люди. Уже в древности китайцы овладели искусством есть с помощью двух па­лочек. Этот обычай они сохраняют и поныне.

Древние китайцы сооружали на голове слож­ные прически, собирая волосы в пучок. Тех же, кто ходил с распущенными волосами, они счи­тали дикарями. Обычно китайцы носили халат, у простых людей халаты были из дешевой ма­терии. Знатные богачи одевались в халаты шел­ковые, с красивой вышивкой цветами и фигу­рами драконов.

Конфуций учил, что не только в семье, но и во всем государстве должен соблюдаться порядок в отношениях между старшими и младшими.

Воспитанный китаец со всеми вежлив, он не грубит тем, кто ниже его по положению, и не за­искивает перед теми, кто выше. Но он ведет себя с теми и с другими, хорошо зная свое место, — со старшими почтительно, а с младшими бла­госклонно. Конфуций учил, что государство по­добно большой семье. Подданные должны ува­жать правителя как отца. Но и правителям Конфуций советовал относиться к подданным как к своим детям. Мудрый правитель не муча­ет людей суровыми наказаниями, а терпеливо воспитывает их — прежде всего своим примером. Правителю вовсе не к лицу жестокость, дос­таточно отеческого наставления. «Казнить кого-либо, вместо того чтобы наставить его на истин­ный путь— бесчеловечно»,—говорил Конфуций



V. Закрепление изученного на уроке.

Подумайте, чему учил древний китайский философ: «Все в государс­тве не могут быть равными. Если бы все были знатными, дела не выполня­лись бы. Если же сделать, чтобы совсем не было знатных, то народ сам не сможет управляться. Поэтому и различают знатных и низких, чтобы соз­давать справедливость знатности и подлости... Поэтому дети земледель­цев всегда становятся земледельцами». Определите, чьи интересы выражает этот документ. Чем была вызвана необходимость его появле­ния? Мог ли это говорить Конфуций?



Ответ: Этот философ пытается закрепить неравенство, существовавшее в обществе. Пытается защитить интересы имущих слоев общества.

VI. Итог урока

Домашнее 1. Прочитать § 22.



  1. Подготовить развернутый ответ на вопрос:
    — Чему учил китайский мудрец Конфуций?

3. Подумайте, в чем сходство и в чем различия учений Будды и Конфуция.

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет