Урок «Душа становилась легче…»



жүктеу 94.24 Kb.
Дата15.07.2016
өлшемі94.24 Kb.
Методический замысел урока и обоснование его темы:

Урок «Душа становилась легче…» (по рассказу Ю.Буйды «Все больше ангелов») проведён в 11 классе в рамках изучения темы «Нравственные проблемы в современной литературе».



Идея урока: в ходе литературоведческого анализа рассказа «Все больше ангелов» Ю.Буйды услышать нравственное звучание произведения писателя, выявить особую структуру построения «маленького рассказа». Рассмотреть, как конкретный случай из жизни простой семьи расширяется до осмысления житейской мудрости и даёт повод для философского размышления о нравственности, о проблеме утраты семейных связей, равнодушия к судьбам самых близких людей. Повествуя об обычной жизни обычной семьи, цель которой была «обзавестись хозяйством», автор поднимает страшную проблему равнодушия, жестокого отношения к своим близким.

Данное учебное занятие имеет ярко выраженную личностно-ориентированную направленность, так как даёт возможность учащимся выразить как в устной, так и в письменной форме (эссе) своё понимание нравственных понятий.



Класс: 10

Предмет: литература

Тема: «Душа становилась легче…» (по рассказу Ю.Буйда «Все больше ангелов»)

Тип урока: комбинированный

( урок формирования нравственных ценностей;формирования читательской, познавательной, информационной, коммуникативной, общекультурной, социальной компетенций).



Форма урока: урок-размышление.

Цели урока:

Образовательные:

-совершенствовать навыки анализа художественного текста и самостоятельной работы с литературным произведением;

- формировать читательскую культуру и навыки осознанного чтения художественного произведения

Развивающие:

- совершенствовать навыки устной и творческой деятельности;



Воспитательные

- формировать нравственные качества личности учащихся, умение оценивать поступки людей с нравственных позиций



Форма организации учебной деятельности:

- индивидуальная;

- фронтальная;

- работа в парах



Методы и технологии, используемые на уроке:

- диалоговая технология;

- личностно-ориентированное обучение;

- элементы технологии критического мышления;

- продуктивно-творческий метод (написание эссе);

- использование информационных технологий

Приёмы деятельности учителя:

- эвристическая беседа;

- вызов к размышлениям;

- работа со словом;

- использование музыкального фрагмента, презентации в качестве иллюстративного материала

Основные виды деятельности и действий учащихся:

- диалог

- анализ текста;

- написание творческой работы (эссе)
Приемы и формы работы: чтение «со стопами», моделирование (предсказание) сюжета, работа в парах, эссе.

Оборудование: презентация, медиапроектор, раздаточный материал (текст рассказа), музыка Моцарта «Музыка ангелов».

Ход урока



1. Фаза вызова.

-Здравствуйте, те, у кого сегодня хорошее настроение.

-Здравствуйте, те, кто любит проводить время с друзьями.

-Здравствуйте, те, у кого на душе одиноко.

Но одиночество в ваши юные годы временное явление: на час, на день, самое большое на недельку. А потом – мир со старыми друзьями, новые знакомства, взаимопонимание с родителями и учителями – и одиночества как не бывало! Слава Богу, что вы в этом мире не одни.

А вот для старого человека – одиночество как смертный приговор. Кто же выносит им этот страшный приговор? Не мы ли с вами, молодые, здоровые, живущие рядом с ними? Вспоминаем о наших ветеранах в день Победы, стариков и старушек в День пожилого человека или в каких-нибудь чрезвычайных обстоятельствах.

Справедливо говорят, что о нравственном здоровье общества судят по его отношению к детям и старикам. Почему у нас так много одиноких, брошенных стариков? Что происходит с нами? Эти вопросы возникли не сегодня. Мы не будем выносить какой-либо обвинительный приговор. Наша задача – задуматься над этой проблемой вместе с автором рассказа, который сегодня мы будем читать и анализировать на уроке.

На доске запись «Юрий Буйда». Вопрос к учащимся: Что вы знаете об этом писателе?



Знал

Хочу знать

Узнал



















Краткая биографическая справка о писателе (выступает заранее подготовленный ученик)

Юрий Васильевич Буйда — русский писатель. Родился в 1954 году в поселке Знаменск Калининградской области в семье служащих. Окончил Калининградский университет в 1982 году. Работал журналистом. C 1991 года проживает в Москве, и с этого же года публикуется как прозаик. Дебют состоялся в 1991 году. Он сразу побил рекорд. Был напечатан во многих журналах, вышел сборник новелл «Русская невеста». Буйда – это не псевдоним, это фамилия. Проза Буйды свободна. Он создаёт мир, где герои бедны, убоги, но у них есть сила духа. Он автор романа «Дон Домино» и книги «Прусская невеста» (1998), отмеченной малой премией им. Аполлона Григорьев. Буйда был лауреатом журналов «Октябрь» (1992) и «Знамя» (1995, 1996). Его произведения переведены на немецкий, польский, финский, французский, японский языки. В настоящее время он работает редактором издательского дома «Коммерсантъ» (сообщение учащегося)

Евгения Риц отмечает: «Буйда – писатель сложный и многоплановый, однозначным определениям не поддающийся. Своих героев Юрий Буйда приводит на край пропасти, но не отнимает надежды – пусть и не сулит спасения. Не потому, что ему жаль их или не хватает смелости завершить начатое, а потому, что чудо возможно».

И сегодня мы попробуем в этом убедиться, прочитав рассказ под названием «Все больше ангелов».

- Как вы думаете, о чем может быть рассказ с таким названием? (идет прогнозирование, выслушиваются все версии).

-А какие ассоциации, связанные со словом «ангел», возникают у вас? (все варианты прописываются).

- Итак, первые предположения высказаны. Обратимся к содержанию.
2. Фаза реализации смысла.

Далее текст читается учителем (медленно, обращая внимание на жанровые особенности рассказа).


Чтение 1 смысловой части (дети подчеркивают те слова, которые несут на себе основную смысловую нагрузку).

После смерти вдового сына старуха Стефания осталась в доме с внуком Иваном, мужчиной молодым, туго соображающим и основательным. Вскоре он женился, обзавелся хозяйством — корова, свиньи, куры, индюки и кролики — и сыном Витей. После чего жена его громко сказала, глядя на приколотый к стене календарь, что и троим в доме не повернуться, а четвертая им — «нет никто».

1.Назовите героев рассказа (Стефания, внук Иван, жена Ивана, правнук Витя)

2.Как автор характеризует Ивана? (туго соображающий и основательный, обзавелся хозяйством… и сыном Витей (оксюморон).

3. Кто в доме хозяин? (жена Ивана)

4. Что мы можем о ней сказать? Какие слова являются ключевыми в раскрытии ее образа?

(После чего жена его громко сказала, глядя на приколотый к стене календарь, что им и троим в доме не повернуться, а четвертая им – «нет никто». Сказала громко, глядя на приколотый к стене календарь?)

5.Как вы думаете, что будет дальше?


Чтение 2 смысловой части.

Старуха Стефания тотчас собрала пожитки в узел и убралась в дощатый сарайчик-дровяник, притулившийся к кирпичной стене свинарника. Иван принес ей раскладушку и, наморщив большой белый лоб, раздумчиво проговорил:

— Как же ты зимовать тут будешь?

Стефания улыбнулась ему двумя передними зубами:

- Как-нибудь, Ваня. Ты только мною сердце себе не рви.

1.Как характеризует Стефанию ее поступок?

2.Как вы понимаете слова Стефании: «Ты только мною себе сердце не рви»?
Чтение 3 смысловой части.

В этом дощатом сарае она и прожила несколько лет, выбираясь во двор очень редко — чтобы не сердить Иванову жену, которая говорила:

— Вы, баба Стефа, сидели б себе в сарайке тихо, а то соседи скажут, что мы вас не уважаем.

Целыми днями старуха, пристроившись на чурбачке, наблюдала через щелку в двери за дворовой жизнью — за курами и утками, за кобелем, чесавшим лапой лоб, за голубями и воробьями…

1.Какие новые качества жены Ивана раскрываются в этом отрывке?

(- Вы, баба Стефа, сидели б себе в сарайке тихо, а то соседи скажут, что мы вас не уважаем).

2.Как одним словом можно назвать условия жизни Стефании в сарае? (тюрьма)

Чтение 4 смысловой части

Подросший правнук Витя однажды увидел глаз в щелочке, открыл дверь и познакомился со старухой. Ему понравилось таинственно сидеть в пахнущем древесной прелью полутемном сарае и вполголоса беседовать с прабабкой.

— А хорошо тебе в прошлом жилось? — вопрошал Витя.

— Плохо. Все время только о еде и думала. Но сны бывали хорошие, врать не стану. Ласковые были сны…

— А сейчас что хорошего? — продолжал допытываться правнук, основательностью и большим белым лбом пошедший в отца.

— А вон — дырочка. — Стефания поманила правнучка к глухой стене, где в сосновой доске была дырка от выпавшего сучка. — Смотрю в нее и ангелами любуюсь. Долго-долго надо смотреть — тогда только и увидишь. Сперва парочкой мелькнут, потом бригадой пролетят, и все больше, больше их, и все красивые, с крыльями…

1.Как Витя познакомился со Стефанией?

(Подросший правнук Витя однажды увидел глаз в щелочке, открыл дверь и познакомился со старухой).



2.Чем правнук Витя отличается от отца? (ему нравилось беседовать с прабабкой, его интересовала жизнь Стефании, в то время как Иван забыл о существовании бабки).

3. В чем счастье Стефании? (дырочка, глядя в нее она любовалась жизнью)


Чтение 5 смысловой части.

Витя с любопытством приник к отверстию, но, сколько ни таращился, ничего, кроме жидких облаков на летнем небе, не выглядел.

— Молод ты еще, Виктор Иваныч, — весело сказала старуха. — Доживешь до моих лет — и увидишь ангелов. А как ничего, кроме них, в небе не останется — пора и помирать, значит…

Вскоре она умерла. Прошло 25 лет.

1.Почему Витя не видел ангелов?

2.Напишите окончание рассказа (Звучит музыка Моцарта, учащиеся пишут).



Чтение дописанных концовок рассказа.
Чтение учителем окончания рассказа

Виктор с женой, двумя дочками и парализованным после инсульта отцом жил в том же доме, держал свиней в том же свинарнике, а дрова — в том же сарайчике, где была дырочка в стене. Мать давно их оставила и жила с новым мужем где-то на Волге. В двадцать семь у Виктора обнаружилась язва желудка. У младшей дочери был церебральный паралич, и почти все свое время Марина, жена Виктора, посвящала уходу за несчастной девочкой и неподвижным свекром. Виктор работал в дорожно-строительном управлении, с утра до вечера крутил баранку тяжелого самосвала. Чтоб хоть как-то сводить концы с концами, он держал большое хозяйство — корова, свиньи, куры, индюки и кролики. Иногда он доходил до полного отупения и курил в кухне папиросу за папиросой, массируя живот и прислушиваясь к задушенным всхлипам жены, лежавшей в соседней комнате спиной к телевизору. Он любил Марину и жалел ее до боли в сердце, но сил не было, чтобы утешить ее. В такие минуты он боялся думать о будущем. Притушив папиросу в пепельнице, он уходил в дровяник, запирал дверь на крючок и, пристроившись на чурбачке, приникал к дырочке в стене, открытой ему когда-то старухой Стефанией, давно ушедшей в вечность. Он смотрел в дырочку долго-долго, до рези и слез в глазах, пока среди облаков не начинали мелькать крошечные и прозрачные, как мотыльки, ангелы, и боль покидала его измученное сердце, и душа становилась легче и как будто даже больше — чем больше становилось ангелов в небе…



Размышления о прочитанном (обращение к словарным словам)

1. Какое отношение имеет слово «бумеранг» к рассказу «Всё больше ангелов»?

2. Юрий Буйда не случайно своей героине даёт имя Стефания. Известен образ великомученика прока Стефана, забитого камнями взбешённой толпой. Согласны ли вы с автором?

3. Н.В.Гоголь писал: «Страданием и горем нам определено добывать крупицы мудрости, не приобретаемой в книгах». К кому из героев рассказа подходят эти слова?

(Виктор видит ангелов, потому что он и его жена никого не проклинают, не ропщут, а терпеливо несут свой крест, это ему награда за кротость и смирение).
3.Рефлексия (работа в парах)

В начале урока вы сделали предположения, о чем будет рассказ? Что теперь вы скажете о проблеме, которую рассматривает писатель? (проблема равнодушного отношения к пожилым людям). «Как аукнется, так и откликнется».

А к ассоциациям со словом «ангел» что можно добавить ?

Закончите предложение «Прочитав рассказ Юрия Буйды «Всё больше ангелов», я поняла…»

А). Любой человек, совершивший поступок, несёт за него ответственность не только перед людьми, но и перед собой.

Б). Нравственность проявляется в поступке.



В). Поступай с человеком так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой.

-Мне понравилась ваша работа на уроке. Какие умные, добрые, хорошие слова сказаны вами. Надеюсь, что говорили вы искренне, что урок наш не пройдёт бесследно. Всем спасибо за работу.


©dereksiz.org 2016
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет