Урок-проповедь. Ульяновск: уипкпро, 2004. 28



бет1/3
Дата01.07.2016
өлшемі152.5 Kb.
#171563
  1   2   3
Использование данных материалов защищены авторскими правами и требуют обязательного указания сайта и автора.

ББК 74.00

Л 27
Учитель истории и обществознания, заместитель директора по научно-методической работе средней школы № 44 им. Героя Советского Союза ДееваВН. г.Ульяновска, заслуженный учитель России, кавалер ордена Почёта, Почётный гражданин г. Ульяновска

Мои афоризмы - это попытка вербально спрессовать в миниатюрах педагогические ситуации, в которых возникало диалектическое противоречие, заставлявшее меня преодолевать тот тупик, в который я вольно или невольно попадал. Чтобы найти «дорогу, ведущую к храму», я прибегал к некоторой формализации или известным аллегориям, гиперболам, позволяющим обнажить суть проблемы.

Через эти афоризмы и размышлизмы я хотел сформулировать своё педагогическое кредо, которое должно стать путеводной звездой в моей педагогической деятельности на ниве просвещения.

Думаю, что мои размышления могут быть интересны и даже полезны коллегам, которым не безразлична судьба учителя в школе XXI века.



Даты указывают на время зарождения идеи данного афоризма

или его окончательной формулировки в 2003 г.

Ю.И. Латышев


Л-27
1 .Афоризмы и размышлизмы: 50 за 50 лет у классной доски: о себе, своих учениках и учительском кредо.

2.Урок-проповедь. - Ульяновск: УИПКПРО, 2004. - 28
ISBN 5-7432-0469-1

© Латышев Ю.И., 2004

Поляков С.Д.,

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой воспитательных проблем образования УИПК ПРО

Есть два способа обращения к людям и миру: точным умом и неточным сердцем. На первом пути рождаются общее знание, общие значения, на втором - личные чувства и смыслы.

Учитель Латышев известен точным словом и точной речью. Но в этой книжке предъявлена миру другая его сторона, другое лицо - мир образов, убеждений, многозначных смыслов; мир размышлений, афоризмов, проповедей.

Читайте Латышева!

Можно по-разному читать его тексты. Я прочитал книгу Латышева как необычный практикум-текст. Итак, книжка-практикум.



Тема первая - «Приоритеты».

Задание 1. Выбери свои афоризмы.

Шестьдесят два мини-текста, обращенных почти ко всем реалиям школьной жизни, - широкое поле выбора близких тебе идей и проблем-вопросов. Мой выбор оказался таков:

Афоризм 58.«Мираж красив, но обманчив, выбирай реальную и достижимую цель».

Афоризм 62. «...известия, порочащие личность или идею, имеют не только длинные ноги, но и грязный язык».

Афоризм 38. «Если на уроке в душе ребёнка поселится такой страшный зверь, как заяц, то учителю стоит подумать о том, какой зверь сидит в нём».

Ваш выбор...



Задание 2. Найди, сочини свой текст-афоризм.

Тема вторая - «Диалоги».

В размышлениях Латышева мелькают имена: Лев Толстой и Владимир Одоевский, Шота Руставели и Рабиндранат Тагор, Юрий Азаров и Яков Соколов, Фридрих Дистервег и Василий Сухомлинский. Имена - не источник цитат, а пространство диалога. Учительство, по сути своей, - диалог ребёнка и учителя с миром. Толстой, Соколов, Сухомлинский в книге Латышева - его собеседники, союзники, оппоненты.



Задание 1. Кто собеседник.

Кто для вас главные собеседники в мире культуры и пространстве педагогики? Что совпадает (не совпадает) с латышевским кругом?

Я бы присоединился к диалогу с Толстым и Сухомлинским, но хотел бы включить в этот круг мудрого Симона Соловейчика, блистательных Стругац­ких, ироничного Владимира Леви, всёпонимающую Урсулу Ле Гуин...

Задание 2. Кого включите в круг.

Тема третья - «Проповеди».

Учителю не дано изначально право на проповедь. Оно появляется, рождается с судьбой, с опытом, с откликом, доверием учеников. Только тогда прямое слово, прямое обращение встраиваются в мысль и чувство юного человека. Пример - «Пушкинские проповеди» Соловейчика, «слова» Сухомлинского, «уроки-проповеди» Юрия Ивановича Латышева. Так и хочется эти тексты-слова применять в своей работе, в своём классе.

Пробовал - не получается.

«Чужой опыт перенять нельзя...Костюм с чужого плеча всегда будет сидеть на твоих плечах некомфортно...Мода в педагогике ... опасная, хотя и привлекательная вещь... Задача – извлечь из опыта идею, чтобы...костюмчик сидел».

В этом главный урок латышевских проповедей.

Задание 1. Путь.

Извлечём идею. Превратим её в своё слово. Обратим его к детям, которые хотят его услышать. И снова Латышев.



«Будь очагом - и твоё жилище станет домом.

Будь щитом - твой дом не разрушит ураган...

Будь фонарём - и твои дети не споткнутся на дороге жизни»...

Лукьянова М.И.,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии УИПК ПРО
Педагогическая рефлексия
Областью педагогической реальности выступает присущая каждому учителю способность взглянуть на себя, свое дело со стороны, размышляя, переживая, оценивая. Учитель не может успешно развиваться, если не осмысливает, не анализирует происходящее с ним, чтобы конструктивно строить свою дальнейшую педагогическую деятельность.

Профессиональная рефлексия - это не просто и не только цепочка внутренних сомнений, обсуждений с собой, вызванных возникающими в профессии вопросами, недоумениями, трудностями, поиск вариантов на происходящее или ожидаемое, но и глубокая внутренняя работа: соотнесение себя, своих возможностей и способностей с тем, чего требует избранная деятельность. Это - попытка внутренне упорядочить собственные представления о себе в профессии на разных этапах своего бесконечного и постоянного процесса педагогического становления и профессионального со­вершенствования, но, как известно, каждый этап приносит свои открытия, свои сомнения и требует своих новых решений, нового выбора.

Афоризмы, которые представляет на Ваш суд Учитель, являются размышлениями не о самой работе, а о себе в работе, когда подвергается сомнению собственная правота, честно анализируются просчеты и ошибки, вина за которые не перекладывается на других людей или обстоятельства, сколь бы не были они неблагоприятны. В сущности, профессиональная рефлексия есть не что иное, как умение педагога человеческими критериями «просветить» собственное профессиональное бытие, найти в себе силы самоусовершенствования, выразить духовные искания, серьезные размышления о своей жизни в профессии, ее цели и смысле, стремление сохранить свою способность к активному умственному труду.

Рефлексия выступает как одна из основ высокого качества и профессиональной, и человеческой, и личностной самореализации педагога. Вот почему она требует от учителя обращения к своему внутреннему миру, к явлениям и процессам его жизни, к его индивидуальному бытию педагогом в самых разных жизненных обстоятельствах.

Содержание этой книги - труд души Учителя. Почетный гражданин г.Ульяновска, учитель истории Латышев Юрий Иванович щедро делится со своими коллегами опытом профессиональной рефлексии, своими профессиональными открытиями, своим профессиональным выбором. Вербальный опыт становится активным дополнением опыта реального. Созвучием его внутренних голосов рождался и вырисовывался его многолетний путь (есть повод для гордости - 50 лет у классной доски!). Этот путь - к себе и к Ученику как субъекту собственного развития и соавтору Его Величества - УРОК!

Истинное творчество в педагогической сфере всегда созидательно. Благоприятными условиями для раскрытия креативности учителя могут быть ситуации, требующие внутренней борьбы и преодоления - борьбы с собой, своими недостатками и ограниченностью, преодоления сомнений в себе и в своих возможностях. Юрий Иванович приглашает нас, своих коллег, к размышлению над такими ситуациями в своей профессиональной жизни, которым мы порой, в силу стереотипности своего мышления не придаем должного внимания. Своим своеобразным творчеством он приглашает каждого из нас шагнуть в пространство своей собственной души и вновь осознавать себя в своей профессии.

Нет сомнений в том, что размышления Учителя о себе, своих учениках и педагогическом кредо найдут своих заинтересованных и понимающих читателей.
Ю.И. Латышев


  1. Афоризмы и размышлизмы


1. Урок - это творение замыслов учителя при непредсказуемой аранжировке его учениками (1976 г., я впервые серьёзно начал обобщать свой опыт).

• Дидактика - это наука, которая предлагает учителю некие объективные требования по архитектуре урока, нарушая которые храм не построишь. Однако, урок одновременно является и искусством, как считалось, одного актёра. Но мне кажется, что учитель лучше смотрится за дирижёрским пультом или в качестве режиссёра, а спектакль играют его ученики; они, помимо учителя, привносят свой элемент непред­сказуемости, играют без дубля набело. Талант учителя заключается в том, что, не подавляя личность актёра, т.е. ученика, довести урок до логического конца, не нарушая законы дидактики. Эта аранжировка для ученика может стать плацдармом, с которого он может подняться до осознания себя субъектом, от которого зависит судьба урока, а может быть, в будущем и его самого.



2. Ученик один, а нас, учителей, много. Труднее всего в школе ученику, он нам ничего не должен, должен лишь учитель, если он профессионал (середина 80-х г.г., включён в Устав школы как философская парадигма педколлектива).

• Беда школы заключается в том, что учитель, придя в шкоду, очевидное принимает за истину: он один, а за партами сидят против него 25-30 учеников, т.е. он один, а их много. Учитель убеждён в том, что может требовать от учеников, чтобы они приспосабливались к нему. Дети должны выполнять все его задания, ведь он же хочет их лучше обучить.

Они должны его внимательно слушать, даже скучные и банальные истины, которые он пересказывает из учебника, они обязаны читать дополнительную литературу, они должны, должны и... К сожалению, это очевидное соотношение учителя и учеников необходимо отнести к невероятному: ученик один, потому что десяток учителей задают и ежедневно спрашивают его, и- каждый это делает «со своей колокольни». Это ребёнок остаётся один против всех, зачастую индифферентно относящихся к нему учителей, ему труднее всего в школе, это он находится ежедневно на протяжении 10 лет «под колпаком». Учитель в данном положении находится лишь несколько дней во время зачётов и экзаменов на курсах переподготовки в ИПК один раз в пять лет, говоря потом об этих днях как о пытке. Пока существует это очевидное – невероятное, мы, учителя, будем воспитывать рабов и губить здоровье нации.

3. Качественно обучать не за счёт здоровья детей (середина 80-х г.г., записан в Устав школы как педагогическое кредо учителя).

• Каждый учитель хотел бы качественно обучать, но только через увеличение часов на учебный предмет. В нашем сознании укоренился экстенсивный метод настолько, что о новых интенсивных педагогических технологиях и, в первую очередь, на уроке говорят с некоторым пренебрежением и усмешкой как о явной профанации. Профильные классы перегружены настолько, что уровень школьной тревожности у детей, как говорят психологи, «зашкаливает», частота недомоганий выше, чем в об­щеобразовательном классе. Мы явно забываем о природосообразности: только здоровый школьник может быть успевающим учеником и спо­собным к трудовой деятельности во благо себя и общества.



4. Каждое новое поколение предъявляет учителю новые требования, и он становится современным учителем лишь в том случае, если он умеет учиться у своих учеников (идея 60-х г.г.).

• Развитие общества всегда связано с новым поколением, оно отличается от предыдущего манерами поведения, языком, ценностной ориентацией, и в силу этого возникает некоторое противоречие «отцов и детей». Учительство, которое нужно отнести к самой, и слава Богу, консервативной страте общества, невольно становится своеобразным фильтром, стремящимся пропустить через себя лучшие ценности нового поколения., чтобы воспитать «ученика, у которого было бы кому учиться». В этой ситуации учитель, не пожелавший идти в ногу со временем (читай — с новым поколением), окажется на обочине и будет двигаться вроде бы вперёд, но двигаться в каком-то другом измерении. Быть современным учителем, — значит, понять новое поколение, принять его таким, каким оно есть, не переставая «сеять разумное, доброе, вечное».



5. Учась у своих учеников, можешь стать любимым учителем (идея 60-х г.г., интерпретация замечательного высказывания советского педагога Азарова Ю. «Ничему нельзя научиться у нелюбимого человека...»).

• Я в школе ненавидел ботанику, позднее понял, что не любил учительницу, которая не любила всех своих учеников. В новой школе предмет «Основы дарвинизма» преподавал Александр Дмитриевич, которого полюбил безоговорочно, и я стал с удовольствием готовить уроки, участвовать в дискуссиях, которые он организовывал на уроках. Работая учителем, я заметил, что больше всего низких оценок и конфликтов у тех учителей, которых не любят дети. Стать любимым учителем, — значит, любить и учиться мудрости детского мышления, не замутнённого ещё проблемами взрослых людей. После этого сам становишься светлее и интереснее самому себе.

6. Автору учебного курса и учебника по граждановедению Соколову Я.В., который подарил мне прекрасное десятилетие общения и возможности реализовать себя в условиях идеологического беспредела.

Яков Владимирович настолько силён, что может позволить себе посмеяться над собой, и настолько богат, что может одарить сарказмом, завёрнутым в оболочку обезоруживающей улыбки, любого, кто посягает на дело его жизни (2002 г., Адлер).

• Наличие лидера в любом сообществе неизбежно, но оно возникает по многим причинам. Однако неформальным лидером человек становится только благодаря своим личным качествам. Общаясь с Яковом Владимировичем Соколовым, мы, все его друзья, определили его как харизматического лидера, а я попытался дать афоризм такому лидеру на основе единства противоположностей: сильный и чувство юмора, щедрый и сарказм.



7. Крик учителя - оружие ученика (1954 г.).

• Придя в школу со студенческой скамьи, я не считал большой ошибкой повышение голоса на ученика, если на него не действует моё слово, и мое возмущение через повышение голоса должно не только заставить повиноваться ученика, но и должно поднять мой авторитет как твёрдого руководителя. Дети преподнесли мне урок буквально в первые месяцы моей работы в школе. Я, как классный руководитель, раздаю тетради своим шестиклассникам, но ученица Г.Х. потребовала тетради с розовыми корочками, которых у меня уже не осталось. Мои уговоры не подействовали, и я сорвался. Закончилась вторая смена, я вышел на остановку вслед за своими учениками; не видя меня, девочка красочно рассказывала подружкам из другого класса об этом инциденте. После её слов: «А он как закричит, как стукнет стопкой тетрадей по столу!» — все её подружки залились смехом. Я понял, что не столько приобрёл авторитет, столь необходимый молодому учителю, сколько его потерял. Однако, много лет спустя я видел, как мне простили повышение голоса, сделали соответствующий вывод, потому что мои ученики не столько в голосе, а больше в глазах прочли искренний и справедливый гнев по поводу поступка их товарища. Вот ещё один педагогический парадокс: нельзя, но можно!



8. Нет ничего труднее и одновременно более достойного шага для учителя, чем извиниться перед учеником за невольно допущенную бестактность или совершённую ошибку (1966 г.).

• Мы все помним библейскую мудрость и императив Канта о том, чего не надо делать другим, но как часто в пылу учительских амбиций мы можем унизить достоинство ребёнка. Я помню ту кошмарную ночь накануне своего извинения перед двумя выпускниками, как выяснилось, за необоснованные подозрения: мне казалось, что всю ночь я искал слова и тональность моей покаянной речи. Какое удовлетворение я испытал после признания своей ошибки, услышав прощение, сказанное в уважительном тоне парнями, и увидев поддержку в трудную минуту в глазах детей всего класса.



9. Воспитывая девочку лаской, женщины в ней не погубишь (1981 г. - год рождения внучки Оли).

10. Посвящаю афоризмы девочкам, будущим мамам:

1. Будь очагом - и твоё жилище станет домом.

2. Будь солнцем - и семья не испытает страха ночи.

3. Будь фонарём - и твои дети не споткнутся на дороге жизни.



Эти афоризмы - мальчикам, будущим папам:

1. Будь щитом - твой дом не разрушит ураган жизни.

2. Будь посохом - ты самая надёжная опора семьи.

3. Будь свечой - ты пробудишь в детях тягу к знаниям



(начало 80-х г.г.).

11. Благородство и достоинство в мальчиках учительница воспитывает своей слабостью и незащищённостью, а учитель-мужчина - только своим примером, его слова менее всего эффективны (70-е годы).

• Недаром говорят, что основное оружие женщины в её слабости, учительница - не исключение. Как жаль, что наши женщины в школе иногда стремятся демонстрировать мужской характер, а потом требовать, чтобы мальчики видели в них женщин, которым необходимы их защита и поддержка. Учительнице, вероятно, ещё в институте, на лекциях по педагогике или психологии, этот постулат необходимо было усвоить как «Отче наш» и сдать экзамен, чтобы уверенно себя чувствовать потом в школе. Мужчина обречён на воспитание рыцарских качеств у мальчиков только своим примером в его отношении к женщинам и девочкам. Прискорбно видеть, как учитель требует от мальчиков быть вежливыми, соблюдающими этикет, а сам на глазах своих учеников может сидя разговаривать со стоящей рядом учительницей или родительницей, не приподняться, если в класс вошла завуч. В походах его рюкзак легче, чем у некоторых ребят. Какие слова могут в данном случае подвигнуть мальчиков на благородный поступок? Их нет. Есть суровое правило из учебника жизни для настоящих мужчин: учись делать, как я.



12. Открытые уроки в присутствии гостей дать не сложно, трудно давать их при «пустых трибунах» ежедневно (конец 70-х г.г.).

• Дети чувствуют фальшь взрослых людей острее, чем мы. Она, как всё разъедающая ржавчина, способна разъесть сотканную из чистейших помыслов добра, чести и благородства детскую душу. Эти отрепетированные уроки и мероприятия, преподнесённые гостям как откровения и вершина педагогического мастерства, оборачиваются для учителя обратной стороной медали: нигилизмом, неверием в нас, взрослых, с одной стороны, и рабским приспособленчеством в душах детей, с другой. Потому что завтра будет будничный, значительно отличающийся урок с нотациями по поводу плохой подготовки, без искорки в глазах учителя. Детей учат «пускать пыль в глаза». Сам даю открытых уроков много. Призывая детей уважать гостей, прошу их лишь об одном: застегнуться на все пуговицы. А завтра будет такой же урок, хотя, естественно, напряжения такого не будет, но готовиться будем, как к открытому уроку - это залог наших нормальных отношений и воспитания. Учитель в этом случае должен руководствоваться не постулатом Макиавелли о целях и средствах, а позицией русского писателя Лескова, чтобы иметь прочный фундамент своего авторитета в глазах детей.



13. Чужой опыт перенять нельзя, но нужно извлечь идею, чтобы потом «костюмчик сидел»! {1990 г.)

• В 1965 г. я был в Москве на педагогической конференции. Слушая выступление учителя литературы, я был одновременно восхищён и подавлен его талантом: я так прекрасно работать явно не мог, но, возвращаясь уже домой, в вагоне поезда, я сказал себе: «Юра, ты так работать не сможешь, потому что у тебя нет этих способностей, нет такого таланта, опирайся на свои сильные стороны, ищи свой путь, выдели идею из опыта этого замечательного учителя, стань сам учителем!». Костюм с чужого плеча всегда будет сидеть на твоих плечах не комфортно, а значит, результат работы будет не адекватен затраченным усилиям. Мода в педагогике — очень опасная, хотя и привлекательная вещь. Эта. мысль всегда становится лейтмотивом республи­канского семинара, который я веду с 1990 года.



14. Демократия в узком смысле слова -это не то, насколько ты себе позволяешь, а то, насколько ты себе запрещаешь (начало 90г.г.).

• Как только произносят слово «демократия», то оно у многих россиян сразу ассоциируется со словом «свобода», с исчезновением «всевидящего ока» и «железной руки». Исчезновение сдерживающих факторов извне при демократии, неминуемо должно было породить внутреннюю потребность в человеке не переходить границу, очерчивающую права и свободы других, но это, оказалось, по силам тем, чья внутренняя культура сформировалась с таким ярким признаком, как благодарность, дополнилась мудростью Гиппократа - «Не навреди!» и умением самому себе сказать «Нет!».



15. Личность- это дробь, числитель которой состоит из способности человека сопереживать, а знаменатель - толщина его кожи (подражая Л.Н.Толстому - 2001 г.).

• Если мы говорим, что личность есть социальная сущность человека, то эмпатия более всего характеризует эту социальную природу человека, а человеческая чёрствость («толщина кожи») имеет явно выраженную обратно-пропорциональную зависимость для характеристики личности. На «толщину кожи» влияют ценности, которые исповедует общество. За последнее десятилетие у многих россиян она выросла, что не свойственно было нашему народу.



16. Не надо забывать, что даже похоронное бюро не может быть истиной в последней инстанции, тем более учитель (2002 г.).

• Быть истиной в последней инстанции, к сожалению, стало как привычкой, второй натурой учителя, сформированной отставшей от жизни педагогикой. Первоначально необходимо отказаться от менторского тона в общении с детьми. Твои раздумья над проблемой и сомнения, высказанные вслух в классе, станут началом совместного поиска истины, возможной дискуссии, в которой дети почувствуют себя субъектом наравне с учителем, который может чего-то не знать сам и обращается к своим ученикам за помощью. Оказывается, ничего нет страшного в том, что учитель чего-то может не знать, в чём-то может сомневаться, страшнее для репутации учителя демонстрировать на пустом месте всезнайство.



17. Лишь право на ошибку делает ученика свободным и спо­собным к развитию. Без этого права он просто объект, которого ведут за ручку (начало 90-х г.г.).

• Человек, осваивая и познавая новое, не может быть гарантирован от ошибок и неудач, но это не должно остановить его от поиска истины. В науке говорят, что отрицательный результат - это тоже результат, потому что сокращается количество возможных путей к цели. Ученик всегда, в силу своего статуса, идёт по дороге открытий, познавая для себя мир, который кажется нам уже известным, обыденным, в силу того, что мы прошли этот путь методом проб и ошибок. Так почему учитель отказывает ученику повторить его тактику познания мира? Почему учитель в качестве важнейшего средства повышения мотивации к обучению избирает наказание или словесное осуждение ученика за ошибку, которые становятся тем «холодным душем», отбивающим у ребёнка желание брать инициативу в поиске истины на себя? Позже на открытых уроках учитель вновь возмущается пассивностью детей во время эвристической беседы, не понимая или не желая понимать, что их молчание есть результат того, что у ученика отняли его важнейшее право - ПРАВО НА ОШИБКУ! Теперь учителю ничего не остаётся делать, как брать на себя роль поводыря, потому что перед каждым препятствием они будут останавливаться, дожидаясь ценных указаний (ЦУ) от учителя. Из ученика он превратился в ремесленника, который может только копировать за своим учителем, не делая самостоятельно открытий для себя. Я бы не хотел, чтобы мой тезис о праве на ошибку доводили до абсурда: я говорю не о контрольной работе, а о том времени, когда ученик вместе с учителем отправляется к вершинам знаний.



18. Учитель, не будь затычкой к каждой дырке, отдай детям всё, что они могут сделать и добыть сами (1962- 1964 г.г. - подражая немецкому педагогу Дистервегу (о пастухе и лошади).

• Каждый человек, вероятно, обладает суточным энергетическим запасом, что позволяет ему реализовать свой творческий потенциал, и от того, насколько этот запас был израсходован за рабочий день, у человека подсознательно возникает степень удовлетворённости от проделанной работы. Учитель бывает доволен рабочим днём, потому что всю работу как учитель и классный руководитель замкнул на себя: рассказывает, объясняет, вытирает доску, выясняет, кто сегодня дежурный, формирует классную команду на спартакиаду, оформляет классную стенгазету и т.д.

Эта видимость интенсивной работы оказывается мало эффективной, учитель перестаёт видеть стратегию развития, занят постоянно тактическими задачами, работает по принципу «пожарника»: где горит, туда и бежит. Я понял: чтобы добиться успеха, учитель должен создать такие саморегулирующие системы в классном коллективе и в педтехнологиях, чтобы у него хватало энергетического запаса на решение перспективных задач, максимально сократив время и энергию на по­вседневные образовательные процессы, поддающиеся алгоритмизации. В этом случае ученик почувствует себя субъектом, ответственным за порученное дело, за результаты учёбы. Учитель перестанет «быть крайним» в глазах детей, которые будут сопереживать с ним не только радости успеха, но и горечь неудач.



Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет