В чём сила музыки Моцарта?



Дата24.04.2016
өлшемі77.5 Kb.
#82593
түріУрок
«Октябрьский филиал МОУ Уйской СОШ»

Проблемно-творческое приобщение учащихся к музыке

посредством применения

игровой педагогической технологии.

Урок – лабиринт в 6 классе

на тему:

«В чём сила музыки Моцарта?»

Разработала: Т.В. Рассказова,

учитель музыки 1 категории

январь 2009 г.

Цель:

Используя на уроке образовательную технологию проблемно-творческого приобщения учащихся к музыке посредством применения игры, выяснить, в чём заключается огромная преобразующая сила музыки; как и почему музыка воздействует на людей .



Задачи:

а) образовательная – научить учащихся самостоятельно анализировать наблюдаемые музыкальные явления, развить мысль о широте восприятия мира настоящим художником, разносторонности его творчества на примере музыки Моцарта с её многообразием чувств, полной многогранных реальных характеров;

б) воспитательная – воспитать человека любящего и осознающего огромную силу музыки, которая способствует связи времён и различных культур ,а так же определению места и роли каждого человека в становлении общества;

в) развивающая – развивать умение находить связь музыки с жизнью, понимать, рассуждать и высказываться о красоте музыки; развивать навык кантиленного пения, чувство ансамбля и строя.

Оборудование.

ИКТ (презентация к уроку), фортепиано, музыкальный центр, портреты композиторов Моцарта, Римского-Корсакова, дополнительная литература, карта лабиринта.



Музыкальный материал урока:

1. В. А. Моцарт - Симфония №40 (фрагмент) - слушание;

2. В. А. Моцарт – «Рондо в турецком стиле» - слушание (фрагмент);

3. В. А. Моцарт – «Весенняя песня» - исполнение;

4. В. А. Моцарт – «Рондо» из «Маленькой ночной серенады» - слушание;

5. В. А. Моцарт – «Лакримоза» из «Реквиема» - слушание.



Ключевые компетенции.

Опера, Римский-Корсаков, кантилена, формы и жанры музыки: симфония, сюита, рондо, соната, серенада, лакримоза, реквием, Моцарт, стиль, Цанко Лавренов.



План.

I. Активизация опорных знаний, постановка проблемы.

1. повторение темы четверти;

2. опера «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова - эвристическая беседа;
3. «Симфония №40», «Рондо в турецком стиле» Моцарта – узнать по фрагментам, вспомнить композитора.

4. «Весенняя песня» Моцарта – узнавание песни по вступлению, беседа о красоте природы и силе музыки.



II. Изучение и усвоение новых понятий, развитие умений и навыков.

1. Знакомство с биографией Моцарта, использование ИКТ - презентация «В.А. Моцарт»;

2.Беседа о музыкальных формах;

3. «Весенняя песня» Моцарта – дальнейшее разучивание, работа над фразировкой, выразительностью исполнения, кантиленой, динамикой, использование игрового приёма : « Пение по фразам», «проблемное» обсуждение интерпретации разучиваемой песни.

4. Знакомство с понятием «Стиль композитора»;

5.Слушание и анализ «Рондо» из «Маленькой ночной серенады» и «Лакримозы» из «Реквиема»;

6. Знакомство с картиной Лавренова;

7. Использование проблемной ситуации:

повторное прослушивание произведений Моцарта с одновременным просмотром слайдов с различными иллюстрациями и определение неподходящих по смыслу музыки слайдов;

IV. Подведение итога.

Ход урока.

Этапы урока

Содержание урока

I.Активизация опорных знаний.

1. Эвристическая беседа.(2 мин.)
Портрет Н.А.Римского-Корсакова

Сегодня, ребята, мы продолжим разговор о том, в чем же заключается сила музыки, помогающая ей воздействовать на человека.

(Показываю портрет композитора Римского-Корсакова)

- Назовите этого композитора и его произведение, которое мы слушали на прошлом уроке.

(оперу Римского-Корсакова «Снегурочка»).

Мы убедились в том, что музыка бывает красива только тогда, когда она правдива.



- А в чём же правда «Снегурочки»?

Помните, я говорила, что основа жизни в царстве берендеев, - это верность естественным законам природы, добро и красота.



- А Снегурочка – это естественный закон природы? (нет, это нарушение закона природы).

И, конечно же, когда Снегурочка полюбила людские песни, познала теплоту человеческих чувств, она растаяла, погибла, но естественные для людей законы жизни восторжествовали.



И правда оперы «Снегурочка» - в торжестве законов жизни, естественных для людей, в прославлении могучей природы, в прославлении народного искусства.

- А в чём же сила музыки этой оперы?

Более ста лет слушают миллионы людей эту оперу и восхищаются ею. Она учит нас любоваться красотой природы, красотой песен, красотой человеческих чувств. И не только любоваться, но и беречь – беречь природу, песни и чистые, добрые человеческие чувства.




2.Постановка проблемы.

(1 мин.)
Карта лабиринта.

1. слушание «Симфонии №40»,

«Рондо в турецком стиле»,(2 мин.)

портрет Моцарта


2. биография Моцарта,

(3 мин.)

использование ИКТ – показ презентации В.А.Моцарт


3. беседа о формах музыкальных произведений.(2 мин.)

4. «Весенняя песня»-

(10 мин.)

а)беседа;


б)дальнейшее

разучивание;
в)Игровой приём- пение по фразам поочерёдно с учителем.

г) «проблемное» обсуждение интерпретации разучиваемой песни.



5. Знакомство с понятием «Стиль композитора» -(1 мин.)

использование ИКТ – показ слайда с понятием «Стиль»


6.«Рондо» - слушание.

(10 мин.)

А) беседа



использование ИКТ – показ слайда с понятием «серенада»

использование ИКТ – показ слайда с понятием «рондо»

Б)слушание


В)анализ

Г) рассматривание картины «Маленькая ночная музыка в старом Пловдиве»

7. «Лакримоза» - слушание.(9 мин.)

А)беседа

Б)слушание


В)анализ

использование ИКТ – показ слайда
8. Использование проблемной ситуации: (3 мин.)

повторное прослушивание произведений Моцарта с одновременным просмотром слайдов с различными иллюстрациями и определение неподходящих по смыслу музыки слайдов.



Сегодня нам предстоит понять, в чём ещё сила музыки? Мы будем искать ответ на этот вопрос. Случалось ли вам когда-нибудь блуждать по лабиринту? Сейчас мы поблуждаем по нему, т. к. наш урок необычен: это урок-лабиринт.

Итак, отправляемся в путь!



(Показываю карту лабиринта, «идем» по первой дорожке).

И вот самое первое препятствие на нашем пути.
- Догадайтесь, музыка какого композитора нам поможет в решении нашей проблемы «В чём сила музыки?»

Послушайте фрагменты из его произведений.



- Знакомы ли вам они?

- Кто автор?

(Звучат фрагменты из «Симфонии №40»,

«Рондо в турецком стиле»)(угадывают)

(Показываю портрет Моцарта)

Обратите внимание, Моцарт родился в 1756 году,27 января, - 253 года назад, а музыка его не стареет, мы до сих пор её с удовольствием слушаем.



- Значит, талантливым был этот человек? (безусловно)


Может, познакомившись с биографией этого великого человека, мы узнаем, в чём сила музыки?

Давайте отправимся по второй дорожке.

( рассказываю биографию (стр. 90-91 «Поурочные планы по музыке.6 класс»В.М.Самигулина)

И это не помогло решить нашу задачу.




Давайте отправимся по третьей дорожке лабиринта.

Несмотря на короткую жизнь (Моцарт прожил неполных 36 лет), композитор создал множество произведений во всех существовавших в его эпоху жанрах и формах.


- А какие формы музыкальных произведений вы знаете?

( симфония, сюита, соната)

- Что они означают?

(сюита - сочинение из нескольких частей (4 и больше), близких друг другу по характеру.

Симфония – муз. произведение для симфонического оркестра, написанное в сонатной циклической форме.

Соната – произведение для одного или двух инструментов, написанное в форме сонатного цикла.)

И это привело нас в тупик лабиринта, т.к. не помогло решить нашу проблему.




Давайте отправимся по четвертой дорожке лабиринта.

Я сейчас сыграю вам мелодию, а вы ответьте:



-Красива ли она?

- Знакома ли она вам?

(Исполняю вступление к песне).

(Выслушиваю ответы детей).

- А почему она так красива?

- О чём рассказывает эта песня?

(потому что она рассказывает о красоте природы, песня пронизана солнечным светом и радостью жизни. Слушая её, ясно представляешь себе весну – прекрасное «утро года»).

На прошлом уроке мы пробовали спеть её в тревожном характере и убедились в том, что она сразу потеряла свою красоту, т.к. исчезла правда. Мы не можем так любоваться природой.

(Вспоминаем 1 куплет и разучиваем 2-ой, работа над фразировкой, выразительностью исполнения, кантиленой, динамикой).



- Давайте споем 2-ой куплет по фразам поочерёдно со мной, проверим, как вы запомнили его.

- Давайте попробуем по-разному исполнить оба куплета, так чтобы они отличались друг от друга.

( обсуждаем варианты интерпретации, пробуем спеть).

Итак, мы ещё раз убедились в том, что искусство связано с природой так же тесно, как связана с природой вся жизнь человека. Мы убедились в том, что музыка часто бывает красива именно потому, что рассказывает нам о красоте природы, а значит, и о красоте жизни.

Это частично помогло нам ответить на наш главный вопрос.


Давайте отправимся по следующей дорожке лабиринта.

Понемногу вы будете убеждаться в том, что в творчестве выдающихся композиторов, таких, как Бах, Моцарт, Бетховен, Чайковский, Прокофьев, есть и музыка глубоко трагическая, и музыка шутливая, весёлая, есть страницы нежнейшей лирики, есть и эпизоды бурные, страстные, есть и крупные произведения глубочайшего жизненного содержания, есть и маленькие пустячки, не претендующие на значительность и серьёзность. И это не мешает в то же время каждому из этих композиторов иметь и свою излюбленную область творчества, свои характерные черты, своё творческое лицо, творческий стиль.

Таков и Моцарт.

Мы всегда узнаём его музыку по её какой-то особой чистоте, ясности, прозрачности. Обычно говорят, что в музыке Моцарта преобладает солнечность. Пожалуй, это верно.

Но музыка Моцарта может вызвать в слушателях не только радостную улыбку, но и горькую, печальную слезу. Сегодня мы услышим два отрывка из двух его именно таких, очень разных сочинений.


В Вене во времена Моцарта было принято организовывать концерты, особенно ночью, под окнами особы, которой хотели оказать знак внимания. Часто музыку для таких случаев заказывали композиторам. Музыку писали и специально для праздников, которые праздновали в ночное время. Эта ночная музыка называлась серенадой.

Серенада (франц. Serenade, от итал. Serenata (Sereno – ясная погода, ночная прохлада)) – первоначально музыкальное произведение, исполняемое в вечернее или ночное время перед домом какого-нибудь лица в знак почитания и любви (песня в честь возлюбленной).

В средне-европейских странах в 17-18 вв. особенное распространение получила инструментальная серенада – род дивертисмента или сюиты для небольшого оркестра или ансамбля (Гайдн, Моцарт).

К числу таких произведений относится «Маленькая ночная серенада», которую иногда называют «Маленькой ночной музыкой». Последняя часть сюиты – Рондо.

-Что такое рондо?

\

Рондо – правильнее рондо (круг) – музыкальная форма, основанная на многократном повторении главной темы, чередующейся с эпизодами различного содержания («Круговая форма»). Главная тема (называют рефреном) проводится не менее трёх раз, эпизодов 2, иногда 3-4, реже – больше. Рондо возникло из хороводных песен, в которых запевала исполнял разные по музыке куплеты (эпизоды), а хор подхватывал неизменный припев (рефрен).

Сейчас вы услышите фрагмент из «Маленькой ночной серенады» Моцарта. Это произведение написано в форме сюиты. Прозвучит последняя часть этой «Маленькой ночной музыки» (финал).

Откройте ваши муз. словарики эмоций и

1)определите характер этого произведения,

2)форму

(слушают, анализируем).

(характер – легкая, танцевальная музыка, форма – рондо)

- Какие инструменты исполняют это рондо?

(струнные).

- Почему композитор назвал заключительную часть сюиты – Рондо?

«Маленькая ночная музыка» относится к типу сочинений, какие раньше писались специально для ночных праздников. Поэтому в ней преобладает лёгкий, танцевальный, улыбчатый характер.

Это рондо как бы символизирует радость и полноту жизни.

«Маленькую ночную музыку» Моцарт написал в честь пятой годовщины своей свадьбы. Такой прекрасный подарок получила его жена Констанция.

Посмотрите на картину, которую написал известный болгарский художник Цанко Лавренов и назвал её «Маленькая ночная музыка в старом Пловдиве» ( Пловдив – его родной город в Болгарии).Нежные звуки музыки наполняют тишину лунной ночи. На небольшом полукруге эстрады маленький оркестр. Отблески от зажженных свечей и от освещенных окон дома ложатся на сосредоточенные лица слушателей. Всё здесь во власти музыки: и слушатели, сидящие вокруг эстрады, и серебристо-зелёные вековые деревья, и старинный фасад дома со светящимися золотистым светом окнами.

Мир музыки, мир искусства, мир природы – всё связано в неразрывное целое.

В этой картине Лавренов затронул глубокие проблемы связи искусства и жизни. Музыка соединяет людей разных взглядов, разных народов, разных эпох и поколений. Как гармоничное целое воспринимаются в картине музыканты в напудренных париках и костюмах моцартовской эпохи и слушатели вполне современного облика.


Следующий отрывок, который мы услышим, взят из самого последнего сочинения Моцарта, которое он даже не совсем успел закончить. Сочинение это называется «Реквием», т.е. музыка, написанная в память умерших, погибших. Это большое сочинение для солистов, хора, оркестра и органа.

«Реквием» - одно из лучших творений Моцарта и, несомненно, лучший из всех «Реквиемов», написанных многими композиторами. Сейчас прозвучит самая короткая, но, несомненно, самая прекрасная часть «Реквиема» Моцарта. Она называется латинским словом «Лакримоза» (такие сочинения раньше писались на латинском языке), которое можно перевести как «слёзы». Первые слова, которые поёт в этой части хор, так и звучат: «это день слёз».

Я хочу рассказать вам о том, как возник этот «Реквием». (см. стр.93 «Поурочные планы по музыке.6 класс»В.М.Самигулина)

Давайте же послушаем «Лакримозу».

(Слушают)

Обратите внимание на интонации стона у скрипок, скорбную возвышенную печаль музыки, её трагическую песенность.

- Какими словами можно охарактеризовать музыку «Лакримозы»?

(Слова выписаны на слайде: мягкая, взволнованная, нежная, глубокая, возвышенная, строгая, тоскливая, трагичная, тяжёлая, успокаивающая, торжественно-величавая, светлая).(Учащиеся характеризуют музыку, подбирая точные эмоциональные термины).


На следующей дорожке лабиринта задание:

Ещё раз послушать «Лакримозу» с просмотром слайдов и выбрать неподходящие по смыслу музыки иллюстрации.


9. Итог.


Итак, вы сегодня убедились в том, что музыка одного композитора может заставить нас улыбнуться и испытать печаль.

- В чём же сила музыки Моцарта?

Не только в её чисто музыкальной красоте, но и в глубокой жизненной правдивости: «Маленькая ночная музыка» точно соответствует настроению ночного праздника, музыка «Лакримозы» с удивительной глубиной передаёт настроение человеческой скорби.

Ребята, войти в мир такого композитора, как Моцарт, - это значит войти в мир сложных чувств, переживаний и самому проникнуться многообразием этих чувств, их глубиной и сердечностью.

Вот мы и вышли из лабиринта, ответив на наш самый главный вопрос «В чём сила музыки?»




Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет