В данном пособии представлены основные позиции в изучении III части уд «История мировой литературы и искусства», в частности «Истории искусства» в статусе отдельной дисциплины



бет1/3
Дата14.06.2016
өлшемі250 Kb.
#135655
  1   2   3

ОТ АВТОРА


В данном пособии представлены основные позиции в изучении III части УД «История мировой литературы и искусства», в частности «Истории искусства» в статусе отдельной дисциплины. «История искусства», согласно учебному плану специальности 030602 «Связи с общественностью», изучается студентами на третьем курсе в осеннем семестре. Прослеживается определенная логика в освоении содержания указанной дисциплины, поскольку на первом курсе (весенний семестр) студенты имели возможность «погрузиться» в поле культурологической мысли, охватывающей 3 главных раздела культурологии: 1) теория культуры, 2) история мировой культуры, 3) история русской культуры. «История искусства» углубляет процесс познания, нацеленный на понимание и восприятие особенностей художественного творчества, опредмеченного в произведениях искусства.

Содержание рассматриваемой работы фиксирует программу курса «История искусства», включающую как лекционную часть, так и тематику семинарских занятий, где через понятийный аппарат отражен каждый из разделов дисциплины. Это, прежде всего, темы, повествующие о понятиях «искусство», «язык искусства», «эстетика», «произведение искусства» и «история искусства»; специфике европейского искусства, особенностях русского искусства, включая их периодизацию.

Связи с общественностью, как известно, реализуются в 3-х областях: 1) политика, 2) экономика, 3) культура. Очевидно, что данная работа нацелена на освоение знаний будущими PR-профессионалами в области культуры, в которой преобладает художественное начало, развивающее креативные навыки PR-специалистов. Коммуникации в контексте искусства имеют свои особенности. Восприятие студентами содержания курса «История искусства» позволит им эмоционально обогатиться, усилит их мотивацию к постижению неразгаданных тайн художественного творчества, воплотившегося в стилях и эстетике разных культурных эпох. Более того, поможет им соприкоснуться с художественными текстами в жанровой полифонии искусства.

Пожелаем же вам удачи, друзья, в обогащении эмоциональной стороны жизни, привнося присутствие духа как неотъемлемой области человеческого бытия!



ПРОГРАММА КУРСА
I. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


    1. Цель изучения дисциплины

Целью изучения дисциплины является освещение развития европейского и русского искусства в историческом срезе, в рамках которого определялись его приоритетные жанры, создаваемые в контексте художественной деятельности человека; изложение основных тенденций развития мирового художественного творчества.




    1. Задачи изучения дисциплины




    • показать особенности развития мирового искусства на конкретном искусствоведческом и культурологическом материале;

    • выявить роль искусства в динамике мировой культуры;

    • сформировать эстетический вкус, индуцировать мотивацию студентов в эстетическом восприятии произведений искусства, развивающих позитивную эмоциональность;

    • раскрыть творческое начало студентов в постижении ими эстетико-культурных особенностей художественных произведений.



    1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Студенты, изучившие курс «История искусства»

а) должны знать:


  • назначение, цели, задачи и функции искусства;

  • периодизацию европейского и русского искусства со времен первобытности до начала XXI века;

  • основных мыслителей по вопросу изучения истории искусства;

  • стилевые особенности в развитии мирового искусства;

  • определение и роль эстетики в мировом культурном пространстве;

  • жанры искусства и их влияние на характер движения человеческой культуры.

б) должны уметь:

  • анализировать произведения искусства в контексте изобразительного творчества с точки зрения их жанровой и стилистической принадлежности;

  • кратко характеризовать содержание основных трудов по истории искусства и эстетике;

  • определять различные художественные течения в европейском и русском изобразительном искусстве XX- начала XXI вв.;

  • соотносить коммуникативную ситуацию XX века с развитием зрелищных видов искусства;

  • ориентироваться в общекультурном процессе.

в) должны иметь представление о:

  • понятии и сущности первобытного художественного синкретизма;

  • состоянии искусств в рамках современной культуры;

  • соотношении медиакультуры и визуальных форм искусства;

  • роли визуальной культуры в контексте коммуникационных технологий;

  • технологической базе образования новых форм искусства;

  • смысле понятия «философия искусства», соотношении философии искусства и эстетики;

  • психологии искусства, художественного творчества, природе художественного восприятия.

II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Наименование и содержание тем лекций. Объем в часах.
Лекции 1-2. Искусство. Произведение искусства. Эстетика. Философия искусства. 4 часа.

Сущность, цели, задачи и 4 функции искусства. Типы целостности в искусстве. Понятие «произведение искусства». Произведение искусства и другие предметы культуры. Возникновение художественного произведения (по И. Тэну). Задача художественного произведения (по П.П. Гнедичу). Открытость художественного произведения зрителю и культуре. Культура как контекст развития искусства. Категории искусства. Изменение культуры и изменение системы категорий искусства. Искусство и дух времени. Состояния искусств.

Сущность эстетики. Понятие «прекрасное». Виды красоты. Понятие «идеал красоты» (по Н.О. Лосскому). Красота в природе. Красота в жизни человека. Красота в искусстве (по Н.О. Лосскому). Основные модели прекрасного. Демоническая красота. Искусство и жизнь. Взаимосвязь художественной и эстетической культуры. Понятия: «эстетический вкус», «эстетическое чувство», «эстетические способности», «эстетическое удовольствие», «эстетическая потребность», «эстетический опыт».

Эстетические практики в PR-коммуникациях. Эстетическое видение мира. Эстетическое измерение бытия. Искусство и его аудитория. Алгоритмическая эстетика в современном коммуникативном пространстве.

Понятие «философия искусства». Основные проблемы философии искусства. Соотношение эстетики и философии искусства.

Понятие «художественное пространство».


Лекции 3-4. Жанровая специфика искусства. Стиль в искусстве. Художественное и его особенности. Эстетика танца. 4 часа.

Понятие жанра. Язык искусства. Понятия «художественный образ» и «художественный символ» (их связь), «художественный вкус» и «художественный стиль». Вкус и мода. Художественный стиль и его время. Стиль в искусстве. Стиль как духовно-психологический горизонт исторической эпохи. Сущность образования стиля и историческое место современного искусства (по Кон-Винеру). Культура и художественный стиль.

Пространственные искусства в системе художественной культуры: архитектонические искусства, изобразительное искусство и графика.

Временные искусства в системе художественной культуры: искусство слова, музыка как вид искусства.

Пространственно-временные, зрелищные искусства в системе художественной культуры: искусство театра, искусство кино, искусство танца.

Зрелищное искусство в коммуникативной ситуации XX века.

Язык танца в современном коммуникативном пространстве. Разновидность танцевального искусства. Рекламный эффект танцевальных образов в сознании целевой аудитории. Эстетическое бытие танца в художественной культуре. Танец и время в контексте медиакультуры.

Своеобразие современного искусства. Современное эстетическое видение (Никитина И.П.).


Лекция 5. Психология искусства. Творческий процесс. Феномен сознания в художественной деятельности. 2 часа.

Понятие «психология искусства». Определение этапности творческого процесса, видов творчества. Особенности художественного творчества. Психология художественного творчества. Природа художественного восприятия.

Классификация сознания. Сознание и бессознательное в творческой самореализации. Спонтанное состояние сознания художника (Пименова Ж.В.) Эстетические вариации художественной выразительности (О.А. Кривцун).

Смысл творчества в интерпретации художника XX века. Спонтанность творчества.


Лекции 6-7. История искусства. Изучение искусства как историческая дисциплина. Персоналии и труды. Периодизация в области истории искусства. Прикладные науки истории искусства. 4 часа.

Понятия «история искусства», «искусствознание», «археология». Время оформления изучения искусства в историческую дисциплину.

Основные этапы изучения истории искусства.

Вклад Джорджо Вазари (1511-1574) в изучении истории искусства. Труды итальянских, французских и немецких мыслителей XVII-XX вв. по вопросу изучения жизни художников, развития истории искусства: Дж. Беллори («Жизни художников», 1672), Андре Филибьен («Беседы о наиболее знаменитых живописцах, старых и новых», 1666-1688), Роже де Пиль («Краткий экскурс о жизни художников», 1699), И. И. Винкельман («Размышление об имитации греческих произведений скульптуры и живописи», 1755; «История искусства древности», 1764), Серу д' Аженкур («История искусства в памятниках», 1811-1829).



Гегель Георг Вильгельм (1770-1831) в своих работах по эстетике поставил 2 фундаментальных вопроса: 1) как искусство высвобождается из мысли («отчуждается») и 2) как искусство различных эпох становится частью современной ментальной жизни. Дух каждой эпохи отражается в стиле, тогда как искусство является одной из составляющих развития духа.

Якоб Бургхардт («Цивилизация в Италии в эпоху Возрождения», 1860), Тен («Философия искусства», 1865).

Вёльфлин Генрих (1864-1945) (у Вёльфлина именно форма организует произведение искусства и придает ему смысл). Работы Г. Вёльфлина: «Введение в психологию архитектуры» (1886), «Возрождение и барокко» (1888), «Основные понятия истории искусства» (1915).

Рождение венской формалистской школы вокруг А. Ригля (1858-1905). Ригль Алоиз: «Проблемы стиля» (1893). Ученик А.Ригля Макс Дворжак (1874-1921). Работа М. Дворжака «История искусства как история духа» была опубликована в 1924 г. Сторонник венской формалистской школы Анри Фосийон (1881-1943). Труды А. Фосийона: «Живопись XIX-XX веков» (1927-1928), «Буддистское искусство» (1921), «Искусство романских скульпторов» (1932), «Западное искусство» (1938). Кроче Бенедетто (1866-1952): «Эстетика», 1902. Франкастель Пьер (1900-1970): «Живопись и общество», 1951; «Искусство и техника в XIX-XX веках», 1956; «Фигуративная реальность», 1965.

Разграничение между археологией и историей искусства. Винкельман Иоганн (1717-1768): «История античного искусства», 1764.

5 основных методологических направлений в истории искусства: 1) формалистское (основатель Анри Фосийон); 2) марксистское (К. Маркс (1818-1883), Ф. Энгельс (1820-1895); 3) социологическое (Тэн Ипполит (1828-1893)); 4) иконологическое (Аби Варбург (1866-1929) и Эрвин Панофски (1892-1968)); 5) семиологическое (или структуралистское) Леви-Стросс Клод (род.1908), Жан-Франсуа Лиотар (род. в 1924), Умберто Эко (род. в 1932), Соссюр Фердинандо (1857-1913), Барт Карл (1886-1968).



Периодизация в области истории искусства (по Барралю-и-Альтэ К.).

Доисторический и античный периоды. Западное искусство средних веков. Незападные виды искусства. Возрождение, барокко и классицизм. Искусство XIX в. Современное искусство. Новое поле: история фотографии.



Роль музеев, выставок в сохранении исторического наследия мирового искусства. Музейное бытие искусства. Два типа музеев искусства (по Е.В. Волковой).

PR-технологии в сфере культуры по вопросу организации музейно-выставочной деятельности.



Прикладные науки истории искусства: история, археология, филология, геральдика, нумизматика, сфрагистика, архивистика, иконография, этнология, антропология и социология, информатика.

Библиотеки и архивы - основные документальные фонды для изучения произведения искусства.


Лекция 8. Первобытное искусство (общая характеристика). Античное искусство (краткий обзор). Средневековое европейское искусство. Эпоха Возрождения в Италии, Англии, Франции, Испании, Германии, Нидерландах (общий обзор). 2 часа.

Характеристика первобытного искусства эпохи: палеолита, мезолита, неолита, бронзы. Основные черты первобытного искусства: синкретизм, фетишизм, анимизм, тотемизм). Обзор палеолитического искусства. Последовательность культуры палеолита: древняя перигорская культура (или культура Шатель-Перрона), ориньякская культура, верхняя перигорская культура (или граветская культура), солютрейская культура, магдаленская культура.

Эгейское искусство. Периодизация античной культуры (архаика, классика, эллинизм). Особенности и творения античного искусства (деятели, работы) в архитектуре, скульптуре, театре.

Искусство средних веков в Западной Европе. Духовные ценности античности и средневековья: сходство и различия. Место искусства в системе ценностей средневековья. Раннее, зрелое, позднее средневековье. Эстетический идеал человека в средневековой культуре. Понятие «каролингское Возрождение». Особенности средневекового изобразительного искусства (книжная миниатюра).

Раннее Средневековье: трагический и возвышенный тип человека. Классическое (зрелое) Средневековье: прекрасный тип человека. Позднее Средневековье: комический и низменный тип человека.

Романский и готический архитектурные стили. Известные архитектурные произведения и их авторы. Сущность романского мировосприятия. Готическое понимание красоты. Карнавальная и рыцарская культура.



Возрожденческое искусство в Италии. Смысл понятия «Возрождение» (Ренессанс). Периодизация. Проторенессанс (живопись, Джотто ди Бондоне (1267-1337)).

Раннее Возрождение (живопись и скульптура, Мазаччо (1401-1426)), Донателло (1386-1466), Сандро Боттичелли (1445-1510)).

Высокое Возрождение (живопись, Леонардо да Винчи (1452-1519), Рафаэль Санти (1483-1520), Микеланджело (1475-1564)).

Позднее Возрождение. Творчество Джакомо Виньола (1507-1573), Андреа Палладио (1508-1580).

Возрождение в Англии. Английский театр. Творения Вильяма Шекспира (1564-1616).

Возрождение во Франции. Франсуа Рабле (1494-1553).

Возрождение в Испании. Творчество и работы Мигеля Сервантеса (1547-1616) и Лопе де Вега (1562-1635).

Возрождение в Германии. Творчество и создания живописцев Матиса Грюневальда (ок. 1475-1528), Альбрехта Дюрера (1471-1528).

Возрождение в Нидерландах. Нидерландская живопись. Создатели и творения. Хуберт ван Эйк (1366/70-1426), Ян ван Эйк (1380-1441). Босх (1460-1516). Питер Брейгель Старший (ок. 1530-1569).

Эстетический идеал человека в искусстве Возрождения. Красота гуманизма.

Движение Реформации, 2 направления: 1) религиозное, 2) светское.
Лекция 9. Европейское искусство XVII века. Искусство эпохи Просвещения (XVIIIв.). Художественная «картина» западно-европейского искусства XIX в. Тенденции развития искусства XX-начала XXI вв. (общая характеристика). 2 часа.

Научное мировоззрение в европейской культуре XVII в. Общая характеристика искусства XVII в. Барокко и классицизм. Барокко -экспрессия чувств. Классицизм - логика красоты. 3 этапа в архитектуре барокко (искусство Италии): 1) раннее барокко - с 1580 г. до конца 1620-х г.; 2) высокое, или зрелое барокко - до конца XVII в.; 3) позднее барокко - 1-я пол. XVIII в.

Первые мастера барокко (в Италии) - архитектура Джакомо делла Порта (ок. 1540-1602), Доменико Фонтана (1543-1607). Джованни Лоренцо Бернини (1598-1680) – центральная фигура зрелого барокко.

Подъем абсолютизма во 2-й пол. XVII в. ярко отразился в архитектуре Франции. По проекту Клода Перро (1613-1688) было продолжено строительство Лувра.



Триумфальная арка (1671-1672) – автор Франсуа Блондель (1617-1686).

Осноположник итальянского бароккоМикеланджело да Караваджо (1573-1610).

Работы Питера Пауля Рубенса (1577-1640) – художника Фландрии.

Гордость испанской живописи XVIIв. – Диего Родригес де Сильва Веласкес (1599-1660).

Во французской культуре чистого барокко не было. Искусство развивалось в стиле классицизма. Основоположник стиля классицизма стал Никола Пуссен (1594-1665). Тематика его произведений связана с античностью («Спящая Венера», «Царство Флоры» и др.).

Теоретик классицистического театраНикола Буало (1636-1711), (его трактат «Поэтическое искусство»). Пьер Корнель (1606-1684) – основоположник классицизма в литературе и на сцене.



Общая характеристика европейского искусства XVIII в. Новое понимание мира и человека. Французские материалисты XVIII в. Жюльен Ламетри (1709-1751), Клод Гельвеций (1715-1771), Дени Дидро (1713-1784), Поль Анри Гольбах (1723-1789), Шарль Монтескье (1689-1755).

Вольтер (настоящее имя – Мари Франсуа Аруэ) (1694-1778), Жан Жак Руссо (1712-1778) – автор трактата «Общественный договор» и романа «Эмиль».

XVIII век – век Просвещения. Искусство XVIII века послужило важным этапом в развитии реализма.



Иоганн Вольфганг Гёте (1749-1832), Фридрих Шиллер (1759-1805).

В эпоху Просвещения во Франции развивалась архитектура рококо. Рококо занял ведущее положение в искусстве в начале XVIII века с закатом французского абсолютизма. Основные черты живописи рококо – орнаментальность, декоративность, стремление к изысканности, но без вычурности, присущей манере барокко. Рококо («узор из камней и раковин»). Неоклассицизм также нашел отражение во французской архитектуре.

Искусству XVIII века присуще откровенно театральное начало. Характерная черта портретной живописи XVIII века – малая информативность мимически невыразительных лиц. Один из представителей первого периода французского рококо – художник Антуан Ватто (1684-1721).

Одно из течений европейского искусства 2-й пол. XVIII - XIX вв. –сентиментализм.

В Англии 2-я пол. XVIII века ознаменовалась работами по теории искусства. С большей ясностью стали проявляться такие категории, как психологизм и характер героев картин.

Важной составляющей культуры XVIII века было декоративно-прикладное искусство. Оформление интерьеров в стиле рококо. Мебель становится изящной, приобретает причудливые очертания. В цветовой гамме обоев и мебели преобладают пастельные тона. Помещение производило впечатление будуара.



Рококо не было стилем подобно готике и барокко, не стало большим и целостным художественным направлением.

Переход от барокко к рококо совершается под влиянием французского двора. Последнюю ступень развития барокко принято называть стилем Людовика XIV в., а последующие фазы обозначать именами французских королей. И стиль регентства назван так по времени регентства герцога Орлеанского (1715-1723). Этот стиль представляет собою лишь переход от барокко к рококо, время, когда эти переходные формы выражены наиболее своеобразно.

Стиль Людовика XV, т.е. собственно рококо, начинается приблизительно около 1725 г. В эпоху Людовика XV произведением искусства стала внешность человека: туалеты знати были вычурными и изысканными, прически - фантастическими. Имел место расцвет ювелирного искусства. Излюбленные декоративные мотивы рококо - раковина, стебли и цветы.

Главная задача искусства этого времени – нравиться, само искусство отождествляется с роскошью, игривостью и насмешливостью. Зеркала становятся любимым украшением стен, они помещаются друг против друга и дают бесконечное количество отражений.

Расцвет европейского фарфорового искусства также приходится на середину XVIII в. и связан со стилем рококо.

С середины XVIII в. с развитием неоклассицизма оформление интерьеров стало простым и достаточно строгим.

В области декора неоклассицизм обратился к интерьеру залов, обставлявшихся на античный манер.

Музыка XVIII в. В отличие от других видов искусства в музыке XVIII в. барокко как стилевое направление было широко распространено. Величайшими мастерами эпохи барокко в музыке стали Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) и Георг Фридрих Гендель (1685-1759).

Кристоф Глюк (1714-1787) вошел в историю музыки как реформатор оперного искусства.

Йозеф Гайдн (1732-1809) создал совершенные симфонии. Он стал ярчайшим композитором эпохи Просвещения. Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791) (его последнее сочинение «Реквием»).

Людвиг ван Бетховен (1770-1827). Его произведения: «Патетическая соната»; Третья симфония («Героическая»), Пятая и Девятая симфонии, «Ода к радости». Все наследие Бетховена оказало огромное воздействие на формирование музыки романтизма.

Художественные направления XIX в. – романтизм и реализм.



Романтизм как направление в искусстве зародился в Европе в конце XVIII – нач. XIX вв.

Романтический тип красоты.



Реализм (от позднелат. rеlalis – «вещественный») как направление и художественная концепция мира возник в середине XIX в. Впервые термин «реализм» употребил французский литературный критик Шанфлери в 50-х годах XIX в.

Интенсивное развитие литературы. Джордж Гордон Байрон (1788-1824), Вальтер Скотт (1771-1832), Чарлз Диккенс (1812-1870), Уильям Теккерей (1811-1863) – сатирик-реалист, его роман «Ярмарка тщеславия» (1848), Якоб (1785-1863) и Вильгельм (1786-1859) Гриммы, Генрих Гейне (1797-1856), Виктор Гюго (1802-1885), Жорж Санд (1804-1876), Жюль Верн (1828-1905), Проспер Мериме (1803-1870), Фридерик Стендаль (это псевдоним, настоящее имя – Анри Мари Бейль; 1783-1842), Оноре де Бальзак (1799-1850), Гюстав Флобер (1821-1880), Ги де Мопассан (1850-1893).



Живопись XIX в.

Во французском изобразительном искусстве классицизм стал ведущим направлением ещё в конце XVIII в. и продолжал развиваться в XIX в. Одним из самых ярких представителей этого направления являлся Жак Луи Давид (1748-1825).

Испанский живописец и график Франсиско Гойя (1746-1828). Один из ярких представителей английского романтизма Уильям Тёрнер. Основоположник романтического направления во Франции живописец Теодор Жерико (1791-1824). Художник-реалист Германии Адольф Менцель (1815-1905).

Изобразительное искусство Франции конца 1860 -начала 1870-х гг. Возникновение нового направления импрессионизма. Его представители Эдуард Мане (1832-1883), Клод Моне, Огюст Ренуар (1841-1919), Эдгар Дега (1834-1917), Камиль Писсарро.



Постимпрессионизм – течение в живописи середины 1880-х годов. Представители: Поль Сезанн (1839-1906), Поль Гоген (1848-1903), голландский живописец Винсент Ван Гог (1853-1890).

Неоимпрессионизм как течение зародилось во Франции в конце 1880-х годов. Представители: Жорж Сёра (1859-1891), Поль Синьяк (1863-1935). Художники использовали новую технику живописи, получившую название пуантилизма, или дивизионизма. Они накладывали мазки на холст в виде раздельных, четко различимых точек.

Архитектура и скульптура XIX в.

Первая половина XIX в. проходит под знаком позднего расцвета неоклассицизма. Именно в это время европейские столицы обрели свой архитектурный облик.

Революционная эпоха выбрала неоклассицизм своим официальным стилем (решение было принято Конвентом – высшим законодательным и исполнительным органом Франции). Неоклассицизм сохранился и в напалеоновскую эпоху, получив название ампир ( от франц. «империя»). Этот стиль выражал величие империи, созданной Наполеоном.

Предпринимается реконструкция Парижа. Архитектор Жан Франсуа Шангрен соорудил «Триумфальную арку» (1806-1807) на площади Звезды.

Если Франция избрала стиль неоклассицизма, то в Англии, свободной от революционных потрясений, утвердилась неоготика. Её примером является здание парламента в Лондоне, архитектор – сэр Чарлз Бэрри (1795-1860).

Архитектурный центр Германии – Берлин.

В скульптуре господствующий стиль – неоклассицизм, поддерживавшийся интересом к античным шедеврам. Среди самых значительных скульпторов XIXв. называют итальянца Антонио Канова («Эрот, слетающий к Психее», «Геракл и Лихас»).

Бертель Торвальдсен (1770-1844), датский скульптор, работал в основном в Италии, а затем и по всей Европе. «Торвальдсен – это классик пластики», - сказал автор книги «История стилей изобразительных искусств» Кон-Винер.

В середине XIX в. облик многих европейских столиц изменился. Наиболее удачно перестройки были осуществлены в Париже и Вене. Символом Парижа стала знаменитая Эйфелева башня, построенная в 1889 г. к открытию Всемирной выставки.

В европейской архитектуре проявляется эклектизм (от греч. «эклектиос» - выбирающий). Эклектизм соединяет элементы различных стилей как в одной постройке, так и в ансамблях. Примером отдельного здания является «Гранд-Опера» Шарля Гарнье (1825-1898).

Декоративно-прикладное искусство XIX в.

Франция оставалась центром художественных перемен.



Ампир как декоративный стиль ориентировался на античный мир. Символом ампира стали изделия из бронзы (часы, украшения). Ювелиры также подражали античности в выборе драгоценных камней и формы украшений. Именно в это время в моду вошли камеи. В конце XIX в. появляется новый оригинальный стиль – «модерн».

Музыка XIX в.

В музыке XIX в. существовало множество направлений – от романтизма до импрессионизма.

Композиторы: Франц Шуберт (1797-1828), Роберт Шуман (1810-1856), Рихард Вагнер (1813-1883), Гектор Берлиоз (1803-1869). Клод Дебюсси (1862-1918) – первый представитель импрессионизма в музыкальном искусстве. Морис Равель (1875-1937) развил это направление, открытое Дебюсси.

Общая характеристика художественной культуры и искусства Западной Европы XX в- нач. XXI вв.

Модернизм – искусство современности, рожденное XX в. Он формируется в художественную систему в период 1910-1920-х годов. В рамках модернизма как направления возникли течения: экспрессионизм, кубизм, футуризм, дадаизм, сюрреализм, абстракционизм, «поп-арт».



Стиль модерн в архитектуре. Главными центрами нового стиля стали Вена и Брюссель, а не Париж. В XX в. стиль модерн развивается в архитектуре городских особняков и дорогих многоквартирных зданий. Архитектура сосредоточивается на создании бытового эстетического комфорта. В архитектуре 1910-х г. возникает конфронтация трех течений – новой рациональной архитектуры, национальной романтики и неоклассики.

Живопись стиля модерн представлена многими работами евпропейских художников, среди которых швейцарец Ф. Ходлер (1853-1918). Его работы: «Истина» (1903), «Любовь» (1908), «Взгляд в бесконечность» (1915) и др. выполнены в манере, которую сам художник назвал «параллелизмом».

Сущность символизма.

Эпоха постмодерна. Эстетика постмодерна.

Особенности развития искусства 2-й пол. XX в. – периода постиндустриального и информационного общества.

Новые направления и течения искусства 2-й пол. XX в.
Лекция 10. Древнерусское искусство. Искусство на Руси периода феодальной раздробленности (2-я пол. XIV в -1-я пол. XV в.). Русское искусство XVI в. (период образования русского централизованного государства). Русское искусство XVII-XVIII вв. (общая характеристика). 2 часа.

3 основные периода развития русского искусства:



  1. время Киевской Руси (ХI – начало XIII вв. ); 2) период феодальной раздробленности (XIII – XV вв); 3) период образования русского централизованного государства (XVI – XVII вв.).

Деревянное зодчество (башни, двускатное покрытие, терема) в XI – XIII вв. Развитие каменного зодчества (Спасо – Преображенский собор в Чернигове, Софийский собор в Киеве, Софийский собор в Полоцке, Софийский собор в Новгороде).

Живопись, прикладное искусство в Древней Руси.

Церковная живопись конца XIV – 1-й пол. XV в. Творчество Феофана Грека, Андрея Рублева.

Развитие архитектуры в XIV – XV вв. Шатровый стиль в храмовом строительстве. Соборы XV в.: Успенья на Городке и Саввино - Сторожевский монастырь близ Звенигорода.

Формирование общерусского архитектурного стиля, ведущая роль в котором принадлежала Москве (XV в.). Марк Руффо и Пьетро Антонио Солари – архитекторы Грановитой палаты (1487 – 1491 гг.) на территории Московского Кремля.

XVI в. – время строительства каменных церквей с шатровым завершением. Венец русской архитектуры XVI в. – Покровский собор – храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве, воздвигнутый в память взятия Казани в 1555 – 1560 гг.

Конец XV - XVI вв. - расцвет живописи, связанный с деятельностью Дионисия.

Музыка в XVI в. Церковное пение, характеризующееся утверждением «знаменного» - одноголосового хорового пения.

Общая характеристика русского искусства XVII в. Доминирование в русском языке московского говора. Скоморохи. Петрушка.

Черты «обмирщения», народные вкусы во многих церковных постройках. «Дивной» была названа Успенская церковь в Угличе (1628). Шатровый храм Рождества Богородицы в Путинках (1639 – 1642 гг.) ( у площади Пушкина ) в Москве, церковь Троицы в Никитниках (1635 – 1653 гг., у Славянской площади). Другие шедевры русского зодчества XVII в. Живопись. Прикладное искусство. Музыка. Театр. «Канты » - произведения духовного содержания, но исполнявшиеся вне церкви. Придворный театр в Москве в 1672г. Женские роли исполнялись мужчинами. В 1675г. на подмостках русского театра впервые появился балет.

Начало XVIII в. ознаменовано реформами Петра I. Европеизация всех областей жизни.

Семь веков длилась величественная эпоха древнерусского искусства. XVIII столетие открывает новый этап: русское искусство нового времени.

В искусстве и архитектуре особенно яркими свидетельствами перелома выступают принадлежащие новому времени явления: 1) портретная живопись И. Никитина и А. Матвеева; 2) зодчество Петербурга. Становится привычным характерный для художественной практики эпохи нового времени путь от замысла к произведению через проектирование. В архитектуре уже нельзя обойтись без чертежа и модели, выполненных в масштабе. Порождение иного идеала города – регулярно и рационально спланированного единого архитектурного ансамбля.

Работа с натуры – значительнейшее завоевание русского искусства начала XVIII в.

Искусство XVIII в. обретает светский характер. Новое искусство России начала XVIII в. связано с 3-мя стилевыми направлениями: 1) барокко, 2) рококо и 3) классицизм XVII в.



Живопись XVIII в. Основоположники русской светской живописи Иван Никитич Никитин и Андрей Матвеевич Матвеев.

Творчество русских художников Петра Ивановича Соколова (1753 – 1791), Ивана Акимовича Акимова (1754 – 1814), Григория Ивановича Угрюмова (1764 – 1823), Федора Степановича Рокотова (1735/36 – 1808).



Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735 – 1822) – представитель русской портретной школы.

Архитектура 1-ой пол. XVIII в. (здания, авторы).

Общая характеристика архитектуры 2-й пол. XVIII в. (мастера, постройки).

Развитие декоративно – прикладного искусства XVIII в. (общий обзор).
Лекция 11. Русское искусство XIX в. (общая характеристика). Искусство Серебряного века. Краткий обзор динамики русского искусства XX – начала XXI вв. 2 часа.

Искусство в России 1800 – 1820 –х гг. пронизано идеалами, рожденными общественным подъемом эпохи Отечественной войны 1812 г.



1-я треть XIX в. в архитектуре и искусстве присутствует стиль высокого классицизма или русского ампира.

В русской культуре 1-й пол. XIX в. романтизм имеет свою специфику. Романтизм нашёл воплощение в портрете и пейзаже.

В конце 20-х, в 30-е и 40-е годы XIX в. романтизм пережил на русской почве новый этап развития.

Сущность романтизма состоит в поиске путей преодоления противоречий реальной деятельности.

Одной из характерных черт русского романтизма 2-й трети XIX в. остается его тесная связь с классицизмом.



Архитектура. 3 основных этапа в развитии русской архитектуры 1-й пол. XIX в.: 1) с начала XIX в. до Отечественной войны 1812 г.; 2) с сер. 1810-х до конца 1830-х годов; 3) 1840-1850-е годы.

Архитектурные здания, русские и иностранные архитекторы XIX в.



Развитие скульптуры в XIX в. (авторы, создания). Скульпторы Степан Степанович Пименов (1784-1833), Николай Степанович Пименов (1812-1864).

Живопись 1-й пол. XIX в. (портретная, бытовой жанр). Товарищество передвижных художественных выставок. Собиратель русского искусства Павел Михайлович Третьяков (1832-1898). Иван Николаевич Крамской (1837-1887) огромную роль сыграл в развитии русского реалистического искусства.

Скульптура 2-й пол. XIX в. (авторы, работы).

Музыка и театральное искусство XIX в.

Всемирная слава русского балета в XIX в. Русская балетная школа относится к лучшим школам мира.



Русское музыкальное искусство Серебряного века. Романс приобретает характер «стихотворения с музыкой». Предпринимаются первые попытки соединить музыку и цвет (светомузыка А. Скрябина), музыку и живопись (М. Чюрлёнис). Сближение музыки с поэзией и живописью.

Художественная самобытность, философское содержание творчества А.Н. Скрябина (1872-1915).

Русские композиторы Н.А. Римский –Корсаков (1844-1908), А.К. Глазунов (1865-1936), С.В. Рахманинов (1873-1943), И.Ф. Стравинский (1882-1971) и С.С. Прокофьев (1891-1953).

Театральное искусство. Создание Московского художественного театра (1898). К.С. Станиславский (1863-1938) и В.И. Немирович-Данченко (1858-1943). Эстетика условного символизма Мейерхольда.

Развитие изобразительного искусства последних двух десятилетий XIXв. (поиски в творчестве М.А. Врубеля (1856-1910), В.А. Серова (1865-1911), К.Коровина, М. Нестерова).

В конце XIXв. В Петербурге возникла творческая группа «Мир искусства» (1898-1924).

В русском искусстве начала XXв. складывается новое общее направление - модернизм. Художественные выставки: «Голубая роза» (1907), «Бубновый валет» (1910-1911), «Ослиный хвост» (1912).

20-е г. XX в. – течение русского авангарда. Ведущие фигуры русского авангарда: Василий Васильевич Кандинский (1866-1944), Казимир Северинович Малевич (1878-1935), Марк Захарович Шагал (1887-1985).



Конец 1890-х годов. В русской архитектуре начинает развиваться стиль модерн. Ф.О.Шехтель (1859-1926) - один из ведущих мастеров модерна.

Характерный образец раннего модерна в Москве - гостиница «Метрополь» (архитектор В.Ф. Валькот, 1898-1903). Строения в стиле модерн в Петербурге.

Одной из важнейших творческих проблем стал синтез искусств. Характерная особенность модерна – многообразие художественных средств и творческих манер, сложное переплетение разных тенденций.

Краткий обзор русского искусства 2-й пол. XXв. Динамика российского искусства 1-го десятилетия XXI в.


2.2. Тематика семинарских занятий. Объем в часах.

С.3.1. Произведение искусства. Эстетика. Стиль в искусстве. Философия искусства. 2 часа.

С.3.2. Психология искусства. Творческий процесс. 2 часа.

С.3.3. Изучение искусства как историческая дисциплина. Персоналии и труды. 2 часа.

С.3.4. Первобытное искусство. Античное искусство. Средневековое искусство. Искусство эпохи Возрождения (краткий обзор, европейский срез). 2 часа.

С.3.5. Динамика европейского искусства с XVII по XIX вв. Тенденции развития мирового искусства XX – начала XXI вв. (общая характеристика). 2 часа.

С.3.6. Русское искусство с XI по XVII вв. Динамика русского искусства XVIII – XIX вв. Особенности отечественного искусства XX – начала XXI вв. (краткая характеристика). 2 часа.
2.3. Планы семинарских занятий



Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет