V всероссийская заочная олимпиада «ремесло и ремесленники в прошлом и настоящем»



жүктеу 1.93 Mb.
бет1/13
Дата16.07.2016
өлшемі1.93 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
Челябинский государственный педагогический университет

Профессионально-педагогический институт


V ВСЕРОССИЙСКАЯ ЗАОЧНАЯ ОЛИМПИАДА

«РЕМЕСЛО И РЕМЕСЛЕННИКИ В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ»

Кузнец

Ты видала кузнеца? 


Он мне нравится, мой друг. 
Этот темный цвет лица, 
Эта меткость жестких рук,

Эта близость от огня, 


Этот молот, этот стук – 
Все в нем радует меня, - 
Милый друг!

Я хочу быть кузнецом, 


Я, работая, пою, 
С запылившимся лицом 
Я смотрю на жизнь мою,

Возле дыма и огня 


Много слов я создаю, 
В этом радость для меня – 
Я кую!

Константин Бальмонт



Участник: Куливец Кирилл Владимирович, Студент ЧГПУ ППИ, группа 325-3-1

Научный руководитель - Зайцев Владимир Сергеевич, доцент, кандидат педагогических наук.


Челябинск 2013
1. Эта техника художественной обработки металла пришла на Русь в Х в., и представляла собой изготовление узоров, сложенных из круглой или ленточной проволоки. Как такой способ обработки металла назывался изначально и как его стали называть позднее на Руси? Какие два уникальных древнерусских изделия ремесленников XIII-XIV вв., созданных в этом стиле, хранятся в Оружейной палате?


№ п/п

Вариант ответа

Источник



Скань (др.-русск. скать, съкати – "сучить, скручивать нитки"; связано с лит. suku – "крутить", лат. sucula – "ворот") – русское название одного из приемов техникифилиграни. Заключается в напаивании на металлическую основу тонких тянутых, крученых или с насечкой нитей (проволоки) из меди, серебра, золота. Второй прием называют зернью (напаивание мельчайших шариков). На Русь она пришла из Византии в IX-X вв. Скань делали ажурной, сочетали с драгоценными камнями, жемчугом и эмалями.

1. Словарь изобразительного искусства

http://slovari.yandex.ru

2. http://afgan-bazar.ru/node/938

3. http://www.luxemag.ru/art/10797.html

4.http://www.liveinternet.ru/users/macosha_igravbiser/post437...

5.http://www.armoryhall.ru/phshow.html?photo=pic-09-004

6.http://www.booksite.ru/trade_vologda/13_picture1.html





Скань - вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки

Синонимы – филигрань.


падеж

ед. ч.

мн. ч.

Им.

скань

скани

Р.

скани

сканей

Д.

скани

сканям

В.

скань

скани

Тв.

сканью

сканями

Пр.

скани

сканях




1.http://ru.wiktionary.org/wiki/%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D1%8C



Скань - это особая ювелирная техника плетения тончайших нитей из драгоценных металлов и составления из них ажурных узоров на ювелирном изделии.

Золото - очень мягкий и ковкий металл, из нескольких грамм золота можно вытянуть километровую проволоку. На этом свойстве золота (да и серебра тоже) основана ювелирная техника скани. Золотую проволоку или тонкие золотые ленточки перевивали и напаивали на металлическую поверхность. Получался эффектный ажурный узор, который напоминал тончайшее кружево.

Для скани требуется золото самой высокой чистоты, то есть обычное золото 585 пробы здесь неуместно. То же самое касается и серебра - только чистое серебро (и золото тоже) достаточно мягко для того, чтобы из них вытянуть проволоку. Впрочем, в ход может пойти и медь - она тоже достаточно мягка для скани. Потом медные сканые узоры серебрят или золотят.



1. Ювелирная техника скани, ювелирные украшения со сканью http://serdza.ru/skani.html

2. http://www.liveinternet.ru/users/3469412

3. Макаров, Л.П. Ювелирные украшения. – М.: Сашко, 2003




Скань – ж Filigran …   Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

Скань – скань…   Русское словесное ударение

Скань – скань,   Русский орфографический словарь

Скань – (от др. рус. скать  свивать), филигрань, вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой или серебряной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки (от древнерусского скать свивать),… …   Энциклопедический словарь

Скань – СКАНЬ, скани, мн. нет, жен. (обл.). То же, что сканье во 2 знач. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

Скань – СКАНЬ, и, жен., также собир. (спец.). То же, что филигрань (в 1 знач.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

Скань – и; ж. = Филигрань (1 зн.). Большой толковый словарь русского языка. 1 е изд е: СПб.: Норинт. С. А. Кузнецов. 1998 …   Толковый словарь русского языка Кузнецова

Скань – филигрань Словарь русских синонимов. скань сущ., кол во синонимов: (1) • ↑филигрань (5) Словарь синонимов ASIS, Тришин В.Н., 2010 …   Словарь синонимов

Скань – (от древнерусского скать свивать) (филигрань), вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой или серебряной проволоки, гладкой или свитой в веревочки …   Современная энциклопедия

Скань – (от древнерусского скать свивать) филигрань, вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой или серебряной проволоки, гладкой или свитой в веревочки …   Большой Энциклопедический словарь

Скань – ж. то же, что филигрань I Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …  Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Скань (от старославянского глагола «съкати» – сучить, свивать в одну нить несколько прядей), филигрань – вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в веревочки. Изделия из скани часто дополняются зернью (маленькие серебряные или золотые шарики) и эмалью.

1.http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/81367

2.http://books.academic.ru/book.nsf/6262252

3.http://www.megabook.ru/Article.asp?AID=690913

4. Жилина, Н.В. Зернь и скань Древней Руси/ – Издательство: Институт Археологии Российской Академии наук, 2010.


Книга посвящена характеристике одной из отраслей ювелирного дела – зерни и скани (или филиграни) в Древней Руси. Проведён анализ основных категорий филигранных изделий: украшений женского убора и предметов культа – типологический, стилистический и технологический. Дана характеристика эстетики и семантики произведений ювелирного искусства. 



Филигрань (скань) - один из древнейших видов художественной обработки металла. Название филигрань происходит от двух латинских слов - "филюм" (нить) и "гранум" (зерно). Слово "скань" древнеславянское и означает свить, скрутить. И то и другое названия указывают на особенность этого вида обработки металла.

Получается скань от скручивания, ссучивания двух проволочек, образующих "веревочку". Туго скрученная проволока смотрится особенно эффектно, напоминая ряд плотноуложенных зернышек. Дополняется скань зернью, т. е. маленькими шариками, делающими изделие еще более красивым. В технике зерни изготовлялись изделия Киевской Руси еще в X в. В этих вещах витой проволоки почти не применяли. Но уже с XII в. Зернь уходит на второй план и все чаще употребляется напайная фоновая скань. С XIII в. число видов скани увеличивается - применяется ажурная и рельефная филигрань. Все большую роль начинают играть камни, появляются многоплановые решения.



1. Художественная обработка металла http://www.fio.vrn.ru/2005/19/metall.HTML

2. Филигрань (скань). Уникальное древнее искусство http://www.liveinternet.ru/users/3469412/post160841501

3. Ювелирное искусство и материальная культура. – СПб.: Гос. Эрмитаж, 2005

4. Карамзин, Н.М. Предания веков. – 1988.





Искусство филиграни еще в древние времена достигло необычайных высот. Например, в Эрмитаже хранится феодосийская серьга, выполненная мельчайшей зернью. Невооруженному глазу представляется просто матовая поверхность, но, если глянуть на нее в лупу, окажется, что она выложена пирамидками из крохотных шариков.

Из поколения в поколение передавалось мастерство филиграни и дожило до наших дней.



1. http://bibliofond.ru/view.aspx?id=552248

2. http://mir-texnologiy.narod.ru/files/texnologii

3. Ювелирное искусство России. – М.: Интербрук-бизнес, 2002




Русское название филиграни – скань – восходит к старославянскому глаголусъкати («сучить, свивать в одну нить несколько прядей»), которое тоже отражает особенности этой техники: перед тем, как начать работать над изделием, проволоку ссучивают, свивают в тончайшие шнуры для большего изящества и лёгкости. Чем тоньше по сечению будет проволока и чем туже, круче она будет скручена, тем красивее получится изделие.

1.Тончайшее кружево из металлических нитей. Уральский ювелирный центр http://ujcenter.ru/tonchajshee-kruzhevo-iz-metallicheskix-nitej/

2. Тихомиров, М.Н. Древнерусские города: Хрестоматия по истории России. – 1994. – Том 1.



  1. 2

Филигрань (скань – от греческого слова, означающего сучить, свивать) – один из интереснейших и древних способов изготовления художественных изделий. Материалом для филигранных изделий служит витая или гладкая, иногда уплощенная вальцовкой проволока из меди, серебра, реже золота. Из прово­локи выгибаются отдельные мелкие детали узоров будущих изделий. Элементы сканого узора соединяются пайкой. Процесс производства филигранных художественных изделий очень трудо­емок. Из мельчайших отрезков витой проволоки набирают на металлической пластинке специальными щипчиками рисунок и посыпают его измельченным в порошок сплавом. Затем изделие нагревают до температуры, необходимой для скрепления сплавом его элементов.

1. http://nnm.ru/blogs/igoriok28/filigran/

2. Филигрань (скань). Уникальное древнее искусство http://www.liveinternet.ru/users/3469412/post160841501

3. Зубрилина, П.Н. Справочник по ювелирному делу. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.




В ажурной филиграни узор просматривается насквозь и видны практически все его элементы. Ажурную филигрань можно разделить на объемную и плоскую. Второй вид филиграни – фоновая или накладная, отличается от ажурной тем, что узор напаивается на основу (фон). Фон изготавливают сплошным (глухим), так и филигранным (ажурным). Такой вид филиграни применяется в основном при изготовлении изделий требующих повышенной прочности, т.е. предметов быта, браслетов .. . Ажурная и фоновая филигрань может быть как плоской, так и объемной.

1. http://filigran.org.ua/?p=99

2. Ювелирная скань – история и изготовление http://www.parusgold.ru/articles/uvelirnaya_skan.htm





Скань может быть ажурной или накладной. Ажурная филигрань — самостоятельный способ получения различных ху­дожественных предметов: фруктовых ваз, конфетниц, сахарниц, подстаканников, брошей и т.д. Получают ажурную филигрань спайкой отдельных элементов узора. Иногда отдельным деталям ажурного сканого узора придается рельефность путем выколотки. Накладная филигрань – способ от­делки художественных изделий из металла.

Филигрань – вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. Изделия из скани часто дополняются зернью (маленькие серебряные или золотые шарики) и эмалью.

Филигрань – один из традиционных видов художественной обработки металла. Эта техника, зародившаяся в глубокой древности, почти не изменилась и в настоящее время. Скрученный из двух или нескольких серебряных, золотых или медных проволочек жгутик называется сканью, или филигранью. Гладкая проволока протягивается через ряд отверстий в стальной пластинке, укрепленной в тисках или на волочильном станке. Пропущенная через вальцы проволока становится плоской, в виде ленточки.


1. http://nnm.ru/blogs/igoriok28/filigran/

2.http://www.liveinternet.ru/users/3469412/post160841501






В Киевской Руси техника скани стала использоваться с 9-10 веков. Тогда витую проволоку для производства ещё не использовали, а применялись зерни. Изделия 12-13 веков отличаются высоким качеством, в то время чаще стали использовать технологию напайной, а с 13 века – ажурной и рельефной скани, в производстве стали использоваться камни.

На 15-16 века приходится расцвет московской скани. Использовались разнообразные материалы: драгоценные камни, эмаль, дерево, резная кость. Самыми известными сканщиками в то время были Амвросий и Иван Фомин.

В 18-19 веках изделия со сканью производились во многих художественных центрах России. Создавались как большие произведения искусства, так и небольшие изделия (вазочки, солонки, шкатулки). В производстве стали применять хрусталь и перламутр. С 19 века налажено промышленное производство в значительных масштабах с применением различных технологий. На фабриках производили посуду, церковную утварь, туалетные принадлежности.

В годы советской власти скань широко применялась в художественной промышленности (изделия Красносельского ювелирного завода в Костромской области, фабрикой «Ювелир» (с 1937 года) во Владимирской области, Ереванского ювелирного завода и многих других). Наряду с ювелирными украшениями изготавливались предметы быта: ажурные филигранные вазочки, подстаканники, миниатюрная скульптура и пр.



1. http://ru.wikipedia.org



Филигранные изделия производились в царских или монастырских мастерских. Мастера-сканщики задумывали изделия и осуществляли все операции по их производству. В XVII в. потребность в сканных вещах увеличивается. Появляется разделение труда, ремесленники становятся самостоятельными, отдельные мастера осуществляют изготовление проволоки, сканных элементов.

В XVIII в. изготовлялись большие сканные изделия, наряду с камнями широко применялись хрусталь, перламутр. С XIX в. изделия из филиграни уже выпускались фабриками в больших количествах. Технологические приемы достигают высокого совершенства. Расцветает рельефная ажурная филигрань, появляется просвечивающая (оконная) эмаль.



1.http://nnm.ru/blogs/igoriok28/filigran/



Филигрань или скань (от древнерусского скать – свивать) – это техника изготовления ювелирных изделий из гладкой или крученой проволоки. Этот довольно старый вид ювелирной техники применяют так же для изготовления и украшения предметов быта. Филигрань разделяют на ажурную и фоновую (накладную).

Чрезвычайно интересны, например, две серебряные позолоченные подвески (XIII в.), усыпанные зернью, с девятью цепями, на которых в середине помещены круглые бляхи, а на концах – ромбовидные грузила, украшенные художественно выполненной сканью и зернью. Они входят в состав клада, найденного в Старой Рязани в 1868 году (ныне хранятся в Государственном Эрмитаже). В состав того же клада входило серебряное ожерелье, состоящее из штампованных бляшек с изображением на них так называемых процветших крестов.

1. Древние рязанские клады http://www.tainam.net/index.php?option=com_content&view=article&id=4260:2011-02-09-15-46-02&catid=67:2009-06-22-16-48-44&Itemid=4





1.http://www.yartoch.ru/data/share/admupload_1235055650_razn2.jpg






1.http://nnm.ru/blogs/igoriok28/filigran/



Таким образом, филигрань – 1. техника изготовления ювелирных изделий из тонкой накерненой (рифленой) проволоки, которая в ранние эпохи припаивалась на металлическую основу, образуя орнамент

2. ювелирная техника: ажурный или напаянный на металл узор из тонкой золотой или серебряной проволоки

3. ювелирное изделие из тончайшей крученой проволоки

4. ювелирная техника

5. ювелирное изделие

6. вид ювелирной техники

7. ажурный узор из золотой проволоки

8. филигранная ювелирная техника



1.http://loopy.ru/?word=%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D1%8C



Виды филиграни

Филигранные изделия поражают своим многообразием. В зависимости от технологический особенностей изготовления, их разделяют на виды и даже подвиды.



  • В технике напайной филиграни узор из проволоки (гладкой или сученой), а также зернь напаивают непосредственно на листовой металл. Напайная филигрань имеет следующие разновидности:

  • фоновая, или глухая филигрань – простейший случай, когда филигранный узор напаивают на листовой металл;

  • просечная, или выпильная филигрань, при которой после пайки узора фон удаляют либо просечкой, либо выпиловкой;

  • рельефная филигрань по чеканке: сканный узор напаивают на заранее подготовленный чеканный рельеф;

  • напайная филигрань с эмалью или перегородчатая эмаль, при которых после пайки скани все пространства между перегородками, образованными сканью, или их часть заполняют эмалью.

  • Ажурная филигрань – такой способ обработки, при котором узор, состоящий из проволочных элементов, спаивают только между собой, без фона, образуя как бы кружево из металла, а применяемую в этом случае зернь напаивают на это кружево. Ажурная филигрань разделяется на такие разновидности:

  • плоская ажурная филигрань – весь предмет представляет собой плоское (двухмерное) кружево, образованное проволочными деталями, спаянными между собой в одной плоскости;

  • ажурная филигрань с эмалью, или «оконная» эмаль – проёмы, ячейки между сканными деталями

  • скульптурно-рельефная ажурная филигрань – изделие представляет собой скульптурный, трехмерный рельеф (иногда горельеф), образованный из ажурной филиграни; заполнены просвечивающей эмалью, образуя миниатюрный цветной витраж;

  • многоплановая, или сложная филигрань – сканный узор, состоящий из двух или нескольких планов, напаянных один на другой, то есть на нижний узор, служащий фоном, накладывают и припаивают новый рисунок, лежащий в другой плоскости; на нём может быть построен третий план и т. д. Таким образом, изделие становится трёхмерным.

К объёмной филиграни относят предметы, выполненные сканной техникой, – вазы, кубки, подносы, ларцы, коробки, объёмные изображения зверей, птиц, архитектурные формы и т. п. Такие изделия создают из отдельных частей, которые затем монтируют в самостоятельную композицию.

Иногда в одном предмете мастер умело применяет несколько разновидностей филиграни, ажурные детали чередует с фоновыми, дополнительно украшенными чеканкой, драгоценными камнями и эмалью. Это делает композицию богаче и интереснее.



1.Тончайшее кружево из металлических нитей. Уральский ювелирный центр http://ujcenter.ru/tonchajshee-kruzhevo-iz-metallicheskix-nitej/

2.Платонов, С.Ф. Учебник русской истории. – СПб, 1994

3.Рыбаков, Б.А. Мир истории: Начальные века русской истории. – М., 1978




В зависимости от комбинаций технических и технологических особенностей выделяют три основных вида скани:

 - Напайная скань - узор из проволоки напаивают непосредственно на листовую металлическую основу (фоновая скань, просечная скань, рельефная скань по чеканке, напайная скань с эмалью), различаются по типу: фоновая, или глухая филигрань, просечная, или выпильная филигрань, рельефная филигрань по чеканке, напайная филигрань с эмалью или перегородчатая эмаль; 



- Ажурная скань - декоративные элементы из металлических нитей спаиваются между собой, но не прикрепляются к основе, получается своего рода металлическое кружево (плоская ажурная скань, рельефная ажурная скань, сложная ажурная скань), а применяемую в этом случае зернь напаивают на это кружево. Ажурная филигрань имеет следующие разновидности: плоская ажурная филигрань, ажурная филигрань с эмалью, или «оконная» эмаль, скульптурно-рельефная ажурная филигрань , многоплановая, или сложная филигрань; 

-Объемная скань - объемные изделия, составные части которых изготавливаются техникой скани, а затем соединяются между собой в конечный предмет.

Вообще-то техника филиграни является одной из наиболее древних, известных ювелирному искусству, и достаточно широко применялась везде, где развитие этого искусства сопровождалось наличием значительного количества разнообразных металлов. На Руси ювелирные изделия в технике скани стали появляться в VII-VIII веках, в основном благодаря связям с Востоком и проходившим через русские земли торговым путям, связывавшим Восток, Византийскую империю и Северную Европу. Сами же русские мастера освоили технику, ими названную сканью, примерно в IX столетии, так что русская филигрань, скань, смело может именоваться искусством тысячелетия. Первые века ушли на то, чтобы постичь азы этой техники, самостоятельно понять основные технологические и творческие тонкости и хитрости. Но зато уже с XII-XIII столетий изготовленные русскими ювелирами изделия в технике скани ничем не уступали иностранным образцам.



1. Скань, филигрань. Искусство http://art.mirtesen.ru/blog/43413511043/SKAN,-FILIGRAN

2. Скань: русская версия древней ювелирной техники http://www.luxemag.ru/art/10797.html

3. Рыбаков, В.А. Киевская Русь и Русские княжества XI-XIII в.в.




Филигрань Словарь синонимов

филигрань

скань

Словарь русских синонимов


Филигрань Толковый словарь Ефремовой

1. ж. 1) Изготовление художественных изделий, видом напоминающих плетеное кружево из тонкой крученой металлической нити - золотой, серебряной и т.п. - как разновидность ювелирной техники. 2) Ювелирное изделие, изготовленное таким способом. 2. ж. 1) Водяной знак на бумаге. 2) Бумага с таким знаком.


Филигрань Большой энциклопедический словарь

ФИЛИГРАНЬ (итал. filigrana - от лат. filum - нитка и granum - зерно),..1) вид ювелирной техники, см. Скань 2)] Проволочное изображение, укрепляемое на сетке для отлива бумажных листов с целью получения водяных знаков 3) Накладные металлические украшения переплета книги.


Филигрань Малый академический словарь

филигрань

-и, ж.

1.Вид ювелирной техники – ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной и т. д. проволоки, гладкой или свитой в веревочки; скань.



|| обычно собир.
Филигрань Толковый словарь Кузнецова

филигрань

ФИЛИГРА́НЬ -и; ж. [итал. filigrana]

1. Вид ювелирной техники, изготовление художественных изделий, напоминающих по виду плетёное кружево - ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонк...


Филигрань Толковый словарь Ушакова

филиграни, ж. см. филигран.


Филигрань Этимологический словарь Фасмера

филигрань филигра́нь ж. Через нем. Filigran (с 1688 г.; см. Шульц – Баслер 2,213) или франц. filigrane из ит. filigrana – то же. Центром филигранного производства были Рим и Флоренция, с 1700 г. – также Вена; см. Клюге-Гётце 158.


Филигрань Этимологический словарь русского языка

филигрань Заимств. в XVIII в. из франц. яз., где filigraine «тонкая работа» < «ювелирное изделие» < итал. filigrano — тж. (filo «нитка»,grano «зерно»). 



Филигрань Современная энциклопедия

ФИЛИГРАНЬ, смотри Скань>.

Филигрань Большая Советская энциклопедия

Филигрань (итал. filigrana, от лат. filum – нитка и granum – зерно)

русская скань (от древнерус. скать – сучить, свивать), вид ювелирной техники. В Ф. из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки.
Филигрань Художественная энциклопедия

(итал. filigrana, от лат. filum - нитка и granum - зерно), русская скань (от древнерусского скать - сучить, свивать), вид ювелирной техники. В филиграни из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки (гладкой или свитой из нескольких нитей и затем обычно сплющенной) выполняются узоры - ажурные (отдельные элементы соединяются пайкой) или напаянные на металлический фон. Филигрань часто сочетается с зернью или эмалями. Она придаёт изделиям лёгкий и изящный, декоративно выразительный вид.


Филигрань Бизнес словарь

См. Знак водяной


Филигрань Энциклопедия моды и одежды

Филигрань

(франц. < итал.) - в ювелирном деле художественные изделия (и их изготовление), похожие на плетеное кружево, из тонкой крученой проволоки - золотой, серебряной, медной и др. (Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)
Филигрань Словарь филателиста

синоним водяного знака. В последнее время употребляется крайне редко. Был широко распространен в конце 19 - начале 20 вв.


Филигрань Исторический словарь

– вид ювелирной техники (скань). Проволочное изображение, укрепляемое на сетке для отлива бумажных листов с целью получения водяных знаков. Кроме того, накладные металлические украшения переплета книги.


Филигрань Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

(итал. Filigrana, франц. Filigrane, от лат. filum-granum) – украшение, изготовленное из золотой или серебряной (а также позолоченной медной или железной) проволоки, изогнутой и спаянной в некоторых своих местах таким образом, что получается орнамент в виде цветков, листьев, арабесок и др...



1.http://slovarik-ozhegova.info/



Наиболее древние изделия русских мастеров ныне хранятся в Москве в Оружейной палате. Это Шапка Мономаха и Рязанские бармы. Особенно поражает воображение высоким мастерством исполнения Шапка Мономаха. Она выполнена золотой сканью в сочетании с драгоценными камнями и собольим мехом.

1. Тимофей Журавлев: Ювелирная техника http://timmaster.ru/m1_1.htm



Оружейная палата, как сокровищница русского на­ционального искусства, является одним из богатейших и интереснейших музеев мира. Произведения, которые можно увидеть здесь, ярко иллюстрируют историю развития русской художествен­ной культуры.

Шапка Мономаха – главная регалия русских великих князей и царей. Символ-корона самодержавия в России. Представляет собой золотой филигранный остроконечный головной убор, предположительно восточной работы конца XIII – начала XIV века с собольей опушкой, украшенный драгоценными камнями: жемчугом, рубинами, изумрудами и крестом.

«Шапка Мономаха» относится к числу самых древних регалий, хранящихся в Оружейной палате Московского Кремля. Начиная с Ивана Калиты, во всех духовных грамотах московских князей упоминается «шапка золотая».



1.http://ru.wikipedia.org

2.http://museums.artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000014/index.shtml





Древнейшие памятники русского прикладного искусства, имеющиеся в Оружейной палате, относятся к XII-XIII вв. Они исключительно ценны, так как свидетельствуют о высоком уровне художественной культуры различных центров Древней Руси – Киева, Чернигова, Рязани, Твери, Владимира, Суздаля, Новгорода и др. 
Мастера этого периода в совершенстве владели различными техническими приемами украшения драгоценных изделий, в том числе такой сложной и трудоемкой техникой, как скань и перегородчатая эмаль. 
Скань, или филигрань, имеет вид тонкого кружевного узора. Название «скань» произошло от слова «скать», т.е. свивать, сучить нитку. Основу скани составляют две гладкие металлические нити толщиной иногда в волос, которые, перевиваясь, образуют веревочку. Из нее и выкладывался затейливый узор. 

1. Музеи Москвы. Государственная оружейная палата http://moscowmuseums.ru/museum02-2-03.htm



Среди экспонатов Оружейной палаты можно также увидеть множество древнерусских золотых и серебряных изделий, украшенных сканью и финифтью.
Скань (филигрань) – тонкий кружевной узор. Название «скань» произошло от слова «скать» – свивать, сучить нитку. Основу скани составляют 2 гладкие металлические нити, толщиной в волос, которые, перевиваясь, образуют веревочку. Из нее и выкладывался узор.

1.http://museums.artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000014/st003.shtml



Исторические короны России.

Шапка Мономаха - самый древний памятник в собрании регалий Оружейной палаты. Шапка датируется рубежом ХIII-XIV веков, выполнена из восьми золотых пластин, украшенных филигранью, жемчугом и яркими самоцветами. До сих пор нет единого мнения о том, где она была изготовлена. Форма шапки, а также мотивы филигранного орнамента свидетельствуют о ее восточном происхождении. Среди предполагаемых мест изготовления наиболее вероятны Византия и Средняя Азия.   


В духовной грамоте Ивана Калиты 1328 года впервые назван парадный головной убор - "шапка золотая", который затем упоминается во всех княжеских завещаниях XIV - XV веков, становится неотъемлемой частью имущества московских князей и передается от отца старшему сыну. Принято считать, что именно эта "шапка золотая" и получила название Шапки Мономаха.

 Легенда о Шапке Мономаха была создана во второй половине XV века, когда, после падения Византии, Москва стала претендовать на роль нового центра православия. В этой легенде утверждалось, что еще в XII веке киевский князь Владимир Мономах по праву родства получил от византийского императора Константина Мономаха царский венец. От киевских князей он перешел к князьям владимирским, а затем и к московским.

 С 1547 года - года венчания первого русского царя Ивана Васильевича (Грозного) - до конца XVII века Шапка Мономаха использовалась при поставлении на престол всех русских государей. Последний раз ею был венчан на царство царь Иван Алексеевич в 1682 году. В XVIII и XIX столетиях Шапка Мономаха, вместе с другими старинными регалиями, размещалась в Успенском соборе на особом столе "аналое", принимая участие в императорских коронациях только как реликвия - "главная достопамятность Царского достоинства".


1. Музеи Московского Кремля http://kreml.ru/ru/virtual/exposition/regalia/Monomach/

2. http://awros.ru/kamni/236.html



Шапка Мономаха – корона, власть, венец Словарь русских синонимов. шапка мономаха сущ., кол во синонимов: (5) • ↑венец (19) • ↑вершина (212)…   Словарь синонимов

ШАПКА МОНОМАХА – ШАПКА МОНОМАХА, золотой филигранный остроконечный головной убор среднеазиатской работы 14 в., с собольей опушкой, украшенный драгоценными камнями и крестом, регалия русских великих князей и царей, символ самодержавия в России. …  Русская история

ШАПКА МОНОМАХА – золотой филигранный остроконечный головной убор среднеазиатской работы 14 в. с собольей опушкой, украшенный драгоценными камнями и крестом; регалия русских великих князей и царей, символ самодержавия в России…  Современная энциклопедия

ШАПКА МОНОМАХА – золотой филигранный остроконечный головной убор среднеазиатской работы 14 в. с собольей опушкой, украшенный драгоценными камнями и крестом, регалия русских великих князей и царей, символ самодержавия в России.…   Большой Энциклопедический словарь

ШАПКА МОНОМАХА – «ШАПКА МОНОМАХА», СССР, ЛЕНФИЛЬМ, 1982, цв., 68 мин. Школьная комедия. При тестировании с помощью ЭВМ способностей учеников восьмого класса неожиданно выясняется, что самый посредственный ученик Валя Петров гениален. Удивлены все…   Энциклопедия кино

1.http://ru.wikipedia.org

2.http://dic.academic.ru/dic.nsf/sie/20213/%D0%A8%D0%90%D0%9F%D0%9A%D0%90

3. Успенский, Б.А. Царь и император: Помазание на царство и семантика монарших титулов. – Москва, «Языки русской культуры», 2000. Стр. 77.

4. Борисов, Н.С. Повседневная жизнь средневековой Руси накануне конца света: Россия в 1492 году от Рождества Христова или в 7000 году от Сотворения мира. – С. 279.

5. Синицына, Н.В. О происхождении понятия "шапка Мономаха" (к вопросу о концепциях римско-византийского преемства в русской общественно-политической мысли XV-XVI вв.) // Из истории русской культуры. Т.II. – Кн.1. Киевская и Московская Русь. - М.: Языки славянской культуры, 2002. С. 642-648.

6. Герман Ломов Сказ про царску шапку

7. Сколько стоит шапка Мономаха?. Luxemag (12 марта 2009).

8. Жилина, Н В. Шапка Мономаха: Историко-культурное и технологическое исследование / Институт археологии РАН. – М.: Наука, 2001. – 248 с.

9. Музеи Московского кремля

10.  Валеева-Сулейманова, Г.Ф. Короны русских царей – памятники татарской культуры

11. Советская историческая энциклопедия / под ред. Е.М. Жукова. – М.: Советская энциклопедия, 1973-1982




Вес шапки Мономаха – 993,66 грамма. В хранящейся в архиве Оружейной палаты подробной описи царской казны 1696 года описание шапки Мономаховой приведено следующее:

Шапка царская золота, сканая. Мономахова, на ней крест золотой гладкий, на нём по концам и в исподи четыре зерна гурмицких, да в ней каменья, в золотых гнёздах: над яблоком, яхонт жёлтый, яхонт лазоревый, лал, промеж ними три зерна гурмыцких; да на ней четыре изумруда, два лала, две коры яхонтовых, в золотых гнёздах, двадцать пять зёрен гурмицких, на золотых спнях; около соболей: подложена атласом червчатым: влагалище деревянное, оклеено бархателью травчатою, закладки и крючки серебряны.



1.http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/146112

2. Жилина, Н В. Шапка Мономаха: Историко-культурное и технологическое исследование / Институт археологии РАН. – М.: Наука, 2001. – 248 с.

3. Синицына, Н.В. О происхождении понятия «шапка Мономаха» (к вопросу о концепциях римско-византийского преемства в русской общественно-политической мысли XV-XVI вв) // Из истории русской культуры. – М.: Языки славянской культуры, 2002. – С. 642-648




Ох, тяжела ты, шапка Мономаха!

Выражение впервые употреблено в трагедии Пушкина «Борис Годунов». Шапка Мономаха – это корона, которой венчались на царство московские цари, символ царской власти. Сейчас так говорят шутливо или иронически о каких-либо обязательствах, неприятных или обременительных.



1. Значение фразеологизма «Шапка Мономаха» http://ru.ans4.com/44521/znachenie-frazeologizma-shapka-monomaha/



Золотая поверхность шапки Мономаха покрыта кружевным узором. Шапка украшена драгоценными камнями. Высота шапки Мономаха 25 сантиметров, диаметр 20. Ученые спорят о том, чьими же мастерами была изготовлена знаменитая шапка Мономаха. Одни считаю, что постарались в Византии, другие думаю, что шапка -  дело рук арабских мастеров, а кто-то считает, что это произведение сделано руками бухар. По сути, происхождение шапки Мономаха и ее появление в русском царском доме – загадка, которую ученым еще предстоит отгадать.

1. http://ote4estvo.ru/dostoprimechatelnosti-rossii/670-shapka-monomaxa.html

2. Валеева-Сулейманова, Г.Ф. Короны русских царей – памятники татарской культуры

3. Успенский, Б.А. Царь и император: помазание на царство и семантика монарших титулов. – М.: Языки русской культуры, 2000. – С. 77




Известный современный художник-ювелир Маланчук Юлия, продолжая традиции древних мастеров, включает древние техники – ювелирную скань и зернь в модные высокохудожественные ювелирные изделия и украшения. Созданная ею с высоким мастерством копия Шапки Мономаха для фильма Сергея Бондарчука «Борис Годунов» как драгоценность хранится в музее Мосфильма.

1.http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/81367


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


©dereksiz.org 2016
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет