V4 – единство дружбы и взаимного доверия



Дата24.04.2016
өлшемі55.46 Kb.
#78669
V4 – единство дружбы и взаимного доверия
Чехия, Польша, Словакия и Венгрия, страны Вишеградской группы, близкиe соседи по ЕС и НАТО, которых судьбы до сих пор тесно сопряжены. Положясь на древнюю историю, можно было бы перечислить многих королей, которые в рамках личных союзов связывали троны народов наших стран. Людовик Великий, король Венгрии, в 1370-1382 годах также был польским королем, после падения династии Пястов, а Владислав IV (позже известный как Варненьчик), в ​​1440-1444 годах был также королем Венгрии. Германский король Сигизмунд Люксембург был в 1431-1437 годах королём Венгрии и Чехии (а даже части сегодняшней Италии). Так допустим, Польша приняла христианство от Чехии, а символом этой вехи в истории стала свадьба польского князя Мешко I с чешской княжной Доубравкой. Результатом этого альянса является богатый словарный запас чешского происхождения в польском языке, в том числе такие основные слова, как хлеб, церковь, ворота, работать, охрана, земноводное и т.д. Длительное время наши народы жили рядом в Австро-Венгерской монархии, в рамках которой они боролись за право самостоятельно участвовать в политической и общественной жизни этого многокультурного и многонационального образования.
Истоки современной Вишеградской группы восходят к 1991 году, когда в исторической столице Венгрии - Вишеграде, президенты бывшей Чехословакии Вацлав Гавел, Польши - Лех Валенса и премьер-министр Венгрии - Юзеф Анталл подписали декларацию об углублении регионального сотрудничества стран Центральной Европы. С января 1993 г. на паритетных началах участвуют также Чехия и Словакия, которые цивилизованно разошлись и образовались как суверенные государства в том же году, после разделения Чехо-Словацкой Федеративной Республики. Предлогом для Вишеградской группы послужили встречи подобного формата в 1335 и 1339 годах, когда на том же месте встретились венгерский король Карл Роберт с польским королём - Казимиром III, позже названным Великим, а также король Чехии Ян Люксембургский. Главной целью их «многосторонних» переговоров являлось решение спорных вопросов между королевствами, что в то время вылилось в создание альянса против агрессивной политики рода Габсбургов. Одной из обсуждаемых тем было улучшение торговых путей в нашей части Европы, что даже сегодня, спустя 700 лет после этого события, звучит очень даже знакомо! Стоит также припомнить знаменитый праздник «у Вежинка», который состоялся в сентябре 1364 г. в Кракове, которого поводом была свадьба внучки польского короля Казимира III с императором Германии и чешским королём Карлом IV. На торжествах также присутствовали король Людовик Венгерский, датский король Вальдемар IV, король Кипра Пётр и многие князья из Западной и Центральной Европы. Местом их встречи стал ресторан богатого краковского мещанина Миколая Вежинка, который сегодня находится в том же помещении, как и в XIV веке: на Главной Рыночной Площади Кракова. Результатом этого долгого и плодотворного пиршества, длившегося 21 день, являлась разработка схемы регионального сотрудничества в Центральной Европе
Вишеградская встреча в 1991 г. проходила на фоне только что завершившегося советского господства в Центральной и Восточной Европе, которое длилось почти 45 лет и привело к экономической и социальной стагнации стран региона. Глядя на основные экономические показатели того периода, трудно поверить, что бывшая Чехословакия в период между двумя мировыми войнами была полностью сформированной парламентской демократией, а её промышленность была сравнима с тогдашней Францией. В Польше 1939 года экономические показатели были лучше, чем у Финляндии. Одновременно в странах Вишеграда сильно ощущалось интеллектуальное и моральное сопротивление господству коммунистической общественно-политической идеологии и гегемонии бывшего Советского Союза.
Четыре государства Вишеграда всегда довольствовались близкими приоритетами внешних политик и незначительно отличались в вопросах их реализации на международном уровне, так и во внутренней политике. Главной целью правительства Вишеградских стран того периода ставились сократить разрыв с развитыми странами Европы и региональное сотрудничество оказалось самым лучшим инструментом для ее достижения. Тесные политические контакты нужно было перевести в плоскость экономического сотрудничества. В 1992 г. была создана организация CEFTA – Центрально-европейское соглашение о свободной торговле, которое быстро распространилось и на другие страны юго-восточной и восточной Европы .
Мощный импульсом для интенсификации сотрудничества Вишеграда стало вступление наших стран в НАТО​​. Была достигнута договоренность о создании новых рабочих форматов, в том числе встреч на уровне премьер-министров два раза в год (июнь, декабрь), ежегодные встречи президентов (сентябрь) и председателей парламентов (июнь). Также был создан Международный Вишеградский Фонд, который располагает годовым бюджетом около 3 млн. евро, предназначенным для проектов в области культурного сотрудничества, научных исследований и сотрудничества в области образования, молодежных обменов, приграничного сотрудничества и взаимодействия в сфере туризма. Так как даже в современном мире безопасность и оборона не меньше важны, чем в прошлом, в силу внешних, как и внутренних угроз, прежде всего таких как международный терроризм, четкие контуры приобретает новая тенденция нацеленная на углубление регионального сотрудничества вооруженных сил. К 2016 году создается совместная Боевая Группа Вишеградской группы, которая будет состоять из 3000 солдат из всех четырех стран. На сегодня доля стран Вишеградской группы в военных миссиях ЕС составляет 22 %.
После достижения главных интеграционных задач – вступления всех четырех стран Вишеграда в ЕС и НАТО, не мог не возникнуть естественный вопрос: не потерял ли Вишеград смысл существования? Ответ на этот вопрос воль неволь преподносит наше не легкое время. Теперь в приоритеты вырывается необходимость стимуляции и проталкивания собственных интересов в рамках этих интеграционных структур. Например: по-видимому, джентльмены не проводят дискуссии на денежные темы, у джентльменов они есть. Однако членство в ЕС это также финансовые вопросы, субсидии, платежи в общий бюджет и т.д., в итоге миллиардные суммы. Пока что все страны Вишеграда являются нетто-получателями финансовых средств, хотя Чехия уже приближается к моменту перехода в нетто-вкладчиков, и наши общие цели совпадают. Важным моментом для их реализации является совместная работа над позицией к бюджетному проекту ЕС на 2014-2020 годы. Исходная ситуация наших государств схожа: мы заинтересованы в том, чтобы так называемый «фонд сплочения» остался по возможности достаточно великим, так как из него поступают в наши страны инвестиции для сокращения разрыва в развитии между странами ЕС. Важно, что Вишеград представлен в Совете ЕС, где продолжаются дебаты над бюджетом, 54 голосами из 345 всех голосов вместе взятых. Для того, чтобы блокировать не выгодные для себя решения, требуется 91 голос и так нужно не так много союзников, чтобы влиять на решения важные для развития стран нашего региона.

Иные выгоды от Вишеградского сотрудничества и совместных действий доказывает статистика. В середине 90-х гг. совместный ВВП Чехии, Словакии, Венгрии и Польши составил приблизительно 260 млрд. долларов США. Сегодня это почти в 4 раза больше, более одного триллиона долларов, и в совокупности больше, чем допустим ВВП такой динамично развивающейся экономики как Турция. Если бы Вишеград был условно единым государством, с точки зрения паритета покупательной способности мы вышли бы на 15-ое место в мире, опередив например Индонезию, Турцию, Иран, Австралию и Тайвань. Торговый оборот Вишеградской группы с Германией больше, чем между Германией и Францией, и в три раза больше, чем Германии с Россией.


Вне сомнений, оставаться интересным в семействе 27 стран ЕС, не легкая задача, особенно в условиях координации общей внешней политики ЕС. Тут мы уверены, что Вишеградские страны в силу своего до сих пор свежего опыта от кардинальной трансформации общества и экономических преобразований в ХХ веке, способны лучше понять такие страны, как Азербайджан, которые находятся на собственном пути транзиции после распада Советского Союза. Мы легче понимаем трудности при осуществлении демократических и рыночных реформ, которые являются неизбежным, тяжелым, но и единственным способом обеспечить стабильное и эффективное будущее для жителей этих стран. На этом месте хочется вспомнить слова последнего президента Чехословакии, год назад ушедшего из жизни, и политика всемирно почитаемого, Вацлава Гавела, который, выступая в польском Сейме в 1990 г. заявил: "У нас есть шанс превратить Центральную Европу от явления по существу исторического и духовного в политическое явление». Этот великий человек редко ошибался – у нас это получилось!

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет