Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. №1 (13) Томск, 2014. С. 89-93



Дата17.06.2016
өлшемі79.66 Kb.
#141667
Опубликовано: Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. № 1 (13) Томск, 2014. С. 89-93.
Актуализация культурного наследия в музеях-заповедниках России

На протяжении нескольких столетий истории человечества музеи выступают как собиратели и хранители социально значимой информации. В современных условиях, будучи неизбежно вовлеченными в процесс глобализации и испытывая на себе ее интенсивное влияние, музеи ищут новые формы интерпретации и презентации явлений и фактов прошлого, расширяют спектр представляемых культурных процессов. На рубеже ХХ–ХХI веков отчетливо проявилась тенденция включения в сферу музейной деятельности объектов духовной культуры или нематериального наследия, что стимулирует внедрение инновационных подходов в проектирование новых экспозиций и выставок, отражающих аспекты традиционного мировоззрения народов, в организацию и проведение в пространстве музея традиционных календарных праздников, иллюстрирующих национальные обряды и обычаи и т. д. Трансформации феномена музея и расширение границ музейной деятельности является отражением масштабных перемен, связанных в том числе и с наступлением эпохи «культуры участия». Последствия этой «тихой революции» подчас сравнивают с теми переменами, которые некогда принесло с собой изобретение книгопечатания. Иными словами, сегодня речь идет о принципиальной смене модели взаимодействия культурных институтов с обществом, что, похоже, становится неизбежным в условиях формирования информационного общества. Культура участия трактуется как свободное, деятельное и осознанное участие людей в культурных и социальных процессах, возможность для них быть не только «потребителями» или объектами воздействия, но вносить свой собственный вклад в принятие решений и создание культурных событий (например, выставок или образовательных программ), а стало быть, в осмысление и актуализацию культурного наследия.

Музей как социокультурный институт оказывается в эпицентре данных изменений: он «становится активным участником культуриндустрии и одновременно с этим главным арбитром на этом поле» [1, С. 18]. С одной стороны, музей включен в процесс культурного производства и потребления (производит и продает за деньги культурные продукты – выставки, каталоги, события, экспозициии, а также предоставляет культурные услуги – экскурсии, лекции, образовательные и рекреационные программы). Но, с другой стороны, имманентно он противостоит культуре потребления, так как наделен исключительным правом селектировать на основе гносеологического и аксиологического подходов предметы из окружающей реальности. Вещь в музее не имеет цены, она исключена из отношений обладания и собственности, поскольку помещена в «общий фонд» человечества, в сокровищницу социального опыта и гуманистических ценностей. Это дает музею возможность сохранять память о «предках» и право обращаться к вечности, «к потомкам». Тем самым музей становится открытым пространством для развития культуры участия, которая предполагает доступность этого общего культурного фонда человечества для каждого участника, способного к бескорыстному содействию.

Объекты культурного наследия всегда являлись потенциалом для развития сферы туризма. Сегодня историко-культурные территории, исторические города и поселки, музеи-заповедники, национальные парки, исторические парки, составляет каркас туристских и экскурсионных маршрутов, во многом способствуя интенсивному развитию индустрии туризма. Рост туристской активности в конце 1990-х годов придал несомненный импульс развитию отечественных музеев. Многие музеи и особенно музеи-заповедники стали создавать собственные бюро путешествий и экскурсий, что фактически стало началом нового этапа в музейной деятельности, когда учреждения культуры не только широко задействованы в орбите индустрии туризма, но и начинают обращать получаемый в этой сфере доход для реализации своих интересов. Данная тенденция является еще одним свидетельством того, что культурное наследие может играть значительную роль как в социальном, так и экономическом развитии, а его сохранение и использование должно стать органической частью программ социокультурного развития.

В музеологии в настоящее время под актуализацией понимается деятельность по сохранению и включению культурного и природного наслдеия в современную культуры «путем активизации социокультурной роли его объектов и их интерпретации» [2, С. 49]. Традиционно присущие каждому музею экспозиционная и культурно-образовательная сферы музейной деятельности, тесно взаимосвязанные между собой, в современных условиях также направлены на актуализацию культурного наследия, способствуя созданию целостного и достоверного культурного образа эпохи, территории, исторического явления или персоналии[3, С. 199-206].

Несмотря на наличие довольно значительного массива научных исследований и разработок, связанных с проблемами актуализации культурного наследия, вряд ли можно говорить о том, что имеющиеся проблемы нашли свое полное разрешение. Сегодня каждый музей, по сути, самостоятельно занимается разработкой мер и проектов по актуализации культурного наследия, обусловленных спецификой масштаба, типа или профиля музея, а также в соответствии с уровнем осмысления необходимости актуализации руководством и коллективом того или иного музея.

Широкий спектр проблем актуализации культурного наследия в практике музейно-выставочной и туристско-рекреационной деятельности находятся в стадии активной разработки во многих регионах России (Архангельская, Владимирская, Ивановская, Костромская, Ленинградская, Ярославская области и др.). В рамках данной статьи не представляется возможным проанализировать пути решения этой многоаспектной проблематики. Поэтому мы остановимся на примере музеев-заповедников, которые являются традиционным институтом сохранения культурного и природного наследия в России.

С 1960-х годов в нашей стране достаточно эффективно действует специальная и специфическая форма управления комплексом культурного и природного наследия – музеи-заповедники, многие из которых были организованы на базе исторических, краеведческих, мемориальных музеев. Музеи-заповедники осуществляют охрану и использование всех видов культурного наследия, в которое входят: достопримечательные места (культурные ландшафты), недвижимые памятники истории и культуры и их ансамбли, музейные коллекции, а также объекты природного наследия (исторические парки, леса, водные системы и др.). Основная особенность музеев-заповедников в отличие от «классических» музеев – это исторически сложившаяся практика сохранения и использования в музейных целях недвижимых памятников и комплексов и окружающей их территории. Российские музеи-заповедники – это уникальный тип учреждения культуры, миссия которого заключается «в обеспечении сохранности, восстановлении, изучении и публичном представлении целостных территориальных комплексов культурного и природного наследия, материальных и духовных ценностей в их традиционной исторической (культурной и природной) среде» [4]. Музеи-заповедники являются комплексными музеями, поскольку призваны сохранять в неприкосновенности не только архитектурные, археологические или мемориальные памятники, но и собственно историческую территорию, в том числе уникальные культурные и природные ландшафты, исторические центры городов или фрагменты городской среды, объекты индустриального наследия, сельские поселения, а также уклад жизни проживающего на исторических территориях населения.

Музеи-заповедники играют важную роль в сохранении национального наследия народов Российской Федерации. Благодаря созданию музеев-заповедников, музеев под открытым небом и экомузеев удается сохранить объекты культурного и природного наследия как целостные историко-культурные и природные комплексы, аккумулирующие ценности и смыслы материального и нематериального наследия.

Важно подчеркнуть, что музеи-заповедники играют важнейшую роль в формировании привлекательного образа России за рубежом. Находящиеся в их составе объекты культурного наследия представляют Россию в Списке Всемирного наследия ЮНЕСКО. Из 15 объектов всемирного культурного наследия России 12 входят в состав музеев-заповедников [4]. Благодаря музеям-заповедникам, Россия представлена в мировом культурном пространстве не только столицами, но и провинцией.

С развитием культурно-познавательного туризма и модернизации деятельности музеев-заповедников комплекс историко-культурного и природного наследия начинает восприниматься как особый и чрезвычайно значимый социально-экономический ресурс для развития экономики в регионах. В среднем музеи-заповедники обеспечивают занятость до 100 человек. Так, например, в музее-заповеднике «Михайловское» (Псковская область) в связи с проведенной в 1996-2004 гг. реставрацией и комплексной реконструкцией и введением в строй новых объектов музейного показа и объектов инфраструктуры штатная численность сотрудников выросла в 2 раза и составляет около 500 человек. Еще 300 человек ежегодно участвуют в сезонных работах по уходу за территорией и парками музея, в экскурсионной работе в летний период [4].

Подобную социальную и экономическую функцию в других российских регионах реализуют такие крупные музеи-заповедники как «Ясная Поляна» в Тульской области, «Тарханы» в Пензенской области, Кирилло-Белозерский музей-заповедник в Вологодской области и многие другие. Можно констатировать, что музеи-заповедники становятся центрами культурного развития, образовательной деятельности, духовной жизни, являются очагами экономической активности региона. Всего в сельской местности находится 80 музеев-заповедников из 144 [4]. Таким образом, музеи-заповедники являются ключевым звеном в эффективном использовании памятников истории и культуры, в деле сохранения культурного многообразия России.



Приоритетным направлением актуализации культурного наследия в музеях-заповедниках является культурно-образовательная деятельность. Ее формы черзвычайно разнообразны: как традиционные музейные лекции и экскурсии, так и активные формы обучения – квест-игра, мастер-классы, музейные олимпиады и конкурсы и др. Система взаимодействия со школой формируется в рамках музейно-педагогических программ. Культурно-образовательная деятельность музея-заповедника может быть уподоблена «спусковому механизму», который за счет яркой зрелищности, художественной образности, пространственных перспектив и природного окружения пробуждает интерес посетителей музея к постижению тех или иных пластов наследия. Это создает благоприятную почву, формирует мотивацию посетителей к восприятию разнообразных проявлений истории и культуры, в конечном итоге направленную на развитие культуры участия и актуализацию культурного наследия специфическими музейными средствами (выставки, праздники, фестивали, творческие, театральные и другие лаборатории, образовательные программы и др.). Таким образом, и музейная экспозиция как постоянный канал коммуникации, и каждое событие или мероприятие в музее становится средством популяризации наследия, не только увеличивая количество посетителей, друзей музея, но и предопределяя появление новых спонсоров, готовых финансировать и поддерживать социально-культурные проекты и акции музея-заповедника. Комплексное развитие музея-заповедника, направленное на актуализацию культурного наследия, работает на позитивный имидж и его социальный престиж, способствуя удовлетворению запросов и ожиданий современного общества. Осмысление механизмов актуализации культурного наследия в музее как практик, решающих не только проблемы физического сохранения объектов наследия и трансляции аккумулированных в них смыслов и ценностей, но реализующихся в контексте болевых точек современной культуры и современного человека представляется особенно значимым в ситуации постиндустриального общества и культуры постмодерна, несущих в себе тревожные признаки дегуманизации.

Литература

  1. Дженкс Ч. Зрелищный музей – между храмом и торговым центром. Осмысление противоречий // Пинакотека.  № 12.  М., 2001.

  2. Словарь актуальных музейных терминов/ М.Е. Каулен, А.А. Сундиева, И.В.Чувилова и др. // Музей. 2009. №5. С. 49.

  3. Мастеница Е.Н. Актуализация культурного наследия в музее: образовательный аспект // Образование в пространстве культуры. Сб. науч. статей. Вып.2. М.:РИК, 2005. С. 199 – 206.

  4. Сайт Министерства культуры Московской области [Электронный ресурс] // Аналитические доклады. Режим доступа: http://mk.mosreg.ru/analit_dok







Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет