Византийская империя условное название, вошедшее в научный лексикон в XVI в. (И. Вольф), благодаря древнему названию Константинополя Византий, мегарской колонии, выведенной в VII в до н э



жүктеу 188.07 Kb.
Дата24.04.2016
өлшемі188.07 Kb.
Византийская империя – условное название, вошедшее в научный лексикон в XVI в. (И. Вольф), благодаря древнему названию Константинополя – Византий, мегарской колонии, выведенной в VII в до н. э. Лишь иногда, в неофициальном контексте этот термину употребляли Самоназвание византийцев – ромеи (т.е. римляне, как продолжатели Римского наследия), отсюда название империи на Востоке среди арабов, персов и турок – Рум. Самоназвание империи – Ромейское государство (), Романия. (). Западному миру после 800 г., как и славяне, они были известны, как «греки».

Годы существования – 395-1453 г. Исходной датой считается 395 г. – окончательный раздел единой Римской Империи на Западную и Восточную часть и становление Восточной Римской империи (Византийской) как самостоятельного организма. 1453 г. – взятие Константинополя войсками турецкого султана Мехмета II. Тем не менее, ряд исследователей говорят о «Византии до Византии» и связывают становление Византии с основанием Константинополя Константином I Великим. С другой стороны, говорят о «Византии после Византии», имея в виду духовное и культурное влияние К-польского патриархата

В российской исторической науке наиболее распространено деление истории В. и. на следующие периоды: 1) ранневизантийский. (позднерим.): IV - нач. VII в.; 2) средневизант.: сер. VII - кон. XII в.; 3) поздневизант.: XIII - сер. XV в.
В истории «Византии до Византии» следует выделить несколько ключевых моментов – Миланский эдикт 313 г., даровавший христианам равноправие с прочими религиями, I Вселенский собор (325 г.) и II Вселенский собор (381 г.) во многом заложивший основы симфонии Церкви и государства, а также определяющие черты византийского Православия, многолетние войны с персами (337-363, 371-391), определившие координаты византийско-персидского противостояния, а также поселение вестготов на Балканах, в Мезии (377) с последующим мятежом (377-380), которое не только способствовало известной варваризации Восточной Империи и, в особенности Балканского региона, но, в конечном счете, привело к гибели Западной Римской Империи.
Политическая история.

Территория.

Для Византии характерны тенденции территориального сжатия и расширения, однако, в течение веков доминирующей тенденцией все-таки оставалось сужение территории империи. В 395 империя занимала обширные территории Малой Азии, Балкан, Западной Армении, Сирии, Палестины, Египта. Завоевания Юстиниана привели к возвращению Италии, Юго-Восточной Испании, Северной Африки, войны с персами – всей Армении Однако, в VII в. в результате войн с арабами Империя теряет Сирию, Палестину, Армению, Египет, Северную Африку, а в результате славянских нашествий – северные части Балкан. В Х-первой половине ХI в. Империя отвоевывает часть Сирии и Месопотамии, Армению, уничтожает Болгарское Царство. Однако, в результате нашествия турок-сельджуков, Византия теряет большую часть Малой Азии и лишь западная и южная (приморская) части были отвоеваны в конце XI- первой трети XII в.

Ослабление империи в конце XII в. привело к потере болгарских и сербских земель, а IV Крестовый поход привел к распаду Византии и возникновлении на ее территории ряда латинских и православных государств (Латинская Романия с подчиненными ей Ахейским княжеством и Солунским королевством с одной стороны, Никейская империя, Эпирский деспотат, ТРапезунская империя). В восстановленной в 1261 г.Византийской империи находилась лишь часть прежних владений (Фракия, Македония, часть Пелопоннеса, Вифиния, Запад Малой Азии). К моменту падения Империи в 1453 г. за ней оставалась лишь небольшая часть Фракии, владения на Пелопоннесе, несколько островов). Параллельно менялась и этническая структура византийского общества. Если в ранюю эпоху значительный удельный вес составляли сирийцы, копты, исавры, германцы, то в средневизантийский период усиливается влияние славян, армян, параллельно усиливаются позиции греческого языка в области государства и права. В поздневизантийский период усиливаются процессы элллинизации, более того, ромеи все чаще называют себя «эллинами». Изменилась и конфессиональная структура: если ранневизантйиское общество в значительной степени было поликонфессиональным (наличие значительного количества адептов триадологических ересей – арианства, а также христологических – монофизитства. Однако, после преодоления Второго иконоборчества (Торжество Православия – 843 г.) Византийская империи становится моноконфессиональной державой.


Политическая история ранневизантийского периода.

Ранневизантийский период характеризуется стремлением сохранить позднеримские структуры и римское наследие

После смерти имп. Феодосия в 395 г. и раздела Римской империи между его сыновьями на Западную часть (во главе с императором Гонорием) и Восточную ( император Аркадий (395-408), Византийская империя переживает тяжелый кризис, связанный с нашествием Алариха на Фракию и Грецию в 397 г., а также попытками готов во главе с Гайной совершить государственный переворот в 400 г. Серьезным религиозным внутренним потрясением явилось дело Иоанна Златоуста. С одной стороны, в правление Феодосия (408-451) был достигнут ряд успехов: отражено нашествие гуннов в 412 г., успешно завершена византийско-персидская война 421-422 г., основан Константинопольский университет (425 г.), принят кодекс Феодосия. С другой стороны, империя потерпела поражения во войнах с вандалами (441 г.), с гуннами (441, 447 г.), которым пришлось платить дань в 2100 фунтов ежегодно. В правление Феодосия вспыхнул религиозный кризис, связанный вначале с учением Нестория, учившем о двух субъектах и двух природах во Христе, приведший к Эфесскому (III Вселенскому) Собору (431 г.) и, в конечном счете – появлению несторианской общины. Религиозный раскол усилился с появлением ереси Евтихия и Диоскора о единой (божественной) природе Христа, приведшей впоследствие к возникновению монофизитских церквей – армянской, коптской, эфиопской, сирийской. В правление императора Маркиана (450-457) ситуация несколько стабилизировалась: остановлено нашествие гуннов, был проведен IV Вселенский (Халкидонский) собор, утвердивший учение о едином лице (субъекте) и двух природах Христа. Лев I (457-474) cмог разгромить гуннов (472), уничтожить засилие готской партии при дворе (471 г.), однако потерпел поражение в войне с вандалами (468 г.). Правление Зенона (474-491) было ознаменовано грандиозной гражданской войной (480-488), падением Западной Римской империи (476 г.) и отсылкой императорских инсигний в К-поль, а также церковным расколом с Римом (Акакианская схизма). Императору Анастасию (491-518), благоприятствовавшему монофизитам, удалось вничью завершить войну с персами (502-506). При нем впервые начинаются набеги славян. В правление Юстина I (518-527) было достигнуто примирение с Римом, царство лазов добровольно присоединилось к Византии (522 г.)), что вызвало войну с Ираном. Император Юстиниан I (527- 565) провел ряд законодательных реформ и создал законодательный свод: при нем был принят новый итуции (534). За время правления Юстиниан издал 154 новеллы (на греческом языке). Юстиниан предпринял программу отвоевания западной части Римской империи: В 533 г. войска во главе с Велизарием высадились в Северной Африке и после битв при Дециуме и Трикамаре в 534 г. он покорил гос-во вандалов в Сев. Африке. В 535 г. Велизарий, начал длительную войну против королевства остготов в Италии (535-554): после взятия Рима 536 г. и Равенны 539 г. почти вся Италия была покорена, но сопротивление готов под предводительством Тотилы продлило войну на 14 лет и привело к опустошению Италии. Патрикий Либерий

, присоединил к империи земли на юго-востоке Пиренейского п-ова (554), а также Балеарские о-ва. Средиземное м. стало внутренним морем В. и.

новеллы (на греческом языке

На Востоке при Юстиниане вновь началась война с персами (540-563), в результате которой серьезно пострадали восточные провинции, в т.ч. .Антиохия, взятая персами в 540 г. Тем не менее, византийцам удалось удержать Лазику (Зап. Грузию). В правление Юстиниана славяне усиливают натиск на империю: особенно опустошительными были набеги 547, 550-551 и 558 г., когда славяне доходили до Константинополя. В церковной сфере Юстиниан стремился к религиозной консолидации общества и с этой целью провел V Вселенский собор, имевший целью примирить монофизитов с Православием. Увеличение тяжестей налогов и повинностей приводило к восстаниям: начало правления Юстиниана ознаменовалось грандиозным мятежом «Ника» (532 г.), в результате которого погибло 35000 человек и сгорела половина Констнатинополя. Пожар явился поводом к грандиозным строительным работам, построению храма св. Софии К-польской (532-537) и др. церквей (Сергия и Вакха, св. Ирины, св. Апостолов). Юстиниан вел грандиозную строительную деятельность: только на северной границе было построено 80 крепостей.

Преемники Юстиниана не смогли удержать его наследства: при Юстине II (565-578) в результате нашествия лангобардов (568) была потеряна Северная Италия, усилился натиск аваров и славян, которые при Тиберии (578-582) перешли от набегов к поселению на византийской территории. Императору Маврикию (582-602 г.) удалось завершить долгу и кровопролитную византино-персидскую войну (570-590) миром (591 г.), по которому вся Армения переходила к Византии, однако, империя утратила контроль над рядом балканских территорий, где поселились славяне и основали свои автономные образования (славинии). Успешное контрнаступление, предпринятое против славян Маврикием в 598-599 г. было сорвано мятежом дунайской армии 602 г. Последствием военной революции 602 г. было не только низвержение и гибель Маврикия, а также значительной части столичного правящего слоя, но и практическое исчезновение дунайского лимеса. После 602 г.славяне стали заселять Балканы вплоть до Пелопонесса и Крита, не встречая никаких препятствий. Империя могла сохранять контроль лишь за частью городов и над некоторыми прилегавшими к ним территориями. Ряд районов Балкан для византийцев стал недоступным: по сообщению Феофана, вплоть до 784 г. «ни один ромей не мог показаться на Пелопоннесе». Разгром императором Фокой (602-610) военной и административной элиты империи привел к ряду тяжелейших поражений в войне с персидским шахом Хосровом II (603-630 г.) к потере Армении, Месопотамии и большей части Сирии. Переворот Ираклия (610-641) вначале не изменил ситуации: были потеряны Сирия и Палестина, в 614 г. был взят и разорен Иерусалим, в 619 персы захватили Египет. Тем не менее, Ираклию удалось реорганизовать армию и перейти с 622 г. в контрнаступление: воюя в Иранском Азербайджане, Армении, Сирии, Месопотамии, он нанес ряд тяжелых поражений персам и в 628 г. подступил к столице Сасанидской империи Ктесифону. Военный переворот и гибель Хосрова дал возможность Ираклию заключить с персами выгодный мир, по которому они отдавали все свои завоевания, всех пленных и добычу, и выплачивали большую контрибуцию. К сожалению, Ираклию не удалось воспользоваться передышкой. Расшатыванию империи способствовала его неумелая униатская религиозная политика, направленная на насильственное сближение православных и монофизитов, которая привела к т.н. монофелитской унии (Александрия, 633 г.), основанной на представлении о единой воле и действии во Христе. В этой обстановке в 634 г. началось нашествие арабов. После поражения при Ярмуке ( 20 августа 636 г.) для империи были потеряны Сирия, Палестина (Иерусалим пал в 637 г.), Месопотамия. В 639 г. арабский полководец Амр ибн Ас вторгся в Египет и приступил к его завоеванию, завершенному в 642 г. после смерти Ираклия. В этой обстановке промонофелитский религиозный указ Ираклия «Экфесис» (638 г.) лишь ухудшил ситуацию: он оттолкнул от него православных-халкидонитов и не привлек на его сторону монофизитов.
Средневизантийский период (641-1204).

В начале средневизантийского периода упрощается система управления и законодательство. Военная власть соединяется с административной. Жизнь империи варваризируется. Это связано с нашествиями арабов и славян. Преемник Ираклия Констант II (641-668) столкнулся с новыми ударами со стороны арабов – окончательной потерей Египта (642), началом набегов на Северную Африку, потерей восточной Армении в результате сговора армянской знати с арабами (652 г.). Арабы завоевали господство на море и захватили Кипра, Крита, Родоса. Лишь смута в Халифате (656-659) способствовала приостановке арабского нашествия. Внутри империи продолжалась религиозная смута: православные не желали мириться с монофелитством. Оказались бесполезными и религиозные указы (Типос 648) и преследование инакомыслящих (расправа над св. Максимом Исповедником и его учениками– 662 г.). Оппозиция императору привела к тому, что в 663 он переселился на Запад, в Сиракузы и не вернулся в столицу даже после начала новых арабских ударов по Малой Азии. При преемнике Константа Константине IV Погонате (668-685) арабы доходят до берегов Эгейского моря и с 672 по 678 г. каждый год с моря осаждают Константинополь. Благодаря изобретению «греческого огня» и умелому руководству византийцам удалось нанести летом 678 г. арабскому флоту страшное поражение под Кизиком, сухопутная армия поддержки была уничтожена. По мирному договору 679 г. арабы ушли со всех пунктов, захваченных в Малой Азии и обязались платить дань. Однако, попытка Константина IV обуздать кочевников протоболгар, беспокоивших византийские владения в Мезии обернулась неудачей: протоболгары во главе с Аспарухом захватили Мезию (совр. Болгарию) вплоть до Балканского хребта и основали т.н.Первое Болгарское Царство (680). Более удачной была религиозная деятельность Константина: созванный им VI Вселенский собор (680-681) осудил монофелитство и восстановил религиозное общение с Римом.

Преемник Константина IV Юстиниан II (685-695; 705-711) добился ряда успехов в борьбе со славиниями и переселил 200000 славян в Малую Азию. Из них он сформировал «отборное воинство», которое, однако, его предало в битве с арабами в 692 г. при Севастополисе.

Юстиниан II являлся даровитым правителем, доказательством чего явился проведенный им Трулльский собор 691-692 г., укрепивший церковную дисциплину и синтезировавший каноническое наследие Православной Церкви, однако его агрессивность, выразившаяся как во внешней, так и внутренней политике, в конечном счете, стоила ему престола. Перерыв в его правлении ознаменовался потерей Карфагена и Северной Африки, а возвращение на престол в 705 г. ознаменовалось рядом уступок протоболгаром и поражений в войнах с арабами. При его преемниках империя вошла в полосу внешнеполитического кризиса, из которого ее вывели правители Исаврийской династии.

Лев III (717-741) cмог отразить нашествие арабов в главе с Масламой на Константинополь, уничтожить флот из 1800 кораблей и 180000 войско. Двадцатые и тридцатые годы восьмого века прошли в напряженной борьбе с арабским натиском на Малоазийские провинции Византии, пока битва при Акроине в 740 г. не положила конец арабскому наступлению Его преемник Константин V Копрониим (741-775) перенес военные действия на вражескую территорию, неоднократно вторгался на территорию Сирии, Армении и Месопотамии, доходя до прежних имперских границ. Тем не менее, его тактика показывала явный недостаток сил и средств: не надеясь удержать покоренные города (Феодосиополь, Германикию и т.д.), он срывал их стены и угонял население. Константин V неоднократно одерживал победы над протоболгарами и в шестидесятые-начало семидесятых годов контролировал обстановку в Болгарии. Однако, внутренняя политика Исавров способствовала внутренней нестабильности и напряженной религиозной борьбе, поскольку они объявили себя сторонниками иконоборчества, приравнивая иконы к идолам. Лев III в 726 г. объявил эдикт, направленный против почитания св. икон. Константин V в 754 г. провел Иерийский собор против иконопочитания. Политика иконоборчества встретила внутреннее сопротивление, в особенности на Балканах и в Италии, а также за пределами империи: св. Иоанн Дамаскин в «Трех словах в защиту св. икон» опроверг взгляды иконоборцев, папа Григорий III в 769 г. созвал антииконоборческий собор. Репрессии против монашества, казни и закрытия монастырей оказывались безрезультатными В конечном счете, внешняя изоляция и внутренняя нестабильность вынудили императрицу Ирину в 787 г. созвать VII Вселенский (II Никейский) собор и восстановить иконопочитание.

Начало IX в. ознаменовалось крупными поражениями империи в войнах с болгарами, в результате которых погиб император Никифор I (802-811) и болгары подступали к самому Константинополю (813 г.). Эти неудачи способствовали возрождению второго иконоборчества (815-843), которое было менее ожесточенным, чем первое, но более идеологизированным. В правление императоров-иконоборцев из Аморийской династии империя испытала ряд ощутимых ударов: в 821-823 г. произошло восстание Фомы Славянина, в результате которого Византийская империя потеряла Крит. С 830 г. началось арабское завоевание Сицилии, а в 838 г. после поражений арабы взяли Аморий – родину династии.. Внешние поражения и внутренняя нестабильность во многом привели к восстановлению икон в 843 (Торжество Православия). Правление Михаила III (842-867), негативно оцениваемое многими историками, на самом деле, характеризовалось рядом успехов в войнах с арабами и активизацией миссионерской деятельности – миссия к хазарам, крещение россов (860) Кирилло-Мефодиевская Миссия (862) и, наконец, крещение болгар (865).



С его именем связано также возрождение Константинопольского Университета.С другой стороны, в его правление произошла т.н. «Фотианская» схизма между Римом и Константинополем.

Восшествие новой Македонской династии (867-1056) связано с одной стороны, с павликианским мятежом Хрисохира (868-872), с другой стороны – победами над арабами. Император Василий I (867-886) и его сын Лев VI (886-912) провели ряд законодательных реформ. Правление Льва VI и его преемников ознаменовано войной с Симеоном, царем Болгарии – первой войной между православными государствами, в которую включился практически весь Балканский полуостров. В этой войне болгары впервые выдвинули претензии стать преемниками Византии. Война кончилась практически ничейным результатом и, несмотря на нек. территориальные приобретения Болгарии, подорвала ее потенциал. Начиная с тридцатых годов Х в. Византия приступает к планомерному отвоеваний территорий в Сирии, Армении, Месопотамии. При Романе I Лакапине (919-944) и Константине Багрянородном (945-959) империя приобретает Самосату, Мелитену, Мараш, Феодосиополь (совр. Эрзерум), при Романе II (959-963) b Никифоре II (963-969) – Крит, Кипр, Тарс и Антиохию, при Иоанне Цимсисхии (969-975) – Алеппо, Бейрут, Тир, Назарет. Иоанну Цимисхию после войны со Святославом удается включить восточноболгарские земли в состав Империи (972). При Василии II Болгаробойце (976-1025) происходит продолжительная и ожесточенная война Византии с державой Самуила (986-1019), которая привела к покорению всех болгарских, а также сербских земель. Своим успехам императоры Македонской династии были обязаны тем, что старались сохранить фемный строй и защитить простых воинов-стратиотов от произвола знати – динатов. Однако, после смерти Василия II в результате слабости его преемников контроль над знатью и бюрократией ослаб, что вызвало расцвет коррупции, упадок армии, народные движения на Балканах (восстание Петра Деляна 1038-1040, Константина Бодина – 1072). В 1054 г. Римская Церковь разорвала церковное общение с Константинополем. Если в течение первой половины ХI в. Византия еще приобрела ряд территорий (Эдесса, 1032, Восточная Сицилия -1037-38, Армения – 1045), то начиная с шестидесятых годов под ударами сельджуков Империя теряет Армению, а затем и ряд малоазийских территорий. После катастрофы при Манцикерте 1071 г., вызванной предательством знати, Византия теряет почти все свои малоазийские владения и, одновременно - Апулию и Калабрию. С севера набеги печенегов опустошают балканские владения империи. Из глубокого кризиса Византию вывел Алексей I Комнин (1081-1118). Ему удалось отразить нашествие норманнского правителя Роберта Гвискара (1081-1085), остановить печенежские набеги. Вопреки мнению нек. представителей зап. историографии, Алексей Комнин отнюдь не призывал крестоносцев себе на помощь, тем не менее, он смог поставить вождей I Крестового похода себе на службу.. Воспользовавшись разгромом крестоносцами сельджуков, в 1097-1099 гг. византийцы вернули себе значительную часть ранее утраченных территорий в Анатолии. Были освобождены Никея, Смирна, области Вифинии, Асии, Фригии, Ликии, Памфилии, Пафлагонии. Сельджукские владения были более чем на столетие ограничены центральной частью М. Азии. В 1116 г. имп. Алексею Комнину удалось нанести поражение иконийскому султану Масуду. В 30-40-х гг. имп. Иоанн II Комнин (118-1143) вел против иконийской династии Данишмандинов затяжную войну. Византийцы овладели крепостью Кастамон, временно удерживали Гангру, угрожали осадой Анкире и Неокесарии. Эти успехи привели к политическому кризису и упадку гос-ва Данишмандидов. В 1143-1146 и 1160 гг. имп. Мануил I Комнин вел войны против Иконийского султана и с мнению и смог добиться вассалитета, однако битва при Мириокефалоне (1176) положила конец стремлению византийцев отвоевать Малую Азию.

Император Иоанн II Комнин и Мануил I (1143-1180) совершили ряд походов в Киликийскую Армению и Антиохию и временно добились установления сюзеренитета Византии над Киликией и Антиохией. Стремление норманнов к захвату позиций на Балканах и настойчивые попытки империи восстановить свое прежнее положение в Юж. Италии привели к ряду морских войн (наиболее продолжительная в 1147-1158). Войны с Венгрией велись из-за пограничных крепостей на Дунае и позиций в Боснии и Сербии в 1127-1130, 1150-1155 и в 1166-1167 гг. В 1167 г. имп. Мануил совершил поход за Дунай и угрожал Белграду, что заставило венг. короля заключить мир, сохранивший равновесие в регионе. В 1122 и в 1140-х гг. Византии пришлось отражать крупные набеги половцев на Балканы. В 1171 г. предпринималась попытка завоевания Египта (вместе с Иерусалимским королевством)

Смерть императора Мануила привела к династическому и общему кризису Византийской империи, выразившемся в узурпации Андроника Комнина (1183-1185), резне итальянских купцов в К-поле и разграблении в отместку Фессалоник, восстании сербов и болгар, приведших к становлении независимой сербской жупании Немани и Второго Болгарского царства Асеней. Попытки представителя новой династии Исаака Ангела (1185-1195) подавить движения болгар и сербов не принесли успеха. От империи отложился Кипр, захваченный крестоносцами в 1191 г. Низложение и ослепление Исаака Ангела дало повод к вмешательству крестоносцев IV Крестового похода в византийские дела: в 1203 г. он был восстановлен, но должен выплатить огромную контрибуцию. Его смерть дала крестоносцам предлог для взятия Константинополя 11 апреля 1204 г.

Поздневизантийский период (1204-1453).



В результате IV Крестового похода была создана Латинская Романия в составе Константинополя, Фракии, островов и зависимых владений – Фессалоникийского королевства и Ахейского княжества. Венецианцы получили четвертую часть византийской империи, прежде всего – острова, в т.ч. Крит. В то же время ряд бывших византийских земель не принял власть крестоносцев – Трапезундская империя на севере Анатолии (столица Трапезунд), Эпирский деспотат (стол. Арта) и Никейская империя (стол. Никея). Трапезундская империя под одновременным ударом никейцев и сельджуков уже в 1214 г. вышла из борьбы за византийское наследство. Эпирский деспотат под руководством императора Михаила Ангела в двадцатые годы достиг значительной степени могущества, однако поражение от болгар при Клокотице (1230) свело на нет успехи эпиротов. Наибольших успехов в борьбе за восстановление византийской империи добилась Никея. При имп. Феодоре Ласкарисе (1204-1222) удалось в основном отстоять и увеличить малоазийские владения, при Иоанне Ватаци (1222-1254) начать отвоевание европейских владений – Фракии и греческой Македонии, в т.ч. Фессалоник (1246), а Константинополь подвергся осаде (1235 г.) При Михаиле VIII Палеологе (1258-1282) в битве при Пелагонии никейцами были наголову разбиты войска ахейского князя Гильома Виллардуэна и его эпирских союзников (1259) и заняли Вардарскую Македонию, а через 2 года, в 1261 г. никейские войска заняли Константинополь. В 1262 г. была занята часть Пелопоннеса. Однако, взятие К-поля вооружило против Михаила VIII значительную часть западного мира: Карл Анжуйский готовил интервенцию. Единственным выходом казалась уния с Римом, которая была заключена в Лионе в 1274 г., однако, из-за своего явно капитулянтского характера она не была принята большинством византийского общества и отменена преемником Михаила императором Андроником II Палеологом (1283-1328). В его правление была потеряна большая часть малоазийских владений (за исключением приморских городов), в т.ч. древняя столица Вифинии Пруса (1326 г.). Попытка использовать против турок каталонских рыцарей привела к т.н. «каталонской смуте» (1306-1316) и опустошению Малой Азии, Фракии, Македонии и Аттики. В правлении Андроника III (1328-1341) был приобретен Эпир, однако потеряны Никея (1330) и Никомидия (1337 г.) с остатками Вифинии. В начале правления малолетнего Иоанна V Палеолога (1342-1390) разразилась гражданская война (1342-1347), в результате которой империя потеряла большую часть своих балканских владений, захваченных сербами и болгарами. Гражданская война стала «точкой возврата» для Византии, поскольку Стефан Душан захватил «пять шестых» фракийских и македонских владений империи. После нее Византия теряет свой суверенитет. В 1354 г. турки высаживаются в Галлиполи и начинают планомерный захват Балкан. В 1362 г. они захватывают Адрианополь и делают его столицей Османского султаната. После битвы при Черномене (1371 г.) Иоанн V Палеолог становится вассалом султана Мурада I (1359-1389). Косовская битва 1389 г. определила господство турок над Балканами. Преемник Мурада Баязид I оккупировал Фессалоники и, воспользовался в качестве предлога укреплением стен К-поля и осадил его. Крестовый поход европейских рыцарей, поднятый по наущению Мануила II Палеолога (1390-1425) закончился разгромом при Никополе (1396). Только поражение Баязида под Анкарой (1402 г.) на 50 лет отсрочило гибель Византии. Однако, Византия, хотя и вернула себе Фессалоники, не смогла воспользоваться передышкой. Султан Мурад II (1421-1451) усилил натиск на империю, осадил Константинополь в 1422 г. и захватил Фессалоники. В этой обстановке император Иоанн VIII Палеолог с помощью унии, заключенной во Флоренции в 1439 г., пытается привлечь помощь Запада для спасения Византии. Однако, уния лишь расколола Византйское общество. Помощь Запада оказалась безрезультатной: польский король Владислав Ягеллон был разбит и убит в битве под Варной в 1444 г., а венгерские войска разгромлены в битве на Косовом поле в 1448 г. В 1446 г. турки вторглись на Пелопоннес и угнали в плен 60000 человек. Султан Мехмет II (1451-1481) решил положить конец существованию Византийской империи как анклава, препятствовашего единству его балканских владений. В 1452 г. он выстроил крепость на берегу Босфора, а в марте 1453 г. осадил Константинополь. Против 200000 турецкой армии последний византийский император Константин XII Палеолог (1449-1453) смог выставить лишь 7000 защитников, помощь Запада ограничилась несколькими галерами и 700 воинами. Несмотря на героизм защитников, не раз срывавший турецкие атаки, Константинополь пал 29 мая 1453. Император был убит во время штурма, храм св. Софии стал мечетью. В 1460 г. был ликвидирован Морейский деспотат – остаток византийских владений на Пелопоннесе, а в 1461 – Трапезундская империя.

Причиной гибели Византии явились, с одной стороны натиск турок, с другой – отсутствие единства в обществе, сильной и эффективной власти, равнодушие элиты к обороне государства и его судьбам, засилье иностранных купцов и, как следствие, упадок ремесел, торговли и экономической жизни в целом. Последний удар общественному единству нанесла уния, ликвидированная после прихода турок.



Ист.: Ioannis Cantacuzeni Historiarum libri IV / Ed. J. Schopen. Bonnae, 1828-1832. 3 vol.; Nicephori Gregorae Byzantina historia / Ed. J. Schopen. Bonnae, 1829-1830. Vol. 1-2; Chronicon Paschale / Ed. L. Dindorf. Bonn, 1832; Georgius Cedrenus Ioannis Scylitzae Compendium historiarum / Rec. I. Bekker. Bonn, 1838; Michaelis Glycae Annales / Rec. I. Bekker. Bonn, 1836;Theophanis Continuatus, Ioannes Cameniata, Symeon Magister, Georgius Monachus / Rec. I. Bekker. Bonn, 1838; Ioannis Zonarae Epitome Historiarum / Ed. L. Dindorf. Lipsiae, 1868-1875. Vol. 1-6; Theophanis Chronographia / Rec. C. de Boor. Lipsiae, 1883-1885. Vol. 1-2; Josua the Stylite. The Chronicle / Ed. W. Wright. Camb., 1882; The Syriac Chronicle known as that ofZachariah of Mitelene / Trans. F. J. Hamilton, E. W. Brooks. L., 1899; Michel le Syrien. Cronique / Ed. J.-B. Chabot. P., 1899-1910. Vol. 1-4; Georgii Acropolitae Opera / Rec. A. Heisenberg. Lipsiae, 1903; John, bishop of Nikiou. The Chronicle / Trans. R. H. Charles. L.; Oxf., 1916; Heisenberg A. Neue Quellen zur Geschichte des lateinischen Kaisertums und der Kirchenunion. Münch., 1922-1923. Bd. 1-3; Laonici Chalcocandylae Historiarum demonstrationes / Rec. E. Darkу. Bdpst., 1922-1927. Vol. 1-2; Michael Ducas. Istoria turco-byzantina: 1341-1462 / Ed. V. Grecu. Bucureşti, 1958; Critobul din Imbros. Din domnia lui Mahomed al II-lea anii 1451-1467 / Ed. V. Grecu. Bucureşti, 1963; Georgios Sphrantzes. Chronicon minus. Memorii / Ed. V. Grecu. Bucureşti, 1966; Nicetae Choniatae Orationes et epistulae / Rec. I. A. van Dieten. B., 1972; Ioannis Scylitzae Synopsis historiarum / Rec. I. Thurn. B., 1973; Nicetae Choniatae Historia / Rec. I. A. van Dieten. B.; N. Y., 1975; La caduta di Costantinopoli / Testi a cura di A. Pertusi. Mil., 1976. 2 vol.; Georges Pachymérès. Relations historiques / Ed. A. Failler. P., 1984-1999. 4 vol.; The Chronicle of John Malalas / Ed. E. Jeffreys, M. Jeffreys, R. Scott. Melbourne, 1987; Nicephoros, Patriarch of Constantinople. Short History / Ed. C. Mango. Wash., 1990; Ammianus Marcellinus.The Chronicle/ Ed. B. Croke. Sydney, 1995.




Лит.: Rambaud A. L'empire grec au Xe s. P., 1870; Васильев А. А. Византия и арабы. СПб., 1900-1902. 2 ч.; он же. Византия и крестоносцы. Пг., 1923; Chalandon F. Les Comnène. P., 1900-1912. 2 t.; Диль Ш. Юстиниан и визант. цивилизация в VI в. СПб., 1906; Васильевский В. Г. Труды. СПб.; Пг., 1908-1915. 4 т.; Bury J. B. A History of the Eastern Roman Empire from the Fall of Irene to the Accession of Basil I (802-867). L., 1912; Regesten der Kaiserurkunden des oströmischen Reiches / Hrsg. F. Dölger, P. Wirth. B.; Münch., 1924-1995; Dölger F.Antike und Christentum. Münster, 1929-1941, 1950. 6 Bde.; Diehl Ch., Marçais G. Le monde oriental de 395 à 1081. P., 1936; Ostrogorsky G. Geschichte des byzant. Staates. Münch., 19633;Diehl Ch., Oeconomos L., Guilland R., Grousset, R. Bréhier L. L'Europe orientale de 1081 à 1453. P., 1945; Baynes N. H. The Hellenistic Civilisation and East Rome. L.; Oxf., 1946; Κουκουλς Θ.Βυζαντινῶν βίος καὶ πολιτισμός. ᾿Αθῆναι, 1948-1955. Τ. Α´-Σ´; Longnon J. L'Empire Latin de Constantinople et la Principauté de Morée. P., 1949; Stein E. Histoire du Bas-Empire. P.; Brux.; Amst., 1949; Vasiliev A. A. Justin the First: An Introd. to the Epoch of Justinian the Great. Camb., 1950; Janin R. La géographie ecclésiastique de l'Empire Byzantin. P., 1953; Hunger H.Byzantinische Geisteswelt von Konstantin des Grossen bis zum Fall Konstantinopels. Baden-Baden, 1958; idem. Reich der Neuen Mitte: Der christl. Geist der byzant. Kultur. Graz, W., Köln, 1965; Moravcsik G. Byzantinoturcica. B., 1958; Karayannopulos J. Die Entstehung der byzant. Themenordnung. Münch., 1959; idem. ῾Ιστορία τοῦ Βυζαντινοῦ κράτους. Θεσσαλονίκη, 1981;Thiriet F. La Romanie Vénitienne au Moyen Âge. P., 1959; Ahrweiler H. Recherches sur l'administration de l'Empire byzantin aux IX-XI s. P., 1960; eadem. Byzance et la mer. P., 1966;Литаврин Г. Г. Болгария и Византия в XI-XII вв. М., 1960; он же. Визант. общество и гос-во в X-XI вв.: проблемы истории одного столетия. М., 1977; Rubin B. Das Zeitalter Justinians I.Köln. 2 Bde; B., 1960; Визант. очерки. Т. 1-7. М.; СПб., 1961-2001; Липшиц Е. Э. Очерки истории византийского общества и культуры VIII - 1 пол. IX в. М.; Л., 1961; Guilland R.Recherches sur l'administration byzantine. P., 1964. 2 t.; Jones A. H. M. The Later Roman Empire, 284-602: A Social, Economic and Administrative Survey. Oxf., 1964. 3 vol.; Hunger H.PROOIMION: Elemente d. byzant. Kaiseridee in den Arengen der Kaiserlichen Urkunden. W., 1964; Geanakoplos D. J. Byzantine East and Latin West: two Worlds of Christendom in Middle Ages and Renaissance. Oxf., 1966, 1976; Jenkins R. The Imperial Centuries. 610-1071. L., 1966; The Cambridge Medieval History. Vol. 4: The Byzantine Empire. Camb., 1966-1967; История Византии. М., 1967. Т. 3. С. 72-207; Barker J. W. Manuel II Paleologus (1391-1425). New Brunswick, 1969; Weiss G. Joannes Kantakuzenos: Aristokrat, Staatsmann, Kaiser und Mönch in der Gesellschaftsentwicklung von Byzanz im 14. Jh. Wiesbaden, 1969; Setton K. M. (ed.) A History of the Crusades. Madison, 19692, 19852, 19892. Vol. 2, 5, 6; Lemerle P. Le premier humanisme byzantine. P., 1971; Vryonis Sp. Byzantium: it's Internal History and Relations with the Muslim World. L., 1971; Tinnefeld F. Kategorien der Kaiserkritik in der Byzantinischen Historiographie. Münch., 1971; Каждан А. П. Социальный состав господствующего класса Византии в XI-XII вв. М., 1972; он же. Византийская культура. СПб., 19982; он же. Два дня из жизни Константинополя. СПб., 2002; Podskalsky G. Byzant. Reichseschatologie. Münch., 1972; Inalçik H. The Ottoman Empire: The Classical Age (1300-1600). L.; N. Y., 1973; Toynbee A.Constantine Porphyrogenitos and his World. L., 1973; Dagron G. Naissance d'une capitale: Constantinople et ses institutions de 330 à 451. P., 1974; idem. Constantinople imaginaire: Études sur le recueil des «Patria». P., 1984; Guillou A. La civilisation byzantine. P., 1974; Античность и Византия: Сб. ст. М., 1975; Медведев И. П. Визант. гуманизм XIV-XV вв. Л., 1976; Pertusi A. La caduta di Costantinopoli. Mil., Palermo, 1976; Prosopographisches Lexikon der Palaiologenzeit / Hrsg. H. Hunger, E. Trapp e. a. W., 1976-1996; Tabula Imperii Byzantini. 10 vol. / Ed. H. Hunger, J. Koder. W., 1976-1998; Чичуров И. С. Хронография Феофана и ранневизант. историографическая традиция IV-VIII вв. М., 1976; он же. Политическая идеология Средневековья: Византия и Русь. М., 1990; Browning R. Studies on Byzantine History, Literature and Education. L., 1977; idem. The Byzantine Empire. N. Y., 1980; Balard M. La Romanie génoise: XII - début du XVe s. R., 1978. T. 1-2; Gouillard J. Quatre procès de mystiques à Byzance 960-1143. P., 1978; Beck H.-G. Byzantinisches Jahrtausend. Münch., 1978; idem. Die Byzantiner und ihr Jenseits: zur Entstehungsgeschichte einer Mentalität. Münch., 1979; Любарский Я. Н. Михаил Пселл: личность и творчество: К истории визант. предгуманизма. М., 1978; Mango C. Byzantium: the Empire of New Rome. L., 1980; idem. Byzantium and it's Image: History and Culture of the Byzantine Empire and it's Heritage. L., 1984; Lilie R.-H. Byzanz und Kreuzfahrerstaaten. Münch., 1981; Matschke K.-P. Die Schlacht bei Ankara und das Schicksal von Byzanz. Weimar, 1981; Поляковская М. А. Общественно-полит. мысль Византии: 40-60 гг. XIV в. Свердловск, 1981; Ševčenko I. Society and Intellectual Life in late Byzantium. L., 1981; Karayannopoulos J., Weiss G. Quellenkunde zur Geschichte von Byzanz. Wiesbaden, 1982. Bd. 1-2; Ђуриђ И. Сумрак Византиjе: Време Jована VIII Палеолога, 1392-1448. Београд, 1984; Культура Византии. М., 1984-1991; Данчева-Василева А. България и Латинската империя: 1204-1261. София, 1985; Kazhdan A., Epstein. Change in Byzantine Culture of XI-XII Cent. Berkeley, 1985; Winkelmann F. Byzantinische Rang- und Ämterstruktur im 8 und 9 Jh.: Faktoren und Tendenzen ihrer Entwicklung. B., 1985; Kordoses M. S. Southern Greece under the Franks: 1204-1262. Ioannina, 1987; Thomas J.-Ph. Private Religious Foundations in the Byzantine Empire. Wash., 1987; Жуков К. А. Эгейские эмираты в XIV-XV вв. М., 1988; Treadgold W. The Byzantine Revival 780-842. Stanford, 1988; Harvey A. Economic Expansion in the Byzantine Empire 900-1200. Camb., 1989; Haldon J. Byzantium in the VIIth Cent. Camb., 1990; Stauridou-Zafraka A. Νίκαια και ῾´Ηπειρος τον 13α αιώνα. Thessal., 1990; Magdalino P. Tradition and Transformation in Medieval Byzantium. Camb., 1991; idem. The Empire of Manuel Comnenos. L., 1993; Кулаковский. История ВизантииCameron A. The Later Roman Empire, AD 284-430. Camb., 1993; idem. The Mediterranean World in Late Antiquity. L.; N. Y., 1993; Nicol D. M. The Last Centuries of Byzantium: 1261-1453. Camb., 19932; Радић Р. Време Jована V Палеолога: 1332-1391. Београд, 1993; Basso E. Genova: un impero sul mare. Cagliari, 1994; Angold M. Church and Society in Byzantium under the Comneni 1081-1261. Camb., 1995; Kafadar C.Between Two Worlds: The Construction of the Ottomans State. Berkeley, 1995; Lock P. The Franks in the Aegean, 1204-1500. L.; N. Y., 1995; Soulis G. Ch. The Serbs and Byzantium during the Reign of Tsar Stephen Dušan (1331-1355) and His Successors. Wash., 1995; New Constantines: the Rythm of Imperial Renewal in Byzantium. Brookfield, 1996; Καρπζηλος Α. Βυζαντινοὶ ἱστορικοὶ καὶ χρονοϒράφοι. Αθῆνα, ῾997; Prosopographie der mittelbyzantinischen Zeit. 1. Abt. (641-867). B., 1998-2001. 6 Bde; Рудаков А. П. Очерки визант. культуры по данным греч. агиографии. СПб., 19972; Успенский Ф. И. История Визант. империи. М., 1997. 3 т.; он же. Очерки по истории визант. образованности. М., 19982; Васильев А. А. История Визант. империи. СПб., 1998. 2 т.; Оболенский Д. Визант. содружество наций. Шесть визант. портретов. М., 1998; Визант. цивилизация в освещении рос. ученых. М., 1999. 2 т.; Любарский Я. Н. Визант. историки и писатели. СПб., 1999; Грабар А. Император в визант. искусстве. М., 2000; Карпов С. П. Латинская Романия. СПб., 2000; Бородин О. Р. Равеннский экзархат: Византийцы в Италии. СПб., 2001; Медведев И. П. Правовая культура Визант. империи. СПб., 2001; The Economic History of Byzantium: VIIth - XVth Cent. / Ed. A. Laiou. Wash., 2002; Le monde byzantin / Dir. C. Morrison. P., 2004. Карпов С.А. Трапезундская империя. СПб. 2006. Вальденберг В.Е. Государственное устройство Византии до VII в. Спб. 2007. Он же политическая мысль Византии. СПб 2007





©dereksiz.org 2016
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет