Восемь основных видений



бет1/20
Дата04.07.2016
өлшемі3.39 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

Глава 1 Восемь основных видений


Кеннет А. Стрэнд

С литературной точки зрения Книга Откровение пред­ставляет собой прекрасно построенное произведение, состоя­щее из множества тесно переплетенных между собой сюжет­ных линий. Эти сюжетные линии не просто отражают эстети­ческий вкус автора и его мастерство в построении текста, но также преследуют более широкую задачу, чем мнемониче­ский прием. В действительности, они проясняют различные теологические аспекты книги.

В более широком контексте весь Апокалипсис построен по хиастической модели, в которой пролог и эпилог связаны в неразрывную пару и в которой пророческие сцены, или ви­дения, также в свою очередь объединены в хиастическом или инверсионном порядке. Ранее уже неоднократно говорилось об общей хиастической структуре и ее значении, поэтому нет нужды останавливаться на этом вопросе сейчас1. Однако сле­дует отметить две особенности: 1) помимо пролога и эпилога в книге можно выделить восемь основных пророческих сю­жетов — четыре из них расположены до линии, разделяющей главы 14 и 15, и четыре — после; 2) видения, расположенные до линии, делящей хиастическую структуру пополам, в осно­ве своей содержат историческую направленность (относятся к христианской эпохе), а видения, расположенные за разде­ляющей хиазм линией, представляют эпоху эсхатологическо­го суда.

В отношении первого из представленных выше пунктов следует подчеркнуть, что в Откровении в действительности не семь, как предполагается различными исследователями2, а восемь основных пророческих сюжетов. В отношении второго следует выделить следующие особенности: со второго по четвертое видения каждый исторический отрезок завершается разделом, изображающим время эсхатологического суда; и в последующих видениях, по сути своей представляющих более широкую картину эсхатологически-судной эпохи, можно выделить отрезок, относящийся к исторической эпохе. Эти отрезки выполняют роль авторского пояснения, обу­словленного его собственным пониманием истории, а также роль увещевания и призыва (имеющего силу лишь до наступ­ления эсхатологического суда). Эти особенности, касающие­ся «исключений» в общей картине или в отдельных видени­ях, расположенных на каждой стороне хиазма, не следует, од­нако, воспринимать как «побочную» информацию.

Эти «исключения» составляют важную часть своих от­рывков, занимая в них надлежащее место и освещая кон­текст, в котором их следует понимать. Более того, они пред­ставляют собой самостоятельные элементы, что касается ха­рактера, местоположения и цели, находящиеся внутри своих видений.

Для удобства в схеме 1 приведена полная хиастическая структура Книги Откровение с прологом, эпилогом и восемью видениями, а также обозначены текстуальные границы и основные темы каждого из видений. Как в данной схеме, так и во всей статье в целом термин «видения» относится к этим восьми законченным пророческим сюжетам, но не к индиви­дуальным видениям меньшего масштаба. Для обозначения этих видений в дальнейшем будут использованы римские цифры.

Данное исследование преследует две основные цели, и потому материал, относящийся к каждой из них, будет изло­жен в отдельных статьях. Представленная здесь статья явля­ется первой из них и содержит краткий анализ некоторых па­раллельных структур в восьми основных видениях Книги От­кровение. Вторая статья3 будет более сконцентрирована на тех текстовых блоках, которые предваряют эти восемь виде­ний и которые можно определить как «вводные триумфаль­ные сцены», поскольку они создают для каждого из видений фон, наглядно изображающий Божью заботу о Своем народе и дающий святым, или «верным», Христовым слугам уверенность в конечной победе. Для ясности в настоящей статье бу­дут использованы римские цифры для обозначения восьми видений так же, как и в схеме 1. Каждое же из видений состо­ит из двух или четырех основных секций, или текстовых бло­ков, для обозначения которых будут использованы пропис­ные буквы (А, В и т. д.).

1. Анализ сюжетов восьми видений


Первое и последнее видения Апокалипсиса (I и VIII) со­держат как «вводную триумфальную сцену» (А), так и после­дующий за ней основной текстовый блок (В), который можно назвать «основным пророческим описанием». Каждое из остальных шести видений (II—VII) состоит из тех же двух бло­ков и еще двух (С и В), последующих за ними.

В данном исследовании третий текстовый блок в каждом из видений (II — VII) носит название «интерлюдии» (проме­жуточного эпизода). Термин «интерлюдия» обычно исполь­зуется при экзегезе определенных разделов в видениях II, III и IV, но он также уместен и для обозначения соответствую­щих (но более кратких) разделов в видениях V, VI и VII. Сле­дует, однако, отметить, что, хотя зачастую термин «интерлю­дия» предполагает наличие интервала, или пропуска, в ос­новном повествовании, в видениях II—VII третий блок вы­полняет роль усиления непосредственно предшествующего ему текста4. Четвертый блок может быть назван «эсхатологи­ческой кульминацией». В определенном смысле как этот блок, так и предшествующая ему «интерлюдия» фактически представляют собой продолжение «основного пророческого описания», начатого во втором блоке.

Хотя позднее в нашей статье возникнет необходимость дальнейшего уточнения некоторых основных положений данного анализа, на данный момент мы можем сделать обоб­щение в виде схемы 2.

2. Краткое изложение содержания видений


На данном этапе было бы полезно сделать общий обзор содержания каждого из восьми видений. Приведенное здесь краткое их изложение соответствует общим структурным ли­ниям, обозначенным выше. Однако следует подчеркнуть, что это действительно краткое изложение. Более же подробную информацию читатель может получить, обратившись к тек­стам, которые указаны для каждого из видений.

Исторические видения


Видение I, 1:106—3:22

Блок А, вводная триумфальная сцена, 1:10б—20. Хри­стос является Иоанну на острове Патмос в образе Вечносущего и Всемогущего Бога, ходящего среди семи золотых све­тильников, которые символизируют семь церквей.

Блок В, основное пророческое описание, главы 2 и 3. Христос обращается к отдельным церквам со словами хвалы, обличения, предостережения и увещевания в зависимости от того, что необходимо в их конкретной, отличающейся от дру­гих ситуации.

Видение 11,4:1 —8:1

Блок А, вводная триумфальная сцена, главы 4 и 5. Ио­анн видит стоящий на небесах престол, стеклянное море и семь светильников огненных, горящих перед престолом. Он также видит четыре живых существа и двадцать четыре стар­ца, окружающих престол. В исполненной драматизма сцене провозглашается, что только Агнец закланный достоин взять запечатанную семью печатями книгу из рук Восседающего на престоле, снять печати и раскрыть ее. Затем Агнец берет книгу, при этом четыре живых существа, двадцать четыре старца и вся Вселенная возносят Ему хвалу.

Блок В, основное пророческое описание, глава 6. Сня­ты первые шесть печатей, в результате чего появляются че­тыре всадника. Души под жертвенником вопиют: «Доколе», пока не наступит время суда и возмездия; на земле и на небе­сах даны знамения грядущего суда.

Блок С, интерлюдия, глава 7. Ход событий «прерывает­ся», чтобы обратить внимание читателя на запечатление 144000 в конце времени.

Блок D эсхатологическая кульминация, 8:1. После снятия седьмой печати «сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса».

Видение III, 8:2— 11:18

Блок А, вводная триумфальная сцена, 8:2—6. Появляют­ся семь ангелов с трубами, еще один ангел подходит к золотому жертвеннику, вознося фимиам вместе с молитвами святых к Богу. Далее ангел наполняет кадильницу огнем с жертвенника и повергает ее на землю, в результате чего происходят знамения суда в виде голосов, громов, молний и землетрясений.

Блок В, основное пророческое описание, 8:7—9:21.

Трубят первые шесть труб, высвобождая разрушительные силы, которые образно представлены падающим на землю градом, огромной пылающей горой, низвергнутой в море, и т. д. Первые пять труб вызывают ассоциации с язвами, обру­шившимися на древний Египет, описание же шестой трубы, где говорится о «великой реке Евфрат» (9:14), изменяет фон, пробуждая в памяти воспоминания о Вавилоне5.

Блок С, интерлюдия, 10:1 — 11:13. Ангел, держащий раскрытый свиток, возвещает (10:6), что «времени уже не бу­дет» или, согласно другому варианту перевода, «задержки более уже не будет» (RSV)6. Иоанну велено съесть книгу. Он выполняет повеление, обнаруживая, что она сладка на вкус, но горька во чреве. Затем пророку дано повеление измерить храм, жертвенник и поклоняющихся в нем (как уже было от­мечено в других работах, это прямая аллюзия на ритуал Дня искупления в древнееврейском культе)7. Далее описывается свидетельство и служение двух свидетелей.

Блок D, эсхатологическая кульминация, 11:14—18.

Звучит седьмая труба. Затем следует провозглашение о том, что «царство мира соделалось царством Господа нашего и Христа Его». Звучит гимн восхваления, в котором говорится, что настало время судить умерших, воздать награду святым и уничтожить «губивших землю».

Видение IV, 11:19—14:20

Блок А, вводная триумфальная сцена, 11:19. «Отвер­зся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его». Затем «произошли молнии, и голоса, и громы, и землетрясение, и великий град».

Блок В, основное пророческое описание, главы 12 и 13. Дракон, зверь, подобный барсу, и вышедший из земли зверь с двумя рогами преследуют народ Божий.

Блок С, интерлюдия, 14:1—13. Иоанн видит: (1) Агнца и 144000 святых, одержавших победу и стоящих на горе Сион; (2) трех ангелов, летящих посреди неба и провозгла­шающих весть предостережения.

Блок В, эсхатологическая кульминация, 14:14—20. На земле пожинаются две жатвы урожая: 1) жатва зерна и 2) жатва винограда, брошенного в великое точило гнева Божьего.


Эсхатологически-судные видения


Видение V, 15:1—16:17

Блок А, вводная триумфальная сцена, 15:1 — 16:1.

Иоанну было показано, что святые, одержавшие победу, сто­ят на стеклянном море и поют песнь Моисея и Агнца. После этого «отверзся храм скинии свидетельства на небе», из него вышли семь ангелов и получили семь чаш, «наполненных гневом Бога». Храм наполнился дымом, так что никто не был в состоянии войти в него до тех пор, пока не окончатся семь язв. Наконец, ангелам дано повеление идти и вылить семь чаш на землю.

Блок В, основное пророческое описание, 16:2—14.

Первые шесть чаш гнева выливаются, оказывая разруши­тельное действие на сушу, море, реки, источники вод и т. д. (И вновь, как в сцене с семью трубами, в сцене с первыми пя­тью чашами мы видим вначале аллюзию на язвы, обрушив­шиеся на древний Египет, а затем действие перемещается в Вавилон, поскольку шестая чаша выливается в «великую реку Евфрат» в 16:12).

Блок С, интерлюдия, 16:15. В описание шестой чаши — высыхание реки Евфрат и появление бесовских духов, кото­рые обольщают царей земных и ведут их «на брань в оный ве­ликий день Бога Вседержителя» (16:12—14), — включена (ст. 15) удивительная заповедь блаженства: «Се, иду (Хри­стос) как тать: блажен бодрствующий». Далее следует допол­нительная информация о том, что место битвы носит назва­ние «Армагеддон» (ст. 16).

Поскольку мы уже перешли к тому разделу Открове­ния, где видения относятся не к исторической эпохе, но к эсхатологическому суду, должен появиться новый вид «интерлюдии», что мы и наблюдаем в данном случае. Пре­дыдущие интерлюдии представляли собой своего рода подробные описания событий или обстоятельств на фи­нальном отрезке исторической эпохи. Интерлюдии же в видениях V — VII более четко очерчены и носят характер наставлений.

Вполне логичен вопрос: «Зачем здесь такие интерлю­дии?» Относительно данной конкретной интерлюдии в Откр. 16:15 очень тонко заметил Пол Минеар (Minear): «Эта фраза раскрывает, в какой страшной опасности пребывает не подозревающий ни о чём христианин. На вопрос Р. Г. Чарльза (Charles): „Как возможно было проспать про­исходившие вселенские катаклизмы?" напрашивается от­вет: „Именно в этом-то и дело". По мнению Иоанна, хри­стиане спали, не потревоженные ни грохотом, ни надвигаю­щейся бедой. Они не осознавали, что происходящее может поставить под угрозу их достояние, оставив их нагими и без­защитными. Спать — значит не осознавать насущные нуж­ды времени. (Сравните с учениками в Гефсимании — Мк. 14:26—42). Предостережение обращено к часовым, забыв­шим о том, что идет война»8.

Блок В, эсхатологическая кульминация, 16:17. Изли­вается седьмая чаша гнева, и от престола в храме слышится торжественный возглас: «Совершилось!»

Видение VI, 16:18—18:24

Блок А, вводная триумфальная сцена, 16:18 — 17:3а.

Происходят традиционные знамения суда (голоса, громы, молнии, землетрясения и град). «Вавилон великий воспомянут пред Богом», дабы предстать на суде. Затем Иоанн уведен в пустыню, чтобы увидеть суд над Вавилоном.

Блок В, основное пророческое описание, 17:3в —18:3. Первые стихи главы 17 (ст. Зв—8) содержат описание Вави­лона в виде блудницы, восседающей на багряном звере с се­мью головами и десятью рогами. За этой описательной сце­ной следует подробное объяснение (ст. 9—18), достигающее своей кульминации в сцене уничтожения блудницы десятью рогами зверя (ст. 16,17) и в отождествлении этой блудницы с великим городом, правящим над земными царями (ст. 18). В первых трех стихах главы 18 перечисляются различные ас­пекты отступничества Вавилона, что готовит почву для зву­чащего в интерлюдии призыва и последующего за ним описа­ния уничтожения Вавилона.

Блок С, интерлюдия, 18:4—8, 20. Перед описанием ог­ненного уничтожения Вавилона звучит обращенный к наро­ду Божьему призыв «выйти» из Вавилона, от великой блуд­ницы, чтобы не участвовать в ее грехах и не подвергнуться язвам ее. Тут же повторяется более подробно Божье повеле­ние о суде над Вавилоном.

Поскольку в хиастической структуре главы 18 стих 20 со­ответствует стихам 4—89, обе эти «интерлюдии» внутри данного хиазма также, по-видимому, следует воспринимать как одну общую «интерлюдию» для всей сцены, разворачиваю­щейся в 17:3в — 18:24. Стих 20 призывает к ликованию, так как Бог вынес Вавилону тот же приговор, который он сам ра­нее вынес народу Божьему10.

Блок В, эсхатологическая кульминация, 18:9—19, 21—24. Центральная часть главы 18 (ст. 9—19) посредством погребальной песни, состоящей из трех частей, изображает полное опустошение Вавилона огнем. Финальная же часть главы (ст. 21—24) подчеркивает обреченность Вавилона и его абсолютное разорение после суда Божьего.

Видение VII, 19:1—21:4

Блок А, вводная триумфальная сцена, 19:1—10. Сцена на небесах параллельна сцене, изображенной в главе 4. Зву­чат гимны хвалы Богу за Его суд над великой блудницей Ва­вилоном и отмщение народа Божьего. Далее говорится о том, что невеста Агнца приготовлена; провозглашается благосло­вение на тех, кто «приглашен на брачную вечерю Агнца». (Следует заметить, что, хотя обстановка небесного храма, в которой развиваются события глав 4,5 и главы 19, сохраняет­ся, все же есть различие в разворачивающихся на ее фоне действиях и перспективе. Это очевидно из содержания хва­лебных гимнов в этих двух видениях. Первое видение, несо­мненно, обращено к исторической эпохе, а второе —- к эпохе эсхатологического суда).

Блок В, основное пророческое описание, 19:11—20:5. Величественно изображается Второе пришествие Христа и его последствия. В перечислении разрушительных последст­вий упоминается вечеря Божья, приготовленная для птиц в виде трупов врагов Божьих (19:17, 18), участь зверя и лжепророка в огненном озере (19:19, 20) и заточение сатаны, вверженного в «бездну» на тысячу лет (20:1—3). Из позитив­ных последствий описывается первое воскресение, при кото­ром восстают умершие святые. Воскреснув, они живут и пра­вят вместе со Христом тысячу лет (20:4, 5).

Блок С, интерлюдия, 20:6. «Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти...»

Блок D, эсхатологическая кульминация, 20:7—21:4. Излагаются кульминационные события, происходящие в кон­це Тысячелетия. Среди негативных событий — освобождение сатаны, возобновление его обольщения, тщетная попытка его нечестивого войска захватить «стан святых» и окончательная гибель этого войска в огне. Позитивные же события показаны Иоанну в видении «нового неба и новой земли», святого горо­да Нового Иерусалима, спускающегося с небес на землю, и Са­мого Бога, обитающего со Своим народом.

Видение VIII, 21:5-22:5

Блок А, вводная триумфальная сцена, 21:5—На. Про­возглашается, что победившие со Христом наследуют все. Иоанн видит, как с небес на землю спускается святой город Новый Иерусалим. (Заметим, что финальная часть предыду­щего видения уже изображала ситуацию на земле после того, как спустился Новый Иерусалим, 21:1—4).

Блок В, основное пророческое описание, 21:11в—22:5. Подробно описывается святой город Новый Иерусалим.


3. Дальнейший анализ текстовых блоков А, В, C,D


Обрисовав общую картину, мы можем теперь сделать дальнейшие выводы относительно природы соответствую­щих разделов (А, В, С, D) в восьми видениях. Кроме того, можно предложить дополнительные комментарии по поводу названий этих блоков, помимо тех, которые уже были сдела­ны в предыдущих разделах этой статьи и в схеме 2.

Обращаясь к «вводной триумфальной сцене» каждого из восьми видений, мы обнаруживаем, что в ней обязательно присутствует описание храмовой обстановки или своего рода храмовая символика11. Следовательно, наше заглавие «вводная триумфальная сцена» (блок А) теперь можно дополнить словами «в храмовой обстановке».

Что касается блоков со второго по четвертый (текстовых блоков В, С и D), следует отметить различие в перспективе меж­ду видениями, находящимися по разные стороны хиазма (I—IV и V—VEI). В первой группе «основное пророческое описание» развивается в рамках исторической арены. Во второй же группе основное повествование в блоках В относится к эсхатологиче­скому, или последнему, суду. Поэтому для видений I—IV назва­ние «основное пророческое описание» следует дополнить харак­теристикой «относящееся к истории»; а для видений V—VIII — характеристикой «относящееся к финальному суду».

Что касается «интерлюдии»—третьего текстового блока (С) в видениях II— IV, то ее также можно дополнить словами «концентрирующая внимание на последних событиях» (под­разумеваются события, предшествующие Второму пришест­вию Христа), поскольку в каждом случае «интерлюдия» акцентрирует внимание на временном периоде непосредствен­но перед эсхатологической кульминацией. Для видений V - VII вполне уместно дополнить это название словами

«увещевание или призыв», поскольку устрашающее описа­ние сцен последнего суда «прерывается» короткими тексто­выми блоками, в которых содержится ободрение для верных и призыв к покаянию. (В двух таких случаях интерлюдия, как мы уже видели, облечена в форму заповеди блаженства - 16:15 и 20:4).

Все разделы под названием «эсхатологическая кульмина­ция» (блоки D) относятся, как уже отмечалось ранее, к фи­нальному эсхатологическому исполнению. Хотя стоит заме­тить, что заключительные блоки видений II—IV относятся к исторической эпохе, в то время как в видениях V—VII эти же блоки относятся уже к финальной, или заключительной, час­ти того эсхатологически-судного раздела, который берет свое начало в предыдущих отрывках этих видений. Поэтому блок D для видений может быть назван «эсхатологическая кульминация, относящаяся к истории». Блок D для видений можно назвать «эсхатологическая кульминация: судный фи­нал». Схема 3 отражает все упомянутые выше уточнения к схеме 2. В нее также включены мои рекомендации относи­тельно границ текстовых блоков, о чем идет речь во второй части настоящей статьи.



Заключение


В настоящей статье мы выявили, что Книга Откровение имеет прекрасно очерченную и уравновешенную литератур­ную структуру. Эта структура не только служит эстетиче­ским целям, но и играет важную роль в понимании богослов­ской вести книги. Богословие книги имеет различные аспек­ты, но в этой статье мы отметим лишь один важный богослов­ский момент: широкая хиастическая структура выделяет две основные темы, проходящие сквозь всю книгу: 1) Христос есть Альфа и Омега, 2) Он вернется в конце времени, чтобы воздать каждому по его делам (см. Откр. 1:7, 8; 22:12, 13). Иными словами, Он не изменяется и заслуживает доверия. Он непрестанно поддерживает Своих верных на протяжении всей истории, несмотря на враждебное отношение к ним со стороны людей (ср. Откр. 1:17, 18; Мф. 28:20в; Ин. 16:33; Евр. 12:2а; 13:18). Он лично придет, предвозвещая грядущее уничтожение «губивших землю», в результате чего Его вер­ные последователи унаследуют «новую землю» и данные Им обетования исполнятся (см. Откр. 11:15—18; 21:1—4, 7, 22—27; 22:1—5)1. Четыре пророческих раздела, составляю­щие первую половину хиазма, обращены прежде всего к пер­вой теме, а четыре видения, относящиеся ко второй полови­не, обращены в основном ко второй теме.

В заключение можно кратко упомянуть еще один пункт: примечательно, что во вступительных сценах восьми виде­ний храмовая символика в видении I напоминает земную об­становку (светильники, олицетворяющие земные церкви), в видениях же II—VII перед нами небесная реалия (что очевид­но либо (а) из прямой ссылки на «храм небесный», либо (б) из общего контекста, указывающего на небесную обстановку)12. И наконец, в видении VIII мы вновь возвращаемся на землю (Бог в скинии со Своим народом, на «новой земле», в «Новом Иерусалиме»; ср. 21:3,22). Это удивительный феномен, бого­словская значимость которого и взаимосвязь с новозаветной теологией в целом будут рассмотрены нами позже.

Интересно отметить, что отдельные пункты обетования, данного «по­беждающим» семи Церквей (2:76,116,26—28 и 3:5,12,21) в большин­стве своем вновь перечисляются в 21:5—22 как уже исполнившиеся (напр., 21:27; 22:2, 4). Более того, общая ссылка на них содержится в утверждении: «Побеждающий наследует все» (21:7).




Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


©dereksiz.org 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет