Возрождение армянской общины Крыма: достижения и проблемы



бет1/6
Дата28.06.2016
өлшемі201.5 Kb.
#163609
  1   2   3   4   5   6

Возрождение армянской общины Крыма: достижения и проблемы
(к 15-летию образования Крымского армянского общества)


В.Е. Григорьянц,
кандидат исторических наук, директор НИЦ Крымоведения

Армянский народ переживает сейчас особую, критическую фазу своего развития. Армянская диаспора, насчитывающая уже более двух третей всей нации, продолжает увеличиваться. В условиях иноэтнического окружения она неизбежно вовлекается в процессы этнической трансформации: подвергается языковой и культурной ассимиляции, утрачивает национальное самосознание. Если этому процессу не препятствовать, конечным результатом его будет "этническая смерть" - полное растворение в "плавильных котлах" других этносов.

Единственным средством противодействия этой тенденции является этническая консолидация - способность этнической группы объединяться в рамках единой общины, сохранять свой национальный облик, быт, традиции и нравы, свой родной язык, веру, историю и культуру. При этом наличие благоприятных политико-правовых и социально-экономических условий жизнедеятельности (т.е. лояльное отношение со стороны принимающего государства и высокая степень социокультурной инкорпорации) вовсе не обеспечивают автоматического сохранения национальной группы. Это происходит только там, где диаспора пассионарна, где она способна преодолеть разрушающий ее изнутри эгоцентризм и подчинить его общенациональной идее. Сцементированная в жизнеспособные национальные общины, такая диаспора становится не только своеобразным гарантом сохранения нации в условиях иноэтнического окружения, но и частью мирового армянства, активно участвующего в судьбах своей исторической родины. Деятельность армянских общин России, США, Франции, Ирана, Ливана, Сирии, Аргентины, Австралии, Бразилии, Болгарии, Греции, Великобритании и многих других стран мира наглядно свидетельствует об этом.

Перед армянской общиной Крыма эта проблема стоит особенно остро. Крым - первая и самая древняя земля армянской колонизации. Еще в раннем средневековье крымские армяне играли выдающуюся роль в развитии дружественных связей армянского народа с народами Польши, России, Украины - славянским миром в целом. Во времена генуэзцев, Крымского ханства и даже после взятия Кафы турками (1475) армяне оставались многочисленной и влиятельной в экономическом и культурном отношении этнической группой населения полуострова. С древнейших времен тесно связанные с Западом и Востоком, они и в Крыму на протяжении столетий играли роль своеобразных посредников в цивилизационных контактах между Европой и "тюрко-кипчакским" миром, Россией и Османской Турцией. Крымские армяне, "выведенные" в 1778 г. по указу Екатерины II на пустующие земли Приазовья, сыграли выдающуюся роль в закреплении позиций России на северных подступах к Кавказу, а та часть из них, которая вернулась, - в утверждении российских социокультурных стандартов в Крыму. И после установления советской власти крымские армяне были одним из наиболее толерантных национальных меньшинств, сохраняли одинаково добрые отношения с русскими, украинцами, крымскими татарами, греками, немцами, болгарами, евреями и другими этническими группами населения. Но в 1944 г. многовековая история армянской общины Крыма была насильственно прервана депортацией [1].

Согласно постановлению ГКО за № 5984 СС от 2 июня 1944 г., в ходе "второго спецпереселения" вслед за крымскими татарами были депортированы из Крыма армяне, греки и болгары. Принудительному переселению подверглись все лица указанных национальностей, независимо от пола, возраста и заслуг перед советской властью, - бывшие подпольщики и партизаны, инвалиды войны и ветераны труда, члены ВКП(б) и комсомольцы, семьи красноармейцев, погибших на фронте или продолжавших воевать в действующей армии, старики, женщины, дети. Несмотря на малочисленность (менее 10 тыс. чел.), крымские армяне были разбросаны по спецпоселениям Казахстана, Башкирии, Пермской, Свердловской и Кемеровской областей, оказавшись в непривычных географических условиях, среди враждебно настроенного иноэтнического окружения. Несправедливо репрессированные, униженные, оторванные от родных очагов, лишенные всякого имущества, крымские армяне в течение 12 лет были вынуждены терпеть издевательский режим спецкомендатур, утрачивая остатки этнического самосознания и самобытной культуры. Только в марте 1956 г. Указом ВС СССР были освобождены от режима спецпоселений (но без права вернуться на родину - в Крым) армяне, болгары и греки, а спустя два года - и крымские татары. Появилась надежда на возвращение, и наиболее упорные из бывших спецпереселенцев стали нелегально перебираться в Крым, другие - в Краснодарский и Ставропольский края, поближе к родине. Впрочем, это были отдельные, очень редкие случаи, основная же масса крымских армян оставалась в районах бывших спецпоселений. В последующие годы некоторая часть их перебралась в другие районы СССР, на Кавказ и в Среднюю Азию. Казалось, судьба подвела роковую черту под многовековой историей таврических армян, обрекая этот субэтнос на окончательную ассимиляцию и исчезновение.

Первичная этническая консолидация


К 1989 г. в Крыму было около 2,8 тыс. армян, из которых депортированные в годы Второй мировой войны крымские армяне и их потомки составляли мизерную часть. Начало организованного возвращения на родину крымских армян было тесно связано с процессом этнической консолидации этой небольшой армянской общины, ее стремлением к возрождению национальной жизни. С другой стороны, возросшая в условиях начавшегося процесса демократических преобразований общественно-политическая значимость вопроса о репатриации депортированных из Крыма в 1941-1944 гг. этнических групп определила характер и специфические особенности процесса консолидации местной армянской общины.

2 апреля 1989 г. в Симферополе усилиями местных армян, при активном участии властей и общественности Армении, Украины и Крыма, было образовано Крымское армянское общество культуры "Луйс" ("Свет"), ставшее основой организации местной армянской общины. Активное участие в организации общины приняли А.Данелян, В.Шевьев, А.Аматуни, Ф.Мардоян, В.Саргсян, П.Тыглиянц, П.Казанчянц, Р.Макинян, А.Шолян, Ш.Хубларян, Г.Казарян, Б.Балаян и многие другие известные в Крыму армяне.

Психологическим толчком к этнической консолидации стала патриотическая волна, охватившая в этот период практически все армянское население СССР в связи с трагическими последствиями землетрясения в Армении, акцией геноцида против армян в Сумгаите и борьбой Нагорного Карабаха за самоопределение. Стремление оказать помощь армянам, пострадавшим от землетрясения 1988 г., и армянским беженцам из Азербайджана сыграло роль фактора этнической мобилизации. В интервью газете "Арач" в июне 1990 г. А.С. Данелян подчеркивал, что после землетрясения "решением правительства более 6 тыс. армян из зоны бедствия были перевезены в Крым. Их содержание взяло на себя Крымское армянское общество. Было собрано 30 тыс. рублей. Это положило начало созданию общины... Это была первая национальная организация в Крыму, и по нашему примеру были затем образованы общества караимов, крымчаков, татар, украинцев и других народов" [2]. Вслед за армянами создали свои национальные общества также греки, болгары, немцы, евреи и другие этнические группы Крыма.

Возникновение этого первого в Крыму национально-культурного образования было невозможно без соответствующей политико-административной и финансовой поддержки. В работе учредительного собрания участвовали заведующий идеологическим отделом ЦК компартии Армении Г. Асатрян, заведующий сектором Крымского обкома компартии Украины А. Форманчук, председатель Правления Армянского фонда культуры - депутат ВС СССР В. Петросян, председатель Правления Крымского областного отделения Украинского фонда культуры Ю. Богатиков, председатели Правлений обществ культуры Москвы, Ленинграда, Ростова, Львова, Куйбышева, Новороссийска, Армении, Прибалтийских республик, деятели науки и культуры, а также представители от армян, пострадавших во время землетрясения в Армении и эвакуированных в г. Евпаторию. Учредительное собрание, проходившее под председательством Ю.И. Богатикова, утвердило Устав общества, избрало состав Правления и его председателя, которым стал Анушаван Суренович Данелян (ныне премьер-министр Нагорно-Карабахской Республики). В августе 1989 г. в Крыму состоялась встреча председателя КрАОК "Луйс" А.С. Данеляна с первым секретарем ЦК компартии Армении С.Г. Арутюняном, который заверил, что министерства, ведомства и общественные организации Армении окажут всяческое содействие деятельности крымского армянского общества [3].

Новообразованное армянское общество развернуло весьма активную деятельность. Уже в августе 1989 г. Правление общества разработало смету на проведение 21-25 октября в Крыму "Дней А. Спендиарова", утвердило Устав объединения производственных и творческих организаций "Крым" (генеральный директор Ф.Мардоян), которому была выделена ссуда в 15 тыс. рублей. Были приняты решения о реставрации староармянского кладбища в Симферополе, о выделении обществу караимов помощи в 1 тыс. рублей. В декабре того же года Правление общества подвело итоги проведения "Дней Спендиарова" в Крыму, утвердило Устав научно-производственного объединения "Сурб-Хач" (директор В. Арутюнян) с уставным фондом 10 тыс. рублей [4].

В январе 1990 г. в центре внимания руководства Правления армянского общества "Луйс" был вопрос "о мерах по оказанию помощи беженцам из г. Баку и из других районов Азербайджана". Общество обратилось к предприятиям, организациям и кооперативам с просьбой перечислить на счет КрАОК "Луйс" средства для оказания помощи беженцам. Была создана специальная Комиссия для организации выдачи беженцам материальной помощи, трудоустройства и подыскания жилья. Каждому беженцу, независимо от национальности, обратившемуся за помощью в армянское общество, выдавалось по 100 рублей. В феврале-марте 1990 г. Правлением общества были приняты решения: о выделении 28 тыс. рублей на командировку А.С. Данеляна для совместной с Министерством культуры Армении организации экспозиции выставки средневековой крымской армянской миниатюры в Париже, о выделении новообразованному научно-производственному объединению "Кристалл" (директор О. Русецкий) ссуды в 15 тыс. рублей, о сборе средств для проведения в Крыму 23-29 июля "Дней И.К. Айвазовского", о сборе средств на изготовление и установку хачкара ("крест-камень") - памятника жертвам геноцида 1915 г. на староармянском кладбище в Симферополе. Несколько позднее Правлением КрАОК "Луйс" были приняты решения о создании малых предприятий "Двин" (директор В. Акопджанян), "Гиппиатор" (директор Р. Макинян), "Атлант" (директор С. Ян) [5].

В мае-июне 1990 г. крымская пресса сообщала о том, что благодаря усилиям местного армянского общества в Крыму с успехом прошли "Дни Спендиарова", возобновлено основанное еще в прошлом веке Габриелом Айвазовским издание "Голубь Масиса" [6], первый номер которого на русском и армянском языках вышел в апреле 1990 г., созданы и действуют "воскресные школы, в которых опытные педагоги обучают армянскому языку, литературе и истории, знакомят слушателей с древней и современной историей Армении". В другой информации сообщалось о создании армянской общины в Феодосии, о планах по реставрации памятников армянской церковной архитектуры, о митинге местных армян в память жертв геноцида 1915 г. на староармянском кладбище в Симферополе, в котором приняли участие и представители крымского отделения РУХа, крымчакского, караимского, еврейского, грузинского культурно-просветительских обществ. В конце июня 1990 г. газета "Крымский комсомолец" сообщила о выставке произведений армянской культуры в Париже, часть программы которой была организована крымским армянским обществом культуры "Луйс" совместно с министерствами культуры Армении и Франции. "Миниатюры и рукописи, - сообщала газета "Голубь Масиса" об экспонатах выставки в Париже, - создавались в Сурхате (ныне Старый Крым), монастыре Сурб-Хач, Каффе (ныне Феодосия) и других местах компактного проживания армян в Крыму". На второй день после открытия выставки крупную статью об этом событии поместила французская "Монд". В июле 1990 г. местные газеты широко освещали проведение в Крыму "Дней Айвазовского", высоко оценивая роль крымской армянской общины и правительства Армении в финансировании и организации мероприятия. Отмечалась помощь со стороны местных органов власти и учреждений культуры. Участники организованного Крымской армянской общиной первого в мире международного симпозиума маринистов имени И.К. Айвазовского - 25 известных художников из национальных республик СССР, США, Франции, Великобритании, Греции, Ирана и других стран - передали в дар крымским армянам более 30 созданных ими в Крыму живописных полотен. Широко освещались эти события и в Армении [7].

Надо отметить, что стремление армян к возрождению национальной культуры не всегда встречало должное понимание и поддержку местных властей. Так, попытки организации дома-музея композитора А. Спендиарова "уперлись, - по словам А. Данеляна, - в железобетонный бюрократический забор, возведенный вокруг этой проблемы Ялтинским горсоветом". В мае 1990 г. в опубликованной армянской газетой заметке "Сурб-Хач на краю пропасти" говорилось о препятствиях, чинимых местным райисполкомом реставрации этого памятника средневековой армянской архитектуры, находящегося под охраной государства. "Руководители Кировского района, и в первую очередь председатель тов. Гордеев, - отмечалось в публикации, - занимают великодержавно-шовинистическую позицию, ... ставят перед нами всевозможные бюрократические рогатки, лишь бы не дать армянам взяться за реставрацию Сурб-Хача". Препятствовали местные власти и передаче Крымскому армянскому обществу церкви Святой Репсиме в Ялте - этого "чуда армянской церковной архитектуры" [8].

В первые годы своего существования армянская община Крыма получала существенную организационную и финансовую поддержку из Армении. Большую помощь в этом деле оказал заместитель председателя Комитета по связям с соотечественниками за рубежом (Комитет "Спюрк") Дживан Мовсесян. С 1989 г. Оржоникидзевский район Еревана взял шефство над крымской армянской общиной, финансовую помощь оказывали предприятия "Айтрансшин трест", "Анаит", "Эребуни", Нубарашенское трикотажное производственное объединение, кооперативы "Норарар" и "Кайцак". Значительные средства перечислили в адрес Крымского армянского общества кооперативы Оржоникидзевского района г. Еревана "НГМД", "Стройматериал", "Электромонтаж", "Иглиз" и "Аррпи". В мае 1990 г. газета "Голубь Масиса" сообщала о секретаре ЦК КЛСМ Армении Гургене Акопяне, который организовал помощь различных предприятий республики Крымскому армянскому обществу в размере 90 тысяч рублей, помог получить из Армении литературу, необходимую для открытия воскресной школы и библиотеки, привести в порядок армянское кладбище в Симферополе, начать реконструкцию монастыря Сурб-Хач, основать национальное армянское село. В июле 1990 г. руководство КрАОК "Луйс" публично выражало благодарность кооперативам "Вардананк" и "Ларвар-90", а также пищеторгу №3 Оржоникидзевского района г. Еревана за оказанную ими финансовую поддержку. Газета "Голубь Масиса" первоначально печаталась в Ереване в количестве 10 тыс. экз., причем 5 тысяч экземпляров распространялись в Армении, а другие 5 тысяч - в Крыму. Средства поступали и от крымских филиалов предприятий легкой промышленности Армении (производство обуви, трикотажа и т.п.), специально созданных с этой целью. В упомянутом выше интервью А. Данелян сообщал о принятии закона, по которому общины, живущие вне пределов своей нации, получают право иметь собственный финансовый счет, часть налога с их предприятий поступает в пользу общины, и на эти средства проводится культурная и реставрационная работа. О масштабах этой работы и размерах финансовых затрат свидетельствует такой факт: только на восстановление староармянского кладбища в Симферополе было затрачено свыше 100 тыс. рублей. Фактически из земли были вынуты более 250 мемориальных памятников. Некоторые из них сделаны из итальянского мрамора (скульптуры, хачкары), имеют высокую художественную ценность. В результате практически заброшенное кладбище в центре Симферополя превратилось в городскую достопримечательность [9].

В ноябре 1990 г. на очередном заседании КрАОК "Луйс" по предложению А.С. Данеляна был упразднен Президиум Правления и должности трех заместителей председателя Правления КрАОК, а исполнительно-распорядительные функции между заседаниями Правления и осуществление оперативного руководства деятельностью общества возложены на аппарат, который возглавил вновь избранный первый заместитель председателя КрАОК "Луйс" В.В. Саргсян. Для сохранения коллективного начала в управлении делами общины при председателе КрАОК образован Председательский Совет в составе членов: Агаджанова С.А., Барсегяна Г.А., Карагуляна В.В., Султанянца Ф.К., Туманянца Н.М., Шахназарова А.Б., Спендиаровой М.Г. [10].

20 июня 1991 г. 1-й съезд армянской общины Крыма в составе 283 делегатов, учитывая существенное расширение круга вопросов, которыми пришлось заниматься руководству общины (обеспечение жильем и работой беженцев, проблема ранее депортированных армян и др.), принял решение о преобразовании КрАОК "Луйс" в Крымское армянское общество (КАО). Был принят Устав и переизбрано руководство КАО в составе: председатель КАО - Данелян А.С., зам. председателя КАО - Саргсян В.В., председатель Ревизионной комиссии - Казарян Г.Е., члены - Хубларян Ш.Г., Акопджанян В.Б. В состав нового Правления КАО вошли: Данелян А.С., Саргсян В.В., Барсегян Г.А., Григорян А.А., Григорян Н.М., Ерканян П.А., Казарян Г.Е., Макинян Р.Е., Мардоян Ф.А., Саргсян А.В., Саркисян А.Ш., Саакян З.А., Торосян Е.С., Тыглиянц П.К., Хубларян Ш.Г., Шолян А.А., Ян С.З. [11].

К лету 1991 г. региональные отделения армянского общества действовали в Евпатории, Феодосии и Старом Крыму, готовились к открытию отделения в Керчи, Алуште, Бахчисарае. В Симферополе, Ялте и Севастополе были созданы армянские воскресные школы, велась работа по реставрации церквей в Феодосии. Намечено издание сборников: "Крымская армянская миниатюра", "Крымские армянские памятники истории, архитектуры и культуры", "Выдающиеся деятели крымской армянской общины", а также переиздание уникального труда Кучук-Иоаннесова "Крымские армянские надписи". Во время проведения выставки средневековой армянской миниатюры и рукописей в Париже было получено согласие ЮНЕСКО на объявление 1992 г. - 175-й годовщины со дня рождения великого мариниста - "Годом Айвазовского" [12].

К сожалению, не все из задуманного удалось осуществить. В целом 1989-1992 гг. можно рассматривать как этап первичной консолидации армянской национальной общины на основе стихийно сложившейся в специфических крымских условиях модели самоорганизации и самофинансирования.



Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет