Введение усадьбы Кингисеппского района



Дата12.07.2016
өлшемі2.39 Mb.
#192912
түріРеферат
Содержание:

  1. Введение ………………………………………………………………………………………………. 2



  1. Усадьбы Кингисеппского района…………………………………………………………. 3



    1. Романовка…………………………………………………………………………………… 4-6



    1. Новопятницкая…………………………………………………………………………….7-11



    1. Котлы…………………………………………………………………………………………….12-14



    1. Преображенка……………………………………………………………………………… 15



    1. Утешение……………………………………………………………………………………… 16-19



  1. Заключение……………………………………………………………………………………………… 20



  1. Библиография…………………………………………………………………………………………… 21



  1. Приложение……………………………………………………………………………………………..22-2 5


Введение

Кингисеппский район относится к числу районов Ленинградской области, в которых было сосредоточено значительное количество усадебно-парковых комплексов. В начале ХХ в. Ямбургский уезд называли Баронским уездом – по обилию старинных русско-шведско-немецких дворянских родов. Владельцами были Корфы, Тизенсгаузены, Сиверсы, Нессельроде, Роткирхи, Веймарны, Блоки, Траунберги, Бистромы, Альбрехты, Резвые и др. Часть комплексов в разной степени сохранности дошли до наших дней.

Дворянские усадьбы Ямбургского уезда группировались на Ижорском плато и находились неподалёку друг от друга, гораздо меньше их было по берегам рек Систы, Наровы и Луги, на Сойкинском и Кургальском полуостровах. Как правило, усадьбы были невелики, особой представительности не имели, но были устроены разумно и обеспечивали приятное пребывание семьи в летнее время. Будучи зачастую лютеранами, помещики не забывали о православных храмах и немало их выстроили в своих имениях.

Особенностью поместного дворянства Ямбургского уезда была клановость. Как и русские дворяне, они роднились между собой, поддерживали друг друга. Путём брачных союзов и свойства между владельцами имений в Ямбургском уезде возникли родственные кланы, владевшие, в целом большими поместьями.

Эту тему я выбрала, потому что мой дедушка Владимир Маркович Бриль в детстве учился в школе, которая располагалась в бывшей главной усадьбе Альбрехтов в д. Котлы. Мне захотелось узнать о других знаменитых усадьбах нашего края, и я очень удивилась, узнав какое количество памятников усадебно-паркового искусства находится в бывшем Ямбургском уезде.

Большое количество усадеб возникло в Ямбургском уезде во второй половине XVIII в., когда освобождённые от государственной службы дворяне обосновываются в своих поместьях и начинают их обустраивать. Именно тогда в усадьбах складываются архитектурные ансамбли, состоящие из комплекса живых зданий, садово-парковых устройств, хозяйственных построек. Они формируются постепенно, иногда отражая запросы и вкусы нескольких поколений. Как правило, имения располагались небольшими группами со средней удалённостью друг от друга 3 километра, принадлежала каждая группа какой-либо семье. Такое расположение было обусловлено процессом раздела помещичьих земель между наследниками, который сопровождался строительством новой усадьбы. Эти вновь образованные усадьбы размещались в узлах дорог, на берегах водоёмов и холмов, в местах, удобных в хозяйственном отношении, с привлекательными природными условиями, вблизи деревень и поселений. К самым ранним усадьбам (первая половина XVIII в.) и фрагментарно дошедшим до наших дней, относятся усадьбы в д. Котлы, Великино, Нежново, Удолосово. В начале ХХ в. на территории Ямбургского уезда насчитывалось более 50 помещичьих усадеб. Они являлись своеобразными культурными центрами, где собирались библиотеки, научные и художественные коллекции, устраивались картинные галереи. Гражданская война положила конец сложившемуся укладу жизни в имениях Ямбургского уезда, как и по всей России. Усадьбы, парки, владельцы погибли в вихре братоубийственной войны, став жертвами междоусобицы. В настоящее время помещичьи усадьбы сохранились в Котлах, Утешении, Преображенке, Новопятницком. Частично сохранились различные постройки в Мануйлове, на Романовке, в Пустомерже, в Сале, 1 Мая. Но в подавляющем большинстве от бывших усадебно-парковых комплексов сохранились лишь остатки парков. Несмотря на значительные утраты, оставшиеся усадьбы представляют собой исключительную ценность как памятники архитектуры и как памятники русского паркового строительства.



Романовка.

Имение Романовка находится на живописном берегу р. Луги напротив городища крепости Ям. Оно принадлежало одному из популярных генералов русской армии первой трети XIX в., герою Отечественной войны 1812 г. Бистрому Карлу Ивановичу (1767-1838 гг.). Земли на левом берегу Луги, близ Ямбурга, были приобретены им в начале 1830-х гг. Выбор был не случайный. Ещё до покупки этих земель Кару Иванович бывал здесь неоднократно, так как в Ямбургском уезде проживали его родственники – Бистром Роман Иванович (1778-1821), женатый на Елизавете Адамовне Роткирх, двоюродной сестре матери А.С.Пушкина, их дети. Они являлись владельцами Луцкого поместья.

Весной 1836 г. К.И.Бистром занялся устройством земель. Но довести дело до конца и жить в ямбургском имении ему не удалось. В августе 1838 г. Он скоропостижно скончался в Баварии. Согласно его предсмертному желанию, тело Бистрома К.И. было перевезено в Россию. После отпевания в санкт-петербургской кирхе св. Анны К.И.Бистрома похоронили в его имении под Ямбургом. Вскоре над могилой был установлен памятник в виде бронзового льва (скульптор – П.К. Клодт), держащего лапу на шаре, на гранитном пьедестале бронзовым погрудным портретом К.И.Бистрома в медальоне (ныне утрачен) и надписью: «Генерал-адъютанту К.И.Бистрому гвардейский корпус в знак признательности. Бородино. Варна. Остроленка». Памятник дважды подвергался разрушению. В 1918 г. скульптура льва была снята и брошен в кучу металлолома. Лишь по случайности она была спасена. В 1943 г. немцы вывезли льва в Ригу. В 1954 г. после реставрации скульптуру вернули на прежнее место.

Прямых потомков у К.И.Бистома не было, так как брак с баронессой Тизенгаузен был бездетный. Поэтому по духовному завещанию ямбургское имение перешло в пожизненное владение – Николаю и Ардальону Бистромам, племяннице Вере Аршеневской, друзьям – полковнику Михаилу Крутову и адъютанту Валерию Шемиоту. К.И.Бистром завещал построить на доходы о владения имением инвалидный дом для гвардейских солдат (здание сохранилось и используется как лыжная база). Имение впоследствии получила название Романовка, здесь вплоть до 1917 г. проживали потомки наследников имения. В советское время оно стало называться городским парком отдыха «Комсомоловка».

1 мая 2002 г. в день рождения К.И.Бистрома на бывшем инвалидном доме появилась памятная доска. Её авторами являются кингисеппцы Н.Литвинов, С.Фролов, А.Колесов.

К середине 19 века усадьба занимала 8 дес. 1300 кв. саж., располагалась по обеим сторонам дороги, проложенной по левому берегу реки Луги, соединившей село Новую Пятницу со всеми деревнями Роткирхов, стоявшими на этом берегу. Все строения группировались за дорогой, около них были разбиты сады и огороды, а парк спускался по склону, от дороги до реки. К юго-западу от усадьбы была проложена сеть осушительных канав, а на моховом болоте, к северо-востоку от деревень Большой и Малый Луцк, устроен хозяйственный полумызок Липецкий.

Из закладной описи следует, что имение последние годы сдавалось под дачи; усадебные строения, огород, сад, парк были запущены; среди строений перечислены: барский дом с мезонином, двухэтажный флигель, два скотных двора, два ледника, погреб для картофеля, бани, амбар, рига с гумном, сараи, навесы – все деревянные. Каменными были только каретный сарай и конюшни; в полумызке Липецком стояли две избы, скотный двор, рига, сарай, два амбара и при них огород, заливные луга на реке Солке.

В поверочной описи отмечалось: «Местность ровная, возвышенная, покатая к реке Луге. Все имение находилось в аренде до прошлого года, но с поступлением в наследство к нынешнему владельцу оно запродано местным крестьянам и в настоящее время в переходном состоянии».1

В 1884 году хозяином поместья Бистромов – «одного из лучших поместий в округе по качеству почв» - стало Луцкое сельское общество крестьян. Они использовали усадьбу под свои нужды, что и стало причиной полного ее исчезновения. Но память о Бистромах сохранила другая усадьба – Романовка.

В 1838 году Карл Иванович скоропостижно скончался и был похоронен в Романовке, на высоком берегу реки Луги. Над его могилой офицеры Гвардейского корпуса возвели памятник. Знаменитый скульптор П.К. Клодт изваял могучего льва, поставив его на высокое основание. Лев символизировал силу духа, мужество и неустрашимость, ведь про Карла Ивановича так и говорили «дрался как лев». Рядом с могилой офицеры построили часовню и инвалидный дом для солдат-ветеранов, призванных охранять могилу командира.

Сейчас весь участок занят парком культуры и отдыха г. Кингисеппа. В исторической зоне прослеживаются старые дорожки и видовая площадка на берегу реки Луги. Здесь растут липы, дубы, вязы, ясени, сосны 100-160 лет, встречаются одиночные деревья этих же пород 180-200 лет.

Сохранившийся памятник над могилой К.И. Бистрома стал основанием для постановки Романовки под государственную охрану. Он напоминает нам о том достоинстве, с которым наши предки, служа Отечеству, несли звание русского воина.



Усадьба Новопятницкая

Новопятницкая усадьба – уникальное пушкинское место. Она возникла на землях, некогда принадлежавших православному монастырю. В 1797 г. эта территория была подарена императором Павлом I управляющему городом Павловском Адаму Карповичу (Карловичу) Роткирху, мужу младшей дочери А.П. Ганнибала Софьи Абрамовны (1759-1802).В том же году пятидесятиоднолетний Роткирх скончался, а его семья, вдова и дети, обосновались в Ямбургском уезде. Для его детей и внуков, - троюродных братьев и сестёр А.С. Пушкина, Новопятницкое стало родовым гнездом.

Адам Роткирх (его лютеранское имя Адольф Рейнхольд, сын Карла) – потомок выходцев из Швеции, родом из Эстляндии. Он был не богатым человеком и своих земель не имел. После выхода в отставку из военной службы Роткирх вместе с женой и детьми некоторое время жил в Елицах в доме Петра Ганнибала, брата Софии. Около 1786-1787 гг. им была составлена на немецком языке биография его тестя, так называемая «Немецкая биография »А.П. Ганнибала (этот труд до конца XIX в. хранился в имении Новопятницкое). По последним исследованиям ученых, А.С. Пушкин работал с этой рукописью здесь в селе Новопятницкое, в июле 1827 г. и использовал сведения из неё при написании романа «Арап Петра Великого».

В последний год своей жизни он получил значительные земельные пожалования и повышения в чине. В указе 1796 г. сообщается: «Адолфу Роткирху статскому советнику… 1000 душ». А в начале 1797 г. уточняется при «отдаче ему Санкт-Петербургской губернии, дворцового ведомства Падогской мызы деревни Падогу, Юркину, Жабино, Колмотку, Луцк, Александрову Гору, Старую Пятницу и Новую Пятницу, Кайболовской мызы деревню Кайболово и Полянской мызы деревню Молосковицы, в коих до последней ревизии 1010 душ».2 Но заниматься делами этих владений ему не пришлось. После смерти мужа София Абрамовна заложила часть земель, а затем разделила между детьми - Иваном (1783-1832), Александром (1788-1806), Надеждой (1782-1856), Любовью (1785-1832), Верой (1786-1812), Елизаветой (1790-1868) Роткирхами.

Имение Новопятницкое перешло по мужской линии Ивану Адамовичу, занимавшему скромное место смотрителя Ямбургского провинциального училища. Затем главное поместье Роткирхов унаследовал сын Ивана Владимир Иванович (1809-1869), закончивший пансион при Царскосельском лицее. Будучи образованным человеком, он обратил внимание на рукопись А.К. Роткирха и сделал заголовок. Позже Владимир Иванович передал «Биографию…» для публикации внуку Владимиру Константиновичу Лелонгу. Ещё при жизни он завещал имение боковой родственной линии (своих детей у него не было) – старшему сыну двоюродной сестры Константину Людвиговичу Лелонгу (1827-1886), служившему в Ямбурге мировым судьёй, а тот своим детям – Владимиру (1857-1904), Сергею (1877-1947). Последним владельцем был Сергей Константинович Лелонг. В его присутствии состоялась национализация усадьбы. Ещё недавно старые жители села Новопятницкого помнили Сергея Константиновича как добропорядочного человека.

Усадебный комплекс села Новопятницкого формировался на протяжении XIX в. Главный помещичий дом, сохранившийся до наших дней, был построен в 1850-х годах при Владимире Ивановиче Роткирхе. На деревенском погосте возле Михайло-Архангельской церкви находилась родовая усыпальница Роткирхов-Лелонгов, в которой были похоронены многие члены этой семьи, в том числе и Софья Абрамовна.

В течение XIX в. многие соседские помещичьи роды – Веймарны, Траунберги, Врангели, Блоки, Бибиковы, Зиновьевы, Шемиоты, Оболенские, Бистромы породнились с потомками Роткирхов. В августе 1827 г. в эти места приезжали Надежа Осиповна и Ольга Сергеевна Пушкины навестить своих кузин, проживавших в Ямбургском уезде. Об этом сообщается в переписке О.С. Пушкиной с А.П. Керн.

После октябрьских событий 1917 г. усадьба постепенно стала приходить в упадок. В 1030-х гг. здесь размещался молочного животноводства, а с 1050-х гг. комплекс передали Министерству обороны. До сих пор усадьба Роткирхов-Лелонгов является закрытым объектом. На его территории находится усадебный дом, хозяйственные здания, парк. Для сохранения Новопятницкой мызы – жемчужины русского культурного наследия, в Кингисеппе с 2002 г. проводятся Пушкинские чтения с участием Института Русской литературы РАН.

История села Новая Пятница ведет свое начало с 1764 года, когда Екатерина II по пути в Ревель проследовала через Ямбург, 2 августа появились сразу два ее указа, первый гласил: «Дворцовая канцелярия построить имеет в Ямбурге каменную церковь, чему, сделав план, Нам представить»,3 второй касался возведения православного храма на развалинах монастыря, находившегося в трех верстах от Ямбурга. Императрице, очевидно, казалось, что используя плитные стены монастыря, можно довольно быстро построить храм, посвятив его Архангелу Михаилу, и тем продолжить дело Петра I.

Одновременно с постройкой церкви возникло село Новая Пятница. Оно раскинулось неподалеку от нее, по обеим сторонам столбовой дороги. В 1795 году крестьяне на свои средства начали строить в ограде Михайловской церкви другую, теплую, деревянную, освященную в 1813 году во имя св. Троицы. Простояла она недолго, в 1876 году сгорела и была разобрана.

Усадьбу, устроенную Адамом Карловичем Роткирхом с селом Новая Пятница и деревней Старая Пятница, унаследовал старший сын Иван Адамович, занимавший скромный пост провинциального секретаря. Он несколько преобразил усадьбу, насадил к северу от церковной ограды березовую рощу «Горожанка», поставил там беседки и скамейки. В 1809 году Иван Адамович женился на Христине, урож. Вессель, у них родился сын Владимир, а потом три дочери: Антонина, Елизавета и Александра. Трудно сказать почему, возможно из-за болезни Роткирха, в 1825 году над имением была учреждена опека, снятая лишь после смерти Ивана Адамовича. В это время Владимир Иванович, окончивший Царскосельский лицей, служил в лейб-гвардии Гренадерском полку, участвовал во взятии Варшавы, но «по домашним обстоятельствам», выслужив чин поручика, в 1833 году вынужден был выйти в отставку. В имении оставалась мать с тремя дочерьми, и Владимир Иванович должен был ей помочь вести хозяйство и вырастить сестер.

Близость Михайловской усадьбы к Ямбургу позволила ему, не отрываясь от хозяйства, «взять место по статским делам». Шесть лет он был ямбургским городничим, на 1839-1840 гг. избирался уездным предводителем дворянства, в 1845 в чине коллежского советника занимал пост уездного судьи и члена Ямбургского уездного попечительства о тюрьмах.

Положение и общественная деятельность Владимира Ивановича требовала благоустройства старинной дедовской усадьбы, а должность городничего дала и необходимые средства. Деревянные постройки были снесены, выстроен из кирпича, в модном тогда «ложноготическом» стиле, двухэтажный барский дом с башней, балконами и террасами. Хозяйственные и служебные постройки: флигель, конюшни, скотный двор, экипажный сарай, хлебный амбар, каретник, оранжереи, теплицы, ледник, дом для дворни – были сложены из плитных блоков, на реке Пятницкой устроен кирпичный завод, у деревни Старой Пятницы проложена сеть осушительных канав. Усадьба приобрела представительный вид, а хозяйство приносило доход.

Родоначальником российского дворянского рода Лелонгов был Карл Осипович, перебравшийся с женой и детьми в 1808 г. из Австрии в Россию, где определился старшим лекарем в Якутский мушкетёрский полк. Через два года он, доктор медицины, стал главным врачом Нарвского госпиталя, купил в Нарве дом, в 181 г. получил звание надворного советника, принял российское гражданство, а в 1825 г. он и его дети были внесены в дворянскую книгу Петербургской губернии.

Средства, получаемые от сдачи в аренду имения и дач, владельцы использовали по-хозяйски, благоустраивали усадьбу и создавали комфортные условия для дачников, что также приносило доход. К концу 19 века можно отнести появление молодого парка, названного в описании «обширным». Скорее всего, благодаря его созданию усадьба и увеличилась до 7 дес. 400 кв. саж., т.е. почти вдвое по сравнению с 1883 годом. Желающих отдохнуть в такой привлекательной усадьбе было немало, что обуславливалось близостью к Ямбургу и хорошим сообщением со столицей. По согласию между владельцами, в 1912 году имение было отдано в аренду на 36 лет Сергею Константиновичу Лелонгу, но он недолго хозяйствовал.

С началом военных действий в 1914 году в усадьбе Михайловской расположился военный госпиталь, и с тех пор она находится в ведении военных, потому обследовать ее не удалось, видно лишь, что каменные постройки сохранились, а усадебный дом привлекает внимание проезжающих по Кингисеппскому шоссе.

К несчастью, не осталось даже следов ни от Михайловской церкви, ни от фамильного захоронения Роткирхов. Оно располагалось западнее церкви, у края крутого обрыва к речке. Здесь были погребены потомки Абрама Петровича Ганнибала – его дочь, внуки, правнуки и праправнуки.

Котлы

Котельская усадьба является замечательным памятником усадебно-паркового искусства XIX – XX начала вв.

Котлы были пожалованы императрицей Анной Иоанновной генерал-майору Людвигу (Ивану Ивановичу) Альбрехту за усердную службу в 1730 г. После восшествия на престол Елизаветы Петровны хозяин усадьбы попал в опалу и был выслан в своё котельское имение. Тогда, в 1741-1748 гг., был выстроен деревянный усадебный дом, заложен регулярный парк. Но основная перепланировка и благоустройство Котлов произошла в 20-е гг. XIX в. Именно тогда сформировался облик всего ансамбля. Отстроить Котельское имение стало делом жизни сына Людвига Альбрехта – Льва Ивановича, затем Ивана Львовича и Карла Ивановича Альбрехтов. При последнем был завершён архитектурный проект. «На горе, при ключе» стоял теперь большой каменный дом с гербом Альбрехтов на фронтоне, широкая лестница вела в парк, разбитый уступами на крутом склоне холма. Котельский парк изображён на картине О. Кипренского «К.И. Альбрехт», написанной в 1827 г. по заказу хозяина усадьбы в Котлах.

Двухэтажный усадебный дом построен по законам классицизма. Он отличается простотой и ясностью композиции. По оси главного фасада расположен сильно выступающий дорический шестиколонный портик с фронтом. К выходу вёл пологий пандус. Архитектурный ансамбль был сильно декорирован скульптурой. Центральным ядром скульптурного оформления являлась мраморная статуя Анны Иоанновны – дарительницы Котельской мызы. Венчал постройку высоко приподнятый над крышей деревянный бельведер с изящным куполом, сгоревший в годы Великой Отечественно войны. С террасы открывался великолепный вид на парк пред усадебным домом и на Сойкинскую возвышенность. По оси дома в XVIII в. были устроены каскад и лестницы, по которым можно было спуститься к круглому пруду на третье террасе. По сторонам каскада и лестницы росли дубовые и кленовые рощи.

На первом этаже с большими полуциркульными окнами располагалась анфилада парадных помещений: вестибюль, залы, приёмная, кабинеты. На втором этаже с большими прямоугольными окнами находились жилые комнаты. В подвалах усадебного дома были устроены кухни, складские помещения, кладовые, мастерские.

Из подвала особняка начинался подземный лабиринт. Он заканчивался в родовой усыпальнице Альбрехтов. Она представляла собой усеченную пирамиду на широком цоколе. В интерьере располагалась скульптурная композиция «Голгофа» работы немецких мастеров. Великолепна была кованая решётка усыпальницы.

Рядом с усадебным домом располагались хозяйственные постройки – конюшни и амбар, скотный двор, сторожка. Они были исполнены в едином стиле.

В 1893 г. Альбрехты продали родовое имение потомственной дворянке Н.А. Сапожниковой. Её дочери Ольга Александровна Мейснер и Мария Александровна Бенуа продолжили строительные работы. В эти годы в Котельской усадьбе хранилась уникальная коллекция живописи.

После 1917 г. имение было национализировано. В годы Великой Отечественной войны комплекс был сильно разрушен. В 1950-х гг. были проведены восстановительные работы и размещена школа-интернат. В конце 1980-х гг. школа получила новое здание, а бывший барский дом был заброшен. В настоящее время уникальный памятник усадебно-паркового искусства XIX разрушается.

Недалеко от Котлов в д. Нежново находиться родина выдающегося русского художника начала XIX в. Кипренского Ореста Адамовича. В 200-летний юбилей со дня его рождения в д. Нежново состоялось открытие мемориальной доски. Это событие произошло 24 марта 1982 г. В этот день в местной библиотеке был открыт музей Кипренского.

О.А. Кипренский родился 12 марта (по старому стилю) 1782 г. на мызе Нежинской Ямбургского уезда. В то время село принадлежало помещику Дьяконову А.С. В 1788 г. Дьяконов привёз сына своего крепостного слуги в Воспитательное училище при Академии художеств. Вскоре в списках появилось новое имя – Орест Адамович Швальбе-Кипренский. Он считался сыном дворовой крестьянки Анны Гавриловой и крепостного Адама Швальбе. Но биографы предполагают, что он был незаконнорожденным сыном Дьяконова – хозяина усадьбы: в копорской церковной книге крещение мальчика записано годом раньше, чем венчание Адама и Анны.

В 1804 г. художник создал портрет своего отчима А. Швальбе. Эта работа является одним из самых талантливых произведений Кипренского. В апреле 1808 г. он посетил Нежинскую, где сделал рисунки деревенских мальчиков. Во время посещения родных мест, художник побывал в Котлах – имении своих знакомых Альбрехтов. Дружеские связи с этим семейством Кипренский сохранил на долгие годы, он писал портреты членов семьи. В 1827 г. в Котлах Кипренский написал портрет К.И. Альбрехта. Владелец поместья изображён на камне (камень сохранился до сих пор). В тот же год художник написал портрет А.С. Пушкина, считающимся крупнейшим достижением портретного творчества мастера. Кипренский О.А. оставил потомкам портреты выдающихся людей России первой трети XIX в. В истории отечественной культуры имя Кипренского является символом своего времени.

Ещё недавно на родине художника существовал памятник той эпохи – серебристы тополь, посаженный по преданию в день рождения О. Кипренского. К сожалению, он был утрачен во время бури.

Преображенка

Усадьба Преображенка расположена в живописном сосново-еловом лесу недалеко от впадения реки Луги в Финский залив. Это одна из поздних усадеб Ямбургского уезда. Имение принадлежала семейству Биппен. В 1850 г. жена генерал-майора Анна Фёдоровна Биппен стала владелицей имения Коровино, находившегося на правом берегу Луги. Вскоре после вступления в свои права она построила на противоположном берегу реки хозяйственный комплекс с каменным скотным двором, зерносушилкой и сараем. В 1867 г. здесь был основан полумызок, названный Преображенкой. Постепенно усадьба благоустраивалась. После смерти Анны Фёдоровны в 1869 г. владельцами стали её сыновья – Александр Николаевич Биппен, полковник, и Василий Николаевич Биппен, действительный статский советник. Последним хозяином имения стал Василий Александрович Биппен. Он и построил дошедший до нас господский дом – двухэтажный с высокой трёхъярусной башней, украшенный декоративной кладкой и глазурованной плиткой. До 1896 г. главная усадьба находилась на мызе Коровино. Затем владелец её заложил имение в банк и начал новое строительство. Дом построили у поворота реки, в оформлении живописного леса. До настоящего времени кроме главного дома сохранился каменный погреб и хозяйственная постройка. На деревенском кладбище находится могила оного из членов этой семьи – Николая Николаевича Биппена.



Утешение

Усадьбу Утешение создали в начала в 1830-х гг. Иван Львович и Эрмина Карловича Альбрехты на земле села Ратчино, купленного ими в 1805 году. В XVIII веке оно было центром большого поместья Разумовских в Ямбургском уезде. В 1799 году Кирилл Григорьевич Разумовский перестроил в Ратчино деревянную церковь во имя св. Георгия Победоносца.

Для своей усадьбы Альбрехты выбрали долину реки Сумы и прорубили прямую просеку к ней от села, чтобы была видна церковь. В отличие от представительской резиденции в Котлах, они устроили здесь тихую, уютную обитель, назвав её Утешение. Такое название было дано Альбрехтами неслучайно: в 1828 году в сорокалетнем возрасте умер их старший сын Александр, а через три года – невестка, жена Карла Ивановича Варвара Сергеевна, ей было всего двадцать восемь лет.

«Утешительное» назначение усадьбы предопределило основные черты его устройства. С помощью плотины, устроенной на реке Суме, удалось создать большое озеро, вытянувшееся с запада на восток, с плавно изгибающимися берегами, в водах которого отражалось небо, мягкие силуэты клёнов, ясеней, цветущих кустарников, строгие – елей и барского дома с островерхой крышей. От созерцания огромной водной глади, тихого всплеска прибрежных волн, шёпота листвы рождалось чувство умиротворения, утешения.

Большое озеро с двумя островками и далеко врезающимися в него полуостровом занимала центральное место в художественном облике усадьбы. Оно давало богатые возможности паркостроителю в создании разнообразных прибрежных пейзажей, ближних и дальних планов. На их раскрытии строилась вся композиция усадьбы. Рельеф участка был искусно обработан: подсыпан берег, сделаны откосы, спланированы террасы на спуске перед господским домом. Особая роль в насаждении отводилась ели, силуэт которой перекликался с архитектурой дома, её высаживали на островах, на берегу пруда, группы елей вводились в окрестные перелески как доминанты задних планов; своими пирамидальными формами они оттеняли мягкие кроны лип, клёнов, ясеней, росших вблизи дома. Усадебный парк на севере и востоке соединялся с естественным лесом, а на западе и юге переходил в припойменный луг, замыкавшийся лесным массивом.

Романтический характер живописному пейзажу придал усадебный дом, поставленный на самом высоком месте, на берегу озера, точно по оси дороги-просеки, ведущей в село Ратчино. Её фасады, решённые в упрощённых формах английской готики, воскрешают в памяти известные постройки А. Менеласа - коттедж и ферму в Александрии, И.И. Шарлеманя – кордегардии и телеграфные домики в Петергофе. Конечно, дом в Утешении скромнее и прозаичнее, но их сближает свобода композиционного решения, сочетание разноэтажных частей в одном здании, островерхие крутые скаты кровли, контрфорсы с башенками на углах, ряды машикулей венчающем карнизе, окантовка бровками только верхней части окон. Подобный стиль особняков-коттеджей отвечал интересам частного человека. Основное их достоинство – удобство. Комнаты в таких домах были изолированными, интимными, небольшими по размеру. Главная привлекательность дома в Утешении – тесная связь с природой - уютный двор, низкое расположение входов от земли: чтобы попасть в парк, нужно было лишь преступить порог. Всё это создавало атмосферу непринуждённости, домашности, семейности.

Дорога из села Ратчино приводила на парадный двор, где по сторонам стояли службы, каменные и деревянные, к востоку от них, в парке, поставили оранжереи, на западе разбили сады и огороды. От усадьбы к тракту, ведущему от села Котлы в деревню Пружицы, проложили дорогу через плотину, так что сообщение с родовой вотчиной Альбрехтов было удобным и быстрым. В усадьбе находились лишь господский дом и службы, необходимые в быту, а хозяйственные заведения сосредоточились в полумызке Ратчинском, к западу от села, дворни стояло 36 человек.

Усадьбу Утешение с селом Ратчино и деревней Систоводской, как и Котлы, в 1839 г. унаследовал Карл Иванович Альбрехт, который после смерти старшего сына Александра, скончавшегося в 1848 г. (ему было всего двадцать восемь лет), предал права владения Ратчинским имением младшему Михаилу. Он начал военную службу после окончания Пажеского корпуса корнетом, но скоропостижно скончался в 1850 г., не дожив до 26 лет. Ратчинское имение перешло к его сёстрам, вышедшим к тому времени замуж: Мария – за штабс-капитана лейб-гвардии Московского полка Николая Карловича фон Баранова, Ольга - за командира лейб-гвардии Павловского полка генерал-лейтенанта Максима Максимовича Рейтерна, Софья - за поручика Егора Юрьевича Поливанова, Екатерина – за полковника лейб-гвардии Конно-пионерского дивизиона Ричарда Ивановича Трувеллера, ему и доверили сёстры управлением имением. В 1854 г. село Ратчино и церковь сгорели. Новую, тоже деревянную церковь, выстроили в 1855-1858 гг. по проекту военного инженера Константина Егоровича Егорова, деньги на её строительство пожертвовали окрестные помещики Веймарны, Байковы, Альбрехты.

В 1859 г. по раздельному акту между сёстрами ратчинское имение перешло в единственное владение Екатерины Карловны Трувеллер. По плану 1865 г. усадьба, получившая новое название – Лилино, занимала 6 десятин, озеро, пруды и реки – 24 десятины. Для повышения доходности имения Трувеллеры сдавали в аренду мельницу, охоту, рыболовные ловли, продавали лесные участки. Дослужившись до генерал-майорского чина, Ричард Иванович вышел в отставку и занялся благоустройством усадьбы, площадь которой увеличилась на 9 десятин. После смерти в 1900 г. Екатерины Карловны поместье унаследовал Николай Ричардович Трувеллер, при нём была проведена таксация лесов, составлен новый план лесных дач и вместо деревянной построена каменная церковь в селе Ратчино по проекту художника-архитектора А. Орехова в модном тогда «неорусском стиле». Сохранившиеся в архиве чертежи помогут восстановлению Георгиевского храма, освящённого в 1906 г., а теперь стоящего в развалинах.

После событий октября 1917 г. здесь открыли местную больницу. В настоящее время из 9 каменных построек сохранились 3 : главный усадебный дом, сторожка, здание служб и конюшня.

Сегодня, несмотря на запущенность, усадьба Утешение производит отрадное впечатление. Всё так же высятся по берегу озера и на островах ряды полуторавековых елей, оттеняя пушистую зелень лиственных пород и кустарников, радуют густые кроны старых, хорошо сохранившихся лип, клёнов, лиственниц, ясеней, растущих группами и поодиночке (парковый ландшафт, правда, несколько искажает выросший по берегам озера лес), усадебный дом отдан в аренду, реставрируется и есть надежда на возрождение усадьбы, созданной Альбрехтами более 160 лет назад.

Заключение

Делая эту работу, я узнала о многих усадьбах нашего района, сейчас их насчитывается около 65. Подробно рассказала о пяти из них, самых крупных и известных : Романовка, Новопятницкое, Преображенка, Утешение и Котлы.

Эта работа помогла мне взглянуть на свой родной край иными глазами!

Библиография

Приложение





Памятник К.И. Бистрому, парк культуры и отдыха «Романовка»



Карл Иванович Бистром

Усадьба Новопятницкая





Котлы





Преображенка

Бывший усадебный дом на мызе Преображенской 2003 г.



Утешение







1 Проверочная опись усадьбы Бистрома

2 Указ императора Павла I 1796 г.

3 Указ императрицы Екатерины II 2 августа 1764 г.



Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет