Взаимная аккультурация москвичей и мигрантов из республик Северного Кавказа и Закавказья: социально-психологический анализ



бет1/4
Дата16.06.2016
өлшемі442.5 Kb.
#140717
  1   2   3   4
Н.М.Лебедева
Взаимная аккультурация москвичей и мигрантов из республик Северного Кавказа и Закавказья: социально-психологический анализ
Введение
Столичный мегаполис Москва является одним из самых полиэтничных городов мира. Среди ее 10,38 млн. жителей есть представители не только всех народов России, но и многих зарубежных стран. Как и в большинстве мегаполисов, население Москвы постоянно пополняется за счет притока жителей из других регионов. Москва, оказавшаяся в силу ряда обстоятельств, одним из наиболее жизнеспособных регионов, как магнит, влечет к себе мигрантов из всех уголков бывшего СССР и из-за рубежа.

В связи с неослабевающим притоком мигрантов в Москву, остро встает вопрос об адаптации инокультурных мигрантов в жизнь русскоязычного мегаполиса. В таблице 1 представлена численность мигрантов разных национальностей в Москве по итогам переписи 2002г. Согласно данным этой таблицы, большинство живущих в Москве выходцев из других стран и республик владеют государственным (русским) языком.


Таблица 1. Национальный состав российской столицы (данные Федеральной службы государственной статистики на основе итогов Всероссийской переписи населения 2002 года)


Национальность

Численность лиц данной национальности

Из них владеют русским языком

Абхазы

3687

3624

Азербайджанцы

95563

92721

Арабы

3679

3417

Армяне

124425

122155

Белорусы

59353

59061

Вьетнамцы

15616

12110

Грузины

54387

53410

Евреи

79359

78755

Казахи

7997

7902

Киргизы

4102

4016

Китайцы

12801

10903

Корейцы

8630

8387

Молдаване

36570

36141

Немцы

5271

5219

Поляки

4456

4426

Русские

8808009

8745209

Таджики

35385

33866

Татары

166363

164705

Турки

2358

1956

Туркмены

3526

3414

Узбеки

24312

23593

Украинцы

253644

251982

Чеченцы

14481

14002

Представители других северокавказских народов (ингуши, кабардинцы, карачаевцы, осетины, черкесы и другие)

30098

29603

Лица, не указавшие национальность в переписном листе

417126

131205

Всего в Москве, по данным Росстата, проживают 10382754 человека, из них 10010156 владеют русским языком 

 

По данным переписи населения 2002 г. русские составляют 84,82% постоянных жителей столицы. В численном измерении количество нерусских жителей столицы, по некоторым оценкам, составляет от двух до трех миллионов человек. По переписи в Москве среди постоянных жителей 124 тыс. армян, 54 тыс. грузин, 44 тыс. представителей народов Северного Кавказа.

Несмотря на преобладание русских и россиян в миграционных потоках в российскую столицу, проблемы миграции в Москве фактически отождествляются с проблемами межэтнических отношений. Снижение уровня жизни и статуса большинства рядовых москвичей, трудности с адаптацией породили опасения, что «коренное» население Москвы будет вытеснено из традиционных трудовых ниш и привычного жизненного пространства. Такие опасения психологи называют утратой чувства «экономической безопасности». Помимо экономической, существуют еще два вида безопасности, субъективное ощущение утраты которых влияет на отношение к миграции и мигрантам. В частности, утрата т.н. «культурной безопасности» - это ощущение того, что культурные традиции, нормы, правила поведения, язык и др. этнокультурные «маркеры» размываются под наплывом инокультурных пришельцев. Есть еще и «физическая безопасность» - ощущение того¸ что твоей жизни и безопасности, равно как и твоих близких ничто не угрожает извне. В настоящее время угрозы физической безопасности часто связываются с деятельностью этнических преступных группировок. Этнокультурные аргументы, включая различия вероисповеданий и уровня образования, используются в качестве универсального объяснения нарастающей нестабильности жизни и криминализации всех сфер жизни огромного города.

На самом деле, существенна оппозиция «коренной житель – мигрант». Именно по этой линии, как показывают исследования, в значительной степени идет «культурный водораздел» населения. Коренные москвичи, как русские, так и других национальностей, практически мало отличаются друг от друга в повседневном быту. На этом фоне особенно заметными становятся мигранты, как инокультурные, так и приехавшие из других регионов. Некоторые исследователи считают, что мигранты плохо «вписываются» в контекст московской жизни. Интеллектуальные, экономические и по­литические элиты из бывших союзных республик больше не определяют лицо этнической миграции. На первое место вышли экономические мигранты, терпящие лишения и притеснения ради выживания, укоренения на новом месте или материальной поддержки оставшейся на родине семьи.

Уровень образования экономических мигрантов заметно снизился. На долю лиц с высшим образованием приходится не более 15%. Зато увеличилась доля мастеровых (почти до 40%), имеющих среднее специальное образование и различные востребованные в столице профессии, а также неквалифицированной ра­бочей силы, готовой выполнять любую работу и обучающейся мастерству по ходу дела (Юдина, 2002).

Многим мигрантам, особенно нелегальным, приходится встречаться с серьезными проблемами и трудностями, осложняющими адаптацию в столице. Многочисленные факты свидетельствуют о существовании внутригрупповой и межгрупповой дискриминации и эксплуатации. Нередко московская интеллигенция – выходцы из республик - стремится дистанцироваться от своих менее «культурных» собратьев, дискредитирующих, по их мнению, представление об этнической группе в целом (Стельмах, 1999).

Однако наибольшее давление экономические мигранты испытывают не со стороны своих собратьев, а со стороны принимающего сообщества. Практически все жалуются на необоснованные действия московской милиции, многочисленные штрафы и вымогание денег. В длинном списке притеснений и проблем числятся несправедливая оплата труда, тяжелые жилищные условия, трудности с регистрацией, ненормированный рабочий день и отсутствие охраны труда, трудности с получением медицинской помощи, предубеждения со стороны москвичей, опасность крайних проявлений национализма, связанных с культурными и антропологическими различиями и т.д.

Естественно, что все эти невзгоды отражаются на психологическом состоянии людей, уровне их здоровья, индикаторах рождаемости и смертности. Так, коэффициент младенческой смертности, рассчитан­ный для детей, хотя бы один из родителей которых не имеет российского гражданства, почти вдвое превышает московский показатель. Учитывая временный характер пребывания иностранных мигрантов в российской столице, риск умереть до срока у них значительно выше, чем у москвичей. Подавляющее большинство (63,8%) смертей среди мигрантов, нашедших последний приют в Москве, наступило в активных возрастах, с пиком в интервале от 30 до 50 лет.

Считается, что адаптация иноэтничных мигрантов в московский социум идет медленно и неудовлетворительно. По мнению О. Вендиной, отсутствует взаимодополнительность между социальной структурой принимающего сообщества и миграционного потока. Город за счет мигрантов пополняет преимуще­ственно нижние социальные страты, которые и так чрезмерно велики - в Москве на долю лиц, с трудом сводящих концы с концами, приходится не менее четверти населения (Вендина, 2005).

Наибольшие трудности взаимной адаптации характерны для социальной страты, расположенной ниже среднего класса, на долю которой в Москве приходится около трети населения (Юдина, 2002, Средние классы..., 2003). Они сопряжены с низким уровнем толерантности, бедностью, социальными комплексами и психологической консервативностью людей. Социальное трение, возникающее при пересечении жизненных путей этой группы москвичей и мигрантов, разряжается в постоянных конфликтах, особенно частых в зонах наибольших контактов, таких как вещевые или продовольствен­ные рынки, вокзалы и пересадочные узлы, стадионы. Нередко ареной столкновений становятся и жилые кварталы Москвы, предоставляющие кров этническим мигрантам.

Согласно исследованию положения кавказских мигрантов в России, проведенному Г. Витковской, из всего разнообразия демографических и социально-профессиональных групп наиболее адаптированными оказались лишь две - пенсионеры и лица с низким уровнем образования, предъявляющие невысокие требования к условиям жизни и выполняющие наиболее тяжелую физическую работу. В социально-демографической структуре русских и кавказских мигрантов в Москве автор отмечает следующие различия: среди мигрантов- русских преобладают женщины, а среди кавказских мигрантов – мужчины, среди кавказских мигрантов больше людей с начальным и неполным средним образованием, плохо владеющих русским зыком (Витковская. 2003)

Таким образом, важной проблемой становится социально-психологический климат в городе по отношению к мигрантам вообще, и к инокультурным мигрантам в частности, т.е. этнические установки и стереотипы москвичей, ощущение безопасности, уровень общей и этнической толерантности. С другой стороны, важно исследовать социально-психологические факторы, влияющие на адаптацию инокультурных мигрантов в Москве. В результате миграции мы встречаемся с процессом взаимной адаптации мигрантов и принимающего населения друг к другу, который и является главной целью данного исследования.


Психологический подход к аккультурации и межэтническому взаимодействию
В психологических исследованиях межкультурного взаимодействия, обычно применялись независимо друг от друга два подхода. (Berry, 2005). В рамках одного из них, направленного на изучение межэтнических отношений, исследовались поведение и оценки доминирующих этнических групп относительно меньшинств: предрассудки, дискриминация, отношение к этническим группам, иммиграции и изменениям культуры вследствие миграций.

Однако данный подход не учитывал влияния меньшинства на мнение доминирующей этнической группы. Исследование, проведенное в Канаде (Berry, Kalin & Taylor, 1977) привело к пониманию того, что необходимо принимать во внимание и мнение меньшинства, чтобы понять специфику взаимоотношений между различными социальными группами. Данное исследование послужило началом ряда последующих исследований и дальнейшего анализа межкультурных взаимодействий, включая взаимоотношения доминирующих и недоминирующих социальных групп (Kalin & Berry, 1996).

Второй подход («аккультурация») исследовал представления меньшинств об их жизни в поликультурном обществе, опираясь на такие концепты как: стратегии аккультурации, стресс аккультурации, адаптация. Этот подход также являлся односторонним, так как не учитывал мнение доминирующей группы в отношении того, какую стратегию они оценивают как желательную и наиболее оптимальную, а также какое влияние они могут оказать на выбор меньшинства. Данная сфера исследований в последнее время получила популярность (Sam & Berry, 2006), связанные с ней темы преобладают в программах конференций и на страницах журналов. В то время как на практике акцент делается на проблемах иммиграции (Berry, Phinney, Sam & Vedder, 2006), интерес проявляется и к изучению отношений коренных этнических групп и местных народностей (Berry, 1999a).

Одно из центральных понятий, включающих в себя все аспекты аккультурации и феномены межэтнических взаимодействий, – это межкультурные стратегии, которые характерны для любых социальных групп (явно или неявно), вступающих в межкультурные отношения. Будучи колонизаторами или обитателями колоний, иммигрантами или коренными жителями, индивиды и группы людей имеют определенные предпочтения в связях своей группы с другими. Исследования доминирующих групп показали, что существуют определенные ожидания относительно того, как именно меньшинство должно приспосабливаться к большинству. Данные представления получили название «аккультурационные ожидания» или «ожидания аккультурации» (Berry, 2003). Помимо них, в доминирующей группе существуют определенные представления о том, как эта группа сама должна измениться, чтобы успешно взаимодействовать с другими группами в обществе - «мультикультурная идеология» (Berry, Kalin & Taylor, 1977).

Все эти межкультурные стратегии основаны на двух базовых моментах: 1) желание сохранить культуру и уникальность группы; 2) желание вступать в регулярные контакты с другими этнокультурными группами общества, включая и доминирующую группу. Однако не все группы и индивиды желают вступать в межкультурное взаимодействие (Berry, 1974, 1980).В зависимости от желания или не желания контактировать с представителями иных культур были определены основные стратегии аккультурации (именно стратегии, поскольку они включают в себя не только отношение к представителям аутгруппы, но и установки на определенное поведение).

Когда речь идет о недоминирующих этнокультурных группах, если индивиды не стремятся сохранить свою культурную идентичность и охотно вступают в контакт с представителями других культур, можно говорить о стратегии ассимиляции. Если ведущей ценностью людей является сохранение своей культуры в сочетании с избеганием межкультурных взаимодействий, то это сепарация. Если одновременно с сохранением этнокультурного наследия происходит активное взаимодействие с другими социальными группами, можно говорить о стратегии интеграции. В этом случае сохраняется некоторый уровень культурной целостности, в то время как члены данной этнокультурной группы активно участвует в социальной и культурной жизни общества. Наконец, при условии незначительной заинтересованности в сохранении этнической уникальности (обычно это связано с насаждением доминирующей культуры), а также незаинтересованности в контакте с другими группами (обычно это связано с дискриминацией), представители меньшинства избирают маргинализацию.

Такое представление стратегий основано на допущении о том, что недоминирующие группы и их представители свободны в выборе способа аккультурации. Безусловно, это условие соблюдается далеко не всегда. Если доминирующая группа принуждает ограничивает выбор представителей недоминирующих групп, исследователю необходимо учесть и третий фактор в предложенной схеме. Это - способность доминирующей группы влиять на стратегии аккультурации, доступные и используемые недоминирующими группами (Berry, 1974). В результате процесс аккультурации становится взаимным, обе группы выбирают стратегии в зависимости от условий конкретной ситуации взаимодействия.

Так, например, стратегия интеграции уместна и успешна в использовании недоминирующими группами только при условии, что доминирующая группа открыта по отношению к культурному разнообразию. Следовательно, для эффективной интеграции необходимы действия со стороны обеих групп, включая принятие обеими группами права на равное положение в обществе людей с разным этнокультурным происхождением. Эта стратегия ведет к принятию основных ценностей доминирующей группы со стороны меньшинства, в то время, как доминирующая группа должна быть готова скорректировать деятельность государственных организаций (система образования, здравоохранение, охрана труда) таким образом, чтобы они отвечали потребностям всех малых групп в поликультурном обществе.

Первоначальное антропологическое определение аккультурации устанавливало обязательную вовлеченность двух сторон этого процесса (Redfield, Linton & Herskovits, 1936). Изучение роли доминирующей группы в формировании различных стратегий аккультурации (Berry, 1974) привело к разработке второй схемы – аккультурационных ожиданий доминирующей группы. Ассимиляция, инициированная доминирующими группами, известна под названием «плавильного котла». Принуждение со стороны доминирующих групп к отделению называется сегрегацией. Маргинализация, навязываемая доминирующей группой – это исключение. Наконец, парой для стратегии интеграции, является мультикультурализм, когда культурное разнообразие приветствуется доминирующим обществом.

Идеология и политика доминирующей группы представляют большой интерес для исследователей особенностей межэтнических отношений (Berry et al., 1977), в то время как исследователи аккультурации сосредоточены на предпочтениях представителей недоминирующих групп (Berry et al., 1989).

Борхес с коллегами (Bourhis, Moise, Senecal & Perrault, 1997; Montreuil & Bourhis, 2004) изучали ситуации, когда две взаимодействующие стороны имели разное представление о стратегиях аккультурации. Конфликт предпочтений в стратегиях и ожиданиях аккультурации является источником проблем во взаимодействии не только меньшинств с доминирующими группами, но и представителей большинства с меньшинствами. В ситуациях, когда опыт аккультурации является болезненным для представителей недоминирующих групп, наблюдаются признаки стресса аккультурации и межкультурные конфликты.

Роль мультикультурной идеологии. С появлением мультикультурной политики в 1971 году, большинство исследований в Канаде сосредоточились на изучении ее вклада в межкультурные взаимоотношения (Berry, 1984; Berry, Laponce, 1994). В психологии и ряде других наук, исследования аккультурации и предубеждений стали наиболее актуальными (Berry, 1990). Гипотеза мультикультурализма (сформулированная Berry и др., 1977) заключается в том, индивидам, испытывающим чувство безопасности и уверенности, будет свойственно принятие представителей иных культур. Напротив, те, кто испытывает чувство незащищенности, угрозы, будут воспринимать других «в штыки».

Недавние исследования (Berry, 1997; Berry et al 2006a.b; Sam & Berry, 2006) показали, что ситуации, в которых предпочтение отдается стратегии интеграции, и эта стратегия успешно используется, способствуют хорошей психологической адаптации (ощущение благополучия и высокая самооценка) и социокультурной адаптации (компетентность в повседневном межкультурном взаимодействии) (Ward, 1999), в то время как выбор других стратегий не приводит к таким результатам. Более того, исследования показывают (Berry, Phinney, Sam & Vedder, 2006b), что те, кто выбирают интеграцию, подвергаются дискриминации значительно реже, чем выбравшие стратегии сепарации или маргинализации. Меньше подвергаются дискриминации и индивиды, выбравшие ассимиляцию. Все это позволяет сделать вывод, что позитивные межкультурные оценки и отношения являются взаимными. Эмпирическим путем были обнаружены связи между стремлением к интеграции и общим состоянием благополучия: индивиды, сохраняющие ценности своей культуры, но при этом уважающие и разделяющие ценности иной культуры, имеют более высокую самооценку, а также устанавливают доброжелательные отношения с представителями иных культур.



Безопасность. В национальных исследованиях, проведенных в Канаде, измерения культурной безопасности/угрозы и экономической безопасности/угрозы были проведены с учетом существующего разнообразия культур и иммиграционных потоков. Данные измерения были направлены на проверку «гипотезу мультикультурализма». Для диагностики культурной безопасности, были представлены следующие формулировки: «англоязычные канадцы потеряют свою идентичность», «влияние канадцев французского происхождения ослабевает». Для оценки экономической безопасности высказывания формулировались так: «безработица продолжает расти» и «количество трущоб будет увеличиваться». Данные показатели безопасности положительно коррелировали друг с другом и отрицательно - с предубеждениями относительно иммигрантов. Таким образом, как следовало из гипотезы мультикультурализма, чем больше люди чувствовали культурную и экономическую безопасность, тем больше они принимали мультикультурализм и положительнее относились к людям, принадлежащим к другим этническим группам и иммигрантам. Например, в одном исследовании (Berry et al., 1977), культурная безопасность коррелировала отрицательно с этноцентризмом, и положительно - с мультикультурализмом и оценками его последствий. Экономическая безопасность имела сходные корреляции. Независимо от того, используем мы положительную формулировку данной гипотезы (безопасность как необходимое условие толерантности и принятия культурного многообразия) или отрицательную (угрозы культурной идентичности и равноправию стимулируют возникновение предрассудков), очевидно, что существует тесная связь между степенью принятия индивида обществом и степенью принятия общества индивидом.

Измерения взаимных отношений этнокультурных групп. Существует предположение, что этноцентризм является социально- и психологически- универсальным понятием (LeVine & Campbell, 1972) и проявляется в том, что обычно группы воспринимают себя более позитивно, чем других. В исследованиях, проведенных в Канаде, можно проследить тенденцию каждой группы оценивать себя выше и более положительно, чем другие. Когда отношения к этнокультурным группам ясны, можно выстроить четкую иерархию между ними (Berry et al., 1977; Berry & Kalin, 1995). В Канаде к западным и северным европейцам обычно относятся более положительно, чем к тем, кто имеет другое происхождение: Восточные и южные европейцы занимают более низкую позицию в иерархии, к ним примыкают и другие группы. Эти отношения были изучены посредством оценок как иммигрантов, так и этнокультурных групп, и выяснилось, что отношение к иммигрантам менее положительное, чем к тем, кто родился и был воспитан в Канаде, но имеет то же культурное происхождение. Подобные иерархии были также обнаружены в Европе (Hagendoorn et al., 1998; Van Oudenhoven et al., 1996) и в Новой Зеландии (Ward, Masgoret & Leong, 2006).Было доказано, что существует некая общая иерархия, очевидная для всех групп; эта общая иерархия признается большинством респондентов (Berry & Kalin, 1979; Kalin & Berry, 1996). Таким образом, можно говорить о существовании единого и всеми разделяемого мнения относительно того, какое положение занимает та или иная группа в поликультурном обществе. Эти оценки могут различаться, хотя и незначительно.

Если считать, что межкультурные отношения представляют собой взаимозависимый феномен, возникает вопрос, являются ли отношения между этнокультурными группами общества также взаимозависимыми? В двух исследованиях (Berry & Kalin, 1979; Kalin & Berry, 1996), была обнаружена положительная корреляция между оценками, которые исследуемые группы давали друг другу. Таким образом, если одна группа симпатизирует другой, то другая группа ответит ей симпатией; и наоборот, антипатия порождает антипатию.

В данном исследовании мы объединяем два ранее отдельно существовавших подхода к изучению межкультурных отношений (аккультурация и межэтнические отношения).



Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет