Замеченные опечатки, исправления и дополнения



бет1/2
Дата12.06.2016
өлшемі450.21 Kb.
#130001
  1   2
ЗАМЕЧЕННЫЕ ОПЕЧАТКИ, ИСПРАВЛЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ
Т. I


страница, строка

напечатано

следует читать

Фронтиспис

С рисунка Л. О. Пастер­нака 90-х годов XIX века

С портрета Н. Ф. Федорова работы Л. О. Па-
стернака

стр. 5, строка 7 снизу

М., 1908, с. 320.

Ч. 1. М., 1908, с. 320.

стр. 11, строка 11 снизу

13(28) декабря

15(28) декабря

стр. 98, строка 12 сверху

Сим <вола>

Сим<вола>

стр. 111, строка 5 сверху

если человек свободен то свободен как птица в клетке

если человек свободен, то свободен как птица в клетке

стр. 131, строки 22–23 снизу

заботиться лишь о живущих, забывая умерших, и приводить к распадению.

заботится лишь о живущих, забывая умерших, и приводит к распадению.

стр. 156, строка 4 сверху

наоплатоников

неоплатоников

стр. 171, строка 7 снизу

вечерней любви

вечерей любви

стр. 173, строка 5 сверху

Грек

грек

стр. 179, строка 3 сверху

могущество

могуществом

стр. 242, строка 2 снизу

Кебуш Чандер Сен

Кешуб-Чандер-Сен

стр. 377, строка 5 сверху




установление в XVIII веке единоверия

Комм.: Единоверие – особая часть греко-российской церкви, образованная по подобию католической унии и действующая на основании «Правил единоверия», высочайше утвержденных 27 октября 1800 г. по представлению митрополита Московского Платона (Левшина). В единоверческих приходах, устраивавшихся в отбиравшихся у старообрядцев храмах и монастырях, было разрешено оставлять дониконовские церковные чины, вести службы по старым книгам, сохранять старообрядческие обычаи при обязательном условии юридического подчинения господствующей церковной иерархии. Введение «единоверия» не привело в действительности ни к слиянию, ни к примирению между представителями старой и новой веры, не способствовало преодолению раскола русской церкви, что и дало Н. Ф. Федорову повод к упрекам в фальши и безжизненности этого «мнимого дела». (Примечание подготовлено А. В. Знатновым.)

стр. 421, строка 14 сверху

Бога-отцов

Бога отцов

стр. 432, строка 9 сверху

Ныне же не увидим ему всяческая покорена

Ныне же не видим ему всяческая покорена

стр. 434, строка 15 снизу

Станаевич

Станоевич

стр. 440, строка 3 снизу

момент издания в 1901 году пасхального манифеста

момент издания в 1900 году пасхального манифеста

стр. 442, строка 11 снизу




Наша местная, всероссийская мануфактурно-художественная выставка 1882 года

Комм.: Речь идет о Всероссийской промышленно-художественной выставке, проходившей в Москве в 1882 г. (располагалась на Ходынском поле). Н. Ф. Федоров посетил эту выставку вместе с Л. Н. Толстым.

стр. 448, строка 19 снизу




Что могут произвести 7-й и 8-й отделы французской выставки в Москве

Комм.: Ниже Н. Ф. Федоров комментирует отделы французской промышленно-художест­венной выставки, проходившей в Москве с
29 апреля по 6 октября 1891 г. (подробнее см. примеч. 96 к разделу «Статьи и заметки разного содержания» – Д, с. 201).

стр. 465, строки 9–11 сверху

Впервые с полным упо­минанием имени Федорова и репродукцией его портрета небольшой отрывок из его сочинений под заглавием «Астрономия и архитектура» был помещен В. Я. Брю­совым в 1904 г. в журнале «Весы». Через два года там же был напечатан еще один фрагмент Федорова «Письмена»

Впервые с полным упоминанием имени Федорова и репродукцией его портрета небольшой отрывок из его сочинений под заглавием «Астрономия и архитектура» был помещен В. Я. Брюсовым в 1904 г. в первом номере журнала «Весы». В шестом номере того же журнала за 1904 г. был напечатан еще один фрагмент Федорова «Письмена»

стр. 465, строка 25 снизу

и второй – в 1928 г.

в 1928 г., второй – в 1929 г.,

стр. 465, строка 16 снизу

несколько писем Федорова о Туркестане.

несколько писем Федорова о Туркестане. Пять писем Н. Ф. Федорова В. А. Кожевникову появились в 1929 г. в газете «Евразия» (4 мая, № 24).

стр. 466, строка 12 снизу

части.

части. О работе Н. Ф. Федорова над текстом «Записки» см. также примеч. 1 к письму 25 – Д, с. 248–249.

стр. 468, строки 20–22

Это явилось непосредственным толчком для разработки федоровского проекта превращения ору­дий истребления в орудия спасения, а самого войска – в естествоиспытательную силу.

Это явилось непосредственным толчком для актуализации федоровского проекта превращения орудий истребления в орудия спасения, а самого войска – в естествоиспытательную силу, разрабатывавшегося им уже ряд лет.

стр. 479, строка 13 снизу

Памрепиос

Пампрепиос

стр. 487, строка 18 снизу

утратой их влияния на другие страны.

утратой их влияния на другие страны. В период «авиньонского пленения» пороки католического духовенства достигли небывалых размеров, что дало повод Франческо Петрарке назвать развратный двор папы Климента VI (Пьера Роже) – «Вавилоном», а само авиньонское пленение – «вавилонским». (Указано А. В. Знатновым.)

стр. 507, строка 25 снизу

Антония

Амвросия

стр. 507, строка 11 снизу

в 1853 г.

в 1653 г.

стр. 507, строка 7 снизу

в 1854 г.

в 1654 г.

стр. 508, строка 29 снизу

По воспоминаниям В. А. Кожевникова,


По воспоминаниям Н. П. Петерсона,

стр. 508, строка 24 снизу

В письме от 24 декабря 1897 г. к Кожевникову Николай Федорович

В письме от 24 декабря 1897 г. к Кожевникову Н. П. Петерсон

стр. 511, строки 33–34 сверху

на письмо Н. П. Петер­сона с изложением основных положений учения Федорова.

на присланное ему Н. П. Петерсоном изложение основных положений учения Федорова.

стр. 512, строка 12 сверху

Подробнее о взаимоотношениях Соловьева и Федорова см.:

Подробнее о взаимоотношениях Соловьева и Федорова см. примеч. 175 к разделу «Статьи и заметки о Ф. М. Достоевском, Л. Н. Толстом, В. С. Соловьеве» (Д, с. 79–139);

стр. 512, строки 15–17

35 К уже упомянутому письму  образования и школы

35 Н. П. Петерсон изложил идеи Н. Ф. Федорова в статье «Чем должна быть народная школа» (текст ее см. в Т. IV наст. изд., с. 506–513). Именно эта статья была послана им Ф. М. До­стоевскому.

стр. 513, строка 18 сверху

статья Федорова

совместная статья Н. Ф. Федорова и И. А. Бо­рисова

стр. 513, строки 29–30 сверху

(подписано именем его друга и последователя С. Белокурова)

(печаталось «под наблюдением» его друга и последователя С. Белокурова)

стр. 514, строка 13 сверху

дополнялась до начала 90-х годов.

дополнялась до начала 90-х годов: часть текста статьи представляет собой разбор французской выставки 1891 г. в Москве.

стр. 514, строка 19 сверху

(там же, л. 86).

(там же, л. 86). Новый виток работы над статьей пришелся на осень 1899 г., поводом к чему послужило предстоящее открытие Всемирной выставки 1900 г. в Париже. Находясь в Асхабаде, Н. Ф. Федоров пишет введение и заключение к статье, текст которой ранее был оставлен им у В. А. Кожевникова, и обсуждает с учеником возможность опубликования этой статьи с новыми добавлениями (см. письма 204, 207, 208, 210 и примеч. к ним – Т. IV наст. изд., с. 403, 405–407, 408–410; Д, с. 364–367). В. А. Кожевников на основе имевшихся у него и вновь присланных Федоровым материалов подготовил статью «О всемирной выставке», однако попытка опубликовать ее в журнале «Вера и разум» не увенчалась успехом (см. письмо 214 – Т. IV наст. изд., с. 413–414).

стр. 515, строка 27 сверху

(см. т. 3 наст. изд.)

(см. т. 3 наст. изд.). Можно и иначе интерпретировать 1-ое и 2-ое предисловия, исходя из указания Федорова, что первое предисловие «есть призыв ученых [...] русских и нерусских к переходу от мысли к делу», а второе – призыв «ученых духовного сана»: 1-м предисловием тогда можно считать начало второй части «Записки...», носящей подзаголовок: «записка от неученых к ученым русским, ученым светским...», а 2-м предисловием – те фрагменты
1-ой части «Записки», которые выросли из писем Н. Ф. Федорова к Амвросию (Ключареву) и Антонию (Храповицкому), на что указывает и письмо 71 (Т. IV наст. изд., с. 253).


Т. II


стр. 3, строки 21–25 сверху

Армянская область – Урарту-Ассирийских летописей, – которая, по новейшим открытиям, русскими учеными совершенным, играла очень важную роль в древнейшей истории Востока и в судьбах народа Божия, отвлекая силы ассириан на север, – она (Урарту-Армения) замедляла падение царства Израильского

Армянская область, Урарту Ассирийских летописей, которая, по новейшим открытиям, русскими учеными совершенным, играла очень важную роль в древнейшей истории Востока и в судьбах народа Божия: отвлекая силы ассириан на север, она (Урарту-Армения) замедляла падение царства Израильского

стр. 3, строка 26 сверху

царства Божия, царства мира, царства Христова

Царства Божия, Царства мира, Царства Хри-
стова

стр. 11, строка 23 сверху

школы музеи

школы-музеи

стр. 25, строка 16 сверху

Федоровчиа

Федоровича

стр. 135, строка 18 снизу

СВЕРХЧЕЛОВЕЧЕСТВО, КАК ПОРОК И КАК ДОБРОДЕТЕЛЬ

СВЕРХЧЕЛОВЕЧЕСТВО КАК ПОРОК И КАК ДОБРОДЕТЕЛЬ

стр. 136, строка 16 сверху

БЕССМЕРТИЕ, КАК ПРИВИЛЕГИЯ СВЕРХЧЕЛОВЕКОВ

БЕССМЕРТИЕ КАК ПРИВИЛЕГИЯ СВЕРХЧЕЛОВЕКОВ

стр. 139, строки 17–18 сверху

есть ... смертный ..., то

есть [...] смертный [...], то

стр. 210, строки 22–23 сверху




ЧТО ТАКОЕ РУССКО-ВСЕМИРНАЯ И ВСЕМИРНО-РУССКАЯ ИСТОРИЯ?

Комм.: Эта и следующая за ней заметка («Русская история – международная история») написаны летом 1901 г. и являются одним из откликов Н. Ф. Федорова на проект реформы средней школы (подробнее см. примеч. 1 к письму 240 (Д, с. 384–386).

стр. 211, строки 14–15 снизу




Приводя в порядок* или, вернее сказать, складывая в одну кучу писанное в разное время об истории...

Комм.: Федоров имеет в виду собственные сочинения: фрагменты «Записки», значительную часть которой занимал «Исторический очерк», излагавший историософские взгляды мыслителя, и ряд других статей и заметок (ср. заметку: «При разборе бумаг нашел я очень старую программу Истории» – Т. III наст. изд., с. 366).

стр. 211, строка 6 снизу

* В качестве библиотекаря.

* В качестве библиотекаря. (Примеч. В. А. Ко­жевникова.)

Комм.: Пояснение В. А. Кожевникова неверно. Речь идет о разборе бумаг самого Федорова.

стр. 214, строка 3 снизу

в «Русск. Архиве”

в «Русск. Архиве»

стр. 216, строки 14–26




Поправку см. после таблиц

стр. 303, строка 19 снизу

сын Его

сын его

стр. 312, строка 2 снизу

Кадетстком

Кадетском

стр. 316, строка 1 сверху

глупости

глупость

стр. 434, строка 3 сверху

останется без приложения,

останется без приложения (Примеч. 31),

стр. 434, строка 15 сверху

искусства.

искусства (Примеч. 32).

стр. 435, строка 9 снизу

требование реального и идеального.

требование реального и идеального (Примеч. 33).

стр. 441, строка 22 сверху

(см. Т. III наст. изд.).

(см. Т. IV наст. изд.).

стр. 441, строки 22–23 сверху

1 Речь идет о заметке Ю. П. Бартенева, учени­ка Н. Ф. Федорова «Об историческом значении царского титула»

1 Речь идет о заметке Ю. П. Бартенева, ученика Н. Ф. Федорова, «Царский титул и коронование»

стр. 442, строка 8 сверху

8 В заметке «Об историческом значении царского титула»

8 В заметке «Царский титул и коронование»

стр. 442, строка 28 сверху

эволюлции

эволюции

стр. 442, строка 31 сверху

12 Этот абзац в тексте, помещенном в журнале «Русский архив», отсутствует, но есть в публикации в «Асхабаде».

12 В части тиража журнала «Русский архив» этот абзац статьи отсутствует, другая же часть тиража его содержит. Интересно, что во втором случае ради вставки абзаца полностью переверстан весь федоровский текст и тут же (сразу после «сокращенного» варианта) вшит в выпуск основного блока журнала. Таким образом, в части тиража «Русского архива» статья напечатана дважды. Последний абзац, по всей видимости, был выпущен по вине типографии, и Федоров, обнаруживший уже в гранках отсутствие фрагмента своей статьи, мог настоять на переверстке. Но так как часть тиража «Русского архива» уже была отпечатана, сброшюрована и разослана подписчикам, то до нас дошли два «варианта» одного журнального выпуска: один обычный, другой – с дважды напечатанной статьей. (Примечание подготовлено А. В. Знатновым.)

стр. 444, строки 25–26 сверху

Под туранцами Федоров разумеет русских

Под туранцами здесь Федоров разумеет русских

стр. 445, строка 1 снизу, стр. 446, строки 1–4 сверху

62 Мысль о строительстве  на Дальнем Востоке.

62 В 1890-е – начале 1900-х гг. в России активно разворачивалось строительство Сибирской железной дороги, которая должна была связать Европейскую Россию с Дальним Востоком (дорога шла от Санкт-Петербурга через Челябинск, Омск, Красноярск, Иркутск). В 1898 г. в рамках этого проекта была начата постройка Китайско-восточной железной дороги, продлившей Сибирскую магистраль до портов Владивосток, Порт-Артур и Дальний. В 1902 г. было начато строительство Северной железной дороги Санкт-Петербург–Вологда–Вятка, связывавшей Великий Сибирский путь с русским Севером. Н. Ф. Федоров, писавший данный фрагмент статьи «Самодержавие» в 1901 г., за год до начала строительства Северной дороги, когда этот проект еще только обсуждался в печати, крайним северным пунктом железной дороги называет порт Александровск на Кольском полуострове, основанный в 1899 г.

стр. 446, строка 22 сверху

68 Речь идет о статьях самого Федорова.

68 Первая из названных статей принадлежит самому Федорову, вторая – И. А. Борисову, третья – написана Н. Ф. Федоровым совместно с И. А. Борисовым.


стр. 450, строка 16 сверху

на развитие Ренана.

на развитие Ренана. О фрагменте книги Э. Ренана «Жизнь Иисуса», в котором выражена надежда на воскрешение, и его письме к П. Бертло см. примеч. 251 к разделу «Статьи и заметки о Ф. М. Достоевском, Л. Н. Толстом, В. С. Соловьеве» (Д, с. 153–154).

стр. 457, строка 14 сверху

Рохолл

Рохолль

стр. 470, строка 24 сверху

(франц.).

(франц.). Подробнее о книге Ш. Стоффеля см. примеч. 247 к разделу «Статьи и заметки о Ф. М. Достоевском, Л. Н. Толстом, В. С. Со­ловьеве» (Д, с. 151–153).

стр. 472–473

275 Эти две статьи  творчества самой жизни.

275 Об атрибуции и истории создания статьи «Искусство, его смысл и значение» см. примеч. 9 к разделу «Вокруг Федорова» (Д, с. 544).

стр. 475, строка 21 снизу

а возможно и совместно с ним.

а возможно, и совместно с ним. Содержательные и текстуальные совпадения статей объясняются тем обстоятельством, что статья «Об управлении силами природы» была составлена Н. П. Петерсоном именно на основе статьи Ю. П. Бартенева (см. примеч. 17 к разделу «Статьи и заметки о Ф. М. Достоевском, Л. Н. Толстом, В. С. Соловьеве» – Д, с. 43).

стр. 479, строка 5 сверху

была напечатана Федоровым

была напечатана Петерсоном

стр. 482, строка 19 сверху

191.

291.

стр. 483, строка 4 сверху

Философия общего дела. Верный, 1906

Философия общего дела. Т. I. Верный, 1906

стр. 486, строка 25 сверху

«глубже»

“глубже”

стр. 489, строки 4–5 сверху

Однако цензурный комитет отклонил рукопись.

Однако цензурный комитет отклонил рукопись. Подробнее о цензурной истории работы «В защиту дела и знания» см. преамбулу комментария к письму 98 (Д, с. 298–299).

стр. 489, строка 21 сверху

Первая из этих статей, как указывалось в примеч. 7, принадлежит
Федорову, вторая – Ю.П. Бартеневу (см. при­меч. 22 к «Статьям» о разоружении и умиротворении).

Первая из этих статей написана Н. Ф. Федо­ровым совместно с И. А. Борисовым, автором второй является Ю. П. Бартенев (см. примеч. 22 к «Статьям о регуляции природы»).

стр. 492, строки 11–14

Работа печатается  Л. 182–187 об.).

Работа «Музей, его смысл и назначение» вошла во II т. «Философии общего дела» («Философия общего дела. Статьи, мысли и письма Николая Федоровича Федорова». Т. II. М., 1913, с. 398–473). В фонде Н. П. Петерсона в ОР РГБ сохранилась ее беловая копия, писанная рукой Н. П. Петерсона (ОР РГБ, ф. 657,
к. 5, ед. хр. 22).

Во втором томе работа была напечатана не полностью. Заключительная часть ее не попала в издание, вероятно из-за недосмотра Н. П. Пе­терсона. Сам Н. П. Петерсон выяснил это лишь в 1918 г., обратившись к переписанному им самим тексту работы (см. цитату из его письма к М. Н. Петерсону от 17(30) июля 1918 – Т. III наст. изд., с. 568). Текст выпущенного фрагмента был заново переписан Петерсоном и под названием «Музей, его смысл и назначение (Окончание статьи, напечатанной во 2-м томе)» предполагался ко включению в третий том (сохранилась копия работы рукой Н. П. Петерсона: ОР РГБ, ф. 3, ед. хр. 3,


лл. 172–181).

В наст. изд. статья «Музей» печатается по ее публикации во II томе «Философии общего дела» с присоединением «Дополнения», подготовленного Н. П. Петерсоном.



стр. 495, строка 3 сверху

Сверхчеловечество, как порок и как добродетель

Сверхчеловечество как порок и как добродетель

стр. 495, строка 2 снизу

Бессмертие, как привилегия сверхчеловеков

Бессмертие как привилегия сверхчеловеков



Достарыңызбен бөлісу:
  1   2




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет