Занятие «Дело Рейхлина»



Дата14.07.2016
өлшемі68.75 Kb.
#198919
түріЗанятие
Занятие 1. «Дело Рейхлина». Ульрих фон Гуттен.

Анализ книги «Письма тёмных людей»

1.       Биография Иоганна Рейхлина, его роль в знакомстве Европы с еврейской культурой и каббалой (доклад).

2.       История написания «Писем тёмных людей», имена авторов книги, роль Пфефферкорна.

3.       Значения слова обскурант (во времена Рейхлина и в современном мире).

4.       Судьба и творчество Ульриха фон Гуттена. (доклад)

5.       Отношение Эразма Роттердамского к «Письмам тёмных людей».

6.       Кому адресованы письма и почему?Какую цель имели приветственные обращения в начале каждого письма?

При поиске ответов на нижеследующие вопросы необходимо выписывать все номера писем, где содержится тематика, которой посвящён вопрос

7.       Где и как высмеивается безграмотность, мнимая учёность и невежество богословов-схоластов?

8.       Где и как высмеивается бессмысленность богословских споров?

9.       Где и как высмеивается пьянство и обжорство богословов и монахов?

10.    Где и как высмеивается развратность и нарушение целибата священниками и монахами? Что такое «молочная десятина» (см. текст «Писем тёмных людей» и примечания к нему)?

11.    Где и как высмеивается отношение богословов к логике и авторитету Аристотеля?

12.    Где, и в с связи с чем упоминается Папа Лев X? Как к нему относятся богословы-схоласты и монахи.

13.    Где и каким образом отражено противостояние гуманистов и схоластов в Университетах.

14.    В каких письмах (2-го тома) и как раскрывается то, как богословы восприняли выход «Писем тёмных людей».

Дополнительное задание, обязательное только для тех, кто претендует на отличную итоговую оценку:

15.    По каким признакам, по Вашему мнению, можно проводить сравнительный анализ трёх гуманистических сатир («Корабль дураков», «Похвала глупости» «Письма тёмных людей»). Проведите по предложенным Вами признакам такой сравнительный анализ.
Занятие 2. Творчество Себастьяна Бранта.

Анализ книги «Корабль дураков»

1.     Биография Себастьяна Бранта.

2.     История создания и распространения книги «Корабль дураков». Смысл и происхождение образа-символа корабля дураков.

3.     В чём отличие понимания человеческих пороков Брантом от христианского средневекового понимания?

4.     В каких стихотворениях и как Брант объясняет то, зачем он написал свои сатиры?

5.      Мог ли тип глупцов, описанный в стихотворении «О бесполезных книгах», быть широко распространён до 15 века. Как в этом стихотворении не явно характеризуется отношение общества к гуманистам.

6.     Какие образы и сюжеты, указывают на связь творчества Бранта с национальным фольклором?

7.     Как следует относиться к богатству и чем может гордиться мудрец, по мнению Бранта в стихотворении «О стяжательстве»?

8.     В каких стихотворениях, и какие пороки, связанные с отношениями между мужчинами и женщинами высмеивает Брант? Каков взгляд автора на эти пороки – светский или религиозный?

9.  Какие пороки, связанные с воспитанием, высмеивает Брант?

10.  В каких стихотворениях, и какие пороки, связаны с властью и правлением?

11.  В каких стихотворениях, и какие пороки, связаны с церковью и духовенством?

12.  В чём Брант обвиняет нищих, кто высмеивается в стихотворении «О нищенстве».

13.  Оцените насколько полно представлена социальная иерархия и социальные слои в сатире Бранта.

14.  Какие, критикуемые Брантом явления, можно считать общечеловеческими и присущими всем эпохам, а какие только средневековью?

15.  Образ мудреца у Бранта и его отличие от идеала христианского аскета.

16.  Соотношение назидания и иронии в «Корабле дураков».

17.  Соотношение призывов к реальным светским достижениям в земной жизни с увещеваниями воздаянием после смерти.

18.  Какие специфические черты северного Возрождения, и в каких стихотворениях можно выявить.

19.  Для чего Брант широко использует библейские и античные образы и сюжеты (своё мнение обосновать на конкретных примерах).

Дополнительное задание, обязательное только для тех, кто претендует на отличную итоговую оценку:

Контент-анализ «Корабля дураков»

21.  Анализ количественного соотношения библейских и христианских образов и сюжетов с образами и сюжетами античной мифологии и истории.

     Разделить группы стихотворений, где есть:

a.     образы и сюжеты только из античной мифологии и истории;

b.     образы и сюжеты только из библейской мифологии и истории.

c.     образы и сюжеты и из библейской, и из античной мифологии и истории.

Сравнить размеры данных групп.

     Установить общее количество упоминаний библейских образов (например, образ чёрта или наказания в аду), сюжетов, имён и названий и аналогичное количество упоминаний связанное с античностью. При этом повторяющиеся в разных стихотворениях имена и образы, считать, а повторяющиеся в одном стихотворении имена и образы, не считать: несколько упоминаний одного и того же имени в одном стихотворении считать как одно упоминание.

     Сделать на основе количественного анализа выводы о соотношении в творчестве Бранта христианских традиций и традиций Возрождения.



Занятие 3.Судьба и творчество Эразма Роттердамского

1.     Биография Эразма Роттердамского, его влияние на европейскую культуру и историю начала XVI века. (доклад)

2.     Мировоззрения Эразма, особенности его позиции во время Реформации. (доклад)

3.     Знать в общих чертах содержание и основные идеи следующих произведений Эразма Роттердамского (установите русские переводы латинских оригинальных названий):

Ø     «Antibarbari»

Ø     «Adagia»

Ø     «Enchiridion Militis Christiani»

Ø     «Morie Encomium sive Stultitiae Laus»

Ø     «Institutio principis Christiani»

Ø     «Querella pacis undique ejectae profligataeque»

Ø     «Ratio seu methodus compendio proveniendi ad veram Theologiam»

Ø     «Colloquii familiaria»

Ø     «De Libero arbitrio»

Ø     «Paraclesis, id est, adhorttatio ad Christianae Philosophiae studium»

Ø     Hyperaspistes I

Ø     «Declamatio de pueris ad Virtutem ас literas liberaliter in-stituendis idque protinus a nativitate»

Ø     «De civilitate morum puerilium libellus»

Дополнительное задание, обязательное только для тех, кто претендует на отличную итоговую оценку:

4.     Прочитать на выбор одно из произведений Эразма (кроме «Похвалы глупости»), переведённых на русский язык, и выявить основные темы, идеи, сюжеты и проблемы произведения. Это знание должно быть подкреплено приведением наиболее показательных, на Ваш взгляд, выдержек и цитат из произведения.



Анализ книги Эразма Роттердамского «Похвала глупости»

1.     Какими мотивами и целями Эразма Роттердамского объясняет стиль и специфику своего произведения в "Предисловии автора"

2.     Оцените насыщенность текста "Похвалы Глупости" образами и сюжетами античной мифологии, истории и литературы. Сравните с использованием этих образов и сюжетов С.Брантом (сравнивать как по насыщенности, так и по целям использования).

3.     Почему "Похвала Глупости" не только сатира, но и пародия.

4.     Сравните "Похвалу Глупости" с "Кораблём дураков" по критерию близости к простонародной культуре.

5.     Какую информацию о роли гуманизма в начале 16 века можно извлечь из Главы 6.

6.     Кто из богов является матерью и отцом Глупости, согласно версии Эразма Роттердамского в Главе 7, и почему.

7.       Имеют ли сатирическую направленность Главы 11, 12, 13, 14, 19. Ответ обосновать.

8.     Согласен ли, по вашему Вашему мнению, сам Эразм со своей героиней в главах 16, 22. Используйте информацию об основных признаках гуманистического движения и специфике Северного гуманизма.

9.       В каких главах высмеиваются пороки, связанные с браком и семьёй, что это за пороки, сравните их с аналогичной тематикой у С.Бранта.

10.    Какие пороки общества не высмеиваются С.Брантом, но их рассматривает Эразм. Чем можно объяснить такое различие с точки зрения изменения исторической ситуации в Европе.

11.  В каких главах и за что высмеиваются дворяне и короли. Какие выводы из сатиры на высшие сословия можно сделать о понимании гуманистами благородства, богатства и свободы.

12.  Согласен ли Эразма Роттердамского, исходя из его судьбы и творчества, играть ту же комедию жизни, которую воспевает его героиня в Главе 29.

13.  Каким предстаёт образ мудреца в представлении Глупости в главах 17, 19, 24, 25, 30, 36, 37. В чём глупость видит невыгоды мудрости.

14.  В какой главе, и в связи с чем, начинают активно упоминаться христианские образы и обсуждаться проблемы церкви и веры.

15.  Какие суеверия, и с каких позиций (разума или истинной христианской веры) высмеиваются в главах 40, 41, 45, 47.

16.  За что высмеиваются средневековые схоласты-теологи в Главах 53, 54.

17.  За что высмеиваются монахи в Главе 54.

18.  Сравните с Брантом насколько далеко заходит сатира Эразма в критике высших духовных ли в Главах 57-59. За что критикуется Папа Римский в Главе 59.

19.  Сравните Главы 57-60, в которых речь идёт о церкви со всеми остальными предыдущими главами по признаку соотношения голоса автора и голоса его героини. Объясните различия.



20.  В чём различия критики схоластики между главами 64, 65 с одной стороны и главами 53, 54, с другой стороны.

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет