Земля, овеянная легендами



Дата15.06.2016
өлшемі68.01 Kb.
#137539

Земля, овеянная легендами


Озеро Джасыбай в давние времена носило название Шоинколь. Исторические справки, сохранившиеся до наших дней, рассказывают, что в 1741 г., когда Аблай-хан находился в пле­ну у джунгарского владыки Галдан-Церена, джунгары пытались захватить Каркаралинские и Баянаульские степи со стороны Ирты­ша. Но талантливый предводитель казахов Олжабай Толебаев со своим племянником Джасыбаем, троюродными братьями Едынба-тыром и Жауке-батыром, сыновь­ями бия Казбека, срочно органи­зовал боевые отряды для отпора врага. Во главе одного из отря­дов стал Джасыбай. Было реше­но, он первым встретит вражес­кую конницу.

Казахи устроили засаду в тес­нине, где невозможно было раз­вернуться привыкшей к степным просторам джунгарской коннице. Отряд Джасыбая подпустил про­тивника почти вплотную. Джасы­бай появлялся в самых Опасных местах. Под ударами его тяже­лого, кованого из закаленного железа копья снопами валились воины врага. Смятение приходи­ло в отряды захватчиков, и к ве­черу джунгары, не выдержав боя, бежали к озеру Сабындыколь под защиту стен временного укрепле­ния.

Однако для самого Джасыбая отдых после боя оказался роко­вым. Он был убит стрелой вра­жеского лазутчика, который, ли­шившись в бою коня и спрятав­шись за камнем, ждал наступле­ния темноты.

Когда гонец привез эту печаль­ную новость Олжабаю, тот на­нес джунгарам последний сокру­шительный удар в Прииртышской равнине.

Молодого батыра с почестями похоронили на самой верхней точке перевала. Так и называет народ до сих пор этот перевал перевалом Джасыбая, а озеро Шоинколь, к которому так и не прорвался враг, переименовал в озеро Джасыбая. На крутом обрывистом берегу озера стоит утес Конская голова. Некоторые ут­верждают, что это конь батыра, скорбя по хозяину, поднялся по крутой тропе на гору и окаменел.

Вокруг озера высятся горы Кокше, Атсалган, Джамбак, Кюинбек, Акбет и другие. Самая высокая из них — Акбет. В на­роде бытует несколько легенд, связанных с именем горы. Одни, например, утверждают, что она названа так в память о красавице Баян. Другие, что Белолицей гору стали называть после того, как на ней скрывался с девушкой не­обыкновенной красоты батыр Жалантас. Третьи твердят о том, что эта гора названа в честь кра­савицы Акбет Буркутбаевой, ко­торая любила смелого джигита, но была продана за калым ста­рому баю Акимбеку. В день свадьбы она бросилась с высо­кой горы, которая позже стала носить ее имя.

Немало преданий связано и с озером Торайгыр, У Едыге, потом­ка Айдабола, было три сына. Ког­да родился старший сын Кшару, отец видел во сне ворону на гнез­де, перед появлением на свет Шона — беркута с добычей под крылом, а накануне рождения млад­шего, Торайгыра — мальчика, кото­рый ловил и раздавал птиц. Как при­снилось, так и случилось. Старший сын имел небольшое хозяйство и других хлопот не ведал. Средний, Шон, стал бием и использовал свое положение для наживы. Тот, кто мог принести в подарок десяток-другой лошадей или баранов, всегда оказывался прав. При создании царским правительством так называемых внешних округов Шон Едыгеев, как самый влиятельный фе­одал, был назначен старшим султаном Баянаульского внешнего округа.

Торайгыр был бием и батыром. Он был справедлив и великодушен. Бед­няки искали и находили защиту от притеснителей у него. После его смер­ти озеро, у которого он жил, было названо его именем.

У озера Торайгыр возвышается пик Смелых. Это имя скала носит недав­но — с пятидесятых годов, когда на­чалось массовое развитие туризма в Баянаульских горах. Старое название горы — Серке-котергентас (Скала, на которую поднялся козел) или со­кращенно — Серкетас. Так назвали ее после того, как вожака-козла (сер­ке) унес к своему гнезду орел.

Те, кому удалось подняться на пик Смелых, могли увидеть через пере­вал, у скалы Акбет персонажей из сказки о трехглавом змее и семи богатырях-батырах.

Это было давным-давно, рассказы­вает сказка, между Дегеленом и юж­ными отрогами Кзылтауских гор, где ныне земли Майского района. У Ир­тыша все богатые травами места были заняты другими родами, холмы Дегелена малоприветливы. Манили к себе богатые и красивые горы Кзыл-тау с чистыми голубыми озерами и звонкими ручьями. Но седобородые, всезнающие старики сами страшились приближаться к ним и удерживали молодых джигитов: "Если дорожите жизнью, забудьте и думать об этом прекрасном крае". Потому что на горе, которую мы теперь называем Акбет, в те далекие годы жил трех­главый змей-людоед. На рассвете змей спускался к озеру пить воду. Днем он спал на солнцепеке, а к вечеру вылетал выбирать себе жертву из молодых парней и девушек.

Особняком кочевал с аулом сме­лый и сильный Айдабол, с которым жили отец и .дед и у которого росло семеро сыновей, не знающих равных себе ни в борьбе, ни в скачках, ни в других состязаниях. Они захотели сразиться с драконом и отправились к берегу озера, куда змей спускался на водопой. Построили баркас, и трое старших поплыли к месту, где змей пил воду. Завязался бой. Погибли смельчаки, отрубив, однако, одну голову змею-людоеду.

На следующую ночь снова отпра­вились три брата, чтобы на рассвете или победить, или умереть. Свирепо оборонялся змей. Погибли братья, но отрубили еще одну голову.

Не дождавшись их возвращения, младший из смельчаков сделал лод­ку-долбленку и поплыл навстречу судь­бе. Увидев спускающегося, теперь уже одноглавого змея, джигит обнажил меч и вступил в единоборство. Выб­рав момент, джигит нанес смертель­ный удар. Но в то же время зубы змея впились в тело юноши. Оба упали за­мертво — один с отрубленной голо­вой, другой — с разорванной грудью.

Погибли славные братья-батыры. Но как бы в память об их подвиге природа изваяла каменные памят­ники. На озере стоят островки — два баркаса и лодка, а на берегу у под­ножия Акбет — семь каменных выс­тупов — окаменевшие семь братьев. А еще ниже, у берега — три камен­ные головы змея-людоеда.

История названия озера Сабындыколь связана с легендой о Баян-Слу и Козы-Корпеше. Когда-то, купаясь в озере. Баян уронила в него мыло.

— Не потому ли вода в нем такая мыльная? — говорили потом люди. Так и привыкли озеро называть Мыль­ным — Сабындыколь.

В народе бытует очень много ле­генд, связанных с Ваянаульскими го­рами. Например, легенда "Когершин".

Когда-то мимо путеводной скалы Шляпа от Торайгыра шли дороги к Сабындыколю и урочищу Аккелин. По ним пригоняли скот к летним пастби­щам, проходили караваны с товарами, ездили в гости, на празднества...

Так было до того, как богачу из рода Каржас, жадному и властолю­бивому Тасбасу, вздумалось расши­рить пастбище для своих бесчислен­ных стад. И он, найдя пустяковый предлог, потребовал, чтобы аулы рода Айдабол переселились на юго-восток, за озеро Торайгыр. Послед­ние не подчинились, и дело дошло до кровопролитного сражения.

Сестра Тасбаса — Когершин, жена айдабольца, мать девяти сыновей, уз­нав о случившемся, поспешила к ме­сту боя, чтобы примирить враждую­щих. Ни одной лошади не было близ­ко. Она села на верблюда, но тот оказался очень медлительным. Тог­да Когершин превратилась в голубя и полетела туда, где слышались зву­ки боя.

Там, где пролетала голубка, руки с соилами и шокпарами опускались. На глазах противников необычайно большой сизый голубь сел на скалу и окаменел. В камни-валуны превра­тились трупы убитых и закрыли со­бой долину, за которую шло сраже­ние.

Люди прокляли коварного Тасбаса, и тот тоже превратился в камень.

У новой дороги на полпути от озе­ра Торайгыр к озеру Джасыбай сто­ит одинокий камень, который назы­вают Тасбас. Старики, проезжая мимо, шлют ему проклятия, а перед скалой Когершин в знак благодарно­сти склоняют головы. А неподалеку от усадьбы аула имени Торайгырова лежит каменный верблюд, на кото­ром выезжала Когершин, чтобы по­мирить враждующих.

Южнее озера Сабындыколь рас­простерлись каменные курганы. За ними — старинные казахские моги­лы с полуобвалившимися стенами. А вот и могильник эпохи бронзы. Во­обще на территории Баянаульского парка открыто много древних могил и могильников. В здешних местах люди давно натыкались на каменные гробы. Археологи относят их к вре­менам андроновской культуры. Сле­ды древних захоронений хорошо вид­ны на лесных опушках по обе сторо­ны Рыбного ключа, Джасыбая. Возле самой турбазы, метрах в трех­стах от нее, люди поселились еще в эпоху неолита. Наскальные ри­сунки встречаются в урочище Найзатас. Находят здесь архео­логи знаки скифско-сакского Времени, кимаков, кипчаков. В опубликованном областным историко-краеведческим музеем списке баянаульских архитектур­ных памятников — 94 названия.

На южной стороне озера Джа­сыбай находится самый знаме­нитый грот Баянаульских гор. От­крыл его в 1926 году сибирский ученый Петр Людвигович Драверт. Теперь он так и называет­ся — грот Драверта. Красной же­лезистой краской на потолке гро­та нанесены схематизированные изображения человеческих фи­гур. Вот отрывок из статьи Дра­верта "Грот с писаницами на озе­ре Джасыбай в окрестностях Баянаула":

"На писаницах можно усмот­реть 15 фигур: из них 10 надо отнести к изображениям людей в разных позах, причем три фи­гуры, несомненно,принадлежат мужчинам... Небольшие размеры грота вряд ли способствовали из­бранию его для жилища даже одного человека. Свод и стены его отличаются особой чистотой. Скорее всего, это было что-то вроде капища, предназначенно­го для хранения предметов куль­та, и рисунки на своде имели, по-видимому, какое-то религиозное или магическое значение. Сосед­ние гроты более вместительные и обширные, могли служить до­статочно удобными обиталища­ми. Своды их сильно закопчены".

К одной из самых замечатель­ных достопримечательностей Ба­янаула относится и пещера Аулиетас. Лет 30 назад экспеди­ция областного историко-краеведческого музея имени Потани­на провела обследование пеще­ры. Под небольшим слоем почвы было обнаружено множество ко­стей животных. Ученые предположили, что это остатки жертвоп­риношений. До наших дней со­хранились связанные с пещерой легенды, тесно переплетенные с суевериями. До недавней поры несчастливые в семейной жизни женщины приходили сюда, что­бы выпросить у судьбы счастье.

Под сводами этой пещеры все­гда сухо и прохладно, даже в са­мые жаркие летние дни. Свет электрических фонариков слабо рассеивает вечную темноту. Ка­менные стены и потолок закоп­чены. Слой копоти и сажи скрыл от наших глаз рисунки художни­ков. Только тщательно присмот­ревшись, начинаешь различать их слабые контуры.

Ствол дерева с коротко обруб­ленными сучьями служит как бы лестницей во вторую нишу. Здесь в каменном полу природа "выто­чила" чашу. Летом в ней всегда есть вода. Интересно, что родни­ков в пещере нет. Не попадает сюда и дождь. Вода образуется в результате конденсации. Она чи­ста, прохладна. В преданиях воде пещеры Аулиетас приписывают­ся целебные свойства.

Камни не молчат. Только своими тайнами они делятся с теми, кто умеет вникнуть в их камен­ную речь.



А. ТРИКУЛИЧ,

по материалам республиканских изданий.

Источик: Голос Экибастуза.- 1999.- 2 июля (№ 27).- С.6.

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет