12. Идиостиль и лирическая тональность рассказов К. Г. Паустовского (1892–1968)



бет1/2
Дата03.01.2022
өлшемі18.23 Kb.
#451347
түріРассказ
  1   2
Практическое занятие 12


12. Идиостиль и лирическая тональность

рассказов К.Г. Паустовского (1892–1968)
Вопросы и задания для формирования компетенций:

1. Слово о писателе. Константин Георгиевич Паустовский – русский писатель, мастер лирико-романтической прозы, автор произведений о природе, исторических повестей, художественных мемуаров.

2. В рассказе «Дождливый рассвет» внутреннее состояние героя, приехавшего с фронта в далекий маленький городок, чтобы передать письмо от знакомого по госпиталю приятеля его бывшей жене, выражены через состояние природы. Моросящий дождь, густые сумерки, туман, тишина провинциального городка становятся эмоциональными доминантами рассказа. Это знаки состояния героя, переживающего чувство неясного ожидания, легкой тревоги и смутной надежды перед встречей с незнакомой ему женщиной. Вместе с тем эти изобразительные детали также выражают и состояние человека, приехавшего с войны и оглушенного покоем мирной жизни. Охарактеризуйте значение мотива дождя (воды) в рассказах К.Г. Паустовского 1950-1960-х годов.

3. Исследователи творчества К.Г. Паустовского, отмечая тематическую и стилистическую эволюцию произведений писателя, в качестве стилеобразующей характеристики выделяют их принадлежность к «лирической прозе», отличительными признаками которой являются выраженность авторского «я», наличие подтекста, сверхзадача пейзажа, особая роль детали, тяготение к ассоциативности художественного мышления. Докажите или опровергните эту мысль исследователей на примере рассказов «Снег», «Телеграмма», «Дождливый рассвет», «Кордон „273"», «Ильинский омут» и др. Верно ли, что в этих рассказах авторский индивидуальный стиль приобрел очевидно узнаваемый, неповторимый облик?

4. Видающимся отечественным лингвистом В. В. Виноградовым сформулировано понятие «индивидуального стиля», как «своеобразной, исторически обусловленной, сложной, но структурно единой и внутренне связанной системы средств и форм словесного творческого выражения» [Виноградов В.В. О теории художественной речи. М., 1971, с. 105]. Это понятие получило дальнейшую разработку в филологии. Сегодня чаще всего используется термин «идиостиль», под которым понимается единство содержательных и языковых характеристик, связанных с авторским мировоззрением, картиной мира писателя и формирующих отличительный, индивидуально-специфичный строй его художественной речи, «совокупность ментальных и языковых структур художественного мира писателя». Достаточно ли, опираясь на данные определения, ограничиваться простым перечислением лексико-грамматических особенностей произведения писателя при характеристике его индивидуального стиля (идиостиля)? В чем по вашему мнению заключается творческая концепция К. Г. Паустовского, определившая содержание его рассказов и специфику стиля? Докажите это примерами из рассказов писателя, где наиболее ярко выражается гармоничное единство мира природы и созвучие ей человека, переживающего волнующие моменты своей внутренней жизни, испытывающего чувствительные движения души.

5. Тональную окраску речи в поздних рассказах К.Г. Паустовского во многом формируют детали, характеризующие хронотоп дома: раскрытая книга, запах духов, стук ходиков в тишине комнат, старая лампа, букет иван-чая, плюшевый альбом для фотографий, женская шляпа на рояле, пожелтевшие фотографии на стенах. Какие ассоциации вызывают эти детали в рассказах писателя? Каким эмоциональным отношением наполняют и образы героев, и изображаемые события? Аргументируйте свою позицию примерами из произведений К.Г. Паустовского, из критических и исследовательских работ о его творчестве.

6. В формировании тональности произведения важную роль играет ритмико-синтаксическая организация текста. Как правило, ритм является важным маркёром, приметой индивидуального стиля. Охарактеризуйте особенности ритмико-синтаксического строя рассказа «Телеграмма». Можно ли считать интонационно-мелодический рисунок этого рассказа примером идиостиля К. Г. Паустовского? Докажите это на примере других рассказов писателя.

7. Особая роль в формировании лирической тональности, психологизма прозы К.Г. Паустовского принадлежит эпитетам, обладающим высоким ассоциативным потенциалом, способным в контексте отдельного произведения, да и творчества в целом актуализировать взаимодействие прямых и переносных значений слова, обогащая образные представления с помощью простых и естественных словоупотреблений, не нарушающих тональное звучание речи. Составьте словарь эпитетов К.Г. Паустовского, используя его рассказы 1950-1960-х годов. Постарайтесь выбирать эпитеты, которые служат не только для пейзажных описаний, но и создают определенную тональную окраску речи, служат своеобразным проводником подтекстовых смыслов, сообщая читателю созвучное настроение и пробуждая рефлексию.

8. Представьте план-характеристику перспективного изучения творчества К.Г. Паустовского в средней школе.



Достарыңызбен бөлісу:
  1   2




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет