33 Исламское образования в России и за рубежом Максуд Садиков



Pdf көрінісі
бет1/4
Дата23.04.2024
өлшемі160.36 Kb.
#499639
  1   2   3   4
80-154-1-SM



 
33
Исламское образования в России и за рубежом
Максуд Садиков
ИСЛАМСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДАГЕСТАНЕ:
ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ.
Традиционное исламское образование в Дагестане имеет достаточно дли-
тельную и самобытную историю. Ислам является одним из ведущих компонен-
тов этнической самоидентификации народов Дагестана. Исламское образова-
ние в Дагестане во все времена, начиная с первых веков проникновения сюда 
мусульманской религии до наших дней, имело и имеет высокий социальный 
престиж, оно востребовано обществом, играет в нем заметную роль. Еще в де-
вятнадцатом веке член Петербургской АН Петр Карлович Услар писал о дагес-
танском образовании следующее: «если об образовании народном судить по 
соразмерности числа школ с массою народонаселения, то дагестанские горцы 
в этом отношении опередили даже многие просвещенные европейские нации. 
Учение доступно каждому горскому мальчику. В каждом ауле найдутся люди, 
которые учат детей читать и писать. Можно сказать, что в Дагестане нет почти 
ни одного селения, в котором при мечети у кадия не обучались бы арабскому 
языку от трех, до пятнадцати и более учеников… ». 
Сегодня развитие традиционной системы исламского образования, ее ин-
теграция в современное образовательное пространство является одной из 
важнейших задач, стоящих перед духовенством и исламскими учебными за-
ведениями Дагестана. 
Проникновение Ислама в Дагестан, а следовательно, и на территорию совре-
менной Российской Федерации, началось с города Баб аль-абваб. Таким было 
арабское название Дербента, что в переводе означает «Ворота ворот». Имен-
но через эти «ворота» примерно в 20-м году хиджры (642 г.) вошли посланцы 
мусульманского халифа, чтобы приобщить местное население к Исламу. Впос-
ледствии Дербент занял особое место в истории Дагестана и России.
Окончательно власть исламского Халифата в Дербенте и его окрестностях 
утвердилась к началу VIII в. н.э. Примерно к 733 г. здесь была построена гран-
диозная соборная мечеть и семь квартальных мечетей. Это были первые мече-
ти на территории сегодняшней России. Они строились при халифе Харуне 
ар-Рашиде и ширваншахе Ибрагиме Дербенди. 
Мечети служили не только для совершения молитв; они еще являлись сре-


34
Минбар
2(4)/2009
доточием всей культурной жизни об-
щины, в том числе и образовательной. 
При них были организованы и пер-
вые школы по обучению к Корану и 
основам ислама -
мактабы
(мектебы), 
где было начато системное обучение
грамоте.
Довольно рано в Дагестане появля-
ются и мусульманские образователь-
ные школы второй ступени— 
мадраса
(медресе). Уже в конце XI века в селе-
нии Цахур было построено первое 
медресе на Северном Кавказе, прото-
тип медресе в Багдаде, организован-
ное в 1064-1066 гг. сельджукским ва-
зиром Низам ал-Мулком.
Значение Дербента как крупного 
духовно-образовательного центра на 
Северном Кавказе неуклонно растет. 
О том, что складывающаяся система 
исламского образования в то время 
прекрасно работала и достигла весо-
мых результатов, мы можем судить 
по свидетельствам средневековых 
мусульманских авторов. Исходя из 
данных средневекового арабского 
путешественника Ибн Баттуты о том, 
что “среди шафиитских мударрисов 
(в медресе столицы Золотой Орды Са-
рай-Берке) имеется факих достойный 
имам Садраддин Сулейман ал-Лакзи, 
один из превосходных людей”, мы мо-
жем предположить, что выходцы из 
Дагестана в XIV в. преподавали в золо-
тоордынских медресе. 
Система исламского образования, 
сложившаяся в Дагестане к XVIII-XIX 
вв., имела уже четыре ступени подго-
товки: кораническая школа, мектеб, 
медресе, индивидуальное обучение 
у мусульманских ученых – алимов. 
Обучение у алимов было последним, 
высшим звеном исламского образова-
ния. Только после этого заслуживали
звания алима. 
Основной целью подготовки на пер-
вой ступени было обучение чтению 
Корана, этике, обрядам и правилам 
религии. Очень часто кораническая 
школа организовывалась грамот-
ными родителями для детей или их 
родственниками в частном порядке. 
Родители считали своим “священным 
долгом” дать детям такое образование, 
чтобы те смогли потом хотя бы читать 
Коран. Кораническая школа играла 
важную роль в деле распространения 
грамотности среди мусульман.
Второй ступенью организованного 
мусульманского обучения считается 
мектеб. Обычно мектебы организовы-
вались при мечети или при доме мул-
лы и не имели какого-то специально 
построенного здания. Кроме чтения 
Корана, в мектебах обучали заучива-
нию отдельных сур Корана, порядку 
отправления религиозных обрядов, а 
также преподавались самые начатки 
арабской грамматики.
Третий уровень - Медресе. Это 
считалось школой высшего типа. В 
отличие от мектеба, медресе распола-
галось либо в отдельном для него вы-
строенном здании, либо в пристройке 
к мечети. Медресе организовывались 
обычно крупными учеными – али-
мами или кади. Известные не только 
в Дагестане, но и на всем Северном 
Кавказе медресе имелись в Согратле, 
Ободе, Кудутле, Кудали, Ахты, Куму-
хе, Ураде, Алкадаре, Эндирее, Аксае и 
других населенных пунктах.
По словам Абдурахмана Газикумух-
ского, в Дагестане были распростра-
нены двенадцать наук: “морфология, 
синтаксис, метрика, логика, теория 
диспута, законоведение, толкование 
Корана, жизнеописание (пророка), 
суфизм, маан, байан, бади (риторика, 
стилистика, поэтика) – все эти три 
(отрасли) считались единой наукой, 
ал-мухадара и хуласа”. Далее он пишет: 
“Больше всего у нас изучаются мор-
фология и синтаксис, так как для уча-
щихся необходимо избегать ошибок 
(в языке); законоведение для разбора 
людских дел, связанных с жизнью и 
верой; затем наука о толковании Ко-




Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет