Гвардии майор В. Смирнов
Герой Советского Союза
Александр Фёдорович Бурда
Герой Советского Союза командир 64-й танковой бригады гвардии подполковник
А. Ф. Бурда
Павший смертью храбрых в борьбе с немецкими оккупантами в районе Ружина.
-
|
|
|
Александр Фёдорович Бурда
|
Отзвучали залпы. Поднялся с колен командир, произносивший клятву. В суровом, скорбном молчании танкисты надели прокопчённые шлемы. На площадь вполз тягач и, глухо урча, втянул на мягкий земляной холмик розовый остов обгорелого танка.
За маленьким городком Ружиным, вокруг него лежала бескрайняя украинская земля, в чёрном снегу, опалённая дыханием войны. Пахло гарью. Дым стлался над пепелищем ближнего села. В вечерней морозной дали беспрестанно ухало и гремело. Тонко пел невидимый в высоком, меркнущем небе разведчик. Чёрные обломки пушек, автомашин, исполинские рыжие контуры «тигров» виднелись всюду, куда ни глянешь.
Заходящее солнце кинуло из-под пенно-белых облаков пучок ослепительных лучей. И танк на городской площади, на свежем земляном холмике, вспыхнул, как факел. Танкисты, щурясь, долго смотрели на него. И в немеркнущем сиянии виделся им живым их отчаянный командир гвардии подполковник Александр Бурда.
В городе Ровеньки, Ворошиловской области, в семье донецкого шахтёра прошло его трудовое детство. Смерть отца оторвала от школы. Александр стал единственным работником в семье. Он был отличным шахтёром, потом, когда его призвали в Красную Армию, – механиком-водителем танка, лейтенантом, зрелым и грамотным командиром – танкистом. Он был большевиком, Александр Бурда.
Вот он, коренастый молодой донецкий шахтёр, светлоглазый, весёлый ведёт свою танковую роту в первую атаку под Орлом в грозное лето 1941 года. И танки Гудериана горят, как свечи. Вот, окружённый немцами в Мценске, он, по приказанию командира бригады М. Катукова, выводит танки по железнодорожному мосту, чтобы снова появиться под Москвой и бронью, и грудью защищать её от натиска озверелого врага.
Насмерть стоял Александр Бурда под Москвой. Насмерть стояли его товарищи. И выстояли. Выдержала броня, выдержало сердце. Первыми гвардейцами-танкистами назвала их Родина, Сталин, народ.
В нём было всё гвардейское, в Александре Бурде – слово, улыбка, приказ. Он любил дерзость, помноженную на холодный расчёт. Под Белгородом узнали хвалёные немецкие «тигры» мёртвую хватку донецкого шахтёра. Недаром шутили тогда между собой танкисты:
– Кто это из немецких танков такую бурду сделал?
– Александр Бурда.
Он и умер, как гвардеец, спасая товарищей. В горячем бою заслонил он своим танком штаб бригады. Болванка ударила в танк, осколком брони ранило Александра Бурду в живот.
Шатаясь, он выполз из машины.
– Ну, что ж, друзья, – сказал он танкистам, которые подхватили его на руки, – воюйте … добивайте немца. А.я, видать, своё отвоевал …
И вот, в городе Ружине, освобождённом Александром Бурдой, зимним вечером друзья простились навсегда со своим отчаянным командиром. Они не плакали. Они клялись. Они хотели быть такими же, как он.
– По машинам! – коротко пронеслась команда.
И, оглядываясь на земляной холмик, на сияющий, как солнце, остов танка, экипажи заняли свои места.
Танкисты продолжали свой тяжкий путь на запад. И долго светил им, как бы указывая дорогу, озарённый вечерними, нежными лучами обгорелый остов танка – памятника …
Правительство присвоило посмертно гвардии подполковнику Александру Фёдоровичу Бурде звание Героя Советского Союза.
За честь Родины. 9 IV-44г.
Донбасс, г. Ровеньки
Анне Ивановне Бурда
Уважаемая Анна Ивановна!
Ваш муж, гвардии подполковник Александр Фёдорович Бурда, долгое время был нашим военачальником. Он водил в бой, учил побеждать врага, учил всегда, даже перед лицом смерти, хранить верность воинскому братству.
Под Москвой и Орлом, на дуге Курского выступа, под Винницей сражался Александр Фёдорович. Он для нас был не только замечательным командиром, но и отцом. Мы любили его за смелость и справедливость, за то, что для каждого он находил тёплое слово, каждому помогал в бою. Пока мы живы, эта любовь в сердце каждого из нас.
Имя Александра Фёдоровича дорого для всех танкистов. Вот почему мы решили заменить отца вашему сыну Евгению, усыновить его. Мы хотим, чтобы он поступил в Суворовское училище. И пока он учится, будем ежемесячно посылать деньги, необходимые на его содержание. Мы хотим, чтобы Евгений стал офицером и пришёл в нашу часть. Чтобы следить за его воспитанием, мы создаём совет отцов, в состав которого вошли: гвардии майор Романов, гвардии майор Федоренко, гвардии капитан Епатко, гвардии майор Миронов и гвардии старший техник-лейтенант Розжигов – боевые товарищи Александра Фёдоровича.
Просим вашего согласия на то, чтобы с 1 апреля 1944 года зачислить вашего сына в списки личного состава 1-го танкового батальона в качестве воспитанника. Надеемся, что Евгений станет офицером нашей бригады и с честью продолжит дело, за которое боролся и отдал жизнь его отец.
Герой Советского Союза
Гвардии подполковник И. БОЙКО.
Гвардии подполковник А. БОЯРСКИЙ.
Гвардии майор Г. ФЕДОРЕНКО.
Гвардии майор И. МИРОНОВ.
Гвардии капитан В. ЕПАТКО.
Гвардии старший техник-лейтенант И. РОЗЖИГОВ.
Гвардии старший лейтенант Н. КОБУТА.
Достарыңызбен бөлісу: |