АКАДЕМИЯ НАУК СССР ИНСТИТУТ ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ
А. И. НЕУСЫХИН
РОБЛЕМЫ ЕВРОПЕЙСКОГО ФЕОДАЛИЗМА
Избранные труды
ИЗДАТЕЛЬСТВО «НАУКА» МОСКВА 1974
ГЛАВА ПЕРВАЯ
Германия в период раннего
средневековья
(до ее выделения из империи Каролингов)
1. ДРЕВНИЕ ГЕРМАНЦЫ
Этим именем в науке принято обозначать совокупность мелких племен,, обитавших на рубеже нашей эры между Рейном и Вислой с одной стороны и между Дунаем и побережьем Немецкого (Северного) и Балтийского морей — с другой, причем восточная часть этой территории (область между Одером и Вислой) была заселена уже в те отдаленные времена и некоторыми негерманскими (иллирийскими, финскими и славянскими) племенами. Об уровне общественного строя германских племен этой эпохи и об основных событиях их истории мы узнаем из произведений античных писателей, из археологических раскопок н из данных сравнительного языковедения (т. е. науки, занимающейся сравнительным. изучением различных языков, их происхождения н особенностей пх строения). Из античных писателей больше всего сведений о древних германцах дают нам Юлий Цезарь и Корнелий Тацит. Очень существенные сообщения о древних германцах содержатся также в трудах Плиния Старшего, Страбопа, Плутарха, Аппиана, Диона Кассия, Веллея Патер-кула и др. Для IV века особенно важны известия Аммиана Марцеллина.
Названные писатели изображают древних германцев в весьма прозаических тонах — как племена, у которых только начинается процесс социального расслоения и оформляется политическая власть вождей и королей.
Родовой быт у них уже начинает разлагаться, но общинная собственность на землю еще господствует и частная собственность не зародилась. Древние германцы, правда, уже земледельцы, но их земледелие еще очень примитивно и обработка земли происходит по системе перелога, требующей очень неэкономного расходования больших площадей для прокормления сравнительно немногочисленного населения. Наряду с земледелием очень большую роль в их жизни все еще играет скотоводство: у них — огромные стада скота, и Тацит прямо называет скот «их единственным и любимейшим богатством» (т. е. главным видом их движимого имущества). Хотя они уже возделывают многие хлебные злаки (рожь, овес, ячмень, кое-где, может быть, некоторые сорта пшеницы),
218
тем не менее в их пище большую роль играют молочные продукты и мясо домашних и диких животных; древние германцы много времени уделяют охоте.
Хотя племя и состоит из родовых объединений, которые во времена Цезаря еще являются субъектами владения землей, но из этих родовых групп уже выделяются домовые общины, т. е. так называемые «большие семьи», состоящие из представителей трех-четырех поколений и составляющие отдельные домохозяйства. Такая «большая семья», или «домовая община», во времена Тацита (т. е. к концу I в. н. э.), по-видимому, уже является основной ячейкой хозяйствования и основной группой родственников, живущих вместе и ведущих совместное хозяйство.
Это не мешает тому, что верховную собственность на территорию села по-прежнему имеет община, выросшая из былых, более крупных родовых объединений, старейшины которых еще во времена Цезаря отводили отдельным группам сородичей, живущих совместно, те или иные участки земли под обработку. Таким образом, к концу I в. н. э. родовая община, являющаяся у древних германцев верховной собственницей занятой ею территории, распадается на ряд более мелких подразделений — «домовых общин», представляющих собою несколько соседствующих друг с другом домохозяйств. А это в свою очередь приводит к тому, что постепенно родственные связи между жителями села слабеют, хотя и не рвутся вовсе, и вместо них все более начинают выступать на первый план связи, основанные на соседстве. Другими словами, родовая община начинает перерождаться в соседскую, но это перерождение продолжается очень долго и заканчивается лишь через несколько столетий.
Параллельно возникает и социальное неравенство: основную массу племени составляют так называемые «свободные», т. е. равноправные соплеменники — члены поземельной общины, собственным трудом возделывающие землю, но в то же время являющиеся и вооруженными воинами; однако над ними уже во времена Тацита начинает возвышаться знать, которая составляется, с одной стороны, из родовых старейшин, а с другой — из вождей военных дружин. Таким образом, древнегерманская знать складывается из двух слоев — из представителей старой родовой знати и из вновь нарождающейся верхушки племени, которая приобретает в нем вес в результате захвата дружинниками и их вождями во время военных походов большего количества скота, рабов и иной движимости и приобретения ими лучших и более обширных земельных участков.
Наряду с прежними родовыми старейшинами в древнегерманском племени все большую роль начинают играть вожди дружин. Между дружинниками и их вождем устанавливаются особенно близкие — личные и материальные отношения. Вот как изображает эти отношения Тацит: «Если дело дошло до схватки, постыдно вождю уступать кому-либо в доблести, постыдно дружине не уподобляться доблестью своему вождю. А выйти живым из боя, в котором пал вождь,— бесчестье и позор на всю жизнь» '.
1 Тацит. О происхождении германцев и местоположении Германии (далее— Та-цит. Германия), 14-В кн.: Корнелий Тацит. Сочинения в двух томах, т. I. Л., 1970.
219
Но дело не только в личной связи между вождями и дружинниками, Тацит прямо говорит, что «большую дружину нельзя содержать иначе, как путем войны и насилия», и резко подчеркивает связь между дружинниками и их вождем: «От щедрости своего вождя они требуют боевого коня, того же жаждущего крови и победоносного копья; что же касается пропитания и хоть простого, но обильного угощения на пирах, то они у них вместо жалованья» 2. Большая дружина придает особый вес и авторитет ее вождю. «Чья дружина выделяется численностью и доблестью,— говорит Тацит,— тому это приносит известность, и он прославляется не только у себя в племени, но и у соседних народов»3. Следовательно, древнегерманская дружина представляла собою своеобразную примитивную организацию по совместному захвату награбленной на войне (т. е. во время военных набегов) добычи. Тацит так прямо и говорит, что «дружина обеспечивает свое пропитание и снаряжение войной и грабежом» 4.
А так как в дружину могли вступать не только знатные, но п рядовые свободные члены племени, то становится очевидным, что в составе дружины в ходе военных набегов и захватов имущества у соседних племен любой свободный германец мог разбогатеть и стать знатным. Значит, дружинный быт вызывал возникновение новой знати, но она еще не превращалась в класс, ибо переходы от простой свободы к знатности были текучими, а кроме того, знатный, как и простой свободный, был и воином, и земледельцем, только первый был богаче второго: у него могло накопиться больше скота, рабов, даже земель. Но и рядовой свободный германец частично прибегал к эксплуатации труда рабов, так что разница между знатным и рядовым свободным в этом отношении была лишь количественной.
Древнегерманская знать отличается от рядовой свободной массы племени не тем, что знать обладает землей, рабами и скотин, а масса простых свободных лишена этого, а лишь тем, что знать обладает всеми этими условиями производства в большей мере, чем рядовая масса. Нельзя также считать, что классовое расслоение в древнегерманском обществе проходило по линии: «рабы — свободные». Во-первых, рабов у древних германцев было очень мало, и не они, а рядовые свободные члены племени составляли основную массу непосредственных производителей материальных благ. Во-вторых, самый характер древнегерманского рабства противоречит такому предположению. У древних германцев были рабы двух родов: домашние, дворовые рабы, которые вырастали и воспитывались вместе с хозяевами, и рабы, посаженные на землю. Первые отличались от свободных личным бесправием: они не имели права носить оружие и участвовать в народном собрании; они были, видимо потомками несвободных слуг, появившихся внутри рода еще во времена полного господства родового быта; вторые имели свои земельные участки, и господин довольствовался тем, что взимал с них оброк хлебом,
2Тацит. Германия, 14.
3Там же, 13.
4 Там же, 14.
220
скотом и одеждой 5. Никакой барщины древнегерманские рабы не несли;
это видно хотя бы из того факта, что тяжелая работа не возлагалась,
на раба даже в виде наказания6. Следовательно, эксплуатация рабов
у древних германцев была очень слаба, i что естественно при низком,
уровне сельского хозяйства и примитивности всего общественного строя
германских племен той эпохи. .Социальное неравенство у древних гер
манцев лишь зарождается, и именно поэтому классы у них еще не сло-
жились; но возникновение этого неравенства уже указывает на начало
перехода древнегерманских племен от бесклассового общества к классово
му. Этот переходный характер древнегерманского общественного уклада
отразился и в политическом строе германского племени.
Оно управлялось, с одной стороны, органами, сложившимися еще во времена полного господства родового быта, а с другой стороны — органами, возникшими под влиянием роста социального расслоения. К первым относится народное собрание, состоявшее из всех вооруженных свободных членов племени. Но уже при Таците возникают и органы второго порядка: заседаниям народного собрания в его время предшествуют совещания представителей знати — старой родовой и новой, вновь складывающейся, т. е. родовых старейшин, вождей и наиболее знатных и влиятельных лиц в племени. Эти совещания вырабатывали определенные предложения, выносившиеся потом на народное собрание, которое могло-принять их или отвергнуть 7. Кроме того, народное собрание занималось-лишь самыми важными делами, второстепенные же разбирались тоже на совещаниях знати. Хотя народное собрание и решало такие существенные вопросы, как объявление войны и заключение мира, хотя оно являлось высшим судилищем и вообще центральным органом жизни племени, тем не менее и в нем задавали тон представители знати: именно-они (а также короли, вожди, старейшины) выступали с речами и предложениями; из их же среды избирало народное собрание должностных лиц, творящих суд по округам и селам.
Словом, знать не только ограничивала компетенцию народного собрания, т. е. суживала круг дел, подлежавших его ведению, но и вмешивалась в самый ход их обсуждения. Пожалуй, в еще большей степени ограничивала роль народного собрания усиливавшаяся политическая власть-военного вождя или короля. Вожди отдельных дружин нередко становились военными вождями целых племен, а некоторые из них превращались в королей. Такие вожди и короли все еще выходили обычно из рядов старой родовой знати, но зачастую их выдвигало на первый план не только знатное происхождение, но и их положение предводителей, дружин, которое давало иной раз возможность более молодому и менее влиятельному члену какого-нибудь знатного рода накопить богатства и приобрести политический авторитет в племени. Правда, авторитет был непрочен, а власть короля, выраставшая из власти военного вождя,— крайне неустойчива, что выражалось уже в самом избирательном ее ха-
5Там же, 25.
6Там же.
7Там же, 11.
221
рактере и в том, что военных вождей и королей постоянно свергали. Но все же ее возникновение создавало предпосылки для дальнейшего углубления социального неравенства и тем самым ускоряло движение древнегерманского племени от бесклассового общества к классовому. Однако до последнего было еще далеко — в I в. н. э. древние германцы лока еще представляли собою ряд разрозненных племен.
Однако именно в это время начинается сплочение в крупные военные союзы ряда племен во главе с сильными вождями или королями.
Племенного единства среди германцев эти военные союзы еще не создавали и не могли создать по многим причинам: во-первых, в такие союзы объединялось лишь несколько отдельных племен; во-вторых, эти союзы постоянно враждовали друг с другом; наконец, они довольно легко распадались — так же быстро, как и возникали.
С момента появления германцев на арене истории до конца I в. н. э. мы знаем несколько таких военных союзов (союз кимвров и тевтонов 113—101 гг. до н. э., свевский союз Ариовиста 72—54 гг. до н. э., союз херусков во главе с Арминием и свевско-маркоманнский союз Маробода в самом начале н. э., батавский союз Цивилиса 69—70 гг. н. э. из ряда кельтских и германских племен), и все они были очень непрочными.
Арминий разбил в 9 г. н. э. римского наместника Вара в Тевтобург-ском лесу, успешно оборонялся от римлян во время походов римского полководца Германика в 14—16 гг. и нанес поражение вождю марко-маннского союза Марободу. Однако Арминий оборонял лишь область расселения племени херусков, а не «общегерманскую» родину, которой тогда еще и не было. Это видно как из его борьбы с Марободом. так и из его дальнейшей судьбы.
«Притязая после ухода римлян и изгнания Маробода,—рассказы:
Тацит — на царский престол, Арминий столкнулся со свободоллюбием соплеменников; подвергшись с их стороны преследованию, он сражался с переменным успехом и пал от коварства своих приближенных 8, а после его смерти херуски, по словам того же Тацита, потеряли всю свою знать в междоусобных войнах и в конце концов принуждены были примириться с тем, что римляне стали назначать своих ставленников в качестве королей херусков 9. Это значит, что в I в. и. э. еще не настало время для возникновения у германских племен прочной и самостоятельной королевской власти. Но гибель Арминия указывает и на отсутствие у древних германцев какого бы то ни было сознания общеплеменного единства: ведь союзы Маробода и Арминия вместо того, чтобы поддержать друг друга в борьбе с римлянами, уничтожили друг друга во взаимной борьбе.
Совершенно очевидно, что римляне отказались в конце I в. от завоевания зарейнских областей не из-за побед Арминия, а по другим, более важным причинам — главным образом из-за невыгодности для Римской империи тратить военные силы и материальные средства на завоевание этой дикой страны.
8Тацит. Анналы. II, 88. Цит. по указ. выше изданию.
9Там же, XI, 16.
222
Отсутствие общеплеменного единства у древних германцев сказалось не только в племенной розни и в непрочности военных союзов, но и в том, что в самих представлениях германцев не зародилось еще сознания такого единства. У германцев даже не было общего для всех племен . названия народа в целом: обозначение «германцы» им дали соседи-кельты (галлы), и слово это не германское; к тому же галлы так назвали сначала одно из германских племен, перешедших на левый берег Рейна (племя тунгров), потом стали обозначать так всех левобережных германцев и, наконец, их, зарейнских сородичей. Однако сами германцы обычно себя так не называли, применяя к себе это обозначение лишь в сношениях с чужеземцами (галлами, римлянами), так как знали, что те именуют их именно так.
У германцев лишь зарождаются представления о большей или меньшей близости отдельных германских племен друг к другу, но не о единстве всего народа в целом; да и эти представления еще очень слабы. Так, Плиний Старший и Тацит рассказывают о том, что те германцы, которые жили между Эльбой, Рейном и Дунаем, делились на три группы; каждая из них имела особое название (ингевоны, истевоны, герми-ноны). Эти названия германцы производили от имен трех сыновей бога Манна (Плиний прибавляет к указанным трем группам еще две группы восточных заэльбских германцев вандилиев и певкинов, или бастарнов и указывает, какие реальные германские племена входили в их состав) 10
Но это религиозное представление об общности происхождения различных групп германских племен никак не сказалось в их политической жизни: в ней выступают в качестве реальных единиц именно отдельные, входящие в указанные группы племена, а не сами эти группы. И даже когда разрозненные германские племена сплачиваются в военные союзы, эти союзы не строятся по признаку принадлежности к: одной из упомянутых групп; реальны были свевы и херуски, а не ингевоны и истевоны. Отсутствие представлений об общеплеменном единстве у древних германцев подчеркивает Тацит в той самой главе «Германии», в которой сообщает о классификации племен до их происхождению. Имя же «Германия», говорит он, «новое и недавно вошедшее в обиход» 11. Значит, реальны лишь те десятки мелких германских племен, которые описывают античные авторы. Древние германцы не составляли единого народа. Цезарь12 и Тацит 13 единодушно подчеркивают факт давнишнего смешения кельтских и германских племен на территории самих германцев.
Тацит указывает и на то, что восточными соседями германцев были, кроме индоевропейских славян, еще и эстии и фенны, т. е. племена финского происхождения14, которые тоже смешивались с германцами..
10С. Plin. Secund. Naturalis historiae libri 37. Lipsiae 1892—1897, IV, 99—101; ср..
Тацит. Германия, 2.
11Тацит. Германия, 2.
12Юлий Цезарь. Записки о Галльской войне, VI, 24.
13Тацит. Германия, 28.
14Там же, 43—46.
223
Мы не можем верить голословному заявлению Тацита, что «населяющие Германию племена, никогда не подвергавшиеся смешению через браки с какими-либо иноплеменниками, составляют особый, сохранивший изначальную чистоту и лишь на себя самого похожий народ», так как историк сам опроверг это заявление многочисленными конкретными примерами, в частности указанием на распространенность смешанных браков среди германского племени певкинов 15. К этому можно прибавить, что, по словам Цезаря, вождь свевского военного союза Ариовист имел двух жен — одну свевку, а другую из придунайской римской провинции Норик, населенной негерманскими племенами 16.
Итак, древние германцы смешивались и с неиндоевропейскими племенами.
В течение II—IV вв., после сооружения римско-германского пограничного вала и временного отказа римлян от наступательной политики по отношению к германцам, шел непрерывный процесс консолидации древнегерманских племен.
Так как этот процесс вызывался внутренней эволюцией общественного строя древних германцев (постоянно возникавшим перенаселением земледельческих племен с экстенсивной системой сельского хозяйства при относительно самодовлеющем скотоводстве), его не смогли задержать и такие формы мирных взаимоотношений римлян с германцами, как поселение последних в виде лэтов и федератов на пограничных территориях римских провинций. Более того, провинциально-римская культура, складывавшаяся здесь из смешения элементов древнегерманского общественного строя и социально-политического строя этих провинций, содействовала усложнению общественного уклада тех древнегерманских племен, которые подвергались в результате этого смешения поверхностной, но непрестанной романизации. Но все же исходным пунктом консолидации древнегерманских племен была их исконная родина: там происходило не только временное сплочение' этих племен в более или менее устойчивые военные союзы, но и непрестанное слияние нескольких прежних мелких племен в одно новое большое племя, т. е. образование новых народов. В III в. на страницах источников появляются и их новые на- звания: франки (составившиеся из целого ряда прирейнских и нижнегерманских племен — батавов, хавков, тенктеров и узинов, сугамбров, убиев и др.), алеманны (в состав которых вошли семноны и отчасти свевы), саксы (название, до того лишь мелькнувшее у Птолемея и еще не известное Тациту, а теперь обозначающее целую совокупность мелких племен, ядро которой, с одной стороны, составили херуски и хатты и к которой, с другой стороны, примкнули англы, юты и фризы).
Но и старые названия (бургунды, готы, лангобарды, вандалы) относятся уже не только к тем отдельным племенам, которые обозначались так во времена Плиния и Тацита, а покрывают разросшиеся племенные объединения, иногда (как, например, у готов) — целую совокупность разнородных племен. Таким образом, и по отношению к ним можно гово-
15Тацит. Германия, 4 и 46.
16Юлий Цезарь. Записки о Галльской войне, I, 53.
:224
рить о процессе образования новых народностей. Хотя «военные союзы» не обязательно тождественны новым обширным племенным объединениям, тем не менее процесс возникновения тех и других всегда шел рука об руку и приводил к усилению роли военных вождей с их дружинами, а нередко — к установлению более или менее прочной королевской власти. Так или иначе, и консолидация прежних мелких племен в обширные объединения, и образование военных союзов не только были политическими проявлениями глубокого перерождения общественного строя соответствующих племен, но и оказывали обратное влияние на ход этого перерождения. Ибо оба явления углубляли социальную дифференциацию и тем самым содействовали разложению остатков первобытнообщинного строя и изменению основ родо-племенного уклада путем превращения части рядовых свободных воинов-земледельцев в оседающих на землю дружинников и усиления социально-экономического неравенства внутри сельской общины.
Таким образом, еще до окончательного завоевания варварами Западной Римской империи и до основания ими варварских государств на ее территории в недрах их общественного строя уже наметился переход от «военной демократии» к будущему варварскому обществу, т. е. от начатков социального неравенства к первому этапу классообразования. Однако этот переход не mof осуществиться прежде, чем возникновение варварских государств стало свершившимся фактом. Ибо только в их пределах стало возможным такое углубление неравенства на почве землевладения (путем неравного наделения землею дружинников и рядовых воинов), которое привело к возникновению все более и более оформлявшихся классов. Огромную роль сыграло в этом процессе классообразования также и взаим.оддействие социального развития поселявшихся на территории Западной Римской империи племен с элементами феодального строя, постепенно складывавшегося в результате разложения рабовладельческой общественной формации, подобно тому, как само внедрение варварских племен в глубь империи слилось в один мощный поток с движениями римских рабов и колонов, подорвавшими основы рабовладельческого строя.
2. ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ.
ОБРАЗОВАНИЕ И РАСПАДЕНИЕ ФРАНКСКОГО ГОСУДАРСТВА
Процесс образования варварских государств, который падает на V в. н. э., принято называть «великим переселением народов». Оно началось в 370—375 гг. нападением среднеазиатского народа гуннов (сложного тюр-кско-монгольского происхождения) около 370 г. на иранское племя алан, кочевавшее в это время между Волгой и Доном, а вслед за тем — на готский военный союз. Распад этого союза в результате нашествия гуннов привел к тому, что остготы (или грейтунги) двинулись вместе с гуннами на Запад и заняли Паннонию, а вестготы (тервинги) в 375 г. перешли Дунай и поселены были в провинции Мёзии. Это их поселение в Мёзии привело — после длительного периода их борьбы с Восточной, а затем Западной Римской империей — к взятию Рима королем вестготов Аларихом в 410 г. и к основанию так называемого Тулузского королевст-
225
ва вестготов в 418—419 гг.— первого варварского государства на территории Западной Римской империи. Еще до этого, с 416 г., началась борьба вестготов с поселившимися в Испании вандалами, свевами и аланами, которая приводит к завоеванию вестготами Испании. Сначала вестготы расположились на римской территории постоем на началах hospi-talitas, т. е. взимали в свою пользу 1/3 доходов и продовольствия галло-римского населения. Впоследствии они произвели два земельных раздела с галло-римлянами, захватив сперва 1/3 земельных владений местных жителей, а потом (после завоевания Испании) другую треть. Передвижение вестготов сдвинуло с мест другие варварские (главным образом германские) племена и открыло собой процесс образования ряда варварских государств на территории Западной Римской империи.
В течение первой половины V в. возникает Бургундское королевство — в результате поселения бургундов полководцем Западной Римской империи Аэцием в 443 г. в Савойе, откуда они в 50-х годах распространились по всему бассейну Роны и Соны. Почти одновременно образуется Вандальско-Аланское королевство в Северо-Западной Африке.
Однако в Италии все еще существовало римское правительство и Римское государство. В середине V в. оно сумело даже дать отпор (конечно, силами наемных варваров) новому нашествию гуннов под предводительством Аттилы, которого Аэций разбил в 451 г. в битве на Ката-лаунских полях (близ Шалона на Марне), причем на стороне обоих противников сражались военные отряды различных германских племен: в армии Аэция — франки, бургунды, вестготы, а в войсках Аттилы — свевы и тюринги. Но после смерти Аэция и вандальского нашествия на Рим в 455 г. результаты фактического распада Западной империи отразились и на судьбах Италии: римские императоры стали фактически ставленниками варварских королей.
Борьба между претендентами на престол привела к его захвату неким Орестом, имевшим звание magister militum и провозгласившим императором своего малолетнего сына Ромула Августула. Свержение Ромула Августула (последнего римского императора, власть которого была, конечно, чисто номинальной) герулом Одоакром в 476 г. означало, как принято считать, падение Западной Римской империи. Вся Италия была наводнена военными отрядами разноплеменных варваров, во главе которых стоял Одоакр. Для борьбы с ним восточный император направил остготов, которые в V в., покинув Паннонию, заняли Фракию, Мёзию и Эпир. Король остготов Теодорих (впоследствии прозванный Великим) в 489— 493 гг. отвоевал Италию у Одоакра и основал Остготское королевство в Италии.
И самая отдаленная окраина Западной Римской империи — Британия — в течение V в. была захвачена германскими племенами англов, саксов, фризов и ютов. Эти племена в упорной борьбе с местным кельтским населением основали несколько англо-саксонских королевств, которые впоследствии объединились и положили начало средневековой Англии.
В конце V в. на территории римской Галлии образовалось Франкское королевство.
226
Перечисленные варварские королевства (за исключением Франкского и англосаксонских) оказались сравнительно недолговечными.
Самое устойчивое из всех варварских государств европейского континента — Франкское наиболее важно для истории средневековой Германии, ибо из него впоследствии (в IX—X вв.) начали выделяться такие континентальные страны феодальной Западной Европы, как Франция, Германия, Италия. Франкское государство было основано племенем салических франков, обитавшим в IV—V вв. в Токсандрии, вначале на Ба-тавском острове, а потом между нижним течением Мааса и Шельды. В первой половине V в. при королях Хлойо и Меровее, правивших одновременно (430—460), ибо у салиев еще сохранялось многовластие, они дошли уже до Соммы. По-видимому, племя, заняв эти территории, удовлетворило свою нужду в землях, поэтому в отличие от вестготов и бур-гундов салические франки не предприняли никаких разделов с галло-римлянами. Дальнейшее продвижение франков на юг зависело уже от королей или военных вождей с их дружинниками, которые совместно занимали пустующие территории и земли императорского фиска в Галлии.
Это продвижение на юг, к Луаре и за Луару, произошло в правление внука Меровея, сына Хильдериха (460—481)—Хлодвига (481— 511). Хотя он был лишь одним из десяти королей салических франков, принадлежавших к одному и тому же знатному роду Меровингов, но именно он является основателем Франкского государства. Он захватил владения римского наместника Сиагрия вокруг Суассона (в 486—487 гг.), Аквитанию и большую часть Галлии (кроме Гаскони, Сентимании и Прованса), северную часть алеманнских владений (земли между Рейном, Майном и Дунаем, а также между Рейном и Мозелем), область рипуарских франков (по Рейну, в районе Кёльна — Colonia Agrippina) и нижнерейнских тюрингов. Он устранил всех соперников из рода Меровингов, установил единовластие и заставил рипуарских франков провозгласить его своим королем.
Завоеваниям Хлодвпга способствовала и вражда между вестготскими королями-арианами и католическим духовенством. В этой обстановке крещение Хлодвига, принявшего в 496 г. католическую веру (а не арианство, распространенное среди многих германских племен) и женившегося на католичке — бургундской принцессе Клотильде, было расчетливым политическим шагом, который облегчил ему победу над вестготским королем Апарихом II в битве при Пуатье в 507 г., а также взятие Тулузы {ворота этого города открыл Хлодвигу католический епископ Ираклий).
После этих завоеваний Хлодвиг получил от византийского императора в 508 г. почетный титул консула, но его власть носила ярко выраженный характер власти варварского короля 17. Записанная при Хлодви-ге (между 507 и 511 гг.) и, по-видимому, по
Достарыңызбен бөлісу: |