А. Н. СЕРОВ
ХОР «ЗАСТОНАЛО СИНЕ МОРЕ»
из оперы «РОГНЕДА»
Александр Николаевич Серов (1820-1871) – известный русский композитор, музыкальный критик. Юрист по образованию, чиновник министерства юстиции и внутренних дел, Серов самостоятельно овладел обширными знаниями в области музыки, приобрёл необходимые навыки композиторского мастерства. В 1851 выступил с первыми музыкальными рецензиями. Яркое литературное дарование, глубина суждений, страстный убеждающий тон статей выдвинули его в ряды прогрессивных деятелей музыкальной культуры. Сторонник реализма в музыке и пропагандист творчества Глинки, Даргомыжского, Моцарта, Бетховена, Вагнера, исследователь русской и украинской песни, он заложил основы русской музыкальной науки. Как композитор Серов известен своими операми «Юдифь», «Рогнеда» и «Вражья сила», обогатившими музыкальный театр новыми темами и формами.
«Рогнеда» – опера в пяти действиях, либретто Д. Аверкиева по сценарию композитора. Она написана в 1863-1865 годах. В основу заложена «Дума» Рылеева, а также фрагменты летописи. Действие оперы происходит в языческой Руси в конце Х века в Киеве и его окрестностях. Основная идея оперы – изменение мировоззрения языческого князя Владимира под воздействием христианства, то есть торжество православия.
Серов решил создать новый тип героико-исторической оперы, вложив в него свое понимание народности и патриотизма, таким образом противопоставив себя Глинке, но потерпел неудачу: несмотря на то, что «Рогнеду» очень приветствовали государственные и церковные деятели, музыкальная общественность посчитала, что в опере проявились слабые стороны композитора: эклектичность стиля [что это такое?], увлечение внешними театральными эффектами, и сравнивала Серова с Мейербером.
Премьера оперы состоялась в Петербурге 27 октября 1865 года, дирижировал А. Лядов.
Егоров Александр Александрович (1887-1959) – русский композитор, хоровой дирижёр, профессор Ленинградской консерватории. Написал много хоровых произведений (например, симфонические поэмы «Россия», «Спартак», «Лес»), а также сделал много переложений вокальной и инструментальной музыки для хора («Ночной смотр» Глинки, «Элегия» Массне, «Песня Сольвейг» Грига).
Хор «Застонало сине море» является переложением А. Егорова для хора (в опере это ария Рогнеды).
По жанру «Застонало сине море» – героический хор, передающий решительный характер главной героини, ее готовность к мужественным поступкам. В тексте она рассказывает о своем отце, таком же бесстрашном, как она сама, а образ моря символизирует грозную силу, которую нужно победить. Отсюда и характер произведения – волевой, величественный марш. В хоре 2 куплета, отличающиеся друг от друга сопровождением: в первом куплете оно аккордовое – море волнуется, но пока не штормит, а во втором быстрые пассажи из шестнадцатых символизируют бурю. Темп Moderato, характер pesante. Ритм четкий, временами пунктирный, что делает его похожим на марш. Основная тональность – e-moll. В ней звучат первые две фразы куплета. Далее идет развитие куплета: основная тема начинает стремительно развиваться, увеличивается ее диапазон, происходит быстрая смена тональностей; а в конце куплета – возвращение в первоначальную тональность. Хор женский, трехголосный (сопрано и 2 альта).
Голоса звучат в удобной тесситуре, используя середину диапазона (лишь отдельные низкие ноты есть у сопрано). Характер звука – четкий, плотный, этому помогают многочисленные акценты.
Вокальные трудности заключаются в чистом интонировании довольно сложной, имеющей широкие интервалы мелодии. Несмотря на плотность, звучание голосов должно быть легким и подвижным, необходимо виртуозно справляться с ритмическими и интонационными сложностями.
Дирижерские трудности – передача хору решительного, героического характера произведения, четкий показ всех вступлений, снятий, пауз, акцентов. Также важно показать намеченное автором ускорение, которое подготавливает кульминацию куплета, а затем возвращение в первоначальный темп.
Достарыңызбен бөлісу: |