Ахтямова Земфира Расыховна Место работы: гбоу сош с. Старопохвистнево Самарской области



Дата14.07.2016
өлшемі362.54 Kb.
#199541
түріПояснительная записка
Чудеса Древнего мира.

Предпрофильный курс по выбору

для 9 класса

Объем учебных занятий: 16 часов

Теории: 2.5 часа

Практика: 13.5 часов

Автор: Ахтямова Земфира Расыховна

Место работы: ГБОУ СОШ с. Старопохвистнево Самарской области



Пояснительная записка.

Данный курс предназначен для учащихся 9 класса. Цель курса помочь детям утвердиться в выборе профиля обучения, связанного со сферами деятельности «человек-человек» и «человек - художественный образ».

Задачи:


  1. Теоретические: познакомить учащихся с чудесами света и методами их изучения. (1.5 часа)
    Практические: работа с письменными и электронными источниками, подготовка презентаций.(11.5 часа)

  2. Теоретические: познакомить с видами экскурсий, особенностями их ведения и функциями экскурсовода.(1 час)
    Практические: разработка и провидения экскурсии по заданной теме.(3 часа)

Курс состоит лекционной части, и практических работ. По завершении курса каждый из учащихся или группа учащихся сдает зачетную работу в виде презентации одного из « чудес света» и разработку экскурсии.

Результатом курса является формирование умений работать с различными видами источников, формирование навыков письма и устного изложения при разработке экскурсий и опыт в освоении профессии гида- экскурсовода. Данный курс позволяет расширить знания о величайших архитектурных памятниках древности.

При работе по данной программе рекомендуем широко использовать возможности сети Интернет. Современные информационные технологии позволяют привлечь максимальное количество новейшего материала, оптимизируют поиск информации, делают процесс обучения более привлекательным


Программа (16 часов)
Введение (1 час)

Периодизация Древнего мира. Палеолит. Мезолит. Неолит. Филон Византийский «О семи чудесах света».


Методы исторического исследования(1 часа)

Экспериментальный метод. Картографический метод. Контент - анализ.


Наскальная живопись (1 час)

Альтамира - «Сикстинская капелла первобытного искусства». Загадочные фрески Тассилин - Аджера. Таинственные послания пустыни Наска. Роль и значение гигантских рисунков в пустыне.

1945г. в Мексике обнаружены глиняные изделия и фигурки. Наиболее сенсационная часть коллекции – статуэтки гигантских рептилий: динозавров бронтозавров и т.д., которые исчезли с лица земли более 70 миллионов лет тому назад. Возраст находок примерно 3600 лет.
Статуи острова Пасхи (1 часа)

Остров Пасхи – вулканический остров в Восточной части Тихого океана. Откуда прибыли его первые обитатели? Как и зачем изваяли более 600 гигантских камней? Откуда произошли жители Полинезии? Гипотеза Тура Хейердала.


Пирамида Хеопса. Сфинкс (1 часа)

Пирамида – великое архитектурное творение рук человеческих. Геродот о пирамиде Хеопса. Как же строили Пирамиду? Теория Джозефа Давидовича. Для чего была построена Пирамида? Сфинкс – статуя наделенная разумом. Разновидности сфинкса.


«Чудеса света» (2 час)

Колосс Родосский. Мавзолей в Галикарнасе и др.



Зачетная работа (2 часа)
Виды экскурсии . (3 часа)

Виды экскурсий и особенности их ведения. Функции экскурсовода. Методика подготовки и построения экскурсии.


Зачетная работа. (2 часа)
Учебно - тематическое планирование курса

«Чудеса Древнего мира»





Тема

Количество часов

Формы организации работы




Всего

Теория

Практика

1


Введение

1

0.25

0.75

-Беседа

-работа в группах



2

Методы исторического исследования.

1

0.5

0.5

-Работа в библиотеке со справочным материалом;

- работа с электронными ресурсами



3

Наскальная живопись Находки из Акамбаро

1

-

1

- работа в группах с источниками, отчет о проделанной работе.

4

Статуи острова Пасхи

1

0.25

0.75

- беседа

- практическая работа в сети Интернет



5

Пирамида Хеопса. Сфинкс

1

0.25

0.75

- работа в группах с источниками, отчет о проделанной работе.

6

Чудеса света.

1

0.25

0.75

- работа с электронными ресурсами

7

Висячие сады в Вавилоне.

1

-

1

- работа с электронными ресурсами

9

Контроль

2

-

2

Презентация работ.

10

Виды экскурсий и особенности их ведения

4

1

3

-практическая работа в сети Интернет

- беседа


- Разработка экскурсий

11

Контроль

2

-

2

Защита проектов




Итого:

16

2.5

13.5




Время

Задания

Действия учителя

Действия учащихся




Тема 1. Введение.






10 мин




Вступительное слово учителя периодизации и хронологических рамках древнего мира.
Сообщение о том, что классифицировал и описал впервые чудеса света Филон Византийский в сочинении «О семи чудесах света»

Принимают участия в беседе.






5 мин

Вспомните и запишите в тетрадях семь чудес света










5 мин

В июле 2007г. в Лиссабоне были объявлены «Новые семь чудес», перечислите их пожалуйста?




Учащиеся при помощи учителя записывают «Новые семь чудес»

1.Римский Колизей

2.Великая китайская стена

3.пирамида Майя в городе Чичен-Ица (Мексика)

4. 38 метровая статуя Христа Спасителя в Рио-де-Жанейро

5.Город инков в Мачу-Пикчу в Андах

6. Индийский мавзолей Тадж-Махал

7. Высеченный в горе город Петра в Иордании.






15 мин

Какие достопримечательности архитектуры вы могли бы отнести к чудесам света и почему?

Учитель делит учащихся на группы. Фиксирует предложения учащихся на доске.







Тема 2. Методы исторического исследования





20 мин

Какие методы исторического исследования вы знаете?

Методы исторического исследования.( см.Приложение1)

Беседа




20 мин




Учитель делит учащихся на группы.

Работа с электронными ресурсами, письменными источниками по данной проблеме.




Тема 3. Наскальная живопись





30 мин

1 группа готовит презентацию по наскальной живописи пещеры Альтамира;

2 группа – наскальные рисунки пустыни Сахары.

3 группа- Рисунки пустыни Наска.


Учитель делит учащихся на 2-3 группы. Каждая группа получает задания.

Работа с письменными и электронными источниками.




10 мин







Устная презентация.




Тема 4. Статуи острова Пасхи.





10 мин




Учитель знакомит учащихся с географическим положением и происхождением острова.

Беседа.




20 мин

Задания для 1 группы.. Откуда прибыли первые обитатели острова? Гипотеза Тура Хейердала.

Задания для 2 группы. Как и зачем изваяли более 600 гигантских камней жители острова?






Работа с источниками.
Работа в сети Интернет.




10 мин







Беседа.




Тема 5. Пирамида Хеопса. Сфинкс.





10 мин

Что вы знаете о пирамиде Хеопса?




Беседа.




20 мин

Подготовить сообщение на тему: «Загадки египетских пирамид»




Работа в системе Интернет.




10 мин







Отчет о проделанной работе.




Тема 6. Чудеса света






10 мин




Колосс Родосский (рассказ учителя)







20 мин

1 группа. Подготовить сообщение о Мавзолее в Галикарнасе.

2 группа. Статуя Зевса в Олимпии.






Работа с письменными и электронными источниками.




10 мин







Устная презентация




Тема 7. Висячие сады в Вавилоне






40 мин

Подготовить электронную презентацию по данной теме.

Консультант.







Практическая работа(2 часа)









Учащиеся готовят презентацию по предложенной теме (см.Приложение 4)

Контроль







40 мин

Зачетная работа.(1 час)



Презентация.




Тема 7 Виды экскурсий и особенности их ведения.






10мин

Какие виды экскурсий вы знаете?






Беседа.




10 мин

Какими качествами должен обладать экскурсовод? Запишите в тетрадь.










20 мин.




Выступление учителя подведения итогов (см. Приложение 2)










Экскурсия в музей (1 час)








Практическая работа




40 мин

1 группа. Составить план природоведческой экскурсии по родному селу.

2 группа. Составить план тематической экскурсии.



Консультант.










Практическая работа (2 часа)















Проведите экскурсию по составленному плану.










Рефлексия (1 час)



































Информационные ресурсы:



  1. Религия народов мира. Большая серия знаний «Мир книги», Москва 2005

  2. Мифы народов мира. Большая серия знаний «Мир книги», Москва 2005

  3. Чудеса света. Большая серия знаний «Мир книги», Москва 2005

  4. Изобразительное искусство. Большая серия знаний «Мир книги», Москва 2005

  5. Дмитриева Н.А. Искусство Древнего мира. Москва, 1986

  6. Тур Хейрдал «Древний человек и океан», Москва «Мысль» 1982

  7. Мультимедийное учебное пособие «Мировая художественная культура», «Новый Диск» 2003

  8. Мультимедийное учебное пособие «Мировая художественная культура» «Инфростудия Экон» 2003

  9. Мультимедийное учебное пособие «История искусства». «Кирилл и Мефодий», 2003


Приложение 1

Экспериментальные


методы исследования в системе исторических наук.
Уже в течение нескольких столетий историки, археологи, этнологи, антропологи и другие ученые разных стран с успехом используют в своих исследованиях данные, полученные в результате реконструкции и исторического эксперимента. 


У исторической реконструкции, как у своеобразного метода исследований, есть как свои сторонники, считающие, что в ряде случаев обращение к тому или иному эксперименту просто необходимо, так и противники, обвиняющие исследователей-экспериментаторов в "искажении истории", "профанации" и т.д. В данном случае уместно отметить, что довольно часто, например, при явной нехватке письменных данных, выводы, сделанные в результате различных экспериментов, безусловно важны, но они в коем случае не должны идеализироваться и могут быть использованы лишь в качестве необходимых дополнений к основной работе. Значение данного метода возрастает, когда исследователь обращается к дописьменной истории человечества и часто располагает лишь отдельными предметами материальной культуры или же в случае, если информация письменных источников противоречит здравому смыслу и нуждается в немедленной проверке. При этом возникает целый ряд объективных проблем,
встающих перед экспериментатором. Например, никогда нельзя быть точно уверенным, что наши далекие предки поступали в точности так, как ведет себя участник эксперимента, или же различные реплики (копии) древних орудий труда, одежды, оружия абсолютно соответствуют своим прототипам. Эти, а также ряд других причин, значительно осложняют работу

экспериментатора и ставят под вопрос результаты опытов.


Тем не менее данный метод исследования не раз приходил на помощь исследователям, часто оказываясь единственным путем разрешения наиболее сложных и спорных вопросов, возникающих в процессе работы.


Так, например, при экспериментальной транспортировке макета базальтовой стелы ольмекской культуры, произведенной в Ла-Венте (Мексика),было доказано, что
крупные каменные монолиты невозможно было переносить вручную, хотя ранее считалось, что подобный способ вполне возможен.

 
Попытки использования различных экспериментальных методов в истории, археологии и этнографии имеют давнюю традицию и можно назвать ряд известных ученых, считавших их неотъемлемой и серьезной составляющей частью научного исследования. Считается, что в рамках исторической науки впервые к методу реконструкции и эксперимента обратился немецкий ученый Андреас Альберт Роде(1682-1724.), изготовивший и испытавший реплику кремневого топора и его соотечественник Якоб фон Меллен(1659-1743), занимавшийся реконструкцией древней керамики Северной Германии. До этого периода метод эксперимента уже был хорошо известен, постоянно совершенствовался и, начиная с эпохи Возрождения, широко применялся такими известными учеными как, например, Леонардо да Винчи, Галилей,


Коперник, Бэкон .

 
С середины XIXв. экспериментальные методы в археологии постепенно занимают достаточно устойчивые позиции и их используют как отдельные исследователи, так и целые группы специалистов-экспериментаторов. В 1874г. во время археологической конференции в Копенгагене демонстрируется деревянная постройка, срубленная при помощи каменных орудий.


В этот же период Отто Тишлер и его коллеги экспериментально
доказывают возможность сверления каменных изделий припомощи деревянного сверла и подсыпаемого под него песка. До этого считалось, что подобная технологическая операция возможна лишь при использовании металлических инструментов.
Своего рода сенсацией стало первое экспериментальное плавание через Атлантический океан на судне "Викинг", представлявшем копию драккара из Гокстада (IXв., Норвегия). Корабль за 40 дней благополучно достиг берегов "Винланда".

Таким образом уже в 1883г. была сделана попытка экспериментально доказать возможность открытия Америки за долго до плавания Христофора Колумба. 


В ХХ в. была открыта новая страница в развитии данного метода исторических исследований. В 1922г. возникает принципиально новая форма археологического эксперимента, сочетающая в себе достижения всей системы исторических наук.


Техника и методика реконструкции значительно усложнились, исследования приобрели комплексный характер, а участники экспериментов предпочитали использовать так называемые методики "погружения в историческую


эпоху", "слияния с историей" и т.п.
Так, например, в Швейцарии на берегах Боденского озера реконструируются поселения каменного и бронзового веков, где усилиями экспериментаторов воссоздается жизнь людей далекого прошлого. Сейчас на этом месте находится один из крупнейших швейцарских музеев под открытым небом.
В Польше подобный центр возник в Бискупине, где с высокой степенью точности было реконструировано городище эпохи железа. Начиная с 1936г., на территории этого поселения исследуются различные архаичные хозяйственные процессы, исследователи живут в древних домах, готовят пищу, охотятся и обрабатывают землю при помощи древних орудий труда. Даже сам распорядок дня и повседневное поведение людей в коллективе со временем подвергается значительным изменениям. Одним из основных условий чистоты подобных экспериментов является по возможности полное ограничение воздействия со стороны современной цивилизации. Получают широкое распространение и признание долгосрочные проекты,проводящиеся на протяжении месяцев и даже лет. Многие добровольцы, по собственной воле оказавшиеся в той или иной "исторической эпохе", позже отмечали, что уже очень скоро они ощущали, как спадает "короста современной цивилизации" и пропадают различные порожденные ей мнимые ценности, в результате чего человек начинает гораздо лучше понимать себя, окружающих его близких людей и свое место в природе. 

Новый мощный толчок к развитию экспериментальная археология получает в 50-е годы в СССР, где в рамках школы выдающегося ленинградского археолога С.А.Семенова, разрабатываются новые методы научных исследований. В результате на свет появляется оригинальная методика определения и изучения функций орудий труда по характеру следов работы (трассеологический метод), благодаря которой, например, было доказано, что древние каменные топоры использовались для обработки древесины ( это мнение подтверждалось и этнографами, изучавшими изолированные этнические группы папуасов Новой Гвинеи в ХIХ – ХХ вв.), а не для перекапывания земли, как считал немецкий археолог Бурхард Брентьес. При этом экспериментально было установлено, что эффективность рубки леса репликами каменных топоров всего в 3-4 раза ниже, чем при выполнении аналогичной работы современными топорами, сделанными из железа. Если же принять во внимание, что для древнего человека подобное занятие было вполне привычным, а экспериментаторы испытывали явное неудобство в работе, то разница в скорости рубки деревьев значительно уменьшается. 


Всплеск общественного интереса к экспериментальным методам исторических исследований был тесно связан с именем отважного норвежского исследователя, путешественника и популяризатора методов исторической реконструкции Тура Хейердала, совершившего сенсационную экспедицию на бальсовом плоту "Кон-Тики" в 1947г. Он был построен на основании старинных испанских описаний плотов инков.

Вслед за этим последовали плавания на камышовых судах "Ра I " и "Ра II ", сконструированных на основе древнеегипетских изображений и копии тростниковой лодки шумеров, названной "Тигрис". В результате ряда серьезных исследований ему удалось сформулировать проблему и


доказать необходимость комплексного и всестороннего исследования культурно-исторического значения Мирового Океана в истории человечества. 

Вслед за Хейердалом последовало множество исследователей, совершивших не менее важные и рискованные эксперименты. Следует отметить экспедиции на плотах "Таити-Нуи- I-II", совершенных под


руководством Эрика де Бишопа в 1956-1958гг (предполагаемый маршрут древних полинезийцев к побережью Южной Америки и обратно) и конечно же, плавание Тимоти Северина на "Брендане". На основе исторических документов был разработан маршрут, проходящий через Исландию на Ньюфаундленд. В результате тщательного анализа ряда источников и последующей сложной комплексной историко-этнографической реконструкции удалось сделать реплику ирландской
кожаной лодки VIв. Специально был подготовлен каркас из ясеня, льняные нитки ручной пряжи; кожа для оболочки судна пропитывалась особым дубовым экстрактом и смазывалась животным воском. Следуя логике исторического эксперимента, команда "Брендана" полностью отказалась от современных мореходных приборов, тем самым пытаясь достигнуть максимальной достоверности полученных данных. По свидетельству участников экспедиции, лодка показала отличные мореходные
качества, кожаная оболочка корпуса постепенно огрубела, стала весьма прочной и не пропускала воды. Эксперимент проходил в условиях весьма близких к тем, в которых оказался аббат Брендан и 17 ирландских монахов 14 столетий назад и увенчался успехом. В настоящее время подобный вид реконструкции стал одним из наиболее распространенных и просторы Мирового Океана бороздят драккары викингов, греческие триеры, плоты, лодки-долбленки и сотни других древних
плавсредств.

Со временем исторические эксперименты начинают привлекать к себе внимание не только археологов, историков иэтнографов, но и специалистов в области социологии, психологии( в первую очередь исследователей психологии группового поведения), экологии и ряда других наук. Таким образом уже сам процесс исторической реконструкции и участники различных экспериментов становятся объектом исследования. Другой отличительной особенностью современных центров


экспериментальной археологии является их полифункциональность. Помимо научных исследований, подобные организации занимаются музейной работой, популяризацией результатов своей деятельности через средства массовой информации, разработкой специальных обучающих программ для школ и ВУЗов. Более того, весьма часто они выступают в роли своеобразных координационных центров ( например, Культурный
центр "Лайкакота" в Боливии( Ла-Пас) или же "Норск Фольке
музеум" и "Лилленхаммер" в Норвегии) в системе разнообразных
культурных обществ и клубов исторической реконструкции более низкого ранга.
Одной из первых организаций, развивающих именно этот подход к методу
исторической реконструкции, является Центр экспериментальной археологии в Лейре (Дания). В 1972г. примеру датских коллег последовали английские археологи и в 24 км к северу от Портсмута в графстве Гэмпшир на холме Батсер возникло кельтское поселение эпохи раннего железа, где уже на протяжении нескольких десятков лет проводятся уникальные исследования в области сельскохозяйственной деятельности древних кельтов. Кроме этого группа английских исследователей занимается выведением новых видов домашнего скота путем обратного скрещивания, а также сельскохозяйственных культур и ведет постоянные записи ежедневных погодных условий, производя их сравнение с доступными палеоклиматическими данными.  

Крупнейшим немецким центром исторической реконструкции является комплекс германских и славянских поселений XIII в. в Дюппеле, где усилиями десятков экспериментаторов под руководством Адриана фон Мюллера воссоздается крестьянская жизнь эпохи средневековья. Экспериментаторы разводят овец, выращивают хлеб, изготавливают керамические изделия и разнообразную деревянную утварь, живут на основе натурального хозяйства. Вместе с тем представители центра в Дюппеле проводят постоянную работу по популяризации экспериментальной


археологии и этнографии в школах, ВУЗах и через средства массовой информации.

В США различные центры историко-этнографической реконструкции обычно тесно связаны с системой национальных парков ( National Park Sistem), на территории которых помимо экологических, географических и биологических исследований проводятся также исторические эксперименты по жизни американских индейцев доколониального периода или первых колонистов XVI-XVIII вв. Кроме специалистов в области исторической реконструкции к подобной работе активно привлекаются представители коренного населения Америки, все еще сохраняющие память о традиционных формах ведения хозяйства, некоторых народных


ремеслах, а также богатейшей духовной культуре своих предков. Подобная ситуация отмечается и в других странах, где для сотрудничества с центрами
историко-этнографической реконструкции и музеями под открытым небом в первую очередь приглашаются люди, в определенной степени сохраняющие традиционную для своего народа культуру. Их практический опыт часто оказывает неоценимую помощь экспериментаторам в работе. В частности, еще в 1987 г. в Норвегии прошло совещание в рамках Международного движения за новое музееведение, на котором
были выработаны следующие установки. Во-первых, стараться отражать в
экспозициях не только быт, но и функции различных предметов, а также процессы и явления, характеризующие народную культуру. Во-вторых, серьезной и перспективной задачей является моделирование культурного ландшафта, содержание домашних животных, возрождение традиционных ремесел и народного прикладного искусства с целью "оживления" музейных экспозиций. Все это, по мнению одного докладчика, должно пробуждать в посетителях музеев искренний и глубокий интерес
к истории, т.к. не секрет, что многие при виде, например, прялки совершенно не представляют себе сам процесс прядения. Это в равной степени относится к большинству традиционных ремесел, технике сельскохозяйственных работ, народным праздникам, фольклору и т.д. К сожалению, у большинства современных людей сформированы весьма приблизительные и искаженные представления об истории, а экспозиции ряда музеев, представляющие собой тематические наборы предметов с кратким описанием их происхождения и основных функций, по отмеченным выше причинам, не удовлетворяют в полной мере запросов рядового посетителя. Гораздо более сильное впечатление оставляют экспозиции музеев под открытым небом, где
на фоне реконструированного культурного ландшафта можно стать свидетелем событий, которые вполне могли бы происходить в далеком прошлом. Вместе с тем подобный подход требует значительных финансовых затрат и весьма серьезного подхода к процессу и результатам реконструкции со стороны специалистов в этой области. Тем не менее за последнее время в этой области музееведения отмечается прогресс и возникает ряд историко-этнографических и археологических музеев, специализирующихся на различных видах реконструкции. Данное направление, развивающееся в рамках Международного совета музеев, получает общественное
признание и всестороннюю поддержку во многих странах мира. Как
уже отмечалось, современные центры исторической реконструкции не ограничиваются исключительно научной деятельностью. В них активно ведется музейная работа, проводятся общеобразовательные лекции и семинары, устраиваются так называемые " экскурсии в прошлое". Для желающих специально представлена возможность пройти различные курсы ( для большинства центров характерно обучение ведению различных сельскохозяйственных работ, охоте, ткацкому делу, ковке металлов, производству керамики и некоторым другим ремеслам в зависимости
от специфики реконструкции). Теоретические знания, полученные в процессе
обучения, закрепляются на практике. Кроме общеобразовательных курсов, доступных всем желающим, предусмотрены специальные углубленные занятия для учителей, студентов и научных работников, желающих повысить свою профессиональную подготовку. Некоторые слушатели специальных курсов со временем открывают собственные клубы и центры. По свидетельству многих, проходящих обучение в подобных центрах, они не являлись посторонними наблюдателями, а буквально жили историей.
В результате формируется совершенно особое ощущение истории, основанное на собственном практическом опыте. Это состояние человека, оказавшегося участником исторического эксперимента, отлично охарактеризовал один экспериментатор из Лейре: "можно прочитать сотни исторических книг и считать, что ты понял как жили твои далекие предки, но настоящее понимание придет лишь тогда, когда вскопав землю плугом, и посадив семена, ты осознаешь, что твоя дальнейшая жизнь зависит от урожая, а от качества только что изготовленной одежды то, замерзнешь
ли ты зимой или нет...".  

В связи с рассматриваемой темой, необходимо указать еще на одно широко


распространенное направление исторической реконструкции, получившее толчок к развитию несколько десятков лет назад и со временем трансформировавшееся в мощное интернациональное движение. Самые известные и наиболее крупные ассоциации исторической реконструкции, существующие в настоящее время и объединяющие
десятки и даже сотни более мелких однотипных организаций (военно-исторические, историко-этнографические клубы, фольклорные коллективы, культурные общества и т.д.), были основаны еще в 70-х годах. Большинство из них на данный момент уже прошли любительский уровень развития и превратились в крупные коммерческие организации, тесно сотрудничающие с шоу-бизнесом. При участии клубов исторической реконструкции снимается большинство современных художественных и научно-популярных исторических фильмов, устраиваются рыцарские турниры,
проводятся знаменитые сражения древности, отмечаются праздники, пришедшие к нам из далекого прошлого. Кроме того, клубы ведут серьезные экспериментальные исследования, просветительскую иобщеобразовательную работу. Среди всего многообразия направлений реконструкции в среде любительских и полу-профессиональных клубов особенно выделяютсяобщества "индейцев-традиционалистов", "
древних кельтов", "скандинавов эпохи викингов", "древних
римлян" и некоторые другие организации.

Если рассматривать возникновение и функционирование клубов исторической реконструкции как своеобразное социальное явление, то они представляют несомненный интерес для этнологов, социологов и психологов. Необходимо отметить, что многие из них возникли на волне интереса к национальной культуре и истории Отечества и со временем влились в радикальные националистические движения, при этом резко изменив свои изначальные цели и методы работы. Другие со временем превратились в солидные религиозные организации ( например, многие


современные неоязыческие секты в прошлом являлись культурными обществами или же клубами реконструкции). И, наконец, ряд клубов остался в стороне от политической и религиозной деятельности, и до сих пор продолжает заниматься исключительно различными формами исторической реконструкции. 

Контент-анализ, как метод исторического исследования

Контент-анализ (contents - англ.: содержание, содержимое) – научный метод, предполагающий. Контент-анализ применяется при изучении источников, инвариантных по структуре или существу содержания, но внешне бытующих, как несистематизированный, беспорядочно организованный текстовой массив. Суть контент-анализа, как исследовательского метода, состоит в восхождении от многообразия текстового материала к абстрактной модели содержания текста.

Термин content-analysis впервые начал применяться в конце XIX – нач. XX вв. в американской журналистике У истоков методологии контен-анализа находились американский социолог Г. Лассуэл и французский журналист Ж.Кайзер.


Так, в начале 60-х гг. Г. Лассуэл осуществил попытку политологического анализа СМИ, исходя из учета формальных критериев. Он ввел в научный оборот некую абстрактную единицу: «слово». Целью работы Лассуэла было получение собственно социологического


результата на нетипичном для социологии материале: текстах печатных изданий.
Исследователь проделал огромную работу, но, поскольку в методике Лассуэла
качественные оценки не были адекватно соотнесены с количественные методы,
результаты его трудов с трудом поддавались верификации.

В начале 60-х гг. Ж. Кайзер разработал оригинальную методику статистического анализа


периодики. В ее основе лежал подход к тестовому массиву, как информационной
системе. Тем самым Кайзер сформулировал теоретическую базу последующего
распространения социологических методов в сферы изучения всех нарративных
источников, включая эпиграфический и эпистолярный материал.

В работе Ж. Кайзера акцентировалось внимание на внешней форме организации материала: его расположении, оглавлении, оформлении и т.д. Кайзер разработал целый комплекс исследовательских процедур, обеспечивающих полную формализацию, как единичного газетного номера, так и совокупности однотипных периодических изданий. Тем самым Ж.Кайзер сформулировал систему, позволяющую фиксировать развитиетенденций в публикациях СМИ.

В отечественной историографии методика контент-анализа описывается, как совокупность (комплекс) исследовательских процедур, направленных от формирования абстрактного объекта исследования и формулирования его конкретных задач, до интерпретации результатов и их статистической обработки.

В отечественной историографии контент-анализ, как правило, применялся для выявления тенденций трансформации взглядов конкретных авторов во временном аспекте, либо при


сравнении позиций различных авторов по одному и тому же вопросу.

В 90-е годы отечественные историки чаще всего использовали контент-анализ в исследованиях послеоктябрьской прессы и зарубежной периодики. В те времена, подобные исследования изначально не могли не быть ангажированными. Поэтому еще на уровне формирования категориального аппарата таких исследований, в них, как правило,


закладывалась возможность фальсификации результатов.
В силу известных экономических, социальных и политических причин, с конца 90-х гг.,
методически арсенал исторической науки практически не пополнялся. Вот почему
вопросы методологии контен-анализа, как метода исторических исследований, и
теперь сохраняют свою актуальность.

Описывая процедуру контент-анализа, можно выделить несколько этапов, а именно:


Начальный этап исследования: На этом этапе, как правило, формулируется т.н. «эмпирическая теория» исследования. То есть, в ходе подготовки к проведению контент-анализа, ученый, как правило, систематизирует гипотезы, существующие в контексте данной проблематики и «отсеивает» те из них, которые не поддаются верификации на


данных обусловленного информационного массива.

Кроме того, на первом этапе такого исследования формируется идеология исследовательской программы. Иначе говоря, в этот момент формулируются философские


(теоретические) предпосылки, определяются основные задачи исследования и,
вытекающие из них, базовые правила процедуры, а также выявляется логическая
последовательность операций по фальсификации всего корпуса существующих
гипотез.
С методической точки зрения, именно на этом этапе происходит актуализация системного соотношение цели, объекта и средств исследования и определяется их оптимальную конфигурацию в процессе предстоящей работы.

Операциональный этап исследования: На втором этапе исследования создается основа для верификации используемых дефиниций и терминов. Как правило, в этот момент в


сплошном текстовом массиве выделяются относительно автономные части – «единицы
контекста», релевантные, как содержанию всего текстового массива, так и общей совокупности сформулированных дефиниций и терминов.

Этап счета: На третьем этапе исследования проводится собственно контент-анализ. То есть, осуществляется сбор информации, учет индикаторов, первоначальная обработка


результатов, включающая установление видов и содержания отношений связей между
элементами счета (индикаторами контент-анализа). Причем, последнее - как внутри
совокупности данных, так и по отношению к самой совокупности, как целостной
информационной системе. На данном этапе, принципиальную важность обретает то обстоятельство, что полученные данные должны гарантировать временную, интерсубъективную и инструментальную стабильность исследования, а также в полной мере соответствовать (находится в контексте) его теоретических посылок.
В случаях, если полученные данные расходятся с теоретическими посылками, на применение контент-аналитических процедур завершается и исследование начинается сызнова.

Остаточный анализ данных. На четвертом этапе осуществляется агрегирование (интерпретация числового материала в целях его обобщения), структуризация и группировка полученных данных для формирования адекватных моделей в контексте задач, поставленных на первом этапе исследования.


В целом, нужно сказать, что анализ полученного материала впрямую зависит от трех режимов восприятия информации: режима «настройки», режима восприятия основной и режима восприятия возвратной информации. Причем, если первые два режима важны на первом и втором этапах контент-анализа, то третий режим приобретает особое значение на четвертом этапе и оказывается полностью обусловленным качеством работ на этапах 1.-3.
Отдельно следует остановиться на проблеме отбора источникового материала.
Для того чтобы применение контен-анализа было успешным, источник должен отвечать определенным требованиям.
То есть, прежде всего, при выборе источника нужно определить, в какой мере его
содержание соответствует поставленной задаче. Необходимо также изучить все
существующие источники по данной проблеме и, если понадобиться, выявить
оптимальный размер репрезентативной случайной выборки.
Обычно выделяют
три уровня стратегии исследовательского поиска при обработке текстовых
массивов: формулятивный, описательный и экспериментальный планы. В исторических
исследованиях чаще всего используют описательный план, целью которого является
систематическое качественно-количественное описание источника. Описательный
план всегда содержит элементы экспериментального. Сбор информации в контексте
данного плана осуществляется на основе тотального или выборочного обследования
(с обязательными расчетами размеров допустимой выборки). Описательный план
предполагает особую строгость интерпретации понятий и точность в регистрации
данных. Исследование по описательному плану обычно завершается классификацией
данных, характеризующих структуру объекта исследования. К сказанному следует
добавить, что изначально, описательный план, как правило, готовится в виде
наброска, который уточняется и дополняется по мере «вживания» историка в
источниковый материал и при реализации последовательности процедурных шагов.
Принципиальное значение для реализации описательного плана контен-анализа имеет
технический инструментарий историка.
В заключение необходимо сказать, что контент-анализ является весьма продуктивным методом исторических исследований, позволяющим порой получать весьма неожиданные
результаты при изучении, как отдельных источников, так и больших несистематизированных информационных массивов.

Приложение 2

Экскурсионная услуга – туристская услуга по удовлетворению познавательных интересов туристов/экскурсантов, включая разработку и внедрение программ экскурсионного обслуживания или отдельных экскурсий, организацию и проведение экскурсий.

Экскурсия– поездка, прогулка с посещением достопримечательностей определенной территории (объектов историко-культурного, природного наследия, иных объектов, представляющих туристский интерес) в сопровождении гида-экскурсовода с познавательной, научной, рекреационной, увеселительной, спортивной или иной целью.
Гид-экскурсовод (экскурсовод, гид-переводчик) – физическое лицо, предоставляющее услуги по проведению экскурсии и сопровождению группы во время экскурсии.

Классификация экскурсий:




  • По содержанию (обзорные и тематические: исторические, искусствоведческие, архитектурно-градостроительные, религиозные, литературные, производственно-экономические, природоведческие).




  • По составу участников (для взрослых, для детей, для школьников, для студентов, для местных экскурсантов, для экскурсантов (туристов) прибывающих из других российских регионов, для экскурсантов (туристов) прибывающих из других стран, для организованных групп, для индивидуальных туристов, для смешанных групп и др.).




  • По месту проведения (городские, загородные, музейные, производственные, комплексные).



  • По способу передвижения (пешеходные, с использованием транспорта: автобусов, автотранспортных средств, вместимостью от 4 от 14 пассажиров, теплоходов и судов скоростного флота, вертолетов и прочего транспорта).



  • По форме проведения (обычные, в сочетании с культурно-развлекательными или оздоровительными мероприятиями).

Квалификационные требования, предъявляемые к гидам-экскурсоводам







Основные навыки

Основные знания

Встреча туристов

 


Соблюдение протокола и этикета

      Протокол и этикет

      Теория межличностного общения

      Основы психологии

      Искусство обслуживания клиентов



Культура межличностного общения

Проверка информации о месте и времени прибытия туристов

Встреча и идентификация туристов группы

Протокольные мероприятия по встрече туристов

Организация отъезда с места сбора группы туристов

Культура межличностного общения

      Теория межличностного общения

      Искусство обслуживания клиентов

      Техника безопасности


Проверка наличия всех туристов

Проверка наличия необходимых документов

Инструктаж туристов по безопасности

Предоставление общей информации о программе экскурсии

Ответы на вопросы туристов

Работа с группой туристов

Культура межличностного общения

      Теория межличностного общения

      Искусство обслуживания клиентов

      Техника безопасности

      Основы теории лидерства

      Основы психологии


Руководящая роль в работе с группой

Сопровождение группы

Предоставление полной информации об экскурсии

Инструктаж о правилах поведения в группе

Инструктаж об общепринятых и специфических правилах поведения при посещении различных достопримечательностей

Выявление «трудных» туристов и индивидуальная работа с ними

Экскурсионное сопровождение туристов

Выбор оптимального месторасположения туристской группы для проведения экскурсии

      Методика проведения экскурсий

      Правила обслуживания на пешем, транспортном и комбинированном маршрутах

      Правила работы на городском и загородном маршрутах

      Правила работы на ближнем и дальнем маршрутах



Использование микрофона, усилительных средств

Сопровождение туристов при осмотре, показе и изучении объекта

Техника публичных выступлений

Ответы на вопросы туристов

Культура межличностного общения

      Теория межличностного общения

      Искусство обслуживания клиентов

      Основы психологии

      Протокол и этикет



Техника ответов на общие и профессиональные вопросы

Техника ответов на трудные вопросы

Соблюдение протокола и этикета

Использование различных видов транспорта

Инструктаж о правилах поведения на данном виде транспорта

      Искусство обслуживания клиентов

      Инструкция о правилах поведения туристов на транспортном средстве



Учет физиологических потребностей туристов при передвижении на данном виде транспорта

Определение специфики работы данного транспортного средства

Завершение экскурсии

Соблюдение протокола и этикета

      Протокол и этикет

      Инструкция о правилах востребования возврата личных вещей



Организация возвращения туристов с экскурсии

Организация возврата личных вещей туристам

Протокольные мероприятия при завершении экскурсии

Проведение стандартной обзорной экскурсии

Владение методикой разработки программы стандартной обзорной экскурсии

      Знание местных достопримечательностей в контексте истории, географии и культуры

      Экскурсоведение

      Методика проведения обзорной экскурсии

      Знание традиций и обычаев



Подготовка к экскурсии

Организация протокольных мероприятий в начале и при завершении экскурсии

Техника осмотра, показа, изучения объектов обзорной экскурсии

Техника экскурсионного рассказа

Техника публичных выступлений

Техника ответов на вопросы

Соблюдение программы экскурсии

Проведение экскурсии по музею или культурному центру

Владение методики разработки программы экскурсии по музею или культурному центру

      Знание экспозиции музея, культурного центра

      Экскурсоведение

      Методика проведения экскурсии по музею или культурному центру

      Отечественная история и культура

      Знание традиций и обычаев


Подготовка экскурсии

Организация протокольных мероприятий в начале и при завершении экскурсии

Техника осмотра, показа и изучения экспозиции музея или культурного центра

Техника экскурсионного рассказа

Техника публичных выступлений

Техника ответов на вопросы

Соблюдение программы экскурсии

Проведение экскурсии по специальной программе

Владение методикой разработки программы специализированной экскурсии

      Экскурсоведение

      Методика проведения тематических нестандартных экскурсий

      отечественная история и культура

      Знание традиций и обычаев

      Специфические знания определяемые требованиями экскурсии



Техника подготовки к специализированной экскурсии

Организация протокольных мероприятий в начале и при завершении экскурсии

Техника осмотра, показа и изучения объекта экскурсии

Техника экскурсионного рассказа

Техника публичных выступлений

Техника ответов на вопросы

Соблюдение программы специализированной экскурсии

Обеспечение мер безопасности туристов

Обеспечение мер безопасности туристов

      Инструкция по технике безопасности

      Памятка туристу



Инструктаж туристов о правилах поведения в группе

Инструктаж туристов по соблюдению мер предосторожности

Осуществление контакта со службой безопасности

Оказание первой медицинской помощи

Применение аптечки первой медицинской помощи

      Инструкция по технике безопасности

      Памятка туристу

      Основы физиологии человека

      Правила оказания первой медицинской помощи



Техника оказания первой медицинской помощи

Вызов соответствующих служб скорой помощи (и МЧС в случае необходимости) по телефону

Сообщение по инстанциям об оказании медицинской помощи

Инструктаж туристов по соблюдению мер предосторожности

Распознавание угрожающих симптомов, особенно среди людей повышенной группы риска


Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет