Актер. Жест и мимика
Жест – акт невербальной коммуникации человека: движение тела / частей тела или значимое статичное положение тела (поза).
Особый вид жеста – мимика: система движений лица.
Система жестов слагается в поведение, поступки персонажей.
По книге: Булгакова О. Фабрика жестов (М., 2005)
Кинематограф впервые в искусстве смог сохранять жест запечатленным в движении [в театре и в балете жест не сохранялся, в живописи и скульптуре сохранялся, но неподвижно], а также выделил фрагментарное восприятие – заострил внимание на отдельном жесте и его выразительности. Тело оказалось самоценным, а его части – автономными (их можно изображать изолированно на крупном плане). В кино стала важной оппозиция видимого / невидимого, сознательного / бессознательного в движении души через движение тела.
Кроме того, кино усвоило весь набор значащих театральных жестов, а также и общую театральную установку: тело актера – это знак, отсылающий одновременно к двум референтам – к самому телу и к некой представляемой норме, задающей систему значений этого знака.
* * *
Поскольку кино позволяет расчленять тело и лицо человека на фрагменты (крупный, первый и американский планы и, с другой стороны, план детали), то можно говорить, что кино и утверждает, и расчленяет человеческую идентичность как таковую. Крупный план (одно лицо) максимально усиливает утверждение личности актера / персонажа, в то время как план детали (особенно детали лица) разрушает актера как цельный субъект, делая его лишь материалом для режиссерских и операторских манипуляций.
NB: разумеется, следует различать актера как человека, играющего в кино, и тот образ, который он создает [не только образ персонажа, но и образ самого себя – амплуа]. В первом случае актер – биография, во втором актер – элемент киноязыка.
* * *
Следует различать:
1) жесты, которые создателями фильма мыслятся как узнаваемые действия или положения (режиссер, сценарист и актер рассчитывают, что зритель опознает эти жесты как соотносящиеся с его личным опытом и культурной памятью);
2) жесты, которые зритель не может соотнести со своим непосредственным опытом, телесным или культурным.
На этом основана одна из наиболее распространенных типологий кинематографа:
– актер играет предсказуемо, ожидаемо, – тогда это коммерческий кинематограф (Голливуд, Болливуд и т.д.);
– или непредсказуемо, неожиданно для зрителя, – тогда это авангардное или авторское кино (сюрреализм, независимый кинематограф США, итальянский неореализм, французская и немецкая «новая волна» и др.).
По книге: Кракауэр З. Природа фильма: Реабилитация физической реальности (М., 1974)
З. Кракауэр предлагает следующую классификацию актеров по их поведению в кадре:
– Неактер – заведомый непрофессионал, не играющий, а реально живущий в кадре. Неактеров предпочитают в социально-ориентированных фильмах из-за достоверности и типизированности их внешности (фактуры) и поведения в данных социальных условиях.
Неактер не может достоверно изобразить индивидуальность, даже аналогичную его собственной: он – только типаж.
– Голливудская «звезда» – актер с одним амплуа, реалистично его изображающий. Это амплуа может совпадать с настоящим характером актера, но, в отличие от неактера, голливудский актер может реалистично изобразить индивидуальные чувства и поведение.
– Профессиональный актер – актер, способный на перевоплощения, выбор между различными амплуа.
По книге: Цивьян Ю.Г. На подступах к карпалистике: Движение и жест в литературе, искусстве и кино (М., 2010)
Ю.Г. Цивьян различает карпалистику (теорию жеста в разных областях искусства; термин-нововведение Цивьяна) и кинесику (наука о жестовой коммуникации между людьми, раздел семиотики). Обе работают на сходном материале, однако кинесика уделяет основное внимание значениям жестовых движений в реальной действительности, а карпалистика – той роли, которую они играют в искусстве.
Достарыңызбен бөлісу: |