Александр Александрович Блок - поразительное по своей глубине, таинственности и величию явление в русской поэзии ХХ века. Образы-символы, сокрытые в его поэзии многозначны и глубоки. Они сравнимы с многосложным шифром, не поддающимся расшифровке.
Александр Блок родился и воспитывался в высококультурной дворянско-интеллигентской семье. Бекетовы и Блоки - материнская и отцовская ветви рода поэта - оставили заметный след в российской истории, науке, культуре. Андрей Николаевич Бекетов, дед Александра Блока, был автором не только солидных научных трудов, но и популярных очерков. Бабушка Елизавета Григорьевна оставила множество переводов научных и художественных произведений. Литературой успешно занимались мать Блока и его тетки.
С детства Александр, или Сашура, как его ласково называли с семье, был окружен неусыпным вниманием и заботами. В нем очень рано пробудилась страстная, непреодолимая тяга к поэзии и стихосложению. Юный Блок увлекался творчеством Жуковского, Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета, Полонского. Свои первые стихи он сочинил уже в пятилетнем возрасте. Однако серьезно заниматься поэзией Блок начинает после окончания гимназии и поступления в 1898 году на юридический факультет Петербургского университета (в 1901 году он перейдет на славянорусское отделение историко-филологического факультета, которое успешно закончит в 1906 году).
Творческую судьбу Блока во многом определили сильное чувство к Любови Дмитриевне Менделеевой, ставшей в 1903 году его женой, и глубокое увлечение философскими идеями Владимира Соловьева. В эти появляется его первый поэтический сборник - "Стихи о Прекрасной Даме" (1904-1905), который приносит ему известность. Он общается с видными поэтами той поры - Д. Мережковским, 3. Гиппиус, В. Брюсовым, К. Бальмонтом, А. Белым, Вяч. Ивановым и др.
В начале XX века в атмосфере надвигающейся общественной бури серьезно меняется художественная позиция Блока. Поэт будто спускается с небес на землю, пристально вглядываясь в окружающую его "повседневность", жизнь "униженных и оскорбленных", в неблагополучный, полный контрастов, мир, где властвуют стихии. Его новое видение отразилось в целом ряде книг, каждая из которых была событием - "Нечаянная Радость" (1907), "Снежная маска" (1907), "Земля в снегу" (1908) и "Ночные часы" (1911). В это же время Блок создает цикл лирических драм - "Балаганчик", "Король на площади" и "Незнакомка" (1906), "Песня Судьбы" (1908), "Роза и Крест" (1913), а также серию публицистических и литературоведческих статей ("Безвременье", "Народ и интеллигенция", "О современном состоянии русского символизма"). Жизненный и творческий горизонт поэта значительно раздвинули его поездки в Германию, Францию, Бельгию, Нидерланды. Неизгладимое впечатление на поэта произвела Италия, чья древняя история отразилась в его великолепном итальянском поэтическом цикле.
В 1910-1911 годах Блок плодотворно работает над изданием своего первого "Собрания стихотворений". В своей поэтической биографии он выделил три этапа, каждому из которых отвел одну книгу своей трилогии.
Накануне Первой Мировой войны Блок работает над поэмой "Возмездие" - глубоко-философским произведением. Однако завершить ее не удалось. Летом 1916 года Блок был призван в армию табельщиком одной из инженерно-строительных дружин и направлен на фронт.
После Февральской революции 1917 года он возвращается в Петроград, где редактирует стенографические отчеты "Чрезвычайной следственной комиссии", проводившей допросы деятелей свергнутого царского правительства. Блок не приветствовал падение самодержавия, однако вскоре он осознал, что революция еще не окончена и главный всплеск разбушевавшейся народной стихии еще впереди. До окончания Первой Мировой войны оставался еще год. Россия бурлила в котле все более и более нараставших противоречий, выплеснувшихся наружу в Октябре 1917 года.
В течение всего 1917 года Блок не создал ни одного поэтического произведения. После Октябрьского переворота Блок словно поверил в "очистительную силу революции". Он призывал слушать "музыку революции" - шум от падения старого мира. В это время поэт переживает необычайный творческий подъем. В течение января 1918 года он написал свои самые знаменитые произведения - статью "Интеллигенция и революция", поэму "Двенадцать" и стихотворение "Скифы". Блок романтично верил, что революцией "задумано" "переделать все, изменить облик мира, очистить его от ветоши старого бытия. Статью "Интеллигенция и революция" завершает знаковый призыв: "Всем телом, всем сердцем, всем сознанием - слушайте Революцию".
Блок с интересом включился в практическую деятельность по культурному строительству: сотрудничал в горьковском издательстве "Всемирная литература", был председателем управления Большого драматического театра, являлся членом коллегии Литературного отдела Наркомпроса, возглавлял Петроградское отделение Всероссийского союза поэтов. Однако со временем поэт неожиданно убеждается в том, что бюрократизм, пошлость не только не исчезли из окружающей жизни, но, напротив, торжествуют, возник даже новый вариант мещанства - комчванство. "Жизнь изменилась (она изменилась, но не новая, не nuova), - вошь победила весь свет, это уже свершившееся дело, и все теперь будет меняться только в другую сторону, а не в ту, которой жили мы, которую любили мы ", - с горечью пишет в своем дневнике Блок.
Есть версия, что в конце жизни Блок раскаивался в написании поэмы "Двенадцать" и даже отрекался от нее. Неопровержимых доказательств тому нет. Однако известен ответ Блока, доказывающий обратное: "Я сейчас думаю так же, как думал, когда писал "Двенадцать", - ответил он однажды на провокационный вопрос. В другом разговоре он повторил: "Двенадцать" - какие бы они ни были - это лучшее, что я написал. Потому что тогда я жил современностью". Трагедию Александра Блока в послереволюционный период убедительно охарактеризовал видный русский литератор и публицист Р. И. Иванов-Разумник: "Мы знаем теперь: не душа Блока изменилась - изменилась душа революции; ни от чего Блок не отрекался, но он задохся, когда исторический воздух, очищенный стихийным взрывом, снова отяжелел и сгустился".
|