АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ РАДИЩЕВ
(1749―1802)
Радищев происходил из старинного богатого дворянского рода, учился в Пажеском корпусе в Петербурге и в Лейпцигском университете (юриспруденции). По возвращении из-за границы находился на государственной службе. В 1790 г. опубликовал свою знаменитую книгу «Путешествие из Петербурга в Москву». Прочитав её, Екатерина II назвала автора «бунтовщиком», который «царям грозится плáхою1». Радищева арестовали и приговорили к отсечению головы. Но казнь была заменена 10-летней ссылкой в Сибирь, где он пробыл 5 лет и 1 месяц ― до смерти императрицы (в 1796 г.).
Находясь в ссылке, в Сибири, Радищев одним из первых понял, какое огромное значение имеет для России торговля с Китаем, и написал статью «Письмо о китайском торге». После освобождения при Павле I Радищев жил в деревне ― в имении отца без права посещения Москвы и Санкт-Петербурга. Император Александр I в 1801 г. возвратил Радищева к государственной деятельности, назначив на высокий пост в Комиссии по составлению законов. Однако в 1802 г. Радищев покончил с собой. Причины его самоубийства не совсем ясны. Но современники видели в этом акте вызов правительству.
«Путешествие из Петербурга в Москву» имеет форму путевых заметок. Книга написана от лица путешественника, проезжающего в почтовой карете из одной столицы Российской империи в другую. Радищев беспристрастно взглянул на русскую действительность своего времени и с исключительной смелостью подверг осуждению царящий в России политический деспотизм, произвол властей, бесправие подданных и ужасающее положение крепостных крестьян. Круг вопросов, охваченных Радищевым в «Путешествии…», исключительно широк, но главный вопрос ― как обустроить Россию.
Радищев, имевший специальное образование юриста, был также выдающимся экономистом, философом, историком, социологом. Его книга ― настоящая энциклопедия Века Просвещения. Гениальность Радищева именно в его необыкновенной силе мысли. Это был человек огромного интеллекта. Ему были доступны исторические прозрения и социальные прогнозы. Никто в России второй половины ХVIII в. так хорошо не понял обречённость дворянского сословия, как Радищев.
Автор «Путешествия…» признавал право народа на восстание, однако не отвергал и возможности мирных преобразований, которые должно осуществить просвещённое правительство.
Сюжет «Путешествия…» ― история человека, который, следуя от станции к станции, от главы к главе познаёт свои заблуждения и учится «прямо взирать2 на окружающие его предметы». В «Путешествии…» Радищев предпринял попытку начертать маршрут к истине, указать путь для «шествия разума», чтобы преодолеть предрассудки и реформировать нравы. Сюжет «Путешествия…», по словам самого Радищева, есть «изображение мысли», отрицающей крепостнические и бюрократические порядки екатерининской России. В конце книги автор приводит яркий пример искателя истины в лице поэта и учёного Михаила Ломоносова («Слово о Ломоносове»).
Жанровая структура «Путешествия…» чрезвычайно сложна. Прибегнув к популярной в ХVIII в. форме романа-путешествия, писатель собрал воедино разнородный материал: от бытовых зарисовок до философских трактатов, политических сатир и экскурсов в мировую и отечественную историю. Книга Радищева впитала в себя разнообразные жанровые традиции: сентиментальных путешествий ― дневников «чувствительного сердца», где увиденное в дороге лишь повод для разговора о внутреннем мире человека; масонских аллегорических романов о мистическом восхождении разума и души от неведения к истинной Премудрости; обличительной литературы Просвещения.
Таким образом, «Путешествие из Петербурга в Москву» ― это путешествие, путевые заметки, в которых герой описывает во время остановок на станциях то, что он видел или о чём слышал. Жанр путешествия позволил автору, во-первых, свободно переходить от одной темы к другой, чтобы дать широчайшую картину всех сторон русской действительности, показать жизнь разных слоёв русского общества, а во-вторых — объединить в книге материал, созданный в разные годы, различный в стилевом отношении.
«Путешествие…» Радищева представляет собою ряд рассказов, очерков, повестей, сцен, сюжетно объединяемых личностью путешественника.
Путешественник, он же рассказчик ― представитель городского образованного общества. Родившийся и воспитанный в Петербурге, он происходит из низшего или среднего служилого дворянства и не владеет крепостными и землёй. Его политические взгляды довольно наивны, непоследовательны и переменчивы. За время путешествия он освобождается от многих иллюзий, но первоначально ― это благонамеренный, не слишком просвещённый человек своего класса, слепой ко многим реальностям жизни. Он чувствителен и склонен к эмоциональным вспышкам. Ему совершенно была неизвестна жизнь крестьян. Обнаружив их жестокие страдания и то, насколько часто в России нарушаются законы, он чувствует себя глубоко оскорблённым.
Композиция произведения. Повествование в «Путешествии…» разбито на главы, названные именами почтовых станций, встречавшихся на пути следования. Это реальные топонимические названия. Своеобразие композиции книги Радищева состоит в том, что в ряде её глав многочисленные собеседники путешественника излагают свои мнения то в устной форме, то в виде письменных трактатов. 12 из 26 глав «Путешествия…» в той или иной степени касаются положения крестьян, т.е. крепостного права. Крепостничество узаконивает владение человека человеком. Рассказчик изображает его как порочную форму власти. Кроме крепостного права в книге затрагивается целый ряд социальных проблем: торговли, денег, образования, цензуры, проституции, рекрутских наборов и т.д.
Стиль «Путешествия…» непрерывно меняется: от высокопарных пассажей с архаической церковнославянской лексикой до простой разговорной речи, от риторики разоблачений до спокойных тонов. Стремясь побудить читателя к активному соучастию, Радищев наполняет текст бесчисленными обращениями и повелительными призывами, риторическими восклицаниями и вопросами. Существенным свойством стиля Радищева является необычайная эмоциональность.
Посвящение «А. М. К. Любезнейшему другу» задаёт тон всей книге: «Я взглянул окрест3 меня ― душа моя страданиями человечества уязвлена4 стала. Обратил взоры мои во внутренность мою ― и узрел5, что бедствия человека происходят от человека, и часто от того только, что он взирает6 непрямо на окружающие его предметы. <…> Я ощутил в себе довольно сил, чтобы противиться заблуждению… Я почувствовал, что возможно всякому соучастником быть во благодействии7 себе подобных».
В «Путешествии…» нашли отражение три литературных направления эпохи: классицизм, сентиментализм и ранний реализм.
В начале ХIХ в. в России это сочинение Радищева было запрещено к печати и имело широкое распространение в рукописях (списках). Впервые «Путешествие…» было издано на русском языке в Лондоне (1858 г.). В 1905 г. была осуществлена первая научная публикация памятника в России. Имя автора «Путешествия…», несмотря на официальный запрет сочинения, пользовалось большой известностью на родине.
А.С. Пушкин писал в черновике стихотворения «Памятник» (1836 г.): «И долго буду тем любезен я народу / Что чувства добрые я лирой пробуждал, / Что вслед Радищеву прославил я свободу…». Радищевская тема прошла через всё творчество Пушкина: от ранней поэмы «Бова», «Послания к цензору» и оды «Вольность», которая стала основным поводом для южной ссылки поэта, до запрещённых цензурой статей «Путешествие из Москвы в Петербург» (1833―1835 гг.) и «Александр Радищев» (1836 г.). Сходна с радищевским замыслом и фабула «Мёртвых душ», подаренная Пушкиным Н.В. Гоголю.
Достарыңызбен бөлісу: |