АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ СУМАРОКОВ
(1717—1777)
Имя Сумарокова сегодня известно фактически только филологам, прежде всего специалистам по литературе XVIII в., а в своё время оно стояло в ряду имён первой величины.
Сумарокову принадлежит роль основоположника во многих сферах русской литературы и культуры. Он положил начало профессиональным занятиям литературой – как специальностью, как единственным и главным делом жизни.
Сумароков явился одним из первых национальных драматургов: автором 9 трагедий и 12 комедий. Сумароков-драматург стоял у истоков нового театра. Он стал первым директором постоянного Российского театра (впоследствии – Александринского, который находится в Санкт-Петербурге). Занимая эту должность, Сумароков совмещал функции художественного руководителя, режиссера-постановщика, сценографа, лично обучал труппу основам актёрского мастерства, следил за выпуском афиш, денежными сборами, заботился об устройстве быта актёров и при этом не прекращал писать пьесы. В.Г. Белинский назвал Сумарокова «отцом русского театра».
Сумароков был единоличным издателем и редактором первого в России частного литературно-художественного журнала с символичным названием «Трудолюбивая пчела» (1759), в котором средствами сатиры и публицистики пропагандировал идеал просвещённого гражданина.
Наряду с Ф. Прокоповичем, А. Кантемиром, В. Тредиаковским, М. Ломоносовым А. Сумароков был созидателем новой российской словесности. Он многое сделал для становления русского литературного языка, ведя борьбу за его простоту и ясность; завершил реформу стихосложения созданием подлинно национальной системы русского силлабо-тонического стиха; решал серьезные вопросы развития русской литературной критики. Как один из представителей русского классицизма (наиболее творчески активный) он в своих теоретических трудах и в поэтической практике утверждал эстетику нового художественного направления. Выступая за равнозначность всех жанров, за соблюдение их строгого упорядочения по содержанию и стилю, Сумароков стремился дать всевозможные образцы «правильного» стихотворства, понимаемые им как фундамент новой, будущей литературы.
Жанром, в котором он выступил подлинным новатором, была басня (или притча). Задолго до Крылова Сумароков определил облик русской поэтической басни и классическую манеру басенного повествования с разностопным ямбом, разговорной интонацией, народной фразеологией, пословицами и поговорками. Им написано около 400 басен.
Сумароков явился родоначальником романса в русской поэзии – жанра, тесно связанного с музыкой и не утратившего популярность в наши дни не только в России, но и за её пределами.
Сумароков оказался первопроходцем и в таком важном деле, как участие в оформлении собственных книг: он сам для всех своих поэтических сборников выбирал формат, бумагу, шрифт и гравюры, иллюстрирующие текст, относясь не только к сочинению, но и к изданию своих произведений.
Знаменитый просветитель Н.И. Новиков, младший современник Сумарокова, в своем «Опыте исторического словаря о российских писателях» (1772) высоко оценил – еще при жизни Сумарокова – его литературную деятельность: «Различных родов стихотворными и прозаическими сочинениями приобрел он себе великую и бессмертную славу, не только от россиян, но и от чужестранных академий и славнейших европейских писателей. И хотя первый он из россиян начал писать трагедии по всем правилам театрального искусства, но столько успел во оных, что заслужил название Северного Расина».
Сумароков был выбран почётным членом Лейпцигского общества свободных наук. Его произведения переводились на французский и немецкий языки, одобрительные рецензии на его трагедии печатались в немецких журналах. В 1769 г. Сумароков получил ответное письмо от Вольтера. «Гений века», корреспондент всех монархов, авторитетнейший во всём мире философ и писатель, соглашался с литературно-теоретическими воззрениями Сумарокова и отмечал его литературные заслуги (на той же странице, на которой восхищался Екатериной II). Это было признание современников.
В 1781 г. Новиков издал посмертное «Полное собрание всех сочинений в стихах и прозе…» Сумарокова в 10 томах, успех которого был столь велик, что потребовалось переиздание.
Однако ни европейская известность, ни покровительство Екатерины II не облегчили трудной литературной судьбы Сумарокова. Неуживчивый характер, болезненно самолюбивый нрав доставляли ему немало неприятностей. Завистники, сплетая свои интриги против Сумарокова, легко втягивали его в конфликты, в которых не только своё самолюбие и свою честь приходилось ему защищать, но и самолюбие и честь Поэта. И это в то время, когда на писателя в России чаще всего смотрели с насмешкою, а стихотворство считали тяжёлой болезнью.
Сумароков ставил свою литературную профессию чрезвычайно высоко: талантливый писатель, по его мнению, столько же полезен отечеству, как и самый важный государственный чиновник. Потому что литература служит обществу, воспитывая добродетельных людей и доблестных граждан. В письме к Екатерине II Сумароков сопоставлял поэтический труд с подвигами полководцев: «Быть великим полководцем и завоевателем – высокое звание, но быть Софоклом – звание не меньшее».
Сумароков принадлежал к родовитому русскому дворянству. В 15-летнем возрасте он был отдан в самое привилегированное учебное заведение того времени для детей дворян – Сухопутный шляхетный кадетский корпус, который в обиходе назывался «Рыцарской академией». В Корпусе Сумароков получил, не только военное, но и гуманитарное образование; там он начал сочинять песни и оды, увлёкся театром.
По своим убеждениям, сформировавшимся в годы учёбы, Сумароков был просветителем и сторонником теории естественного равенства людей. Всю свою жизнь он отстаивал человеческое достоинство, уважительное отношение к личности, независимо от её социального веса и значения. Выступая идеологом дворянского сословия, он требовал от дворянства оправдывать высокое положение в обществе благородными делами. Своё нравственное кредо поэт сформулировал в сатире «О благородстве»: «Не в титле – в действии быть должен дворянином». Он крайне нервно реагировал на любые проявления человеческой низости, на «неправду дерзкую». Заступиться за гонимого, помочь неимущему Сумароков всегда считал своей обязанностью. Его по праву можно назвать одним из первых русских интеллигентов.
Что касается его личной жизни, то он был трижды женат. От первого брака с Иоганной Балк, фрейлиной и хранительницей кружев великой княгини Екатерины Алексеевны (впоследствии императрицы), имел двух дочерей. Одна из них, Екатерина, вышла замуж за поэта и драматурга Я.Б. Княжнина. От второго брака, с крепостной крестьянкой, имел сына и дочь. Эта женитьба была смелым вызовом обществу. Вторая жена поэта умерла в мае 1777 г., и он поставил на её могиле памятник с указанием, что покойная – жена дворянина А.П. Сумарокова. За 4 месяца до собственной кончины он вступил в третий брак, женившись, несмотря на протесты матери, снова на своей крепостной.
В последние два года жизни Сумароков уже ничего не писал и ничего не печатал, нищенствовал и был подвержен пьянству. Он сильно опустился, часто болел. По преданию, когда Сумароков умер в Москве, его похоронили не родственники, а актёры Московского театра, которые на руках несли гроб драматурга до Донского монастыря. Могила его находится недалеко от входа в кладбище Донского монастыря, но ни памятника, ни ограды не сохранилось.
Трагедия «Димитрий Самозванец»
Трагедия Сумарокова «Димитрий Самозванец» (1771), в которой изображено противостояние положительных героев и монарха-тирана, – это первая русская тираноборческая классицистическая трагедия. Её сюжет основан на исторических событиях Смутного времени в России (начала XVII века): Сумароковым взят эпизод короткого пребывания Лжедмитрия (беглого монаха Григория Отрепьева) на русском престоле.
Действие трагедии разворачивается в Московском Кремле. Лжедмитрий с помощью своих польских союзников занимает русский трон и самовластно правит страной. Его жертвами становятся русский народ и православие: Димитрий обещал римскому папе обратить Россию в католицизм. В угнетённом народе растёт недовольство, переходящее, наконец, в восстание. Димитрий влюблён в дочь московского боярина Шуйского Ксению и желает, будучи женатым, взять её в жены. Однако Ксения любит другого, и они с Георгием вынуждены искать разнообразные средства для противодействия притязаниям и угрозам всесильного тирана. В трагедии представлен последний день жизни лже-царя − закоренелого злодея. Действие достигает кульминации в финале.
Речь в пьесе Сумарокова идёт о том, что давно уже стало характерной чертой русских самодержцев, в том числе − царствующей Екатерины II. Димитрий отождествляет себя с государством, заявляя:
Перед царём должна быть истина бессловна;
Не истина царь – я, закон – монарша власть,
А предписание закона – царска страсть.
<…>
Не для народов – я, народы – для меня…
<…>
Против «неправильного царя» поднимается народный гнев. Восставший народ остаётся за сценой. Действие в трагедии сведено до минимума. В финале тиран закалывает сам себя и умирает.
Обращаясь в трагедии к тираноборческой теме, Сумароков давал суровый урок российским царям. Он напоминал, что царь – это слуга народа, обязанный править во имя народа согласно законам добродетели и чести. Драматург демонстрировал, что власть монарха вовсе не безгранична; угрожал свержением за тираническое правление; указывал народу на его право устранять неугодного монарха:
Народ, сорви венец с главы творца злых мук
Спеши, исторгни скиптр из варваровых рук…
Впервые в русской литературе прозвучала точка зрения, резко расходившаяся с официальной идеологией: если Ф. Прокопович в трагедокомедии «Владимир» прославлял правителя, пропагандируя его реформы, то Сумароков в «Димитрии Самозванце» поучает и критикует царя-тирана, угнетателя собственного народа, вступившего в сговор с иноземцами. Оппозиционный идейный смысл пьесы был направлен на формирование независимого общественного мнения. Сумароков считал долгом писателя и патриота говорить правду от имени общества.
Димитрий в трагедии осуждается не за то, что не принадлежал к царской фамилии и силою захотел захватить русский трон, отстранить законных наследников. Если бы Димитрий правил разумно, он мог бы оставаться на российском престоле. Но тирану, деспоту там не место.
В финале пьесы представлен моральный крах, безысходное отчаяние нераскаявшегося, хотя и вполне осознавшего своё моральное поражение злодея. Образ Димитрия Самозванца близок шекспировскому Ричарду III.
Пьеса Сумарокова имела огромный успех. Она выдержала пять отдельных изданий (последнее – в 1807 году) и около сорока постановок. Её можно было видеть на сцене ещё в 1812 г.
Монолог Димитрия в действии II явлении 7 вплоть до возникновения монолога Бориса в трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов» считался наиболее сильным в поэтическом отношении местом в русской трагедийной литературе ХVIII – начала ХIХ вв.
Достарыңызбен бөлісу: |