МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Аношкина В.Л., Резванов С.В.
Образование. Инновация.
Будущее.
(Методологические
и социокультурные проблемы)
Ответственный редактор
П.Н. Тищенко, профессор, академик Академии
информатизации образования
Ростов-на-Дону 2001
ББК 74.05 А 69
Рецензенты:
М.Р. Радовель, доктор философских наук, профессор; Л.А. Штомпель, доктор философских наук, доцент.
Редактор:
В.Л. Аношкина.
Аношкина В.Л., Резванов С.В.
А 69 Образование. Инновация. Будущее. (Методологические и социокультурные проблемы). - Ростов-на-Дону: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2001 год.-176 стр.
ISBN 5-7212-0249-1
В монографии рассматривается проблема социокультурного аспекта развития инновационных процессов в системе образования. В ходе исследования была обоснована необходимость культурологического подхода к проблемам развития системы образования, формирования представления об образовании, как о социально-гуманитарном феномене. Проанализирован социокуль-турный опыт инновации в образовании, раскрыты в культурологическом плане роль управленческого фактора в формировании и развитии системы инновационно-непрерывного образования региона.
Книга предназначена культурологам, философам, социологам, читателям, интересующимся проблемами развития современной системы образования.
ББК 74.05
ISBN S-7212-0249-1
© Аношкина В.Л., Резванов С.В., 2001
ПРЕДИСЛОВИЕ
Не случайно сегодня внимание исследователей занимают проблемы социальной адаптации личности, необходимым средством которой является образование.
На смену технике и технологии, информатизации приходит эра образования. Становится очевидным, что все будет зависеть от культурного состояния человека, от степени развитости его знаний и творческих способностей, одним словом, от эффективности создания творческого пространства и времени.
Вместе с тем, представления об образовании в умах широкой публики крайне популярны, недостаточно четки и объективны. Очень часто образование отождествляют с обучением, а само обучение - с простым усвоением, «впитыванием» знаний. Иногда в состав образования включается также эмоционально-волевая сфера: готовность и умение распоряжаться полученными знаниями. В принципе, на словах за образованием признается также и конструктивное формирование личности как процесс и как факт, но далее общих размышлений на сей счет дело пока не продвинулось. I тезис, который готовы отстаивать авторы настоящей монографии - интегративный и социально-инновационный характер современного образования. Как бы то ни было, определяющими субъектами образования являются не программы, образовательные стандарты, методики и т.д., а реальные живые личности, «образующие» себя по образу и подобию макро и микро социальной среды, т.е. общества во всех его проявлениях. Иными словами, образование есть состояние личности, ее общественно-социальный статус. Образовательные институты, методики, технологии и т.п. есть лишь способствующий фактор, ускоряющий или замедляющий образовательно-жизненное развитие личности. Естественно, поэтому необходимо создать условия для образования личности, чтобы она смогла в полной мере развить свои творческие, деятельностные способности.
Кроме того, очевидно, что современное образование - непрерывное, носит характер открытости, инновационное™. О первом и втором сказано немало, а понятие инновационности раскрыто лишь в обыденном, примитивном плане, как использование полученных и накопленных знаний. За пределами исследовательского мировоззрения остался фундаментальный вопрос об инновационности, как способности самой личности, формируемой в процессе образования и жизни.
В этой связи коренным образом изменяется само представление о непрерывном образовании - представление о хронологической его непрерывности. Непрерывное образование личности - это вовсе не хронологически беспрерывное обучение на той или иной учебной скамье - в школе, в вузе и т.п. Наоборот, в понятие «непрерывное образование» входит прерывание обучения по тому или иному профилю, переход в ту или иную методологическую область, вплоть до смены профориентации и, самое главное, умелое сочетание теоретической, опытно-экспериментальной и практической деятельности. Строго говоря, непрерывное образование - это инновационно-непрерывное образование, которое можно определить, как развитие способности субъекта (личности) адекватно обучаться, действовать и адекватно воспринимать действительность, прежде всего общественные, материальные, духовно-культурные отношения.
Предлагаемая вниманию читателей книга разделена на две части: первую, основу которой составила кандидатская диссертация В.Л. Аношкиной «Инновационные процессы в непрерывном образовании (культурологический анализ), Ростов-на-Дону, 1999 год. Она прошла достаточную исследовательскую апробацию и ее основные выводы будут интересны широкому кругу читателей. Вторая часть - ряд публикаций локально-тематического характера, дополняющих и развивающих концепцию первой части монографии. Разумеется, авторы отдают себе отчет в том, что научное направление «культурология образования» только формируется, вопросов здесь больше, чем ответов. Предложения или решения авторов носят скорее проблемно-предварительный характер. Однако они основаны на анализе огромного эмпирического материала, обобщении истории теоретической гуманитарной мысли, а также и на своем скромном логико-научном анализе. Безусловно, авторы будут благодарны за замечания и пожелания, а также за логическую критику представленного материала. Замечания и пожелания можно направить по адресу: г.Ростов-на-Дону, 344082, пер. Доломановский, 31, Министерство общего и профессионального образования Ростовской области.
С.В. Резванов, доктор философских наук, профессор В.Л. Аношкина, кандидат философских наук
РАЗДЕЛ 1.
Аношкина В.Л., Рвзванов С.В.
ОБРАЗОВАНИЕ. ИННОВАЦИИ. БУДУЩЕЕ
(методологические и социокультурные
проблемы)
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях трансформации общества при смене культурных ценностей, культурных норм и отношений возникает необходимость выбора адекватной социокультурной модели образования. Произошла девальвация ценностей классического образования, базировавшегося на триединстве знаний, умений, навыков, возникло противоречие между целостностью культуры и технологией ее фрагментарного воспроизводства через знаниевый тип обучения. В этой ситуации обостряются противоречия между непрерывно возрастающим объемом знаний, необходимых человеку, и ограниченными (в рамках традиционных образовательных систем) условиями для овладения ими. Решение этого противоречия возможно лишь на пути перехода к непрерывному образованию, обеспечивающему целостное воспроизводство субъекта культуры. Целью непрерывного образования является постоянное творческое обновление, развитие и совершенствование каждой личности на протяжении всей ее жизни.
Под непрерывным образованием следует понимать не механическое движение личности от дошкольного к общему среднему, профессиональному (начальному, среднему, высшему), послевузовскому образованию, а гармоничный процесс цикличного обновления личности на каждом из указанных этапоз развития.
По различным источникам, процесс удвоения информационной культуры осуществляется в течение 5-10 лет, адекватно этому человек за свою интеллектуальную жизнь должен осуществить метаморфоз 6-12 раз. А за период профессионального образования переобучение (повышение квалификации) должно осуществиться 3-6 раз. Так происходит в развитых странах. В России же этот показатель колеблется от 11 до 14 лет. Значит, непрерывное образование - это процесс циклично-качественного изменения личности, адекватный общественным культурно-информационным стадиям. Этот процесс допускает временные перерывы в образовании, переход от одной специальности к другой.
Интенсификация социокультурных перемен в мире с начала XX века привела к несоответствию между развитием образования и общим уровнем социального, культурного пространства жизнедеятельности личности. В нынешней ситуации функционирование системы непрерывного образования возможно лишь при условии развития в нем инновационных процессов. «Инновация» - от латинского in - в; novus - новый - переводится как «нововведение»1. Инновация не сводится только к обновлению, она является превращением новых знаний в технологии, методологии образовательного процесса, адекватные культурно-общественным требованиям.
Необходимо осмысление национально-государственного статуса образования, социокультурная специфика которого должна содержать региональный аспект. Создание условий для воплощения в жизнь системы непрерывного образования является одним из важнейших направлений деятельности Министерства общего и профессионального образования Ростовской области. Реализация идеи непрерывного образования, в свою очередь, немыслима без изменения его содержания, поэтому в развитие системы органично «вплетен» инновационный момент. Важную направляющую роль в инновационном процессе играет Коллегия Министерства общего и профессионального образования, рассмотрение и анализ решений которой предоставляет обширную информацию о становлении и развитии системы непрерывного образования, инновационных процессов в области, а также политике управления ими на региональном уровне.
В ходе работы над монографией проявилась специфика её направленности, которую можно охарактеризовать как культурологию образования. Определенный вклад в это направление осуществлен в работах Ю.А. Жданова [37], Г. В. Драча [64], С.В. Резванова [104], Е.В. Бондаревской [13], В. Слободчикова [122], В. Розина [115], И. Зарецкой [40], А.В. Сиволапова [121], О. Федоровой [133], А. Арнольдова [5] и др.
Чрезвычайно важным представляется культурологический подход к проблемам образования, присущий А. Дистервегу [33],
Современный словарь иностранных слов - М. 1993г.
8
С.И. Гессену [25], П.Ф. Каптереву [42], И.П. Подласому [100], B.C. Ледневу [72]. Вышеперечисленные авторы видят диалектику образовательного процесса в передаче культурного наследия новым поколениям. У В.И. Шадрикова [141] мы встречаем взгляд на образование как на механизм развития культуры.
В монографии использована литература по различным аспектам образовательной реформы: исследование М. Богуславского и М. Фишера [11], В. Беспалько [8], А.И. Ковалевой [49], Э.Д. Днепрова [35,36], В.А. Болотова [99], в работе В.И. Жукова [38] рассмотрены общие проблемы развития образования, П.Н. Тищенко [126,127] раскрывает региональный аспект данной проблемы, сравнительному анализу образовательных парадигм посвящены исследования А.П. Вапицкой [15], И.А. Колесниковой [51], Г.Ф. Карповой [43].
В русле темы монографии находится точка зрения Х.Г. Тхагапсоева [129] о смене образовательной парадигмы в целях преодоления противоречия между целостностью культуры и технологией ее фрагментарного воспроизводства через «зна-ниевый» тип обучения. Нами изучены работы Е.В. Бондаревской [12], М.В. Кларина [47], В.В. Серикова [120], В.Т. Фоменко и И.В. Абакумовой [134], посвященные личностно-ориентированному образованию.
Среди ученых, работы которых оказали большое влияние на популяризацию идеи непрерывного образования, индийские исследователи П. Шукла [155] и Р. Дейв [150,151], австралиец А. Кропли [150], англичанин Ф. Джессап [154], нидерландец X. Фрезе [152], бразилец А. Корреа [49], отечественные исследователи С.Г. Вершловский [18], В.А. Горохов и Л.А. Коханова [28,29], А.В. Даринский [31], О.В. Купцов [65], В.Г. Онушкин [125]. Среди вышеназванных авторов необходимо выделить Р. Дейва [150], которому принадлежит наиболее полная для своего времени, достаточно всеобъемлющая классификация признаков непрерывного образования. Однако на сегодняшний день ряд пунктов ее утеряли актуальность.
Из числа публикаций отечественных ученых на эту тему следует особо выделить книгу А.П. Владиславлева [20] - по существу, первое монографическое исследование проблемы не-
прерывного образования в нашей стране. В нем, наряду с детальным анализом ряда теоретических вопросов, содержатся практические рекомендации по формированию непрерывного образования. Методологическим проблемам непрерывного образования посвящены работы А. А. Вербицкого [16], В.Е. Кемерова и Б.Г. Ушакова [44]. На монографии В.Г. Осипова [93] и Г.А. Зинченко [41], в которых получили всеобъемлющую разработку концептуальные основы непрерывного образования, обращено особое внимание автора. Хотя, на наш взгляд, недостатком данных монографий явилась малая разработанность культуросообразного и инновационного аспектов непрерывного образования.
Проблема взаимодействия социокультурной среды и личности в системе непрерывного образования изучалась Л.П. Алексеевой [1], взаимосвязь непрерывного образования и развития личности - И.В. Виноградовым [19] и Ю.В. Укке [130]. Перспективам развития системы непрерывного образования посвящены исследования B.C. Гершунского [95], интегративные образовательные процессы в системе непрерывного образования изучались В.А. Юрисовым [146], над проблемами образования взрослых работали Е.П. Тонконогая [128], Е.И. Огарев [30] и др.; роли самообразования в системе непрерывного образования посвящено исследование Л.Л. Кондратьевой [54]. Программное обеспечение непрерывного образования рассматривается в статье A.M. Новикова [86], концепция региональной подготовки кадров в системе непрерывного профессионального образования - в статьях И.И. Кондратко [52], А.П. Беляевой [7], проблемы непрерывного педагогического образования исследуются Л.В. Левчуком и А.А. Грековым [71], В.И. Гончаровым, В.М. Лопаткиным, П.К. Одинцовым [27], проблемы последипломного образования - Э.А. Машутиным [76].
Пути развития непрерывного образования США описаны Ю. Левитской [68].
Нами изучен ряд монографий и статей по проблемам ин-новатики. В нашей стране, как впрочем и в ряде других стран, в течение ряда лет проблематика нововведений рассматривалась в рамках экономических исследований. В этой связи наиболь-
10
ший интерес представляют работы Н.И. Лапина [67], исследования А.И. Пригожина [110,111], где вырабатывается теория инновационного процесса в единстве и взаимосвязи всех его стадий, а также его исследования по социальным проблемам инноватики.
Важной в рамках данного исследования представляется также работа Н.И. Лапина, А.И. Пригожина, Б.В. Сазонова, B.C. Толстого «Нововведения в организациях» [66], где получила отражение концепция нововведения, рассматриваемого в качестве одного из индикаторов культуры в обществе. Социальный механизм инновационных процессов рассмотрен в исследовании Л.Я. Косалса [60].
Большое значение для формирования понятия инновационного образования имеет работа В.Е. Шукшунова, В.Ф. Взятышева, Л.И. Романковой [145].
Проблемам педагогической инноватики посвящены исследования М.М. Поташника [108,109], О.Г. Хомерики, М.М. Поташника, А.В. Лоренсова [136], Н.Р. Юсуфбековой [147], С.Д. Полякова [106,107], Д.В. Чернилевского, O.K. Филатова [139], А. Пинского [96], Н. Анисимова [4], С. Богданова [9], Ю.В. Громыко, В.В. Давыдова [36], Л.Д. Гиревой [26], И. Чечель [140], И.И. Кон-дратко, Е.Е. Плотницкой [53], А.А. Орлова [92], Т.И. Шамовой, А.Н. Малинина, Г.М. Тюлю [142], Л.В. Левчука, А.А. Грекова [71], А.Я. Наина [83].
Из вышеназванной группы авторов следует выделить М.М. Поташника, О.Г. Хомерики, А.В. Лоренсова, С.Д. Полякова, в исследованиях которых содержится всеобъемлющая классификация педагогических нововведений. Однако к недостаткам их работ можно отнести отсутствие в них социокультурного аспекта.
М.В. Кларин [46,47] раскрывает инновационные дидактические находки мировой педагогики. Педагогические технологии в инновационном процессе рассматриваются Т.С. Назаровой [81]. Инновационным процессам в содержании образования посвящена работа К.П. Мирошниченко [79], П.И. Самойленко, А. В. Сергеевой [119].
11
Инновационные подходы в науке и образовании исследуются Ю.Г. Волковым [21]. А.Г. Кругликов [61], Г.И. Герасимов [24] рассматривают нововведения с методологических позиций.
Статьи А.Г. Новицкого, Ю.А. Свириденко [87], В.И. Овсянникова [89] посвящены развитию дистанционного обучения в России, монография Д.В. Татьянченко и С.Г. Воровщикова [124] - консалтинговой службе в образовании. Инновационная деятельность в профессиональном образовании исследовалась А.П. Беляевой [7], А.Я. Найном [82], Н.А. Колесниковым и В.И. Эйдельнантом [50]. Отношение субъектов инновации к новшествам получило освещение в работах К. Ангеловски [3], К. Ушакова [131], Н. Анисимова [4], Ю.Л. Неймера [14]. Проблемы управления инновационной деятельностью в образовании рассмотрены в исследованиях Н.Д. Малахова [73], В.И. Рыбаковой [118], В. Бут [14]. Небезынтересна работа С. Роншена и Ф, Луи [116], посвященная реформированию системы образования Франции. Необходимо отметить исследование А.А. Мешкова [77] «Основные направления исследования инноватики в американской социологии», где инновации рассматриваются в виде комплексного социокультурного процесса, тесно связанного с историей и традициями рассматриваемых социальных систем, кардинально преобразующих их структуру.
Однако, несмотря на наличие большого числа исследований, нужно признать, что в них не проанализирован должным образом культурологический аспект процессов инноватики в современном образовании; требует дальнейшей разработки проблема социокультурного анализа инновационных процессов в непрерывном образовании; не изучены в полной мере роль и возможность органов управления образованием в практической реализации концепции непрерывности.
В ходе работы над монографией возникла необходимость решения следующих задач:
• обосновать необходимость культурологического подхода к проблемам развития системы образования, что позволит представить образование как социально-гуманитарный феномен;
• "проанализировать пути выхода из состояния кризиса со-
временного образования;
• выявить стадии становления концепции непрерывного образования;
• провести исследование основных принципов развития непрерывного образования;
• проанализировать социокультурный аспект инновации в образовании, являющийся решающим фактором развития гуманитарно-социальной сферы;
• раскрыть в культурологическом плане роль управленческого фактора (Коллегии Департамента и Министерства общего и профессионального образования Ростовской области) в формировании и развитии системы инновационно-непрерывного образования;
• эксплицировать пути реализации инновационно-непрерывного образования в регионе (Ростовской области) на примере образовательных учреждений, учебных комплексов и т.п.
Использовались следующие методы исследования:
• метод конкретного историзма социально-
образовательного процесса;
• сравнительный анализ различных теоретических позиций по проблеме создания системы непрерывного образования и развития инновационных процессов (в том числе в странах Западной Европы, США и др.);
• культурологический подход к официальным материалам федерального уровня и документам Министерства общего и профессионального образования Ростовской области по проблеме становления системы непрерывного образования и развития в ней инновационных процессов;
• контентанализ материалов Коллегии Департамента и Министерства общего и профессионального образования Ростовской области.
Исходя из вышеизложенного, выделим следующие положения:
13
1. Образование вообще и инновационное в особенности является процессом социокультурного становления и развития личности. Интериоризация культуры является одновременно и экстериоризацией личностных культурных способностей. Цель образования - создание условий адекватности указанных двух процессов, превращение их в единый культуросообразный процесс.
2. Непрерывность образования не сводится к внешним проявлениям (от дошкольного - к школьному - базово-профессиональному, дополнительному). Она является в сущности процессом не только количественного, но и качественно-цикличного изменения социокультурной личности в связи с целостной социально-культурной инфраструктурой общества.
3. Непрерывность в образовании реализуется в личностно-мировоззренческих установках, образовательных программах и сети учебных заведений.
4. Институциональной формой инновации является управление образовательным процессом. Оптимальным сочетанием качеств руководителя является гармоничность авторитарно-волевого, демократически-консенсусного и активно-реализационного начал. Особое значение приобретает конструктивность системы взаимоотношений «начальник-подчиненный», где определяющим фактором является нормативный алгоритм их совместной деятельности.
5. Необходимым компонентом образовательного процесса является региональный орган управления. Он выступает как дифференцирующее, конструктивно-регулятивное и мониторинго-контролинговое начало в системе образования региона.
6. Обязательным условием плодотворности и конструктивности объективного инновационно-образовательного процесса в регионе является соответствие инновационным требованиям деятельности регионального органа управления образованием.
7. Концентрированной формой деятельности регионального органа управления образованием является Коллегия. Ус-
14
пешность ее функционирования возможна при соблюдении единства трех принципов: непрерывности, инновационности и культуросообразности.
Полученные результаты представляют собой синтез культурологического и образовательного в практике и управлении, могут быть полезными в исследовательской, педагогической и воспитательной областях.
Выводы исследования могут быть использованы региональными и муниципальными органами управления образованием при создании новых и совершенствовании имеющихся систем инновационно-непрерывного образования. Кроме того, они могут быть полезны при подготовке инновационной документации органов управления образованием.
Выводы относительно формирования системы инновационно-непрерывного образования в социокультурном пространстве России, соотношения новаторства и традиций могут быть использованы при решении теоретических проблем культуры и социологии образования.
В работе проанализирован опыт Ростовской области по созданию системы инновационно-непрерывного образования, что может оказать содействие при разработке алгоритмической модели образовательных регионов.
15
Глава!. ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОЦИО-КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РОССИИ.
1. ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ПРОБЛЕМАМ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Категория «культура» привлекала и привлекает исследователей глубиной содержания и эвристической значимостью. Широта охватываемых общественных явлений вызывает особый эффект закрепления за этим понятием множества смысловых оттенков, что, в свою очередь, накладывает свой отпечаток на понимание и употребление этого термина.
В своем исследовании мы будем базироваться на понятии культуры, выработанным В.Е. Давидовичем, Ю.А. Ждановым и 3. Файнбургом: «Культура - способ, придающий человеческой активности внутреннюю целостность и особого рода направленность, выступающий как способ регуляции, воспроизведения и развития всей общественной жизни» [63].
Культура в антропологическом аспекте есть способ и форма человеческого бытия, историческая мера и «границы» человеческого образа жизни, его доминирующий облик. В ней сконцентрирован опыт человечества в освоении природного, социального и собственно культурного мира. На основе его освоения формируются, сохраняются, совершенствуются от поколения к поколению формы человеческой ментальное™. Культура включает в себя исторически конкретную совокупность знако-во-символических систем, аккумулирующих опыт бытия в виде способов восприятия, мышления, познания, переживания и действия, а также в виде знаний, ценностей, способов, хранящих и воспроизводящих опыт собственно духовной деятельности в общественном и личном менталитете. Наконец, это техника и технология всех форм духовно-практической деятельности человека в мире, форм коммуникаций, взаимодействия и общения.
Перечисление всего многообразия «составляющих» культуры и ее функций по отношению к социуму и индивидууму
16
столь же затруднительно, как и всего обилия ее определений. В этом отношении она сравнима лишь со сложностью и многогранностью человека и обилием его определений, как социо-функциональных, так и культурных.
Культура вне человека - это кладовая мертвых вещей или кладбище духа. Оживить его может только культурный субъект. Человек является сердцевиной культуры, ее «живым агентом», творцом-созидателем, хранителем, посредником и потребителем. Эта единая система и социально, и индивидуально неравнозначна, а зачастую и противоречиво развита. Культурное творчество может быть оторвано от культуры потребления, что лишает культуру ее среды, источников и ценителей. «Посредником» и «потребителем» культуры является прежде всего сфера образования. Сотворить и прочитать культурный «текст» может только человек с развитыми культурными потребностями и способностями. Становление такого человека - важнейшая цель культуры и образования.
Тесное взаимодействие культуры и образования в процессе развития человека есть одно из важнейших условий его целостности, способности адаптироваться к противоречивым условиям бытия и противостоять негативным воздействиям среды, опираясь на духовную культуру личности [62, 18].
Слово «культура» - латинского происхождения (возделывание, обрабатывание), но в немецкой философии прошлого века смысл этого слова был максимально приближен к слову «образование» /Bildung/.
В XIX веке, как отмечает Х.Г. Гадамер, «образование теснейшим способом связано с понятием культуры и обозначает в конечном итоге специфический человеческий способ преобразования природных задатков и возможностей» [23, 51].
Смысл культуры как образования, согласно Гадамеру, окончательно закрепляется в гегелевской философии. Для Гегеля образование - «подъем ко всеобщности», «общая сущность человеческого образования состоит в том, что человек делает себя во всех отношениях духовным существом» [23, 54].
Связь культуры и образования подчеркивается крупнейшими российскими учеными - философами и культурологами.
17
«Если вспомнить классическое представление о культуре, как о возделывании, культивировании, то прямой задачей системы образования является эта идея культивирования, возделывания... Человек в процессе социализации и инкультурации должен овладеть системой навыков, умений, связанных с творчеством, способностью к обновлению, подключению к новым массивам информации. Современный человек должен быть ориентирован на общечеловеческий характер современной культуры» [64, 92].
Методы культурологии позволяют взглянуть на образовательный процесс как на существенную составную часть общего развития всей человеческой культуры.
Образование, с точки зрения культурологии, социальный институт, посредством которого осуществляется передача культурного наследия (профессиональных знаний и умений, нравственных ценностей и др.) от одного поколения к другому [137, 348].
Таким образом, функцией образовательной системы является воспроизводство культуры. Институт образования как феномен культуры есть посредник между индивидом и социумом в передаче, закреплении и сохранении значимых для культуры смыслов. Культурологический подход прослеживается также в трактовке целей и задач образования ведущими отечественными педагогами и философами на рубеже XIX-XX вв. С.И. Гессен, провозглашая примат духовных ценностей, ценностей культуры, рассматривал образование как культуру личности, как процесс приобщения человека к культурным ценностям науки, искусства, религии, нравственности и др. Диалектика образовательного процесса виделась ему в виде передачи новому поколению готового культурного содержания, служащего побудительным импульсом к выработке своего собственного содержания культуры [25, 378].
В таком подходе С.И. Гессена для нас важно то, что образование рассматривается как культура личности, а обучающее поколение не только как будущий носитель состоявшихся культурных ценностей, но и как творец нового содержания культуры.
18
П.Ф. Каптерев утверждал, что важнейшая задача образовательного процесса - помочь детям овладеть созданным человечеством культурным достоянием. Только тогда образование станет эффективным, подчеркивал Каптерев, когда в основу его будут положены опирающиеся на науку представления о путях формирования человека, механизмах усвоения культуры [42, 39].
В публикациях советских и российских ученых 80-90-х г.г. явственно прослеживается взгляд на образование в контексте культуры, понимание функций образования как ретранслятора культурных ценностей поколениям [32, 101-102].
В текущем десятилетии наблюдается расширение подходов к рассмотрению проблемы задач образования. Так, И.П. Подласый утверждал, что одной из главных задач школы является удовлетворение национально-культурных потребностей населения [100, 144]. B.C. Леднев выделяет следующие основные функции образования: образование как средство передачи общей культуры последующим поколениям и средство всестороннего развития личности [72, 59]. Однако, несмотря на наличие вышеизложенных точек зрения на образование в контексте культуры, нам представляется необходимым обратить внимание на следующий факт: культуросообразующий характер содержания образования отнюдь не является превалирующим. Подобную точку зрения встречаем также у В.Д. Шадрикова: взгляд на образование, а точнее его содержание, в контексте культуры не является само собой разумеющимся, потому что система формального образования, функционируя в контексте традиционных социальных институтов, воспроизводивших устоявшуюся систему культурных ценностей и норм, в течение столетий концентрировала свою деятельность преимущественно на передаче знаний, а также высокой, т.е. рефлексивной культуры-литературы, искусства, философии, технологии [141, 105]. Российское школьное образование также сохраняло преобладание знаниецентристского подхода над его культуросообразующим характером, и только разрушение традиционного общества с его естественными механизмами социокультурного исследования в полный рост поставило проблему универсальной культурной
Достарыңызбен бөлісу: |