Антон Андреевич Головатый родился в 1732 году в семье украинского казачьего старшины, учился в Киевской бурсе. Но духовная карьера не привлекла его: в 1757 г. он бежал из бурсы в Запорожскую сечь, где со временем, благодаря своему природному уму и организаторским способностям, стал влиятельным человеком. После упразднения Сечи Головатый явился одним из создателей и руководителей Войска верных казаков, поселенного между Бугом и Днестром.
Будучи человеком образованным и талантливым, Головатый проявлял себя и как воин, и как военачальник, и как дипломат, и даже музыкант. Он сочинил несколько песен, которые позже стали считать народными.
В 1793 году Головатый привел на кубанскую землю большой отряд казаков. В Тамани, где высадились казаки, он построил первый в этих местах храм. Церковь эта, которую считают одной из святынь казачества, существует сейчас. Как только Антон Андреевич появился в Екатеринодаре, он сразу же принялся обустраивать войсковую столицу. Сохранилось письмо, которое он написал атаману Чепеге в Польшу: «Слова Ваши, говоренные при назначении города Екатеринодара, противу Карасунской гребли, под дубом, стоящим близ Вашего двора, о заведении разной рыбы и раков я не забыл, а исполнил прошлого года: рыбы напустил из Кубани, а раков – привезенных из Темрюка». По инициативе Головатого был создан «Порядок общей пользы»- документ, определивший все стороны жизни Черноморского войска. Вероятно, сам текст этой первой «конституции Кубанского края» был составлен войсковым судьей, хорошо понимавшим, что былая казацкая вольница осталась за днепровскими порогами, а на Кубани черноморцев ждала государева служба. Старшины и простой казацкий люд глубоко уважали своего «батька» Головатого, о нем даже сочинили присказку- поговорку, которая больше века жила в народной кубанской речи: «Знае об тим Головатый Антон: вин нам голова, вин наш и батько- вин нам поголыв головы гладко( то есть снова сделал нас казаками)!»
В конце февраля 1796 года Головатый с двумя полками казаков отправился из Екатеринодара на Каспий- в Персидский поход. Казаки сражались с персами храбро, но непривычный климат, голод, болезни унесли сотни жизней. Не пощадила лихорадка и Антона Андреевича: он умер, так и не узнав, что после смерти Захария Чепеги казаки в Екатеринодаре избрали его своим атаманом. На Кубань был отправлен рапорт, что «господин бригадир и кавалер Антон Андреевич Головатый, имея командование Каспийским флотом и войсками, на полуострове Камышеван состоящими, того ж января в 28 день скончал живот свой, а 29 с отличною церемонией от морских и сухопутных сил погребен». В 1996 г. небольшая группа краснодарских ученых пыталась отыскать на каспийских берегах место погребения этого великого черноморца. На острове Сары удалось обнаружить целое кладбище русских моряков и большую плиту над братской офицерской могилой, в которой, вероятно, и был похоронен Антон Андреевич.
В 1907 году в Екатеринодаре был торжественно открыт памятник императрице Екатерине Великой. На высоком пьедестале была помещена величественная фигура императрицы, и от ног ее вниз спадал свиток, на котором золотыми буквами был написан текст Жалованной грамоты Черноморскому войску. Внизу, у подножия, располагались фигуры князя Григория Потемкина, атаманов Сидора Белого, Захария Чепеги, Антона Головатого. На тыльной стороне пьедестала находились фигуры слепого музыканта-кобзаря и его поводыря, а ниже была помещена плита с текстом песни, сложенной Головатым, которая заканчивается словами: «За здоровье ж мы Царыцы помолимся Богу, що вона нам указала на Кубань дорогу». Так благодарные кубанские казаки отдали дань уважения императрице и первым черноморским батькам- атаманам.
Достарыңызбен бөлісу: |