Арабское языкознание



бет1/2
Дата01.11.2022
өлшемі17.29 Kb.
#463810
  1   2
Арабское языкознание, этапы развития языков


Арабское языкознание
Древнеиндийское и античное греко-римское языкознание оказали определенное влияние и на арабскую науку о языке, расцвет которой приходится на эпоху Халифата (VII—VIII вв). Интерес к науке о языке здесь также стимулировался чисто практическими потребностями – сделать понятной доступной для всех мусульман священную книгу Коран и уберечь классический арабский язык от влияния диалектов.
Одним из основателей арабского языкознания считается Халил аль- Фарахиди (VIII в.), составивший первый арабский словарь «Книгу Айна» .
Его учеником был знаменитый арабский языковед Сибавейхи (VIII в.), автор обширного труда «Книга», в котором он в завершенном виде представляет систему арабской грамматики.
Спустя немногим более трехсот дет после Сибавейхи грамматик аз-Замахшари предложил схему описания, состоящую из следующих частей: наука об именах, наука о глаголах и наука о частицах. В каждой из частей сначала дается теория употребления слов, затем теория словопроизводства. К этим трем частям добавляется четвертая. В ней содержатся сведения из фонетики, относимые к любой части речи.
Арабы создали превосходные по объему языкового материала словари, включив туда огромное количество синонимов. Так, Саганы составил словарь в 20 томах под названием «Разлив волн», а аль-Фирузабади — 60-томный словарь «Камус» (океан).
Арабские языковеды активно исследовали лексику как литературного языка, так и диалектов. Им принадлежат многообразные классификации слов (по структуре, семантике, происхождению, частотности), подсчет возможного количества корней в арабском языке, разработка правил совместимости определенных согласных в корне. Изучению подвергаются слова устаревшие, редкие, заимствованные. Различаются слова однозначные и многозначные, значения прямые и переносные. Большое внимание уделяется синонимам и омонимам.
У арабов было две основные языковые школы – Басра и Куфа.
Школа Басра: ученый ас-Сакафи, который считал, что нужно четко запечатлеть фонетику, грамматику и лексику арабского языка; став главой этой школы, он поручает ученым создать словарь. Так появляется «Китаб аль-Айн» («Книга Айна»), созданный Халилом аль-Рахиди. Так, ученый Сибавехи в 8 в. создает труд под названием «Аль-Кетаб» («Книга»), используя достижения аристотелевской логики, сочетая его с системным описанием языка индийских грамматик. Сибавехи описал все звуки, вслед за Аристотелем выделил имя, глагол и служебные слова. Описал корень, который состоит из трех согласных, дал понятие аффиксации.
Школа Куфа: аналитики, считали, все в языке всегда правильно, но допускали ряд отклонений в области синтаксиса, ориентировались на разговорную речь. Они долго жили в племени хиджаз, из которой был родом пророк Магомет (поэтому речь этого племени они считали основополагающей). Куфийцы считали, что нужно описать не только части речи, но и классификацию имен: имена явные (существительные, прилагательные) и имена общие (указательные и относительные местоимения); глаголы классифицировались в зависимости от формы и значения. Здесь наиболее влиятельным учёным был Али ибн-Сина так же известный как Авиценна, который еще и детально описал звуковой аппарат человека.
Этапы развития языков
Язык социально обусловлен как по происхождению, так и по назначению. Взгляд на язык как явление социальное прочно утверждается в языкознании начиная с работ Я. Гримма и В. Гумбольдта, которые считали, что "язык возникает и развивается в обществе". Ф. Энгельс обосновывает биологические и общественные предпосылки формирования языка ("Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека"), а также прослеживает связь эволюции языка с историей общества ("Происхождение семьи, частной собственности и государства").
Эта связь проявляется в исторических формах существования языка:
• племенные языки (в период родоплеменного строя);
• родственные диалекты (в период разрастания и территориального расселения племен);
• языки народностей (в период развития частнособственнических отношений и появления классов);
• национальные языки (в период ликвидации феодальной раздробленности и утверждения капиталистических отношений, что усилило процессы интеграции в обществе).
Язык приспосабливается к меняющимся формам общественной жизни. При этом существуют определенные закономерности исторического развития языка:
язык развивается исторически, а не биологически (по теории Шлейхера): в развитии языка нет периодов рождения, созревания, расцвета и упадка, как у биологических "организмов";
• развитие языка ("взрывов", прекращения языка и внезапного скачкообразного появления нового языка) отличается от развития других общественных явлений (со скачками и "взрывами");
• развитие языка происходит без прекращения непрерывности, путем продолжения развития языка, существовавшего ранее и его видоизменений;
• темпы изменения языка в различные эпохи неодинаковы;
• разные стороны языка развиваются неравномерно (обычно фонетика изменяется быстрее, чем грамматика);
• смешение или скрещивание языков — основной фактор исторического развития языка.


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет