ISSN 2010-6165
Нурулин Т.С. Астрономические познания в архитектуре Древнего Ташкента //
Архитектура и строительство Узбекистана. – Ташкент, 2012. - № 1.
– С. 23-25.
Астрономические познания в архитектуре
Древнего Ташкента
КОСМОС → ОБЩЕСТВО → АРХИТЕКТУРА
Нурулин Т.С.
«Геометрия – это письмо человеческой души», - так говорили древние.
Я уверен, что в XXI веке соединятся, как достижения современной цивилизации,
так и весь накопленный человечеством опыт построения архитектурной формы».
Булатов М.С.
Предисловие. В науке внимание к древним памятникам Ташкента чаще всего носит
историко-археологический характер. Наиболее четкое представление об
архитектуре
Ташкентского оазиса “вырисовывается” начиная с V-VIII в.в. н.э. (
Нильсен В.А. Становление
феодальной архитектуры Средней Азии. Ташкент, 1966 ). Археологические изыскания
последних лет двух уникальных памятников (Шаштепа и Мингурик, далее - ташкентский
Афрасиаб) позволяют сегодня с уверенностью говорить и об особенностях архитектуры
древнего Ташкента. В данной работе предлагается новый
подход в изучении древней
архитектуры Ташкента в контексте взаимосвязи: Космос-Общество-Архитектура, который
пополнит представление общественности о древнем прошлом нашего города, и позволит
занять этим памятникам достойное место в истории архитектуры.
Отношение: Человек - Вселенная. Архитектура как отражение этих отношений.
Известно, что
древние люди знали астрономию, математику, но не все задумываются на
сколько эти знания были сильны и воедино слиты со всеми сферами их жизни. Астрономия
была тесно связана с религией, отсюда и с обычаями и с традициями, а
значит также и с
архитектурой. Взгляд древнего человека всегда был устремлен в небо. От расположения
небесных светил во многом зависела его жизнь. Все мировоззренческие представления,
связанные в свою очередь с Космосом, выражались в планировке храмовых строений, их
ориентации. Архитектура древности для нас выступает в
качестве летописи того времени,
тем более что сохранившиеся письменные источники малочисленны, и относятся к более
позднему времени. Ничто бесследно не исчезает, особенно традиции, опыт. А
эпоха
средневековья как прямая “наследница” древности, являясь связующим “мостом”, может,
несомненно, помочь нам в понимании далекого прошлого.
У автора «Шахнамэ» (конец X – начало XI в.в.) есть размышление о мироздании:
«Земля (разделилась) на шесть (частей), небо на восемь». Эта поэтическая метафора
сохраняла стиль старых магических формул. Прежнее их значение – старые формулы,
выражавшие механику Вселенной, приводили в связь с успехами средневековой прикладной
геометрии. Позже содержавшиеся в этих формулах элементы мистицизма были подхвачены
и развиты учением суфиев[2].
В суфийской космогонии Феридеддина Аттара движение миров предстает как акт
художника-творца, который «повернул циркуль вокруг потенции души… От
поворота
циркуля бытие точки приняло форму круга… Когда пришли в движение семь небесных сфер,
они четыре создали из семи, а три из четырех, из четырех и трех положили нам основание»
[3].
Эти представления выражались в построении, в основном, культовых сооружений, где
исходным началом являлась диагональ квадрата. Построения эти были известны и в
древности [2]. Далее, на примерах древних храмов Шаштепа и ташкентского Афрасиаба,
расположенных по берегам Саларо-Джунской водной системы Ташкента, а
также
обсерватории подземной кельи Зайнутдина Бобо (селение Куи-Арифон), мы увидим:
существует непосредственная преемственность средневековых подходов к построению
архитектурных форм из опыта зодчих древности.