К.К. ТОМПИЕВ
О ТЮРКСКИХ
ПЛЕМЕНАХ И НАРОДАХ
АЗИИ И ЕВРОПЫ
Алматы
2010
УДК 94 (3)
ББК 63.3
Т 56
Томпиев К.К.
Т 56 О тюркских племенах и народах Азии и Европы. —
Алматы: «КазАкпарат», 2010. — 403 стр.
ISBN 978-601-03-0047-7
Книга написана в порядке монографии и информации для широкого круга читателей, интересующихся историей тюркских и других народов и их этнической связью. Автор пытается восстановить память о забытых предках, показать культуру, взаимоотношеня тюркских племен и народов. Они не только господствовали на территории Азии и Европы, но и вносили свою новую этнокультуру и развивали мировую цивилизацию. Автор пытается увязать исторические, археологические, лингвистические и другие сведения и факты, показать преемственность, этническое и генетическое единство народов Евразии.
Данное произведение является вторым изданием с учетом замечаний читателей, историков, обновленных сведений по археологическим и другим источникам, уточняющих, дополняющих и подтверждающих сведения автора в 1-ом издании. Автор дополннл книгу новыми сведениями о истоке цивилизации, развитии культуры и цивилизации у тюркских племен и народов с ІV-ІІІ тыс. до н.э. и до современности.
Марал Томпиев доктор экономики, член-корреспондент
Национальной и Международной инженерной Академии
УДК 94 (3)
Т 0503000000 ББК 63.3
00(05)-09
ISBN 978-601-03-0047-7
© Томпиев К.К., 2010.
ОТ АВТОРА
В книге приводятся сведения о ведущих тюркских племенах и народах и этнически связанных с ними других племенах и народах, в том числе о выдающихся личностях, вождях и полководцах Азии и Европы. Книга по содержанию представляет собой информационный, монографический и поисковый характер. Автор пытается рассматривать историю с точки зрения родословной (шежире). На базе этнических отношений происходили объединения, создавались Орды, государства и империи. Также автор пытается дать отдельным именам и названиям свой необычный тюрко-казахский перевод, исходя из корня слова и по смыслу, не настаивая на его полной достоверности. Этим самым доказывается этническая и генетическая связь народов. Думается, что сведения заинтересуют лингвистов и историков. К примеру, гуннское (тюркское) имя Баламир, предположительно, состоит из двух слов: бала – юноша, амир (әмір-повеление*) – эмир, и означает «юный эмир», однако по-европейски имя звучит как «Вальдамар» (что означает?). На русском языке «Вальдамар» стал звучать как «Владимир», переводят его уже как «владеть миром».
Автор не является профессиональным историком, археологом или лингвистом, но у него есть свой опыт и взгляд на историю тюрков, которые этнически связаны со многими племенами и народами Евразии. Эта новизна дает возможность по-иному смотреть на историю, культуру, языкознание и другие жизненные процессы.
Заранее прошу извинения за некоторые неточности, сведения и выражения, взятые у других авторов с целью показа нового подхода к устаревшим взглядам, с учетом новых открытий и взглядов, с которыми автор солидарен. Возможно, некоторые представленные идеи и сведения заинтересуют молодых ученых, историков. Будут ими использованы приведенные сведения и идеи для более глубокого профессионального изучения исторических материалов с учетом новых археологических материалов и этнических связей народов. Я выражаю благодарность за консультацию, замечания, критику, отзывы и одобрение историку Т.Балахаеву, философу Н.Амиркулову, историку-исследователю К.Закирьянову, читателю Н.Н.Свиридову, Ж.О.Ильясову и за практическую помощь брату Ж.Томпиеву
Книга посвящается внукам Анвару, Мадине, Болату, Казыбеку, Арману в надежде вызвать у них интерес к истории и другим смежным наукам.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Цель написания книги – дать интересные, на мой взгляд, сведения о роли тюркских племен и народов Азии и Европы в развитии мировой культуры и цивилизации, часть которых незаслуженно забыта или отнесена к другим народам Византии, Рима, Китая и других стран. Как читатель истории хочу выразить сомнения в некоторых исторических концепциях, описаниях исторических событий. Пытаюсь выразить свою нестандартную точку зрения, приводя сведения из некоторых источников и книг. Ведь иногда и дилетант может дать идеи, над которыми стоит поработать историкам и писателям. Тюрки являются предками многих нынешних народов Евразии. Как выясняется ныне, прототюрки в лице «аркаимцев являются основоположниками цивилизации в Азии и Европе. История тюрков до сих пор широко не раскрыта. Многие прошлые историки Древнего мира и Средних веков часто искажали, порой умышленно скрывали истину. Совсем недавно стали появляться объективные переводы древних первоисточников и книг о фактах и роли тюрков в истории на доступном нам русском и казахском языках. Масса клинописей и рунов древних тюрков лежат в архивах мира и ждут своего раскрытия. Известно, что первые письменные сообщения о человечестве и человеке появились в Ветхом завете от мифических Адама и Евы. Адам представляется отцом и родоначальником всех людей на земле. Дети Адама поделились на расы, племена и народы, во главе которых стояли родоначальники, вожди, каганы, ханы, цари, императоры и другие правители. Благодаря их амбициям, возникали распри и войны. Автор пытается показать на примере тюрков этногенез и маршруты перемещения по Евразии тюркских племен и их участие в образовании новых народов-потомков от родоначальника Тюрка, в том числе тех, где сохранились тюркские корни, их генетическую связь с другими нациями и народами Евразии. Некоторые историки пишут об исчезновении целых народов и племен. Например, историк Л.Гумилев пишет о полном исчезновении тюрков и гуннов, не учитывая их генетическую связь с последующими тюркскими народами. Полагаю, что гунны являются потомками древних тюрков, значит, тюрки не исчезли, их наследниками стали потомки под названием «гунны». Корни гуннов сохранились во многих потомках– народах Евразии: у казахов, киргизов, болгар, венгров и других тюркских народов. С изменением исторических условий появлялись новые вожди – родоначальники, именами которых называли новые племена и народы. Это особенность тюрков, возможно, и беда, что многочисленные тюркские народы не сохранили единое имя «Тюрк» и единое Тюркское государство с единой культурой и цивилизацией. Численность народов в мире, относящих себя к тюркскому этносу, составляет свыше 220 млн. Численность народов с тюркскими корнями, по некоторым сведениям, составляет свыше 1,6 миллиарда человек. Образование множества племен и народов происходило в силу их полукочевого образа жизни. Оседлые кочевники сумели сохранить единые названия, к примеру, «китайцы» или «индийцы», хотя, среди них немалую часть составляют тюрки. В силу извечного дробления тюрки не сохранили единую, цельную древнюю и средневековую историю и культуру. Распространяясь по континентам, они создавали новые многочисленные общества и государства с самобытной, разнообразной культурой и языковой терминологией и лексикой. Само название «тюрк» сохранилось лишь за народом турков нынешней Турции. В силу своего полукочевого образа жизни и воинственности тюркские племена захватывали огромные территории, осваивали новые земли, господствовали на захваченных территориях, вносили свою культуру и обязательно дробились и делились на части. Часть оставалась, создавая новые оседлые народы, государства и империи. Другая часть завоевывала новые земли. Историк Абулгазы в своей книге «О родословной Тюрков» пишет, что у Тюрка было семь братьев, именами которых были созданы племена и народы. Автор в дальнейшем изложении будет называть их условно братскими племенами и потомками, к примеру, братские кемерийцы, русы, хазары и другие. Читателю будет интересно узнать о «шумерах», создавших в числе первых мировую цивилизацию, о реальном спасителе человечества от потопа Утнапиштиме, о племенах «эллинах» (предки греков). Дополнительно узнает о прототюрках «аркаимцах», основателей древней цивилизации, культура которых распространилась по всей Евразии. Одними из носителей культуры аркаимцев были и шумеры. Читатель узнает о тюркских племенах и их вождях, господствовавших в Евразии и мире, иное понятие о русах и поэте А.С. Пушкине и о многом другом, что может заинтересовать любознательных читателей, исходя из достоверных и малоизвестных источников.
Кстати, в Советские времена казаков Казакского ханства переименовали в казахов и в Казахстан, поменяв в середине букву «к» на «х», чтобы отлечить (отделить) русских казаков России от казаков Казахстана. Отделить удалось так называемх русских казаков от азиатских казаков (казахов). Нынешнее поколение не считает, что так называемые русские казаки и так называемые казахи являются этнически родственниками. Обо всем этом будет изложено ниже.
Примечание. В своем дальнейшем изложении исторических сведений слово «казак» и «казах» будет фигурировать по периодам времени, как они тогда назывались.
Глава 1.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ТЮРКСКИХ
ПЛЕМЕН И НАРОДОВ
1) Схема родоначальников по линии тюрков
1. Адам
\Шиш – ...12. Нух(Ной)
\ 13. Хам, Сем, Япыш – ...18. Талик \ 19. Тюрк –
– 20. Мулкы, Хахан Кандар
\
21. Талут
\
\-------------\-----\---------
22. Бактрия Армия (вероятно, Ария*)
\
/------------------/------\------\----
23. Азхан, Согды Парфян (все армийцы)
\
/-------------\-------------/--------------------------/-----
24. Аккап Табиги Табигат
\ /---------/-------\---/----------/ \
25. Сагид Сак Массагет Кос Орхон Тугар
\
--------/----------/
26. Бозхан Гун
\ \ 27. Мадьяр
/-------– \----/---------/---------/---------/--------/--------/
27. Сабыр Сармат Сапар Абар Хазар Албан Алан (бохханцы-гунны) \ / \
\ \ /
/------\------/ \ 28. Азербайджан /---/--
28. Асхен Сельджук \ 28. Асет Гагауз
\ /------/------/---\------/------/-------/--------/
28. \ Карашай Таулен Шеркеш Абказ Аджар Кумык Лезгин
--\-----/-----------/------------/
29. Бешенен Скиб Садык палуан
/--------------/-----\------
30. Рустам Туркпен
\
31. Меликхан
---/--------\------------/
/ /
32. Искандер Ислал
\ \
\ 33. Газына
/----\ ----------------------------------------------/
33. – Огуз 33. – Гаккаша
-Кыпшак – Актан – 34. Балкар,
-Аббас – 34. Шор, Туба, Толенгит – Хатмараз – 34. Балкан – 35.Тангыт
-Габбас – 34. Тургеш – Хатмараз
-Жаныс – Кыргыз
-Махалата – Алун
-Хасан – 34. Булгар – Хакас
-Канжарата – 34. Мажуси, Карлык, – Алтай
Карахан, Кахар. – Жакут
(К Огузам относятся, таким образом, известные тургеши, булгары, карлуки и др.)
33. Огуз – 34. ветвь Сагади – 35. Дастем – 36. Гамзат – 37.
Абдулмурат – 38. Кали – 39. Наурызхан – 40. Ансары – 41. Хусайын
-----/---------------/-----------------------/
42. Халиф Тахир
\
--/------------/---\--------------------/
43. Аухан Окас Аннас
/-------/ /
44. –Туркмен /
-Балкар /
– Карашай /
-Кумак /
-----/---------/--------/----------/-------/-------/--------/--------/
44. Култегин Бухар-Мадат Мадан Акшолпан Курал Ажат Сыбай
/ / / /
– Магаз – Узбек – Ногай 44.Алаш
– Жабал – Уйгур – Татар /
– Сейил – Гагауз – Башкир /
/---------------/--------/
потомки Аннаса Жайылхан 45.Сейилхан /--------\-----/ /
46. Кыпшак Хакас / \-----------\---------\----------/-------/
46.Казак Сунак Каракалпак Кыргыз
/
Могол
Последние племена (46) входили в дружественный, точнее, родственный союз «Алты Алаш» (шесть Алашей).
Данная схема-шежире составлена на основании исследований этнографической экспедиции на территории Казахстана. Приводятся имена отцов и потомков (родоначальников) по линии родоначальника Тюрка, схема дана от самого Адама. Как принято у тюрков, семья разрастается до рода и племени. Когда не хватает пастбищ, земли начинают отпочковываться от племени род во главе с новым родоначальником, именем которого называется этот род. Затем, разрастаясь, семья становится племенем. Племена при необходимости могут объединяться в союзы по имени древнего общего родоначальника и решать общественные и боевые задачи. В истории известны случаи, когда появлялись крупные объединения и народы с новыми именами новых родоначальников, преимущественно завоевателей. Думается, что указанную выше схему нельзя считать по хронологии достоверной. Согласитесь, что в схеме фигурируют древние имена, которые встречаются в названиях тюркских племен и народов. В дальнейшем изложении исторических сведений будут встречаться названия арии, бактрии, саки, массагеты, гунны, сарматы, хазары, аланы, огузы, татары, казаки, туркмены и др. Схема позволяет судить о родственных отношениях, связях многих племен и народов, их возникновении, связанных с именем лидера-родоначальника. По схеме родословной можно предположить, какие племена и народы относятся, непосредственно, к тюркам. Арабский поэт VII века Ахталь в своем диване (сборник однорифменных стихов) впервые приводит сведения о тюрках как о потомках Яфеса. Легендарный Тюрк представлен в 19 таксономических уровнях от Адама.
Сам Тюрк происходит от Талика, имеет ceмь братьев, в том числе Хазар (хазары), Рус (русы), Кеймар (кемерийцы) и другие. В схеме показаны потомки Тюрка лишь по ветви Мулки (Тутек). Какие потомки пошли по 2-ым другим ветвям Хахану и Кандару и братьям, в схеме не показаны. Быть может, от них идут европейские племена эллинов (греков), китайские племена и другие. Из схемы видно родство Азхана, Согды и Армийцев (вероятно, Арий и арийцы-диалекты). Потомки Азхана, очевидно, вошли в состав более сильных гуннов. Историки порой пытаются саков относить к персам. Судя по схеме, саки идут от ветви родоначальника Армия (Ария). Не случайно их иные историки относят к племенам персов, похоже персы так же происходят от предка Ария. Кстати, гунны, согласно схеме, также относятся к арийцам. Из схемы следует, что бактрийцы, парфяне, массагеты, сарматы, абары албаны, мадьяры, абхазцы, аджары, черкесы, балкарцы, тангуты, якуты, хакасы, татары, моголы, уйгуры, гагаузы и другие являются этнически родственными народами. Они относятся к тюркским племенам-арийцам, разделяются по ветвям. Тюрк – единый их древний предок, родоначальник и вождь.
На схеме можно отметить некоторую закономерность в вопросах совпадения некоторых имен в древе и, соответственно, наименования племен. Имена (тезки) некоторых родоначальников повторяются через какие-то периоды времени. Поэтому следует различать современные имена племен от более древних с одними и теми же названиями, корни которых идут по другой ветви и в другой период времени. Например, древние карашаи и кумыки идут от предка Сапара, а более поздние идут по линии Сабыра-Окаса. Кыпчаки, татары, хакасы идут напрямую от Искандыра, но в другой период времени появляются название татары по линии Огуза-Ажата и повторно кыпшаки и хакасы по линии Огуза-Сыбая-Алаша-Сейылхана. Более того, имеются кыпшаки по линии Сыбая – Алаша-Жайылхана-Казака, то есть, казакские кыпшаки. Возникает сомнение в непрерывности родственных связей по одной линии. Ныне известны племена уйсунов, аргынов, кереев, кыпчаков, родоначальниками которых, согласно шежіре, являются предки Алаш и Қазақ(в казахском звучании), которые имеют родство с усунями, аргунами, кереитами, жившими в более древние времена. Культ Алаша-хана восходит, вероятно, к ІІІ-ІІ вв. до н.э. Он является одним из родоначальников группы тюркских племен, основателем державы. Не случайно это имя периодически упоминается в истории. О родстве можно лишь судить по совпадению танбы (герба). Повторяемость имен можно обьяснить тем, что родители пытались называть детей именами выдающихся предков прошлого времени. После предка Қазақа нет четкой непрерывной линии родоначальников, например, от Қазақа до Аргына и от Аргына до Мейрама. Возможно, поэтому историки, не зная четкой родословной племен, полагают «аргунов» Европы прямыми предками «аргынов» нынешних казахов или древних кыпчаков– предками «кыпчаков»– казахов. Однако не исключено, что они, по устным преданиям, на каком-то периоде времени имели общих предков. Со времени родоначальника Казака(в русском звучании) казакские племена определенно имеют близкие родственные связи, прежде всего, имеют идентичные язык и культуру, которые несколько отличны от других тюркских племен. Другие дети Алаша (сунаки, каракалпаки, кыргызы и др.) имеют почти схожие язык и культуру с несущественным различием. Все-таки по схеме можно ориентироваться, сопоставлять родственные связи племен и народов и делать соответствующие поиски корней племен.
2) Просхождение рода, племени и народа
Не вызывает сомнения, что тюркские народы имеют древние корни, древнюю историю и культуру. И что удивительно, тюрки, имея громадный потенциал развития как в организации государственности, военной мощи и технических возможностей, так и в области религии и письменности, не сохранили себя как единое Тюркское государство. Очевидно, происходило это в силу их особенностей делиться (дробиться) на наследственные улусы, тем самым, создавая новые племена, народы и государства. Изучая «шежире» (родословную) тюркских племен, можно заметить несоответствие исторических событий по периодам времени, отнесение некоторых племен к иным группам. Вызывает сомнение нынешнее толкование о самом происхождении казаков. Думается, что написанные истории без учета родословной племен и народов, особенно тюркских племен, не совсем достоверны, происходят неувязки событий с периодами времени и местом происхождения, именами вождей тюрков, которые порой искажены до неузнаваемости. Образование новых племен и народов можно проследить на примере кочевников тюркского происхождения. Тюркское племя, увеличиваясь по численности душ и количеству скота, когда ему не хватает пастбищ, земли начинает поиски новых земель. Рождаются новые сильные и самостоятельные личности-батыры, которым родители-вожди дают енші (наследство): землю, скот, людей, имущество, пастбища для самостоятельного проживания. Глава племени позволяет им отделяться со своим родом (тайпой) на новые, порой необжитые, места. Род перерастает в племя, получает новое название, как правило, по имени родоначальника. При необходимости они вытесняют с земель другие племена. Этот процесс разрастания, деления и возникновения новых племенных образований со своими общими хозяйственными отношениями и новыми названиями становится непрерывным. Мелкие племена, как правило, присоединяются к более крупным племенам, принимая его название. Для защиты или захвата новых земель могут образовываться племенные объединения или союзы по имени сильного племени или общего родоначальника. И когда идет нашествие гуннов или сарматов, это не значит, что участвует только одно племя, к нему присоединяются и другие соседние родственные племена. Исчезают названия мелких племен на уровне союзов и обьединений, сохраняется название более сильного племени или родоначальника, вокруг которого собираются и подчиняются другие родственные племена и рода. Поэтому многие источники называют лишь имена встречающихся племен без увязки с их предыдущим происхождением. Однако знание родословной-шежире позволяет судить о племенах и народах, о времени их действия на исторической арене, степени родства племен. Возникают объединения, крупные союзы для ведения совместного хозяйства и войн. Из истории мы знаем об объединении гуннов (24 племени) в Азии. Часть гуннов, выходцы из тюркского племени в Азии, объединилась под руководством Атиллы в IV-V веках, покорила Европу и властвовала там сотни лет. Известны также объединение тюркских племен в Тюркский каганат и Орда тюркских племен под руководством Чингисхана, который захватил почти все значимые государства мира. Согласно книге Абулгазы «Родословная тюркских племен», от родоначальника Тюрка в 6-ом поколении происходит потомок по имени Сак (осторожный*). Он объединил и возглавил племена, которые стали именоваться саками. В 7-ом поколении одним из потомков был Гунн (күн-солнце*), который как родоначальник объединил и возглавил тюркские племена, именовавшиеся в истории «кунами, хуннами и гуннами». Аналогично от родоначальника племени Алаша родились (по сведениям писателя М.С.Муканова) сыновья Сейилхан и Жайылхан. От первого родились Қыпшақ и Хақас, которые, очевидно, стали родоначальниками новых племенных образований кыпчаков и хакасов. От второго сына Жайылхана родились сыновья Қазақ, Сунақ (Созақ), Қарақалпақ, Қырғыз, которые стали родоначальниками племенных образований казаков, сунаков, каракалпаков и киргизов. Ныне эти племена известны как народы. От Казака известны потомки – родоначальники: Үйсiн, Арғын, Найман, Алшын и другие. Соответственно, по их именам возникли новые племенные образования уйсуней (древние усуни, вероятно, являются ветвью от саков), аргынов, найманов, алшинов и другие. От Үйсiна произошли потомки – родоначальники Дулат, Албан, Суан и другие. Соответственно, образовались ныне известные новые племена: дулат, албан, суан и др. А от Аргына произошли потомки – родоначальники Мейрам (Қуандық, Қаракесек), Тобықты, Атығай и др. Соответственно, пришли ныне известные новые племена: куандык, каракесек, тобыкты, атыгай и другие. Аналогично происходило от родоначальников Наймана, Қыпшака, Сунақа, Қырғыза и других родоначальников. Все эти племена существуют и ныне. Не исключено, что родоначальники Үйсін, Арғын, Найман, Керей, Алшын и др. не являются прямыми потомками Казака, а являются потомками саков и гуннов в разные периоды времени. Однако племена в силу соседства и постоянного общения объединились под именем древнего предка Казака. При необходимости, близко родственные племена объединялись в союзы и народы. В частности, в устных сказаниях известно крупное объединение «Алты алаш» (шестеро детей Алаша), куда вошли племена кыпшаков, хакасов, казаков, сунаков, каракалпаков и киргизов, которые также могли возникнуть в разные периоды времени и объединиться под общим именем вождя – родоначальника. На базе этих племен образовались затем народы казахов, киргизов, каракалпаков...
*) – знак означает перевод с учетом тюрко-казахского диалекта.
Глава 2. ДРЕВНИЙ ТУРАН И ПРОТОТЮРКИ
Ученый глазной хирургии, специалист по офтальмогеометрии Эрнст Мулдашев (кн. «От кого мы произошли?») установил так называемые «среднестатические глаза» у тибетской расы. У тибетцев глаза являются символом. Они их обозначают на храмах. Автор считает первое человечество возникло именно на Тибете, и отсюда люди стали распространяться по земному шару. Он указывает четыре основные пути распространения рас, связывая их с разрезом глаз. В частности,
путь А: Сибирь – Америка – Новая Зеландия,
путь В: Таиланд – Индонезия – Австралия.
путь С: Памир – Африка,
путь Д: Кавказ – Европа – Исландия.
Причем от основной линии «А», исходя от изменчивости выреза глаз отходят несколько ответвлений:
от урало-алтайской расы – лапоноидная и балтийская расы,
от южно-сибирской – центрально-азиатская, эскимосская и маньчжуро-китайская расы
от патагонской – тихоакеанская раса.
Южно-сибирская раса распространилась по территории Сибири и Казахстана. К ним относятся казахи, ненцы, якуты и др. Южно-сибирская раса распространилась на американский континент, трансформировалась в атлантичесую расу(североамериканские индейцы). Имеется родство балтийской расы (фины) и маньчжуро-корейской расы(японцы). Исследования по перемещению прототюрков и тюркских племен совпадают по направлениям движения рас, указанным Мулдашевым. Такое совпадение приближает нас к истине.
Похоже, прототюрки являются предками не только угрофинов, якутов, но и манчжурских, корейских, японских и индейских племен.
Древний Туран фактически охватывает территории нынешнего Казахстана, Сибири, Монголии и частично территорию нынешней России до границ Китая. Вся эта территория является родиной прототюрков. Прототюрки образовали множество потомков-народов, разместившихся по всей территории Евразии и даже по другим континентам. Этническая близость родства племен и народов определяется периодами времени и местами их проживания. Все же, где была первоначальная родина, центр и истоки тюркских племен? Историки давали различные толковаия о начале и истоках развития цивилизации человечества. С развитием археологии, лингвистики, новыми раскопками и расшифровками древней письменности многие исторические сведения оказались не достоверными, порой ложными. Особенно касающиеся истории и культуры древних тюрков. Ниже приводятся интересные и убедительные сведения из книги А.К.Нарымбаевой «Аркаим очаг мировой цивилизации, созданный прототюрками». В конце ХХ в. на территории, так называемого Аркаима (северо-запад территории Казахстана), археологами были найдены развалины 22 городов и множество никрополей. Археологи, исследуемую территорию, назвали «Страной городов», а культуру того периода назвали «Аркаимско-сынтастинской культурой». Ученые и Археологи считают эту культуру самой древней культурой из известных культур в мире. По времени она относится к 4-2 тыс до н.э. Доказано, что Аркаимская культура древнее Андроповской культуры(2-1тыс. до н.э.) на 2-1 тыс. лет. Поистине, это является великой сенсацией для человечества!
Раскопки древнейших городов Аркаима, Сынтасты и других фактически продемонстрировали, откуда начинался первоначальный очаг цивилизации человечества. Это уже невозмоно скрыть, как иногда это делается в истории. По словам исследователя С.П.Толстова (кн.Города гузов) научно установлено, что Аркаим(Древний Туран) является центрм расселения тюркских племен. Исследователь С.В.Кисилев(Алтай в скифское время) утверждает, что скифы на западе, сарматы в Поволжье и южного Приуралья, массагеты саки в Средней Азии, динлины-майэмирские, тагары, население монголов – пользовались одним оружием, одинаковой конской сбруей, сходными украшениями, имеют близкую общюю культуру. Это говорит о том, что они имеют единые корни от тюрков. Город Аркаим и Аркимская цивилизация получили свои названия по названию существующей горы Аркаим. Вероятно, «Аркаим» прототюрков, размещенный на территории казахов звучит как этноним от казахского слова «арқаел»(ил), что в переводе на казахский язык звучит как хребетный(коренной) народ. Название созвучно также и «Сарыарқа», что означает желтая степь (плоскогорье) находится на территроии нынешнего Центрального Казахстана. Следует обратить внимание, что многие открытые раннее памятники, символы, изделия на территории Евразии лишь уподобляли друг друга, но не находили их исток, их Родину. Ныне найден их исток, это Аркаимская цивилизация, это Древний Туран, это прототюрки. Все встало на свои места с открытием Аркаимской цивилизации. Она подтверждает распространение аркаимской прототюркской культуры по Азии и Европе. Получается, что история творилась прежде всего тюркскими племенами и народами. Возможно, настало время пересмотреть мировую историю. Тюркские племена и народы должны получить справедливую и достойную оценку. Многие исторические сведения о культуре развития тюркских племен в корне не верны, присвоены другими племенами и народами, порой сокрыты. Ныне археология и наука доказывают, что тюрки первыми создали веру единобожья – Тенгрианство(символу тенгррианского креста более 7 тыс лет, был обозначен на керамической посуде, найденной в Аркаиме); первыми одомашнили (доместикация) скотину, в том числе лошадь; первыми изобрели колесо и колесницу; первыми добывали и освоили медь, бронзу, железо и булатную сталь; первыми строили города с своеобразной архитектурой, в том числе арочной и купольной конструкции; первыми освоили военное снаряжение из металла, что давало преимущество и обеспечивало победу в сражениях. В числе первых создали письменность в виде клинописей, рун и алфавита. И это все не голословно, документально подтверждаются археологиескими раскопками и исследовательскими работами ученых. Ниже будет сообщено об этих источниках. Однако, на сегодня об истории тюрков сообщается весьма скромно. Очевидно, только энтузиасты и любители правды, не связанные с политикой, будут делать свои сообщения об истине в истории народов. А.Нарымбаева в своей книге показывает, что цивилизизация, в том числе культура в регионы Азии, Европу и даже в Африку пришла с территории Аркаима. Аркаим с точки зрения исследователей-археолгов охватывает территорию с запада Урал и Каспий, с востока р. Тобол, с севра р. Уй, на юге степи Прибалхашья. Ниже приводятся картины из книги Нарымбаевой Аркаим очаг мировой цивилизации, созданный прототюрками.
В Древний Туран помимо Аркаима входили регионы Сары-Арки, Алтая и южные регионы. Именно в Древнем Туране в эпоху энеолита возникли первые государственные символы и знаки, первые царские курганы и только прототюрки Сары-Арки создали аркаимско-сынтастинскую, андроновскую и сакскую культуры. Это был единый тюркский народ с единым языком. Известный антрополог Алексеев считает, что население аркаима европеоидное, оно же жило и в Восточной Азии. Это население имело такие же антропологические признаки как и те которые жили на территории современной Украины, Северного Кавказа, Поволжья, Урала и Западной Сибири. В энеолите проживали туранские племена из прототюрков, аркаимцев или аркаелов на территориях нынешнего Западного, Северного, Центрального и Южного Казахстана со воей туранской культурой. Наукой установлено, что лошади в степи были одомашнены еще в V11 тыс. до н.э. Именно в степях имеются благоприятные условия для существования лошадей. Самые древние останки лошадей были найдены в Южном Приуралье на стоянках Муллино и Давлеканова. Одним из самых надежных доказательств являются конские сбруи, которые обнаружены в поселении Ботай(на рубеже неолита-энеолита на территории нынешнего Кокчетава (Казахстан). Ученые находки относят к середине V тыс. до н.э. Изображения лошадей украшают предметы: скипетры, жезлы, посохи и холодное оружие.
В Малой Азии появление лошади и боевой двухколесной колесницей связано со времен завоевания ее хеттами, пришедшими с территории Древнего Турана лишь в начале ІІ тыс. до н.э. Сенсацией стало также открытие археологами в 70-80 гг. XX в. древнейшего поселения Сынтасты (V-ІV тыс. до н.э.) в Аркаиме. Где были раскопаны древнейшие могильники, где обнаружены бесчисленное множество керамики, бронзовые предметы: топоры, наконечники копий, ножи, кинжалы, украшения, уздечки для лошадей, орудия труда и даже колеса для боевых колесниц. Не это ли мировая цивилизация на тот период, созданная прототюрками? Тогда как в этот период население всей Евразии проживало в культуре «каменного века». Культурное наследие аркаимцев, сынтастинцев в целом прототюрков, позже тюрков сыграло неоценимую роль для разаития всего человечества. Прототюрки являются одними из первых цивилизованных людей в мире. Прототюрки первыми в Евразии воздвигали города, первыми строили ритуальные поминальные комплексы, первыми освоили метал и научились делать из него оружие, обиходные предметы и украшения для женщин. У них уже с верхнего палеолита-мезолита (Х-Vтыс. до н.э.) складыватся тюркский язык, тюркская народность, тюркская культура и следовательно тюркская государственность. С Энеолта в честь и память усопшим воздвигали курганы, мавзолеи, мазары и кумбезы. У казахов эти традиции продолжаются и поныне. Древние тюрки придумали одежду для верховой езды, отдельно для верхней част тела –қаптон (кафтан) и нижней части тела – иштон (штаны). Каждое поселение или город являлись одновременно крепостью, имели храм, абсерваторию и промышленно-металлургический центр, ограждались толстыми и высокими стенами. Города имели типичную архитектурную планировку, чаще округлой формы. Города размещались друг от друга на расстоянии 40-70км. Аркаимские города строятся как мощные оборонительные сооружения с монументальностью архитектуры и системами коммуникаций. Сам город Аркаим представлял собой крепость с наружней стеной диаметром порядка 145м и внутреннй стеной – порядка 85м. Толщина стены 4-5м, высота 3,5-5м с бойницами и башнями. По кольцу стены проходил ров шириной до 7м и глубиной 1,5-2,5м. В стенах было 4 прохода. Население занималось металлургическим производством, при каждом доме была металлургическая и гончарная печь, кузнечная.
Символом аркаимцев был тенгрианский крест, означающий четыре стороны света и свастика с поворотом концов по часовой стрелке, означающий круговое движение во вселенной. Эти символы обнаружены на керамических посудах и изделиях датируемых ІІІ тыс. до н.э. Тенгрианский крест повторился и в V в. до н.э. на найденном головном уборе «золотого человека».
А также на найденном в V1 в. «золотом кресте» в кургане Беленджер.
По сведениям археолога Г.Б. Здановича: «Большой Сынтастинский курган (в виде пирамиды) и могильник Большекараганский (в Аркаиме) представляют собой величественные ритуальные сооружения, связанные с почитанием огня и обрядом почитания предков. Раскопанный Большой Сынтастинский курган имеет размеры в диаметре до 100м и высоту 4,5м, в нем была обнаружена купольная гробница, сам храмовый комплекс напоминал прообраз шумерских зикуратов в Месопатамии. Только этот курган был возведен за тысячелетие раньше чем другие подобные сооружения. В подтверждение выше сказанного в Сынтастинсом кургане времен энолита среди предметов уложенных вместе с покойником археологами найдены керамика, литейные формы, наборы кузнечного оборудования, изделия из бронзы. В том числе там же найдена еще боевая колесница(ей более 5000лет), в которой лежал воин-покойник. Ранее считалось, что шумеры являются первооткрывателями колеса, повозок, плуга, освоения меди, бронзы и изделий из них. Теперь с уверенностью можно сказать, что всем этим они пользовались как наследники-потомки прототюрков.
Как не удивительно, но подобные погребальные комплексы продолжали строить через 2500 лет тюрки-саки. Подобные Сынтастинскому кургану археологами были обнаружены сакский курган Аражан, культовые сооружения в Хорезме и Бактрии. Построенные в VІІІ в. поминальные комплесы тюркским вождям в честь Бельги кагану, Культегину, Тоныкюку сохранили те же обряды аркаимцев и саков. Так в комплексе традиционного захоронения Бельги кагана были обнаружены около 1800 серебряных изделий 17-и видов, 78 золотых изделий 20-и видов, 26 драгоценных камней 6-и видов и самое ценное – золотую корону из листов золота в виде цветов. В 1981 археологи Украины раскопали половецкий курган у села Заможное Токмакского района Запорожской области. Археологи подтвердили идинтичность его по конструкции со скифскими (сакскими) курганами с соответствующими традиционными предметами захоронения. Антропологи подтвердили, что покойником является половец (кыпчак), значит проживали там скифы.
С Vтыс до н.э. прототюрки начали расселяться по всей Евразии. Они оказались не только в Шумерах, но и Эламе, на Крите, в Микенах, в Иране, Индии и на других землях.
В XІІІ в. до н.э. с изобретением седла началось очередное крупное переселение тюркских народов в южном и западном направлениях. Они дошли до Египта.
Это все подтверждает о направлениях миграции потомков-племен тюрков, места их проживания, преемственности ими древней аркаимско-сынтастинской культуры предков. Удивительно, что тюркские племена спустя 6000 лет сумели сохранить традиции и культуру своих древнейших предков прототюрков-аркаимцев из Древнего Турана.
Казахский народ сохранил элементы древней культуры тюрков и Тенгрианское мировоззрение. Порой автоматически произносят: «Тәңір жарылқасын», что означает «Пусть бог благославит».
Как теперь установлено, существовала более древняя Аркаимско-Сынтастинская культара, истоки ее вышли из Степи Древнего Турана, которую унаследовали их потомки шумеры, эламы, хетты, саки(скифы), гунны, кыпчаки и другие тюркские племена. Теперь доказано, что степняки первыми в энолите в V тыс. до н.э. раньше всех в Евразии использовали медь, бронзу и изделия из них. Залежи меди находились в Джезгазгане, Северном Прибалхашье, Каркаралинской и других территориях нынешнего Казахстана.
Освоение Каргалинских медных рудников началось в ІV-ІІІ тыс. до н.э. Секреты получения и обработки бронзы находились на территории Урала и Сары-Арки, нынешнего Центрального Казахстана. Итак, бесспорным ялвяется то, что очагом металлообработки является Древний Туран прототюрков, включая Древний Алтай, тогда как почти весь мир еще не знал о металле и металлургии.
Шумеры, основатели древнйшей культуры на Среднем Востоке, прибывшие в середине ІVтыс. до н.э. в Междуречье Тигра и Евфрата, приезли с собой культуру связанную с медью и бронзой из своей прежней родины Древнего Турана. Очевидно, они не теряли связи с Родиной и получали от туда сырье для изготовления различных изделий, ибо на тот период, на новых освоенных местах подобное сырье отсутствовало. Бронзовые оборудования и изделия, изготовленные на территории Казахстана и Урала стали распространяться по территориям всей Азии и Европы. Тюркские племена саки, скифы, гунны и другие перемещались во всех направлениях, захватывали и завоевывали новые территоррии, внося свою культуру, привозя с собой металлические изделя и предметы, а также технологию их изготовления. Бронзовые изделия тюркского происхождения археологи находили повсюду, прежде всего на территории Казахстана, на Урале, в Сибире, на Средней Волге, в Причерноморье, на Дону, в Западной Европе и по всем другим регионам Азии.
Не случайно, у тюрков название города «қала»(означает олово), или «кент»(означает руда). Кстати и в Европе имются города с тюркскими названиями Кала и Кент.
Первоначально ювилирное искусство также начиналось в Древнем Туране, которое затем распространилось в Двуречье, Бактрию, Малую Азию, Древнюю Грецию, Индию и другие античные миры и наибольшего расцета достигла в эпоху саков-скифов. По словам М.И.Ростовцева (Скифское искусство), искусство «звериного стиля» начиналось в Центральной Азии и, что на юг России и в Китай «звириный стиль» орнаментации пришел извне. «Звериный стиль» является в основном отражением мировоззрения древних тюрков, осмыслением их связи с миром природы и небесным пространством. В степях Древнего Турана проживали и разростались тюркские народы, которые оказали основное влияние на культурное и политическое развитие народов всей Евразии.
Известно, зона афанасьевской культуры охватывает места обитания аркаимцев-прототюрков, арийцев, саков (скифов), гуннов, тюрков Тюркского каганата VІ-VІІІ вв. н.э. с их общетюркской культурой. Именно, в местах проживания тюркских племен были найдены клинопись, тюркские рунические письмена, памятники-стэллы. Все названные выше племена антропологически являются европеоидными.
Исследования Аркаима астроархеологом К.К.Быструшкиным (Аркаим – суперабсерватория древних ариев. Наука и жизнь) как астрономической обсерватории, показали его сходство с известным памятником Стоунхедж в Англии, только по возрасту Аркаимская обсерватория значительно старше.. Это еще одна сенсация о тюрках! Аркаимско-Сынтастинская культура, в том числе и формы правления, обожествляет своих вождей. Традиции захоронения аркаимской знати фактически повторились во всем античном мире среди племен шумеров, эламитов, эблаитов, хеттов, прагреков (элинов), маргиан, бактрийцев и других. Похоже все эти племена имеют единые тюркские корни.
Эту пришедшую, привнесенную прототюркскую культуру и находят архологи в своих раскопках. В частности: в Сибири (Мальта,Буреть), в Белуджистане (Мергар), Месопотамии(Джармо), МалойАзии (Читал-Гуюк), Южной Туркмении (анауская культура), На Крите (Атбасаро-Ботайские материалы), на Кипре (Хирокития), на Ближнем Востоке (Иерхон), в Испании (Альтамира), во Франции (Фон де Гом, Ласко) и другие раскопки подтверждающие первоначальную прототюркскую культуру.
Находка Аркаимско-Сынтастинской цивилизации ответила на вопросы многих ученых и историков, которые не могли установить родину пришельцев: шумеров в Двуречье, арийцев в Индию, хеттов в Малую Азию, пршельцев крито-микенской культуры, и других в античные миры. Именно из Древнего Турана периодически шла миграция тюркских племен в западные и южные страны, которые несли с собой древнюю туранскую культуру, начиная с эпохи бронзы.
Азию, которую счтиали будто им несли культуру некто «индоевропейцы», вдруг стала первым носителем цивилизации в мире! Это не укладывается в понятиях европейцев, которые изрядно нафантазировали об истории и культуре. Во истину археология наука, которая может поправлять ошибки истории и вскрывать ложные учения псевдоученых и псевдоисториков.
Одним словом, археологи доказали, что первоначальным очагом цивилизации в Евразии является Древний Туран, включая Аркаим – «Страну городов», Сарыарку и Алтай, металлургия которой начиная с V тыс. до н.э. никогда не пркращалось и действует по нынешнее время у того же тюркского народа-казахов, почти с той же культурой и тем же тюркским мировоззрением. Очевидно, прошли политические времена советских ученых и историков, когда они трактовали историю по велению властей. Сегодня, исходя из новых открытий археологов, лингвистов уже следует, по крайней мере, пересмотреть историю развития Казахского государства с древнейших времен Древнего Турана.
Достарыңызбен бөлісу: |