Стадия реализации смысла
Цель:
активное получение новой информации,
осмысление новой информации;
соотнесение новой информации с собственными знаниями;
отслеживание процесса познания и собственного понимания.
Работа в парах
Приемы:
-
Комплексный анализ текста
-
Толстые и тонкие вопросы
-
Корзина идей (выводы, к которым приходит пара в результате работы)
-
Маркировка текста (дети получают краткие исторические и литературоведческие комментарии, в которых они выделяют важные мысли)
|
Работа в парах
1.
Проследите по тексту, какими словами называет рассказчик героев. Обратите внимание на этимологию слов (этимологические словари или словарные статьи подготовлены заранее).
-
дед, дедуня. Суффикс -ун-(я) образует имена существительные мужского с ласкательным значением. И произносит эти слова главный герой - Лунякин. сирота - от слова «сирый» - нередко считаются родственными слав. словам "лишенный, осиротевший".
Исторический комментарий: Вообще у казаков в обращении редко можно услышать – «дед», «старый» и прочее, а ласково произносится «батько», «батьки».
-
хозяин, хозяйка. Хозяин – исконное, суффиксальное производное от хозя "господин". В рассказе это имя нарицательное звучит с иронией. Ни словам своим, ни действиям герой уже не хозяин.
Литературоведческий комментарий: Слово «хозяин» во многих произведениях Б. Екимова - высшая оценка человека и его отношения к окружающему.
-
хозяйская дочка, девочка. (Молчаливый ребенок окажется перед нравственным выбором неслучайно. Именно чистая детская душа помогает надеяться читателю, что не все потеряно, что связь поколений не прервалась).
-
Лунякин – только у нежданного гостя есть фамилия как принадлежность роду.
2, 3, 4.
Определите отношение рассказчика-повествователя, соотнося «имя» героя с его поступками. Обратите внимание на глаголы.
-
Хозяин смешался, растерянно поглядел на жену, ответил нехотя, начал сердиться, покраснел, проговорил, оправдываясь.
-
Хозяйка грызла, передразнила, добавила насмешливо, всполошилась, оборвала, шумела. В ее репликах встречаются слова разговорного стиля и просторечия: плетешь, не варит башка, так надоело.
Исторический комментарий: В семейном быту у казаков взаимоотношения между мужем и женой определялось согласно христианскому учению. «Не муж для жены, а жена для мужа».
-
Лунякин чуял вину (чую - нареч., учувать "учуять, заметить", укр. чую, чути "чувствовать", чувати, итер., "слыхать, чуять", блр. чуць, чую, чуваць "слышать", др.-русск. чую, чути "чувствовать, слышать, понимать", || Праслав. *čuti родственно др.-инд. kavís "ясновидец, мудрец, поэт", лат. caveō, -ēre "остерегаться, беречься", др.-прусск. au-schaudē "он доверяет", au-schaudītwei "доверять").
Лунякин понимает ближнего, слышит голос своего сердца, принимает мудрое решение забрать деда из дома ветеранов.
Исторический комментарий: Уважение старшего – одно из главных обычаев казаков. Отдавая дань уважения к прожитым годам, перенесенным невзгодам, казачьей доле, наступающей немочи и неспособности постоять за себя – казаки при этом всегда помнили слова священного Писания: «Перед лицом седого вставай, почитай лицо старца и бойся Бога своего – Я Господь Бог ваш».
5.
Найдите в тексте слова с суффиксом (частицей) –то, который может выполнять две «работы»: употребляется при подчеркивании или выделении слова, к которому относится; употребляется вместо конкретного указания на перечисляемые предметы, признаки, действия, обычно после местоимений. (с дедом-то, время-то прошло; в такие-то годы, какая-то невзрачная комнатенка, почему-то опять на узкой кровати, как-то получилось быстро – продали…).
Прокомментируйте фразу хозяина: «Я-то хочу как лучше» в сопоставлении с предложением Лунякина «Поехали-ка», опираясь на значение частицы. (Разговорная частица -ка с глаголом в форме повелительного наклонения служит для смягчения приказания. Хозяин прикрывается этими словами, объясняя решение поместить деда в дом ветеранов, а Лунякин с мягкой настойчивостью решает проблему, забрав старика в родной хутор).
Исторический комментарий: Старики выступали хранителями казачьих обычаев и традиций, и почитание стариков в казачестве было безграничным. Проявление непочтительности к старику расценивалось как предательство казачьих идеалов и сурово наказывалось обществом.
6.
Сравните два предложения: «Это объяснение девочка будто приняла и пошла рядом с Лунякиным, подстраиваясь под его широкий шаг». «Девочка шла рядом». Какой частью речи являются выделенные слова? (Возникшее духовное родство Лунякина и девочки передается деепричастием «подстраиваясь» несовершенного вида, которое обозначает одновременность действий. Во втором предложении «рядом» – это наречие, в первом – производный предлог, который, безусловно, не утратил с ним живой смысловой связи. Рядом, вместе, близко - это значит восстановленная связь поколений. Как не вспомнить заповедь о любви к ближнему. Получается, ближний – это не обязательно кровный родственник. Ближний – это тот, кому нужна помощь, к кому нужно сейчас проявить милосердие и сочувствие).
7.
Важным языковым средством является синтаксическая выразительность, так как в синтаксисе воплощаются живые интонации звучащего слова, синтаксические фигуры усиливают эмоциональное воздействие на читателя. Найдите предложения, в которых сказуемые выражены словами увезли, приехали, удачно продали, забрали (2 раза). Определите вид односоставных предложений. Как это помогает понять авторский замысел? (Неопределенно-личные предложения. Подлежащее здесь не нужно, предложения завершены по смыслу, так как действия, выраженные сказуемыми, относятся к неопределенным лицам, которые не интересуют говорящего: важен сам процесс. Автор намеренно смещает акценты: важно не кто это сделал, а как восстановить эту порванную цепь отношений и родственных, и просто человеческих).
Определите вид односоставного предложения «Порвалось… Конечно, порвалось». Прокомментируйте. (Безличные предложения помогают понять отношение героя: он никого не осуждает).
8.
Объясните постановку знаков препинания и раскройте смысл этого предложения «Веет в лицо родного хутора дух: скотье тепло, печный дым, пахучий навоз, земля весенняя, слежалое сено - а все вместе родины дух». (Обобщающее слово обычно является грамматической формой выражения родового понятия, объединяющего на основе вещественной близости соподчиненные понятия, грамматической формой выражения которых служат однородные члены предложения.
Если во второй части сложносочиненного предложения содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление по отношению к первой части, то между ними вместо запятой ставится перед союзом тире. Тире свидетельствует о том, что основная часть высказывания заключена во второй части. В этом предложении и выражена авторская позиция. Так Б. П. Екимов от существительных с конкретно-вещественным значением восходит к ценностям духовного уровня).
9.
Какую роль играют в тексте многоточия? Найдите такие предложения. (Позволяют автору передать неожиданные паузы, отражающие душевное волнение говорящего. Но если хозяева прерывают речь, суетно перескакивая с одной мысли на другую, то Лунякин, задумавшись, погружается в воспоминания и размышления).
10.
Найдите предложения, в которых используется лексический повтор. Прокомментируйте. (Дед, дед… Живем, живем…. Плачет, …плачет. Забирать надо деда, забирать – и никаких. Не плачь. Не плачь, дедуня. Поднял, почуяв… Поднял и понес. Эта стилистическая фигура способствует большей силе высказывания, большей напряженности, помогает подчеркнуть, выделить в речи важную в смысловом отношении группу слов. Лексический повтор слов подчёркивает замысел автора, настойчиво убеждающего читателя в необходимости действий).
Исторический комментарий: Преклонение перед старшими закреплялось не только обычаями, но и официальными, «писанными», казачьими законами. Так, в Положении «Об общественном управлении станиц казачьих войск, статья 556 гласила: «В суждении и решении дел общественных станичный Сбор имеет главным основанием, чтобы меры взыскания служили к неослабному сохранению и утверждению древних обычаев, доброй нравственности и уважения к старшим». Ст. 568 того же закона, касающаяся обязанностей станичного атамана, предусматривала: «Станичный атаман обязан наблюдать за тем, чтобы казаки оказывали должное уважение к старикам».
11.
Назовите метафоры. Как они помогают понять авторское отношение? (остывало вечернее небо; увиделись через тьму; порвется нить - отличаются особой экспрессивностью, позволяют по-новому осмыслить предмет, вскрыть, обнажить его внутреннюю природу).
|