Береговые камни и скалы велсовские

Дата23.07.2016
өлшемі64.5 Kb.
#217550
Ниже порогов Вишера делает несколько поворотов. На 32-м км справа в нее впадает река Лыпья. Недалеко от берега расположены домики хутора Лыпья. Из хутора есть тропа на вершину Тулымского камня.

Чуть ниже устья Лыпьи большой остров Зауголок, за ним путь преграждают три безымянных острова, за ними острова Черный и Поликарпов. Оба обходите справа.

Напротив острова Черный по берегу на восток к массиву Тулымского камня тянется просека. По ней проложена тропа.

Вишера течет здесь на юг. Пройдя один за другим три переката, сначала левой, затем правой протокой, выйдете к трем островам: Гоглевый, Большой и Пожия. За ними слева впадает речка Рассоха. После начинается двухкилометровое Гоглевое плесо. В конце его два острова и снова

перекаты. Вскоре слева Вишера принимает речку Долгани-ху. На юго-востоке высятся труднодоступные вершины камня Курыксар, похожие на петушиный гребень. Далее остров Кривая Береза, проходить который лучше левой протокой, и сразу за ним три острова, последний называется Мертвый, возле него коварный перекат. Здесь лучше пристать к берегу и разведать дорогу.

После впадения речки Мутиха Вишера течет прямо, перекаты чередуются с плесами. Через 8 км обойдите три острова Родничные. Затем снова остров, напротив, слева, впадает речка Курыксары. Немного погодя справа в Вишеру вливается река Расья.

БЕРЕГОВЫЕ КАМНИ И СКАЛЫ

14. Ветряной

15. Золотые гребешки

16. Голосовский Чурок

Ниже — три небольших острова Железнорудные, на левом берегу скалы с таким же названием. Острова обходите, предварительно разведав путь. Ниже скалы видна старая насыпная дорога, уходящая в глубь леса. По ней возили железную руду к берегу.

Слева в Вишеру впадает речка Зырянка, за ней Ивановка, между ними остров. Серия перекатов с островами встретится и перед большим островом Робычевский. Напротив него на правам берегу стоят дома геологов. Судоходна правая протока. Остров Чувальский, расположенный ниже, обходите слева. Рядом с островом вливаются в Вишеру речки Верхняя, Средняя и Нижняя Чувалки. Отсюда хорошо просматривается хребет Чувальский камень.

Около камня когда-то существовал рудник. Железная руда отвозилась к берегам Вишеры и сплавлялась на Велсовский завод.

От устья Верхней Чувалки на северо-восток уходит тропа к куполообразной вершине Чувала. С этой вершины хорошо видны цепь Уральского хребта на востоке и весь дальнейший путь по Вишере, вплоть до Полюдова камня на юго-западе, к которому подплывете через несколько дней.

Вишера течет шестикилометровым плесом, в конце его слева вырастают домики поселка Приисковая (нежилой).

От Приисковой Вишера круто поворачивает на юг. Четыре острова проходите правой протокой. Затем река упирается в скалу Куб и разворачивается на юго-запад. С разведкой пройдите протоки у островов Горелый и Кучинский, за ними слева вольется речка Верхняя Паниха. После нее подгребайте к правому берегу, туда, где в Вишеру впадает

Нижняя Памиха. Ниже ее устья скала Паниховская, за ней несколько мелких островов и Большой Медвежий (проход справа). От него Вишера, делая плавные кривые, течет к Велсу. Вначале на левом берегу появятся Велсовские скалы. За ними, в устье Велса, расположен рабочий поселок.

Велс — центр лесопункта Вайского леспромхоза. Здесь есть школа, клуб, почта, столовая, магазин и небольшая, на одну комнату, гостиница. Около поселка, в Велсовских скалах, находится интересная пещера.

Чуть ниже Велса расположен большой Прорывинский остров. Оставьте его слева. На правом берегу Вишеры увидите Банные скалы. В самом конце их — устье речки Банной. За ней начинается Нижне-Велсовский перекат. Встретившийся на пути остров Дыроватый проходите справа, прижимаясь к одноименному столбообразному камню. Напротив камня большой Дыроватихинский перекат, ниже его — устье речки Дыроватихи, а еще ниже — остров. Его обходите слева. За ним острова Гловинский и Березовский.

Обойдя справа еще один остров, сразу попадете на коварную косу, состоящую из густой сети мелких островов. Проходите их, держась левого берега, где высится скала Прокофьевский камень. За камнем еще несколько островов, последний лучше обойти справа. Преодолев несколько перекатов и поворотов, на правом берегу увидите лесопункт Гаревая. Здесь есть магазины, столовая. Напротив в Вишеру впадает Большая Расья.

Ниже Гаревой большой Корниловский остров. Обходить его лучше справа. За ним несколько мелких островов и на повороте слева небольшой камень Дунькин, а справа, за устьем речки Елма, тянется красивый 120-метровьш Елмииский камень с остроконечными вершинами. Держитесь ближе к камню. Одноименный остров проходите справа.

От камня Вишера поворачивает на запад. Проходите между двумя небольшими островами и держитесь правого берега. Слева останутся еще два острова. На левом берегу увидите камень Гвоздок. Ниже небольшого переката — Федосеев камень. От него прижимайтесь к левому берегу. Позади останутся Пальховский и Филиппов камни. Против последнего возвышается 60-метровый камень Логинов Чурок. Пониже его—остров Киринокий, проходить который надо слева. За островом на левом берегу увидите столбообразный утес Кирина Кладь.

Вишера поворачивает на запад. На повороте остров с перекатом, после него сразу гребите к левому берегу — справа мель. Чуть ниже встретите два острова, проходите между ними. На правом берегу Улсовская скала, за ней село Усть-Улс (нежилое), здесь можно осмотреть старинные бытовые постройки. Во время существования Кутимского завода Усть-Улс являлся крупной пристанью, тут строились баржи для перевозки металла вниз по Вишере.

Здесь не останавливайтесь, через 9 км поселок Вая.

с. УСТЬ-УЛС - г.КРАСНОВИШЕРСК. 131 км.

От Усть-Улса начинается средняя часть Вишеры. Сразу от села плывите посередине. Один за другим встретятся три небольших острова. Слева увидите устье речки Меленки. Перед и в конце Меленковских островов перекаты. Вдоль левого берега тянется громада камня Ветряного. Проплыв острова, держитесь левого берега. Впереди остров Ветряной (проход левым рукавом), в конце его перекат. После этого подгребайте к правому берегу. Остров Вайский обходите тоже справа.

На правом берегу расположился поселок Вая. Здесь находится центр леспромхоза, снабжающего Вишерский бумажный комбинат лесом. В поселке есть школа, столовая, магазин, почта, клуб. Отсюда, кроме понедельника, можно улететь самолетом в Красновишерск, Соликамск и Пермь.

В пределах поселка в Вишеру впадают две реки — Большая и Малая Ваи. Большая Вая интересна тем, что за 4 км перед устьем она выныривает на поверхность из-под земли.

Напротив поселка группа скалистых утесов Золотые Гребешки, состоящих из красноватого кварцевого песчаника. За поселком реку преграждает понтонный мост. Миновав мост, выходите на середину реки. Вскоре начнется почти 600-метровый перекат. За ним Вишера круто поворачивает на юг.

На правом берегу увидите темный камень Голосковский Чурок. Около камня остров, проход справа, за ним небольшой Голосковский перекат. Вдоль левого берега длинной стеной тянется высокий камень Гостиновский. Остров перед ним лучше пройти слева. Сразу после острова подгребайте к левому берегу, чтобы лучше пройти рукав второго острова и Нижне-Гостиновский перекат. Ниже еще один небольшой перекат. После значительных островов и ряда мелких перекатов подойдете к золотихинским перекатам.

Слева в Вишеру впадают речки Верхняя, Средняя и Нижняя Золотихи. Верхняя берет начало у Золотого камня, а Средняя и Нижняя — у горы Золотихи.

Чуть ниже устья Верхней и Средней Золотихи перекаты. Перед Нижней Золотихой русло Вишеры сужается, начинается большой перекат Боец. Сразу за ним на правом берегу увидите камень Боец, который круто обрывается к реке. В большую воду камень Боец опасен.

Бойцовский перекат сливается с Нижне-Золотихинским перекатом. Намытый песчаный остров, вдоль которого тянется перекат, лучше обойти справа. Ниже встретится еще один остров — его обойдите слева.

Преодолев несколько перекатов и островов, на правом берегу увидите камень Ябрус. Около него впадают Малая и Большая Ябруски, но дельта их из-за островов не видна. За камнем начинается Ябрусский перекат длиной около километра. Через 500 м от него Моховой перекат. Проход лучше вдоль левого берега. Перед камнем Моховой в Вишеру глубоким омутом впадает небольшая речка. Около камня можно сделать остановку и обследовать несколько небольших пещер, расположенных неподалеку.

У подножия камня огромный камин, углубление. Перед ним площадка, где можно поставить палатки. Над камином сохранились рисунки, сделанные красной краской; ясно виден медведь, собака, человек и несколько неясных рисунков. Профессор Кротов говорит о них так: “Сделанные фигурные надписи по типу сходны с надписями на Писаном камне Вишеры, на скалах Онежского озера, на берегах речки Томи и во многих местах на утесистых берегах Енисея”.

За камнем Моховым идут подряд камни Косотуриха, Лысая скала и Безымянный, в котором есть небольшая пещера. От этих камней Вишера поворачивает на север. На правом берегу виден невысокий камень Жабкин мыс, а ниже его — камень Грива. Главная струя проходит у правого берега Вишеры. Остров Еловый обходите слева.

От Елового начинается Верхне-Акчимский перекат. Прямо против острова, на левом берегу, в устье реки Акчим видно несколько домиков нежилого поселка Стрелки. На правом берегу раскинулась деревня Акчим, в ней есть магазин. Выше деревни находятся три небольших пещеры.

От Акчима лучше плыть посередине реки. Слева от вас промелькнет ряд береговых скал, а справа начнет надвигаться громада Писаного камня, который растянулся по берегу на 2 км. Подъем на него идет сначала по крутой осыпи, затем влево отходит тропа к вершине. Перед вами откроется величественный вид на реку, обрамленную с одной стороны пологим берегом с подступившим к воде лесом, с другой — отвесной громадой Писаного.

Около камня глубокое плесо, течение почти не чувствуется. Здесь великолепная рыбалка на тайменя и щуку.

Ниже по течению Писаный разделяется речкой Писанкой на две 'неравные части (нижняя часть называется Белоусовским камнем). B устье речки Писанки лучше всего остановиться на ночлег.

Камень Писаный сложен из известняка. В нем можно найти остатки окаменелостей морской фауны. Здесь есть две пещеры. Камень считается одной из красивейших скал Вишеры. Свое название он получил из-за многочисленных древних рисунков и надписей, которые были обнаружены на скалах Белоусовского камня.

На вертикальной и гладкой труднодоступной скале люди конца каменного века нанесли темно-красной, смешанной с животным жиром краской рисунки, хорошо видимые с реки. Рисунки изображают лося, медведя, куницу, соболя, рыбу, человека. У основания скалы находилось жертвенное место. Здесь найдены кости жертвенных животных, кремневые орудия, обломки глиняной посуды. После Великой Отечественной войны профессор О. Н. Бадер проводил раскопки в районе камня. И выяснилось, что народы, населяющие эти места, пользовались жертвенным местом 'на протяжении более четырех тысячелетий.

Удалось обнаружить свыше трехсот рисунков, сделанных на разной высоте. При изучении выяснилось, что все рисунки делятся на группы, связанные между собой по смыслу. Ученые предполагают, что сохранившиеся рисунки — это часть древней карты первобытных охотников.

Рисунки до нашего времени сохранились плохо, В этом большая вина туристов, которые оставляют поверх изображений свои адреса.

От камня Писаного река течет на запад. Сразу за камнем начинается Писаный перекат. Расположенный здесь небольшой песчаный остров обходите справа. Русло расширяется. Ниже камня Белоусовского увидите деревню Писаную. Сразу за ней остров Ушакова. Обходите его справа и сразу же подгребайте к левому берегу. Следующий остров, Вороний, тоже обходите справа. Напротив него на правом берегу расположена небольшая деревня Воронья. Пройдя перекат Вороний, держитесь правого берега. После серии островов и перекатов поворачивайте к левому берегу. Перед горой Сыпучи расположено село Сыпучи.

Гора Сыпучи поднимается на 90 м. Она сложена темно-серым песчаником, разбитым на мелкие плиточки. Песчаник легко распадается от самого незначительного давления, отдельные плитки с шумом скатываются к подножию горы.

Чуть ниже села находится остров Сыпучинский, заросший кустарником. Судоходна левая протока. Напротив острова справа в Вишеру впадает река Прилучная.

За горой на левом берегу большой поселок Новые Сыпучи. Здесь есть магазин, столовая, почта.

При выходе из судоходной протоки начинается Нижне-Сыпучинский перекат. После него можно спокойно плыть по середине реки. В пределах видимости камня Гремячего, что на правом берегу Вишеры, подгребайте к левому берегу. Встреченный на пути остров Шелюгинский обходите слева. За островом на правом берегу нежилая деревня Потаскуево. Она расположена в устье речки Большая Шелюга.