Бог – это личность



Дата26.06.2016
өлшемі68.29 Kb.
#159001

Бог – это личность

Божья личностность относится к тем свойствам, которые принадлежат к существам, обладающим личностью. Главными свойствами личности являются самосознание и самоопределение.

Самосознание представляет собой способность осознавать себя, думать о себе, наблюдать за своим поведением и оценивать его. Богословы Шед и Стронг описывают этот аспект личности следующим образом: «В сознании объект отличается от субъекта. Но в самосознании объект и субъект – это одно и то же».1 И «человек не только осознает свои действия и состояние, но отвлечением и размышлением он воспринимает, кем является субъект этих действий и состояния».2

Самоопределение – это способность принимать свободные решения по поводу направления собственной жизни, т.е. определять, кем ты станешь и чем будешь заниматься. Стронг говорит о самоопределении так: «Человек, в силу своей свободной воли, определяет свои действия изнутри. Хотя в нем действуют разные мотивы, не они определяют его поведение, но он сам».3

Также считается, что личность обладает и другими личными характеристиками, а именно разумом, эмоциями и волей.4

Если все личности имеют такие черты, как самосознание, самоопределение, волю, разум и эмоции, то следует ожидать наличия таких качеств и у Бога. По поводу самосознания Бога Библия говорит, что «Дух Божий проницает, и глубины Божии» (1 Кор. 2:10). То есть, Бог знает Себя и о Себе.5 Что касается Божьего самоопределения, Писание говорит, что «Он делает, чего хочет душа Его» (Иов 23:13) и «Бог наш на небесах; творит все, что хочет» (Пс. 113:11). Итак, Бог направляет Свои действия.6

У Бога есть и разум. По Писанию Его разум даже неизмерим (Пс. 146:5). Бог имеет чувства. Он радуется, печалится, гневается, сострадает. Библия описывает, как позитивные, так и более «негативные» эмоции у Бога. В Соф. 3:17 написано, что Он «возвеселится о тебе радостью... будет торжествовать о тебе с ликованием». А в Суд. 2:14 говорится: «Воспылал гнев Господень на Израиля». Бог обладает и волей. Он есть «Совершающий все по изволению воли Своей» (Еф. 1:11). Бог говорит о Себе так: «Мой совет состоится, и все, что Мне угодно, Я сделаю» (Ис. 46:10).7

Как личностное существо, Бог вступает в отношения с другими лицами, в том числе и с людьми. Бог часто говорит о Себе, как о Боге отношений. Он открыл Себя Моисею, как Бога Авраама, Бога Исаака и Бога Иакова (Исх. 3:6), т.е. как Бога во взаимоотношениях с людьми.8 Величайшее проявление Божьего личностного характера заключилось в том, что Он воплотился и стал человеком. В качестве человека Он совершил все действия, свойственные личности. О Божьей личностности тоже свидетельствует личностность человека, поскольку человек создан по образу Бога. Следовательно, если человек является личностью, то личностью является и Тот, Кто создал его по Своему образу.9

Поскольку Бог – это личность, хорошо подходит к Его описанию поэтический прием «антропоморфизм». Антропоморфизм – это тогда, когда Бог описан как обладающий такими человеческими чертами, как руки, ноги, рот, нос и т.д. Признаём, что антропоморфизм – это образная речь, так как физического тела у Бога нет. Но, тем не менее, употребление такой образной речи подчеркивает, что Бог является личностью. Другими словами, хотя у Бога нет рта, Он все же говорит. Хотя у Бога нет рук, Он все же действует.

Об этом феномене Карл Барт пишет следующее: «В библейском мышлении о Боге более предпочтительно выражать Божью природу антропоморфизически, даже с преувеличением, чем создавать впечатление, что Бог лишен жизни и свободы выбора».10 А с другой стороны, в своем переводе Ветхого Завета переводчики Септуагинты старались «смягчить» антропоморфизические элементы в еврейском тексте.11

Приведем последний довод в пользу того, что Бог является личностью. Всем известно, что состояние бытия как личность, гораздо предпочтительнее, чем безличное состояние. Если Бог – это наивысшее и совершенное существо, то маловероятно, что Он лишен личностностных характеристик.12

Теперь перечислим разные неверные понимания Божьей личностности, которые в течение времени появились в областях, как религии, так и философии. Давно существует мнение, что Бог безличен. Предполагается, что Он равняется некоей безличной силе, сходной с магнетизмом или тяготением. Бог, как безличная сила, управляет миром. Такой взгляд свойствен теологическому мировоззрению пантеизма, которого придерживается мировая религия индуизм. На Западе примером сторонника такого мнения является французский философ Спиноза.13

Но помимо того, что данное понимание противоречит библейскому представлению о Боге, оно имеет своим результатом и другие негативные последствия. По этому поводу Карл Генри комментирует: «Где живого Бога отрицают как трансцендентный источник человеческой жизни и достоинства, уважение к жизни вообще исчезает».14

Другая крайность – это философия Гегеля, который учил, что Бог – это единственная личность. Другими словами, только Бог существует. Он – универсальный разум, который воображает в Себе существование других личностей. То есть, мы с вами являемся лишь объектами в Божьем воображении.15 Другой неверный взгляд на Божью личностность придумал философ Джон Робертсон. Он предположил, что Бог – это не существо, существующее в отдельности от других существ. Бог является самими взаимоотношениями, которые связывают отдельные лица друг с другом. Можно тогда говорить о Боге, как о принципе взаимоотношений.16

Также отрицали личностность Бога древнегреческие философы. Один из первопринципов греческой философии состоял в том, что Бог безграничен. Считалось, что если мы допустим, что у Бога есть некое ограничение, то мы сводим к нулю концепцию о Его совершенстве. Древние греки считали, что свойство «личностность» ограничило бы Божью славу и совершенство. Комментатор Карл Генри говорит о безличном Боге Аристотеля так: «Бог Аристотеля – это не тот, к которому ты можешь обращаться в молитве».17

Даже Божий народ Ветхого Завета, т.е. Израиль, в некотором смысле умалял Божью личностность. Дело в том, что Бог открыл свое собственное имя Моисею в пустыне. Об этом мы читаем в Исх. 3:15: «Так скажи сынам Израилевым: Господь, Бог отцов ваших...». Произношение имени יהוה, переведенного словом «Господь», было потеряно или, вернее, забыто. Еврейская письменность состоит только из согласных букв. В древности читатели текста запоминали гласные и произношение слов. Но евреи считали имя Бога слишком святым, чтобы его произносить. Поэтому, в начале II века до Р.Х. когда в тексте они встречали Божье имя, они читали не יהוה, а заменяли его слово «Господь».18

Следовательно, со временем Божий народ забыл произношение Его имени. Ученые, пытаясь восстановить произношение Божьего имени, предложили использовать слово «Яхве», которое скорее всего очень близко к оригиналу. Но на самом деле никто не знает правильного произношения Божьего имени. Потеря произношения Божьего имени – это еще один шаг в умалении Божьей личностности. Получается, что Он – Бог без имени.

Другой интересный момент в связи с этим следующий. Мы уже сказали, что вместо того, чтобы читать Божье имя, читатели еврейского текста читали слово «Господь» или, по-еврейски, אְַדֹנַי (адонай). Со временем книжники, желая напоминать читателю текста о том, чтобы читать не Божье имя, а слово אְַדֹנַי, приписали гласные от слова אְַדֹנַי к согласным Божьего имени יהוה. Читая это сочетание, получается имя «Иегова». Выходит, что Иегова – это не Божье имя. Такое слово в еврейском языке даже не существует. Оно является лишь сочетанием гласных от слова אְַדֹנַי и согласных из Божьего имени יהוה.

Последнее заблуждение по поводу Божьей личностности для нашего рассмотрения заключается в том, что в свете того, что Бог – это личность, люди могут предполагать, что Богу нужны люди, чтобы Он имел кого-нибудь, с кем общаться. Согласно этому мнению Богу необходимо было создать людей для общения. Но такое мнение противоречит библейскому принципу под названием «aseity» (асиэти), по которому утверждается, что Бог совершенен, полностью самостоятелен и не нуждается ни в чем и ни в ком.19 На самом деле Бог может удовлетворять Свою нужду в общении Сам в Себе, поскольку Он – Троица. Итак, Он создал человека не по необходимости, но по собственному желанию. Выходит, что Богу мы не нужны, но все же Он желает общения с нами.20

Какую пользу приносит нам доктрина о Божьей личностности с практической стороны? Во-первых, поскольку Бог является личностью, мы несем личную ответственность перед Ним за нашу жизнь. Во-вторых, поскольку Бог – это личность, Он готов прийти к нам лично на помощь. В-третьих, в свете этой доктрины механическое обращение к Богу неприемлемо. Бог – это не станок или какая-то машина, действие которой мы можем предсказывать с точностью и регулярностью. Признаём, что Бог верен и всегда поступает в соответствие со Своим Словом. Но в то же время, Он личность и предпочитает, чтобы мы так к Нему относились.21

В конце исследования Божьей личностности необходимо упомянуть об одном моменте, который будет подробнее раскрыт в главе о Троице. Вопрос состоит в том, есть ли Бог одна личность или три личности: Отец, Сын и Дух Святой? В данной главе наша цель не в том, чтобы различить Божью сущность и личности в Боге. Здесь под словом «личность» мы говорим только о том, что у Бога есть все личностные характеристики. Мы противопоставляем Божью личностность не Божьей сущности, а пантеистическому представлению Бога, как безличной силы. Детальное обсуждение взаимоотношений в Троице ждет нас в другой главе.


1Shedd W., Thayer G., Gomes A. W. Dogmatic Theology. – 3rd ed. - Phillipsburg, New Jersey: P & R Pub., 2003. – Т. 1. – С. 179-189.

2Strong A. H. Systematic Theology. – 1886. – С. 252-253.

3Там же.

4Chafer L. S. Systematic Theology. – Dallas, TХ: Dallas Seminary Press, 1947-1948. – Т. 1. – С. 185 Мюллер Д. Т. Христианская догматика / Пер. с англ. К. Комаров. – Sterling Heights, Michigan: Фонд «Лютеранское наследие», 1998. – С. 167-168.

5Strong, с. 253.

6Там же.

7Там же.

8Chafer, т. 1, с. 186; Henry C. F. H. God, Revelation, and Authority. – Waco, TХ: Word Books, 1976-1983. – Т. 5. – С. 146.

9Chafer, т. 1, с. 180, 184.

10Henry, т. 5, с. 297-300.

11Julias S. J. Jewish Backgrounds of the NT. – Grand Rapids, MI: Baker 1995. – C. 268.

12Там же.

13Henry, т. 5, с. 149-150.

14Там же.

15Там же.

16Там же. т. 5, с. 148-149.

17Там же.

18Julias, с. 268-269.

19Библейская поддержка этой доктрины была представлена выше.

20Грудем У. Систематическое богословие: Введение в библейское учение / Пер. с англ. – СПб: Мирт, 2004; Henry, т. 5, с. 143-144.

21Эриксон, М. Е. Христианское богословие. – СПб: Санкт-Петербургский христианский университет. – С. 228-229.

Duffield G. P. Van Cleave N.M. Foundations of Pentecostal Theology. – Los Angeles, CА: L.I.F.E. Bible College, 1983. – C. 58.




Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет