Богослужебные заметки Светлое Христово Воскресение. Пасха.
Входные молитвы читаются у Плащаницы перед полунощницей, которая начинается примерно в 23:20-23:30. Пасхальная полунощница совершается при погашенном электрическом свете в алтаре и храме. На полунощнице “Царю Небесный…” не читается. Тропари канона Великой Субботы читаются на 4.
В начале 9-й песни открываются царские врата (свет электрический в алтаре и храме потушен). Священнослужители в полном облачении (белом) исходят к Плащанице. Предстоятель совершает троекратное каждение вокруг Плащаницы в предшествии диакона со свечой (у самого предстоятеля свечи в руке нет). При пении катавасии 9-й песни “Не рыдай Мене, Мати …” священники подходят к Плащанице, пономари убирают венок цветов. На словах “восстану бо и прославлюся” священники поднимают Плащаницу, уносят ее в алтарь царскими вратами в предшествии диакона со свечой и кадилом и полагают ее на престол, где она остается до отдания праздника Пасхи. Врата и завеса закрываются. Окончание полунощницы бывает обычное: с ектеньей и чином прощения. По окончании полунощницы наступает тишина в храме.
После же краткого затишья в алтаре священство в полголоса начинает петь стихиру “Воскресение Твое, Христе Спасе…”. Отдергивается завеса царских врат. Второй раз стихира поется громче. Отверзаются царские врата. Священство поет стихиру до середины в полный голос и исходит царскими вратами на крестный ход в преднесении фонаря, свечей, запрестольных креста и иконы и хоругвей (икону Воскресения Христова и Евангелие несут священники). Хор допевает вторую половину стихиры. Крестный ход сопровождается многократным пением стихиры “Воскресение Твое, Христе Спасе…”.
По окончании обхождения храмов крестный ход останавливается у затворенных западных дверей. Пономари со святынями становятся лицом на запад, священство и хор – на восток. Предстоятель отдает кадило диакону, который, покадив предстоятеля, подает ему кадило. Предстоятель трижды знаменует кадилом крест над дверьми храма и возглашает “Слава Святей…”, хор отвечает: “Аминь”. Священство трижды поет тропарь Пасхи, который затем трижды повторяется хором, затем священнослужители поют стихи “Да воскреснет Бог…”, а хор на каждый стих поет тропарь Пасхи. После заключительного стиха предстоятель приветствует народ возгласом “Христос воскресе!” трижды, осеняя предстоящих крестом с трехсвечником. Затем священство поет тропарь Пасхи до середины, хор его заканчивает, западные двери отверзаются и пономари со святынями, хор, священство и народ входят в храм, в котором уже включен весь электрический свет. Диакон на амвоне произносит мирную ектенью.a Начало каждого ирмоса пасхального канона священство запевает в алтаре.b Каждение совершается священником с крестом и трех свечником и диаконом со свечой на каждой песни канонаc (на 1-й – полное, на 3-й – 8 й – каждение алтаря и иконостаса, на 9-й полное каждение совершает диакон полное) с приветствием “Христос воскресе!”. По традиции на каждой песни канона каждение совершается в облачениях разного цветаd от белого на 1-й песне до красного на 9-й. Священники одевают только епитрахиль и фелонь другого цвета, а диаконы полностью меняют облачение. После каждой песни канона диаконом произносится малая ектенья.a Ектенья произносится в облачении того цвета, в котором будет совершаться каждение на следующей песни. На 9-й песни канона все священство надевает облачения красного цвета.
Ипакои, кондак, “Воскресение Христово видевше…”, светилен и стихиры Пасхи поются священством в алтаре попеременно с хором. После пения стихир Пасхи священнослужители исходят царскими вратами на амвон, взяв с собой крест или Евангелие, и христосуются друг с другом. Затем предстоятель читает Слово огласительное святителя Иоанна Златоуста. Затем произносятся две ектеньи, и совершается отпуст утрени великий, и сразу, без возгласа поются первый час с малым отпустом.b После этого возгласом “Благословен Бог наш…” начинается 3-й и 6-й часы, которые связаны между собой троекратным “Христос воскресе…”c. Каждения на часах не бывает. Затем начинается литургия с пением стихов пасхального начала – “Да воскреснет Бог…”. Евангелие читается на разных языках мира священниками и диаконами. Евангелие лучше читать на тех языках «каких была начертана надпись на кресте, а потом и на других новейших языках наследовавших спасение».1 По заамвонной молитве читается молитвы на освящение артоса. Во все остальные дни Светлой седмицы по заамвонной молитве совершается крестный ход, на котором обязательно носится артос.
В пятницу Светлой седмицы сразу после заамвонной молитвы поются тропари “Еже радуйся…” и совершается малое освящение воды по случаю празднования иконе Божией Матери “Живоносный источник”.d На освящении воды поется трисвятое, а погружении креста совершается при пении тропаря “Спаси Господи…”. Сразу по освящении совершается крестный ход, а по окончании его творится отпуст литургии.
В этот же день над артосами, хранящимися в алтаре, читается молитва на раздробление, после чего они раздробляются в приличном месте, заворачиваются в бумажки и складываются в ящики для раздачи народу в субботу.
В субботу после крестного хода читается молитва на раздробление над артосом, стоящим перед царскими вратами, после чего он раздробляется в алтаре.
Царские врата закрываются перед 9-м часов.
Антипасха.
Всенощное бдение начинается пением тропаря Пасхи трижды, а затем поется “Приидите поклонимся…”. Троекратным пением и чтением тропаря Пасхи предваряются все службы, начинающиеся с возгласа священника. Перед чтением шестопсалмия хор трижды поет тропарь Пасхи. После чтения Евангелия “Воскресение Христово…” поется трижды. “Честнейшую” не поется во все воскресные дни до отдания Пасхи. Перед девятой песнью диакон запевает первые слова ирмоса.e
Во все дни до отдания Пасхи при пении пасхальных песнопений (тропарь, стихиры, канон, светилен и т.д.) царские врата открываются, и священник стоит в фелони перед престолом.
Вечером совершается вечерня со входом и великим прокимном, подобно вечеру двунадесятых праздников.
Радоница.
Служба совершается в красном облачении и согласно уставу. Никаких заупокойных песнопений не добавляется. Совершаются первые панихиды.a
Преполовение Пятидесятницы.
В самый праздник и в отдание поется задостойник “Чужде матерем девство…”. В остальные дни попразднства – задостойник Пасхи. Отдание недели 4-й, о расслабленном, бывает во вторник пред Преполовением. Песнопения недели 5-й, о самаряныне, поются в саму неделю, и после отдания Преполовения (четверг, пятница, суббота). Это относится и к прокимну апостола.
В самый праздник по обычаю бывает малое освящение воды.
Отдание праздника Пасхи.
Отдание недели 6-й, о слепом, бывает во вторник. В этот же день на утрени вычитывается канон предпразднства Вознесения.
Вечерня и утреня совершаются по пасхальному чину (т.к. отдание должно быть подобно празднику). Катавасия Вознесения, которая поется и в 6-ю неделю. Царские врата открыты всю службуb. Первый час пасхальный. Во время пения первого часа народу дается крест для целования. Затем царские врата затворяются.
На утро часы совершаются пасхальные. Начало литургии пасхальное. Поются изобразительны. Царские врата открыты до возгласа “Святая святым”. После литургии совершается крестный ход.
Вознесение Господне.
В воспоминание славного Вознесения Господня издревле установлен церковью праздник, ежегодно совершаемый в четверток шестой недели по асхе. Этот праздник есть Апостольский, о нем упоминается в постановлениях Апостольских.
Перед малой вечерней читается трехпсалмный 9-й час, в начале которого – “Христос воскресе…” трижды. Облачение белое. С Вознесения перед литургией священник читает тропарь праздника. Во время перенесения Святых даров с престола на жертвенник поется прокимен Вознесения до Троицкой субботы включительно.
Троицкая родительская суббота.
Облачение белое. Вечерня вседневная с пением “Аллилуйя” вместо прокимна. Для чтения 17-й кафизмы на утрени священник с диаконом исходят царскими вратами, причем свет не зажигается. Полное каждение храма совершается при пении тропарей после 17-й кафизмы. После 6-й песни боковыми дверями алтаря священник в епитрахили и диакон выходят для возглашения ектеньи. При пении кондака диакон совершает каждение канунного столика и иконостаса. Панихиду лучше совершать только перед литургией.
День Святой Троицы. Пятидесятница.
Новоначальная Церковь христианская прежде сошествия Св. Дуда уже праздновала свою Пятидесятницу, ожидая предсказанного пророками и Спасителем сошествия Св. Духа. По сошествии Св. Духа, апостолы ежегодно начали праздновать день Пятидесятницы и заповедывали воспоминать его всем христианам ради сошествия Св. Духа. В Апостольских Постановлениях историки действительно находили указания на празднование дня Пятидесятницы, собственно христианское.
Облачение зеленое. На полиелее священники стоят со свечами, украшенными букетами цветов. Евангелие не оставляется для целования после прочтения. Запева на 9-ой песни не бывает. Помазание совершается у иконы Святой Троицы.
Сразу по отпусте литургии совершается вечерняa. Священники совершают вход с букетами цветов. Молитвы коленопреклонения священник читает в царских вратах с букетами в руках лицом к народу.b Остальные священники в это время стоят на коленях у престола так же с букетами цветов, диакон стоит на коленях на солее. Царские врата бывают открыты со входа до окончания чтения последней молитвы. Затем они открываются только на возглас диакона “Премудрость” в конце вечерни. По отпусте бывает славление праздника, а затем крест дается для целования народу.
Вечером совершается малое повечерие, утреня и 1-й час.
На этот праздник храм украшается березами, а пол устилается зеленой травой. Все это убирается после отдания праздника.
Неделя 2-я по Пятидесятнице. Всех святых в земле Российской просиявших.
Облачение золотого цвета. Бывает лития, на которой перечисляются имена всех российских святыхc. Так как служба эта составлена для седмичного дня, стихиры на стиховне святым не поются в своем месте, их уместно пропеть на литии, прибавив к литийным стихирам. По совету священноисповедника Афанасия, епископа Ковровского в самый вечер праздника после вечерни можно совершить панихиду по российским подвижникам благочестия.
Достарыңызбен бөлісу: |