Чувствующие деревья*
*Сокращенный перевод КЭКЦ. Опубликовано: Brian Wolsh, Marianne Karsh, Nik Ansell, 1996. Тrees, forestry, and the responsiveness of creation // The sacred earth / ed. R.Gottliеb. — New-York–London: Routledge. — Р. 423–436.
Брайан Волш, Мариан Карш, Ник Ансел
Ниже мы попытаемся описать то, как нужно прислушиваться к голосам существ. Начнем же мы с краткого обсуждения того, что Томас Берри называет нашим «цивилизованным аутизмом». Почему мы не способны «слышать» голоса других, и что мы должны сделать для того, чтобы опять их услышать? Давайте попытаемся услышать одно конкретное существо — дерево, которое мы выбрали из всех остальных, потому что один из нас, Марианн Карш, является лесником. Можем ли мы слушать дерево и благодаря новым горизонтам в лесничестве и биологии деревьев облегчить такое слушание?
С деревом на ты
Декарт подвел черту под духом современности, сказав, что целью его (духа) приверженцев является «господство над природой». Для этого нужно заставить других замолчать. Если мы позволим другим заговорить с нами, если мы позволим себе услышать чей-то плач, мы больше не сможем продолжать господствовать как и прежде. Что является справедливым в человеческих делах, является справедливым и в контексте более широкой экосферы.
С появлением книги Мартина Бабера «Я и ты», многие из нас начали инстинктивно понимать, что совершенное отношение к реальности в корне неправильно. Эту загадочную книгу о поэтической эпистемологии мы восприняли как чудесное освобождение от ограничивающих нас категорий рационалистически ориентированных философии и эпоса, доминировавших в западной культуре и науке. Хотя мудрая еврейская философия Бабера и позволила нам выйти за рамки отношений типа «я — оно», как на уровне общества, так и на уровне академическом, когда же он сказал, что мы можем вступить с деревом в отношение типа «я — ты», многие из нас восприняли это как своего рода странный хасидический мистицизм: «Я созерцаю дерево... Я чувствую его движение: бег его вен вокруг твердой древесины, то, как его корни пьют соки, дышат его листья, вечное общение с землей и воздухом. Я могу рассматривать его как образчик вида, изучая его строение и образ жизни. Я могу перестать видеть в нем неповторимое существо и посчитать его всего лишь выражением закона. Я могу рассматривать его в чисто математических рамках, сделать его величиной постоянной». Затем, в ходе созерцания, Бабер отмечает, что «дерево продолжает оставаться моим объектом и существовать во времени и пространстве, быть таким, каким оно есть». Затем он пишет, что многие из нас могут не услышать или не захотят услышать: «Но может случиться и так, что в момент созерцания дерева я могу почувствовать между собой и им особую связь, и дерево перестанет быть «оно».
Если что-то перестанет быть «оно», то по Баберу, оно превращается в «ты». Быть на ты с деревом! Возможно нам порядком надоел западный рационализм, но отречься от нашего антропоцентрического стереотипа, согласно которому такие существа как деревья являются всего лишь биообъектами, с которыми позволительно делать все, что угодно, многие из нас не собирались. Используя терминологию Бабера «так не случилось». Таких отношений у нас с деревом так и не возникло. Проблема состояла в том, что даже хотя Бабер и говорил, что при этом мы можем и не отказываться от своих привычных способов восприятия, он тем не менее, ясно сказал, что мы не должны подменить истинное значение отношений: «отношения — это взаимность». И, конечно, это означает то, что если мы станем с деревьями на ты, то это будет не романтическим оформлением связи, а убеждением в том, что кое-кому существенным образом деревья могут ответить тем же, что не только мы можем вступать в отношения с деревьями, но и они могут вступать в отношения с нами. Для тех, кто вырос в среде мировоззрения просвещения, это было совершенно нежелательно.
Однако теперь мировоззрение, предполагавшее в природе лишь собрание объектов, уступило свои позиции другому мировоззрению, не ограничивающемуся дуализмом типа «субъект/объект», отношениями типа «я — оно». Поняв ту основную истину, что «в начале всего лежат отношения», мы поняли, что там, где есть отношения, имеется и взаимность. Признав тупиковость антропологии автономного и имперского эго, и убежденные в том, что в контексте нынешнего экологического кризиса мы должны обрести утерянные связи — стремясь к созданию того, что Бабер назвал «нежностью» — мы опять обратились к баберовским отношениям типа «я — ты» с деревьями. Мы опять хотим слушать Бабера. Более того, мы хотим научиться слушать деревья.
Желание слушать, однако, не означает то, что мы можем слушать. Представляя природу глухой и немой, мы сделали себя глухими и немыми по отношению к этой природе. Такое понимание природы ограничивает наше воображение и исключает возможность взаимных отношений. Наше воображение пребывало в плену механистического мировоззрения, не позволявшего черпать из глубин наших собственных традиций, которые могут помочь нам восстановить такие отношения. Мы обращаемся к еврейскому и христианскому священным писаниям.
Развенчивая библейскую
традицию
Современному человеку «баберовский» язык «я — ты» отношений с деревьями кажется чужим, даже инфантильным, таким же ему кажется аборигенный язык родства и общения с деревьями и другими существами. Однако в той степени, в какой мы не способны поддержать этот язык, мы оказываемся отчужденными от библейской традиции. В то время , когда не все христиане поддержали идею Бультман, связанную с демифологизацией (начало ХХ века), почти все западные христиане попали под воздействие демифологизирующих и развенчивающих тенденции пост-просвещения касательно их отношения к другим существам, отстраняясь тем самым от священных писаний и фактически участвуя в демифологизации. В качестве примера можно опять взять деревья.
Когда о деревьях говорят как о части правильного божьего мира или символически, как о «дереве жизни» и «дереве знания», христианам различного толка практически все ясно. И хотя то, как Иисус относится к фиговому дереву и может показаться несколько озадачивающим, частое использование им деревьев в своих притчах и учениях не является чем-то проблематичным. Что же кажется почти невероятным современному человеку, так это язык, которым деревья описываются как фактор подобный тому, который можно отметить в мировоззрениях аборигенов. Весь мир изображается участвующим в актах «вещания» (римляне), и во многих псалмах мир призывается к вознесению похвалы. Войдя в Иерусалим, Иисус сказал фарисеям, что даже если громкие восхваления его последователей перестанут звучать, «будут кричать камни», и Давид поет во время праздников, посвященных возобновлению соглашения: «Деревья поют от радости встречи с Господом, пришедшим править землей». О песнопении деревьев в связи с божьим приходом говорится и в псалме 96:12-13:
Тогда все деревья запоют от радости;
Они запоют перед Господом,
Потому что он придет судить землю,
Он будет судить мир по
справедливости
И людей тоже.
Хотя в пророческой литературе говорится о том, что уничтожение лесов является частью наказания для конкретной страны, еще более часто встречается тема восстановления лесного богатства. В «Мирном соглашении» Изекиля изображается картина творческой гармонии и взаимности, когда деревья радостно будут отдавать свои плоды. Исайя также описывает будущее благоденствие помимо прочего пышноцветения растительности: (41:19):
Вас повсюду будут сопровождать
радость и мир,
Горы и холмы будут петь
И все деревья будут хлопать.
И вместо колючника буду расти сосны,
Вместо шиповника — мирта,
Все это будет говорить о божьей славе,
О том, что плоды трудов его вечны
и нерушимы.
Такого рода язык настолько творческий, что представляет библейскую основу для теологических размышлений в нашем контексте экологического кризиса, является и несколько проблематичным. То, что деревья фигурируют в восстановительном плане Бога, само по себе неудивительно, если мы вспомним о проявляемой в Священном писании глубине теологии мироздания. Не должны мы удивляться и тому, что «язык божьего суда» является хорошей новостью для деревьев, так как все существующее, по словам Уолтера Бруггеманна, «ужасно страдает от несправедливости», суд божий будет состоять «во вмешательстве Бога и поддержании им справедливых требований слабых, не обладающих силой постоять за себя».
Деревья относятся к слабейшим. Но как мы должны расценить те эпитеты, согласно которым деревья поют похвалы и хлопают? Наивные метафоры библейского текста сейчас нас не интересуют. В данном случае мы, современные читатели, не должны использовать метафору, как способ отчуждения не только от библейского текста, но и от самих деревьев. Если деревья на самом деле петь похвалу не могут, а мы приписываем им такую активность в момент нашего религиозного экстаза, то мы выводим отношения людей с деревьями на антропологический уровень, уровень отношений «я — оно». Вопрос заключается в том, в каком духе будет уместным использование таких метафор в отношении деревьев и в каком духе — в отношении других существ? Мы считаем, что такие метафоры уместны лишь в том случае, если они расценивают реальные параметры субъективизма этих существ. Конечно, у деревьев нет рук, но мы можем метафорически говорить о руках в связи с деревьями, так как деревья действительно по-своему могут реагировать на Творца, как стонами томления, так и песнями похвалы. Если мы хотим почерпнуть что-либо из нашей духовной традиции, то мы должны научиться слушать деревья и реагировать на них соответствующим образом. Нам нужны уши, чтобы услышать «красноречие» этих существ. Возможно лишь тогда мы сможем услышать Святые писания заново.
Готовность деревьев
идти навстречу
Во-первых, деревья проявляют высокий уровень сотрудничества с другими жизненными формами, превосходя в этом смысле все ожидания. Возьмите, например, связь деревьев с мхом. Это можно объяснить как биологически эволюционную адаптацию, но удивительно то, что «несмотря на то, что и деревья и мох от своей связи только выигрывают, ни деревья, ни мох не страдают от взаимного отсутствия». Кроме того, не каждая группа деревьев образует это отношение. Они, кажется, могут делать выбор, их единственной целью представляется улучшение роста своего партнера. «Мох помогает растению впитать азот и фосфор и, в свою очередь, получает некоторый излишек углеводов растений». Более того, мох не только вступает в отношения с деревьями, находящимися в непосредственной близости, но и в состоянии перемещаться на сотни миль, «связываясь» с другими деревьями и накопляя огромное количество питательных веществ. Льюис Томас комментирует: «Наиболее изобретательной и новой из всех схем в природе и возможно наиболее значительной в определении величайших событий эволюции является симбиоз, или просто сотрудничающее поведение, доведенное до апогея. Своего рода желание сблизиться, смутно напоминающее симбиоз, менее самоотверженный и более эфемерный, пронизывает всю биосферу». Такое желание, считаем мы, говорит о готовности ответить, возможно даже о воле.
Во-вторых, деревья в качестве существ, готовых «идти навстречу», выказывают замечательную способность выживать и адаптироваться вопреки огромным трудностям. Разве можно не удивляться тому, что деревья в наших городах ухитряются выживать несмотря на сильный шум, вибрацию, загрязнение и высокий уровень соли. Они же терпеливо сносят все злоупотребления, которым мы их подвергаем. Мы теперь начинаем понимать, что на протяжении всей истории существования культуры выращивания деревьев, мы поступали неправильно, обрезая их. Лечение деревьев сильно напоминало лечение людей: «накрыть рану тряпкой, сделать глубокий надрез и очистить углубление, стимулировать исцеление стимулированием нароста, обрезать ветви деревьев, плотно прилегающих к стволу...» Проблема состоит в том, что все эти способы лечения приводят к нарушению защитной системы самого дерева — на ум приходит аналогия со спидом. И все же деревья приспособились даже к такому обращению. Их сильная тяга к выживанию изумляет нас. Может деревья обладают своими намерениями, о которых мы прежде и не догадывались?
В-третьих, деревья проявляют свойства, совершенно необъяснимые с механистической точкой зрения. Например, исходя из механистической модели, мы можем заключить, что рост деревьев — явление точно предсказуемое и что лесники могут создать «идеотип» или модельное дерево. Но тот факт, что лесники не могут этого и что деревья одного вида, растущие в той же почве и в одних условиях кажется по разному реагируют на один и тот же стимул, говорит о том, что их бесконечное разнообразие объясняется некоей субъективностью, личностью или фактором «Х».
Разнообразие роста дерева является установленным фактом. Странно, но чем более «производительно» место, тем большим будет разнообразие и ошибочность в предсказании, а также огорчение лесников, предпочитающих единообразие и стандарт. Разнообразие деревьев особенно очевидно при формулировании концепций качества, требующих определения всех характеристик для создания модельного дерева. Долгое время исследователи пытаются определить иллюзорную концепцию «качества саженца», так как, несмотря на весь наш опыт по выращиванию саженцев, мы по-прежнему не можем определить в молодом деревце факторы, которые способствуют его выживанию. Для оценивания качества саженца, мы должны наряду с генетикой и обстоятельственной характеристикой рассмотреть и фактор «Х» (назовите его, если хотите «волей»), доказать существование которого было бы очень трудно. И все же, поскольку деревья «идут навстречу» с различной степенью «охоты», что измерить механистически невозможно, то представить существование фактора «Х» смысл таки имеет.
В-четвертых, деревья в качестве существ «идущих навстречу», утверждают жизнь; адаптация эта особенно очевидна в тех местах, где часто выпадают кислотные дожди. В таких кислотных районах деревья начинают проявлять признаки отравления либо с верхних, либо с внешних участков своего «тела», что говорит о стремлении дерева сохранить свою сердцевину и корни, т.е. свою жизнь как можно дольше. Даже в наиболее экстремальных кислотных условиях (таких, как горы Германии, покрытые густыми туманами) хвойные деревья в последний год своей жизни имеют большое число шишек. Этому можно дать лишь одно биологическое объяснение: эти шишки могут сохранить семена на тот случай, если ситуация вдруг ухудшится. Следует отметить, что «производство» шишек зависит от многих факторов, включая возраст дерева и условия роста. Их «производство» может носить цикличный характер, когда шишки появляются, допустим, каждые семь лет. Кроме того, в самом дереве происходит особое перераспределение энергии, позволяющее «направить все силы» на воспроизводственную структуру, в областях, где кислотные туманы покрывают местность большую часть сезона роста, вся энергия дерева уходит на создание своих семян. Почему? В этих условиях обилие шишек кажется бесполезной тратой энергии дерева. Однако, сторонники немеханистического мировоззрения говорят, что природа не расточительна. Возможно, эти шишки являются знаком надежды. На символическом уровне деревья как бы говорят нам своим поведением: «Мы верим в то, что Бог предусмотрел и для нас местечко в своем искупительном договоре, а вы?». Еще более интересно то, что часть деревьев не рождает шишек и достаточно быстро умирает. Возможно, они пребывали под большим давлением, чем другие (никто это не исследовал), или, возможно, у них не было той же самой «воли к жизни». Мы все еще не знаем, почему деревья, пребывающие в одних и тех же условиях, реагируют по-разному, причем некоторые не только при этом утверждают жизнь, но и проявляют заметную индивидуальность.
Лесное хозяйство и будущее
Вывод о том, что деревья являются тем, что реагирует на обстоятельства, заставляет традиционное лесное хозяйство в корне пересмотреть свое к ним отношение. Хотя лесное хозяйство и перешло из эпохи эксплуатации в эпоху различных видов управления лесом, к деревьям соответствующие инстанции продолжают относиться как к безразличным и чуждым объектам. Лесники наших дней руководствуются новой философией, утверждающей ту идею, что информация «со стороны» способна лечь в основу здорового лесного управления. Лично мы так не считаем. Более того, определенная практика лесного хозяйствования просто сомнительна. Например, использование разрозненной информации в целях создания плана на 20-ти летний период, предусматривающего расширение лесной зоны, «будет оправданно экономически, но не биологически». Общие комментарии Поля Хоукенса о современных сдвигах в науке должны быть небезразличны для тех, кто занимается лесным хозяйством: «Новая научная модель является ярким пятном в мире, где доминирует прежняя технология, наука, относившаяся к жизни как к чему-то механистическому, где живые организмы реагировали на непреложные законы, которые человек открыл и применил. Нежелание растительного мира «полностью сотрудничать» всегда подавлялось новыми технологиями, новыми способами утвердить господство над жизненной формой, для которой какого либо иного обращения мы придумать и не могли».
Необходим новый подход — подход «прислушивания и участия». Именно такой подход и характеризует работу Барбары Мак Клинтон, награжденной Нобелевской премией за открытие в области генных смещений на уровне злаковых растений. Она считает, что злаковое растение является «уникальным индивидуалом», «мистически иным» и «родственным субъектом». Эта «родственная субъективность» является «особого рода вниманием, которое большинство из нас испытывает лишь в отношениях с другими людьми»; как Д.Б.Мак Дэниэл объясняет; злаковые растения для Мак Клинтон «являются далекими, возможно очень далекими кузенами, странными, но любимыми родственниками».
Шиго А.Л. говорит: «Если вы хотите понять деревья, вы должны уделять им внимание, быть им близкими, наблюдать за их ростом, увяданием и смертью». Для Джона Мюира, который обладал даром слушать растения (он садился рядом с незнакомым растением послушать его), значило соединять аналитический ботанический опыт с вниманием к тому, что ощущало растение. Мюировское слушание подразумевало также и развитие сопереживания — этого интуитивного чувства, с помощью которого мы можем представить себе характер другого. Вместе эти подходы образуют своего рода понимание, которое мы хотим видеть в человеческой среде: признание неповторимости другого существа. О деревьях Мюир сказал: «Я могу понять тона различных деревьев в отдельности: ели, сосны и безлиственного дуба. Каждое из них по-своему самовыражается — поет свою песню и делает собственные жесты».
Такое прислушивание к деревьям откроет перед лесничеством новые перспективы, новое мировоззрение, благодаря которому оно сможет интерпретировать информацию. Например, такая реакция деревьев на кислотность в сочетании с глобальным потеплением становится полезной информацией для лесничества и способствует новым способам интерпретации.
Будет ли лесное хозяйство будущего иметь вид крупномасштабного сельского хозяйства на основе «мелкоземельной методики», как этого опасаются некоторые лесоводы, или оно станет чем-то другим? Если на то будет божья воля, новое лесное хозяйство будет характеризоваться отношениями, в которых особое внимание будет уделено «слушанию и общению». Это будет не наивная политика «сохранения» и не объектное управление издалека, а забота о деревьях, их богатстве, разнообразии и индивидуальности. Вместо того, чтобы считать деревья экономическими объектами, объяснить которые можно исключительно техническими параметрами, новое лесничество, исходящее из идеи «родства», будет пытаться понять деревья как существа, обладающие мудростью. Деревья нам говорят, что монокультурное засаживание, цель которого лишь материальная выгода, не является ни экономически рентабельным, ни экологически здравым. Они также говорят нам, что уничтожение лесов усиливает глобальное потепление. Чарльз Бэри и Джон Кобб отмечают, что в тропической Америке «леса дают богатство, питают землю и помогают выжить», и люди слушающие «избавляются от вредителей сельскохозяйственных культур и не прибегают к помощи фертилизаторов». Деревья говорят: «Считайте нас даром, ухаживайте за нами и заботьтесь о нашем здоровье». Мы не обращаем внимания на их крики, рискуя лишиться не только стабильности экосистем, но и собственной духовности в болоте отношений типа «я — оно».
Деревья как самостоятельная сила
Но тут возникает другой вопрос. Какого рода заявление мы делаем, когда вместе с Бабером говорим о том, что мы можем образовать с деревьями отношения типа «я — ты»? Можно ли назвать наше заявление о том, что деревья способны «идти навстречу», научным? Научные свидетельства касающиеся адаптации, сотрудничества, разнообразия и индивидуальности деревьев говорят о наличии у деревьев своего рода заинтересованности или мотивации, эти свидетельства указывают также и на наличие у деревьев самостоятельности.
Тем не менее, наше утверждение о том, что деревья это существа «идущие навстречу» и которым есть что сказать, в своей основе не является научным. Это заявление функционирует на научном уровне в качестве скрытой части нашего знания, части концептуальной, или даже деконцептуальной структуры, которую мы соединяем с нашими научными и теологическими размышлениями. Поддерживая утверждение Майкла Полония о том, что скрытое знание является и глубоко личностной и необходимой основой всего знания, мы удовлетворенно признаемся в том, что целиком поддерживаем метафору, описывающую деревья хлопающими, стонущими и поющими. Правда, мы можем лишь констатировать существование этого убеждения, обосновать его мы не можем. Обосновать подобное убеждение нельзя, на таком уровне научные и теоретические выкладки теряют свою силу. Согласно одной точки зрения, жизнь деревьев сводится к механистическому понятию биофункционирования. Согласно другой — они ценны лишь как экономические ресурсы. Исходя же из нашего мировоззрения, они являются существами, реагирующими на своего творца — Бога.
Характер убеждений дает направление науке. Интуиция, смирение, чувство, взаимосвязанность становятся ключевыми словами. Если же деревья являются существами, «идущими навстречу», то мы должны уважать в них это их качество наряду с их индивидуальностью и разнообразием. Традиционное лесное хозяйство всегда пренебрегало такой индивидуальностью в деревьях с целью лучшего контроля за лесом, новое же ведение лесного хозяйства предусматривает уважительное отношение к разнообразию деревьев. Эпистомологически этого рода наука функционирует как «приглашение к сотрудничеству с природой», подразумевающему любовь к субъекту, «позволяющая ценить в нем уникальность и допускающая «интимность отношений». Чтобы обрести такого рода интимность, потребуется «долгий период внимательного отношения».
Убеждения, дающие толчок такой науке, формируются по-разному. Наше убеждение в том, что мы должны слушать, что деревья говорят нам, образуется в результате наблюдения за их страданиями, радости прогулки в лесу, живописных историй туземцев, стыда за наше эксплуатирование деревьев, научной недостаточности прежних моделей ведения лесного хозяйства и биологии, возбуждения вызванного осознанием взаимосвязанности всего сущего и личного «прослушивания» голосов деревьев. Авторы этой статьи, желая привлечь наше внимание к баберовскому призыву к отношениям типа «я — ты», указывают и на библейские источники.
Предлагаемая нами модель образована на основе всех этих веяний. Но в конце концов, нам хотелось бы поговорить об особенностях библейской традиции и ее резком отличии от типичного современного мировоззрения.
Взаимосвязанность сущего
В силу самой природы деревьев и нынешнего экологического кризиса мы должны отказаться от нашего обычного к ним отношения, характерного своими экономическими или даже экологическими эго-интересами. Мы должны отказаться от понятия управления ресурсами и начать придерживаться отношений близости, сотрудничества и любви с самими деревьями. Дерево — это не просто «объект в нашем мире восприятия, но и полноценный субъект равноправных отношений». Лишь благодаря отношениям типа «субъект/субъект» можно обрести настоящее понимание: отношения типа «я — ты» являются и эвристической основой и эпистемологической целью подлинной науки.
Если деревья функционируют как субъекты, способные на отношения типа «Я — Ты», то мы должны согласиться с тем, что деревья являются самостоятельной силой, т.е. обладают волей, желанием и личностью. Их поведение не является механистически определенным, оно направляется волей субъекта. Деревья не просто реагируют, они действуют и взаимодействуют с нами, другими существами и, возможно, Богом.
Главным препятствием на пути к принятию взгляда Бабера является этот фактор «самостоятельной силы». Каким образом деревья могут быть самостоятельной силой в том смысле, в каком мы здесь говорим? Для начала давайте выясним, что значит «проявлять самостоятельность». Нужно ли при этом проявлять своего рода волю? По всей видимости, да. Но если мы ограничим наше понимание «воли» рациональным принятием решений, то мы не сможем считать, что существа, не обладающие высшими интеллектуальными способностями, могут проявлять такую волю. Именно это и является главным препятствием на пути признания за растениями статуса «самостоятельной силы». Но проблема заключается в том, что это препятствие является фальшивым. Человеческую самостоятельность и волю нельзя воспринимать главным образом в контексте рационального принятия решений. Мы очень разноплановые существа и наши интеллектуальные способности являются всего лишь одним фактором, проявляющимся при осуществлении нашей воли: интеллектуалистическая концепция воли не может быть мерилом всех наших стремлений, не говоря уже о стремлениях иных существ.
Сказать как в Библии, что деревья поют, хлопают и радуются, значит сказать, что деревья в рамках их всего физиологического, химического, пространственного и биотического функционирования могут полноценно реагировать на своего творца если, конечно, их функционированию не мешают. Сказать, что деревья стонут, значит сказать, что деревья реагируют на плохое с ними обращение со стороны людей. В этом смысле метафоры восхваления и стенания позволяют нам услышать, что же хотят нам сказать деревья.
Но метафоры не только раскрывают и определяют значение реагирования деревьев — они также по-своему создают реальность. Метафоры участвуют в создании мира. Метафора о деревьях, хлопающих руками, функционируют в миросозидательной деятельности людей, которые используют метафору о деревьях как экономических ресурсах. Используемые нами метафоры выражают наше мировоззрение, следовательно, они функционируют и как видение мира (или интерпретативная структура) и как видение для мира (представляющего направление для культурной и экологической практики). Прислушивание к деревьям посредством соответствующих метафор и позволение этим метафорам играть мирообразующую роль в нашей жизни, подразумевает нашу реакцию на то, что говорят деревья и на тот мир, который описывает наши метафоры. Слышать стоны деревьев, значит слышать призыв деревьев к участию. Слышать восхваление деревьев, значит быть приглашенным к участию в этой литургии. Такое прислушивание также означает необходимость действовать. Когда деревья стонут, они просят нас избавить от того препятствия, которое мешает им возносить похвалы. Мы должны стать партнерами деревьев в превознесении трудов Божьих. Мы считаем, что такое сотрудничество является тем, что Бабер предвидел своим «я — ты» типом отношений с деревом — красноречивым существом в мире, готовым идти навстречу.
Достарыңызбен бөлісу: |