Центральная Азия



Дата21.06.2024
өлшемі42.61 Kb.
#502730
История KZ Экзамен


Вопрос №1
Центральная Азия — это обширный регион, расположенный в центре континента Азия. Он граничит с такими странами, как Казахстан, Китай, Монголия, Россия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. Этот регион является крупным перекрестком между Европой и Азией, что делает его уникальным. Центральная Азия исторически ассоциировалась с населяющими её просторы кочевыми народами и Великим шёлковым путём.
Вопрос №2
Кочевые народы Центральной Азии играли важную роль в формировании традиционных цивилизаций. Их культура была связана с скотоводством, а ремесла, такие как изготовление ковров и тканей, достигли наибольшего совершенства. И многое из всего этого сохранилось по наши с вами дни.
Вопрос №3
” Великая степь” это историко-культурное понятие, “Евразийская степь” – географическое. Характеристика: Великая Степь простирается от Алтайских гор до Черного моря. Это широкая равнинная степь с плодородными почвами. Великая Степь охватывает территории современных стран, таких как Казахстан, Украина, Россия и другие. Если брать историю, то: Великая Степь была домом для множества кочевых народов, таких как скиты, сарматы, гунны и монголы. Их непрерывные миграции и кочевой образ жизни сформировали образ Великой Степи. Торговля и обмен культурой: Великая Степь была перекрестком торговых путей между Востоком и Западом. Этот обмен способствовал распространению идеи о Великой Степи. Множество великих завоевателей, таких как Чингисхан, Тамерлан и другие, прошли через Великую Степь, что придало ей данное название.
Вопрос №4
Кочевничество как основная форма хозяйства в степи окончательно сложилось в эпоху раннего железа. Саки стали первыми настоящими кочевыми скотоводами. Они кочевали в кибитках, на повозках, употребляли в пищу конину и баранину. Они почти не оставили после себя поселений максимум что удалось найти это -погребения
Вопрос №5
Овладение технологией кочевого скотоводства стало важным вкладом центральноазиатских степняков в развитие материальной культуры мира.
Самое основное это: Оружие, доспехи, военная тактика, жилища и погребальные сооружения, боевые колесницы и телеги, оружие и доспехи, текстильные изделия, образцы ковроткачества, утварь, орудия труда носителей степных культур отражают высокий уровень развития техники и ремесла.
Вопрос №6
Этапы этногенеза каз. Народа:
• Угро-финский
•Индоевропейский/индоиранский
•Тюркский
•Тюрко-монгольский
На ранних этапах этногенеза казахов этнические процессы происходили в индоевропейской языковой среде. К началу нашей эры индоевропейская эпоха центральной части Великой Степи заканчивается. В этногенез вливаются тюркские компоненты.

Вопрос №7


Племенное строение казахов, обозначающие принадлежность к определённой группе, так называемому роду. У каждого племени также была своя тамга (герб). В истории Казахстана существовало около 25 крупных племенных образований и более 200 родов. Вот некоторые из них:
1.Старший жуз: Жалаир, Ошакты, Канлы, Дуланты, Сунны, Албаны, Уйсуни.
2.Средний Жузкипчаки, Аргыны, Найманы, Кереи, Конраты, Уаки.
3.Младший жуз: Алимулы, Байулы, и Жетыру. Интересно, что у каждого казаха также была обязанность знать своих предков до 7-го поколения то есть генеалогию и родословную своих предшественников.
Вопрос №8
В традиционном казахском обществе социальная классификация базировалась на различных критериях, таких как происхождение, статус, богатство и профессия. Основные социальные классы включали:
•Баят - аристократический класс, состоящий из знатных родов и княжеских семей.
•Керей - класс свободных и богатых землевладельцев, занимающих высокое положение в обществе.
•Орташу - средний класс, включающий ремесленников, купцов и землевладельцев среднего достатка.
•Батыр - воинский класс, состоящий из опытных и храбрых воинов, которые обладали большим авторитетом.
Вопрос №9
Консолидация тюркских племён в середине первого тысячелетия привела к созданию ими в Великой Степи нескольких крупных государств, которые по государственному типу относятся к кочевым империям. Тюркские империи изменили геополитическую конфигурацию в Евразии и приняли активное участие в международных делах и торговле. Несмотря на распад Тюркского каганата в середине VIII века, тюркская эра в Евразии не закончилась. На смену империи пришли тюркские государства меньшего масштаба, которые также сыграли важную историческую роль. Эти государства продолжили объединение тюркских племён и сохранили тип кочевой государственности, сложившейся в Тюркском каганате.
Вопрос №10
Казахское ханство возникло в 1470 году в Семиречье при распаде Узбекского улуса, образовавшегося на руинах Золотой Орды. Основателями Казахского ханства были соправители Гирей (Керей) и Джанибек (Жанибек). Благодаря завоеваниям Чингисхана территория Казахстана вошла в состав Монгольской империи, и в XIV-XVII веках сформировалась казахская народность и образовалось первое казахское государство. Казахскому ханству удалось объединить родственные тюркоязычные племенные группы, консолидировавшихся затем в единый казахский народ
Вопрос №11
С конца XIX века национально освободительная борьба казахского народа вступила в новый этап. С одной стороны, по-прежнему происходили народные выступления за восстановление доколониальных порядков (восстание 1916 г). С другой стороны, протестное движение получило новое идейно-политическое содержание. Лидеры «Алаш» боролись за объединение казахского этноса в нацию и воссоздание казахской государственности в форме автономии в составе демократической России. Идеи «Алаш» были реалистичными и повлияли на национальную политику Советской власти
Вопрос №12
Объединение всех казахских земель в составе одной республики стало серьёзной вехой в истории казахского народа, и, несмотря на трудности того периода, сыграло очень важную роль в восстановление казахской государственности.
Вопрос №13
Народное, декоративно-прикладное искусство казахов - это прошлое в настоящем. Оно существует по законам логики и целесообразности, в нём нет ничего случайного. Его живительный источник не иссякает, благодаря преемственности поколений и целых исторических эпох.
Вопрос №14
По мнению исследователей, традиционное мировоззрение казахов имеет 25-вековую историю, которая, начиная от простого мышления, плавно переходила к первоначальным мировоззренческим ориентирам, а потом от философских размышлений к проблемам нравственности и национального согласия.
Вопрос №15
Развитие казахской культуры на советском и современном этапах было определяемо историческими обстоятельствами. В период советской власти культура Казахстана столкнулась с проблемой сохранения национальной идентичности при стремлении к интеграции в советскую систему. В современный период казахская культура продолжает развиваться, сохраняя свои традиции и национальную специфику, но также участвуя в международных культурных процессах и взаимодействуя с другими культурами.
Вопрос №16
В Западном и Центральном Казахстане сформировалось чистое кочевание. В Восточном Казахстане, по отрогам гор Алтая и Тянь-Шаня, В Жетысу получило распространение полукочевое скотоводство. По тому что являлось лучшей формой адаптации скотоводов к существующим природно-климатическим условиям. В Южном Казахстане по берегам рек Сырдарья, Шу, Келес развивалось оседлое земледельческое хозяйство, из-за обширных территорий.
Вопрос №17
В казахском обществе наблюдалось четкое разделение ремесленного производства на мужское и женское. Мужское включало в себя такие виды промыслов, как кузнечное, ювелирное, столярное, кожевенное, косторезное, камнерезное дело, в то время как прерогативой женщин были обработка шерсти, ткацкое дело, вышивка, плетение и т. п.
Вопрос №18
В результате стремления тюрков к совмещению кочевой культуры с оседлой и земледельческой, культуры середине Средневековья на территории Казахстана развилась городская культура. В основном процветали города вдоль рек Южного Казахстана и Жетысу, где проходили главные ветви Великого Шёлкового пути. В Центральном и Восточном Казахстане насчитывалось 78 развитых городов. Оживленно шла торговля между городами и Степью. Торговля приносила обоюдную выгоду. Переход к оседлости кочевого населения повлиял не только на бурное развитие городской жизни, но и на развитие земледелия.
Вопрос №19
В период с 1926 по 1941 годы в Казахстане проходили индустриализация и коллективизация.
Индустриализация:
Цели: Ликвидация технико-экономической отсталости страны. Достижение экономической независимости. Создание мощной оборонной промышленности. Развитие базовых отраслей промышленности (топливной, металлургической, химической, машиностроения).Формирование рабочего класса и кадров производственно-технической интеллигенции.
Важные события: Строительство железных дорог, включая Турксиб (Сибирь - Средняя Азия), завершенное на 17 месяцев раньше срока. Строительство металлургических и медеплавильных комбинатов. Разработка недр полезных ископаемых.
Коллективизация:
Цели: Создание социалистического коллективного сельского хозяйства. Борьба с неграмотностью и развитие системы образования, науки и культуры.
Последствия: Массовый забой скота.
Индустриализация и коллективизация оказали значительное влияние на экономику и общество Казахстана в то время.
Вопрос №20
Для всех народов, волею исторической судьбы оказавшихся на нашей земле, Казахстан стал второй родиной. Толерантное отношение казахов ко всем этносам стало залогом дружбы и взаимопонимания между разными этническими группами. Сохранение межэтнического (межнационального) мира и согласия сегодня, в ближайшем и далеком будущем является одним из главных показателей стабильности общества и государства, гарантом национальной безопасности.
Вопрос №21
Сразу после провозглашения независимости в декабре 1991 года, Казахстан стал суверенным и независимым государством. Важные моменты в этом процессе: Провозглашение независимости: 16 декабря 1991 года Казахстан принял Конституционный закон “О государственной независимости Республики Казахстан” 1. Ядерное оружие: После распада СССР Казахстан получил четвёртое место в мире по ядерному потенциалу. Тем не менее, страна отказалась от ядерной бомбы ради мира. Внешняя политика: Казахстан, находясь между Россией и Китаем, ведёт сбалансированную внешнюю политику. США были первой страной, открывшей посольство в Казахстане
Вопрос №22
Свод законов «Жеті жарғы» хана Тауке регулировал практически все стороны жизни казахского общества, способствовал укреплению единства и мощи государства. Свод законов «Жеті жарғы» действовал на всём протяжени XVIII в., дополняясь новыми правовыми нормами, которых требовало время. Они утратили своё значение после ликвидации ханской власти и внедрения в степи российского законодательства. Однако некоторые положения обычного права продолжали действовать и применяться судами биев до советского времени.
Вопрос №23
Можно сказать, что общенациональная идея "мәнгілік ел" является продолжением и развитием идеи Алаш, так как обе идеи выражают стремление казахского народа сохранить свою идентичность и одновременно объединиться в едином государстве.Таким образом, можно сделать вывод о том, что идея Алаш имеет историческую преемственность с общенациональной идеей "мәнгілік ел", так как обе идеи выражают стремление казахского народа к сохранению своей идентичности и объединению в едином государстве.
Вопрос №24
Средневековый Казахстан (VII – XVIII в.в.) Средневековье ознаменовалось установлением тюркского господства на всей территории Казахстана. В этот период образовались Тюркский, Тюргешский, Карлукский, Огузский и Кимакский каганаты, Кыпчакское ханство и Государство Караханидов. По мимо этого на его территории был великий ученый как Аль-Фараби который принёс не мало вклада в историю Казахстана.
Вопрос №25
Государственная программа развития образования в РК на 2005-2010гг. :
-Концепция 12-летнего среднего общего образования с началом обучения в 6 лет
-Создание послесреднего профессионального образования
-Создание Национальной системы оценки качества образования ( ВОУД, ЕНТ, КТА, лицензирование, аттестация)
Государственная программа-стратегия развития образования и науки на 2016-2019гг.
-Введение критериального оценивания
-Сокращение учебных часов и часов, отведенных на выполнение домашнего задания
-Обновленное содержание образования
-Развитие компьютерных и интернет- технологий
-В старших классах изучение точных предметов на английском языке
Вопрос №26
Маргулан, Алькей Хаканович - Провёл первые археологические раскопки древних городов вдоль рек Сырдарья, Талас, Шу, исследовал культуры Тараза, Отрара, Сайрама, Саурана, Сыганака. Советские археологи и историки полагали, что на территории древнего Казахстана практически не было городов, за исключением трассы Великого шелкового пути, где редкие поселения все же присутствовали. Организовал знаменитую Центрально-Казахстанскую археологическую экспедицию 1946—1974 годов. Экспедицией исследованы: группа курганов эпохи бронзы Эркебулак (1955), Бесоба (1966), древние захоронения Карабие I и II, Бегазы и др.
Вопрос №27
«Золотой человек» – это останки древнего воина сакского периода, которые дошли до наших дней в прекрасном состоянии. «Золотой человек» был обнаружен во время раскопок Иссыкских курганов в 1969 г. в Алматинской области рядом с рекой Иссык. Сейчас эта территория огорожена и принадлежит Государственному историко-культурному музею-заповеднику «Иссык». Раскопками руководил знаменитый казахский археолог Кемаль Акишев. Данная находка – одно из важнейших открытий не только для Казахстана, но и для мира. Археологический памятник датируется IV в. до н.э. Как полагают археологи, «Золотой человек» – это молодой юноша, член царской династии, называемой Империя Великих Кушанов.
Вопрос №28
Геродот — не только историк, но и мастерский повествователь, чьи сочинения стали важным источником по истории Древнего мира.Про нашу территорию Казахстана есть упоминания от него, в частности, историк подробно описывает вторжение персидского царя Кира Великого на земле сакских племён. Поход Кира на массагетов стал для него роковым. Летом 530 года до н. э., согласно Геродоту, перейдя реку «Аракс», Кир потерпел поражение и погиб. По утверждению Геродота, «царица» массагетов Томирис, мстя Киру за смерть сына, приказала найти его тело и окунула его голову в винный мех, наполненный кровью, таким образом предлагая ему утолить ненасытную жажду крови. Он также открыл миру много сведений о народах, живших на территории современного Тянь-Шаня и Туркменистана.
Вопрос №29
Примерно в 530—529 годах до н. э., царь Мидии — Кир, покорив множество стран и получив титул “властитель Азии”, начал войну с саками. Саками в то время правила вдова их царя — Томирис. Кир отправил посла к царице с предложением выйти за него замуж и объединить два народа в одно государство без всякого боя. На что сакская царица ответила отказом. Первый бой завершился победой саков, но персы подкинули ночью сакским войскам сильное вино, и сакские воины оказались опьяненными. Кир воспользовался этим и захватил в плен саков и сына царицы. В решающей битве участвовали даже женщины, девушки-саки, которые бросились с самой царицей в бой. Этот бой Геродот назвал “самым жестоким и великим”. Победа достигнута за счет потери большой части населения саков, но Томирис отрубила голову Кира и бросила ее в мешок с его собственной кровью.
Вопрос №30
Гунны — древний народ, сформировавшийся в степях Восточной Европы между II и V веками. Предположительно, они возникли из мигрирующих хунну из Центральной Азии, с участием местных угров и сарматов. Гунны сыграли ключевую роль в Великом переселении народов, а их империя при Аттиле достигла максимальной экспансии. После его смерти в 453 году гунны были поглощены другими кочевниками, а наследниками их народа считаются булгары.
Вопрос №31
Абулхаир-хан, прямой потомок Чингисхана в 15-м поколении, принадлежит к числу самых выдающихся государственных деятелей в истории Казахстана. Он сочетал в себе качества дальновидного политика, отважного полководца и тонкого дипломата. Он обязался защищать торговые караваны, оказывать военную помощь русскому правительству, платить ясак мехом и кожей. Взамен он просил выстроить для него крепость в устье реки Ори, закрепить за ним и его потомками ханский титул и оградить его от набегов башкир, калмыков и яицких казаков. И помимо этого еще Абулхаир-хан участвовал в обороне Ташкента, Туркестана и Сайрама, которыми владели его предки. В 1718 году султана Абулхаира избирают ханом Младшего жуза. Во главе 30-тысячного войска он выступил против Джунгар и дал сражение на реке Аягуз.
Вопрос №32
Керей-хан (1425—1474) был первым казахским ханом и одним из основателей Казахского ханства. Вместе с Жанибек-ханом он восстановил власть своих предков, расширив владения Ак-Орды за счет земель казахских родов Жетысу. Откочевка казахов стала важным этапом в формировании Казахского ханства. Несмотря на то, что Керей считался верховным правителем, фактическую власть держал в руках Жанибек. После смерти Керея в 1474 году его сын Бурундук стал ханом и правил Казахским ханством
Вопрос №33
Жанибек дал народу, населявшему его государство, название казах, а само государство назвал Казахским ханством. Ему пришлось заниматься главным образом внутренними делами: созданием центра Казахского ханства со столицей в Сарайшыке и распределением земель между казахскими родами; созданием армии, налаживанием торговли с соседними странами и чеканкой монет. Защиту границ ханства он поручил своим сыновьям.
Вопрос №34
Бумын каган — основатель Тюркского каганата. Вождь племени Ашина. Во время Великого переселения народов часть гуннов осталась на предгорьях Алтая. Они остались жить здесь под управлением вождя Ашина, но вскоре они попали под власть могущественного государства — Жужанского каганата и были вынуждены платить им дань железом.Бумын каган, добившийся независимости для своего народа, недолго прожил после этой великой победы. В конце 552 г. он умирает. На трон садится его старший сын Кара Иссык Хан, который правил всего один год. В 553 г. каганом стал младший брат Бумына Мукан.
Вопрос №35
Эльтериш-каган.Вот несколько ключевых моментов его деятельности:
1. Воссоединение тюркских племен: Елтерис Кутлуг-каган был одним из первых каганов, который смог объединить раздробленные тюркские племена в могущественное Тюркское каганато. Это объединение дало тюркам более сильное положение на политической арене Средней Азии.
2. Внешняя политика: Кутлуг-каган вел активную внешнюю политику. Он поддерживал дипломатические отношения с соседними империями, включая Китай и Сасанидскую империю, и заключал договоры о дружбе и торговле. Он также вел успешные военные походы против сопредельных государств.
3. Укрепление центральной власти: Кутлуг-каган укрепил центральную власть в Тюркском каганате, что способствовало более эффективному управлению и координации действий племен.
4. Культурная и религиозная деятельность: Под его правлением тюрки пришли в контакт с буддизмом и манихейством, что оказало влияние на развитие тюркской культуры и религиозных убеждений.
Вопрос №36
Чингисхан, также известный как Тэмуджин, был основателем и первым великим ханом Монгольской империи. Он объединил разрозненные монгольские и тюркские племена, создав мощное государство. Его наследие прочно закрепилось в Монголии и стало символом нации. Чингисхан олицетворяет мужество, силу и стремление к победе. Монгольский народ гордится своим великим предком, чьи завоевания изменили геополитический ландшафт 13-го века.
Вопрос №37
Первым правителем Казахского ханства, который разработал собственное законодательство, был Касым хан. Свод законов назывался «Қасым ханның қасқа жолы» («Светлый путь хана Касыма»). Он содержал в себе несколько законов: имущественный, уголовный, военный, посольский, общественный.
Вопрос №38
Абылай хан — выдающийся государственный деятель, полководец и политик в истории Казахстана. Он был ханом всего Казахского ханства с 1771 по 1781 годы. Абылай хан активно участвовал в борьбе с джунгарами, имел большой авторитет и стремился восстановить единство Казахского ханства. Его правление ознаменовало установление долгожданного спокойствия в степи. Абылай хан также был умелым дипломатом и организатором, поддерживая развитие культуры и искусства.
Вопрос №39
Кенесары Касымов возглавил восстание против Российской империи и Кокандского ханства. Он активно сопротивлялся российскому административному порядку и участвовал в борьбе за независимость. Политика Кенесары: Он стремился к политическому единству всех казахских различных племен и даже орд. Кенесары Касымов был последним ханом всех трех жузов. Поражение восстания: В 1847 году Кенесары был убит во время битвы. Восстание было подавлено, но его влияние на национальное сознание казахов осталось значительным. Сегодня Кенесары Касымов почитается на государственном уровне как лидер национально-освободительного движения, боровшегося за независимость Казахстана от Российской империи.
Вопрос №40
Восстание казахов Младшего жуза под предводительством Срыма Датова (1783—1797 гг.) было движением, направленным против феодального и колониального гнета. Во главе восставших стоял старшина рода Срым Датов. Это восстание имело антифеодальный и антиколониальный характер, и оно было продолжением крестьянской войны 1773-1775 гг., в которой казахи также активно участвовали12. После подавления восстания Пугачева, казахам удалось частично решить земельные и водные проблемы, но правительство стремилось ограничить их права. В результате восстания было принято решение, разрешающее казахам для кочевания переходить на правый берег реки Урал
Вопрос №41
Асан Сабит улы (Асан Кайгы) - первый жырау, выдающаяся личность, общественный деятель, мыслитель, создатель нового учения о земле обетованной, ставшего основой государственной концепции построения независимого ханства. Шокан Уалиханов, придавая исключительное значение идее государственного обустройства, назвал Асана Кайгы первым степным философом, считавшим, что земля - это главное, основополагающее понятие в истории становления национального самосознания, мировосприятия народа.Его мировоззренческая позиция основывается на двух философских категориях: категории жизни и категории существования. В этом смысле он является преемником мировоззренческих взглядов Коркыта. Концепция фатализма, выраженная в словах: «Куда бы ни пошел, везде тебя ищет могила Коркыта», перекликается C концептуальной идеей грядущих необратимых перемен Асана Кайгы.
Вопрос №42
Для развития казахского государства были необходимы новые правовые реформы, которые в начале XVII века провёл Есим-хан. Новый свод законов сохранился в памяти народа как «Древний путь Есим-хана» . Также упоминается как старый и исконный. Формально это было дополнением к старым законам.
Вопрос №43
«Жеті Жарғы» представляет собой свод законов обычного права казахов, принятый в Казахском ханстве при хане Тауке (который привил в 1680–1715). В научной литературе часто «Жеті Жарғы» именуется как «Уложение хана Тауке», «Законы хана Тауке».
Вопрос №44
Валиханов Чокан Чингисович - великий казахский ученый востоковед, историк, этнограф, географ, фольклорист, переводчик, журналист, путешественник. Ключевые моменты его работы: Путешествия на Тянь-Шань и Восточный Туркестан (Джунгария и Кашгария); Исследование истории Джунгарии; Участие в крупной военно-научной экспедиции и т.д
Вопрос №45
Алихан Нурмухамедович Букейханов (1866–1937) был казахским общественным деятелем, преподавателем, журналистом и этнографом. Он был одним из лидеров партии “Алаш” и комиссаром Временного правительства по Казахстану. С 1917 по 1920 годы он также был председателем Алашской автономии. Букейханов в современной казахской историографии рассматривается как первый премьер-министр Казахстана. Его деятельность охватывала политику, экономику и педагогику, а также научные исследования в области этнографии, экономики и географии.
Вопрос №46
Важной частью его научной деятельности была работа над казахской письменностью. Он создал так называемой “байтурсыновский” арабский алфавит для казахского языка. Этот алфавит использовался казахами в разных странах, включая Китай, Афганистан, Иран и Турцию. Байтурсынов также был одним из руководителей движения “Алаш” и активно участвовал в национально-освободительном движении в Казахстане. Он был членом Временного народного совета Алаш-Орды и главным редактором газеты “Казах”.
Вопрос №47
К.И. Сатпаев с интересом описывал материальные свидетельства ушедших эпох – отдельные артефакты, наскальные рисунки, древние рудные разработки, курганы, менгиры, балбалы, мавзолеи, не ограничиваясь лишь фиксацией их расположения, а осуществляя попытки периодизации и воспроизведения исторического контекста. Открытие крупнейших запасов меди в Джезказгане. Составлена карта полезных ископаемых Казахстана. Проект канала Иртыш-Караганда.
Вопрос №48
Абу Наср Мухаммед ибн Мухаммад ибн Тархан ибн Узлаг, известный всему миру как Аль-Фараби, прожил долгую жизнь, оставив после себя многочисленные труды по философии, математике, астрономии, музыке и естественным наукам. Современники называли этого великого человека вторым учителем, подразумевая, что первым был Аристотель.
Вопрос №49
Мухаммед Хайдар Дулати (1499–1551 гг.) – выдающийся сын казахского народа, забытый во времена тоталитарной системы. Он был знаменитым историком, литератором и автором дастана “Джахан-наме”. Его полное имя звучало как Мырза Мухаммед Хайдар бон Мухаммед Хусаин Дуглат Кореген. Дулати также написал “Тарих-и Рашиди” (Историю Рашида) в 1541–1546 годах в Кашмире, где он обладал энциклопедическими знаниями и был хорошим знатоком истории Казахстана и Средней Азии.
Вопрос №50
Барлыбек Сыртанов создал основу для Конституции будущей Республики Алаш, большая часть ее положений до сих не реализована и остается актуальной. Он одним из первых осознал необходимость борьбы против колониальной зависимости. До создания партии «Алаш» не дожил, но сделал многое для объединения будущих ее представителей.
Он также выступал против проведения столыпинской реформы, понимая, к каким последствиям это приведет.Выражал протест против заселения Семиречья российскими переселенцами, против отнятия лучших пастбищ и пахотных земель у коренного населения.
Вопрос №51
• Автономия – самостоятельность, способность или право субъекта действовать на основании установленных (сделанных, составленных им самим) принципов.
• «Белая кость» — это привилегированная часть традиционного казахского общества, стоящая вне родоплеменного и жузового деления. В этот класс входили ханы, султаны, которые вели свою родословную от чингизидов и относили себя к особому роду (торе), представители касты ходжа. Сегодня «Белая Кость» означает не столько привилегированность по происхождению, сколько по духу, интеллекту и достижениям.
Вопрос №52
• Бии – люди которые выполняли обязанности посланников в соседние государства, выражали волю народа во взаимоотношениях с ханской верхушкой, объединяли и поднимали народ на освободительную борьбу.
• Баскаки – это чиновники, уполномоченные ханом Золотой Орды на покоренных территориях собирать дань и следить за политикой князя. В 13 веке русские земли попали под власть Золотой Орды, русские князья были вынуждены платить дань, которую собирали со всего народа, что, конечно, приводило к возмущениям и бунтам.
Вопрос №53
• Аксакал - глава рода, старейшина, почтенный пожилой мужчина у тюркских народов в Средней Азии и на Кавказе.
• Бодун – это то, что ждет человека с утра после хорошей попойки. Боли в голове, тошнота, рвота, головокружение и общая слабость – это лишь половина симптомов, сопровождающих эту несносную «болезнь». Наиболее поражает тот факт, что люди сами доводят свое тело до этого тяжелого состояния.
Вопрос №54
• Генеалогия – это изучение родословной человека и его семейных связей, что позволяет определить происхождение человека и сформировать список его предков – генеалогическое древо.И также генеалогия является вспомогательной исторической дисциплиной, которая занимается изучением родственных взаимосвязей людей и историей семьи.
• Депортация – это добровольный (контролируемый властями) или принудительный возврат на родину лица, нарушившего миграционные правила страны пребывания
Вопрос №55
• Гражданская война — крупномасштабное вооруженное противостояние между организованными группами внутри государства или, реже, между нациями, входившими в состав ранее единого объединенного государства.
• Жуз — это название исторического племенного союза в Казахстане.
Вопрос №56
• Династия - в монархических государствах несколько монархов из одного и того же рода (семьи), сменявших друг друга на престоле
• Джадидизм — идеология исламского модернизма в Российской империи конца XIX — начала XX века. Противостоял кадимизму — консервативному направлению в российском исламе
Вопрос №57
• Демократия — это такая форма организации общества, при которой народ — источник и держатель государственной власти. Ее относят к политическим режимам.
• Иерархия – это строго упорядоченная система, в которой все элементы расположены по старшинству от высших к низшим.
Вопрос №58
• Интернационализм — идеология, проповедующая дружбу и сотрудничество между нациями.
• Каган – титул правителя у кочевых народов. Он обозначал такого правителя, который не только сам не подчинялся никому другому, но и властвовал над большим числом правителей (ханов) разных народов. Фактически это был император степи.
Вопрос №59
• Ислам – мировая и самая молодая религия, которые придерживаются монотеизма, то есть веры в одного Бога.
• Коммунизм - экономический и общественный строй, в котором главными идеями являются социальное равенство и общественная собственность на производственные средства. Если говорить, что такое коммунизм простыми словами, то коммунизм — это идея равенства.
Вопрос №60
• Либерализм — стремление к свободе человека от стеснений, налагаемых религией, традицией, государством и т. д., и к общественным реформам, имеющим целью свободу личности и общества.
• Мектеб — мусульманская (как правило) начальная школа в странах Востока и Российской империи. В основном обучали детей чтению, письму, грамматике и исламу.
Вопрос №61
• Миграция — это любые перемещения или переселения как внутри страны (внутренняя), так и за её пределы (внешняя).
• Моджахеды – это неоднородная группа людей, объединенных в основном не только общей религией, но и идеологическими целями. Они могут быть солдатами, боевиками, политическими деятелями, а также простыми гражданами, решившими отдать свою жизнь борьбе за свои убеждения.
Вопрос №62
• Национализм – это идеология, основанная на принципе приоритета интересов и ценностей национальной общности или этноса. Его основная идея заключается в том, что каждая нация имеет право на самоопределение, государственность и защиту своих культурных традиций и наследия.
• Пантюркизм - светская националистическая доктрина, объявляющая все тюркоязычные народы одной нацией и призывающая к их консолидации в рамках единой державы,
Вопрос №63
• Национальная идентичность — это чувство принадлежности к определенному этносу или нации. Она связана с уникальными традициями, культурой и языком этой группы людей. Национальная идентичность не врожденная черта, а проистекает из осознания общности культуры, истории и языка с определенной нацией или этносом.
• Панисламизм — это религиозно-политическая идеология, которая выступает за духовное единство мусульман всего мира, независимо от национальности или социального статуса. Основная идея заключается в необходимости объединения мусульман под властью высшего духовного главы (халифа).
Вопрос №64
• Сакральный объект – это всё, что имеет отношение к божественному, религиозному, небесному или мистическому. В широком смысле это включает в себя предметы, действия и явления, которые отличаются от обыденных вещей. Например, для христиан сакральное значение имеет Библия, а для мусульман – Коран
• Эсхатология – это религиозная концепция, которая занимается вопросами конечной судьбы человечества и мира в целом. Она исследует представления о конце света, последнем суде и потусторонней жизни.
Вопрос №65
• Чингизиды — это прямые потомки великого Чингисхана. У него было четыре сына: Джучи, Чагатай, Угэдэй и Толуй.
• Шовинизм – идеология превосходства одной нации, которая по своим основополагающим принципам воспринимает дискриминацию и эксплуатацию представителей других народов как норму.
Вопрос №66
• Всевобуч (всеобщее военное обучение) — система обязательной военной подготовки граждан, которая существовала в Советском Союзе.
• Геноцид — это форма массового насилия, при которой совершаются действия с намерением уничтожить какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу.

Вопрос №67


• Государственный язык - Язык, выполняющий интеграционную функцию в рамках данного государства в политической, социальной, экономической и культурной сферах, выступающий в качестве символа данного государства.
• Эмиграция — это выезд за границу, ситуация, когда человек или группа лиц по каким-то причинам уезжают в другую страну.
Вопрос №68
• Шариат - свод правил, норм и воззрений, регулирующим жизнедеятельность мусульман. В переводе с арабского понятие «шариат» означает «верный путь». Шариат, как уже было сказано, представляет из себя свод законов, которым верующие руководствуются в повседневной жизни.
• Революция – это процесс при котором общество недовольное происходящим в их стране, смещает правительство силовым методом.
Вопрос №69
• Патриотизм – это нравственное убеждение, социальное чувство, в основе которого лежит любовь, привязанность и преданность Родине, а также готовность жертвовать ради нее своими интересами.
• Толгау — это философско-дидактический жанр в фольклоре и индивидуальном творчестве казахов, каракалпаков и ногайцев.
Вопрос №70
• Русификация — комплекс мер, осуществляемых официальными властями, направленных на обрусение жителей какой-либо территории, а также и сам процесс такового обрусения — как в языковом, так и в культурно-религиозном плане.
• Тенгрианство – это традиционная вера народов Центральной и Северной Азии, основанная на поклонении богу Тенгри, который считается высшим духом и божеством
Вопрос №71
• Толерантность – терпимость и принятие чужого образа жизни, отказ от неприязни к человеку по его религиозным, политическим убеждениям, любому другому мнению (однако толерантность не может распространяться на противоречащее ей убеждение, например на расизм и т.д.), внешним характеристикам, этнической или расовой принадлежности и т.д. Толерантный человек не может проявлять агрессии или непринятия из-за цвета кожи, ориентации или религии другого человека.
• Пятилетка — метод планирования развития стран, включающий разработку целевых показателей социально-экономического развития на срок 5 лет.
Вопрос №72
• Ликбез — массовое обучение неграмотных взрослых чтению и письму в Советской России и СССР. В переносном смысле, обучение неподготовленной аудитории базовым понятиям какой-либо науки, процесса или явления.
•Номадизм — образ жизни, характерный для народов, перемещающихся с места на место в поисках пастбищ, воды и других ресурсов. Номады обычно не обладают постоянными жилищами и следуют за стадами скота или сезонными миграциями.
Вопрос №73
• Официальный язык — это основной язык, используемый в законодательстве, официальных документах, судопроизводстве и образовании на определенной территории. Он обладает высшим юридическим статусом по сравнению с другими языками, которые также могут использоваться на этой территории.
• Национализм — это идеология, которая признает нацию как высшую форму общественного единства и первичную в государствообразующем процессе. Националисты стремятся к созданию государства, которое представляет интересы определенной нации и поддерживает единую национальную идентичность.
Вопрос №74
• Ирредентизм — это политическая и правовая идеология, целью которой является объединение родственных территорий, где проживают представители этнической или культурной общности, с государством-матерью. Термин происходит от итальянского слова «ирредента», что означает «неискупленный» или «неосвобожденный».
• Коллаборационизм — это сотрудничество с врагом против страны гражданства во время войны. Это добровольное сотрудничество граждан оккупированного государства с противником, направленное во вред своей стране.
Вопрос №75
• Колониализм — система господства группы некоторых государств и стран (метрополий) над остальным миром в XVI—XX веках.
• Депортация — это официальное высылание человека из страны, в которой он находится, обычно по нарушению закона или политической несостоятельности.

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет