Чем характеризуется первая воспитательная система (Кадетский корпус)?
Практически первой воспитательной системой в России явилась воспитательная система 1-го кадетского корпуса в Санкт-Петербурге.
Указами Петра I от 1714 и 1723 гг. все молодые дворяне обязывались к обучению в школах или дома. Организованный в 1732 г. новый сухопутный кадетский корпус являлся вначале привилегированным учебным заведением, куда принимали исключительно детей дворян от 13 до 17 лет, которых надлежало «обучать арифметике, фортификации, артиллерии, шпажному действу, на лошадях ездить и прочему искусству потребным наукам». Воспитанники корпуса помимо военных наук должны были изучать иностранные языки, историю, географии, юриспруденцию, танцы, музыку и «прочие полезные науки, в зависимости от своей природной склонности».
Так как, Кадетский корпус имел двойное назначение: готовить как офицеров для армии, так и чиновников для государственных учреждений (по сути, элиту общества), то на учебно-воспитательный процесс огромное влияние оказывала культурная и общественно-политическая ситуация при дворе.
Об уровне образования в корпусе свидетельствуют те факты, что кадеты широко пользовались как иностранными учебниками и литературой, так и всеми новейшими отечественными изданиями. Очень популярной была «Арифметика» Л.Ф. Магницкого. Позднее в корпусной библиотеке появились сочинения М.В. Ломоносова, В.К. Тредиаковского, А.Д. Кантемира, А.П. Сумарокова. Преподаватели корпуса разрабатывали и авторские учебники: «Руководство арифметики» - Я.П. Козельский (изд. 1764 г.), «Практическая геометрия» - Й. Назаров (1760) «Артиллерийские предложения» И.Л. Велъяшев-Волынцев (1767). Во времена руководства корпусом И.И. Шувалова (конец 50-х - начало 60-х 18 века) в учебный процесс внедряются некоторые положения дидактической системы ЯЛ. Коменского.
Весь этот путь развития подготовил почву для коренных изменений, произошедших при И.И. Бецком и превративших кадетский корпус в действительно гуманистическую воспитательную систему.
17 марта 1765 г. на должность главного директора кадетского корпуса был назначен Иван Иванович Бецкой. Подходя к делу с концептуальных позиций гуманизма, Бецкой разрабатывает новый «Устав Императорского шляхетского сухопутного кадетского корпуса, учрежденного в Санкт-Петербурге для обучения благородного российского юношества». По сути дела это первые, в отечественной педагогике требования к педагогу и организации им педагогического процесса, зафиксированные с концептуальных позиций.
Уставом предусматривалось деление воспитанников на пять возрастов (отделений) (с 5 до 20 лет), и каждому возрасту определялись дисциплины для изучения, общее количество которых доходило до 24. Документом закреплялось первоочередное право на определение в корпус детей дворян, пострадавших на войне или не имеющих материального достатка. Этот принцип приема в дальнейшем был усилен.
Начальное отделение (малолетнее) находилось в отдельном помещении, и руководила им управительница. Все мальчики от 5-6 до 9 лет были разделены на группы по 12-15 человек, к которым прикреплялась воспитательница «для смотрения, хождения и для обучения». Она должна была проводить с детьми весь день, играть с ними, развлекать, водить гулять, обучать хорошим манерам и французскому языку. Кроме этого, специально изучался русский язык, проводилось обучение танцам и рисованию. В последний год начинали писать цифры. Закон Божий не преподавался вовсе.
Учебный план второго возраста (9-12 лет) предусматривал изучение языков, географии, истории, мифологии, геометрии.
В третьем возрасте (12-15 лет) появляются предметы по выбору: латинский язык и «бухгалтерство», «кто что захочет».
В четвертом возрасте «предоставлялось, по желанию или по склонности, право выбора - готовить себя или для военной, или для гражданской службы». Соответственно появлялись специальные предметы, которые делились на военные и гражданские. Курс общеобразовательных наук был значительно обширнее специальных и включал: языки (русский, французский, немецкий, итальянский, латинский) арифметику, историю, географию, физику, фехтование, рисование, музыку и танцы.
Принуждение к учебным занятиям заменялось убеждением в пользе знаний, развитием интереса воспитанников к науке. Для этого в корпусе были организованы: библиотека, натуральный кабинет, ботанический сад, арсенал, механическая и архитектурная «каморы», галерея с живописными картинами.
Текущих оценок знаний в корпусе не было, хотя учащиеся и опрашивались на занятиях, для того чтобы преподаватель имел информацию о том, как они воспринимают материал. Оценки ставились во время экзамена. В первом и втором возрастах - через каждые четыре месяца, в третьем - через шесть, а в четвертом и пятом - один раз в год. Для поощрения успеха в науках кадетов, отличившихся на выпускных экзаменах, публично и с большой торжественностью награждали золотыми медалями. Получившие их могли на казенный счет путешествовать за границей три года. В инструкции, подготовленной Бецким для этих офицеров, говорилось, что «всякое путешествие должно иметь (своим) предметом просвещение». Он давал в ней советы о том, как производить наблюдение, вести дневник и т.д.
Бецкой фактически заложил в учебный план, который при нем приобрел энциклопедический характер, идею предшествования общего образования специальной или профессиональной подготовке.
Бецкой рекомендовал изучать характер и интересы каждого воспитанника, вести наблюдения, делать записи об их поведении, природных дарованиях, успехах в науках, нравах. Каждые шесть месяцев воспитателю необходимо было докладывать начальству корпуса о своих наблюдениях. Сегодня мы называем это собеседованием по результатам психолого-педагогического изучения воспитанников.
Таким образом, Бецкой заложил гуманистический подход в стратегию развития корпуса и стал реализовывать его в практике воспитания.
Достарыңызбен бөлісу: |