РАБОТА ПО ФИЛОСОФИИ НАУКИ
Рецензия на книгу
Фритьофа Капры “Дао физики”
2005 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ВВЕДЕНИЕ – ОБ АВТОРЕ……………………………………………….3
2. ПРОБЛЕМАТИКА КНИГИ………………………………………………3
3. СТРУКТУРА КНИГИ……………………………………………………..4
3.1. ПРЕДИСЛОВИЕ…………………………………………………………5
3.2. ВВЕДЕНИЕ В ПРОБЛЕМАТИКУ……………………………………..5
3.3. ПРОБЛЕМА ПОЗНАНИЯ………………………………………………6
3.4. ПРОБЛЕМА ЯЗЫКА И ЛОГИКИ………………………………………7
3.5. НОВАЯ ФИЗИКА – ПОЧВА УХОДИТ ИЗ-ПОД НОГ………………..9
3.6. ПРОБЛЕМЫ ВРЕМЕНИ………………………………………………..10
3.7. ВАКУУМ – НИЧТО ИЛИ ВСЁ?..............................................................11
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….12
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….13
1. ВВЕДЕНИЕ – ОБ АВТОРЕ
Фритьоф Капра (Fritjof Capra) – физик теоретик и философ университета Беркли (Бостон). Его первая книга “Дао физики” (The Tao of Physics, первое издание 1975 года) стала самым популярным его творением. Она переведена на 23 языка (включая русский) и к настоящему моменту претерпела 43 изданий.
Среди других его известных работ можно назвать книгу “Точка поворота” (The turning point, первое издание 1982 года), которая переведена на 16 языков (русский не входит) и имеет 25 изданий. По этой книге Бернт Капра (Bernt Capra, брат Фритьофа) снял фильм “Разговоры разума – фильм для страстных мыслителей” (MindWalk – A film for passionate thinkers).
2. ПРОБЛЕМАТИКА КНИГИ
Само название книги – “Дао физики” – выдаёт её проблематику. Дао – восточная философия духовного познания. Физика – западная технократическая “философия”. Сами эти понятия как бы противопоставляются друг другу в обычном их смысле. Автор же пытается показать, что любая философия несёт в себе в конечном счёте одинаковые идеи и их цель одна и та же.
“Должно быть, истинно то универсальное утверждение, согласно которому, за все время размышлений человека о мире, события, имевшие наиболее далеко идущие последствия, часто происходили в моменты взаимодействия двух различных систем мышления. Последние могли принадлежать к совершенно различным эпохам, религиозным и культурным традициям и областям знания; поэтому если они действительно взаимодействовали, то есть имели столько общего, что стало возможным их подлинное взаимодействие, от этого можно было ожидать новых и интересных событий.”
- Вернер Гейзенберг, “Физика и философия” (W.Heisenberg, Physics and Philosophy, 1958) – из предисловия ко второму изданию.
3. СТРУКТУРА КНИГИ
Книга имеет чёткую структуру. Автору необходимо было дать представление читателю как о восточной философии, так и о проблемах всей физики.
Оглавление книги “Дао физики”
Предисловие
Глава 1. Современная физика -"путь с сердцем”?
Глава 2. Знать и видеть
Глава 3. За пределами языка
Глава 4. Новая физика
Глава 5. Индуизм
Глава 6. Буддизм
Глава 7. Китайская философия
Глава 8. Даосизм
Глава 9. Дзэн
Глава 10. Единство всего сущего
Глава 11. За пределами мира противопоставлений
Глава 12. Пространство-время
Глава 13. Динамическая Вселенная
Глава 14. Пустота и форма
Глава 15. Космический танец
Глава 16. Симметрии в мире кварков - "еще один коан?"
Глава 17. Модели перемен
Глава 18. Взаимопроникновение
Эпилог
Всю книгу можно подразделить на 3 больших раздела.
-
Главы 1-3 – Введение в философию познания и описание общей проблематики. Здесь описываются вполне банальные вопросы философии науки.
-
Главы 5-9 – Описание восточной философии. О качестве написания этого раздела говорить сложно из-за плохого знания восточной философии. Но можно с уверенность сказать, что автор отлично знаком с описываемыми им учениями. Используются цитаты из различных священных книг.
-
Главы 4, 10-18 – Описание физики. Над этим разделом автор потрудился на славу. Ему удалось рассказать о достижении всей физики, начиная с Ньютона и заканчивая квантовой механикой, без использования математического аппарата. Этот раздел усложняется от главы к главе. Под конец книги читателю, плохо знающим физику, сложно будет понять вообще что-либо. Автор как бы видит всю физику с высока, видит общую картину положения дел и пытается передать эту возможность читателю.
Можно заметить, что автор намеренно перенёс одну главу (Глава 4) ближе к началу. Видимо, это связанно с тем, что книга изначально рассчитана на читателя-носителя западной философии, поэтому необходимо было сразу заинтересовать читателя. Возможно в изданиях этой книги на Китайском, Японском и Корейском языках в первые главы поставлены описания восточной философии.
3.1. ПРЕДИСЛОВИЕ.
Предисловие к книге изменяется от издания к изданию. Автор рассказывает предысторию создания книги и первую реакцию общества и научных кругов на неё.
“Пять лет назад я испытал незабываемое ощущение, которое привело меня к написанию этой книги. Однажды летом я сидел на берегу океана и, прислушиваясь к ритму своего дыхания, смотрел, как волны набегают на берег и отступают назад, - и внезапно мне открылось, что все, что окружает меня, участвует в грандиозном космическом танце. Будучи физиком, я знал, что песок, камни, вода и воздух вокруг меня состоят из вибрирующих молекул и атомов, а последние из частиц, при взаимодействии которых появляются и исчезают другие частицы. <…> Когда я сидел на берегу, в моем сознании всплыли ранее приобретенные знания; я "увидел" каскады энергии из открытого космоса, в которых с ритмической пульсацией возникали и исчезали частицы; "увидел", как атомы различных элементов и моего собственного тела участвуют в космическом танце энергии; я почувствовал ритм этого танца и "услышал" его звучание, и в этот момент я узнал, что это и есть танец Шивы - Владыки Танца, почитаемого индуистами.”
- Фритьоф Капра, “Дао физики” – из предисловия к первому изданию.
Автор раскрывает секрет о том, как использовал психоделики для своего духовного познания. В самой книге он напишет, что в этом деле опирался на учение Дона Хуана из книг Карлоса Кастанеды.
В конце предисловия Фритьоф Капра выражает признательность людям, которые помогли ему написать книгу и сформулировать свои идеи. Среди них есть Александр Граххам Бэлл, создатель знаменитых Bell Laboratories (впервые изобрели телефон), которого автор очень почитал.
3.2. ВВЕДЕНИЕ В ПРОБЕМАТИКУ.
Глава 1 начинается сразу с трёх цитат великих учёных-физиков: Роберта Оппенгеймера, Нильса Бора и Вернера Гейзенберга. Все цитаты посвящены квантовой физике. Надо сказать, что вся книга изобилует большим количеством цитат известных людей – в основном физиков, а также цитатами из восточных учений. Часто цитаты употребляются сразу по 2-3, как противопоставление друг другу в различных затрагиваемых вопросах.
В первой главе рассказывается становление философии физики с времён Гераклита. О том, как впервые появилась идея структуре материи. Тогда древние учёные не смогли ничего конкретного объяснить, поэтому настал черёд философии. Многочисленные проблемы в логическом и научном познании закрывались идеализированными, или абстрактными вещами, которые носили аксиоматичный (необъясняемый) характер. С этого периода и до эпохи Возрождения наука находится в упадке, а в обществе господствует идея о духовной природе всего сущего.
Затем автор посвящает часть главы Рене Декарту и его материалистической философии. После этого Фритьоф Капра переходит к краткому введению в восточную философию: стремление человека к дифференциации (разделению) всего и вся на куски порождено “беспокойным сознанием”
"Когда сознание беспокойно, продолжается множественность вещей; но когда сознание обретает покой, множественность исчезает"
- Ашвахоша, “Пробуждение веры” (Ashvaghosha, The Awakening of Faith, 1900)
К концу главы автор раскрывает смысл названия главы – Современная физика - “Путь с сердцем”
“Цель этой книги - облагородить облик науки, показав, что между духом восточной философии и духом западной науки существует глубокая гармония. Я стремился показать читателю, что значимость современной физики простирается далеко за пределы технологии, и что Путь - или Дао - физики может быть "путем с сердцем" и вести к духовности и самореализации.”
- Фритьоф Капра, “Дао физики” – конец 1 главы.
3.3. ПРОБЛЕМЫ ПОЗНАНИЯ
В главе 2 поднимается вопрос о правомерности сравнения двух философий:
“Можно ли вообще сравнивать тем или иным образом точную науку, выражающую свои положения языком современной математики - языком в высшей степени сложным, - и духовные учения, основывающиеся, прежде всего, на медитации и настаивающие на том: приобретаемые таким образом прозрения нельзя выразить словами.”
- Фритьоф Капра, “Дао физики” - Глава 2: Знать и видеть
Отвечая на этот вопрос, автор начинает анализировать методы познания в физике и в восточной философии. Физику относят к рационалистическому познанию, а восточный мистицизм – к интуитивному. Капра приводит с каждой стороны многочисленные аргументы, которые казалось бы наносят сокрушительный удар противоположенной философии, но и на него находится контраргумент.
Например, физики часто упирают на точность своих аргументов. Дао же говорит – вся материя временна, относительна. И правда, Ньютоновская модель мира оказалась существенно ограниченной и часто неработоспособной.
Восточные мистики познают через наблюдение. Они не трогают природу. Они ищут абсолютное знание через видение. Рационалистическое и чувственное познание стоит на ступень ниже. Идеал буддизма – ничто – то “место” где нет ни чувств, ни материи, ни смерти, ни времени. Это знание никак не дифференцируется. Оно принимается так как есть.
"Что беззвучно, неуничтожимо, не имеет формы,
К чему нельзя прикоснуться,
Что не имеет ни вкуса, ни запаха, что неизменно,
Без начала, без конца, выше, чем великое, устойчивое -
Постигнув Это, освободишься из пасти смерти"
- "Катха Упанишада", (S. Aurobindo, The Synthesis of Yoga, 1957)
Вышеприведённое стихотворение можно истолковать, как описание абсолютной истины. Но как можно описать то, что не существует? Можно предположить, что здесь имеется связь с текстом “Тибетской книги мёртвых”, по которой следует, что после смерти душу человека будут соблазнять другие духи, как злые, так и добрые. Если им поддаться, то произойдёт реинкарнация и человек будет снова жить в сансаре и набирать карму, если же человек постигнет, что эти духи – лишь проявление самого себя, то он просветлится и постигнет Будду и следовательно “освободится из пасти смерти”.
"Scio me nihil scire” – “Я знаю, что я ничего не знаю"
- Сократ
"Лучшее знание - это незнание о том, что ты что-то знаешь"
- Лао-Цзы
Западная технократическая философия опирается на язык математики. А это абстракция. Что он значит, является ли он основой (как предполагал Пифагор) или лишь посредников в пути познания? В главе 2 автор лишь немного касается этого вопроса, оставляя его на последние главы.
"Пока математические законы описывают действительность, они неопределенны, когда они перестают быть неопределенными, они теряют связь с действительностью".
- Альберт Эйнштейн
В средствах познания двух философий можно найти ещё такую разницу: восточная философия – это накопление опыта одним человеком, а западная – накопление знаний обществом. За этим стоит глубокий смысл в общих концепциях. На западе христианство говорит, что люди – “рабы божьи”, а на востоке буддизм говорит – “ты сам – бог”.
3.4. ПРОБЛЕМЫ ЯЗЫКА И ЛОГИКИ
Миф о Вавилонской башне говорит о том, что изначально люди имели один язык. Язык – это носитель информации, но он не является универсальным. Человек имеет дискретную логику, что не позволяет ответить на вопросы: что такое бесконечность? что такое бог? что такое вечность? Часто попытки превратить дискретную логику в непрерывную приводят к парадоксальным ситуациям. Апории Зенона можно считать таким порождением. Атлет никогда не обгонит черепаху – так утверждает Зенон. Но он пользуется непрерывной логикой. Такой же логикой пользовались первые математики и Ньютон при построении своих теорий и теорем. Итог печальный. В апории содержится принципиальная физическая ошибка, а теория Ньютона, как и придуманная специально под неё математика – далеко не универсальной. Всё материальное пространство, как и время, и сама материя – дискретны.
Для развития квантовой механике потребовалось создание новой математики – дискретной. Можно сказать, что квантовая механика – это уже первый шаг к познанию мироздания. Именно квантовую механику Фритьоф Капра ставит в сравнение с восточной философией. Квантовая механика преподносит многочисленные сюрпризы – она меняет всё предыдущее научное мировоззрение – больше нет причинности, больше нет точности – есть только вероятность. Математика оказалась настолько сложна, что за ней люди перестали видеть физический смысл. Многочисленные корни уравнений, которые невозможно объяснить: Время может идти вспять! Время и пространство неразрывны и существуют в пространственно-временном континууме (пространство Минковского). Из формул следует, что всё пространство можно представить разом, т.е. вся ось времени предопределена. Многочисленные не решаемые дифференциальные уравнения и странные корни заставили физиков-теоретиков ввести выборку на решения. Так что это? Выдумка разума или истина мироздания? Где смысл?
"Сложнее всего говорить обычным языком о квантовой теории. Непонятно, какие слова нужно употреблять вместо соответствующих математических символов. Ясно только одно: понятия обычного языка не подходят для описания строения атома"
- Вернер Гейзенберг, “Физика и философия” (W.Heisenberg, Physics and Philosophy, 1958)
Проблема квантовой физики в том, что единственный метод познания – это математика и далее лишь сверение с экспериментальными данными. Мы лишены чувственного познания в этом деле напрочь. Мало того, теперь мы даже не можем непосредственно проводить измерения. Из принципа неопределённостей Гейзенберга следует, что при попытке снять измерение с микрочастицы она изменит свои параметры из-за самого воздействия измерительным прибором. В 1932 году Вернер Гейзенберг получил Нобелевскую премию по физике за теоретические исследования по квантовой физике. В 1958 году он написал свою знаменитую книгу “Физика и философия” (Physics and Philosophy), где затрагивает примерно такие же проблемы, как в книге Фритьофа Капры “Дао физики”.
"Я помню многочисленные споры с Нильсом Бором до поздней ночи, завершавшиеся признанием нашей беспомощности; когда после спора я выходил на прогулку в соседний парк, я вновь и вновь задавал себе один и тот же вопрос: разве может быть в природе столько абсурда, сколько мы видим в результатах атомных экспериментов?"
- Вернер Гейзенберг, “Физика и философия” (W.Heisenberg, Physics and Philosophy, 1958)
Подобные результаты более нельзя истолковывать с помощью нашей дискретной логики. Возможно здесь и поможет восточная философия. Восточная философия придерживается тенденции не раскрывать себя посредством языка, а лишь посредством индивидуального познания.
"Тот, кто знает, не говорит.
Тот, кто говорит, не знает"
- Тao Tzti, Tao Те Ching
Такие проблемы затрагиваются в главе 3 – “За пределами языка”.
3.5. НОВАЯ ФИЗИКА – ПОЧВА УХОДИТ ИЗ ПОД НОГ.
По мнению восточных мистиков, непосредственное восприятие реальности приобретается мгновенно и подрывает основы прежнего мировоззрения. Так случилось в начале 20 века. Данные многочисленных экспериментов из области атомов невозможно было объяснить методами ньютоновской теории.
"Бурная реакция, ученых на последние открытия современной физики легко объяснима: они сотрясают основы этой науки, и она, похоже, начинает терять почву под ногами"
- Вернер Гейзенберг, “Физика и философия” (W.Heisenberg, Physics and Philosophy, 1958)
"Все мои попытки объяснить эти новые открытия были абсолютно безуспешны. Это напоминало ситуацию, когда почва уходит из-под ног, и не на что опереться"
- Альберт Эйнштейн, из книги Шильпа “Альберт Эйнштейн: учёный-философ” (P.A. Schilpp, Albert Einstein: Philosopher-Scientist)
По теории Ньютона пространство считалось статичным, а время – текущим равномерно, частицы – материальны и неразрушимы. Его теорию ещё называют теорией инерциальных систем. Все эти аксиомы его теории сами по себе уже не подходили под описание новых открытий. Необходима была новая теория и Эйнштейн её создал.
Эйнштейн создал теорию относительности, значение которой трудно переоценить. В специальной теории относительности основой является только геометрия. Тут стоит вспомнить о философии Пифагора с его математикой. Эйнштейн ввёл следующий парадокс: два жука ползут по шару каждый прямо. Жуки не знают, что ползут по шару и думают, что двигаются параллельно друг другу (соответственно никогда не встретятся). Но рано или поздно жуки встретятся, т.к. их система координат сферическая. Этот парадокс лёг в основу представления о том масса тела является своего рода искажением пространства. Точнее масса является проекцией чего-либо.
На основании данных эксперимента Эйнштейн ввёл скорость света, как максимальную скорость перемещения сигнала. Его релятивистская теория также предполагает изменение массы и геометрических размеров в зависимости от скорости. Например, стержень, летящий с релятивистской скоростью (близкой к скорости света 300.000 км/c) удлиняется. Фритьоф Капра сравнивает относительность Эйнштейна с тенью человека, которая изменяется в зависимости от положения Солнца. Даже время изменяется при релятивистских скоростях.
Все эти данные позволили объяснить многие эксперименты, но так и не дали ответ на вопрос: что является тем самым полным пространством, проекции которого мы наблюдаем. В 1915 году Эйнштейн разрабатывает общую теорию относительности, которая является одной из самых сложных в математической физике. Все вычисления производятся в пространственно-временном континууме и кроме того учитывается гравитационная составляющая.
Позже Эйнштейн работает в квантовой теории. Там он потерпел несколько неудач. Он не смог объяснить тёмную материю, не смог объяснить физический смысл своей постоянной альфа (которая в уравнениях отвечала за так называемый эфир), а также проиграл в споре с Нильсом Бором о нелокальных связях. Так или иначе ни Эйнштейну, ни кому бы то ни было не удалось пока раскрыть сущность единого пространства.
Ещё одним парадоксом квантовой физики стал корпускулярно-волновой дуализм. Западная логика человека не способна понять, как свет может быть как частицами, так и волной. Математика это успешно описывает, частицы – как энергия, а их структура – как плотность вероятностей нахождения в каком-либо месте пространства. Но опять же подводит язык интерпретаций. Восточная философия издавна придерживается концепции Инь-Янь, как два противоположенных, но взаимодополняющих начала.
Можно предположить, что математика является универсальным языком, поэтому именно с помощью математики человечество планирует общаться с внеземными цивилизациями в рамках программы SETI (по поиску внеземного разума).
3.6. ПРОБЛЕМЫ ВРЕМЕНИ.
Философов всегда интересовал вопрос, есть ли у времени начало или оно бесконечно. Кроме этого можно добавить вопрос о структуре времени – линейно оно или зациклено и от чего зависит.
В 1908 году Герман Минковский вводит 4-х мерное пространство, которое стало называться пространственно-временным континуумом, или пространством Минковского.
"Воззрения на природу пространства и времени, которые я хочу изложить, взросли на почве экспериментальной физики, и именно в этом их сила. Они радикальны. Поэтому пространство само по себе, как и время само по себе, обречены на то, чтобы отойти в прошлое, и независимой действительностью является только их соединение"
- Герман Минковский (Einstein A., The Principle of Relativity, 1923)
В общей теории относительности гравитация может искажать не только пространство, но и время. Этот парадокс теории относительности можно применить к чёрным дырам – сверхмассивным объектам во вселенной. Они настолько тяжёлые, что притягивают всё и даже свет не способен вырваться из неё из-за сильного искривления пространства. При таком искривлении за горизонтом событий (воображаемая линия, после которой во вне не может вырваться ни один сигнал из чёрной дыры) время растягивается до бесконечности. И если бы человек падал на чёрную дыру, то само понятие времени прекратило бы своё существование. Мы бы ощущали это как бесконечное падение. Однако со стороны наблюдателя вне горизонта событий наше падение заняло бы определённый промежуток времени. Получается даже время не абсолютно.
В квантовой физике, решая дифференциальные уравнения, можно получить интересные результаты. Время может иметь отрицательный знак – т.е. направлено назад – в прошлое. Также существует возможно увидеть пространство-время всё целиком. Обычно же оно представляется как какая-то проекция на т.н. мировую линию – ось времени. Буддисты полагают, что посредством медитации они могут познать это единое пространство целиком.
"Говоря о пространстве-времени применительно к медитации, мы имеем в виду совершенно самостоятельное измерение... При таком восприятии пространственно-временная последовательность преобразуется в одновременность существования различных вещей бок о бок друг с другом... которое, в свою очередь, тоже не остается неподвижным, но превращается в непрерывный временной континуум, в котором пространство и время сливаются друг с другом"
- Лама Говинда (Foundations of Tibetan Mysticism)
Пространственно-временной континуум индетерминантный – т.е. в нём отсутствует причинно-следственные связи.
"Время, пространство и причинность похожи на стекло, сквозь которое мы смотрим на Абсолют... В самом же Абсолюте нет ни времени, ни пространства, ни причинности"
- Свами Вивекананда
3.7 ВАКУУМ – НИЧТО ИЛИ ВСЁ?
В буддизме абсолютом является ничто. В физике роль ничто – играет вакуум. Существует две теории физического вакуума – теория Дирака (т.н. море фермионов) и теория Эйнштейна (теория флуктуаций). В микромире частицы могут исчезать и появляться из ничего – лишь бы законы сохранения работали. Если время, геометрия, масса, пространство относительны, то что же постоянно? Можно предположить, что только энергия является наиболее универсальным понятием в физике. Именно законы сохранения энергии и квантовых чисел являются основами всех теорий (включая новой теории струн). Энергия чётко связана с массой знаменитой эйнштейновской формулой.
Энергия определяет массу, энергия определяет длину волны.
Энергия связывает две противоположенности – волну и частицу. Так чему подчиняет вакуум? Есть ли возможность выяснить законы образования частиц в данном месте, в данное время? Объединение пространство-время говорит, что нет – никакой причины нет – пространство индетерминантно. Для человека, который может работать только с проекцией времени это фактически означает, что в вакууме творится полный хаос. Наша математика может работать в данном случае с плотностью вероятностей. Но даже определение плотности является аксиоматичным. В копенгагенской интерпретации (общепринятая интерпретация) квантовой механики формула для плотности вероятности задаётся аксиомно (т.е. без доказательства):
На сегодня можно сказать, что вакуум представляют как вместилище всего, только компенсированного своими симметричными противоположенностями.
Неопределённости с вакуумом послужили появлению спора между Нильсом Бором и Альбертом Эйнштейном. Первый говорил: “Бог не играет в кости”, тем самым придерживался мнения о внутренних законах вселенной на всех его уровнях. Эйнштейн предпочитал опираться на теорию вероятностей, т.е. на хаотичную природу вакуума. В ситуации с вакуумом предположение Нильса Бора означало возможность существования нелокальных связей, т.е. связей между частицами не посредствами обычных сил или других элементарных частиц, которые подчиняются теории относительности. В послесловии ко второму изданию Фритьоф Капра приводит в качестве доказательства предположения Бора умозрительный эксперимент Эйнштейна-Подольского-Розена, который доказал наличие нелокальных связей.
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современная физика полна парадоксов. Она использует математический формализм, как средство познания. Задаток на 20 век, данный Эйнштейном, Гейзенбергом и Шрёдингером, исчерпал себя. Необходимы новые лица. В то же время стало ясно, что западная физика и восточный мистицизм идут к одной цели с разных сторон и приходят к одинаковым результатам. У каждой философии есть минусы и плюсы. Необходимо объединение знаний и мировоззрений для продуктивного развития. Вопрос же нужно ли нам это и стоило ли делать виток в несколько тысяч лет, чтобы придти к истине – всё есть ничто, остаётся открытым.
Книга Фритьофа Капры “Дао физики” представляет собой прекрасный труд, поднимающий целый пласт проблем в философии науки, при это не затрагивая проблемы социума.
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Фритьоф Капра “Дао Физики” (Fritjof Capra, The Tao of Physics)
-
Веб-сайт Фритьофа Капры http://www.fritjofcapra.net/
Достарыңызбен бөлісу: |