Детская школа искусств №52



Дата29.06.2016
өлшемі50 Kb.
#164724
Оксана Анатольевна Орлова

МОУ ДОД "Детская школа искусств №52", с.Красулино

Артикуляция, её применение в работе над полифоническими произведениями на аккордеоне

Введение

Изучение артикуляции, как одного из общих факторов музыки необходимо во всех областях музыкальной деятельности. Оно необходимо исполнителю, так как это искусство помогает вдохнуть мысль в самые элементарные акты, с которых начинается всякое изучение исполнения, - в акты: взять тон и опустить тон. Изучение артикуляции поможет ученику понять эти произведения в их полном и живом смысле. Ведь ни один из выразительных факторов, а артикуляция относится к таковым, не может быть выкинут. Что бы означало произведение вне живого ритма, вне динамики, вне краски. Как часто мы слышим игру на аккордеоне, лишенную какой либо артикуляционной определенности, игру в самой своей основе, то есть во взятии и отпускании тона, безразличную и неловкую.

Но, говоря о звуковой выразительности, нужно знать специфические особенности инструмента, в данном случае аккордеона.

Современный аккордеон – инструмент, обладающий широким диапазоном исполнительских возможностей. Один из немногих многоголосных инструментов. На протяжении всего периода обучения аккордеонист имеет возможность воспитывать свое полифоническое мышление на полифонических произведениях И.С. Баха, чего лишены некоторые инструменты. Но мы обязаны отдавать себе отчет и в его недостатках. К ним можно отнести отсутствие возможности динамической дифференциации многоголосной фактуры. Поэтому для наиболее рельефного воспроизведения полифонической ткани на аккордеоне необходимо широко использовать артикуляционные средства. Но без специфических знаний закономерностей и принципов артикулирования в полифонических произведениях, невозможно правильное прочтение и исполнение.



Актуальность заключается в том, что в практике довольно часто приходится наблюдать неграмотное прочтение и исполнение полифонических произведений на аккордеоне.

Цель – определение закономерностей и необходимости использования артикуляции в полифонических произведениях на аккордеоне.

Задачи - проанализировать понятие артикуляции и полифонии;

- рассмотреть процесс формирования исполнительских навыков в ДШИ;

- рассмотреть процесс работы над полифоническими произведениями на аккордеоне, с учетом артикуляции в ДШИ.

Артикуляция в исполнительском процессе

Артикуляция, её средства:

Слово «артикуляция» заимствовано музыкантами из науки о языке. Артикуляция – это работа органов речи при произношении. Так говорят об артикулировании слогов, расчлененности слогов при выговаривании слова. Подобно этому в музыкальной теории под артикуляцией подразумевается искусство исполнять музыку и прежде всего мелодию с той или иной степенью расчлененности или связанности её тонов, искусство использовать в исполнении все многообразие приемов легато и стаккато., искусство произношения – музыкальная дикция.

Говоря об артикуляции, мы должны знать, что же представляет собой процесс звучания каждого извлекаемого звука.

Процесс звучания каждого извлекаемого звука можно условно разделить на три основных этапа:

- атака звука;

- процесс внутри звучащего тона (ведение звука);

- окончание звука.

Необходимо иметь в виду, что аккордеон, как известно, клавишный пневматический инструмент. Клавиши роднят его с фортепиано, а мех со смычковыми инструментами. Такие особенности конструкции аккордеона позволяют достигать реальное звучание, в результате непосредственной работы пальцев и меха, причем и способы прикосновения пальцев к клавишам, и ведение меха постоянно дополняют друг друга и, о чем всегда следует помнить, находятся во взаимной зависимости о конкретно исполняемой музыкой. А атаке звука предшествует сигнал, который дается нашим сознанием, в результате чего происходят целенаправленные движения игрового аппарата.

Вот три способа такого взаимодействия:

- нажать пальцем нужную клавишу, затем повести с необходимым усилием мех (артикуляция мехом). Прекращение звучания достигается остановкой движения меха, после чего палец отпускает клавишу.

- повести мех с нужным усилием, после чего нажать клавишу. Звучание прекращается снятием пальца с клавиши. И последующей остановкой меха (пальцевая артикуляция).

Пользуясь этим приемом мы достигаем резкой атаки и окончания звука.

- при мехо- пальцевой артикуляции атака и окончание звука достигаются в результате одновременной работы меха и пальца.

Разнообразие музыкально- художественных задач требует постоянного чередования всех трех приемов звукоизвлечения при атаке звука и его окончании, например: атака звука выполняется артикуляцией меха, а его окончание пальцевой без остановки меха и т.д.

Из перечисленных приемов звукоизвлечения наиболее употребима в исполнительской практике пальцевая артикуляция, поскольку мех находится в движении обычно на протяжении почти всего произведения. На втором месте по степени применения стоит мехо- пальцевая артикуляция, так как с её помощью усиливается выразительная сторона исполнения. Артикуляция мехом в практике применяется сравнительно редко, поскольку трубует предварительного нажатия клавиши. Этот прием звукоизвлечения может быть использован в начале пьесы, фразы, мотива, а также при их завершении.

Применение артикуляционных навыков в полифонических произведениях в ДШИ

Полифонические произведения выдвигают перед учеником трудную задачу одновременного проведения нескольких голосов и их сочетание в единое целое. Он должен уметь играть, как бы один из многих, должен одновременно вести несколько мелодических линий, несколько голосов, сообщая каждому из них свойственное ему туше, фразировку, артикуляцию и объединяя вместе с тем эти голоса в единый процесс развертывания произведения в целом.

Необходимо приучить ученика хорошо слышать и партию каждого голоса, и сочетание голосов. Ученик не сумеет должным образом исполнить произведение, если он не слышит полифонической ткани, то есть горизонталь, так и единое целое- вертикаль. Мы в его исполнении не почувствуем ни своеобразия каждого голоса, ни их совместной полифонической «жизни».

Много внимания должен уделять преподаватель умению учащегося разбираться в нотной записи полифонической музыки.

Лучшей путеводной нитью в мир музыки для ученика будет песня. Именно она дает возможность преподавателю заинтересовать ученика музыкой, установить с ним общий язык. В непринужденной, доверительной атмосфере, создаваемой в классе, ученик познает знакомые песни, слушает и угадывает разный характер пьесок, которые играет ему преподаватель. Попутно следует растолковать, что звуки, как и слова, передают содержание, разные чувства. Так постепенно накапливаются музыкальные впечатления. Исполняя и подбирая по слуху от разных звуков знакомые песни, ученик сам записывает их на нотном стане, изучая нотную азбуку на живом звучании песенных мелодий. Одновременно ученик знакомится с произношением звуков, т.е. с артикуляцией. В данный момент мы рассматриваем её как степень связности и расчлененности звуков, которая осуществляется работой пальцев.

Мелодии детских и народных песен в легчайших одноголосных переложениях для аккордеона- самый доходчивый по своему содержанию учебный материал для ученика. Но уже здесь тщательный выбор репертуара имеет огромнейшее значение в музыкальных успехах ученика: песни следует выбирать простые, но содержательные, отличающиеся яркой интонационной выразительностью. Затем постепенно привлекаются и чисто инструментальные мелодии. Таким образом в центре внимания ученика становится мелодия, которую он сначала выразительно поет, а затем учится выразительно «петь» на аккордеоне. Немаловажным достоинством преподавателя является умение ярко и образно раскрыть характер пьесы, с целью вызвать у ученика живую, эмоциональную реакцию, разбудить его фантазию и воображение. Можно, например, придумать какую- либо словесную иллюстрацию на тему, близкую содержанию пьесы, или рассказать что- то о композиторе. Учеников, любящих рисовать, можно попросить отразить содержание данной пьесы в рисунке. Самостоятельное определение учеником характера пьесы должно стать предметом постоянной заботы преподавателя. Для развития этой способности следует систематически к каждому уроку давать соответствующее задание. Без этого навыка ученику очень трудно будет позднее войти в мир сложной полифонической музыки и понять её своеобразный язык.

Навыки, которые ученик приобрел в работе над одноголосными мелодиями, в дальнейшем переносятся на сочетание двух таких же мелодий в легких полифонических пьесах. В естественности этого перехода- залог сохранения живого интереса к полифонии в будущем. Перед тем как ученик перейдет к работе над полифоническими двухголосными пьесами, он должен освоить навыки двухголосия на простейших упражнениях и гаммах.

Дальше идет знакомство ученика с элементами подголосочной, контрастной и имитационной полифонии.

Наиболее доступный полифонический репертуар для ученика составляют легкие полифонические обработки народных песен подголосочного склада, близкие и понятные по своему содержанию. Нужно рассказать ученику о том, как исполнять эти песни в народе: начинал песню запевала, затем её подхватывал хор, варьируя ту же мелодию. Беря, к примеру, песню «Ах, ты, зимушка-зима», преподаватель предлагает исполнить её «хоровым» способом, разделив роли: ученик играет партию запевалы, а преподаватель, на другом аккордеоне, «изображает» хор, который подхватывает мелодию запева. Затем роли меняются, «подголоски» исполняет ученик и наглядно убеждается в том, что они обладают не меньшей самостоятельностью, чем мелодия запева. Играя с преподавателем в ансамбле попеременно обе партии, ученик не только отчетливо ощущает самостоятельную жизнь каждой из них, но и слышит всю пьесу целиком в одновременном сочетании обоих голосов. Последнее чрезвычайно облегчает наиболее трудный этап работы- переход обеих партий в руки ученика, после предварительного запоминания им наизусть каждого голоса. Подобный способ освоения полифонических пьес значительно повышает интерес к ним, а, главное- закладывает в сознании учащихся живое, образное восприятие голосов. Оно- то и является основой осмысленного отношения к голосоведению. Подобным образом разучивается целый ряд других пьес подголосочной полифонии. В процессе этой работы одновременно ученик осваивает штрихи на двухголосных простейших упражнения и гаммах. Сначала одинаковым штрихом играет в обеих руках, затем контрастирующими штрихами, т.е. в правой руке играет звуки штрихом легато, в левой - нон легато, и наоборот. Затем в левой – стаккато, в правой – легато, и наоборот. Потом задача усложняется: противопоставить друг другу две разные манеры расчлененности звуков нон – легато и стаккато и т.д. Овладев этими приемами, ученик приобретенные навыки применяет в пьесах.

Заключение

В данной работе мы определили общие закономерности артикуляции в музыке, рассмотрели проблемы артикуляции в полифоническом изложении. В процессе исследования мы проанализировали особенности организации учебного процесса, связанные с проблемами полифонии, артикуляции. Нами определены приемы звукоизвлечения, способы прикосновения пальцев к клавишам.

Определены основные приемы при исполнении полифонии. Они сводятся к задаче выявления мелодической самостоятельности всех голосов, а также в достижении единства восприятия самостоятельных голосов. Определен выбор и возможности использования средств выразительности в зависимости от специфических особенностей инструмента, для наиболее рельефного воспроизведения полифонической ткани.

Список литературы

1.И.Браудо «Артикуляция» Музыка Л., 1973

2.И.Браудо «Об изучении клавирных произведений И.С.Баха в музыкальной школе» Л., 1979

3.В.Протопопов «История полифонии» М., 1985

4.П.Говорушко «Основы игры на баяне» Л., 1966

5.Ф.Липс «Искусство игры на баяне» М., 1985

6.«Вопросы методики и теории исполнительства на народных инструментах», сборник статей, 1986, стр. 30-65

7.Б.Егоров «Средства артикуляции и штрихи на баяне! М., 1980



8.М.Фейгин «Мелодия и полифония в первые годы обучения фортепианной игре» М., 1960

9.К.Южак «Об исполнении фортепианной музыки И.С.Баха» М., 1985

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет