ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
АДМИНИСТРАЦИИ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР
ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА
МОЯ РОДИНА –
ЛИПЕЦКИЙ КРАЙ
ЛИПЕЦК – 2003
ББК 63.3 (2Р – 4 Ли)
М 87
МОЯ РОДИНА – ЛИПЕЦКИЙ КРАЙ
Выпуск 2. Материалы X областной конференции участников туристско-краеведческого движения «Отечество». Липецк: 2003. – 230 с.
Редакционный совет:
Беззубцева Н.В. (редактор-составитель)
Бессуднов А.Н. (научный редактор)
Жирова И.А.
Клоков А.Ю.
Ответственный за выпуск: Колмаков В.И.
© Областной Центр детского и юношеского туризма, 2003 г.
Предлагаемое вниманию читателей издание является очередным коллективным трудом юных исследователей, издаваемым по инициативе сотрудников Липецкого областного Центра детского и юношеского туризма – подлинных энтузиастов своего дела.
Практика показывает, что такая форма работы с детьми при поддержке педагогов и ученых позволяет максимально раскрыть их творческий потенциал, определиться с выбором профессии, обрести уверенность в своих силах, смотреть с оптимизмом в будущее. Особенно способствует формированию у подрастающего поколения патриотизма, любви к своей Малой Родине конкретная общественно-полезная деятельность, направленная на изучение и сохранение историко-культурного наследия, на решение злободневных экологических проблем, на выявление и возрождение народных традиций.
В ходе проведения разного рода экспедиций школьники на деле осознают свою нужность и имеют возможность видеть результаты своей деятельности. Взрослым важно понимать, что любые формы детского дополнительного образования следует поддерживать в первую очередь.
В последние годы наметилась устойчивая тенденция на поддержание администрациями города и области такого рода начинаний. Очень хочется надеяться, что она сохранится и в дальнейшем. Нельзя упустить реальной возможности для эффективного решения насущных проблем современного образования и воспитания, направленных на формирование полноценной личности демократического общества.
А.Н. Бессуднов, заведующий кафедрой отечественной истории ЛГПУ,
кандидат исторических наук, доцент.
Ольга Бирюкова,
СОШ № 2 с. Чернава
Измалковского района.
Руководитель: Г.Ф. Агеев.
КОГДА СЕЛО ПОДВОРГОЛЬНОЕ
СТАЛО СЕЛОМ ИЗМАЛКОВО
Разыскивая сведения по краеведению в читальном зале Чернавской библиотеки, нас заинтересовала небольшая книга В.А. Прохорова «Липецкая топонимия». О Чернаве мы ничего нового там не нашли, а вот история названия села Измалково нас заинтересовала. В этой небольшой книге о селе Измалково сказано следующее: «Селение здесь уже было в начале XVII века, и называлось оно д. Подворгольской - по местоположению в верховье р. Воргола. В документе 1676 года отмечается как новопоселенное село, «что была д. Подворгольская», насчитывавшее 30 дворов. Название - по владельцам Измалковым, упоминаемым в документах XVII и начала XVIIIв.». Следовательно, согласно утверждению В.А.Прохорова, сначала было село Подворгольское, затем этот же населенный пункт в XVII-XVIII в.в. стал называться селом Измалково. Но когда это произошло конкретно?
В историческом документе под названием «Список населенных мест по сведениям 1866 года» (т. 29), изданном в Санкт-Петербурге в 1871 г. наше внимание привлекли данные под номерами 1390 и 1391. Под номером 1390 была деревня Измалкова, 14 дворов, 73 жителя. А под номером 1391 - село Подворгольское, 137 дворов . 1428 жителей. Мы пришли к выводу, что даже в середине XIX века, в 1866 году, большое село Подворгольское и маленькая деревня Измалкова - были разные самостоятельные населенные пункты. Теперь перед нами возникло сразу два вопроса: когда они объединились? Почему объединенное село стало называться не Подворгольским, а по названию маленького населенного пункта - Измалково?
В другом документе - «Данные переписи населения в Елецком уезде в 1886 году» упоминается только село Измалково. Следовательно, объединение произошло между 1866 и 1886 годами. Но когда конкретно? Из других источников мы узнали, что в 1872 году была открыта Измалковская школа. Она так и называлась - Измалковская, хотя была расположена на территории села Подворгольского (это отмечено в скобках). Следовательно, в 1872 году уже было объединенное село Измалково, но по привычке (хотя и в скобках) еще упоминали Подворгольское. Теперь нужно было найти важное событие, которое повлияло на объединение этих двух населенных пунктов и дало название селу по маленькому населенному пункту. Мы нашли это важное событие. Им оказалась построенная в 1870 году железная дорога Елец-Орел. Она прошла через территорию деревни Измалкова, и здесь была построена железнодорожная станция.
Таким образом, до 1870 года существовало одновременно два разных населенных пункта - село Подворгольское и маленькая деревня Измалкова. После прокладки железной дороги Елец-Орел со станцией Измалкова оба населенных пункта объединились в одно село, которое получило наименование по названию станции - село Измалково.
Так что в «Липецкой топонимии» надо сделать уточнение: село Измалково образовалось после постройки железной дороги Елец-Орел в результате объединения двух населенных пунктов - села Подворольского и деревни Измалкова. Село стало именоваться по станции.
Сергей Привалов,
ООШ с. Кривка Усманского района.
Руководитель: Л.В. Попко.
ИСТОРИЯ СЕЛА КРИВКА
Отчизну возродит село,
Где с крепким корнем люди.
На том стояла и стоять
Всегда Россия будет!
Чем больше я узнаю о своем крае, тем больше убеждаюсь, что моя родная Кривка, мое село, «затерявшееся среди русских равнин», единственное и неповторимое, одновременно похоже на многие тысячи таких же российских деревень. История Кривки неотделима от истории государства Российского.
Изучение своего края я начал с «Очерков по истории Усманского края» Б.П. Княжинского, где говорится, что уже в 1645 году (в год образования Усмани) были определены границы новообразованного Усманского уезда на севере по реке Кривке. Но территория эта была незаселенная, «дикопорожняя», или «дикое поле».
Кривка на пути врагу была преградой как рубеж, как часовой страны. Первые поселенцы (9 хозяйств из Куликово) были, по всей вероятности, не только трудолюбивыми и смелыми людьми, но и задумавшими остаться здесь жить навсегда. Я делаю такой вывод исходя из факта, что уже через 2 года, в 1700 году в Кривках (так вначале именовалось наше село) была построена церковь в честь Михаила Архангела.
По рассказам предков, передаваемым из поколения в поколение и дошедшим до наших дней, церковь была деревянная и находилась недалеко от бывшей начальной школы. Рядом с церковью было сельское кладбище с кирпичной оградой. Посреди кладбища построили часовенку размером 4х4 м. На могилы умерших клали надгробные каменные плиты. Позднее кладбище было перенесено на окраину села, в километре на запад от центра.
В 80-е годы XIX столетия при церкви была открыта церковно-приходская школа - тоже деревянное небольшое здание, как и церковь.
Согласно переписи 1887 года (по архивным данным) в школе обучалось 52 ученика. За трехлетний период обучения крестьянских ребятишек учили читать, писать, прививали детям веру в Бога и давали знания по основам арифметики. Учение было строгим, и отличившимся по окончании школы давали Почетные грамоты с оценками успеваемости, вручали Евангелие или Библию. Бланки грамот были большого формата и украшались портретами царей.
Мне удалось установить (по рассказам Д.П. Ролдугина, летописца и краеведа нашего села), что учили ребят священник Макарий и его дочь Макариха (так ее звали в селе). В памяти людей того времени сохранилось доброе отношение священника Макария к простым мужикам.
Деревянная церковь прослужила людям до 1901 года, а вблизи была построена новая кирпичная. Простояв 200 лет, церковь оставалась прочной, добротной, и ее продали в деревню Прудки.
Новая церковь была очень светлой, с хорошей акустикой, с отоплением из подвала: тепло проходило из решеток в полу; богатая люстра под куполом, хор из прихожан; отличный псаломщик со скрипкой и камертоном отлаживал хор с прекрасными голосами; на служителях церкви были богатые ризы. Молящиеся в церкви стояли по разным сторонам: женщины - слева, мужчины - справа. Дети были с матерями и отцами. В конце поста, перед Пасхой, обязательно исповедывались.
Наши предки были не только глубоко верующими, но и прогрессивными для своего времени людьми, понимающими роль образования. После строительства новой церкви, в 1914 году была построена и новая кирпичная школа, здание которой сохранилось до наших дней. Но о церкви кривчане проявляли особую заботу. В тяжелые 1920-21 годы обновили ее. Покрасили в приятный бирюзовый цвет крышу, позолотили кресты над куполами. Вокруг церкви построили забор из двухметрового штакетника, внутри которого посадили много берез. Они хорошо прижились и радовали селян.
Конец двадцатых годов прошлого века для нашего государства - время борьбы с верующими, закрытие и разорение церквей. И Архангельскую церковь в Кривке это не миновало. Церковь была закрыта, в ее здании расположилось автохозяйство Дрязгинского района. Позднее поснимали все колокола, и культовая жизнь в селе велась подпольно, без церкви. В 1941 году начали ломать стены, кирпич стали возить в райцентр (ныне село Октябрьское) и селянам для строительства печей. Сохранилась лишь одна колокольня с крестом на высоте 50 метров. В ночь на 4 июня 1975 года ударом разразившейся грозы был сожжен шпиль с крестом, и остался один остов колокольни, напоминающий нам о былой церкви и о делах людей, творивших разруху. Крест, упавший на землю, старушки долго хранили в доме, а потом отнесли на кладбище, где он сейчас и находится.
Обычно церковь определяла центр села. Так и у нас в Кривке. На протяжении трехсотлетней истории менялся облик села. Исчезли многие улицы, даже деревни, а вот центр остался на прежнем месте. На месте старого кладбища сейчас стоит памятник воинам-землякам, павшим в годы Великой Отечественной войны. «Памятник - это память нашей неиссякаемой скорби, установленный на костях наших предков, похороненных здесь с начала основания села», - говорили при открытии памятника.
Изучая вопрос о роли церкви в культурной жизни Кривки, я много узнал о мирской жизни священнослужителей нашего села, о месте нахождения их усадеб. История Кривки насчитывает всего три века. Много это или мало? Я думаю, что не в этом суть, а в том, что с таких маленьких деревень начинается Россия, начинается русская культура.
Феликс Елисеев,
СОШ № 1 пос. Добринка.
Руководитель: В.В. Елисеев.
ЖИЛА-БЫЛА ДЕРЕВНЯ ДОБРИНКА
Добринка относится к тем селениям, которым «повезло». В Российском Государственном архиве древних актов имеется документ, который чётко определяет дату основания нашего райцентра. Согласно документу 17 мая (30 мая - по новому стилю) 1802г. усманский уездный землемер Овчинников провёл размежевание земель для переселенцев Пушкарской слободы из бывшего города Доброго. Этими переселенцами были однодворцы. Добрый, как крепость на Белгородской засечной черте, потерял статус города ещё в 1779г.
Бывшие «служилые люди по прибору» - стрельцы, казаки, пушкари - стали однодворцами. Безземелье толкнуло их на поиск новых земель. Несколько семей прибыло на эту землю. Бывшие пушкари получили несколько десятин казённых земель. Новое поселение получило название Выселок города Доброго. Чуть позднее оно значится как Добринская. Носило оно и другое название – Бахтино. Таким названием оно было обязано озеру Бахтино, около которого поселились добровцы. Первыми поселенцами Добринки были Яриковы, Размолодины, Секачёвы. Эти фамилии и по наши дни можно встретить в селе Добром.
В документах за 1802г. Выселок города Доброго значится как «поселение иностранное». Всего десять семей насчитывалось переселенцев в том далёком 1802г. Им было нелегко. Немало пришлось приложить труда по осушению здешних болот. Согласно «Списку населённых мест Российской империи» в 1859г. в деревне Добринке второго стана Талицкой волости Усманского уезда Тамбовской губернии насчитывалось 17 дворов. Здесь проживало 112 мужчин и 115 женщин.
Основным занятием добринцев было земледелие и скотоводство. Выращивали озимую рожь, пшеницу, овес. Часть населения занималась кустарными промыслами. Славились бондари, портные, овчинники, сапожники, шерстобиты и сукновалы. Женщины для своих нужд, а частью и для продажи, занимались ткацким делом: выделывали пеньковые и льняные холсты, которые находили спрос на городских рынках.
Следует отметить, что первые поселенцы-добровцы жили в районе нынешних улиц Ленина и Горького. К сожалению, из всех построек сохранилась только «казарма». Она была построена в конце 60-х годов XIX века и предназначалась для рабочих станции Добринка. Именно в ней в 1888-1889г.г. жил Алексей Пешков, позднее - знаменитый писатель Максим Горький.
Земли добринцев соприкасались с землями государственных крестьян села Чуевки (тож Козлово). Граница их проходила по нынешней улице Назаркина (тогда она именовалась Межевой). До строительства железной дороги земли добринцев граничили с землями переселенцев - крестьян из Талицкого Чамлыка. В народном просторечии это селение именуется как Чамлычок, чисто официальное - Выселки Талицкого Чамлыка, или Талицкие Выселки. На территории нынешнего поселка Прогресс простирались помещичьи владения. Сохранившиеся пруды свидетельствуют о том, что здесь были барские земли. По-видимому, здесь была усадьба и земли помещиков Терпигоревых, позднее - Бабенышевых.
За Добринкой надолго закрепился статус деревни. Церковный приход был в соседнем селе Чуевке. В 1856г. добринцы отвели часть земель для церковного причта Никольского православного храма в этом селении. По «любовной сказке», как свидетельствуют архивные документы, государственные крестьяне деревни Добринки отвели под храм 33 десятины земли. В 1859г. православный храм был построен.
Деревня Добринка (тож Бахтино), по-видимому, так и осталось бы безвестным селением Тамбовщины, если бы не была проведена железная дорога, или, как её тогда именовали в народе, «чугунка». В декабре 1869г. через селение пролегла Грязе-Борисоглебская железнодорожная ветвь. Согласно донесению талицкого волостного старшины Стрельникова, линейному уездному землемеру от 26 февраля 1873 года «под линию Грязе-Борисоглебской железной дороги» добринцы «продали» 6 десятин 1194 сажени земли, в то время как крестьянское общество Чуевки было вынуждено продать под «чугунку» 13 десятин 788 саженей земли. В это время в Добринке насчитывалось всего лишь 16 дворов и проживало 115 мужчин и 116 женщин. С проведением железной дороги селение не только постепенно сливалось с поселком железнодорожников, но и было втянуто в товарно-денежные отношения.
В Государственном архиве Тамбовской области хранится план торговой (рыночной) площади деревни Добринки. Она тянулась со стороны болот, где расположен ныне райотдел внутренних дел, до зданий районного совета и районной администрации. Именно сюда везли хлеб из девяти волостей Усманского уезда Тамбовской губернии и ряда волостей Бобровского уезда Воронежской губернии. Еженедельно по понедельникам здесь собирался большой базар, где скупалось зерно у крестьян целыми подводами. Крестьяне Добринки сдавали эту базарную площадь на откуп за 300 рублей в год. Крестьяне, привозившие хлеб, были обязаны платить базарный сбор - по 10 копеек с воза. Некоторые из них старались избегать этого, привозя хлеб в небазарные дни. Следует отметить, что с апреля по август наблюдался особый пик торговли хлебом в Добринке.
В селении было немало скупщиков хлеба. Эти оборотистые деревенские мужики со временем скопили солидный капитал. Среди них следует отметить «патриарха» таких скупщиков Назара Пашкова. На смену ему в конце 70-90-х годов XIXв. пришли Фёдор Аркадьевич Ушаков, имевший винный склад, Павел Самойлович Копелевич, занимавшийся хлебной ссыпкой. Кроме того, он имел мельницу «товарного типа» и винный склад. Крупным землевладельцем и торговцем был Михаил Павлович Чепуков. Сорокин торговал лесом, имел в деревне дровяной склад. Занимался он и ссыпкой зерна. Купец Болховитинов занимался первоначально скупкой зерна, а со временем, в конце XIX в., открыл собственный магазин в Добринке. Это здание, немного перестроенное, сохранилось и по наши дни. В былые времена там находился магазин «Книги», а сейчас магазин «Кооператор». Купец Василий Дмитриевич Федоров имел в Добринке несколько лавок, в которых он сам и его приказчики торговали бакалейными товарами. В 1889г. он перебрался в уездную Усмань, где в октябре 1901г. построил махорочную фабрику.
В архивах сохранились и такие статистические данные: в 1893г. из Добринки было вывезено 1549 тысяч пудов сельхозпродуктов, а в 1895г. - 1767 тысяч пудов. Следует отметить, что больше всего вывозилось хлеба «в зерне». Только в 1894г. его было вывезено 1683 тысячи пудов. В 1899г. из Добринки было отправлено 22 тысячи штук куриных яиц, 22300 пудов живой птицы и 8300 пудов битой птицы. Интересен и тот факт, что из селения в Англию вывозили перепелов.
Однако, несмотря на проложенную железную дорогу и оживленную торговлю, по данным на 17 июня 1872г. здесь насчитывалось всего 27 домохозяев. Как и в былые времена, крестьяне решали все вопросы на сходе. Это передел земли, избрание старосты, поверенного по делам общества. В июне 1872г. поверенным крестьянского общества Добринки был выбран Алексей Иванович Секачёв. По воспоминаниям старожилов, на сельских сходах разворачивалась ожесточённая борьба за земельный передел. Если даже большинство схода принимало решение о переделе земли, меньшинство ложилось под сохи и не давало пахать, когда на их прежние полосы выезжали новые хозяева. Были в селении случаи, когда после передела земли эти участки оставались незасеянными.
В конце XIX в. в Добринке насчитывалось уже 46 дворов и проживало 169 мужчин и 188 женщин. Работоспособных: мужчин - 89, женщин - 88 душ. Часть добринцев покинула родное селение и переселилась в далёкую Оренбургскую губернию. К сожалению, неизвестно какое количество домохозяев покинуло насиженные места. По-видимому, немало. По данным за 1896г. в селе Добринке Оренбургской губернии (ныне это Александровский район) насчитывалось 315 дворов, и костяк их составляли переселенцы из усманской деревни Добринки. В конце XIX в. крестьянская община деревни Добринки владела 409,5 десятинами земли. На одну ревизскую душу приходилось по 3,5 десятины, а надел на наличную мужскую душу составлял ещё меньше - 2,4 десятины. Кроме того, в Добринке болотами было занято 44,7 десятин земли.
Только 42 домохозяина лично обрабатывали свой надел. Два домохозяина вынуждены были сдавать землю в аренду. Два добринца сдавали в аренду часть надела. Истощенность земли, солончаки, заставляли 35 добринцев арендовать 201 десятину земли у местных помещиков Поповых и Бабенышевых. В крестьянских хозяйствах насчитывалось 108 рабочих лошадей, 119 голов крупного рогатого скота, 533 овцы и 63 свиньи. Наблюдается резкое расслоение крестьян в селении. В Добринке насчитывалось 12 домохозяев, которые имели по одной лошади. Десять домохозяев владели по 4-5 лошадей, а двое - более 5 лошадей. 6 добринских хозяйств вообще не имели лошадь - кормилицу в деревне. 6 добринских дворов не имели никакого скота. Забегая вперёд, отмечу, что через 30 лет - в начале XX в. 7 хозяйств из 98 арендовали землю у своих односельчан. 33 хозяйства - на стороне, трое сдавали землю в аренду. 6 хозяйств были без всякого скота, 2 хозяйства без лошади и коровы, но с молодняком; 24 хозяйства были без лошади и 18 хозяйств - без коровы.
В конце XIXв. кроме земледелия и скотоводства некоторые добринцы занимались пчеловодством. У шести крестьянских хозяйств насчитывалось 72 колоды пчёл. 16 домохозяйств имели сады, в которых было 157 садовых деревьев. В Добринке был 1 трактир и шесть так называемых промышленных предприятий. Это были небольшие кустарные заведения. На плечах добринцев лежало немало платежей - оброчная подать, государственные платежи, общественные волостные и сельские сборы. Они составляли колоссальную по тем временам сумму - 1038 рублей. На одного работника приходилось по 11 рублей 60 копеек платежей. В селении насчитывалось всего лишь 11 грамотных мужчин и одна женщина. Из детей грамотными были два мальчика.
Елена Чижикова,
ООШ № 12 г. Ельца.
Руководитель: С.В. Обрежа.
МОНАСТЫРСКАЯ СЛОБОДА
«Знаменский девичий монастырь занимает прекрасное возвышенное уединенное место на Каменной горе. С южной стороны монастыря у подошвы горы струятся светлой воды родники, соединяющиеся с небольшой речкой Ельчиком, серебристой лентой протекающей по каменистому углубленному руслу. С северо-восточной стороны пролегает глубокий сухой каменистый овраг, на западной стороне проходит Сазыкинская дорога, Яблоновая поляна, от нее идет Пищулинская тропа, по которой изредка проезжают сельские жители»... В 1691 году по межевой книге на основании Высочайшего Указа были отведены эти земли под владение Знаменского девичьего монастыря, и Елецким воеводой Городецким установлены знаки по их владению, «а посему были из казны земли и угодья в Елецком стану - в пустошах: Сазыкинской, Лепикиной и Яблоновой полянах - 20 четвертей в поле, а в двух потому ж и отмежевано: также межи, ямы и прани учтены, - и записаны в писцовых Елецких и межевых книгах 1697 года. На владение же означенной вотчиной выдана сему монастырю грамота ...». Эти выдержки из сведений о Знаменском девичьем монастыре взяты из писцовой книги Елецкого воеводы Городецкого, составленной в 1697 году. Указанный источник и ряд других документов: книги, старые газеты, а также беседы с жителями и многочисленные экскурсии к монастырю позволили мне проследить историю монастырской слободы от ее основания до 1917 года. Из исторических источников я узнала много нового об этом интересном месте в нашем городе.
Межа по пустошам Яблоновой и Лепикиной была покрыта лесом, прямо поднимался каменный верх до самого дорожного колодезя. Далее располагались ямы, в которых как рассказывали старожилы, крестьяне сел Яблоново и Лепикино из этого леса выжигали «уголья» для своих кузниц и готовили швырковые дрова, хранившиеся в аккуратно уложенных поленницах.
В 1764 году последовало учреждение штатов и секуляризация монастырских имений. Тогда же монастырь упразднили. В том же году многие семьи крестьян Сазыкино и Яблоново переселились вниз по горе. Здесь они построили «курные избы» и платили оброчные налоги. Эти крестьяне и получили позднее название слобожан.
В 1818 году на просьбу многих граждан Ельца пришло всемилостивое воззрение Всепресвятейшего Державнейшего Великого Государя Императора и Самодержца Всероссийского Александра Павловича. Документ гласил: «...В означенном городе Ельце до состояния штатов имелся Знаменский девичий монастырь, который при воспоследовании иных уничтожен и обращен в приходскую церковь; с продолжением же времени около сей церкви из разных званий города Ельца собирались вдовы и сироты для безмолвной жизни, устроились кельями, коих ныне имеется не менее сорока. Обстоятельства сии подвигли их создать такое общество вдов и сирот паки монастырь, с наименованием его Знаменским...». На этом документе поставлено собственно его Императорского Величества рукою: «Быть по сему. Александр. Верона окт. 28 год 1822».
С этого времени слобода основательно сложилась как пригородная часть Ельца. Сюда начали стекаться юродивые, нищие и беглые люди. Среди них встречалось много мастеровых, которые стали обзаводится своими хозяйствами, ибо разрастающиеся владения монастыря требовали все больше рабочих рук. В 1854 году с высочайшего соизволения приобретается монастырем от казны 100 десятин земли, а в 1866 году старанием игуменьи Павлины и разрешением министра Государственных Имуществ отрезано еще 50 десятин земли, находившихся в Злобин-Воргольской даче Елецкого уезда. Жители слободы большей частью являлись земледельцами, и мастеровыми, как-то: кузнецами, сапожниками, бондарями. Особенно славились кузнецы - настоящие мастера-художники. Их изумительная работа видна и сегодня: это решетчатая ограда дома Заусайлова по бывшей улице Орловской (ныне Коммунаров), ограда Дворянского сада (ныне Детский парк), связанные кольца-стропы, крепящиеся за купольные кресты Вознесенского собора, и многие другие поделки, ныне исчезнувшие. Кстати, жители монастырской слободы по своим ремеслам и быту были близки к жителям слободы Ламской. Это они поставляли брички, тарантасы, сани, всевозможные бочки, петли-держатели, обручи ухватки, вилы, грабли и другой хозяйственный инвентарь. В слободе Ламской кузнецы Монастырской слободы поставили часовню - сторожевой столб изящной работы, на котором находилась икона Божьей Матери, именуемая «В скорбях и печалях Утешение». Столб этот стоял напротив дома мещанина Петра Ивановича Ситникова. В специальной нише горела неугасаемая лампада.
Знаменитые подковы слободчан были известны еще в древности, как указывает опись государственных имуществ за 1654 год по городу Дебрянску (Брянску): «... а по сему числится ...скоб квадратных и костырей-ершей с заусенцами, да подков ножных для гужа «снежного хода» - всего за монастырем, что рядом с Пятницкой слободой, вещиц металлических - 21546. Оные металлические вещицы сработаны и привезены из града Елец от мастеровых его ж, живущих по берегам речки Елец и Сосна».
На население монастырской слободы возлагалось также содержание прилегающих дорог, земельных угодий, речки Ельчика, освещение и благоустройство.
События, происшедшие в 1887 году, позволили жителям Монастырской слободы производить в прилегающих лесных угодьях вырубки деревьев, собирать сухостой, вести охоту, косить траву, делать заготовки дровяных поленниц. А произошло вот что: весной при сильных водах, увеличился подпор воды в горных жилах, что дало развитие бурных потоков. В результате оказалось размытым наружное каменное крыльцо близ колокольни монастыря, а это грозило ее обвалом.
Бригада - артель камнетесов с мастером Никитой Першиным срочно, не взирая на потоки бушующей воды, выстроила каменную подпорную стену с западной стороны колокольни. Крыльцо каменное также восстановили и проложили на глубине трех аршин деревянную трубу для отвода подземных вод в глубоко вырытый колодец, который выложили плетняком-песчаником и облицевали по внутренним сторонам каменными плитами под «усечку» для того, чтобы избыток воды уходил в речку Ельчик. Над колодцем поставили деревянный шатер с щепной маковкой и чугунным крестом. 21 ноября 1889 года игуменьей Валерией в присутствии Преосвященного Михаила, епископа Орловского и Севрского, было произведено богослужение по освящению вод и шатра при стечении большого количества жителей города. Тогда и было положено начало строительству домов по нижней подошве каменной горы - с южной ее стороны. Во время крещенских праздников по специально выведенной трубе жители города наполняли посудины освященной водой. В 1890г. при колодце установлено «дозорное служение»: три монашки-старицы отпускали воду на разные очищения от недугов, были подвешены колокольца для страждущих. Когда собиралось много прокаженных и нищих, то под напутствующий перезвон этих колокольцев оделяли их милостью Божьей и едой из монастырских погребов. Жители слободы производили ковку лошадей заезжих крестьян бесплатно, конскую упряжь продавали по более низким ценам и сами жертвовали на содержание монашествующих, это также давало им преимущество на лучшее расширение своих хозяйств.
Одевались здесь отличительно от других жителей слобод: летом - рубаха с запаяской, порты навыпуск, на голове - шапочка-картуз. Зимой и осенью - серый зипун, валяные сапоги, подшитые кожей, на голове - островерхая шерстяная или валяная шапка с ремешком. Дружбу с кожевенниками, которые жили рядом, не водили, невест там не выбирали, так как те были не по нраву, вино пили, но не курили. В праздничные дни ходили на поклон к игуменье монастыря, испрашивали советов для жизни; с разрешения игуменьи отстаивали всенощные. Самым значительным в слободе считался праздник в честь памяти иконы Божьей Матери, именуемой «3намение». Тогда здесь собиралось много горожан, приезжали из ближайших сел и деревень, торжественно служили молебен. Вокруг монастыря обносилась икона в сопровождении певчих с паникадилами и монастырскими хоругвями. Праздник этот отмечался 27 ноября по старому стилю.
В 1860 году, посетив Каменно-горскую обитель (Знаменский девичий монастырь) князь М.Н. Мещерский посоветовал игуменье произвести строительство гостиного двора для приезжих и странников, для чего пожертвовал 400 рублей ассигнациями. На главном входе в гостиный двор поместили чугунную доску с надписью «Сей двор выстроен стараниями братьев слобод Монастырской и Ламской: Кулешовым и Петрухиным и сыновьями их Антипкой и Вавилкой. А по усердию Его князя Михаила Мещерского и значится (1861-1862) гг.».
Монастырская слобода занимала самую маленькую часть территории старого Ельца по сравнению с другими слободами: ее земли проходили от нынешней улицы Д. Бедного до улицы Подгорной и от Кожевенного завода Ряполова до поймы речки Ельчика. Жителей числилось к 1908 году 1750 человек, из них: работников монастырских - 460 человек, крестьян уезда - 246, мастеровых -175 человек, «божьих» людей - 47 человек, 865 женщин, 7 человек - сторожа и дворники.
По берегу р. Ельчика со временем разместились дачные домики с купальнями для приезжающих и для жителей города. Живописные берега Ельчика привлекали как местных так и приезжих: повсюду ключи ледяной искрящейся воды, рыба, липовые и березовые аллеи, орешник, смородина, каменные привлекательные гроты, беседки с декоративной зеленью. Все это было сделано и ухожено жителями монастырской слободы. Пройдитесь сейчас по этой слободе, и что вы увидите?
Современное состояние монастыря.
Знаменский девичий монастырь давно разрушен... Лишь предстанут перед вами серенькие домишки, замусоренный Ельчик, превратившийся из речки в ручеек, мелко бегущий средь мусорных свалок, набросанного щебня, камней… В настоящее время начались работы по восстановлению Знаменского монастыря. Мы будем участвовать в расчистке территории и следить за восстановлением.
Общая площадь монастыря в пределах ограды составляет 4.0 га. Границами монастыря являются: с запада - Слободская улица; с севера вплотную к монастырской стене примыкают огороды; с востока к монастырю подходит каменистый овраг, с юга - река Ельчик и частично примыкающая к реке застройка одноэтажными жилыми домами. Территория бывшего монастыря представляет собой поселок с одноэтажными деревянными домами и садовыми участками и огородами. Каменная ограда с различной степенью утраты сохранилась по всему периметру, частично отреставрированная входная лестница у южных святых ворот имела перила-балюстрады, которые полностью утрачены. Западный участок стены с колокольней и западными воротами сохранился относительно хорошо. Церковь Знамения разрушена в 1934 году.
В настоящее время дома на территории бывшего монастыря, называемой «рабочий поселок» делятся на частные и трестовские, принадлежащие тресту жилищного хозяйства. Часть домов сносится с предоставлением жилья в других районах города, частные дома ремонтируются, строятся новые. Из сохранившихся домов некоторые, по данным бюро технической инвентаризации города Ельца, построены до 1918 года. Территория бывшего монастыря не имеет инженерных сооружений, за исключением водоснабжения и энергоснабжения. Озеленение территории представлено, в основном, садовыми придомовыми участками и пустырями с дикой порослью на месте снесенных домов. Имеются крупные единичные деревья лиственных пород.
Светлана Варфоломеева,
СОШ с. Троекурово Лебедянского района.
Руководитель: Н.В. Щеракова.
ИСТОРИЯ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ
ЛЕБЕДЯНСКОГО РАЙОНА
(территория агрофирмы «15 лет Октября»)
В нашей школе обучаются учащиеся из 5 населённых пунктов: сёл Троекурово и Курапово, деревень Савинки и Иншаковки, посёлка Катениха. Населённые пункты расположены по берегам реки Красивая Меча, в её нижнем течении до впадения в реку Дон. В этих населенных пунктах проживает в настоящее время 3203 человека: женщин - 2002, мужчин -1201, из них детей - 580. За 2001 год умерло 92, а родилось 18 человек. Естественная убыль составила 74 человека. В трудоспособном возрасте находится 1120 человек, что составляет 35% населения, а экономически активным населением является 1039 человек. На местном сельскохозяйственном предприятии ЗАО «Агрофирма «15 лет Октября» трудится 939 человек, а остальные - в городе Лебедяни и в непроизводственной сфере села Троекурово. Население размещено неравномерно среди населённых пунктов: в Троекурово проживает 2051 человек, в Курапово - 428, в Савинках - 264, в Катенихе - 213 , в Иншаковке - 30 , а в Тютчево - 15. В селе Тютчево совсем нет детей, и проживают одни пенсионеры.
Мы решили проследить историю населённых пунктов, которые расположены на территории агрофирмы «15 лет Октября», и рассмотреть причины, повлиявшие на неравномерность размещения населения в них.
История села Троекурово
Село расположено на левом берегу реки Красивая Меча, в 7 км от места слияния с рекой Дон, в 12 км - от районного центра г. Лебедянь.
Образовалось село, согласно исторической справке, в 1640г. В старинных картах оно упоминается под названием Одонье. А после постройки сельской церкви в честь Дмитрия Солунского село называлось Дмитриевским. В 1658г. село было передано в вотчину начальника Стрелецкого Приказа Ивану Троекурову. Князь Троекуров упоминается в документах за 1658-1692гг., был на воеводстве в Киеве и Смоленске. С 1691г. - начальник Стрелецкого Приказа. Скончался в начале XVIII века, имя его записано в синодике Лебедянского Троицкого монастыря. Род Троекуровых роднился с Романовыми-Юрьевыми, Головиными, Лобановыми-Ростовскими, Салтыковыми, Стрешневыми, Хитровыми, Долгорукими, Толстыми. Анна Никитична Романова-Юрьева (родная тётка царя Михаила Фёдоровича) была родной бабушкой князя Ивана Борисовича Троекурова, а Филарет - Патриарх Всея Руси - двоюродным дедом. После Троекуровых село перешло к князю Сергею Михайловичу Долгорукому. В 1762г. его совладельцем был граф В.С. Салтыков. В это время в селе насчитывалось 1300 человек мужчин. В конце XVIII в. село перешло во владение помещиков Раевских. Последним из них был И.И. Раевский. После смерти бездетного И.И. Раевского имение перешло к его родственнику - графу Бобринскому. У последнего имение купил липецкий купец Русинов.
По данным 1862 года в селе Троекурово насчитывалось 160 дворов. В. Русинов и его сын С. Русинов вели хозяйство самостоятельно. Но его внук Н. Русинов, отличавшийся обломовским характером, почти всю землю сдавал пензенскому купцу Шанену, затем имение арендовал М.Н. Долгих. У Русинова был завод племенных лошадей - английской, арабской и орловской породы. В «Историко-статистическом описании Тамбовской Епархии» изданном под редакцией А.Е. Андриевского в 1911 году, Троекурово упоминается как крупное село, имеющее церковь, построенную в 1811 году на средства помещицы Раевской. В приходе имелось сельцо Савинки и деревня Васильевская. В том же документе, а также у Семёнова-Тян-Шанского за 1902г. упоминается Дмитриевская женская община с двумя церквями, возникшая в 1857 году, затем переименованная в 1871 году во Владимиро-Илларионовский монастырь.
В 1913 году село насчитывало 363 двора с населением 1347 мужчин и 1215 женщин. На всё село имелась одна церковно-приходская школа. Сельская лавка, принадлежащая П.С. Жучкову, была единственным торговым заведением.
В начале 1918г. имение Русинова было национализировано, и на его месте организовано опытно-показательное хозяйство совхоз «Троекуровский». А в 1932г. за успехи в развитии сельского хозяйства совхозу было присвоено имя «15 лет Октября». Село Троекурово стало центральной усадьбой этого хозяйства.
До 1941г. население села Троекурово было численностью около 3-х тысяч человек. Оно проживало в частных одноэтажных домах, расположенных по берегу реки Красивая Меча. Улицы села носили названия: Бреховка, Каменка, Луговка, Казинки, Бутырки. С 1927 года, когда был закрыт монастырь, рабочих хозяйства стали поселять в кельях монахинь. А в 1940 году в здании Владимирского собора был открыт цех по переработке плодов и ягод. Рост населения резко сократился в годы войны за счёт снижения рождаемости и погибших односельчан. После Великой Отечественной войны количество населения сократилось до 2000 человек, из них детей было около 700 человек.
С пятидесятых годов село Троекурово начинает благоустраиваться. С фронта стали возвращаться мужчины. В селе поселилось много беженцев из западных районов нашей страны. Жилья не хватало. Женский монастырь уже не вмещал всех нуждающихся в жилье. В 1950 году были построены два 4-квартирных дома на территории монастыря. Они были деревянными. В 1951 году началось строительство рабочего посёлка села Троекурово. Первая улица разместилась на территории хозяйственного двора дворянской усадьбы (территория современной больницы). Здесь были построены два деревянных 6-квартирных дома. Их отштукатурили и побелили в голубой цвет. Улицу стали называть Голубым Дунаем. В 1957г. в этих зданиях разместилась Троекуровская участковая больница.
В 1955 году заложили фундамент первого дома улицы Совхозной, а затем Комсомольской. Троекуровцы эту улицу называют «негритянской», так как дома низкие, 6-квартирные, отливали их из шлака, а перегородки делали из кирпича-сырца.
В 1958 году началось строительство улицы Садовой. Это были одно- и двухквартирные финские дома. На этой улице в 1965 году построили два здания детского сада (до этого времени он находился в усадьбе Русинова). Численность населения превысила 3000 человек. Рождаемость повысилась: каждая вторая семья имела троих детей.
Строительного материала не хватало. В селе решили открыть свой кирпичный завод. В 1951 году на правом склоне Жарова оврага была взята проба глины на возможность изготовления из неё красного кирпича. Анализы показали высокое качество данного строительного материала. Завод был открыт. В первые годы он давал около 1,5 млн. штук кирпича в год, что повлияло на расширение строительных работ в селе. В 1952 году из этого кирпича было построено здание Троекуровской ГЭС.
За 10 лет сдали в эксплуатацию 180 квартир. В 70-е годы XX века началось строительство двухэтажных домов улицы Ленина, что позволило улучшить жилищные условия многим троекуровцам. В 1966 году на территории старинного дворянского сада разместились уютные домики пионерского лагеря «Чайка». Он вмещал около 400 детей и работал в три смены. Был закрыт в 1987г.
В 70-е годы были построены здания конторы, гостиницы, столовой, магазина. В 1976г. был сдан в эксплуатацию Дом культуры. В 1985 году на левом берегу реки Красивой Мечи на юге села было построено здание нового цеха по переработке плодов и ягод.
В 70-е годы население села было самым многочисленным, около 4-х тысяч человек. В нашей школе в 1970 году обучалось 980 учащихся. В детском саду насчитывалось 200 детей. В эти годы начался интенсивный отток молодого поколения в город. Это было связано с тяжёлым ручным трудом в сельском хозяйстве и низким заработком.
В настоящее время Троекурово - это посёлок городского типа, где имеется центральная газовая котельная, канализационная система, больница с хирургическим отделением районного значения, библиотека с 10000 книжным фондом, Дом культуры с филиалом музыкальной школы, средняя школа, гостиница, два магазина, столовая, рынок.
Село связано асфальтированной дорогой с районным и областным центром. На его территории находится памятник природы - дворянский парк и архитектурные памятники бывшего женского Владимиро-Илларионовского монастыря, где покоятся мощи троекуровского затворника Иллариона. В конце XX века население села сильно постарело. Рождаемость падает с каждым годом. За 10 месяцев 2002г. родилось 9 человек, а умерло 42. Численность населения пополняется за счёт миграции - притока беженцев из других районов в поисках лучшей жизни. Но и это население обживается не надолго. Условия жизни на селе становятся всё хуже. Ручной труд применяется во многих отраслях хозяйства, а заработная плата низкая. Оплата жилья резко повысилась, была закрыта совхозная баня, которая проработала более 40 лет, детский сад передан на баланс района, так как одно из зданий требует капитального ремонта. Поэтому детский сад не вмещает всех желающих. В участковой больнице нет постоянного детского врача, стоматолога, планируется закрыть хирургическое отделение. В 2001-2002 гг. прекратилось строительство в селе жилого фонда. Это ухудшает условия жизни жителей, что может привести к оттоку населения в Лебедянь и областной центр.
История села Курапово
Второе место по численности населения в ЗАО «Агрофирма «15 лет Октября» занимает село Курапово. В нём проживает 428 человек. Из них женщин - 230, мужчин - 153, детей - 50. За 2002 год родилось 4 ребёнка, умерло 10 человек. Естественная убыль составила 6 человек.
Село расположено на левом берегу реки Красивая Меча, в 2-х км от села Троекурово. В настоящее время село насчитывает 240 одноэтажных домов, из которых 100 принадлежат дачникам. Оно газифицировано, связано асфальтированной дорогой с Лебедянью и Троекурово. Село имеет одну улицу, вытянутую вдоль левого берега реки Красивая Меча, в нём есть магазин, клуб, библиотека, медпункт. Оно возникло на рубеже XVII-XVIII веков, а церковь в честь иконы Казанской Божьей Матери построена в конце XIX века. По воспоминаниям старожилов, жители были зажиточными крестьянами. Дома на селе были сложены из красного кирпича и покрыты железом ещё в конце XX века. Изб, крытых соломой, было мало. Мужчины славились своим мастерством. В зимний период уезжали в Москву на заработки кровельщики, плотники и столяры. Были среди кураповцев умельцы по выделке кож. Ещё до революции в селе проживал мельник Чухрай, который имел мельницу на реке Красивая Меча. Он мечтал осветить село электричеством. Но его мечты осуществились только в 1927 году, когда по плану ГОЭЛРО на месте мельницы была построена первая электростанция в нашем районе. Она дала свет не только селу Курапово, но и городу Лебедяни.
Самое многочисленное население проживало в селе в 70-е годы XX века. В начальной школе обучалось тогда 120 детей. А всего жителей было 1200 человек. В 80-е годы начался интенсивный отток молодёжи в город, особенно в Москву. На рубеже 80-90-х годов в начальной школе обучалось 3-6 человек. В 1996 году школу закрыли, детей стали обучать в Троекурово. Сейчас в Курапово наблюдается рост населения за счёт беженцев из Средней Азии и Казахстана. Смертность среди коренного населения продолжает увеличиваться, возраст людей превышает 70 лет.
История села Тютчево
Село Тютчево находится на правом берегу реки Красивая Меча в месте впадения её в реку Дон. Живописное место - бывшая усадьба помещиков Тютчевых, где сохранились остатки поместья: фундамент дворянского дома, несколько деревьев фруктового сада, аллея парка. На территории села стоит полуразрушенный храм, около которого - заросшее молодой порослью кладбище. В селе проживает всего около 15 человек пенсионеров, а сохранилось 20 домов, которые используются под дачи. Село опустело по той же причине, что и деревня Иншаковка - долгое время не было асфальтированной дороги. После постройки дороги здесь стали селиться пенсионеры-горожане. Но проблемы остались - нет магазина, телефонной связи, село далеко от районного центра и села Троекурово.
История поселка Катениха
В трех км. юго-западнее села Троекурово расположен поселок Катениха. Это 2-е отделение хозяйства ЗАО «Агрофирма «15 лет Октября», где проживает 213 человек, из них детей - 30, работающих в хозяйстве - 25. За 2002 год родилось 2, а умерло 8 человек. На 10 человек женщин-пенсионеров приходится один мужчина-пенсионер. В поселке 58 частных домов и один 18-квартирный дом.
До революции это была монастырская земля, где размещалась пасека, фруктовый сад и дом для работающих монахинь. В 40-е годы XX века, во время расширения хозяйства, здесь началось строительство посёлка. В первые годы это отделение специализировалось на выращивании ягод, что и дало название ему - Ягодный. В настоящее время он носит название Катениха. Откуда появилось название - не установлено.
На территории поселка находится животноводческая ферма по выращиванию племенного скота, магазин, контора. До 1994 года здесь работала начальная школа, где обучалось более 20 детей. В связи с сокращением количества детей она была закрыта, учащиеся стали учиться в Троекуровской СОШ. Таким образом, количество жителей не сократилось за последние 20 лет. Изменился только возрастной состав населения - преобладают женщины пожилого возраста.
История деревня Савинки
В деревне Савинки проживает 264 человека, из них 20 детей. В хозяйстве работают 54 человека. Деревня расположилась на высоком левом берегу реки Красивая Меча на востоке от села Троекурово, вдоль шоссейной дороги, соединяющей село Троекурово с городом Лебедянью. Савинки являются как бы продолжением села Троекурово, только расположились на другом берегу реки. В деревне насчитывается 99 одноэтажных домов, все они заселены. Во всех домах есть природный газ, вода, имеется телефонная связь, работает магазин и животноводческая ферма.
До революции здесь размещалась дворянская усадьба Шиловых. Об этом нам напоминает небольшой лесной массив, который носит название «Урочище Шиловское». От дворянской усадьбы остались подвальные помещения да старинные серебристые тополя. В 70-х годах XX века в деревне работала начальная школа. Количество жителей превышало 350 человек. По окончании Троекуровской школы практически вся молодежь уезжала в города Лебедянь, Липецк, Москву.
В настоящее время прирост населения идет за счет приезжающих, которые проживают в общежитиях для сезонных рабочих.
История деревни Иншаковки
Расположилась на правом живописном берегу реки Красивая Меча, в двух км от села Курапово, вниз по течению. В ней проживает 30 человек, из них - пятеро детей. В хозяйстве работают 6 человек. В деревне всего 20 домов. А в середине XX века было 90. О них напоминают только полоски огородов, протянувшихся к реке. Из коренных жителей осталось 3 семьи. Поселились здесь дачники и беженцы из Казахстана и Средней Азии. Дачники проживают только в летнее время. В деревне есть свет и вода, а телефона и магазина нет.
В 1987 году хозяйство «15 лет Октября» мимо Иншаковки проложило асфальтированную дорогу, которая соединила Троекурово с Нижним Брусланово. Это послужило вторичному заселению деревни. Жители Москвы скупили пустующие дома, стали строить новые. По воспоминаниям старожилов, интенсивный отток жителей из деревни начался в 70-80 годы XX века. Было это связано с отсутствием путей сообщения с близлежащими селами.
Изучив историю населенных пунктов нашего района, естественное и механическое движение населения в них, мы сделали следующие выводы:
-
Процесс урбанизации, начавшийся в нашей стране в 70-80 годы прошлого века, повлиял на отток населения из сельской местности, особенно из деревень и сел, которые расположились далеко от районных центров и не имели с ними путей сообщения.
-
Миграция молодого поколения повлияла на возрастной состав, а также на естественное движение населения.
-
Рождаемость в селах резко сократилась, но увеличилась смертность.
-
В населенных пунктах, таких как Троекурово, Савинки и Катениха, расположенных вдоль трассы Липецк-Москва, численность населения на протяжении 20 лет остается постоянной. Это связано с наличием оплачиваемых рабочих мест как на местном сельскохозяйственном предприятии, так и в городе Лебедяни. Для этих населённых пунктов характерна маятниковая миграция. Утром рабочие едут в город, а вечером возвращаются. Наличие в Лебедяни учебных заведений повлияло на количество молодёжи, проживающей здесь. Молодые люди стараются получить среднее специальное образование, не покидая родного дома. Затем они находят работу в Лебедяни или в родном селе.
-
В настоящее время население изучаемой территории стало увеличиваться за счёт миграции из стран Средней Азии и Казахстана, а в летний период - за счёт отдыхающих горожан. Это связано с экономической ситуацией в хозяйстве «15 лет Октября», которое по уровню экономического развития занимает 23 место среди сельскохозяйственных предприятий страны. В условиях формирующейся рыночной экономики оно смогло расширить своё производство, найти рынок сбыта продукции, обеспечить тружеников села работой, жильём, стабильной заработной платой.
Екатерина Венскус,
ООШ с. Средняя Лукавка
Грязинского района
Руководитель: С.И. Соколиков.
Достарыңызбен бөлісу: |