Министерство высшего и профессионального образования
Русская Христианская Гуманитарная Академия
Факультет мировых языков и культур
Кафедра финского языка и культуры
Дипломная работа на тему
ФОНТАН И ЕГО РОЛЬ В ОРГАНИЗАЦИИ ПАРКОВОЙ СИСТЕМЫ МИЛЛЕСГОРДЕН
по культурологии
студентки 5 курса
дневного отделения
Харламовой Я.С.
Научный руководитель:
старший преподаватель Л.В. Суворова
Санкт-Петербург
2011
Содержание.
Введение. Обзор литературы
Глава I. Мифы и легенды о воде как источнике жизни.
Часть 1. Вода в легендах народов мира.
Глава II. Происхождение фонтанов.
Часть 1. Развитие фонтанного искусства.
Глава III. Карл Миллес и его место в шведской культуре.
Часть 1. Анималистическая тематика.
Часть 2. Монументально-декоративная скульптура.
Часть 3. Американский период творчества и его значение.
Глава IV. Миллесгорден как итог творческого пути.
Часть 1. Парковые постройки.
Часть 2. Фонтаны.
Заключение.
Список использованной литературы.
Иллюстрации.
Список иллюстраций.
Приложение. Схема Миллесгордена с обозначением расположения основных памятников.
Введение.
Садово-парковое искусство — один из наиболее сложных, многоаспектных видов искусства, своеобразное соединение садоводства, архитектуры, живописи, поэзии, религии и философии. Как пространства, осознанно организованные с учетом психологии восприятия, сады и парки всеми видами воздействия регулируют направление и скорость нашего передвижения, программируют содержание и смену впечатлений и эмоций. Как произведения искусства, подчиняющиеся законам композиции, общим для всех видов искусства, они обладают ассоциативностью восприятия, пробуждающей музыкальные и поэтические образы.1 Как одухотворенные создания человеческого разума, парки насыщены философско-символическим смыслом. Фонтаны и вода — душа садов, они являются их основным украшением. Они их одушевляют, делают живыми. Несомненно, что сад, как бы изящен он ни был, если в нем нет воды, будет казаться печальным и угрюмым, лишенным привлекательной изюминки.
Цель данной работы — проследить историю развития садово-паркового искусства, истоки возникновения фонтанов, их развитие, эволюцию, воплощение в садово-парковом ландшафте, а также рассмотреть выдающийся сад Стокгольма Карла Миллеса — Миллесгорден.
В работе были использованы материалы великолепной книги К.С. Кравченко2, где доступно и подробно описана жизнь и творчество Карла Миллеса. Работа снабжена иллюстрациями, что помогает наглядно ознакомиться с произведениями скульптора. Также особое внимание отводится влиянию античных традиций и средневековых черт в скульптурах шведского мастера.
Большую пользу для работы принес небольшой, но очень емкий и познавательный материал о Миллесгордене на шведском языке. В нем также приводится детальная схема Сада с расположением всех скульптур Миллеса. Эта схема дается в приложении данной дипломной работы.
По аналогии с садово-парковым искусством и поэзией садов можно говорить об искусстве и поэзии фонтанов. В своей работе мы предприняли попытку систематизировать разнообразие фонтанов через садово-парковые стили и показали это на конкретных примерах.
Данная тема была выбрана нами, так как показалась достаточно актуальной в настоящее время и продолжила наши исследования в области искусствоведения. В наше время ландшафтное и фонтанное искусство активно развиваются. Появляются новые варианты и решения организации как парков и садов, так и дачных и пригородных участков. Все чаще и чаще мы можем видеть на участках уединенные уголки с небольшими фонтанами или композициями, где они активно используются.
Также нельзя не отметить книги В.В. Дормидонтовой3, А.Г. Раскина4, В.А. Горохова, Л.Б. Лунца5, И.А. Косаревского6, С.Н. Палентреера7 и Ф. Дасса8, которые отличаются своей лаконичностью и доступностью в понимании садово-парковой эволюции, развития и эстетики. Некоторые из книг содержат схемы и иллюстрации, что бесспорно помогает лучше проанализировать материал.
Отдельно можно выделить такие монументальные и значимые труды Курбатова В.Я9 и Лихачева Д.С.10, где очень подробно рассмотрена и проанализирована история садово-парковых стилей.
Определенную пользу для работы принесли интернет-ресурсы о Западноевропейском искусстве, мифах и легендах воды и об истории Миллесгордена.
Данная работа имеет также практическое значение, так как может быть использована в сфере туризма и путешествий в качестве экскурсионного материала по паркам, садам и фонтанам.
Мифы и легенды о воде как источнике жизни.
Вода в легендах народов мира.
Из глубины тысячелетий идет почитание человеком воды как одной из основных жизненных сил природы. Поклонение и благодарность океанам, морям, рекам, ручьям и родникам поэтически преображены в легендах, сказках, былинах, преданиях, песнях, мифах.
В древних поверьях славян вода - это кровь живой Матери Сырой Земли, и опора, на которой покоится земля, и водораздел между миром живых и загробным царством. Зовут ее в народе не иначе как «матушка», «царица». В буддизме вода олицетворяет вечное течение материального мира. "Пересечение потока" часто используется как символ прохождения через мир иллюзий для обретения просветления и нирваны. Из первичных вод растет стебель великого лотоса, мировая ось. У кельтов вода, озера, священные колодцы имеют магические свойства, в этих водоемах обитают сверхъестественные существа, например, Дама Озера. С их помощью можно проникнуть в другой мир. Вода символизирует мудрость высшего мира и божественное предвидение. Тир-нан-ог - кельтский рай, страна вечной молодости, находится либо за, либо под водой, либо на Зеленом Острове, окруженном водой. У египтян вода олицетворяет рождение, воссоздание, рост, оплодотворяющую силу Нила - бог Хапи изливает на землю воду из двух кувшинов. (илл.1) В греко-римской традиции Афродита (Венера) родилась из воды, а Посейдон (Нептун) контролирует силы вод. Река Лета - символ забвения, а река Стикс пересекается в момент смерти. У евреев "воды Торы" животворящие воды священного закона. Источник, постоянно доступный для народа Израиля, - это мудрость и Логос. Перед Творением "Божественный дух носился над гладью вод". У мусульман вода символизирует милосердие, гностицизм, очищение, жизнь. Как дождь или ручей вода олицетворяет божественное откровение реальности, а также творение: "Из воды создали Мы все живущее", "Трон Его был над водами (Коран). У скандинавов и тевтонов воды, в которых жил змей Мидгарда, окружали землю, а подземный мир был местом туманов. Корни Иггдразила уходили в подземный мир, а от них начинался исток всех рек - ручей Хвергельмир. В финской мифологии Ахти, бог вод, давал рыбу, но богатый улов в сети посылала Веден-эма («мать вод»). (илл.2)
В общем смысле вода - эмблема всех жидкостей в материальном мире и принципов их циркуляции (крови, сока растений, семени), растворения, смешения, сцепления, рождения и возрождения. Считалось, что чистая вода, особенно роса, родниковая и дождевая вода имеют целебные свойства и являются формой божественной милости, даром матери-земли (родниковая вода) или небесных богов (дождь и роса). Почтительное отношение к свежей воде как очищающему элементу особенно свойственно религиозным традициям стран, где запасы воды были скудны. Это демонстрируют иудейские, христианские и индийские ритуалы очищения или крещения. Крещение соединяет в себе очищающие, растворяющие и плодородные свойства воды: смывание греха, растворение старой жизни и рождение новой.
Воду также сравнивали с мудростью; так, в даосизме образ воды, которая находит путь в обход препятствий, - символ триумфа видимой слабости над силой. Неутомимая вода - буддийский символ бурного потока бытия. С другой стороны, прозрачность спокойной воды символизирует созерцательное восприятие. В легендах и фольклоре озера - двусторонние зеркала, разделяющие естественный и сверхъестественный миры. Божества озер и источников, традиционно юные и обладающие даром пророчества и целительства духи, часто умиротворялись дарами - отсюда происходит обычай бросать монеты в фонтаны и загадывать при этом желание.
Символизм воды как переходного состояния объясняет большое количество мифов, в которых реки или моря разделяют миры живых и мертвых. Многие божества были рождены в воде или могли ходить по воде. Вода как доисторический первобытный океан во многих мифах о сотворении мира является источником всякой жизни, вышедшей из нее, но в то же время она выступает как элемент, средство растворения и утопления. Часто всемирные потопы приходили на смену актам сотворения и уничтожали все формы жизни, неугодные богам. Психологически вода является символом неосознанных, глубинных слоев личности, населенных таинственными существами.11 В качестве элементарного символа она двойственна: с одной стороны, оживляет и несет плодородие, с другой - таит угрозу потопления и гибели.
Человечество давно оценило значение воды для поддержания силы и здоровья человека. Вряд ли можно переоценить хвалебную оду воде, произнесенную Антуаном де Сент-Экзюпери: «Вода! У тебя нет ни цвета, ни вкуса, ни запаха! Тебя невозможно описать! Тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты сама жизнь!» 12
Вода - это древний универсальный символ чистоты, плодородия и источник самой жизни. Во всех известных легендах о происхождении мира жизнь произошла из первородных вод, женского символа потенции, лишенной формы. Книга Бытия, описывая сотворение мира, использует очень древний образ – оживляющие проникание “духа божьего” к мировым водам, изображаемое (в иудейском оригинале) через метафору птицы, которая высиживает яйцо.
Но одновременно вода – плодотворящее мужское семя, заставляющее землю “рожать”. Этот мотив характерен, например, для хананейско – финикийского образа Балу (Баал-Хаддада). Эта же символика отмечается в древнегреческой мифологии, где речные божества выступают как жеребцы и супруги смертных женщин.
Вода могла быть метафорой духовной пищи и спасения, как например в Евангелие от Иоанна (4:14), где Христос говорит самаритянке: “А кто будет пить воду, которую я дам ему, тот не будет жаждать вовек”. Райский источник, вытекающий из-под Древа Жизни – символ спасения.13
Происхождение фонтанов.
Развитие фонтанного искусства.
Говорят, есть три вещи, на которые можно смотреть бесконечно – огонь, вода и звезды. Созерцание воды - будь то таинственная глубина ровной глади, или прозрачные струи, переливающиеся и торопящиеся куда-то, как живые - не только приятно для души и благотворно для здоровья. Есть в этом что-то первобытное, отчего человек всегда стремится к воде. Не зря дети могут часами играть даже у обычной дождевой лужи. Воздух у водоема всегда чист, свеж и прохладен. Да и не зря говорят, что вода – «очищает», «омывает», не только тело, но и душу.14
Наверное, каждый замечал, насколько легче дышать возле воды, как исчезают усталость и раздражение, как бодрит и одновременно умиротворяет нахождение вблизи моря, речки, озера или пруда. Уже в древности люди задумывались о том, как создать искусственные водоемы, особенно интересовала их загадка бегущей воды.15
Вода привлекала людей своей красотой, способностью отражать окружающий мир, изменять свое свечение, окраску и состояние в зависимости от погоды, времени суток и года. Вода оказывала могучее воздействие на воображение человека. Струящийся родник, пенистый ключ, бьющий из-под земли или из расщелины скалы, ниспадающий поток, сверкающие водяные брызги завораживали, погружали в мир фантастических видений. 16
Главным покровителем всех водных источников в римской мифологии считался бог Фонс — сын грозного двуликого Януса и нимфы Ютурны. Фонсу посвящались особые праздники — фонтаналии, когда в источник погружали цветочные гирлянды и украшали цветами колодцы. От имени Фонса и происходит слово «фонтан».
Слово фонтан – латино-итальянского происхождения, происходит оно от латинского «fons», что переводится как «источник». По смыслу это означает струю воды, бьющую вверх или под напором вытекающую из трубы. Есть водные фонтаны природного происхождения – фонтанирующие небольшими струями родники. Именно такие природные источники привлекали внимание человека в древнейших времён и заставляли задуматься, как использовать это явление там, где это необходимо людям. Изначально такие источники не носили декоративного характера, их использовали, чтобы утолить жажду, набрать воды и напоить скот.
Уже в античном зодчестве декоративные возможности воды нашли художественное воплощение.
Первые фонтаны возникли в Древнем Египте и Месопотамии, о чем свидетельствуют изображения на древних надгробиях. Изначально они использовались не столько для красоты, сколько для полива выращиваемых культур и декоративных растений. Египтяне сооружали фонтаны во фруктовых садах возле дома, где они устанавливались посреди прямоугольного пруда.
Подобные фонтаны использовались в Месопотамии и Персии, славившимися своими прекрасными садами. Здесь на Востоке они получили еще большую популярность.17 (илл.3)
Но постепенно зодчие стали стараться обрамить поток воды из фонтана декоративным камнем, создать неповторимый узор из водных струй. Особенно широкое распространение получили небольшие фонтаны тогда, когда люди научились прятать водные струи в трубы из обожженной глины или из бетона (изобретение древних римлян). Уже в Древней Греции любой фонтаны стали атрибутом почти каждого города. Выложенные мрамором, с мозаичным дном, они совмещались то с водяными часами, то с водяным органом, то с кукольным театром, где фигурки двигались под воздействием струй. Историки описывают фонтаны с механическими птицами, которые весело пели и замолкали, когда внезапно появлялась сова.
Дальнейшее развитие строительство фонтанов получило в Древнем Риме. Здесь появились первые дешевые трубы - их делали из свинца, которого много оставалось после переработки серебряной руды. В первом веке нашей эры в Риме благодаря пристрастию населения к фонтанам на одного жителя расходовалось 1300 литров воды в день. С этого времени в доме каждого состоятельного римлянина устраивался небольшой дворик и бассейн, в центре ландшафта обязательно бил небольшой фонтан. Этот фонтанчик играл роль источника питьевой воды и источника прохлады в жаркие дни. Развитию фонтанов способствовало изобретение древнегреческими механиками закона сообщающихся сосудов, используя который, патриции устраивали фонтаны во дворах своих домов. Декоративные фонтаны древних можно смело назвать прототипом современных фонтанов. В дальнейшем фонтаны эволюционировали от источника питьевой воды и прохлады к декоративному украшению величественных архитектурных ансамблей.18
В архитектуре средних веков фонтаны сохранились как самостоятельная форма. Фонтаны романского стиля XII века представляли собой массивные низкие чаши с пластическим навершием, опирающиеся на колонну в центре бассейна. Парапет бассейна обычно декорировали профилированными деталями и условно трактованными скульптурами. Это мы видим в композиции и декоре фонтана Госларе (Германия), по местоположению названный «Рыночный колодец». Композиция фонтана включает две монолитные полусферические бронзовые чаши: нижнюю большого диаметра (бассейн) и верхнюю, в которой позже поместили золоченое изображение орла. Обе чаши соединены массивной низкой колонной. Струи, бьющие из-под лап орла, наполняя верхнюю чашу, через маски львов низливаются в бассейн. В этом фонтане четкость массивных форм подчеркнута отдельно стекающими струями. 19
Ярко характерны по своему образному строю готические фонтаны XII – XIV веков, особенно созданные немецкими мастерами для городских площадей и рынков. Все они похожи на многоярусные пирамидальные башенки соборов, увенчанные фигурными шпилями и крестоцветами; прорезаны стрельчатыми проемами с резными фронтонами и окантованы прихотливыми завитками на ребрах. Стрельчатые проемы зачастую заполнены различными скульптурами святых, что еще более усиливает сходство с архитектурой готических храмов. Концентрированным образцом немецких готических фонтанов служит нюрнбергский фонтан «Красивый колодец», созданный в 1361 году Генрихом Патлером. (илл.4) Его пирамидальное увенчание и все декоративные детали решения заимствованы из церковного готического зодчества. Фонтан украшен раскрашенными фигурами семи немецких курфюрстров, античных героев и ветхозаветных персонажей. Вода почти незаметна — ее затеняют архитектурно-пластические формы.
Ренессансная форма фонтана — изящная чаша на фигурной подставке-вазе со скульптурой танцующего Амура, держащего рыбку. Вода бьет из маскаронов на вазе и на гранях плинта.
Полное, яркое и совершенное воплощение художественного образа фонтана барочного стиля достигнуто в великолепном по архитектурно-пластическому оформлению Фонтана ди Треви в Риме. (илл.5,6,7) Фонтан составляет единое целое со стеной палаццо Поли. В средней нише, напоминающей триумфальную арку, высится фигура могучего тритона — Океана. Он стоит в гигантской раковине, запряженной двумя морскими конями. Их сдерживают трубящие в раковины тритоны. Вода бурными потоками низвергается на каменные глыбы, напоминающие волны. В боковых нишах помещены аллегорические скульптуры «Здоровье» и «Изобилие», которые дарует чистая вода. Над нишами — барельефы. На одном изображено легендарное появление таинственной девы, указавшей римским легионерам источник; на другом — Агриппа, утверждающий план водовода. Все сооружение венчается высоким аттиком с фигурами женщин — аллегорий времен года и ангелов со щитами и рельефными гербами. Фонтан ди Треви знаменателен не только высшим единством архитектуры, скульптуры и воды, дающим удивительное художественно-целостное впечатление, но и тем, что все его пластическое убранство посвящено истории и прославлению водного источника.20
Туристы, имеющие честь созерцать это величайшее творение искусства, замирают от восхищения, восторженные его потрясающей красотой и величием. Фонтан Треви – это массивная композиция – 20 м шириной и 26м высотой – занявшая почти всю площадь, которая явно мала для такого великана.
Фонтан Треви снабжается чистейшей водой из ключей, расположенных в 13 км от города. Вода для фонтана поступает по водопроводу Аква Верджине (Aqua – вода, Vergine – девушка), действующему с 1 века до н. э.
Фонтан Треви является самым крупным в Риме. Этот уникальный фонтан по праву признан одной из самых красивых достопримечательностей Рима. Фонтан Треви считается тем знаменитым местом, в котором обязан побывать каждый посетитель “Вечного города”.
Вехой в развитии фонтанной композиции стала вилла Альдобрандини расположенная в окрестностях небольшого городка Фраскати, недалеко от Рима, на склонах живописных Альбанских гор (илл.8,9). Автором виллы был Джакомо делла Порта (1540-1602), а сад создал Джованни Фонтана. В композиции сада появился новый элемент - радиальные аллеи, тогда как в виллах эпохи Ренессанса применялись только квадратные членения территории. Из лоджии виллы, устроенной наверху здания, были видны водные каскады, нимфеи и атлант, поддерживающий земной шар. Сад виллы Альдобрандини с его полукруглыми и овальными формами, грандиозными лестницами, скульптурными украшениями, совпадением главной оси с водной является самым ярким образцом чистой формы барокко. В связи с тем, что вилла была расположена в местности с плоским рельефом, по композиции она несколько отличается от террасных вилл. Тем не менее, ее украшает богатый узорный партер, аллея стриженых кипарисов с античными скульптурами, а завершение театра выполнено в виде традиционного кофейного домика. Сад на острове Изола-Белла среди озера Лаго-Маджоре занимает особое место в садовом строительстве Северной Италии эпохи барокко.21 Его площадь 3 га. Композиция сада навеяна висячими садами Семирамиды. Он расположен на десяти террасах. Пять нижних террас покоятся на холме, а пять верхних - искусственные. Сад Изола-Белла в истории садового искусства барокко считается триумфом террас, балюстрад, колонн, ваз и статуй, но производит впечатление театральной декорации на фоне прекрасного пейзажа. Стиль барокко способствовал возникновению большого количества усложненных малых архитектурных форм. К ним, например, относится рассчитанный на театрализованный эффект коридор Баромини (1599-1667) в палаццо Спада.
Но все-таки главным элементом виллы является Водяной театр.22(илл. Со стр.131) Он устроен в виде образующей амфитеатр большой полукруглой стены с 5 нишами, в которых расположены фонтаны. Над балюстрадой стены нависает лесистый холм. Архитектурно оформленный водяной поток вытекает из грота и спускается с горы множеством водопадов и каскадов навстречу главной визуальной оси (илл.10,11). Его фасад расчленен полуциркульными нишами с фонтанами и скульптурами. В средней нише находится фигура Атланта, держащего шар, из которого низвергается вода. Зрительно он воспринимается как продолжение потоков каскада.23 Его крупная, массивная фигура только подчеркивает всю силу и мощь водных потоков.
Историю развития фонтанов от античности до 18-19 веков можно проследить на примере Феодосии — одного из древнейших городов мира, история которого насчитывает свыше 2,5 тысячелетий. Возникшая как город-государство древних эллинов, Феодосия не пала под ударами завоевателей, а расцвела в средние века за счёт, во-первых, своего удобного расположения на пересечении торговых путей, а во-вторых, как защищенная с моря и с суши гавань. В архиве Феодосийского краеведческого музея сохранились летописи 14 века. Это был генуэзский период расцвета Кафы (Феодосии). Генуэзцы украшали город великолепными храмами, дворцами, частными домами. Чтобы защитить его от вторжения неприятелей, возводили крепкие стены и башни. Заботились они в то же время и о снабжении жителей предметом первой жизненной необходимости — чистой здоровой водой. С этой целью они устраивали в самом городе «цистерны», а на окружающих город высотах собирали воду в искусственных водохранилищах. Из них вода подавалась по сети гончарных труб в фонтаны, расположенные в разных районах города. Чтобы излишек воды не стекал бесполезно в море, он распределялся по «колодцам» (маленьким цистернам) во дворах домовладельцев. Для сохранения более 200 фонтанов, а также для поддержания чистоты и благоустройства города был учрежден особый попечительный комитет со специальным для него приставом. Кроме пристава, попечительный комитет обязывался содержать специального мастера - ичекамира, который «отыскивал воду», и одного смотрителя, в обязанности которого входила охрана и устройство водопроводов.
Поиск источников пресной воды на склонах Тепе-Оба и горы Паша-Тепе (г. Лысая) и проведение этой воды системой водоводов в город для жителей Феодосии были занятиями неизбежными (илл.12). Из-за продолжительных и частых засух одной лишь дождевой воды, накопленной в цистернах, было недостаточно. Население Кафы в 15 веке в период расцвета города составляло около 70 тыс. жителей. (Это приблизительно 5-8 миллионов человек, если сравнивать с современными масштабами). В дальнейшем, под властью Турецкой империи (1472—1784 г.г.), генуэзская система водообеспечения города постепенно пришла в упадок. По сведениям турецкого реестра в 16 веке в Кефе (турецкое название Феодосии) было 4060 колодцев, 125 родниковых источников, в их числе 20 крупных фонтанов. А с отсутствие воды и сама жизнь в Кафе пришла в упадок В 1784 году, когда русские войска после освобождения Феодосии находились в черте города, по распоряжению Потемкина с целью пресечения расхищения был составлен план города, на котором были обозначены 33 фонтана и водоемы. Но уже в 1820 году историк Муравьев-Апостолов писал: «... из оставшихся в наследство от турков 33 фонтанов осталось только 3, да и те настолько уже повредились, и в головах своих, откуда в них поступает вода, и в главных и боковых трубах, что в летнее время жители бедствовали от безводья, что отчасти происходило и оттого, что весь лес на окружающих Феодосию горах был истреблен до корня».
Таким образом, уже в первой половине 19 века генуэзская система водоснабжения была полностью разрушена. Ее коммуникации не учитывались в дальнейшей застройке города, поэтому после строительства наблюдалось подтопление подвалов зданий. В настоящее время действующих фонтанов в Феодосии практически не осталось и об их былой красоте можно судить только по сохранившимся развалинам. История фонтанов города не теряет своей поучительности и в наши дни. Сейчас город не испытывает острой нехватки воды. Но возникла другая проблема – проблема качества воды. Старая генуэзская система водоснабжения города была организована очень рационально, она вполне могла бы служить людям источником чистой воды для питьевых целей.
Нет смысла говорить о том, насколько разительно видоизменялся внешний вид фонтанов с течением времени. Ярким примером фонтанного искусства может служить комплекс Версальского Дворца. Когда с 1661 года молодой Людовик XIV стал регулярно приезжать в Версаль, он прежде всего занялся устройством садов.24 Для этого король обратился к Андре Ленотру, известному в то время парковому архитектору. В 1664 году сады были закончены и король дает в них свой первый праздник под названием "Наслаждение волшебного острова".
В период с 1690 по 1699 год, в то время, когда версальский ландшафт в окончательном виде достиг пика своего великолепия, Людовик ХIV составил справочник под названием «Как показывать парки-сады Версаля».25 Сам король предлагает посетителям своего любимого творения прекрасно продуманный маршрут, а заодно демонстрирует полную удовлетворенность создателя и просто удовольствие человека, который пользуется предлагаемым маршрутом.26
Впечатляет наблюдателя величественный Фонтан «Латона», который представляет собой скульптурную композицию, раскрывающую древнеримский миф о любви бога Юпитера к богине Латоне (илл.13, 14). Плодом их любви стало рождение двух богов-близнецов Аполлона – бога красоты, и Дианы – богини охоты. Однако жена Юпитера в пылу ревности прокляла Латону. Латоне приходится все время путешествовать, и в одном из путешествий на нее и ее детей напали люди. Латона попросила защиты у Юпитера, и он внял ее просьбам, превратив людей в лягушек. Именно эта сцена воплощена в фонтане. В центре находится Латона с детьми, а окружают ее лягушки. Также здесь можно увидеть людей, которые еще не до конца стали лягушками, довершают композицию морские черепахи. Фонтан имеет четыре площадки, вода бьет из пастей лягушек и черепах. Водные струи сконструированы в большом количестве и достаточно мощные. Фонтан был открыт в 1670 году, и несколько раз изменялся с того времени. «Латона» была запланирована архитектором Ле Нотром. Над фонтаном работал и еще один известный француз – Ле Брюн.
Сейчас в Версале работают 1400 фонтанов. Раньше, когда не знали электричества, для подачи воды была построена гигантская насосная машина на Сене, которую приводили в действие только во время прогулок короля.
Французский стиль со временем стал доминировать в Европе, хотя и претерпел значительные изменения в странах, воспринявших его. Также известны комплексы фонтанов в Мадриде и Барселоне. Самый знаменитый фонтан Мадрида - “Сибелес” - сооружен в том месте, где сходятся проспекты Алькала и Кастельяна. Дочь Неба и Земли, жена Сатурна, мать Юпитера, Нептуна и Плутона изображена на колеснице, запряженной львами. “Сибелес” давно стала символом Мадрида. Мифологическая владычица, высящаяся на фоне Триумфальной арки Пуэрта-де-Алькала, носит поэтическое прозвище “вечной невесты Мадрида” (илл. 15,16,17). Фонтан «Сибелес» представляет собою большую ценность в художественном и культурном плане. План создания этого фонтана архитектор Вентура Родригес начал разрабатывать еще в 1777 году. Закончен он был через пять лет, хотя потом фонтан неоднократно переделывали. По плану Родригеса скульптуру высек из камня Франсиско Гутьерес. Каменная глыба для основной скульптуры весила более 13 тонн. Неподалеку от Сибелес тут же на Прадо находится фонтан “Нептун”, почти равный по размеру “Сибелес” (илл. 18,19). Идея его создания также принадлежит Вентуре Родригесу. В 1786 году фонтан был поставлен на бульваре Реколетес, а в 1897 году его перенесли ближе к Аточе. По замыслу Родригеса был сооружен и фонтан “Аполлон”, или, как его еще называют, “Фонтан четырех сезонов”, так как фигуру бога окружают скульптуры, символизирующие четыре времени года. Считается, что современные фонтаны в центре Мадрида (например, «Играющие дельфины») – это по-прежнему отголоски художественных идей Родригеса.
Пространства городов разрабатывались как зрелищные ансамбли, выявляющие новое отношение к природе и миру. Они рассчитывались на восприятие в движении и разворачивались постепенно как последовательность видовых картин, где широко использовались иллюзорные эффекты, игра масштабов и аллегории.27
Нельзя не упомянуть уникальнейший комплекс фонтанов в Петергофе, где органически слиты архитектура, скульптура, разнообразные свойства воды,это - и все это — в полной гармонии с окружающим пейзажем.
Петродворец - всемирно известный своими фонтанами дворцово-парковый ансамбль. Замысел создания загородной царской резиденции, которая не уступала бы Версалю во Франции, возник у Петра I в 1714 году. Общая концепция планировки парков и дворцов Петергофа принадлежит императору.
Темпы возведения загородной резиденции Петра Великого поражали: уже в 1723 году состоялось торжественное открытие Петергофа. К открытию были создана планировка Нижнего парка, прорыт Морской канал, построены дворцы Монплезир и Марли, действовала часть фонтанов. Приморская резиденция императора Петра восхищала Европу не меньше, чем новая столица — Петербург. Петр не случайно выбрал именно эту местность для строительства фонтанов: здесь были обнаружены несколько водоемов, питавшихся бьющими из-под земли ключами. Именно эти источники используются для фонтанов и сейчас. В течение лета 1721 года были построены шлюзы и канал, по которому из водоемов с Ропшинских высот вода шла самотеком до накопительных бассейнов Верхнего сада, здесь были устроены небольшие по высоте фонтаны. Иное дело - Нижний парк, раскинувшийся у подножия террасы. Вода с 16-метровой высоты по трубам из бассейнов Верхнего сада по принципу сообщающихся сосудов с силой устремляется вниз, чтобы взмыть множеством высоких струй в фонтанах Нижнего парка Петергофа.
В правление молодого царя Петра II Петергоф и Петербург были преданы забвению. Возрождение дворцов и парков Петергофа началось с приходом к власти Анны Иоанновны, стремившейся представить себя достойной наследницей Петра Великого. Подъем строительства связан с деятельностью выдающегося зодчего начала 18 века - М.Г. Земцова.
Ансамбли Петергофа были захвачены немецкими войсками с 20 сентября 1941 по 19 января 1944 года. Художественные ценности были расхищены или уничтожены, во всех парках вырублены деревья, Большой дворец был взорван и сожжен. Статуи Самсона, Волхва, Невы и многие другие были вывезены. Парки Петергофа восстанавливались в первые послевоенные годы. 14 сентября 1947 года была установлена на свое место статуя "Самсон, раздирающий пасть льва".
Прекрасная панорама открывается на Петергоф с моря. На краю естественной 16-ти метровой террасы располагается Большой дворец, перед которым сверкает золотом Большой каскад. Перед каскадом взмывает вверх самая мощная струя фонтана "Самсон, разрывающий пасть льва". От Большого каскада к морю ведет Морской канал. Канал делит Нижний парк на две части - "Западную" и "Восточную". В Восточной части находятся: дворец Монплезир, каскад "Шахматная Гора", "Римские фонтаны", фонтаны-шутихи. В западной части расположены павильон Эрмитаж и дворец Марли, каскад "Золотая гора", "Менажерные" фонтаны.
В Верхнем саду всего пять фонтанов. Три их них размещены в центральной части сада. В средней части в большом продолговатом бассейне размещается самый большой и самый пышный фонтан «Нептун» (илл. 20). Мощная фигура повелителя морей с трезубцем в руках возвышается на пьедестале, окруженная дельфинами и тритонами. Вокруг пьедестала, украшенного раковинами, маскаронами, венками, гирляндами — обнаженные всадники на морских конях, нимфы на бочках, из которых льется вода, мальчики на дельфинах. Все фигуры представлены в напряженных позах, в движении, которое отвечает шумным фонтанным струям.28
Главной фонтанной группой Нижнего парка является Большой каскад. Это произведение исключительного художественного совершенства и одно из самых крупных фонтанных сооружений мира. По композиции, монументальности форм, декоративной насыщенности оно не имеет себе равных среди сооружений подобного рода. Скульптурное обрамление Большого каскада отличается исключительным разнообразием и пышностью: на гроте и под аркадами, по сторонам водопадных уступов установлены бронзовые статуи, бюсты, вазы, гермы, барельефы — всего около 250 скульптур (илл. 21).
В 1735 году в центре ковша был воздвигнут самый крупный водомет фонатнного ансамбля «Самсон» (илл. 22, 23, 24). На высоком каменном постаменте возвышается фигура могучего богатыря, разрывающего пасть льва. Из нее в небо бьет мощная струя воды. Затем в разрыве мраморной баллюстрады установили группу из двух трубящих в раковины тритонов работы Б.-К. Растрелли.
Кроме фонтанной группы «Самсон» на Большом каскаде привлекают внимание фонанно-скульптурные композиции у подножия каскадных лестниц: «Волхов» и «Нева». Статуи, расположенные выше по обе стороны водопадных лестниц, - это своеобразный парад мифологических образов, прославляющих в аллегорической форме победы России, ее возрастающую мощь и влияние в Европе.29
Трудно оторвать взгляд от сверкающего, грохочущего каскада, в котором соединились силы природы и искусства.
Новое видение природы и мира трансформировало пространства садов и меняло композиционные приемы, при помощи которых они строились. Немало скульпторов и архитекторов использовало фонтанные комплексы в своем творчестве. В Северной Европе садово-парковое искусство не было столь сильно развито, поэтому здесь трудно проследить постепенное становление и развитие фонтанов. Однако были те, кто сумел потрясающе соединить водную стихию и скульптуру. Самым ярким представителем Северной Европы модно смело назвать шведа Карла Миллеса. Важнейшие признаки его творчества — ощущение своего времени, при любой сюжетной мотивировке, способность мыслить отвлеченными, идейно-символическими категориями, которым он находит пластическое выражение. Современность художественного мышления Миллеса проявлялась прежде всего в остром понимании человека своего времени, его духовного мира как в портретах, так и в отдельных фигурах декоративных композиций. Он смотрел всегда глубже и дальше внешнего облика человека, хотя подчинял свое восприятие нормам античной красоты или готической экспрессии.30
Достарыңызбен бөлісу: |