Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «народные инструменты»



Дата08.07.2016
өлшемі376.58 Kb.
#185220
түріПрограмма


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

"Детская школа искусств" города Можги
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ

МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»


Предметная область

ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
Программа по учебному предмету

ПО.01.УП.02.АНСАМБЛЬ

Можга, 2013


«Одобрено»

Методическим советом

МБОУ ДОД «ДШИ» г. Можги

Протокол № __от «____»___________2013г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ ДОД «ДШИ» г. Можги

_________________Кузьмин Н.М.

«____»____________2013г.

Разработчик:

Ахтямова Р.С., преподаватель_________________________________

фамилия, имя, отчество, должность, подпись

Рецензент:

_____________________________________________________________

фамилия, имя, отчество, должность, подпись

Рецензент:

_____________________________________________________________

фамилия, имя, отчество, должность, подпись

Содержание



Структура программы учебного предмета……………………………..

3



Пояснительная записка…………………………………………………

4



Содержание учебного процесса………………………………………..

9



Требования к уровню подготовки обучающихся……………………..

14



Формы и методы контроля, система оценок………………………….

15



Методическое обеспечение учебного процесса………………………

18



Списки рекомендуемой учебной и методической литературы……...

23



Приложение………………………………………………………………

24



Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

- Срок реализации учебного предмета;

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

- Форма проведения учебных аудиторных занятий;

- Цели и задачи учебного предмета;

- Обоснование структуры программы учебного предмета;

- Методы обучения;

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
II. Содержание учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени;

- Годовые требования по классам;
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки;
V. Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации педагогическим работникам;
- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
- Список рекомендуемой нотной литературы;

- Список рекомендуемой методической литературы

Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Ансамбль» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты».

Развитие современного отечественного исполнительства обуславливает пристальное внимание к изучению теоретических и практических вопросов развития баяно - аккордеонной ансамблевой игры. Дуэтам баянистов отводится при этом одно из центральных мест.

Ансамбль является важной и необходимой дисциплиной в подготовке музыканта-народника.

Навыки коллективного музицирования формируются и развиваются на основе и параллельно с уже приобретенными знаниями в классе по специальности.

Именно ансамбли, в первую очередь, их минимально малая форма – дуэты баянистов, как и аккордеонистов, способны в особой степени развивать художественное мышление, вкус и общую эрудицию будущих музыкантов – профессионалов. Здесь становятся доступными те шедевры симфонической, камерно – инструментальной или органной музыки, которые недостаточно приемлемы в звучании баяна или аккордеона соло. Прежде всего, в ансамбле без труда можно динамически выделить тот или иной голос многоголосной фактуры, намного расширить тембровый спектр звучания. При этом становится незаметной столь часто обнаруживаемая в сольном исполнительстве прерывистость смены направлений движения меха.

Ансамбль, рождая дух соревнования, позволяет также активнее развивать творческие способности и технические навыки обучающихся. Немаловажным здесь оказывается и то, что более сильный партнер может оказать сильное художественное воздействие на менее подвинутого, существенно стимулировать развитие его музыкальных и технических навыков.

Коллективное исполнительство способно играть также существенную дисциплинирующую, организующую роль, поскольку ансамблист чувствует ответственность перед коллективом. Вместе с тем ансамблисты имеют возможность обмениваться опытом, накопленными знаниями, что делает процесс их художественного обогащения особенно интенсивным.

Сам термин «ансамбль» (от франц. ensemble - «вместе») - многогранное понятие, которое всегда подразумевает совместность, согласованность. Элементы ансамбля неизменно образуют общность, соподчиненность между собой. В любом из понятий «музыкальный ансамбль» - будь то группа исполнителей, совместное исполнение или же произведение для того или иного количества музыкантов, обязательным критерием всегда будет сбалансированность и целостность составляющих частей.

В отличие от оркестра, где хотя бы одна партия должна исполняться строго в унисон, каждый исполнитель в ансамбле исполняет свою отдельную партию, а участники ансамбля равноправно взаимодействуют между собой.

В дуэте баянистов всегда ярко выражено личностное персонифицированное взаимодействие между обеими партиями, основанное на принципе равноправия. Если в концертмейстерской практике имеется солист и сопровождающий его участник, то здесь обе партии равноценны. Оба исполнителя должны сохранить свою индивидуальность, однако при этом подчиниться общим требованиям в реализации идеи, замысла, выраженного автором музыки, стать единомышленниками.

Таким образом, в дуэте, как и в любом ансамблевом музицировании, участникам необходимо осуществить две совершенно различных задачи. С одной стороны, для каждой личности, для любого артиста вообще, важно максимально выявить собственную художественную индивидуальность, своеобразие своего творческого почерка и особенности личной техники. Но с другой стороны, что гораздо более существенно, для создания единого целого из этих двух индивидуальностей, как правило, разных по темпераменту, типам мышления, характеру, да и уровню мастерства, каждому из исполнителей нужно выработать в себе особые свойства.

Прежде всего, для совместной игры необходимы не только самоотдача, но и самоограничение, преодоление каждым черт самолюбия – ради максимальной согласованности обоих исполнительских устремлений. Только в этом случае возникает подлинно коллективная координация, направленная на оптимальное донесение до слушателя художественного смысла музыки. Лишь такое диалектическое соединение двух индивидуальностей даст новое органичное целое, которое и определяет самобытный творческий облик ансамбля.

Следовательно, дуэт баянистов лишь тогда обретет устойчивый характер и не распадется вскоре после создания, если его участники овладеют искусством компромисса, умением подчинить свои интересы интересам другого, когда «неразрывность контакта не обременяет партнеров, а служит источником силы».

Именно поэтому многие музыканты наиболее полно раскрываются не в сольном, а в ансамблевом исполнительстве.

Срок реализации учебного предмета «Ансамбль»
Реализации данной программы осуществляется с 4 по 8 классы (по

образовательным программам со сроком обучения 8-9 лет) и со 2 по 5 классы (по образовательным программам со сроком обучения 5-6 лет).

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета «Ансамбль»:



Срок обучения – 8 (9) лет

Таблица 1

Класс

С 4 по 8 классы

9 класс

Максимальная учебная нагрузка (в часах)

330

132

Количество часов на аудиторные занятия

165

66

Количество часов на внеаудиторные занятия

165

66

Консультации (часов в неделю)

2

2




Срок обучения – 5 (6) лет

Таблица 2

Класс

2-5 классы

6 класс



Максимальная учебная нагрузка (в часах)

264

132

Количество часов на аудиторные занятия

132

66

Количество часов на внеаудиторные занятия

132

66

Консультации

2

2


Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению учебного заведения.
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповая

(2 ученика). Продолжительность урока - 40 минут.
5. Цель и задачи учебного предмета

Цель:

• развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области ансамблевого исполнительства.

Задачи:

• стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления,

воображения и творческой активности при игре в ансамбле;

• формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков, необходимых для ансамблевого музицирования;

• расширение кругозора учащегося путем ознакомления с ансамблевым

репертуаром;

• решение коммуникативных задач (совместное творчество обучающихся разного возраста, влияющее на их творческое развитие, умение общаться в процессе совместного музицирования, оценивать игру друг друга);

• развитие чувства ансамбля (чувства партнерства при игре в ансамбле),

артистизма и музыкальности;

• обучение навыкам самостоятельной работы, а также навыкам чтения с листа в ансамбле;

• приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и

публичных выступлений в сфере ансамблевого музицирования.

Занятие в ансамбле - накопление опыта коллективного музицирования, ступень для подготовки игры в оркестре.
Обоснование структуры учебного предмета
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

- распределение учебного материала по годам обучения;

- описание дидактических единиц учебного предмета;

- требования к уровню подготовки обучающихся;

- формы и методы контроля, система оценок;

- методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел

«Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, разбор, анализ и сравнение музыкального материала обеих партий);

- наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего произведения);

- практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующая организация целого);

- прослушивание записей выдающихся исполнителей и посещение

концертов для повышения общего уровня развития обучающегося;

- индивидуальный подход к каждому ученику с учетом возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.

Предложенные методы работы с ансамблем народных инструментов в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях ансамблевого исполнительства на русских народных инструментах.

Описание материально – технических условий реализации учебного предмета «Ансамбль»
Материально – техническая база образовательного учреждения должна

соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

В образовательном учреждении с полной комплектацией учеников по всем народным инструментам должно быть достаточное количество высококачественных оркестровых русских народных инструментов, а также

должны быть созданы условия для их содержания, своевременного обслуживания и ремонта.

Содержание учебного предмета
Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Ансамбль», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:
Срок обучения – 8 (9) лет
Аудиторные занятия: с 4 по 8 класс – 1 час в неделю, в 9 классе – 2 часа.

Самостоятельные занятия: с 1 по 9 класс – 1 час в неделю.
Срок обучения – 5 (6) лет
Аудиторные занятия: со 2 по 5 класс – 1 час в неделю, в 6 классе – 2 часа в неделю.

Самостоятельные занятия: с 1 по 6 класс – 1 час в неделю.

Объем времени на самостоятельную работу определяется с учетом сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности.

Виды внеаудиторной работы:

- выполнение домашнего задания;

- подготовка к концертным выступлениям;

- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.);

- участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.

Учебный материал распределяется по годам обучения – классам.

Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.
Требования по годам обучения
В ансамблевой игре так же, как и в сольном исполнительстве, требуются определенные музыкально-технические навыки владения инструментом, навыки совместной игры, такие, как:

• сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного

творчества - ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла;

• навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленных художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.

Срок обучения - 8(9) лет
2 класс(1 год обучения)

На первом этапе формируется навык слушания партнера, а также восприятия всей музыкальной ткани в целом. В основе репертуара – несложные произведения, доступные для успешной реализации начального этапа обучения.

Партнеры подбираются по близкому уровню подготовки.

За год ученики должны пройти 2-3 ансамбля. В конце учебного года обучающиеся сдают зачет из 1-2 произведений. Зачетом может считаться

выступление на классном вечере, концерте или академическом вечере.
Примерный рекомендуемый репертуарный список:

  1. «Как под горкой под горой». Русская народная песня. Обр. М.Лихачева.

  2. «Не летай, соловей». Русская народная песня. Обр. Лихачева.

  3. «Во саду ли, в огороде». Русская народная песня. Обр. М.Лихачева.

  4. «Я. Кепитис «Утро в лесу».

  5. «Я пойду ли, молоденька». Русская народная песня. Обр. М.Лихачева.

  6. «Там за речкой». Русская народная песня. Обр. М.Лихачева.

  7. «Перпелочка». Белорусская народная песня.

  8. «По дороге жук, жук». Украинская народная песня.

  9. В. Лушников «Маленький вальс».

  10. Е. Теличеева «Маме в день 8 марта».


3 класс (2 год обучения)
Продолжение работы над навыками ансамблевого музицирования:

• умением слушать мелодическую линию, выразительно ее фразировать;

• умением грамотно и чутко аккомпанировать партнеру;

• совместно работать над динамикой произведения;

• анализировать содержание и стиль музыкального произведения.

В течение учебного года следует пройти 3-4 ансамбля (с разной степенью готовности). В конце года – зачет из 1-2 произведений. Публичное выступление учащихся может приравниваться к зачету.
Примерный рекомендуемый репертуарный список:


  1. А. Тома «Вечерняя песнь».

  2. «Кукушка». Швейцарская народная песня.

  3. М. Кочурбина. «Мишка с куклой танцуют полечку».

  4. «Веселые гуси». Украинская народная песня.

  5. «А я по лугу». Русская народная песня.

  6. Л. Гаврилов «Полька».

  7. «Во поле береза стояла». Русская народная песня.

  8. А. Спадавеккиа «Добрый жук».

  9. «Тонкая рябина». Русская народная песня.

  10. В. Грачев «Лирический вальс».


4 класс (3 год обучения)
Продолжение работы над навыками ансамблевой игры. Усложнение

репертуара. Работа над звуковым балансом – правильным распределением звука между партиями и руками. Воспитание внимания к точному прочитыванию авторского текста. Продолжение развития музыкального мышления ученика.

В течение учебного года следует пройти 2-4 произведения (разного жанра, стиля и характера). В конце 2-го полугодия – зачет со свободной программой.
Примерный рекомендуемый репертуарный список:


  1. М. Глинка «Мазурка».

  2. В.А.Моцарт «Менуэт». Из «Маленькой ночной серенады».

  3. А. Даргомыжский «Мазурка».

  4. М. Глинка «Прощальный вальс».

  5. С. Джоплин «Артист эстрады».

  6. М. Шмитц «Микки – Маус». Обр. А. Тарасова.

  7. «Ах вы, сени, мои сени». Русская народная песня. Обр. Е. Дербенко.

  8. «Чешская полька». Обр. П. Шашкина.

  9. В. Дмитриев «Музыкальная миниатюра».

  10. А. Новиков «Смуглянка».


5 класс (4 год обучения)
Продолжение работы над навыками ансамблевой игры, усложнение задач. Достоверность передачи основных элементов фактуры – мелодической линии, гармонических функций вертикали. Обретение достаточно ясного представления о них является первостепенной задачей ансамблистов.

Развитие музыкального мышления и средств выразительности; воспитание артистизма и чувства ансамбля в условиях концертного выступления.

За год необходимо пройти 2-4 произведения. В конце учебного года

проходит зачет, на котором исполняется 1-2 произведения.
Примерный рекомендуемый репертуарный список:


  1. О. Хромушин «Мартышка и очки».

  2. И. С. Бах «Скерцо».

  3. А. Дворжак «Славянский танец».

  4. П. Маккарти «Вчера».

  5. Э. Лоуренс «Цыган». Танго.

  6. «Вдоль по улице метелица метет». Русская народная песня.

Обр. В. Грачева.

  1. В. Биберган «Полька – буфф».

  2. В. Фоменко «Игривый котенок».

  3. П. Лондонов «Частушка».

  4. «Стоит гора высокая». Украинская народная песня. Обр. А. Талакина.


6 класс (5 год обучения)
В 6 классе продолжается совершенствование ансамблевых навыков и накопление репертуара.
Примерный рекомендуемый репертуарный список:


  1. «Как у наших у ворот». Русская народная песня. Обр. А. Марьина.

  2. О. Хейне «Вальс».

  3. О. Строк « Черные глаза». Танго. Обр. В. Елецкого.

  4. «Лучинушка». Русская народная песня. Обр. В. Мотова.

  5. А. Пьяцолло «Либертанго».

  6. Р. Ахметшин «Танец джигитов».

  7. А. Баканов «Деревенские страдания».

  8. З. Жиро «Под небом Парижа».

  9. О. Дымов Полька «Дождик».

  10. Л. Колесов «Кадриль – проходка».


7 класс (6 год обучения)
Работа над ансамблевыми линиями (горизонталь), их динамический баланс.

Работа над вертикальной частью ансамблевой фактуры (добиться синхронного звучания обоих баянов по вертикали).

Работа над штрихами, фразировкой, темпом, как приемами при раскрытии художественного образа.
Примерный рекомендуемый репертуарный список:


  1. В. Новиков «Старая мельница».

  2. М. Тавпеко «Эстрадный танец».

  3. «Фронтовой вальс» на темы Е. Петербургского и Б. Тихонова в обр. Е. Дербенко.

  4. М. Пегюри, Ж. Пейроннен «Полька – фантазия».

  5. Е. Дога «Парижский каскад».


8 класс (7 год обучения)
Работа над сценическим исполнением, приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений в сфере ансамблевого музицирования.
Примерный рекомендуемый репертуарный список:


  1. Е. Дербенко «Мультфантазия» на темы В. Шаинского.

  2. «Вейся, вейся капустка». Русская народная песня. Обр. А. Шалаева.

  3. А. Корчевой «Французский визит».

  4. «Соколовский хор у «Яра». Русская народная песня.

  5. И. С. Бах «Органная хоральная прелюдия».



Требования к уровню подготовки обучающихся
Результатом освоения программы является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в области ансамблевого исполнительства:

- развитие интереса у обучающихся к музыкальному искусству в целом;

- реализацию в ансамбле индивидуальных практических навыков игры на инструменте, приобретенных в классе по специальности;

- приобретение особых навыков игры в музыкальном коллективе (ансамбль, оркестр);

- развитие навыка чтения нот с листа;

- развитие навыка транспонирования, подбора по слуху;

- знание репертуара для ансамбля;

- наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве члена музыкального коллектива;

- повышение мотивации к продолжению профессионального обучения на инструменте.


Формы и методы контроля, система оценок


  1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание


Основными видами контроля успеваемости являются:

• текущий контроль успеваемости учащихся

• промежуточная аттестация

• итоговая аттестация

Каждый вид контроля имеет свои цели, задачи, формы.

Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины,

выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий, имеет воспитательные цели, может носить стимулирующий характер.

Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, оценки выставляются в журнал и дневник учащегося. При оценивании учитывается:

- отношение ребенка к занятиям, его старания и прилежность;

- качество выполнения предложенных заданий;

- инициативность и проявление самостоятельности, как на уроке, так и во время домашней работы;

- темпы продвижения.

На основании результатов текущего контроля выводятся четверные оценки.

Особой формой текущего контроля является контрольный урок, который

проводится преподавателем, ведущим предмет.

Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося

и степень освоения им учебных задач на определенном этапе. Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации являются контрольные уроки, проводимые с приглашением комиссии, зачеты, академические концерты, технические зачеты, экзамены.

Каждая форма проверки (кроме переводного экзамена) может быть как дифференцированной (с оценкой), так и недифференцированной.

При оценивании обязательным является методическое обсуждение, которое должно носить рекомендательный, аналитический характер, отмечать степень освоения учебного материала, активность, перспективы и темп развития ученика.

Участие в конкурсах может приравниваться к выступлению на академических концертах и зачетах. Переводной экзамен является обязательным для всех.

Переводной экзамен проводится в конце каждого учебного года, определяет качество освоения учебного материала, уровень соответствия с учебными задачами года.

Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации

проводятся в конце учебных полугодий в счет аудиторного времени, предусмотренного на предмет «Ансамбль». Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий, то есть по окончании проведения учебных занятий в учебном году, в рамках промежуточной (экзаменационной) аттестации.

К экзамену допускаются учащиеся, полностью выполнившие все учебные

задания.

По завершении экзамена допускается его пересдача, если обучающийся

получил неудовлетворительную оценку. Условия пересдачи и повторной сдачи экзамена определены в локальном акте образовательного учреждения

«Положение о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации обучающихся».
2. Критерии оценок
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств,

которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить

приобретенные знания, умения и навыки.

Критерии оценки качества исполнения

По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании или экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Таблица 4

Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения

4 («хорошо»)

отметка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном)

3 («удовлетворительно»)

Исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д.

2 («неудовлетворительно»)

комплекс недостатков, причиной которых является отсутствие домашних занятий, а также плохой посещаемости аудиторных занятий

«зачет» (без отметки)

Отражает достаточный уровень подготовки исполнения на данном этапе обучения.

Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является

основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного

заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может

быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.

Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.

Методическое обеспечение учебного процесса
Методические рекомендации педагогическим работникам
Работа класса ансамбля в музыкальной школе начинается во втором классе (к этому времени юный баянист, аккордеонист приобретает необходимые для этого игровые навыки). Вместе с тем уже в 1 классе (по крайней мере, во втором учебном полугодии) на основе простейших дуэтов полезно приобщать к элементарному ансамблевому исполнительству хотя бы наиболее успевающих учащихся. В дуэте с педагогом и под его непосредственным руководством ученики (а по сути дела – потенциальные участники будущего дуэта) – сначала один, затем другой на простейшем музыкальном материале добиваются определенной ансамблевой слаженности и уравновешенности. После такого рода подготовительной работы они легко объединяются в самостоятельный дуэт. Метод подготовки юных баянистов, аккордеонистов к ансамблевой игре, в которой в качестве одного из партнеров выступает педагог, эффективен и полезен во всех классах музыкальной школы.

Основной состав ансамблей в младших классах музыкальной школы – дуэты и трио (в старших классах на их основе могут быть сформированы более крупные ансамбли – квартеты, квинтеты и др.)

Высшая цель музыканта-интерпретатора – достоверное, убедительное воплощение композиторского замысла, то есть создание художественного образа музыкального произведения.

Все музыкально-технические задачи направлены на достижение именно художественного образа как конечного результата.

Важнейшую роль в осознании художественного образа играет программность. Иногда программа заключена в названии пьесы, например: польская народная песня «Кукушечка», В.Новиков «Старая мельница», В.Фоменко «Игривый котенок». Если же программа не объявлена композитором, то исполнитель, равно как и слушатель, вправе выработать свою концепцию произведения, которая должна быть адекватна авторской идее.

Выразительная, эмоциональная передача образного содержания должна прививаться учащимся на первых же уроках в музыкальной школе.

Для педагога-баяниста в музыкальной школе необычайно ценным является высказывание Г. Нейгауза о приобщении ученика к выразительной игре с первых же шагов обучения: «Если ребенок сможет воспроизвести какую-нибудь простейшую мелодию, необходимо добиться, чтобы это первичное «исполнение» было выразительно, то есть чтобы характер исполнения точно соответствовал характеру («содержанию») данной мелодии; для этого особенно рекомендуется пользование народными мелодиями, в которых эмоционально-поэтическое начало выступает гораздо ярче, чем даже в лучших инструктивных сочинениях для детей. Как можно раньше от ребенка нужно добиться, чтобы он сыграл грустную мелодию грустно, бодрую - бодро, торжественную - торжественно и т. д. и довел бы свое художественно-музыкальное намерение до полной ясности».

Когда педагог нарисует ту или иную картину, объяснит содержание пьесы, жизненные ассоциации вызовут соответствующий отклик в душе ученика, пробудят его исполнительскую инициативу.

Желательно, чтобы пьесы на народной основе были небольшими, удобными для исполнения и отвечали специфике баяна. Ребенок будет испытывать удовольствие, радость, общаясь с понятным для восприятия материалом.

Русский фольклор очень разнообразен, богат. Народная музыка кристаллизовалась веками. Если юный музыкант будет воспитан на ее основе, его музыкальный вкус будет развиваться в нужном направлении. Первые полгода ученику желательно изучать пьесы на народной основе. Потом можно сочетать национальную музыку с небольшими пьесами лучших композиторов России и Запада, понятными по языку, с прекрасной мелодикой, ясной ритмикой. При постепенном включении этих пьес в репертуар ребенка он на основе накопленного, пусть небольшого опыта, полученного от знакомства с народной мелодией, сможет уловить отличия в гармонии, форме, мелодичном материале.

Самое важное в педагогическом процессе – делать все до конца, т.е. довести пьесу, даже очень малую по форме, до мастерской завершенности, до возможного совершенства. Глубоко заблуждаются те, кто считает, что в начале пути еще рано добиваться высокого качества звучания, и часто педагог удовлетворяется малым: достаточно сыграть ритмично, без ошибок, связно. Нет, здесь важно в самом начале обучения уметь раскрыть содержание пьесы, добиться приятного, красивого тона, свободного владения звуком, ритмом. Ученику должно быть все доступно и легко. А успешное решение этих творческих задач зависит от учителя.

Ему необходимо стимулировать поиск ученика, обращать внимание на активную работу слуха, никогда не оставлять работу над пьесой сделанной наполовину. Ученик должен уметь уверенно, профессионально начать пьесу, а так же закончить, прочувствовав ее «жизненный путь». Ему необходимо научиться слышать паузы, которые можно сравнить с дыханием певца. Таким образом воспитывается музыкальная культура.

В отличие от другого вида коллективного музицирования - оркестра, где

партии, как правило, дублируются, в ансамбле каждый голос солирующий,

выполняет свою функциональную роль. Регулярные домашние занятия

позволяют выучить наиболее сложные музыкальные фрагменты до начала

совместных репетиций.

Согласно учебному плану, как в обязательной, так и в вариативной части объем самостоятельной нагрузки по предмету «Ансамбль» составляет 1 час в неделю.

Педагогу по ансамблю можно рекомендовать частично составить план

занятий с учетом времени, отведенного на ансамбль для индивидуального разучивания партий с каждым учеником.

Одна из главных задач преподавателя по предмету "Ансамбль" - подбор учеников-партнеров. Они должны обладать схожим уровнем подготовки в классе специальности.

Техническая сторона исполнения у партнеров должна быть на одном уровне. Отставание одного из них будет очень сильно влиять на общее

художественное впечатление от игры. В этом случае требуется более серьезная индивидуальная работа.

Педагог должен иметь в виду, что формирование ансамбля иногда

происходит в зависимости от наличия конкретных инструменталистов в данном учебном заведении. При определенных условиях допустимо участие в одном ансамбле учеников разных классов (младшие – средние, средние – старшие). В данном случае педагогу необходимо распределить партии в зависимости от степени подготовленности учеников.

Важнейшей основополагающей психологической предпосылкой для игры в дуэте целесообразно полагать единство эмоционального восприятия и интерпретации одного и того же явления или процесса. Личности с близким эмоциональным восприятием легче достигают единства во взглядах, мнениях, действиях, испытывают потребность в общении, нежели те, у которого единого поля эмоционального восприятия недостает.

В этой связи для организации дуэта баянистов в стенах учебного заведения основополагающую роль играет выбор партнера. Вступая в контакт с другим индивидуумом, любой человек всегда интуитивно ощущает симпатию и желание продолжать общение или же, напротив, стремление прекратить его. Каждый музыкант, естественно, будет предпочитать общаться с тем, кто разделяет его взгляды и убеждения, его художественные воззрения и предпочтения.

Общение предполагает взаимный обмен мыслями и навыками на основе идентичности чувств. Разумеется, в желании общаться играет роль целый ряд особенностей ансамблистов – их интеллектуальный и культурный уровень, способности и возраст, тип мышления и темперамент, их различие еще не всегда является препятствием в ансамблевой работе. Но при эмоциональной несовместимости ансамблистов их общение, как правило, прекращается уже на начальной стадии совместной деятельности, а, следовательно, ансамбль распадается. Поэтому для формулирования устойчивого, ориентированного на продолжительную, многолетнюю работу дуэта баянистов, прежде всего, необходим выбор каждым из музыкантов своего партнера.

Важную роль в выборе партнера играет сочетание темпераментов. В современной ансамблевой работе игнорировать особенности каждого из темпераментов нельзя.

На начальном этапе обучения важнейшим требованием является ясное понимание учеником своей роли и значения своих партий в исполняемом произведении в ансамбле.

Педагог должен обращать внимание на настройку инструментов, правильное звукоизвлечение, сбалансированную динамику, штриховую

согласованность, ритмическую слаженность и четкую, ясную схему формообразующих элементов.

Существенным в выразительном исполнении дуэта баянистов является меховедение. От того, насколько им владеют участники ансамбля, зависит не только их техническое мастерство, но и ряд других факторов из которых складывается убедительная передача художественного образа. Именно техника владения движением меха во многом определяет такие параметры, как тонкость нюансировки, достижение тембрового и динамического баланса между обеими партиями ансамбля, разнообразие артикуляции и штрихов – словом все то, из чего складывается звуковая культура дуэта баянистов в целом.

Координация между обоими баянами при ведении меха обусловлена, прежде всего, характером музыки, всей ее музыкальной тканью и типом изложения. При строгом унисоне партий обоих участников синхронное ведение меха создает ощущение особого единства, общей цельности исполнения.

Рассматривая вопрос ансамблевой техники баянистов, необходимо подчеркнуть, что типичной для нее является постоянная переменность функций обоих инструментов: тот из них, у которого только что звучала, к примеру, тема, органично переходит к воспроизведению подголоска, затем части аккордово–гармонического сопровождения, создавать лишь общий фон тянущейся педали, затем снова вернуться к ведущей мелодической функции и т.д. Иными словами, здесь характерны меняющиеся «роли» между ансамблистами: «постоянная смена смысловых функций в каждой партии есть главный признак равноправности партий в ансамблевом сочинении».

В связи с этим важнейшим свойством ансамблевой техники становится синхронность общего звучания, достигаемая в результате выбора оптимального темпо - ритма произведения, достижения необходимого тембрового, динамической и артикуляционно–штрихового баланса звучания обоих баянов.

Сценическое исполнение – заключительный этап работы над произведением.

Концерт – это конечный результат того отрезка времени, в процессе которого музыкант работал над программой. И все зависит от того, как он готовился. На концерте ученик чувствует себя значительно увереннее, если он «обыграл» предварительно несколько раз свою программу. В нашем классе мы практикуем проигрывание пьес, исполняемых в концерте, за несколько недель до выступления. Слушатели – ученики, которые по очереди выходят на сцену, родители. Происходит такое прослушивание в том же зале, где и состоится выступление – ученик должен привыкнуть к акустике, к интерьеру зала.

Нельзя недооценивать важность успешных выступлений, они стимулируют ученика на дальнейшие занятия музыкой, его желание выступать на сцене, придают уверенность в собственных силах. Неудачное же выступление может способствовать скованности, возникновению чувства страха в последующих концертах. Если неудачи преследуют ученика в нескольких выступлениях, то боязнь сцены может стать устойчивым психологическим комплексом, который чрезвычайно сложно преодолеть в будущем. Поэтому так важно не выпускать недостаточно подготовленных к выступлению учеников на сцену, а так же сделать все возможное, чтобы ученик, готовый к выступлению, смог полноценно себя реализовать в концерте.

В звучании ансамбля немаловажным моментом является размещение исполнителей (посадка ансамбля). Оно должно исходить от акустических особенностей инструментов, от необходимости музыкального контактирования между участниками ансамбля.
Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
Учащийся должен тщательно выучить свою индивидуальную партию,

обращая внимание не только на нотный текст, но и на все авторские указания, после чего следует переходить к репетициям с партнером по ансамблю. После каждого урока с преподавателем ансамбль необходимо вновь репетировать, чтобы исправить указанные преподавателем недостатки в игре. Желательно самостоятельно ознакомиться с партией другого участника ансамбля. Важно, чтобы партнеры по ансамблю обсуждали друг с другом свои творческие намерения, согласовывая их друг с другом. Следует отмечать в нотах ключевые моменты, важные для достижения наибольшей синхронности звучания, а так же звукового баланса между исполнителями.



Списки рекомендуемой учебной и методической литературы


  1. Список рекомендуемых нотных сборников


1. Хрестоматия для баяна. Младшие классы ДМШ. Составители

Р.Н. Гречухина, М.Ю. Лихачев, вып. 1, 2002 год.

2. Сборник ансамблей. Составитель Р.Н. Гречухина

3. Компазиции для дуэта аккордионистов. Составитель В.А. Ушаков.

Вып. 1-5.

4. Хрестоматия для ансамблей баянистов. 2-5 классы ДМШ. Составитель А. Крылусов. М.,2004.

5. Музыкальные миниатюры для дуэтов баянистов. Средние классы ДМШ. Составление и переложение В.П. Паниной, 2003.

6. Мистер шлягер. Концертные пьесы для дуэтов баянистов и аккордеонистов. Сост. Е. Дербенко, выпуск 5, 2005.


  1. Список рекомендуемой методической литературы




  1. Дуэт баянистов [Ноты]: вопросы теории и практики : [учебно-методическое пособие : для учебных заведений искусств и культуры] / Имханицкий М. И., Мищенко, А. В. - Москва : РАМ им. Гнесиных, 2001 г.

  2. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. Изд. 5-е. – М., Музыка, 1987, с. 77.

  3. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Л., 1971, с.30.

  4. Готлиб А. Основы ансамблевой техники. М., 1971, с 13.

  5. Воронина Т. О камерном музицировании и становлении исполнителя // О мастерстве ансамблиста. Л.. 1986, с.10.

  6. Липс Ф. Искусство игры на баяне. – М.: Музыка, 1998. – 144 с., нот.

  7. Пуриц И. Методические статьи по обучению игре на баяне. – М.: Издательский Дом «Композитор», 2001. – 224 с.

  8. Хазеев Ф. Ф.. Проблемы интонирования и фразировки в баянном исполнительстве// Вопросы народно – инструментального исполнительства и педагогики: межвузовский сборник статей. Составитель П. И. Сапожников.- Тольятти, 2002.





Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет