Е. Н. Мастеница «Музей есть выражение памяти общей для всех людей…»



Дата25.06.2016
өлшемі51.5 Kb.
#157525


Опубликовано: Петербург в историческом сознании. Материалы Всеросс. науч. конф. 24-25 апр. 2003г. Санкт-Петербург. /Под ред. С.Н.Полторака – СПб.: Нестор, 2003. – С. 59-62.
Е.Н. Мастеница
«Музей есть выражение памяти общей для всех людей…»

Современный быстроменяющийся мир полон открытий и катаклизмов, связанных с крушением идеалов, сменой идеологий, трансформацией мировоззрений, обострением глобальных проблем современности. Человек, живущий в перманентном состоянии неопределенности и изменчивости, неизбежно пытается найти способ ощутить себя частью незыблемого, определить свое место в социуме, осознать свои исторические корни и прикоснуться к вечным ценностям культуры.

В русле этих тенденций все настойчивее звучит мысль о необходимости развития исторического сознания как одной из насущнейших задач формирования личности современного человека. Понятие исторического сознания сегодня трактуется как «сложное духовно-смысловое образование, обеспечивающее переработку и трансляцию социокультурной и событийно-национальной информации из прошлого в настоящее, опосредуясь будущим, так как человек живет одновременно в прошлом, настоящем и будущем».1 Совокупным прошлым опытом выступает историческая память, которая обеспечивает единство культурно-исторического процесса и его преемственности. Каждое поколение обращается к социальной памяти в ее конкретно-образной форме и в форме сознательного, и, по определению К. Юнга, «коллективного бессознательного», сконцентрированного в памятниках материальной и духовной культуры, в документах и материалах различных эпох, хранящихся в архивах, библиотеках, музеях. С этих позиций представляется актуальным рассмотрение музеев Петербурга сквозь призму проблем исторического сознания с целью определения специфических возможностей музеев в его формировании.

Предпосылкой и условием существования и развития исторического сознания является феномен «социальной памяти» Музеи сегодня рассматриваются как институты социальной памяти, необходимые для накопления и распространения информации о прошлом в различных сферах общественной жизни. Еще на рубеже XIX–XX веков, когда в науке, образовании, искусстве ярко обозначилось стремление к подведению итогов, связанное с размышлениями о будущем, было сформулировано учение о музее, предпринята попытка его целостного осмысления. Музею в трудах Н.Ф. Федорова, автора философской концепции "всеединства", отведено особое место.2 «Музей есть выражение памяти общей для всех людей, как собора всех живущих, памяти, неотделимой от разума, воли и действия…».3 В трактовке Федорова, музей – это своеобразный способ объединения интеллектуальных, духовных и физических усилий всех поколений в борьбе против смерти, которая становится по настоящему необратимой только с утратой памяти о человеке. А память остается постольку, поскольку живы вещи, оставленные человеком, несущие след личности и создателя, и владельца. Они могут, в отличие от недолгой памяти отдельного человека, и через века и страны служить напоминанием, а с развитием знаний о мире, – и необходимым элементом физического воскрешения, так как, "воссоздавая других, мы воссоздаем себя".

В продолжение этой мысли отметим, что в музее человек не просто получает разнообразную информацию, но может удостовериться в ней с помощью музейных предметов, которые представляют собой социокультурные реалии, прошедшие ценностно-познавательный анализ, являющиеся подлинными свидетельствами, убедительным доказательствами исторического прошлого или настоящего национальной и мировой культуры. Таким образом, музейный предмет, представляя собой часть реальности, несет "в себе" и "на себе" информацию о развитии природы, общества, культуры. Будучи материальным объектом, он является свидетельством тех фактов, событий, и явлений, которые происходили "когда-то" и "где-то". Обладая цветом, размером, весом, отличаясь принадлежностью к важным, знаменательным, неординарным событиям или напоминая о прошедшей эпохе и людях, музейные предметы воздействуют одновременно на эмоциональную, нравственную и интеллектуальную сферы личности. Музейные собрания и созданные на их основе музейные экспозиции представляют собой особые художественно-научные реальности, благодаря которым предстает утраченная действительность, создается возможность общения с ушедшими поколениями и вводится в научный оборот новая, достоверная информация.

В деятельности современных музеев, в том числе многочисленных и разнообразных музеев Петербурга, можно выделить приоритетные направления, которые, на наш взгляд, непосредственно связаны с развитием исторического сознания.

- Формирование представления об историческом времени и его движении. Известно, что человек рождается, не имея представления о времени. Французский психолог Анри Пьерон называл новорожденного «кандидатом в человеки». Он становится полноценным представителем человеческого рода лишь тогда, когда освоит некоторый минимум социального исторического опыта. «Присвоение» предшествующего опыта человечества, духовного наследия, традиций есть условие вхождения в род человеческий. Музеи вносят немалый вклад в сохранение культурной среды, помогая формировать представления о связях человека с его культурным окружением. Именно в музее эти связи предстают в своем конкретном предметном выражении, а поэтому есть возможность научиться «видеть» историю, представлять то, что стоит за предметом, понимать, что предметы вчерашнего, да и сегодняшнего дня – закономерные звенья в цепи времени.

- Формирование представлений об изменчивости и преемственности системы ценностей. Поскольку в музейном предмете овеществляется связь с ценностными ориентациями людей той или иной эпохи, то знакомство с ним помогает проследить историческую изменчивость системы ценностей определенного времени, определенного сословия, в частности, эстетических взглядов и идеалов. Особенно важно подчеркнуть, что, привнося ценности прошлого в современное общество, музей способствует и образованию системы новых ценностей на их основе.

- Передача знаний о происхождении и этнокультурных особенностях различных народов не только путем демонстрации подлинников национальной или инонациональной культуры в стационарных музейных экспозициях или на временных выставках, но и с помощью непосредственного включения, или интеракции современных посетителей музея в старинные обряды, ритуалы, традиции. В музее личность, испытывая воздействие историко-культурной среды, прямо или опосредованно, совершает внутренний акт самоопределения, соотнося свои взгляды и представления, знания и опыт, этические и эстетические критерии с нормами других этносов. Таким образом, происходит акт познания как мира вокруг себя, так и мира в себе. Известно, что картина мира входит важнейшим компонентом в структуру мировоззрения, а уникальные условия музея не только способствуют расширению сознания, но и активизируют чувственное познание путем получения наглядных впечатлений. Таким образом, можно констатировать гносеологическую и аксиологическую роль музеев в развитии исторического сознания.

История является стержнем музея. Это может быть история человеческого общества, история культуры, в частности литературы и искусства, история науки и техники, запечатленная в музейных предметах. Поэтому понятие исторического сознания является основополагающим для музейной деятельности. Содержание любого музея, независимо от его профиля, тесно связано с идеей времени. Получая подтверждение и воплощение в хранящихся в музеях предметах материальной культуры или произведениях искусства, эта идея может преломляться через следующие составляющие:

- понятие времени и его движения, ощущение себя в потоке времени как продолжателя дела предков и как предка своих потомков;

- родовое чувство истории, историческая память, память нации;

- осознание изменчивости человеческих идеалов и представлений, понятие временного характера явлений бытия;

- оценку явлений как с точки зрения сегодняшнего дня, так и того прошлого, когда это явление имело место;

- идею необходимости документирования исторического процесса и понимание историко-культурного контекста музейных предметов;

- невозможность руководствоваться лишь сиюминутными нуждами, ощущение сегодняшнего дня как частицы истории.

В процессе воспитания исторического сознания музейными средствами обнаруживается связь с вопросами психологического характера. Раскрытие историко-культурного смысла и ценности предмета или памятника помогает лучше понять прошлое, принять его, конкретно представить себе образ жизни и особенно образ мыслей людей предшествующей эпох, их систему ценностей. Как нам представляется, это дает исследователям выход на практически не изученные проблемы исторической психологии, открывая возможности ее «сотрудничества» и с музееведением.

Сегодня нельзя игнорировать то обстоятельство, что развитие информационных технологий и возникновение виртуальных музеев стимулирует переосмысление самого феномена музея. Специалистами он трактуется как функциональный орган общественного сознания, который возникает в точках пересечения информационно-коммуникативных процессов, как содержательное поле, состоящее из «уже построенных» моделей сознания.4 Это определение возникло в процессе создания виртуальных музеев как особой формы представления разноплановой информации. Виртуальный музей, в отличие от обычного, работающего с вещами и формами, - «это возможность репрезентации всего музейного содержания, где в единой среде могут сосуществовать как объекты из музейной коллекции, так и реконструкции об утраченных вещах. И все это может быть организовано в ассоциативно связанную структуру, которую можно определить как культурную память – не в метафорическом, а буквальном смысле».5

Безусловно, новые технологии обладают огромным потенциалом для содействия межкультурному диалогу, однако виртуальный мир не заменяет, а лишь дополняет реальный.

В современных условиях можно посетить многие музеи мира в виртуальном режиме без переездов и очередей. Более того, трехмерное изображение и интерактивные интерфейсы открывают широкие просторы для экспериментальных музеев. Новые технологии обладают огромным потенциалом для содействия межкультурному диалогу, однако виртуальный мир не заменяет, а лишь дополняет реальный. Специфика музея, прежде всего как института хранения трансляции памяти через предметные формы культуры не должна быть утрачена. Экспансия виртуальности не обеспечивает эмоциональной полноты человеческого бытия. Многогранные свойства и функции музейного предмета составляют вещную модальность культуры. Именно вещь, предмет в его уникальности или типичности, неоспоримой данности и достоверности, множественности смыслов и значений, составляет основу адаптивных и инкультурирующих возможностей музея.




 История музеев Петербурга – это история нашей социальной памяти и беспамятства. Она заслуживает специального изучения и теоретического осмысления. В данном случае мы абстрагируемся от истории их возникновения, количественных и качественных характеристик, а также от специфики профильных групп (исторические, художественные, литературные, естественно-научные, технические и др.), поскольку речь идет о наиболее общей характеристике совокупности музеев Петербурга как явления отечественной и мировой культуры.


1 Российская цивилизация: Этнокультурные и духовные аспекты. Энц. словарь. – М., 2001. – С. 99.

2 См. работы Н.Ф. Федорова «Музей, его смысл и назначение», «Поучительный памятник (музей) // Федоров Н.Ф. Собрание сочинений: в 4-х т. – М., 1995.

3 Федоров Н.Ф. Из философского наследия. – М., 1995. – С.39.

4 См. Никишин Н.А. Музей в глобальных сетях электронных коммуникаций // Музей и новые технологии/ На пути к музею XXI века. – М., 1999. – С. 127-140.

Селиванов Н. Л. Музей в открытом информационном пространстве. // Музей и новые технологии / На пути к музею XXI века. – М., 1999. – С. 85-89.



Шер Я.А. Виртуальный музей в Интернете // Интернет. Общество. Личность: Культура и искусство в интернет: Материалы конференции ИОЛ-99ю Пермь, 2000. – С. 30-34.

5 Дриккер А.С. Виртуальный художественный музей в информационном пространстве //Музеи и информационное пространство: проблема информатизации и культурное наследие: Материалы Второй ежегодной конф. АДИТ-98(Иваново). – М., 1999. – С. 21-24.



Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2025
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет