ЭЙДЕТИКА НАУЧНОЙ КУЛЬТУРЫ: АКСИОЛОГИЯ
СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ НАУКИ
Экономика строительства и гуманитарные науки. Сб. тезисов докл. науч.-техн. конф. Ч. 5. Апрель, 1995. Новосибирск: НГАС, 1995. С. 48.
Е.А.Тюгашев
Реализация социокультурного подхода к исследованию науки предполагает последовательное прохождение аксиологической, телеологической, онтологической и методологической фаз отражения ее конкретной реальности. Ценностное описание науки как специфического типа духовной деятельности включает выделение границ, отделяющих ее or других такого же рода отдельностей - искусства, оккультизма, религии, утопии, мифа. Поскольку указанные отдельные типы духовной деятельности сосуществуют и выполняют взаимоувязанные функции в структуре единого социального организма, то они могут быть зафиксированы как культуры. Ценность научной культуры, то есть ее влияние на культурный ландшафт, осознается тогда прежде всего контркультурами. Поэтому с точки зрения социокультурного подхода приоритетной является задача фиксации образов науки в религии, утопии, оккультизме, мифе, искусстве. И только затем становятся значимы науковедческие и философские образы науки.
Для терминологического закрепления аксиологического отражения научной культуры целесообразно использовать термин древнегреческой философии "эйдос". В соответствии со специфическими чертами каждой духовной культуры соответствующие образы науки обозначаются как эйдосы: архетипы науки в мифе, чудо науки в религии, тайна науки в оккультизме, тема науки в искусстве, идеалы науки в утопии. Эйдос как "конкретная явленность" представляет собой снимок, "видик" с научной культуры, представляющий определенную ценность для контркультур.
Эйдетика научной культуры позволяет получить "топографическое" изображение, зафиксировать науку как многогранный объект. В силу исторического доминирования донаучных форм мысли полученная таким образом информация дает дополнительный материал для изучения тех целей, которые ставились перед наукой в прошлом господствующими мировоззрениями. Решение данной задачи относится уже к компетенции телеологической составляющей социокультурного подхода.
48
Достарыңызбен бөлісу: |