Фантастика-это серьезно. Вып.3.
Эльфоведение.
1. Истоки образа.
На страницах произведений литературы фэнтези образы эльфов стали привычными настолько, что уже появились пародийные вариации на тему. Эльфов иносказательно называют Дивным народом, Перворожденными, остроухими, мудрейшими. Образ эльфа глубоко укоренился в европейской культурной традиции и перекочевал в русскую литературу.
Так кто же такие эльфы? Чтобы понять истоки появления эльфов в фэнтези, нужно начать изучение с огромного пласта сказаний разных народов. Даже само слово «эльф» трактуется по-разному в разных словарях. «Мифологический словарь» определяет эльфов как низших духов германской мифологии, «Большая советская энциклопедия»-как духов природы, населяющих воздух, землю, горя, леса. Такое расхождение в определении эльфов сложилось потому, что этот образ за века претерпел множество изменений, у него сложная история. Этот образ часто сливался с образами других сказочных существ, брал на себя их функции, затем выделялся опять как самостоятельный, наполнялся новым смыслом. Развитие этого образа продолжается и сегодня. Эльф - это не столько мифологический персонаж, сколько воплощение извечной тяги человека к волшебству, к чуду. До тех пор, пока существует человечество, рядом с ним всегда будут незримо присутствовать эльфы. Так что термин « эльфоведение» вполне имеет право на существование.
Эльфов в христианской традиции представляли как духов зла, само упоминание о них было под запретом. Вспомните историю с Волшебным Бурлемонским буком деревни Домреми, под которым жили маленькие человечки. Она рассказана в книге Марка Твена « Повесть о Жанне Дарк ». Эти волшебные создания никому не делали зла, но священник изгнал их, хотя дети просили этого не делать. Вся вина маленького народца была в том. что их случайно увидело человеческое дитя. Маленькая Жанна задает священнику вопрос: «Если Господь допускал их существование в течение многих веков, то почему человек считает себя вправе изгнать эти существа из их дома?». Священник не мог ей ответить. Не будем же и мы изгонять этот образ из современной литературы, ибо он рожден народной фантазией и живет тысячу лет.
Впервые образ эльфов или альвов был зафиксирован в письменном источнике в начале XIII века. Это произведения древнескандинавской литературы «Старшая Эдда» и «Младшая Эдда», составленные исландским поэтом и политиком Снорри Стурлусоном. В «Эддах» собраны легенды о богах и героях древности. Именно там есть описание народа альвов. Альвы бывают двух типов-светлые и «темные».
Светлые альвы светловолосые и светлокожие. Они внешне похожи на красивых людей: "обликом своим прекраснее солнца". В ряде мифологических песен скандинавские боги-асы и альвы упоминаются вместе. Они вместе пируют, вместе выступают против общих врагов, но все это не ставит между ними знак равенства. Асы перечисляются по именам и являются главными персонажами, оттесняя всех прочих на второй план. Асы занимают главенствующее положение, а альвы - подчиненное, хотя и определенно значимое. Подобно богам, светлые альвы обитают на небе, где имеют собственные владения - великолепный Альвхейм ("страна альвов"). В процессе размежевания с темными альвами также использовалось наименование Льесальвхейм ("страна светлых альвов"). Позднее, когда с альвами стали ассоциировать исключительно светлых представителей, надобность в таком уточнении отпала, и в "Эдде Младшей" уже используется наименование Альвхейм.
Темные собратья альвов обитали глубоко под землей. Согласно "Эдде Младшей", темные альвы "чернее смолы", "у них иной облик и совсем иная природа". Подземелье, где они обитали, называется Свартальвхейм ("страна темных альвов»). Темные альвы были искусными кузнецами и рудознатцами.
От альвов ведут свое происхождение некоторые норны - скандинавские божества судьбы, те, что приходят ко всякому младенцу, родившемуся на свет, и наделяют его судьбою.
Еще один исторический источник, в котором упоминаются два типа эльфов(«небесные», «светлые» эльфы» и «темные» эльфы)- древнекельтские и древнегерманские сборники мифов и легенд. В них термин «эльф» синонимичен понятию фея или дух. У германцев этот мифологический персонаж назывался эльб (elbe). Это слово до сих пор присутствует в немецком языке, обозначая сказочного эльфа, сильфа, как духа воздушной стихии или гнома, как духа земляной стихии.
Особое значение для развития образа имели Британские острова. В этом вечно бурлящем котле народы веками перемешивались друг с другом, ассимилировались, перенимали верования и культурные традиции, поэтому образ эльфа имеет в британской традиции несколько модификаций.
Так в юго-восточной Англии, согласно преданиям, в ряды эльфов попали местные друиды и их потомки, которые предпочли уход в леса, спасаясь от христианизации. Став героями сказок, где эльфы-друиды получили название "пикси", они обрели черты духов и могли являться людям в различных обличиях: "красивыми или уродливыми, обнаженными или в зеленом платье". К людям пикси не были дружественны, но чего еще можно ожидать от изгнанников.
Здесь же появляется новый вид эльфов - морские эльфы. Они живут в морях, что омывают берега Британских островов и вполне подходят на роль искомого предка континентальных эльфов и русалок.
В сказках графств Чешира и Шропшира рассказывается о водных эльфах, которые называются асри. Текст сказок почти идентичен, и сводится к тому, что рыбак случайно ловит сетью асри. Рыбак пытается доставить асри на берег, но воздействие солнца растапливает пленника и от того остается только лужица воды. Так же, как и для темных альвов, солнечный свет здесь выступает губителем. Асри не беззащитен: в одной сказке он прикасается к рыбаку мокрыми лапами, и прикосновение вызывает ожог, остающийся на всю жизнь. Тем не менее, активных враждебных действий пленник не предпринимает. Учитывая местонахождение графств, можно считать ареалом обитания асри Ирландское море.
Другие обитательницы водной стихии - чудесные морские девы морганы. Первоначально морганы обитали на побережье Бретани, то есть их морскими владениями были пролив Ла-Манш и Бискайский залив. За полуостровом Корнуолл уже начинались водные владения асри. Сами морганы несомненно принадлежат кельтской мифологии, откуда они позднее перекочевали в цикл легенд о короле Артуре. Самая известная представительница этого рода, конечно, фея Моргана, активная участница артуровского цикла и мать одного из известнейших эльфов - короля Оберона. Король Оберон и королева фей Маб действуют в пьесе Вильяма Шекспира «Сон в летнюю ночь», королева Маб упоминается в «Ромео и Джульетте».
В начале XVI века впервые упоминаются брауни (brownie) - домовые эльфы. Они не являются домашними божествами в старой традиции. Брауни живут "по соседству" с людьми, и помогают общему дому. В отличие от своих собратьев, помогавших человеку от случая к случаю, эти потусторонние помощники всерьез взяли на себя волшебную сторону домашнего хозяйства. Сохранились предания о приверженности брауни некоторым семьям на протяжении поколений. Брауни, как и положено эльфам, являются духами. Для визуализации они используют образ маленьких существ со сморщенными личиками в коричневом (отсюда и название) одеянии или покрытые коричневой шерстью. Особое распространение брауни получили в Шотландии, где помимо традиционной для них помощи по дому обеспечивали хорошее качество пива.
Не осталась в стороне и христианская мифология. Так, одна из сказок объясняет невидимость эльфов уже в новом ключе: Ева купала в ручье своих детей, когда неожиданно появился бог. Ева спрятала тех детей, что еще не были вымыты, а с чистыми вышла приветствовать Всевышнего. Бог спросил, все ли ее дети перед ним? Ева ответила, что все. Бог, естественно, узрел неправду и сказал: "что от меня сокрыто, то и от людей будет скрыто". Во время Потопа "скрытые" дети укрылись в большой пещере, вход в которую был завален огромным камнем. Когда вода схлынула, камень отвалился и на свет вышли эльфы. Они невидимы для простых смертных, если только сами того не пожелают. Эльфы составляют свиту Санта Клауса и помогают ему дарить подарки.
По мере распространения и укрепления христианства эльфы все чаще становятся народом-изгнанником, а также уменьшаются в росте. В XIV-XV веках алхимики и демонологи записали в эльфов всех духов стихий: гномов, ундин, сильфов и саламандр. Аналогичный процесс произошел в литературе, где эльфами стали именовать Малый народец, т.е. всех сказочных существ, не отличающихся большим ростом. Этому способствовала позиция церкви, записавшей весь Малый народец в число бесов, куда ранее уже были занесены эльфы, эльбы, альвы и иже с ними. И эльфы ушли от людей.
По одной версии, они ушли в волшебную страну, местонахождение которой окутано тайной. У Эдмонда Спенсера в "Королеве фей" эта волшебная страна граничит с Артуровской Британией. В ряде других сказаний волшебная страна перемещается глубоко под землю. Иногда это подземелье в буквальном смысле этого слова, иногда там есть небо и светит свое, как правило зеленое, солнце.
Согласно другой версии: эльфы покинули этот мир, волшебным путем перейдя в другой. В средневековых хрониках встречаются иногда истории об эльфах, вернувшихся обратно.
Следует добавить, что колокольный звон сильно раздражал мифологических эльфов. В некоторых сказках именно он являлся причиной ухода эльфов.
Также есть предположение, что эльфы на самом деле никуда не ушли. Они перебрались в самые укромные уголки нашего мира и спокойно живут там.
2. Эльфы в литературе
Место ушедших легендарных эльфов заняли эльфы сказочные, и, уступив свои позиции в мифологии, эльфийский народ начал незамедлительно отвоевывать их в литературе.
В XVI веке появляется поэма англичанина Эдмунда Спенсера(1552-1599) «Королева фей». Изначально автором планировалось написать двенадцать частей поэмы, каждая из которых символизировала одну из добродетелей, но Спенсер успел написать только шесть. Тем не менее, даже написанные части оказались столь монументальным произведением, что стали значимой вехой не только в истории эльфов, но и в английской литературе. Спенсеровские эльфы не сильно отличались от рыцарей короля Артура, да и граничила его волшебная страна с артуровской Британией. Любопытно, что сам Спенсер не любил наименование "эльфы", предпочитая им "фейри", но будущее рассудило иначе.
Эльфы становятся все миниатюрнее. Первым маленьких эльфов описал английский драматург XVI века Джон Лили (1553-1606) в романе «Эндемион». Затем традицию продолжил Шекспир в комедии «Сон в летнюю ночь». В XVII веке миниатюризация эльфов продолжилась в книге Майкла Дрейтона(1563-1631) «Нимфидия». Дрейтон первый подарил своим эльфам крылышки за спиной, тем самым сблизив образ эльфов с образом феи, что не одно и то же.
Эльфы упоминаются в поэме И.В. Гете(1749-1832) «Фауст». В сцене из «Фауста» "Сон в вальпургиеву ночь", Оберон и Титания праздновали золотую свадьбу. Эльфы представлены как маленькие прекрасные духи. Им доступно волшебство, они могут стереть память человека. В конце сцены "Сон в вальпургиеву ночь" дух воздуха Ариэль призывает: "Все, кто с крыльями, за мной!" и "эльфы-крошки" улетают.
В 1835-1837 гг. в Дании выходят три сборника сказок Ханса Кристиана Андерсена, под общим названием "Сказки, рассказанные детям". Когда речь идет об Андерсене и эльфах, первой в голову приходит "Дюймовочка". Эльфы Андерсена того же роста, что и Дюймовочка, т.е. один дюйм в высоту. Они прозрачны, словно сделаны из хрусталя, и имеют за спиной блестящие стрекозиные крылышки. Самый маленький эльф упомянут в сказке Ханса Кристиана Андерсена "Эльф розового куста". Был он столь мал, что человеческим глазом его и не разглядеть было. Внешне самый маленький эльф выглядел как нежный и милый человеческий ребенок с большими крыльями за плечами.
Спустя десять лет начинает публиковать свои сказки Сакариас Топелиус (1818-1898 ) - финский писатель, писавший на шведском языке. В сказке "Кнут-музыкант" эльфы столь малы, что Кнут поначалу принимает их за ягоды земляники - все эльфы в сказке одеты в красное. Чтобы накормить такого эльфа досыта, достаточно маковой росинки и комариной ножки.
Редьярд Киплинг (1865-1936) ) написал сборник сказок для детей «Меч Виланда», где главным действующим героем является дух-хранитель Старой Англии, Пак с Холмов Пука. Киплинговский Пак-единственный оставшийся в Англии представитель волшебного мира эльфов и фей, некогда населявших страну , и он уходить не собирается.
Эльфов обессмертил в своих произведениях Дж.Р.Р.Толкиен (1892-1973 ) . Его мир Арды стал одной из первых фэнтези- Вселенных, в которой присутствуют элементы из различных мифов и легенд многих народов. Дж.Р.Р.Толкиен первый подробно описал внешний и внутренний мир, общественное устройство и занятия эльфов. Эльфы мира Арды, описанные в книге «Сильмариллион» делятся на Светлых и Темных, но не из-за свойств характера. Просто Светлые эльфы видели свет Валинора, чудесного острова на Западе, а Темные эльфы нет. Такое деление соответствует мифологической традиции .
Эльфы живут в книгах «Хоббит, или Туда и Обратно», трилогии «Властелин колец», сказке «Кузнец из Большого Вуттона». После выхода этих произведений образ эльфа стал популярен в современной литературе фэнтези.
Но еще до появления толкиеновских миров, мир эльфов возродился в творчестве ирландского писателя Лорда Дансени, ситающегося одним из зачинателей фэнтезийной литературы.
Эдвард Планкетт (Лорд Дансени) (1878-1957)
Ирландский англоязычный писатель Эдвард Джон Мортон Дракс Планкетт, 18-й барон Дансени родился в 1878 году в Лондоне. Он считается одним из основоположников современной фэнтези.
Представитель древнего рода, восходящего к датчанам, Эдвард Планкетт в детстве и молодости был изолирован от современной политической и художественной жизни. Воображение подростка волновали сказки братьев Гримм и Андерсена, а с ирландскими сказаниями он познакомился гораздо позже. В частной школе мальчика заставляли читать Библию и это отложило отпечаток на его стиль. Дансени продолжил обучение в Итоне и Королевской военной академии Сэндхерст. В двадцать один год он потерял отца, унаследовал титул и стал обладателем немалого состояния.
В жизни Дансени был настоящим аристократом, а в искусстве — дилетантом. Сочинительство было для него не более чем увлечением, пусть даже и любимым. Он был лучшим стрелком Ирландии, прекрасным шахматистом (сыграл вничью с Капабланкой, составлял задачи для «Таймс» и придумал собственный вариант асимметричных шахмат), хорошим игроком в крикет, отважным солдатом.В 1901 г. Дансени вернулся из Африки в родовой замок,а три года спустя женился на Беатрис Чайлд Вильерс, дочери графа Джерси; в 1906 г. у них родился сын Рэндал.
К этому времени Дансени опубликовал за собственный счет первую книгу — сборник миниатюр «Боги Пеганы» (1905). Иллюстратором стал известный график Сидней Сайм, который и впоследствии, на протяжении почти двадцати лет, иллюстрировал книги Дансени. Более того: многие рассказы и создавались как «подписи» или «расшифровки» рисунков Сайма. Книга имела определенный успех, так что все остальные сочинения писателя выходили уже в профессиональных издательствах.
Сборник «Боги Пеганы» стали едва ли не первым в европейских литературах опытом создания «вторичного мира», как называл это Дж. Р.Р.Толкиен , со своей космологией, мифологией, историей и географией. Мифология Дансени имеет несколько сновидческий характер (не случайно один из позднейших сборников получил название «Рассказы сновидца»), но обладает чрезвычайной внутренней убедительностью и оказала огромное влияние на многих писателей(Лавкрафта,Толкиена,Борхеса).
Парадоксальный юмор Дансени, его холодная ирония и постоянная игра с читательскими ожиданиями, столь заметные в двух «Книгах Чудес», отразились и в современной иронической фэнтези, прежде всего в творчестве американца Нила Геймана. В сборнике «Меч Веллерана» (1908) Дансени создал жанр “меча и магии”.
Миры Дансени были бы невозможны без пристрастия писателя к древним языкам и экзотическим названиям. Этическая проблематика в них практически отсутствует: Дансени, как и многие писатели рубежа веков, ценил прежде всего эстетику, самоценность прекрасного.
Не менее важен, чем рассказы 1900-1910-х годов, и роман «Дочь короля Эльфландии» (1924) — классическая книга о землях, что пребывают на границе «ведомых нам полей», ставшая образцом для таких современных писателей, как Нил Гейман, Сюзанны Кларк и других.
Роман «Дочь короля Эльфляндии» -это история взаимоотношений страны эльфов, где время заморожено магической волей ее короля, и мира людей. Главные герои романа-принцесса эльфов Лиразель, ее муж Альверик и сын Орион. Автор утверждает, что взаимодействие двух миров ничего хорошего не принесут ни тем, ни другим.. Книга интересна психологичностью, красочным описанием эльфийского мира.
Из позднего творчества Дансени наиболее известен цикл рассказов о Джозефе Джоркенсе: тучный завсегдатай клубов, всегда готовый рассказать невероятную историю о своих путешествиях во всех частях света, породил целый жанр фантастического «клубного рассказа» (Артур Кларк).
В 1930-е годы Дансени оставил родовой замок на попечение сына и окончательно переселился в Англию, в графство Кент — недалеко от своего друга Редьярда Киплинга; Ирландию он посещал нечасто. В конце 1940-х — 1950-е годы вышло несколько новых прозаических книг Дансени, он активно работал на радио и телевидении, совершал лекционные турне по Европе и США, однако пребывал на периферии литературной жизни. 27 октября 1957 г. Дансени скончался после приступа аппендицита. Но и полвека спустя его книги переиздаются, а влияние на развитие фантастики неоспоримо.
.
Произведения Лорда Дансени.
«Боги Пеганы» (1905)
«Время и Боги» (1906)
«Книга чудес» (1912)
«Последняя книга чудес» (1916)
«Король Аргименес и Неведомый Воин» (1914)
«Дочь короля Эльфляндии» (1924)
«Дон Родригес или Хроники Тенистой Долины» (1922)
«Благословение Пана» (1924)
3. Эльфы в литературе фэнтези.
Эльфы Толкиена стали эталоном для многих авторов фэнтези, хотя каждый писатель вносит что-то новое в традиционный образ. Особо надо сказать о разработке американским писателем Робертом Сальваторе образа темного эльфа.
Роберт Сальваторе.
Американский писатель Роберт Сальваторе родился в штате Массачусетс в 1959 году. На втором курсе колледжа он получил в подарок книгу Дж. Р. Р. Толкиена «Властелин колец», что и стало началом неразрывной связи с литературой фэнтези. Роберт немедленно изменил свои интересы с компьютерных наук на журналистику. Р. Сальваторе получил степень бакалавра в сфере коммуникаций Фитчбергского Государственного Колледжа в 1981, а затем продолжил изучение английского языка и получил степень бакалавра гуманитарных наук. В 1982 году Сальваторе серьёзно занялся литературой. Его первой опубликованной новеллой была «Магический кристалл» для TSR в 1988 году. За свои первые писательские годы он много работает, в частности посвящает литературе весь 1990 год. Роберт Сальваторе наиболее известен как создатель темного эльфа по имени Дриззт(Drizzt) , одного из наиболее любимых читателями фантастических героев. Более трех миллионов книг Сальваторе было продано и переведено на разные языки, созданы аудио-версии его произведений.
В перерывах между писательской деятельностью Роберт со своими тремя детьми посещает хоккейные матчи, скачки и фехтовальные поединки. В качестве своих увлечений он называет софтбол, хоккей и музыку — в особенности Моцарта. В настоящее время он живет в Массачусетсе вместе со своей женой Даяной и их тремя детьми: Брайаном, Джино и Кэтлин.
Самой знаменитой трилогией Р.Сальваторе является «Темный эльф». В ее входят книги «Отступник», «Изгнанник», «Воин». В книге блистательно даны сцены боев, описаны хитроумные интриги, и, в то же время, герой не чужд моральных исканий и небанальных рассуждений, данных через его дневник. Главная мысль автора- о внутреннем и естественном стремлении любого разумного существа к Добру. Автор выходит за рамки чисто развлекательного чтения, поскольку много внимания отдает внутреннему миру героев.
Родина темных дровов(эльфов) – Мензоберранзан – город хаоса, чье величие сравнимо лишь низостью царящих в нем нравов.Злоба, предательство, ненависть царят в мире темных эльфов. Не в силах мириться со страшными законами окружающего мира, благородный принц Дриззт До’Урден вынужден покинуть родной дом. Преследуемый мстительными соплеменниками, он вместе с волшебной пантерой Гвенвивар спускается в бесконечные, полные опасностей лабиринты подземной страны. Среди монстров вечного мрака, в мире, где солнцем стал огонь преисподней, он ищет свою новую родину.
Произведения Роберта Сальваторе
Трилогия «Тёмный Эльф»
«Отступник» (1990)
«Изгнанник» (1990)
«Воин» (1991)
Трилогия «Долина Ледяного Ветра»
«Магический кристалл» (1988)
«Серебряные стрелы» (1989)
«Проклятие рубина» (1990)
Серия «Наследие дроу»
«Тёмное наследие» (1992)
«Беззвездная ночь» (1993)
«Нашествие тьмы» (1994)
«Путь к рассвету» (1996)
Серия «Пути тьмы»
«Незримый клинок» (1998)
«Хребет мира» (1999)
«Море мечей» (2001)
Трилогия «Клинки охотника»
«Тысяча орков» (2002)
«Одинокий эльф» (2003)
«Два меча» ( 2004)
Трилогия «Мечи на продажу»
«Служитель кристалла» (2000)
«Заклятие Короля-колдуна» ( 2005)
«Дорога патриарха» ( 2006)
Серия «Клерикальный квинтет»
«Гимн хаоса» (1991)
«Серебристые тени» (1992)
«Ночные маски» (1992)
«Павшая крепость» (1993)
«Проклятие хаоса» (1994)
Анджей Сапковский.
Польский писатель Анджей Сапковский родился в 1948 году в г. Лодзь. В 1986 году написал первую фэнтезийную новеллу «Ведьмак», в которой создал своего главного героя-Ведьмака, мастера меча и волшебства, который сражается с монстрами в своем фэнтезийном мире.В 1990 году была издана вторая книга, состоящая из семи новелл под одним общим заглавием «Последнее желание», которая была переиздана в 1993 году, в 1992-третья книга, состоящая из шести рассказов, объединенных титулом «Меч предназначения». Все эти тринадцать рассказов переведены на русский язык в однотомном издании «Ведьмак».
В 1994 году Сапковский начал пятитомную сагу о Ведьмаке и Ведьмачке. Эти книги получили объединенное название «Сказание о Цири и Геральте».В «Сказании о Цири и Геральте» эльфы описаны как первая раса, появившаяся на Земле и проигравшая людям соревнование на выживаемость. Люди, которых эльфы презирали, очень быстро обрели власть и прогнали заносчивую расу эльфов с плодородных земель. Эльфы вынуждены воровать и грабить, добывая себе средства для пропитания. Сапковский описывает эльфов как тупиковую ветвь развития, постепенно вымирающую. Они полны ненависти к людям, жестоки и жалки. Они растеряли красоту и былое величие, сохранив лишь гордость. У эльфов есть два пути- или приспособиться и смириться с людским превосходством, или умереть в самоубийственной схватке с людьми. Причиной такого бедственного положения , по мнению Сапковского, явилась та социальная модель устройства эльфийского общества, которую описал в своих произведениях Дж.Р.Р.Толкиен. Замкнутость эльфийского мира, неспособность к переменам, невосприимчивость к людским достижениям приводят к деградации. Эльфы мира Сапковского живут не вечно, а всего 600-700 лет и знакомы с такой стадией развития организма, как старость.
Произведения Анджея Сапковского.
Цикл « Сказание о Цири и Геральте»
-
«Последнее желание» (1993), сборник рассказов:
« Ведьмак» (1983), «Дорога без возврата» (1988), «Крупица истины»(1989), «Меньшее зло» (1990), «Вопрос цены» ( 1990), «Край света» (1990), «Последнее желание» (1993).
-
« Меч предназначения «(1992), сборник рассказов:
«Предел возможного» , «Осколок льда» , «Вечный огонь» , «Немного жертвенности» , «Меч предназначения» , «Нечто большее».
-
« Кровь эльфов» (1994)
-
«Час презрения» ( 1995)
-
«Крещение огнём»( 1996)
-
«Башня Ласточки» ( 1997)
-
«Владычица озера» ( 1999)
Цикл «Сага о Рейневане» -
«Башня шутов» ( 2002)
-
« Божьи воины» (2004)
-
« Негасимый свет» ( 2006)
Художественные произведения, не вошедшие в серии -
« Музыканты» ( 1989)
-
«Тандарадай!» ( 1990)
-
« В воронке от бомбы [Воронка]» (1992)
-
«Что-то кончается, что-то начинается» (1992)
-
« Золотой полдень» (1997)
-
«Случай в Мисчиф-Крик» (1999)
-
« Змея» ( 2009) роман
-
«Боевой пыл» (1994)
Йон Колфер.
Совершенно по-иному строятся отношения между людьми и эльфами в цикле детских книг Йона Колфера об Артемисе Фауле.
Йон Колфер родился 14 мая 1965 гда в городке Уэксфорд, на юго-восточном побережье Ирландии. Он был вторым ребенком из пяти в семействе учителя начальной школы и преподавательницы актерского мастерства. Окончив в Дублине педагогический колледж, Йон вернулся на родину и стал преподавать в начальных классах, а на досуге сочинял сказки по мотивам кельтского фольклора. В 1995 году он написал свою первую повесть «Бенни и Омар»-о дружбе юного ирландца и мальчика из Туниса и их приключениях на севере Африки. Повесть почти сразу стала бестселлером. Ее продолжение, книга «Бенни и Малыш», увидела свет в 1999 году и стала бестселлером в Ирландии, потеснив даже Гарри Поттера. Еще один детский роман Колфера- «Список желаний»(2000 г.), - получил премию как «Книга года в Ирландии».
Всемирную же известность писателю принес роман «Артемис Фаул. Гений против волшебства», вышедший в 2001 году. В одной Великобритании он был продан тиражом более 500 тысяч экземпляров, был опубликован более чем в 30 странах. Вскоре за первой книгой последовали продолжения, и получился целый цикл.
Цикл книг повествует о современном гениальном подростке Артемисе Фауле, которому приходится совершать преступления, чтобы поддерживать «семейный бизнес», спасти родителей и друзей. Изначально Артемис самоуверенный подросток, гений, который стремиться достигнуть всего и сразу. Он может ограбить любой банк, провести массу авантюрных махинаций, но ему это не интересно. Нет интриги. И тогда Артемис находит новую игрушку: волшебный мир, обитатели которого прячутся под землей от людей. В этом волшебном мире живут эльфы, гоблины, кентавры, гномы, другие сказочные существа. Давным-давно они ушли из мира людей и тщательно скрывают свое существование. Но иногда они невольно все-таки оставляют в людском мире свидетельства своего присутствия.
Еще не взрослый, но и не ребенок, Артемис Фаул верит в реальность существования волшебного народца и вступает с ними в контакт. Артемис , основываясь на старинных сказках, знает, что у подземного народа есть много золота и путем шантажа стремиться это золото отобрать. И у юного гения все получается. Но в процессе операции Артемис знакомится с настоящей эльфийкой, капитаном подземной полиции Элфи Малфой. У них завязываются непростые отношения соперничества, постепенно перерастающие в дружбу. Артемис знакомится с другими обитателями подземного мира- компьютерным гением-кентавром Жеребкинсом, Мульчей Рытвингом- гномом- преступником со стажем. Книги Колфера наполнены добрым юмором и утверждают подростков в пользе знаний, которые всегда сильнее волшебства.
Произведения Йона Колфера.
«Артемис Фаул. Гений против волшебства»(2001)
«Артемис Фаул. Миссия в Арктику»(2002)
«Артемис Фаул. Код вечности»(2003)
«Артемис Фаул. Секретные материалы»(2004)
«Артемис Фаул. Ответный удар»(2005)
«Артемис Фаул. Затерянный мир»(2006)
4. Игровые эльфы
В XX веке развитие электронных технологий предоставило людям возможность не только наблюдать за приключениями эльфов со стороны, но и примерить на себя шкуру остроухого . Эльфы расселились во вселенных DnD (Dungeon and Dragon), проникли в настольные и компьютерные игры.
В мире The Elder Scroll эльфы и люди произошли от общих предков - эльнофей. На каком-то этапе развития один народ разделился на альдмеров (эльфов) и людей. Альдмеры не остались единым народом, а дальше распались на несколько эльфийских рас, различающихся в основном цветом кожи и укладом жизни. Эльфы The Elder Scroll наиболее близки к современной традиции - они человекообразны, но имеют остроконечные уши и больший срок жизни (около 300 лет), который обеспечивается за счет магических умений.
Другая вселенная DnD, серия "Забытые королевства" родилась под воздействием Роберта Сальваторе, автора "Темного эльфа". О темных эльфах дроу уже сказано выше, поэтому здесь ограничимся упоминанием других, очень редких рас: авариэли и аватирри. Это крылатые эльфы. Мифическая, по мнению многих, раса летающих эльфов, обитающая на Фэйруне. Очень редки, и о них мало что известно, кроме того, что выглядят они, как традиционные ныне эльфы Толкиена, но с тонкими птичьими(авариэли) или насекомообразными(аватирри) крыльями. Авариэли считаются светлыми эльфами, аватирри - темными.
Эльдары - звездные эльфы. Впервые эльдары упоминаются еще у Дж.Р.Р.Толкиена в "Сильмариллионе". Это три племени эльфов, выступивших в поход от Куйвиэнэн к Аману. Считалось, что они увидели свет звезд, бывший раньше света солнца и луны, за что и получили название эльдары - "звездный народ". В полной мере "звездным народом" эльдары стали при переносе игры Warhammer из жанра фэнтези в космическую оперу Warhammer40K, когда классические толкиеновские эльфы уступили место суровым и очень подвижным космическим эльдарам. Прямой связи между двумя народами не обнаружено, но очевидное сходство позволяет считать их в какой-то мере родственными народами. Внешне звездные эльфы не отличаются от своих земных собратьев, описанных Дж.Р.Р.Толкиеном. Темные эльфы фэнтезийного Warhammer-а, именуемые «дручии», также отправились к звездам, став темными эльдарами.
В MMORPG "Идеальный мир" ("Perfect World") создатели вспомнили ирландских сидов. Однако дальше названия сходство не пошло. Городом эльфов является огромное дерево, на ветвях которого стоят домики. Сами эльфы по умолчанию красивы, но возможность менять облик персонажа вносит в это умолчание свои коррективы. Каждый сид с самого начала обладает волшебными крыльями. Это атрибут снаряжения. Сид может одевать и снимать крылья, а также с легкостью заменить их на новые. Подобный образ больше соответствует славянским самовилам, но создатели решили иначе.
В плане эволюции образа эльфа интересен мир Warcraft-а. В игре Warcraft-2 уши у эльфов соответствуют классическому образцу, заданному Толкиеном: "похожи на древесный лист". Конфликт, на радость игрокам, не исчерпался с разгромом Орды орков, и в третьем Warcraft эльфы уже щеголяют куда более длинными ушками. Они растут не строго в стороны, а назад, постепенно отклоняясь от головы. Вероятно, во время войн и смут ушки эльфов отрастают, и по их длине можно опознать эльфа-ветерана.
Другим интересным аспектом эльфов Warcraft-а является редкая близость к природе Ночных эльфов. Они не просто живут в лесу. Лес стал частью их общества: дома-деревья движутся вместе с войском и также сражаются с врагом, а магические светлячки научились добывать из деревьев древесину, не повреждая само дерево.
5. Аниме-эльфы
После Второй мировой войны в Японию вслед за американской армией последовала и американская культура с одновременным экспортом японской культуры в США. На волне диалога двух культур в Японию прибыли эльфы.
В 1978 г. студия "Топкрафт" приняла участие в западном проекте по экранизации толкиеновского "Хоббита", но в японском кино эльфы как-то не прижились. Японцы были слишком далеки от многовековых эльфийских традиций Европы. С другой стороны, японская мифология сама изобиловала волшебными существами, так что в полной мере чужаками эльфы себя не чувствовали. Оставалось только найти благодатную почву, и она нашлась в мультипликации и манге (нарисованных историях). В 1960-1970-х гг. в Японии большим успехом пользовались американские анимационные телевизионные сериалы, и японские мультипликаторы решили не оставаться в стороне.
Традиции мультипликации требуют некоторой гипертрофированности характерных черт персонажей . Основной характерной чертой эльфов были уши, каковые и подросли, подчас весьма заметно. У некоторых эльфов ушки не уступают ширине плеч.
Образ аниме-эльфа формировался под влиянием двух противоположных сил. С одной стороны, не будучи связанным многовековыми традициями, облик эльфа легко подвергался корректировке в зависимости от фантазии художника. С другой стороны, японцы по натуре традиционалисты, и, едва образ устоялся, он начал быстро закостеневать. Аниме-эльфы, как и положено обитателям Фаэрии, волшебные существа. Они красивы, аристократичны и в основной массе привержены идеалам добра. Средний рост - на уровне подростка. Самые, пожалуй, большие аниме-эльфы встречаются в "Эльфийской песне". Наиболее близок к европейской традиции, точнее, к ставшему культовым сериалу "Сага о копье", сериал "Лодосс" ("Record of Lodoss War").
Дополнительный список произведений .
Леонид Кораблев. Книга историй об эльфах.- М. : изд-во «Восход-А», 2008.-312 с.
Волшебный рог. Английские народные сказки.
Шарль Перро «Сказки моей матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времен с поучениями»
Энид Блайтон «Сказки страны фей»
Редьярд Киплинг «Меч Винланда»
Барри Джеймс М. «Питер Пен»
Дж.Р.Р.Толкиен «Сильмариллион»
Пол Андерсен «Сломанный меч»
Пол Андерсен «Три сердца и три льва»
Рей Бредбери «Холодный ветер, теплый ветер»(рассказ)
Лион Спрэг де Камп, Флетчер Пратт «Дипломированный чародей»
Кристофер Сташефф «Чародей поневоле»
Эстер Фрисман «Нью-Йоркские сказки»- нет перевода.
Джоди Линн Най «Прикладная мифология»- перевод в электронном виде.
Чарлз Финней «Цирк доктора Лао»- перевод в электронном виде.
Кэролайн Черри «Эльфийский Камень Сна»- изд. Орион, 1993 г.
Диана Дуэйн «Кража роз Эльфийского короля»-нет перевода.
Источники.
Бугаков Михаил. Введение в эльфоведение/Михаил Бугаков.- Режим доступа: http://www.mirf.ru/Ai
Дансени, Эдвард.-Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Дансени,_Эдвард
Сальваторе,Роберт. -Режим доступа.http://ru.wikipedia.org/wiki/Сальваторе
Сапковский,Анджей.-Режим доступа.http://ru.wikipedia.org/wiki/Сапковский
Колфер,Оуэню-Режим доступа.http://ru.wikipedia.org/wiki/Eoin_Colfer
Эльфы.-Режим доступа.http://elf.taba.ru/blog/alfs-about/15166_elfy.html
Клан темных эльфов.Авари.- Режим доступа:http://darkelves.clan.su/bubl/2-1-0-26
http: \\ www.elf-troll.ru\skazki-ob-elfach-i-feyach
http:\\ www. zhurnal.libru\e\elxfa\
http:\\ www.mushroomelves.com\skazki\
Достарыңызбен бөлісу: |