Эстетического воспитания 5



Дата20.12.2019
өлшемі226.66 Kb.
#447737
түріЛитература
Эстетическое воспитание

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 1

1. Эстетическое воспитание в структуре

педагогического процесса

1.1. Теоретические основы эстетического воспитания 3

1.2. Система эстетического воспитания 5

1.3. Сущность эстетического восприятия 7

1.4. Психологические особенности эстетического

восприятия 9

2. Педагогические условия формирования эстетического

восприятия

2.1. Эстетизация среды обитания 10

2.2. Методы формирования эстетического восприятия 12

2.3. Способы формирования эстетического восприятия 14

2.4. Средства формирования эстетического восприятия 16

2.5. Приёмы формирования эстетического восприятия 18

Заключение 19

Литература 20

ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития общества особенно остро стоит проблема духовно развитой личности. К восприятию и правильному пониманию прекрасного в действительности (природе, труде, общественных отношениях, поступках) и в искусстве способно приобщить эстетическое воспитание. Оно может способствовать развитию эстетических взглядов, вкусов и чувств, потребности и возможности детей участвовать в создании прекрасного в искусстве и жизни. Этим определяется актуальность настоящего исследования.

Цель исследования – раскрыть приёмы и способы формирования эстетического восприятия у юной личности.

Область исследования – эстетическое воспитание в системе педагогического процесса.

Предмет исследования – педагогические условия формирования эстетического восприятия у школьников.

В соответствии с актуальностью, целью, объектом и предметом исследования в работе решаются следующие задачи:

- исследуется эстетическое воспитание в структуре педагогического процесса;

- раскрываются педагогические условия формирования эстетического воспитания у юной личности.

Выдающиеся отечественные педагоги В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Ш.А. Амонашвили, Н.А. Дмитриева, Б.М. Неменский, С.Х. Раппопорт, Е.В. Квятковский и др. отмечали, что эстетическое воспитание начинается с создания необходимого запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений, и является процессом, который совершается под влиянием жизненных отношений и воздействий, обладающих эстетическими свойствами. В процессе эстетического воспитания формируется эстетическое восприятие, эстетический вкус, эстетический идеал, развивается способность к созданию эстетических ценностей, что дает возможность для удовлетворения потребностей в творчестве и самовыражении школьников в образовательном процессе и повседневной жизни.

1. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

В СТРУКТУРЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

1.1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Общение с родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми, поведение окружающих, настроение их, слова, взгляды, жесты, мимика – всё это впитывается, откладывается, фиксируется в сознании развивающейся личности, формируя навыки её эстетического восприятия.

Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Благодаря красоте человек часто интуитивно тянется и к добру. По-видимому, в той мере, в какой красота совпадает с добром, можно говорить о морально-нравственной функции эстетического воспитания.

Основные положения теории эстетического воспитания сформировались в XIX - начале XX века в трудах В.Г. Белинского, Н.Г. Черны­шевского, К.Д. Ушинского, В.И. Водовозова, В.П. Острогорского и др.

Задачи эстетического воспитания заключаются в том, чтобы развивать способности воспринимать, понимать и чувствовать прекрасное в жизни, природе, искусстве. Оно должно также способствовать нравственному совершенствованию личности, воспитанию активного отношения к действительности. Поэтому в педагогическом процессе необходимо связывать эстетическое воспитание с нравственным и интеллектуальным. По мнению В.Г.Белинского воспитывая с раннего возраста в детях чувство прекрасного, педагог, таким образом, формирует качество личности как человечность. По его выражению: эстетическое чувство есть ос­нова добра, основа нравственности.

Практика эстетического воспитания, его научное осмысление шли сложными путями в условиях различных цивилизаций. К началу XXI века основные тенденции развития эстетического воспитания и научные представления о его сущности, формах, средствах и условиях предстают в неоднозначных, диалогических отношениях и взаимосвязях:

1) традиционное (классическое) направление ориентировано на эстетическое воспитание человека, чувствительного к красоте и прекрасному в искусстве и реальности, ориентированного на нормативные идеалы европейской культуры;

2) трансформированное модернизированное неоклассическое направление ориентировано на эстетическое воспитание человека, опирающегося в своём эстетическом сознании как на традиции, так и на преобладавшие в XX веке концепции социологизаторского характера в эстетике и теории эстетического воспитания;

3) современное направление основанное на переосмыслении мирового опыта эстетического воспитания, ориентировано на обоснование идеала эстетически развитой, культурной личности, восприимчивой и отзывчивой к многообразию мира, включая образ жизни и деятельность людей, историю и будущее, их интерпретацию в различных культурах (при этом охватывается вся художественная культура - от первобытного и самобытного этнического искусства примитива и художественных ремёсел, ритуального и культового искусства до образцов элитарного искусства современной цивилизации).

Эстетическое развитие личности проходит ряд этапов: эмоционально-стихийный, оценочно-образный, нормативно-традиционный, сотворческий, личностно-рефлексивный, творческий, аналитико-интегративный и др., определяемые по преобладающему характеру эстетического сознания и отношения. Первые три уровня отражают стадии возрастного становления от дошкольного детства до младшего подросткового периода, когда возникает опасность «застывания» эстетического развития. Последующие уровни представляют в благоприятных условиях возможности дальнейшего эстетического развития. При этом эстетическая восприимчивость и отзывчивость углубляют развитие образного мышления, творческих способностей человека.
1.2. СИСТЕМА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Современная наука связывает повышение роли эстетического образования в педагогическом процессе с преподаванием изобразительного искусства, музыки, мировой художественной культуры, хореографии, медиа-образова-ния, разработки факультативных курсов эстетической направленности, с деятельностью кружков, а также с совершенствованием форм дополнительного эстетического образования. Отмечается возрастание социальной роли личности как носителя национальной художественной культуры и особое значение художественного образования педагогов. При этом основной функцией эстетического воспитания признаётся ориентирование ученика «на развитие через искусство», а не равнодушное заучивание шаблонов, развитие мотивации к творчеству.

Среди приоритетных, в настоящее время, выделяются такие направления в эстетическом воспитании, как развитие непрерывного художественного образования, формирование музыкально культуры школьников, театр, воспитание и образование, развитие литературно-творческих способностей, хореографическое образование, развитие этнохудожественного образования, аудиовизуальной культуры, музейной педагогики. Таким образом, актуальными в этом контексте в отдельных видах искусства выступают художенствено-воспитательные системы образования, воспитание и формирование определённых аспектов художественной культуры.

Старая линейная система художествено-эстетического образования (1-9 кл.) меняется на концентрическую (1-4; 5-9; 10-11 кл.), при этом развивается комплексный подход к преподаванию искусства, подчёркивается перспективность общеэстетического образования на его культурологической основе.

Для построения, развивающей личность школьника, системы эстетического воспитания на современном уровне требуется сложная структура средств, включающих помимо искусства и собственно эстетические объекты и явления.

Среди средств эстетического воспитания главное место занимает искусство. Оно в образно-эмоциональной форме обеспечивает интерпретацию всех эстетических сторон действительности, природы, труда, познания, игры, отношений людей и самого человека. Специфика природы художественного мышления человека воплощается в материале и языке образов. Постижение языка искусства в процессе эстетического воспитания ведёт к освоению учащимися приёмов и принципов творческого преобразования, переосмысления явлений действительности, к развитию их собственных творческих способностей, к углублению эстетического сознания и отношения.

Многообразие видов и жанров искусства адресовано всем чувств, способностям человека, его эмоциональному опыту и подсознанию, потребности наслаждаться выразительностью и красотой форм материи, изяществом идей, глубиной содержания и истолкования важнейших смыслов жизни человека, значит, обществ, событий. В искусстве объединяются, трансформируются и приобретают художественное воплощение все остальные средства эстетического воспитания.

Средства эстетического воспитания охватывают все сферы жизни, которые могут быть включены в педагогический процесс.

Существенное влияние на настроение, поведение человека оказывает окружающая предметная среда. Эстетически организованная обстановка жизни, труда, общения повышает активность, результативность, творческий характер деятельности.

Источником и средством эстетического воспитания может стать и трудовая деятельность, если она эстетически организована по законам красоты, отвечает потребностям и склонностям человека, приносит удовлетворение, радость.

Игра, является неформальным средством эстетического воспитания, предполагающее разностороннюю гибкость человека в проявлении склонностей и способностей творческого характера, поэтому всё чаще игровые ситуации из сферы досуга вносятся в учебный процесс.



1.2. СУЩНОСТЬ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ
Осознание эстетического восприятия, как особой формы чувственного восприятия, произошло уже в глубокой древности. Представления о сущности эстетического восприятия, его задачах, цели постоянно менялись, начиная со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности ее предмета.

В наше время проблема эстетического восприятия, развития личности, формирования, ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед современной школой.

В научной литературе имеется множество различных определений эстетического восприятия. Так Д.Б. Лихачев в своей книге «Теория эстетического воспитания школьников» опирается на определение данное К. Марксом, определяя эстетическое восприятие, как целенаправленный созидательный процесс в результате которого происходит формирование творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты», при этом подчеркивает ведущую роль восприятия в эстетическом становлении ребенка.

Таким образом, эстетическое восприятие – это особая способность человека чувствовать красоту окружающих его предметов (красоту их формы, цвета, музыкального звука и т.п.), различать прекрасные и безобразные, трагические и комические, возвышенные и низменные черты в поведении живых людей и героев произведений искусства и испытывать при этом чувства наслаждения, удовольствия или неудовольствия.

Эстетическое восприятие развивается на основе чувственного восприятия - способности человека при воздействии различных предметов на органы зрения и слуха посредством возбуждения нервной системы, передачи и переработки нервного возбуждения в мозгу человека отражать (чувствовать) пространственные формы предметов, цвет, звук и т.д. Под влиянием различных видов трудовой деятельности и общественных отношений у человека формируется «музыкальное ухо», «чувствующий красоту формы глаз», т.е. чувственное восприятие превращается в элементарное эстетическое восприятие. С его возникновением человек начинает сознательно по законам красоты создавать такие предметы, которые вызывают эстетическое удовольствие. Возникают различные виды художественной деятельности и ее продукты: украшение орудий труда, предметов быта и жилищ в виде орнамента, создание предметов определенной формы и цвета, украшение человеческого тела и одежды, живопись и скульптура, танец, музыка и другие виды искусства.

Дальнейшее развитие эстетического восприятия на основе постоянного общения человека с продуктами художественной деятельности, с произведениями искусства воспитывает в нем умение наслаждаться красотой, способствует возникновению и развитию эстетических представлений, вкусов, теорий и идеалов. На формирование развитие эстетического восприятия человека огромное влияние оказывают условия материальной жизни общества, а также его классовое, национальное положение в обществе, его моральные, религиозные, политические взгляды и т.д. Следовательно, в ходе исторического развития под влиянием изменения условий общественной жизни изменяется и эстетическое восприятие людей. В свою очередь искусство, постоянное общение с продуктами художественной деятельности способствует формированию и совершенствованию эстетических взглядов как отдельной человеческой личности, так и общества в целом.

Б.Т Лихачев, также как и многие другие педагоги и психологи, считает, что только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность, способны развить их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности.
1.4. ПСИХОЛОГИЧЕКИЕ ОСОБЕННОСТИ

ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ
Эмоциональное восприятие - это целостный психофизический и духовный акт, который не может сводиться ни к биологическому, ни к физическому, ни к перцептивному процессу. Эстетические эмоции здесь играют роль базового устремления, в процессе которого возникают ощущения и кристаллизуются чувства. Эстетические переживания питают и формируют психику ребенка. Они занимают главное место в его отношении к миру: не думая извлекать из него пользу, ребенок прежде всего любуется им, радуется тому прекрасному, которое в нем находит. Активная эстетическая жизнь ребенка основывается на чрезвычайно восприимчивом и гибком эмоциональном мире. Эмоции позволяют ему воспринимать природу окружающих вещей, не имея еще перцептивного опыта. Понимание особенностей детского восприятия позволяет подойти к исследованию внутреннего мира ребенка. Отсутствие предметной, перцептивной ориентации - главная его черта, которая затрудняет понимание души ребенка взрослым человеком, порождая ошибочные представления о наивности, неорганизованности, инфантилизме детского восприятия, встречающиеся у разных исследователей. Богатый эмоциональный мир позволяет школьнику, не обладая еще сознанием эстетической ценности того или иного предмета или явления, видеть мир эстетически, во всем его многообразии. Он воспринимает непосредственно гармонию, ощущает красоту даже в прозаических вещах. У взрослого, имеющего сознательную установку по отношению к объекту, эстетическое восприятие часто самодостаточно и сводится к поверхностному любованию, к пассивному, а иногда к потребительскому отношению к прекрасному. Ребенок же пытается преодолеть свое незнание. Неопределенность толкает его к поиску необходимого эстетического смысла. Он стремиться опробовать свои переживания в реальном действии, найти им адекватную форму выражения. Без этого поиска, душевных усилий эстетическое восприятие носит формальный характер и не затрагивает сути объекта.

2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

2.1. ЭСТЕТИЗАЦИЯ СРЕДЫ
В основе формирования эстетического восприятия лежит окружающая юную личность среда обитания, которая в условиях педагогического процесса должна подвергаться эстетическому преобразованию. Главная задача эстетизации среды обитания сводится к достижению гармонии между создаваемой человеком «второй природой» и естественной природой.

Проблема эстетизации среды обитания органически связана с решением одной из сложных и насущных проблем совершенного человечества - проблемы рационального использования природных богатств и охраны окружающей среды. Когда человек остается наедине с природой, как раз и раскрывается истинное лицо его эстетической культуры. Изучение ребятами законов развития природы, умение видеть многообразие ее форм, постижение ее красоты - это главное, чему должна научить школа.

Другим направление эстетизации среды обитания является формирование эстетики быта. Особое значение эстетики быта, в развитии эстетического восприятия отмечает К.В. Гавриловец и И.И. Казимирская в работе «Нравственно-эстетическое воспитание школьников». Эстетика школьного быта - это обстановка классов, кабинетов, залов, коридоров и т.д. Убранство вестибюля, оформление отрядного уголка, стендов - все это либо молчаливые помощники педагога в эстетическом, а, следовательно, и в нравственном воспитании школьников, либо его враги. Если ребенка с первого класса и до окончания школы окружают вещи, отличающиеся красотой, целесообразностью, простотой, то в его жизнь подсознательно входят такие критерии, как целесообразность, упорядоченность, чувство меры, т.е. критерии, которые позднее определят его вкусы и потребности.

Если в кабинете месяцами висит небрежно оформленная газета, если классный уголок не несет новой, интересной необходимой информации, если не уделяется должного внимания чистоте кабинета, у школьников постепенно складывается установка на терпимое отношение к излишествам, небрежности.

Эстетика поведения и внешнего облика, - не менее значимый фактор эстетического восприятия. Здесь существенное влияние на детей оказывает непосредственно личность учителя. Как отмечают К.В. Гавриловец и И.И. Казимирская, учитель в своей работе влияет на воспитанников всем своим внешним обликом. В его костюме, прическе проявляется эстетический вкус, отношение к моде, которое не может не влиять на вкусы юных. Модный и в то же время деловой стиль в одежде, чувство меры в косметике, выборе украшений помогают формировать у подростков правильный взгляд на соотношение внешнего и внутреннего в облике человека, вырабатывать у них «нравственно-эстетический критерий достоинства человека».

А.С. Макаренко также уделял большое внимание внешнему виду и утверждал, что у учеников ботинки должны быть всегда почищены, на костюме не должно быть никакой пыли.

Об эстетике поведения, или культуре поведения много говорил В.А. Сухомлинский. В культуру поведения он включает и культуру общения: общение между взрослыми и детьми, а также общение в детском коллективе. Сила воспитательного воздействия внутриколлективных отношений на развитие эстетического восприятие личности, по его мнению, заключается в том, что опыт общения, даже если он недостаточно осознается, глубоко переживается человеком. Это переживание «себя среди людей», стремление занять желаемое положение среди них является мощным внутренним стимулом формирования личности.

Помимо воздействия на ребенка средств окружающей действительности, развитие эстетического восприятия осуществляется целенаправленно в школе. По словам Д.К. Ушинского каждый предмет в школе может эстетически восприниматься: «в любом предмете есть более или менее эстетический элемент». Любой предмет, будь то математика, физкультура, природоведение вызывает в школьнике эстетические чувства посредством своего материала.



2.2. МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ
В основе методики эстетического воспитания лежит совместная деятельность педагога и ребенка по развитию у него творческих способностей к восприятию художественных ценностей, к продуктивной деятельности, осознанного отношения к социальной, природной, предметной среде. Успех этой работы во многом определяется тем, в какой мере учитываются индивидуальные особенности, потребности и интересы воспитуемого, уровень его общего развития. Эстетическое восприятие жизненных явлений всегда индивидуально и избирательно. В основе его лежит эмоциональный отклик на прекрасное. Ребенок всегда откликается на красивое в природе, предметном мире, искусстве, на добрые чувства людей. Большое значение при этом имеют личный опыт юной личности, её побуждения, стремления, переживания.

Методы формирования эстетического восприятия очень разнообразны. Они зависят от многих условий: объема и качества художественной информации, форм организации и видов деятельности, возраста ребенка. Немалую роль играют уровень подготовки, мастерство и способности педагога. Эстетическую информацию ребенок получает по многим каналам (социальная среда, предметный мир, природные явления, художественные произведения). Поэтому так важен метод целостного восприятия сюжета картины, сказки, музыкально-образного построения фортепьянной пьесы. В дальнейшем, чтобы помочь ребенку вслушиваться в звуки, вглядываться в краски и формы предмета, педагог направляет его внимание на более детальное восприятие, целенаправленное наблюдение. Например, при просмотре телепередачи взрослый предлагает ребенку обратить особое внимание на отдельные персонажи, их поведение, повадки.

Точно классифицировать методы эстетического восприятия трудно, поскольку они существуют всегда в тесной взаимосвязи с другими. Например, наблюдая с детьми за красивыми движениями плавающих в аквариуме рыбок, воспитатель использует наглядный метод. Если при этом он задает вопросы, поясняет что-либо, то применяет также словесный метод. Привлекая детей к оборудованию аквариума, его украшению, педагог пользуется и методом практических действий.

Педагогическая наука и практика определяют ряд наиболее эффективных методов, способствующих формированию у детей эстетических чувств, отношений, суждений, оценок, практических действий:

— метод убеждения, направленный на развитие эстетического восприятия, оценки, первоначальных проявлений вкуса;

— метод приучения, упражнения в практических действиях, предназначенных для преобразования окружающей среды и выработки навыков культуры поведения;

— метод проблемных ситуаций, побуждающих к творческим и практическим действиям;

— метод побуждения к сопереживанию, эмоционально-положительной отзывчивости на прекрасное и отрицательному отношению к безобразному в окружающем мире.

Особенность метода убеждения применительно к эстетическому воспитанию состоит в том, что использовать его можно только тогда, когда воспринимаемое явление — прекрасно. Эмоциональный отклик возникает у ребенка при непосредственном соприкосновении с произведениями искусства, при участии его в общественных праздниках и т.д.

Сущность метода приучения, упражнения в том, чтобы ребенок научился вслушиваться, вглядываться, оценивать прекрасное и соответственно активно действовать. Систематические упражнения в художественной деятельности, посильное участие в практике преобразования ближайшего окружения углубляют активность детей. Но убеждать надо не только путем непосредственного воздействия прекрасного в искусстве, обществе, быту, природе. Надо активно влиять словом на сознание ребенка, привлекая его к практическим действиям.

Рассмотренные методы помогают пробуждать у детей чувство прекрасного, желание действовать по-своим, детским, но все же, законам красоты.

2.3. СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ
Чтобы усилить воспитывающий и развивающий характер обучения, следует применять как методы воспитания (убеждения, приучения), так и методы обучения, развивающие самостоятельность, инициативу, творчество. Это сущность проблемно-поискового метода, широко применяемого в современной дидактике. Проблемно-поисковым он называется потому, что воспитатель предлагает детям самим найти способы решения намеченного замысла. Например, детям предлагается изобразить какой-либо персонаж из сказки после ее прослушивания. Эту задачу они решают самостоятельно. Можно сделать удачный или неудачный выбор персонажа и тем усложнить или облегчить выполнение задания. Нужно подумать, как лучше изобразить его (вылепить из глины или нарисовать), какими способами лучше воплотить свой замысел. Таким образом, ребенок учится думать, искать, находить решение, т. е. вести поисковую деятельность. Чтобы обучение носило развивающий характер, воспитатель должен применять обобщенные способы действий, которые являются основой конкретных методических приемов. К числу таких способов относятся:

— способы ориентировки в звуковых, зрительных ощущениях, восприятие выразительно-изобразительных средств каждого вида искусства (приобщение детей к художественным произведениям должно базироваться на сенсорной основе);

— способы приобщения детей к идейно-эмоциональному содержанию произведений путем соучастия и сопереживания (если ребенок научится сопереживать — будет достигнут необходимый нравственно-эстетический эффект);

— способы целостного и аналитического подхода к художественным явлениям (дети, как правило, воспринимают произведение непосредственно и целостно, однако приобретение навыка различать выразительные средства по контрасту или сходству позволит им при последующих встречах с произведением воспринять его полнее и глубже);

— способы ориентировки в самостоятельных действиях при восприятии, исполнительстве и продуктивном творчестве.

Таким образом, при разучивании произведений или решении художественных задач следует активно применять способы, позволяющие целенаправленно руководить сенсорной ориентировкой детей, их эмоциональным восприятием, целостным и дифференцированным, самостоятельными, творческими действиями.

Занятия как организационная форма обучения дают возможность планомерно и систематически воздействовать на формирование художественного вкуса и заинтересованного отношения ребенка к материалу и самому учебному процессу. Причем речь идет не только о музыке, рисовании, поэзии, но и о занятиях по развитию речи, ознакомлению с общественными явлениями, природой и т.д. Это воздействие достигается использованием материала, самим ходом процесса обучения и его оборудованием. Например, воспитатель ведет занятие увлекательно, в хорошем темпе, умело сочетая объяснение, вопросы и показ с иллюстрациями. Дети выполняют все задания заинтересованно, с готовностью. Оборудование занятия также должно отвечать не только учебным задачам, но и художественным требованиям. Ребенок испытывает удовольствие, если, допустим, при обучении счету пользуется пособиями красивой окраски и формы, выполненными из привлекательных современных материалов. При этом его познавательные функции активизируются. Обучение и учение — двусторонний процесс, включающий в себя:

— методы обучения, предпринимаемые воспитателем;

— способы учения, которыми пользуется ребенок, приобретая художественные знания и умения.

Разносторонний характер действий педагога вызывает соответствующую реакцию у детей. Например, объяснительно-иллюстративный метод вызывает исполнительские, репродуктивные действия («Нарисуй, как я показываю». — Ребенок точно следует указаниям). Метод объяснительно-побуждающий ориентирует на самостоятельный поиск («Послушай пьесу, подумай, какого она характера»).



2.4. СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

Особое место в системе формирования эстетического восприятия занимает принцип взаимосвязи элементов, в котором отмечено, что поскольку эстетическое воспитание вовлекает в себя все факторы жизни и деятельности человека, то главная задача состоит в том, чтобы найти взаимосвязь и взаимодействие эстетического воспитания средствами искусства и средствами действительности. Только в этом случае можно говорить о системе эстетического воспитания, которая понимаемается не как сумма мероприятий, а как совокупность общих теоретически обоснованных принципов воспитания, с непременным учетом возрастной последовательности.

Художественная деятельность соответствует различным видам искусства, литературы и направлена на приобщение детей к рисованию, лепке, пению, танцам, театрализованным играм и т.д. К используемым при этом средствам можно отнести литературные, музыкальные произведения, иллюстрации, малые скульптуры, принадлежности кукольных, теневых театров, художественные материалы для аппликаций и т.д. Они помогают усвоению разных способов действий, в ходе которых возникает процесс эстетического развития ребенка. Полученные результаты свидетельствуют о достигнутой цели. При ознакомлении с ними оценивается развитие каждого ребенка.

Литературное произведение, являясь конструирующим, стержневым в процессе формирования эстетического восприятия, взаимопереплетается с изобразительным творческим процессом, обеспечивая реализацию триединой дидактической цели: образовательной, развивающей, воспитывающей.

В результате общения с художественным произведением у школьников воспитывается культура эстетического восприятия, чувствительность к духовным ценностям, красоте художественного слова, его образности, поэтичности, яркости, а в процессе изобразительной деятельности дети учатся видеть гармонию изображения, линии, цвета, у них пробуждается интерес к творчеству и постепенно развивается самостоятельное эстетическое видение и эстетическая оценка.

Подбор произведений детской художественной литературы, доступный пониманию детей и отражению образов этих произведений в изобразительной деятельности ребенка является средством повышения эффективности эстетического воспитания и развития.

Организованная таким образом педагогическая деятельность включает следующие этапы взаимосвязи:

- работа с литературным текстом;

- выявление средств выразительности художественной литературы и осмысление их эстетической значимости;

- развитие и взаимосвязи художественно-речевой и изобразительной деятельности при восприятии и создании литературного образа;

- активизация художественно-творческих проявлений детей, нацеленных на использование образных средств выразительности литературы в развитии замысла собственного рисунка.

Важным средством формирования эстетического восприятия является музейная педагогика. В силу своей культурной природы музеи, как объекты эстетической среды, способны играть большую роль в нравственно-эстетическом просвещении и воспитании. Как феномен нравственно-эстетического формирования личности музей замечателен тем, что:

Во-первых, основным средством педагогического воздействия в нем выступают классические памятники мировой культуры;

Во-вторых, в центре музейного педагогического процесса всегда находится подлинник истории и культуры.

Эти обстоятельства приобретают особое значение в связи с тем, что в наше время определяющим фактором формирования нравственного, эстетического, художественного миропонимания становятся образцы массовой культуры, сомнительного художественного и эстетического качества. А музей – это тот остров духовности в современном художественном процессе, куда еще не добрался ураган китча и полукультуры.

2.5. ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ
Использование тех или иных приемов в эстетическом воспитании зависит от того, какие качества, способности взрослый хочет развить у ребенка. В одном случае необходимо развить инициативу и самостоятельность, которые нужны при выполнении любой деятельности, в другом — специальные способности, связанные с музыкальной, изобразительной, словесно-художественной практикой.

Важным условием художественной деятельности детей являются их самостоятельные действия, которые, в свою очередь, находятся во взаимосвязи с действиями взрослых. Нужно обеспечить такую систему приемов, которая позволила бы ребенку самому справляться с заданием. Различают два вида приемов воздействия на формирование восприятия, воспроизведения, исполнительства.

Первый. Педагог побуждает детей к самостоятельным высказываниям по поводу содержания, характера, выразительных средств произведения, к оценке выполнения задания своего и своих сверстников, к различным сопоставлениям, сравнениям, проводимым самими детьми.

Второй. Дети выполняют задание без помощи воспитателя, в более сложных условиях, например поют без фортепьянного сопровождения, двигаются без предварительных напоминаний, рисуют по собственному замыслу. Самостоятельные действия проявляются и в более легких условиях, когда воспитатель подсказывает, что надо сделать, и ребенок получает задание самостоятельно исправить недочеты своего исполнения, прибегнув к самоконтролю.


Овладев способами самостоятельных действий на занятиях, ребенок применяет их в иных условиях без посторонней помощи.

Эстетическое воспитание предусматривает и специальные приемы для развития творческих способностей, включающих качество восприятия и воспроизведения; различение сочетаний цвета, формы, объема; соотношение музыкальных звуков по их высоте, длительности, тембру, динамике; музыкальный, поэтический слух, художественный вкус и т.д.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По материалам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Педагоги, методисты, направляющие познавательную и воспитательную деятельность школьников, должны:

Во-первых, обращаться к комплексным взаимосвязям, взаимодействиям человеческих проявлений отношения к природе, как эстетической среде обитания школьника, ее красоте и ценности, к отражению различных граней природы;

Во-вторых, формировать целостное постижение эстетической среды, как сложного, многоэлементного объекта, в котором все закономерно сочетается и вовлечено в процессы жизни (это относится как к живой, так и к не живой природе, что возможно только при постоянном акцентировании взаимосвязей различных форм отражения и оценки природы человека).

Важное место в формировании эстетического восприятия отводится обучению освоения художественной среды в виде различных произведений искусства и видов творчества.

Обогащая запас сенсорно-гармонических впечатлений ребенка мы развиваем его оценочные способности и готовим к будущим контактам и будущему поведению в эстетической среде. Тем самым дается основа для становления ценностных ориентаций личности, ее нравственно - эстетической позиции.

В результате воздействия на формирование эстетических эмоций, суждений, на активизацию творческой деятельности эстетического характера у школьников по отношению к природе и художественной среде возникает перенос их эмоционально-положительного настроя и на другие виды деятельности, включающей природные объекты, учебно-познавательную и трудовую деятельность.

Овладение ребенком современным уровнем эстетического восприятия позволяет сформировать у юной личности необходимые положительные качества для её гармонизированного развития и совершенствования.



ЛИТЕРАТУРА


  1. Гавриловец К.В., Казимирская И.И. Нравственно-эстетическое воспитание школьников. Минск: Наукова думка, 1988. – 356 с.

  2. Дошкольная педагогика. /Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой.– М.: Просвещение, 1988. – 256 с.

  3. Зверев И.Д. Экологическое и эстетическое образование школьников. – М.: Педагогика, 2004. – 140 с.

  4. Котикова О.П. Эстетическое воспитание старшеклассников: - Минск: Университет, 1999. -157 с.

  5. Котикова О.П. Психологические аспекты развития эстетического восприятия старших подростков / Психологический журнал, 2006, №2(10), с. 26-29.

  6. Краткий словарь по эстетике. /Под ред. М.Ф. Овсянникова. – М.: Просвещение, 2003. – 223 с.

  7. Ларин А.Е. Эстетическое воспитание – Минск: Высшая школа, 2002. – 274 с.

  8. Линник Ю.В. Природа и эстетическое воспитание. – В кн.: Основы эстетического воспитания. М., 1975.

  9. Лихачёв Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. - М.: Просвещение,1985. – 176 с.

  10. Назаретская К.А. Формирование интересов учащихся в области искусства. – Казань: КГУ, 2000.– 154 с.

  11. Природа и функции эстетического. М.: Просвещение, 2008. – 246 с.

  12. Салеев В.А. Ивашкевич О.В. Эстетическое восприятие и детская фантазия – Минск: НИО, 1999. -126 с.

  13. Смольянинов И.Ф. Красота природы и воспитание красотой. - М.: Республика, 2005. - 64 с.

  14. Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика. – М.: Современная литература, 2004. – 216 с.

  15. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: /Под ред. Лабковской Г.С. – М: Просвещение, 1983. - 304 с.

  16. Эстетическое воспитание школьников. Вопросы теории и методики //Под ред. М. Д. Таборидзе. – М.: Педагогика, 2008. – 101 с.


Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет