Эвристический этап источниковедческого исследования
В современной источниковедческой литературе вопрос о проблемах выявления источников рассматривается как необходимый, первоначальный этап. С одной стороны, очевидно, что он - один из самых трудоемких, занимающих очень много времени. С другой стороны, по справедливым словам В.В. Кабанова и В.А. Муравьева, в процессе поиска и сбора источников появляется “самый настоящий охотничий азарт”. Исследователя “ждут сомнения и разочарования по поводу одних документов и радость в случае неожиданных находок или успеха целенаправленных поисков”1.
Главное, что должен усвоить молодой ученый (историк или источниковед) - выявление источников - это не рутинная работа, а творческий процесс, обладающий большой силой эмоционального воздействия на исследователя и во многом предопределяющий результаты всего исследования.
§ 1.Термин “эвристика” в литературе
В отечественном источниковедении термин “эвристика” используется по-разному. Одни авторы отождествляют ее с информатикой, другие выделяют ее в специальную историческую дисциплину, третьи обозначают этим термином поисковый этап источниковедческого исследования. Историографическому анализу, обобщению и критике указанных позиций посвящен ряд работ2. Коротко рассмотрим все три предложения.
Первое - отождествляющее эвристику с информатикой. Идея о взаимосвязи источниковедческой эвристики и информатики отражает процесс интеграции наук, особенно если учитывать, что эвристика играет большую роль в обеспечении информационных потребностей исторической науки. Однако концепция о слиянии источниковедческой эвристики с информатикой представляется спорной.
Информатика изучает теоретические и прикладные аспекты формирования информационной основы естествознания и обществоведения. Предмет информатики - анализ структуры и общих свойств, закономерностей создания, преобразования, передачи и использования информации. Практическая цель информатики - наиболее эффективным образом донести информацию во всей ее полноте до потенциального потребителя3. При этом не ставится задача качественной оценки информации, поскольку каждая отрасль научных знаний решает этот вопрос самостоятельно, исходя из своего предмета и метода.
В исторической науке теоретические и практические вопросы, связанные с выявлением источников, передачей их информации, методикой ее аналитико-синтетического и аксиологического исследования, изучает источниковедение. Прослеживается известная близость (но не слияние) источниковедения и информатики, имеющих ряд общих задач. В литературе уже отмечалась возможность интеграции, взаимного дополнения научных дисциплин, изучающих “процессы создания, накопления, обработки различных документальных источников и информации”4. Однако вряд ли следует отождествлять с информатикой как источниковедение в целом, так и часть его - эвристику. Это объясняется тем, что ее задачи включают поиск, выявление источников, но не изучение и оценку их информации.
Второе предложение относительно понимания термина “эвристика” -выделение источниковедческой эвристики в специальную или отдельную вспомогательную историческую дисциплину. Сторонники этой точки зрения исходят из того, что ее задачей является разработка теории и практики поиска исторических источников5.
Однако решение эвристических проблем входит в задачи и других научных дисциплин, в частности, в архивоведение и библиографию. В этом смысле архивная и библиотечная эвристики близки к источниковедческой эвристике. Объект первой - архивные материалы, объект второй - опубликованные материалы, а объект источниковедческой эвристики - любые исторические материалы вне зависимости от места их хранения или опубликованности. Предмет архивной, библиотечной и источниковедческой эвристики един - все они нацелены на выявление любых носителей информации, на внедрение их или ее в научный оборот. При этом каждая из них входит в свою отрасль научных знаний, способствуя их информационному обеспечению: архивная эвристика - часть архивоведения, библиотечная - часть библиотековедения, а источниковедческая эвристика - часть источниковедения. Близость их объекта и сходство предмета свидетельствуют о неправомочности выделения источниковедческой эвристики в отдельную (специальную или вспомогательную) историческую дисциплину.
Сторонники третьего предложения понимают термин “эвристика” как
Достарыңызбен бөлісу: |