Феофан Прокопович – просветитель и литератор
Идеологом петровской государственности, преданным Петру I и его делу, был Феофан Прокопович (1681–1736) – богослов и церковный реформатор, выдающийся оратор и публицист, драматург и лирик, основоположник русского классицизма. В творчестве Феофана Прокоповича Петровская эпоха нашла своё полное и всестороннее выражение. Борьбе за осуществление петровских реформ он посвятил свою жизнь и творчество.
Его настоящее имя Елеазар, а Феофан Прокопович – псевдоним (это имя покойного дяди, учёного монаха). Он был сыном небогатого украинского купца, рано осиротел. Получив образование в знаменитой Киево-Могилянской академии, продолжил его в Польше (с принятием католической веры). Затем в течение трёх лет обучался в Италии, в римском колледже иезуитов. Там, кроме богословия, изучал античных авторов. Работая в Ватиканском книгохранилище – лучшей библиотеке мира, защитил диссертацию и стал доктором богословия (в 1701 г.). Тайно покинул Рим, совершил путешествие по Германии и некоторое время слушал лекции в Галле, почерпнув здесь философские идеи рационализма и раннего Просвещения. Вернулся на Украину (при повторном крещении взял себе имя Феофан Прокопович) и с 1705 г. приступил к преподавательской деятельности в Киево-Могилянской академии. Читал курсы математики, физики, астрономии, логики, поэтики и риторики. В своих лекциях проявил себя как враг аскетизма, суеверий и религиозных чудес, напыщенности в поэзии и красноречии.
В 1709 г. в Киеве Феофан Прокопович приветствовал Петра I по случаю Полтавской победы (произнес речь-панегирик), через 7 лет был вызван в столицу, возведён в сан архиепископа и назначен вице-президентом Святейшего Синода. Пётр поручил ему руководство всеми церковными делами. Стремительная политическая карьера Прокоповича, дважды менявшего вероисповедание, завершилась после смерти царя-преобразователя. Одним из первых в русской литературе Феофан Прокопович создал образ Петра: строителя Петербурга, героя Полтавской битвы, работника на троне.
Петровские реформы он пропагандировал в проповедях. Феофан известен как прекрасный оратор. Его проповеди носят светский характер, они очень гражданственны и патриотичны. Их основные идеи сводятся к следующему: чем Россия была до Петра и чем стала. Прокопович утверждал в проповедях концепцию: «Государь – верховный судия в делах светских и духовных». В проповедях Прокоповича прославлялись военные успехи России. Сатирический характер проповедей был связан с упоминанием врагов реформ. Феофан Прокопович преобразовал традиционную церковную проповедь в «слово», т.е. в публицистическую речь − на актуальную общественно-политическую тему, с гражданским содержанием.
Во время похорон царя Феофан произнёс «Слово на погребение Петра Великого» (1725), в котором были подведены итоги деятельности Петра I; искренняя и глубокая скорбь сочеталась в нём с гордостью за Россию и призывом к продолжению «дел Петровых».
Феофан Прокопович был теоретиком литературы. В 1705 г. он в курсе лекций «О поэтическом искусстве», который читал в Киево-Могилянской академии (лекции его были основаны на изучении Аристотеля, Горация и др. источников), сформулировал принципы, свойственные классицизму в целом. Трактаты Феофана Прокоповича «Поэтика» (1705) и «Риторика» (1706–1707) – первые значительные памятники русской теории поэзии, сыгравшие важную роль в становлении русского классицизма. Прокопович требует от поэзии серьёзной проблематики, высокой нравственности, глубокого патриотизма и художественности.
В «Поэтике»
-
осмысляется специфика поэтического искусства;
-
даётся характеристика литературных жанров,
-
закладываются основы учения о стилях,
-
ставится проблема соответствия содержания и формы;
-
на первый план выдвигается воспитательная, гражданственная роль литературы (цель поэта, по Феофану, – «учить людей, какими они должны быть при том или ином положении в жизни»);
-
излагается учение о художественном вымысле («подражании») как способе обобщения действительности (поэт, по Феофану, должен «в определенных отдельных лицах отмечать общие добродетели и пороки» и изображать событие «не так, как оно происходило в действительности, но так, как оно должно было произойти»).
Для истории литературы наибольший интерес представляет деятельность Прокоповича как драматурга и стихотворца. В 1705 г. им была написана «трагедокомедия» (или трагикомедия) «Владимир». Пьеса рассказывает о появлении христианства на Руси (фабула взята из «Повести временных лет») и сопутствующей этому борьбе князя с врагами новой
веры – языческими жрецами и одновременно с самим собой, с неизжитыми ещё страстями и приманками языческой жизни.
Жанровое наименование «трагедокомедия» связано с тем, что пьеса соединяет в себе и прославление Владимира как реформатора, которому Русь обязана просвещением (=крещением), и осмеяние упрямых и своекорыстных противников реформ (жрецов Курояда, Пиара, Жеривола). Серьёзные моменты сплетаются с моментами комическими, остросатирическими.
Пьеса отличается публицистичностью и дидактичностью – в ней пропагандируются преобразовательская деятельность Петра I и его борьба с защитниками старины, преимущественно с консервативным духовенством. Владимир – историческое уподобление Петра I. Крещение Руси, протекавшее в борьбе с врагами новой веры, – аналог петровской реформаторской деятельности. Это первый опыт русской исторической драмы. Образ Владимира-крестителя (=преобразователя и просветителя) – это предвосхищение образа просвещённого монарха в русской классицистической драматургии.
Трагедокомедия «Владимир» является выдающимся произведением литературы Петровской эпохи.
Перу Феофана Прокоповича принадлежит ряд лирических стихотворений светской тематики. Но в XVIII в. как поэт он был почти неизвестен: при жизни опубликовано (на русском и польском языках) всего одно его стихотворение, самое большое по объёму, – «Епиникиóн» (1709). Это стихотворение о победе России над Швецией в Полтавской битве. Оно положило начало в русской литературе жанрам героической поэмы и торжественной оды.
Ф. Прокопович делал стихотворные переложения псалмов, писал эпиграммы, элегии, песни. Его называют основателем школы русской эпиграммы. Одним из первых он использовал в поэзии приёмы и мотивы народных песен.
В стихотворении «Плачет пастушок в долгом ненастьи» (1730) выражено личное чувство Ф. Прокоповича («пастушка» ― духовного пастыря, архиепископа). Пессимистическое звучание стихотворения созвучно настроению Феофана после смерти Петра I. В иносказательной форме автор с глубоким лиризмом передаёт свои душевные переживания, свою усталость от долгого «ненастья» (т.е. опалы, немилости). Стихотворение было положено на музыку и часто встречается в рукописных песенниках XVIII в., но без имени автора. Оно стоит у истоков русской элегии.
Феофан Прокопович – один из первых русских просветителей, оказавший огромное влияние на развитие Просвещения в России.
Достарыңызбен бөлісу: |